Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
УДК 338.242.2 ББК 65.04 С 13
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
инновационного потенциала региона
(Рецензирована)
Савчук Светлана Борисовна,
аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Аннотация. Динамичное развитие региональной экономики уже невозможно без интенсивной инновационной деятельности и высокого уровня инновационного потенциала. В статье представлен анализ развития экономического, научно-технического, образовательного и законодательного потенциалов Краснодарского края, которые и формируют инновационный потенциал региона.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал, региональная экономика.
research of formation of innovative potential of region
Savchuk Svetlana Borisovna,
graduate Student of Chair of management, marketing and business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Summary. Dynamical development of regional economy is already impossible without intensive innovative activity and high level of innovative potential. In article the analysis of development of economic, scientific and technical, educational and legislative potentials of Krasnodar territory which form innovative potential of region is presented.
Keywords: innovations, innovative activity, innovative potential, regional economy.
В настоящее время региональную экономику следует рассматривать как специализированную часть геоэкономической системы. Каждый регион должен максимально эффективно использовать уникальное сочетание своих факторов производства и выгод географического положения, создавать предпосылки для развития специализированных производств, чтобы наращивать конкурентное преимущество. Региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, так как использование инноваций обеспечит соответствующим структурам и региону в целом конкурентные преимущества, высокий предпринимательский доход, вследствие чего усилится конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.
Краснодарский край - субъект Российской Федерации, территориально входящий в Южный
федеральный округ. Это один из самых перспективных и наиболее динамично развивающихся регионов России. Он представляет собой многоотраслевой социально-экономический комплекс. Краснодарский край занимает ключевое положение в Южном федеральном округе РФ, определяет лучшие по сравнению с другими регионами округа основные показатели развития, более диверсифицированную и современную экономику с высокой долей малого предпринимательства. Здесь самый высокий в округе уровень валового регионального продукта на душу населения, собственных доходов бюджета, инвестиций в основной капитал [5].
В Краснодарском крае сформирован внушительный научно-образовательный комплекс, в котором гармонично сочетаются академическая, отраслевая, вузовская наука и профессиональное образование:
- 52 организации, активно выполняющих исследования и разработки, около 80 научно-иссле-
54
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
довательских и конструкторских организаций, 34 высшихучебных заведений, 77 филиалов вузов, более 50 научнс-технических подразделений! на промышленных предприятиях;
- 74 государственных и негосуда]оственныч средних професииональеых образовательных учреждений, билее 15 сбразовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров;
- ряд информационных цпнтров, центр» трансферта технологий, организации, оказывеющие кон-еалтинготыеуслуои [1, 2].
Числе организений, в едущих по деототку аспирантов и докторантов, растет (рисунки 1,2), [2, с.21-23].
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки
80
70
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рисунок 3. Сводная информация по количеству организаций, выполняющие научные исследования и разработки в Краснодарском крас? за период с 2007 года по 2012 год
Состояние деятельности аспирантуры
Рисунок 1. Динамика числа организпций, ведущих подготовку аспирантов в Краснодарском крае
Состояние деятельности докторантуры
Рисунок 2. Динамика числа организаций, ведущих подготовку докторантов в Краснодарском крае
Если рассмотреть организации, выполняющие научные исследования и разработки, то видно, что с 2007 года их количество падает (рисунок 3) [2, с.17].
Однако, как мы знаем, количество не всегда влияет на качество. Так, объем выполненных научных исследований и разработок постепенно увеличивается (рисунок 4), [2, с.24].
Учёные Краснодарского края выполняют фундаментальные и прикладные исследования в области биологии и медицины, химии и физики, математики, социальных и гуманитарных наук.
Фундаментальные исследования поддерживаются государством, прикладные - на основе государственно-частного партнёрства.
Объем выполненных научных исследований и разработок, млн. рублей
9000
8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
[000
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рисунок 4. Сводная информация по объему выполненных научных исследований и разработок в Краснодарском крае за период с 2007 года по 2012 год
Крупные научные и промышленные центры расположены в городах: Краснодоре, Новороссийске, Кропоткине, Армавире, Усть-Лабинске, Крым-ске, Абинске, Тихорецке, Тимашевске, Славянске-на-Кубани.
В настоящее время в регионе осуществлнют деятельность следующие объекты инновационной инфраотруктуры:
Межрегиональный центр оеслуживания малых и средних предприятий ООО «Югинформин-вест» с инновационным технопарком;
Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в ноучно-еехнмческой сфере Краено-дарского края»;
ГУП КК «Краснодарский краевой инновационный цент]:» развития мал ого и среднего бизнеса».
В Краснодарском крае есть интересные технос логические проекты и малые инновацмонные компании, имеют; ие эксперименталмные образцы прсов дукта и техналогические решения.
Если рассматривать рейтинг инновационной активности субъектов РФ за 2012 год, можно сделать вывод, что ситуация в инновационном секторе региона стабильно улучшается [4].
55
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Респ. Мкрий Эл
Чеченсокя респ.
-
Респ. Скхк (Якутия)
Респ. Бурятия шштшшм 1
Крьстоньрсоий ор.
Тюменсокя обл. Ж
Томсокя обл.
г. Скнот-ПетерОург ь
Респ. Ткткрсткн к-.
г. Мосовк
■ Место в рейтинге в 2012 г. <6 Место в рейтинге в 2011 г.
■ Место в рейтинге в 2010 г. ^ Место в рейтинге в 2009 г.
0 20 40 60 80 100
Рисунок 5. Рейтингинновационной ак0ивности субъектов РФ за 2009-20 12 года
Данные анализа свидетельствуют, что Краснодарский край поднялся в2010 годуна 9 позиций по сравнению с 2009 годом, ив2011 году также на9го-зиций по сравнению с2010 годгм. Кроме того, регион, обладая средней инновационной активностью, занял 21 место из 83 в 2012 году (рисунок 5) [1].
Однако, в регионе сравнительно невелика доля инновационно активных организаций: в 2010 году она составила 6,2%от общего числа обследованных оргаиизаци й, в 2011 - 6,1%, а в 2012 году - 7,4%, однако это значение не превышает наблюдаемого макоимумо в 2007 году, когда эта жн доля составляла 7,9% (рисунок 6) [2, с.36].
■ Число оргкнизкций, занимавшихся инновкционной деятельностью
■ Число оргкнизкций, не занимавшихся инновкционной деятельностью
Рисунок 6. Сводная информация по количеству организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в Краснодарском к рае за период с 2007 го да по р012 год
Следует отметить шиболее тиновационно активные районы края в 2012 году: Тбилисский (28,6%), Новопокровсоий (23,5%), г. Нивороесийск (21,4%), Коневской (16,796) [2, с.39]. Нл в целом, снижение или нестабильность инновационной активности прослеживается с 2008 года практически по всем видам экономической деятельности, за исключением следующих: текстильное и швейное п]гоизводство, производство резиновых и пластмассовых изделий, связь. И только в 2012 году заметен небольшой рост показателей.
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации в целом возросли почти в 16 раз по сравнению с 2009 годом, однако с 2011 года наблюдается рост ф инансовой поддержки только технологических и организационных инноваций, причем доминируют затраты на технологические инновации (в 2012 году они составили 99,5 %). Уровень же инновационной активности по всем видам инноваций повышается с 2010 года. [9, с.38]. Интересно отметить, что доля собственных средств организаций в затратах на технологические инновации росла только до 2011 года, а с 2011 года возрастает доля федерального бюджета, а также немного доля бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (рисунок 7), [2, с.41].
С 2008 по 2010 года наблюдается увеличение числа организаций, использовавших передовые производственные технологии, а с 2010 года виден небольшой спад [2, с.28].
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ,
56
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
2008 2009 2010 2011 2012
к прочие
ч. внебюджетные фонды
■ бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты
■ федеральный бюджет
■ соб-е ср-ва орг-й
Рисунок 7.Затраты на технологические инновации по источникам финансирования вКраснодарском крае за период с 2008 года по
2012 го д
услуг снизился с 2,1% (2008 г., 2009 г.) до 0,7% (2012 г.) [2,с.41].
В2012 году импорт техноеогий почти в 8 раз превысил экспорт по стоимости предмета соглашения, но стоит заметить, что по научным исследованиям экспорт превышает импорт в 3,5 раза [2, с.35].
Число организаций, выполняющих научиыи исследования и разработки, снизилось на 7% по сравнению с 2009 годом, но затраты на научные исследовательские разработки как внешние, так и внутренние стабильно растут с 2005 года. Больше всего средств в2012 году пошло на финансирование технических наук (29%), естественных наук (56%), сельскохозяйственных наук (11%) [2, с.27].
Что касается законодательной составляющей инновационного потенциала, то она представлена достаточно хорошо. Приняты законы, регулирующие отношения между представителями государственной власти, научно-технической деятельности и покупателями научно-технической продукции внутри региона. В законах предусмотрено финансирование научно-технической деятельности из разного рода источников, установлены основные тенденции государственной региональной инновационной политики в крае, меры государственной помощи представителям малого и среднего предпринимательства, а также поддержки деятельности в сфере инноваций на Кубани:
Закон от 30.06.1997 года № 93-КЗ «О науке (научной деятельности) и региональной научно-технической политике Краснодарского края»
Закон от 4.04.2008 года № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае»
Закон от 29.04. 2008 г. № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодар-ското крао до Г020 год а»
Закон от 05.04.2010 № 1946-КЗ «О государ-отвенной поддержку гнновационной деятельности в Краснодарском крае».
Приказ министерстоа стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Красродарского края от 16 сенттбря 21013 года № 94 «ОР официальном сайте р информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по информационной поддержке инновационной деятельности на территории Краснодарского края» Приказ министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 04 октября 2013 года № 369 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по возмещению (субсидированию) из краевого бюджета части затрат действующих инновационных компаний - субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, понесенных в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»
Приказ министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 04 октября 2013 года № 370 «О проведении отбора действующих инновационных компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в целях возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат, понесенных в связи с производ-
57
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
ством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг».
Разработаны долгосрочные краевые целевые программы:
«Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 - 2012 годы. Программа предполагает создание механизмов, направленных на сотрудничество представителей государственной власти, местного самоуправления, финансовых и предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по совершенствованию системы малого и среднего предпринимательства в крае. Финансирование программы поступает из краевого бюджета в течение всего периода реализации (2009 - 2012 годы) и составляет 728,417 млн. рублей.
«Поддержка экспорта в Краснодарском крае на 2010-2012 гг.». Общий объём финансирования программы из краевого бюджета в течение всего периода реализации (2010 - 2012 годы) составляет 116,013 млн.рублей. Программа нацелена на создание подходящих условий для наращивания конкурентоспособности товаров и услуг местных производителей, в том числе и инновационных, и привлечение необходимых ресурсов за счёт формирования эффективной системы международного и межрегионального взаимодействия Краснодарского края.
«Развитие инновационной деятельности в Краснодарском крае» на 2011-2013 годы. Цель данной программы - обновление инфраструктуры инновационной системы края и результативное применение его научного и технического потенциала, преобразование экономики путем использования
инновационных технологий. Программа финансируется из краевого бюджета и за весь период реализации (2011 - 2013 годы) субсидии составят 130,608 млн. рублей [6].
Итак, из проведенного исследования можно сделать вывод, что пик роста инновационной активности Краснодарского края приходится на 2006, 2007 года, далее происходит ее спад и, начиная с 2010 года, заметен очень слабый рост, который подтверждается не только статистическими данными, но и экономико-правовой базой региона. Анализ развития экономического, научно-технического, образовательного и законодательного потенциалов региона, которые и являются составляющими инновационного потенциала, показывает готовность региона к инновациям, а также к дальнейшему формированию инновационного потенциала.
ИСТОЧНИКИ:
1. Информация о системе высшего профессионального образования Краснодарского края. Информациолнно-ста-тистический сборник. Под редакцией Т.П. Хлоповой, руководителя департамента образования и науки Краснодарского края. - Краснодар, 2010.
2. Наука в Краснодарском крае /Стат. сборник //Официальное издание Краснодарского краевого комитета государственной статистики. - Краснодар. 2013.
3. Оганесян Т.Л. Региональная инновационная стратегия // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 3. С. 50-53.
4. Российская газета от 25.04.2013. URL:http://www.rg.ru (дата обращения 29.04.2013)
5. Савчук С.Б. Инновационное развитие Краснодарского края: проблемы и решения// Материалы IX региональной научно-практической конференции молодых ученых. Краснодар. 2012. С. 62-69
6. Сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL:http://www.kubzsk.ru (дата обращения 29.04.2013)
58