УДК 336 ББК 65.04 С 60
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(Рецензирована)
Солонина Светлана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (988) 244 61 47, е-mail: [email protected]
Ефанова Диана Игоревна,
студентка Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (861) 255 39 57, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются инновационно-инвестиционный процесс, его субъекты и особенности функционирования в России и в Краснодарском крае. Раскрыт потенциал региона в улучшении инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций как от внутренних, так и от внешних инвесторов. Основная задача по укреплению экономической безопасности региона заключается в стабильном финансировании инновационных процессов как фактора обеспечения устойчивости приоритетных отраслей экономики.
В статье проведен анализ статистических данных, характеризующих производство валового регионального продукта по основным видам экономической деятельности, которые формируют объективную оценку результатов деятельности субъектов инновационно-инвестиционного процесса. На основе данных по объемам и количеству инвестиций в отрасли экономики региона дана оценка их эффективности.
В результате анализа индикаторов, определяющих угрозы инвестиционной безопасности региона разработаны рекомендации по особо значимым проблемам, таким как усилить внимание состоянию основных фондов, инвестиционной активности, инновационному потенциалу и особенно законотворческому процессу в отношении инновационно-инвестиционной сферы региона.
Приведенные в статье результаты исследования могут быть использованы при подготовке государственных программ и проектов, содержащих систему мероприятий по развитию и реализации инновационно-инвестиционного потенциала России на основе институциональных и организационных преобразований.
Ключевые слова: инновационные проекты, субъекты инновационно-инвестиционного процесса, институты, организации, инновационный потенциал, инвестиции, инвестиционные проекты, экономическая безопасность, угрозы финансовой устойчивости региона.
EVALUATION OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITIES OF THE KRASNODAR TERRITORY
(Reviewed)
Solonina Svetlana Viktorovna,
candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of economic security of Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (988) 244 61 47, е-mail: [email protected]
Ephanova Diana Igorevna,
student of the Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (861) 255 39 57, е-mail: [email protected]
Summary. This article discusses the innovative-investment process, its actors and peculiarities of functioning in Russia and in the Krasnodar region. Revealed the region's potential in improving the investment climate to attract investment from both domestic and external investors. The main objective of strengthening the economic security of the region is stable funding of innovation as a factor in ensuring sustainability of the priority branches of the economy.
In the article the analysis of statistical data on gross regional product by main economic activities, which form an objective assessment of the results of the activity of entities innovation and investment process. On the basis of data on volumes and number of investment in sectors of the economy of the region to assess their effectiveness.
As a result of the analysis of indicators defining threats to the security of the region investment developed recommendations on particularly important issues, such as increased attention as fixed assets, investment activity, innovative potential and especially the legislative process with regard to innovation and investment in the region.
Listed in the article the results of research may be used in the preparation of State programmes and projects containing a system of measures for the development and implementation of innovation and investment potential of Russia on the basis of institutional and organizational transformation.
Keywords: innovative projects, innovative-investment process, institutions, organizations, innovative potential, investment, investment projects, economic security, threats to financial stability in the region.
На сегодняшний день экономика как Российской федерации в целом, так и Краснодарского края в отдельности имеет инновационный вектор развития. Основой ресурсного обеспечения инновационной деятельности являются инвестиции, отсутствие или недостаточность которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Рассмотрение данной темы на уровне региона, безусловно, актуально, так как не решено ещё множество вопросов в этих дополняющих друг друга сферах развития региона, а ведь конкурентоспособность региона в значительной степени зависит от состояния инновационно-инвестиционной сферы.
В рамках исследуемого вопроса следует рассматривать инновации и инвестиции в совокупности, из чего следует что инновационно-инвестиционный процесс - это процесс разработки, создания, либо внедрения инновационного продукта посредством привлечения для этих целей инвестиционных ресурсов. Такой процесс обеспечивается посредством четырёх основных субъектов процесса: государства, финансово-кредитных учреждений и банковской системы, менеджмента отдельных предприятий, а также отечественных и зарубежных инвесторов. Благодаря слаженному взаимодействию данных субъектов образуется функционирующий механизм, при этом к каждому региону он будет подстраиваться по-своему, в зависимости от того сколько инновационно-инвестиционной сфере уделяет внимания государство, банковская система, отдельные предприятия, и конечно же, на сколько активны в этом регионе будут инвесторы.
Что касается Краснодарского края, то он входит в число регионов, обладающих наиболее развитым инновационно-инвестиционным потенциалом. В крае активно развивается законодательная база, направленная на регулирование инновационных процессов, функционируют научно-исследова-
тельские центры, оказывается активная поддержка со стороны органов местной власти.
Схематично инновационно-инвестиционный процесс можно изобразить следующим образом (рис.1).
В каждом регионе субъекты представленного процесса будут оказывать влияние на развитие инновационно-инвестиционной сферы по-разному, так как процент участия каждого из них будет различен, где-то большая часть развития зависит от государства в лице региональных органов власти, а где-то от отдельных самостоятельных предприятий.
Применительно к Краснодарскому краю взаимодействие этих субъектов в целом сбалансировано, особенно в последние три года, когда этим вопросом занялись вплотную, из-за изменения политики государства в отношении регионов, то есть становления их на путь регионализации.
При анализе инновационно-инвестиционного потенциала следует отталкиваться от данных ВРП, так как следует развивать инновационную деятельность, а, следовательно, вкладывать инвестиции в те отрасли, которые составляют наибольший удельный вес в ВРП, чтоб получить ещё больший результат, но при этом не оставлять без внимания и менее активные отрасли1.
По данным ВРП видно что наибольший удельный вес в его структуре занимают такие отрасли как:
- оптовая и розничная торговля, обслуживание автотранспортных средств, сфера бытового обслуживания населения - 17,11%;
- транспорт и связь - 16,52;
- обрабатывающие производства - 12,92%;
1 Управление федеральной службы государственной статистики Краснодарского края и Республики Адыгеи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ krsdstat/ru/statistics/krsndStat/enterprises/investment/ (дата обращения 18.12.2017 г.)
Нормативно-правовое регу лирование
Государство
£
0
1
Государственные программы, государственная поддержка научных разработок, государственное стимулирование развития
Инноваинонно-инвестнпионнын процесс
Улучшение инвестиционного климата: повышение инвестиционной привлекательности: Разработка
привлекательных и эффективных инвестиии
онных Адаптация условии кредитования к
проектов , особенностям инновационного процесса:
специальные программы кредитования ННОКР: политика установления иены на ресурсы
^_^ Кредитно-финансовые учреждения, банковская __
система
--/
Рисунок 1. Инновационно-инвестиционный процесс*
* Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 18.12.2017 г.)
1
/ Эффек-
тивное
управление о
нннова-ционно- о —; *
инвест. 2
деятель- н
ностью: повыше- о н 3
ние
конкурен- о 3 э а в а
тоспособности
продук-
ции. ■а
повыше- н
ние 5
инноваци-
онной
', активности J
Таблица 1
Производство валового регионального продукта по основным видам экономической деятельности
2015 г. 2016 г. Абс.откл, млн.руб. Темп роста,% Уд.вес в 2016г., %
Валовойрегиональныйпродукт 1784833 1946760 +161927 109,1 100
втомчисле:
Сельскоехозяйство,охотаилесноехозяйство 182683 241736 +59053 132,3 12,42
Рыболовство, рыбоводство 1227 1322 +95 107,7 0,07
Добыча полезных ископаемых 11128 12649 + 1521 113,7 0,65
Обрабатывающие производства 216901 251544 +34643 116,0 12,92
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 50292 47933 -2359 95,3 2,46
Строительство 256587 211305 -45282 82,4 10,85
Оптоваяирозничнаяторговля;ремонт автотранспортных средств,мотоциклов,бытовых изделий и предметов личного пользования 321904 333122 +11218 103,5 17,11
Гостиницы и рестораны 55941 56605 +664 101,2 2,91
Транспорт и связь 267687 321592 +53905 120,1 16,52
Финансовая деятельность 4314 5250 +936 121,7 0,27
Операцииснедвижимымимуществом,арендаи предоставление услуг 144876 171971 27095 118,7 8,83
Государственноеуправление иобеспечениевоенной безопасности; обязательное социальное обеспечение 88921 89655 +734 100,8 4,61
Образование 59496 64060 +4564 107,7 3,29
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 84931 91848 +6917 108,1 4,72
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 37945 46167 8222 121,7 2,37
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 12,42%;
- строительство - 10,85%;
- операции с недвижимостью, аренда производственных и непроизводственных помещений -8,83%2.
Все эти отрасли экономики способствуют динамичному развитию региона и обладают достаточно устойчивым инновационно-инвестиционным потенциалом. При этом нельзя оставлять
Таблица 2
без внимания такие социально ориентированные сферы деятельности как образование, здравоохранение и предоставление других социальны услуг. Ведь именно эти виды деятельности формируют будущий кадровый потенциал, который сможет поддерживать и развивать вышеперечисленные отрасли. Далее, более подробно, следует остановиться на инвестировании и инновационной активности нашего региона.
Инновационную активность в Краснодарском крае рассмотрим на примере данных таблицы 3.
Инвестиции в основной капитал по основным видам экономической деятельности
2015 г. млн.р. 2016 г. млн.р. Абс.откл., млн.р. Темп роста, %
Инвестиции в основной капитал всего 594 598,0 457 745,2 - 136 852,8 76,98
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 20 100,7 20 196,7 + 96 100,48
Добыча полезных ископаемых 4 874,5 9 474,8 +4 600,3 194,37
Обрабатывающие производства 112 942,5 112 985,0 +42,5 100,04
Строительство 3 564,0 2 275,5 - 1 288,5 63,85
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22 606,0 23 425,5 +819,5 103,63
Транспорт и связь 239 612,7 191 200,1 - 45 412,6 79,80
Санаторно-курортный и туристский комплекс 106 963 161 563 + 54 600 151,05
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 39 333,8 20 403,4 - 18 930,4 51,87
Образование 6 659,6 7 149,0 +489,5 107,35
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 13 331,7 6 125,9 - 7205,8 45,94
Таблица 3
Инновационная активность в регионе
Показатели 2015 2016 Абс.откл. Темп роста, %
Организации, выполнявшие, научные исследования и разработки, единиц 66 106 40 160,61
Число организаций, осуществлявших технологические инновации в промышленной сфере, единиц 46 62 16 134,78
в том числе: - по добыче полезных ископаемых, единиц 2 2 0 100
- по обрабатывающим производствам, единиц 39 45 6 115,38
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 7585 9265 1680 122,15
Численность исследователей с учёными степенями, чел. 388 509 121 131
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн.руб. 5596,5 6792,0 1195,5 121,36
Разработанные передовые производственные технологии, единиц 10 35 25 350
Используемые передовые производственные технологии, единиц 3436 4460 1024 129,80
Инновационная активность организаций, % 6,2 6,5 0,3 104,84
Затраты на технологические инновации, млн.р. 5589,4 5515,4 - 74 98,68
Объем инновационных товаров, работ, услуг, % 1,4 1,0 - 0,4 71,43
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов (на конец года) - всего 32 28 - 4 87,5
Численность аспирантов (на конец года) - всего, человек 2149 2073 - 76 96,46
2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 18.12.2017 г.)
Из динамики развития вышеуказанных показателей усматриваются определённые тенденции для таких отраслей, как строительство и операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставления услуг, нехватка инвестиционной отдачи, несмотря на то, что в составе ВРП они занимают значительный удельный вес, таким образом, снижается инновационная активность в этих секторах и образуется дисбаланс. В настоящее время именно эти отрасли потеряли большое количество материального обеспечения, это связано не только с инвестиционными потерями, а ещё и со снижением спроса населения из-за увеличения стоимость квадратных метров.
По данным департамента инвестиций Краснодарского края объём привлечённых краем средств в 2016 году составил 430 000 млн руб., что на 27,7% меньше показателя 2014 года. Несмотря на активную политику, региону не удалось остановить процесс падения показателей в инвестиционной сфе-ре3. Причин такого положения не мало, в их числе приостановка крупных инновационно-инвестиционных проектов с долей государственного участия, а также очень жёсткая конкурентная борьба регионов. По материалам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Краснодарский рай находится на 7 месте, опережают его Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Тульская область, Тюменская область и Чувашская Республика. Очевидно, что «слабых игроков» в инвестиционном поле нет, поэтому в таких условиях нужно хорошо по-трудиться4.
Относительно инновационной активности Краснодарского края положительного мало, но всё-таки некоторые её показатели начали давать благоприятные результаты, благодаря которым край в 2016 году поднялся вверх на 11 позиций и занял 37 место, что позволило отнести его к группе средних инноваторов. Индекс инновационного развития края равен 101,1%, для сравнения - Ставропольский край - 105,0% 32 место, Ростовская область -125,1% 19 место, Москва - 190,3% 1 место.
Таким образом, по данным национального рейтинга можно сказать, что наблюдается процесс поляризации двух взаимодополняемых экономических категорий - инноваций и инвестиций. На мой взгляд, пользуясь имиджем инвестиционно привлекательного региона, нужно как можно больше разрабатывать и внедрять инновационные проекты
3 Сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/the-programme-coordinated-by-the-ministry-of/seiin-razv/inf-otch
(дата обращения 18.12.2017 г.)
4 Инвестиционный портал Краснодарского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.investkuban.ru/newslist/item-6756.html (дата обращения 18.12.2017 г.)
в отрасли АПК, транспорта и связи, санаторно-курортного и туристского комплекса и строительство. В крае действует программа «Социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края», в рамках которой проводятся различные конкурсы инновационных проектов, сопровождаясь вознаграждением, но запланированное финансирование не осуществляется в полной мере (80% от плана) уже несколько лет подряд5. В программе практически отсутствует мотивирование потенциальных разработчиков, а это в достаточной степени снижает инновационную активность. В общем виде получается, что край не в полной мере может рационально использовать достойный инвестиционный потенциал для увеличения инновационной активности.
По итогам 2015 года на активной стадии реализации в Краснодарском крае находилось 202 крупных инвестиционных проекта на общую сумму порядка 1 трлн. рублей с планируемым созданием более 18,7 тыс. новых рабочих мест в следующих наиболее значимых отраслях:
- агропромышленный комплекс - 64 проекта на общую сумму 30,4 млрд. рублей;
- курорты и туризм - 19 проектов на общую сумму 16 млрд. рублей;
- промышленность - 23 проекта на общую сумму 28,5 млрд. рублей;
- топливно-энергетический комплекс - 11 проектов на общую сумму 677,7 млрд. рублей;
- транспорт - 9 проектов на общую сумму 63,6 млрд. рублей;
- строительство - 6 проектов на общую сумму 28,8 млрд. рублей.
Из 202 крупных инвестиционных проектов в 2015 году реализовывалось:
- от 1-2 проектов в 10 муниципальных образованиях;
- от 3-5 проектов в 19 муниципальных образованиях;
- более 5 проектов в 12 муниципальных образованиях6.
Не реализовывались крупные инвестиционные проекты в Отрадненском, Тбилисском и Староминском муниципальных районах.
Кроме этого, в 2015 году реализовано 58 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 70,4 млрд. рублей, в результате чего создано свыше 4,2 тыс. новых рабочих мест.
5 Программа «Социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. (дата обращения 18.12.2017 г.)
6 Программа «Социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. (дата обращения 18.12.2017 г.)
Рисунок 2. Инвестиционные проекты по видам экономической деятельности, находящиеся на активной стадии реализации в шт.
7 кв. 207Ю
ЖКХ 1 2
Социальная сфера ■ с
Строительство ■ с
Топливно-энергетический комплекс м ас
Транспорт аа
Потребительская сфера ■ 18
Промышленность С2
Жилищное строительство 8р
с 2с ас 6С 8с асс
Вместе с тем, по итогам 2015 года в Краснодарском крае была приостановлена реализация 74 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 152,9 млрд рублей, в результате которой планировалось создать свыше 11 тыс. рабочих мест.
В 2016 г. в общей сложности реализовалось 257 крупных инвестиционных п]сс ектовна общую сумму порядка 1,2 трлн рублейсо сроком реализации до 2030 года, в результате которых заплатир ова то создание 30 тысяч новых ра0с чих мест, за год реализовано 85 проектов.
В разрезе видов экономической деятельности реализуемые во II квартале 2016 г. крупные инвестиционные проекты подразделяются:
- агропромышленный комплекс - 86 проектов на общую сумму 54 млрд рублей;
- жилищное строительство - 77 проектов на общую сумму 323,3 млрд. рублей;
- промышленность - 28 проектов на общую сумму бЗмлрд.рублей;
- курорты и туризм - 23 проекта на общую сумму 29,4 млрд. рублей;
- потребительская сфера - 14 проектов на общую сумму 20,5 млрд. рублей;
- топливно-энер гетический к омплекс- 11 проектов нао бшуп сумму 664,5 млрд.лублей;
- транспорт - 9 проектов на общую сумму 61,3 млрд. рублей;
- социальная сфера - 5 проектов на общую сумму 1,8 млрд. рублей;
- строительство - 4 проекта на общую сумму 1,3 млрд. рублей.
Как видим, количество крупных инвестиционных проектов, находящихся на активной стадии их
реализации, 2016 г. увеличилось на 55 шт. по срав-нен7ю с 2015 г.
Хотелось бы выделить положительную динамику в ртбт те МО город Новороссийск в сфере инвестиционного потенциала. Так например, в 2016 года началась реализация крупного инвестиционного проекта «Модернизация технологической линии по произаодству цемента по «сухому способу» производительностью а000 тклинкера в сутки на территории производств «Цементный завод «Первомайский» (ОАО «Новоросцемент»), сумма инвестиций 621 млн рублей.
В Крымском районе активно реализуется проект по закладке садов интенсивного типа (1 очередь) (ООО «Южные земли»), сумма инвестиций
- 1,3 млрд. рублей7.
В Тихорецком районе началась реализация проекта по модернизации и расширение действующих производственных мощностей (ООО «Тихорецкий йрвоваренндй зрвод»), суммаинвестиций
- 460 млн. рублей.
По незулвтешан деятеленосен Деларлтменэа по итогам I квартала 2017 года в крае на активной стадии уже 341 крупный инвестиционный проект (сэоимнстью свышл 100 млп. шуб), общая сеоилесль ароектовсоставляее 1,НМ ерлс. руЛ и лаплаписова-но свыше 43,8 тысяч новых рабочих мест.
На активной стадии по итогам I квартала 2017 года проекты в разрезе видов экономической деятельности в количественном и денежном выражении представлены на рисунках 2 и 3.
7 Программа «Социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. (дата обращения 18.12.2017 г.)
Рисунок 3. Инвестиционные проекты по видам экономической деятельности, находящиеся на активной стадии реализации в млрд руб.
1 кв. 2017
800 700 600
500 343,4 400 300 200 100 0
726,7
72,9
116,8
7,8
V & г$> "У
Л*
100,3
37,1 2,2 2,2
Р* «Г «Р
У
Из рисунков 2 3 видно, что по кол честву проектов лидирует отрасль АПК - это порядка 108 крупныхпр.оектов, а минимальное нрлиынство крупных проекхов еоырееоточено в некиыоерасьхх эконочичи хок етроитерьствх,социальися офер а х ЖКХ. Это вполне оптимальная ситуация для Краснодарского края, так как подобная динамика прослеживается практически во всех аналитических исследованиях не только инвестиционного харак-тера8.
Что же касается суммарных инвестиционных вложений в крупные проекты, то лидером стал топливно-энергетический комплекс - половина всех инвестиционных вложений - 726,7 млрд. руб, видимо, это связано с дороговизной оборудования и технологий в этой сфере. Но, а минимум вложений так же приходится на строительство, социальную сферу и ЖКХ.
Из такой динамики следует сделать вывод о том, что стоит больше внимания уделять социальной сфере, так как из средств бюджета также мало выделяется на эту сферу экономики, а ведь изначально, благодаря развитию благополучного социального климата в итоге можно получить большую отдачу во всех остальных отраслях экономики, и это не будет приводить к социальным напряжениям и дальнейшим кризисным ситуациям, которые затронут и инвестиционный потенциал9.
8 Сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/the-programme-coordinated-by-the-ministry-of/seiin-razv/inf-otch (дата обращения 18.12.2017 г.)
9 Сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электрон-
ный ресурс]. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/the-programme-coordinated-by-the-ministry-of/seiin-razv/inf-otch (дата обращения 18.12.2017 г.)
Далее представленрисунок 4, на котором изображена диаграмма реализованного количества проектов и обврма инвевтиций врегионеср011 г . по 2006 о
Представленная рвагсомма позввляер сделать вывод о том, что в целом динамика стабильная, но последствия разразившихся международных конфликтов 2014 г. имеют место быть и по количеству проектов и по объёму инвестиций, так в период с 2014 г. по 2015 г. количество проектов сократилось на 10, а объём инвестиций сократился на 17 млрд. руб, но уже результаты 2016 г. по количеству проектов превысили результаты 2014 г.
Также органами государственной власти края в лице Департамента и органами местного самоуправления в Краснодарском крае проводится совместная целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской активности жителей Кубани, оказанию государственной поддержки субъектам предпринимательства с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие края.
По данным администраций муниципальных образований края в 2016 году на территории Краснодарского края10:
- осуществляли деятельность 289,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, по отношению к 2015 году произошло их увеличение на 2,6 %;
10 Сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/the-programme-coordinated-by-the-ministry-of/seiin-razv/inf-otch (дата обращения 18.12.2017 г.)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
□ количество реализованных проектов, ед. □ Объем инвестиций, млрд руб. Рисунок4. Динамикаколичествареализованныхпроектовиобъёмаинвестицийза2011 -2016 гг.
- численность населения, занятого в сфере малого и среднего бизнеса, составила 826,9 тыс. человек, что на 0,7 % болыпе,чемв2015 году;
- оОерот субълктввмалого и среднего пвед-принимательства составил 1,754 трлн. рублей, по отно данного по-казателясоставил9,3 %.
Активная политика и в сфере инвестиций и в сфере малого и среднего предпринимательства на протяжении трёх лет приносит большие результаты, как насеррвти.ии тр>ая,так и за его пред елами.
Скореевсего большинствоиз анализииуемых отраслей занимаются инновациоиной кстсеоьно-стью, но статистические данные предоставляются таким образом, что невозможно понять каков объём этой деятельности в целом по краю, не говоря уже об отдельных отраслях региона. Это затрудняет и оценку и исследования инновационно-инвестиционной сферы региона.
Для того, чтобы оценить уровень экономической безопасности инвестиционной деятельности, следует проанализировать показатели инвестиционной безопасности Краснодарского края за 20122016 гг. по таблице 3.
Анализируя индикаторы, определяющие угрозы инвестиционной безопасности следует начать с объёма ВРП на душу населения, который увеличился на 53 % за период 2011-2015 гг., такому увеличению содействует прирост объёмов производства в различных сферах экономической деятельности, а также увеличение трудоспособного населения.
Серьёзной угрозой инвестиционной безопасности было и остаётся состояние основных фондов, для любой производственной сферы их состояние критично. Коэффициент обновления сократился на 2,7 % по отношению 2015 г. к 2011 г. и на 12 %
по отношению 2015 г. к 2011 г., соответственно ввод новых основных фондов сопровождался аналогич-нчй о-рицарлльедп дичамчкой, но несмотрт на это, степеин ренолаосно-ных фондод сачращаер-я ежегодно (с 40 % до 35,1 %) не превышая нормативное кризисное значение в 60 %. Описанная ситуа-рик является не токько угрозой инвестиционной безопасности, но и на прямую влияет на степень активности инновационной деятельности в регионе. Если такая ситуация будет прослеживаться на про-тржении срсдунщихдесяти рет, тонрямы шеениоя зфера может потеряннсвос лидирушцсе позицсо вятруттуреВРП т) будет характеризоваться крайне низкими показателями, это касается и других сфер развития экономики края.
Что касается именно инвестиционной деятельности, то до 2014 г. наблюдался активный рост инвестиций в основной капитал, который составил 34 %, но из-за резкого изменения экономической и геополитической обстановки как в мире, так и в России в частности, инвестиции начали сокращаться. В 2015 г. по отношению к 2013 г. их сумма сократилась почти на 40 %. Отношение объёма инвестиций к ВРП находится в пределах нормы (не менее 25 %), но оно также очень сократилось после 2013 г. - с 57,4 % до 29,3 %, тем самым приблизилось к кризисной ситуации. Не смотря на такие сложные процессы в инвестиционной сфере Краснодарского края, в 2016 г. он по-прежнему признан как наиболее инвестиционно привлекательный и относится к регионам с минимальными рисками вложения инвестиций, то есть к группе А111.
11 Программа «Социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. (дата обращения 18.12.2017 г.)
Таблица 3
Показатели инвестиционной безопасности Краснодарского края за 2012-2016 гг.
Индикаторы определения угроз инвестиционной безопасности 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Абс. откл.,+/- Темп роста,%
Эфе ¡ективность производства
Объём ВРП на душу населения, тыс. руб. 236,8 275 309,8 330,1 363,7 126,9 153,6
Финансовые результаты коммерческих организаций, млн. руб. 62175 57324 77970 82154 81944 19769 131,8
Удельный вес убыточных предприятий, % 26,2 23,05 21,64 23,9 24,6 - 1,6 х
Состояние основных средств
Основные фонды, тыс. руб., всего 2311125 2663742 3252278 3935920 3992120 1680994 172,7
Введено в действие новых основных фондов, тыс. руб. 303795 346664 789538 598096 462633 158843 152,3
Выбыло основных фондов за год,тыс. руб. 128899 239622 151621 411564 443258 314359 343,9
Наличие основных фондов на начало года, тыс. руб. 2150798 2505705 2864949 3662914 3725156 1574358 173,2
Наличие основных фондов на конец года, тыс. руб. 2471453 2821779 3639608 4208926 4770758 2299305 193,0
Коэффициент обновления ОФ, % 12,5 12,3 21,8 14,4 9,8 - 2,7 Х
Коэффициент выбытия основных фондов, % 6 9,6 5,3 11,2 11,8 5,8 Х
Степень износа основных фондов, % 40 39,9 34,6 33,7 35,1 - 4,9 Х
Уровень инвестиционной активности
Объём инвестиций в основной капитал, тыс. руб. 711720 798476 955208 750236 579908 -131812 81,5
Темп роста инвестиций в основной капитал, % 120,7 112,2 119,6 72,6 77,3 - 43,3 Х
Отношение объёма инвестиций к ВРП, % 26,1 16,1 57,4 41,8 33,7 3,4 Х
Состояние инновационного потенциала региона
Доля инновационной продукции по отношению к ВРП, % 0,5 0,4 0,6 0,7 0,6 0,1 Х
Количество научно-исследовательских организаций 53 52 56 66 106 53,0 200,0
Численность персонала, занятого исследованиями 6059 6504 6872 7585 9265 3206,0 152,9
В отношении инновационного потенциала есть как положительные результаты, так и отрицательные. Доля инновационной продукции в ВРП не велика, в среднем всего около 0,5-,06 %, при таком не высоком показателе число организаций занимающихся научно-исследовательской деятельностью увеличилось на 100 % с 53 организаций до 106, также, на 53 % увеличилось количество персонала, занятого исследованиями и разработками. Кадровая составляющая инновационного потенциала стремительно развивается, но пока реального эффекта от такого развития по факту не имеется. Возможно, в такой ситуации стоит обратить внимание на кадровую безопасность в инновационной сфере, то есть рассмотреть вопросы квалификации и компетентности таких работников, а также условия их научно-исследовательской
деятельности, потому что их деятельности в полнее возможно препятствует и высокий износ основных фондов12.
Таким образом, исследуя индикаторы инвестиционной безопасности, стоит уделить внимание состоянию основных фондов, инвестиционной активности, инновационному потенциалу и отдельное внимание законотворческому процессу в отношении инновационно-инвестиционной сферы региона.
По результатам оценки можно предложить некоторые варианты выхода из выявленных проблем:
- необходимо развивать институты инновационного развития, систему финансирования проек-
12 Сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/the-programme-coordinated-by-the-ministry-of/seiin-razv/inf-otch (дата обращения 18.12.2017 г.)
тов, систему поддержки молодых предпринимателей и изобретателей;
- стоит разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовую базу инновационно-инвестиционной деятельности в регионе;
- в Краснодарском крае должно быть создано конкурентоспособное производство, как за счёт собственных инновационных разработок, так и за счёт локализации иностранных компаний;
- нужно увеличить долю крупных предприятий, вовлечённых в инновационные процессы в регионе, которые могли бы стать базой для развития импортозамещения;
- требуется развить инновационную инфраструктуру для приоритетных сфер экономической деятельности края и создать между ними инфраструктурные связи;
- следует снизить риски инновационно-инвестиционных проектов, которые связаны с недостатком квалифицированных управленческих кадров в сфере инновационно-инвестиционного бизнеса;
- ужесточить контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств.
ИСТОЧНИКИ:
1. Климова Н.В. Анализ перспективы развития инновационной деятельности Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - №111 (07).
2. Конищева М.А. Согласованность инвестиционной и инновационной политик как фактор развития региона // Инновации и инвестиции. - 2015. - №3 (330). - С.10-15.
3. Хашева З.М. Управление устойчивым развитием региона. - Краснодар, 2011.