Научная статья на тему 'Влияние инвестиций на Социально-экономическое развитие республики Ингушетия'

Влияние инвестиций на Социально-экономическое развитие республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / РЕГИОН / REGION / БЮДЖЕТ / BUDGET / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мержо М. Ш.

Обеспечение роста инвестиционной активности в территориальных образованиях возможно только на основе построения целостной системы привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации и целенаправленных действий по повышению инвестиционной привлекательности регионов. В статье дана оценка социально-экономического состояния республики Ингушетия с точки зрения ее инвестиционного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INVESTMENTS ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Ensuring growth of investment activity in territorial educations is possible only on the basis of creation of complete system of attraction of investments into subjects of the Russian Federation and purposeful actions on increase of investment appeal of regions. In article the assessment of a social and economic condition of the Republic of Ingushetia from the point of view of its investment potential is given.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиций на Социально-экономическое развитие республики Ингушетия»

УДК 332.1

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

INFLUENCE OF INVESTMENTS ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

М.Ш. МЕРЖО

Обеспечение роста инвестиционной активности в территориальных образованиях возможно только на основе построения целостной системы привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации и целенаправленных действий по повышению инвестиционной привлекательности регионов. В статье дана оценка социально-экономического состояния республики Ингушетия с точки зрения ее инвестиционного потенциала.

Ensuring growth of investment activity in territorial educations is possible only on the basis of creation of complete system of attraction of investments into subjects of the Russian Federation and purposeful actions on increase of investment appeal of regions. In article the assessment of a social and economic condition of the Republic of Ingushetia from the point of view of its investment potential is given.

Ключевые слова: инвестиции, регион, бюджет, инвестиционные проекты, экономика

Keywords: investments, region, budget, investment projects, economy

Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы.

Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо и представлена пищевой индустрией, использующей местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающей промышленностью, базирующейся на месторождениях нефти и газа в районе г. Малгобека.

В этой связи актуальным является решение проблемы социально -экономического развития региона.

В соответствии с оценкой Министерства регионального развития Российской Федерации Республика Ингушетия за последние несколько лет стала наращивать темпы социально-экономического развития и вошла в состав субъектов Федерации, в которых отмечены высокие темпы роста инвестиционной активности. Так в 2013 году уровень инвестиционной активности региона увеличился по сравнению с 2012 годом почти в 2,5 раза.

За последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня дотационности консолидированного бюджета республики, которое обусловлено ростом собственных доходов бюджета.

Кроме того, в рейтинге инвестиционной активности Министерства экономического развития Российской Федерации Ингушетия в 2013 году заняла первое место.

Рост инвестиционной активности оказывает решающую роль на социально-экономическое положение региона. В настоящее время социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия характеризуется позитивным развитием, и это подтверждается положительной динамикой основных экономических показателей: отмечается рост ВРП, индекса промышленного производства, объема инвестиций и оборота розничной торговли.

Для экономики республики базовыми видами экономической деятельности являются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, транспорт и связь. На их долю приходится около 1043,5 млн. руб. или 36% налоговых доходов.

Характеристика социально-экономического положения республики Ингушетия в 2013 -2014 году в оценке к регионам Российской Федерации приведена в таблице 1 [7].

Таблица 1 - Характеристика социально-экономического положения республики Ингушетия

Характеристика Рейтинг

Совокупное социально-экономическое положение 81 - е место

Уровень безработицы 83 - е место

Инвестиции в основной капитал на душу населения 82 - е место

Доля прибыльных предприятий 42 - е место

Уровень собираемости налогов 8 - е место

Доля задолженности по налогам в суммарном объеме налоговых платежей 81 - е место

Производство товаров и услуг 83 - е место

Объем производства товаров и услуг на душу населения 83 - е место

Численность занятых в экономике 77- е место

Объем доходов консолидированного бюджета 77 - е место

Позиции по доле собственных доходов бюджета в суммарном объеме консолидированного бюджета 83 - е место

Отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг 76 - е место

Уровень качества жизни 82- е место

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 76 -е место

Повышение инвестиционной привлекательности региона происходит благодаря расширению механизмов поддержки отечественных и зарубежных инвесторов, позволяющих обеспечить гарантии сохранения инвестиционных вложений и улучшить показатели реализации проекта.

Мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность Республики Ингушетия приведены на рисунке 1.

Мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность Республики Ингушетия

инвесторы, работающие в Ингушетии, на срок реализации их проектов полностью освобождаются от налога на имущество организации

для инвесторов снижен налог на прибыль до 13,5% в части, зачисляемой в республиканский бюджет

для инвесторов на 95% снижен размер арендной платы за землю

инвесторам предоставляются земельные участки с готовой инженерной инфраструктурой, включающей объекты газо-, водо- и электроснабжения, мини-АТС, очистных сооружений, автодорог и ограждений

инвесторам производится возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, в частности, предоставляются субсидии в размере 2/3 процентной ст авки по кредиту банка

Рисунок 1 - Мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность Республики Ингушетия

Факт наличия благоприятного инвестиционного климата в Ингушетии не только для российских, но и для зарубежных инвесторов подтверждается реализацией крупных инвестиционных проектов в регионе в настоящее время (рисунок 2).

проект по созданию кластера инновационных энергоэффективных строительных материалов

проект по созданию комплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки

Проект по созданию производственного кластера

промышленно-

Строительство мукомольного комбината с элеватором мощностью 1,2 тыс. тонн зерна

3,7 млрд рублей

5,7 млрд рублей

2,0 млрд рублей

5,6 млрд рублей

Рисунок 2 - Текущие инвестиционные проекты в Республике Ингушетия

Важнейшую роль в развитии социально-экономической положения играют государственные капитальные вложения (таблица 2) [1].

Таблица 2 - Динамика реализации федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в

республике Ингушетия

Государственные 2009 2010 2011 2012 2013

капитальные

вложения

Количество 11 10 12 9 13

реализованных

федеральных

программ

Объемы 3,8 млрд. 4,5 млрд. 3,8 млрд. 6,3 млрд. 5,5 млрд.

финансирования руб. руб. руб. руб. руб.

( в том ( в том ( в том ( в том числе

числе на числе на числе на на кап. влож.

кап. влож. - кап. влож. - кап. влож. - - 0,8 млрд.

2,2 млрд. 2,3 млрд. 6,3 млрд. руб.)

руб.) руб.) руб.)

Согласно аналитическим данным, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования с января по сентябрь 2013 года составил - 7 201,2 млн. рублей, что в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составляет - 219,5%.

Следует отметить, что основной объем инвестиций в республику поступает в рамках реализации мероприятий федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.

За последние 5 лет в экономику и социальную сферу республики по всем программам направлено государственных средств в объеме - 29,1 млрд. руб., в том числе в 2013 году - порядка - 5,4 млрд. рублей.

Основная доля государственных инвестиций приходится на две основные комплексные программ: «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» и «Юг России (2008-2013 годы)».

ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»

116 проектов с общим объемом финансирования - 32,1 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 28,8 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 3,3 млрд. рублей.

снятие острых социальных проблем - 20,5 млрд. рублей (63,9%

развитие промышленного и агропромышленного комплекса 7,2 млрд. рублей (22,4%)

развитие энергетики - 4,4 млрд. рублей (13,7%

V

К настоящему времени по программе построено и введено в эксплуатацию:

11 объектов жилищно-коммунального хозяйства,

3 объекта здравоохранения,

5 объекта образования, 3 объекта промышленного комплекса,

7 объектов агропромышленного комплекса,

6 объектов энергетики

создано: 1 086 постоянных 4151 временных рабочих мест

социальный эффект от реализации программы 286,3 млн. рублей.

Рисунок 3 - Основное содержание ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»

Анализ содержания ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» свидетельствует об эффективности реализуемых мероприятий, так как доходы от их реализации в 5,6 раза превышают расходы на содержание введенных объектов.

19 проектов с общим объемом финансирования - 6,9 ;

/ млрд. рублей, в том числе !

/ из федерального бюджета - 4,1 млрд. рублей, ;

/ | из республиканского бюджета - 1,2 млрд. рублей, \

/ \ внебюджетные средства —1,6 млрд. руб. !

5 проектов направленно на снятие инфраструктурных ограничений в экономике

4 проекта - на развитие здравоохранения

4 проекта - на развитие системы образования

6 проектов - на развитие инфраструктуры

К настоящему времени по программе построено и эксплуатацию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 объекта здравоохранения, 1 объект образования, 4 объекта развития инженерной инфраструктуры, 3 объекта, направленных на снятие инфраструктурных ограничений в экономике

Создано 463 постоянных рабочих места

социальный эффект от реализации программы 133,5 млн. рублей.

Рисунок 4 - Основное содержание ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)»

Всего по 13 федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программы выполнено 86 мероприятий по капитальному строительству и прочим нуждам.

В 2013 году на территории Республики Ингушетия действовало 67 республиканских целевых программ, из них финансировались - 43 программы на сумму - 9,9 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета - 6,4 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 3,4 млрд. рублей) [1].

В настоящее время экономика республики Ингушетия характеризуется структурной перестройкой, направленной на поиск новых сфер приложения усилий и капитала. В этой связи, проводимая министерством работа по оказанию поддержки предпринимательскому сектору является весьма важной и необходимой.

Развитие реального сектора экономики сегодня является одним из основных вопросов в работе органов государственной власти республики Ингушетия.

Комплексная государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется в соответствие с республиканской целевой программой.

В частности, созданы Инвестиционный фонд Республики Ингушетия и автономная некоммерческая организация «Агентство по привлечению инвестиций в Республику Ингушетия».

Кроме того, для обеспечения доступности малому бизнесу банковских кредитов учрежден Гарантийный фонд. На сегодняшний день его капитализация составляет 196 млн. рублей. Также активно осуществляется микрофинансовая деятельность. Общий размер портфеля республиканского Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в этой сфере в настоящее время составляет 68,9 млн. рублей.

Рост внебюджетных инвестиций в экономику республики в первую очередь обусловлен грамотной политикой, которую руководство республики что руководство строит с инвесторами на принципах прозрачности и информационной открытости, а также при чётком соблюдении законодательно закреплённых прав и интересов сторон [3].

Сложная обстановка наблюдается в республике по привлечению

иностранных инвестиций (Таблица 3) [6].

Таблица 3 - Приток прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения в республики Ингушетия в 2013 году без учета инвестиций из офшорных территорий

Регион Приток ПИИ на душу населения, долл Динамика мест В % к 2012 году Основные страны, инвестировавшие в регион в 2013 году (их доли в общем притоке ПИИ в регион, %) Накоплено ПИИ на душу населения, долл.

Республика Ингушетия 0,00 -1 - нет 0,00

В настоящее время для улучшения ситуации ведутся переговоры с рядом предпринимателей из Азербайджана, которых интересует прежде всего строительная отрасль. Кроме того достигнуты договоренности о строительстве заводов по производству лакокрасочных материалов и алюминиевых профилей, сборке корейских автобусов марки Daewoo.

В связи со вступившими в силу изменениями в Бюджетный кодекс РФ, основной первоочередной задачей министерства на ближайшую перспективу является формирование и утверждение государственных программ, а также приведение нормативно-правовой базы республики в соответствие с федеральными стандартами бюджетирования [4].

За последние несколько лет отмечается стабильный профицит сметы федерального бюджета по Республике Ингушетия. На данный момент это практически единственный канал притока финансовых ресурсов в экономику республики.

Оценка финансовых возможностей республики Ингушетия представлена в таблице 4 [7].

Таблица 4 - Динамика бюджета республики Ингушетия в 2012 - 2013

гг.

Бюджетообразующие 2012 год 2013 год Отклонения

компоненты +/-

Доходы 19 986 612,4 тыс. руб. 19 517 800,9 тыс. руб. - 468811,5

Расходы 19 983 534,8 23 294 954,4

тыс. руб. тыс. руб. + 3311419,6

Дотации на 7 261 898,9 7 875 526,4 + 613627,5

выравнивание бюджетной тыс. руб. тыс. руб.

обеспеченности

Дотации на 1 058 919,0 560 850,2 - 498068,8

поддержку мер по обеспечению тыс. руб. тыс. руб.

сбалансированности бюджетов

Субвенции бюджету 1 302 192,1 тыс. руб. 1 588 731,0 тыс. руб. + 286538,9

Субсидии бюджету 7 389 501,6 тыс. руб. 5 716 324,1 тыс. руб. - 1673177,5

Уровень дотирования региона снизился с 94 % в 2009 г. до 84 % в 2012 г.

В частности, этому способствовала реализация в 2012 году на территории Ингушетии 9 федеральных программ. В общей сложности в результате выполнения федеральных и республиканских программ в 2012 году построено и реконструировано порядка 50 объектов.

Однако следует отметить, что бюджет республики Ингушетия в 2014 году на 84% состоит из федеральных дотаций, при том дефицит составляет 10,9%.

Доходная часть республиканского бюджета формируется, преимущественно, за счет налоговых доходов, из которых основным является налог на доходы физических лиц.

В соответствие с установленными задачами по увеличению доходной части бюджета, в регионе определены основные направления, которые в первую очередь направлены на активизацию работы с реальным сектором экономики. Увеличение налоговой базы планируется произвести за счет

прироста производственного потенциала, и в частности, строительства 27 новых и технического перевооружения двух действующих производств, строящихся как по линии ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», так и за счет внебюджетных источников финансирования.

В результате реализации 18 проектов в 2013-2016 годах объем налоговых отчислений введенных предприятий в консолидированный бюджет по прогнозам вырастет с 36,8 млн. рублей до 769,1 млн. рублей.

Другим направлением увеличения налоговой базы, являются доходы от деятельности малого и среднего бизнеса в республике.

Основными задачами бюджетной политики республики Ингушетия должны стать:

- формирование бюджетных расходов Республики Ингушетия, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики;

- исключение необоснованного принятия новых расходных обязательств и невыполнения действующих;

- дальнейшее поэтапное совершенствование системы оплаты труда в бюджетной сфере, направленное на обеспечение повышения заработной платы с усилением ее стимулирующей функции и проведением мероприятий по оптимизации расходов.

Важнейшим направлений государственной инвестиционной политик в республике Ингушетия является реализация социальных проектов, которые направлены на повышение уровня и качества жизни населения.

Таблица 5 - Динамическая характеристика уровня и качества жизни населения в республике Ингушетия___

Показатели 2009 2012 Динамика

год год +/- (%)

Заработная плата* 10958,1 18323,2 +7365,1 (67,7%)

Среднедушевые денежные доходы 6409 12 395,1 +5986,1

населения** (94,3%)

Доля населения с доходами ниже 27,6% 16,8% -10,8%

величины прожиточного минимума

* В январе - ноябре 2013 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 14,2 % в сравнении с аналогичным периодом

предыдущего года и составила 20 939,4руб.

**В январе-ноябре 2013 года среднедушевые денежные доходы сложились в размере 12897,9 рублей или 107,5 % к аналогичному периоду прошлого года.

На реализацию положений Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» всего в 2013 году потребность республики в финансовых средствах на повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы составила 1 023,7 млн.рублей (рисунок 5) [2].

заработная плата работников бюджетной сферы

(560,8 млн. руб. федерального бюджета, 462, 8 млн. руб. республиканского бюджета)

педагогические работники образовательных

учреждений -19 352,5 руб.

Врачи - 27110,2 руб.

средний медперсонал - 17 442,3 руб.

младший медперсонал - 11 170,4 руб.

социальные работники -9 195,8 руб.

педагогические работники учреждений

дополнительного образования детей -14 514,3 руб.

преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования -14 514,3 руб.

работники культуры - 11 998,6 руб.

\ I

Рисунок 5 - Величина заработной платы работников бюджетной сферы в 2013 году

работники дошкольного образования - 14 383,5

руб.

В 2013 году удалось снизить темпы роста безработицы населения республики Ингушетия благодаря реализации республиканской целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2013 году», объем финансирования которой составил 5356,4 млн. руб. (2009г.- 814,8 млн. руб., 2010г. - 1521,2 млн. руб., 2011г. - 1340,0 млн. руб., 2012г. - 742,9 млн. руб., 2013г. - 937,5 млн. руб.) [7].

Реализация этой программы и программы «Содействие занятости населения Республики Ингушетия на 2011-2013 гг.» позволил значительно снизить остроту напряженности на рынке труда.

Таблица 6 - Характеристика уровня занятости населения республики Ингушетия

Показатели 2009 2013 Отклонения

Численность официально зарегистрированных безработных 50,8 тыс. чел. 26,0 тыс. чел -24,8 тыс. чел.

Уровень зарегистрированной безработицы в процентах к экономически активному населению 26,4% 12,8% -13,6%

Республика Ингушетия на протяжении нескольких лет находилась вблизи сложных политических и территориальных процессов. Само геополитическое и геоэкономическое положение Ингушетии создает широкие естественные, а также социальные предпосылки для подключения Республики к процессу регионализации.

С другой стороны, он должен способствовать достижению и конкретных практических целей - овладению рыночными ценностями, усвоению опыта мировых цивилизаций. Но помимо духовной, идеологической стороны значение в границах межрегионального взаимодействия, причем в возрастающих масштабах, будет приобретать торгово-экономический доминант. И здесь, у Ингушетии есть собственные

стартовые позиции, есть привлекательный внешнеэкономический потенциал, который позволяет вывести экономику региона на траекторию стабильного экономического роста, обеспечив тем самым радикальное снижение напряженности на рынке труда, обеспечить рост благосостояния населения и, как следствие, стабильно общественно-политической ситуации.

Список источников и литературы

1. Банхаев А.И. Совершенствование механизма привлечения инвестиций в экономику Республики Ингушетия // Материалы всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ПЕРСПЕКТИВА, 2006г. С. 36-38

2. Банхаев А.И. Безработица, как фактор деформации среды обитания (на примере Республики Ингушетия) // Экология урабанизационных территорий № 3, 2008 г. С. 28-32

3. Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // Экономический журнал: РГГУ. - 2012.- № 4 (28). С. 88-95

4. Белокопытов, И.А. Исследование инвестиционной привлекательности отраслей промышленности региона //Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Научно-практический журнал. //РГЭУ «РИНХ». - Ростов-н/Д., октябрь 2008, № 2 (26)

5. Белокопытов, И.А. Развитие новых форм экономических отношений как структурной составляющей регионального инвестиционного климата (на примере субъектов Южного федерального округа) //Проблемы устойчивого развития региона: материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов 17 апреля 2009 г. /Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ". - Ростов н/Д, 2009.

6. Информация о реализации федеральных целевых программ на территории Республики Ингушетия [Электронный ресурс] //http://xn--h1adgdebp2h.xn--p 1 ai/

7. Отчет об итогах социально-экономического развития Республики Ингушетия за 12 месяцев 2012 года [Электронный ресурс] // http://xn--h1adgdebp2h.xn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.