УДК-332
Инвестиции, как главный фактор развития Республики
Ингушетия
Investments as the main factor of development of the Republic of
Ingushetia
Бузуртанова Любовь Васхаевна Buzurtanova Love Vashaevna кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Ингушского государственного университета e-mail [email protected]
Аннотация. В статье показывается, как изменится экономика республики Ингушетия, если улучшить инвестиционный климат. Рост инвестиционной активности оказывает решающую роль на социально-экономическое положение региона. В настоящее время социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия стала гораздо лучше. Главным подтверждением этого факта является улучшение экономических показателей: отмечается рост ВРП, индекса промышленного производства, объема инвестиций и оборота розничной торговли. Для экономики республики основными видами деятельности являются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, транспорт и связь. Только вложения инвесторов в республику может поднять экономику. Рост инвестиционной активности оказывает решающую роль на социально-экономическое положение республики Ингушетия.
Abstract. This article shows you how to change the economy of the Republic of Ingushetia , if improving the investment climate. The growth of investment activity has a crucial role in the socio-economic situation of the region. Currently, the socio-economic situation in the Republic of Ingushetia has become much better. The main confirmation of this fact is the improvement of economic
indicators: the growth of GRP, industrial production index, volume of investments and retail turnover. For the economy of the Republic of the principal activities are mining, wholesale and retail trade, financial activities, transport and communications. Only the investments in the country can boost the economy.
Ключевые слова. Инвестиции, инвесторы, экономика, республика Ингушетия, региональное развитие, уровень безработицы.
Keywords. Investments, investors, the economy, Republic of Ingushetia ,regional development, unemployment.
Введение
Республика Ингушетия -самый молодой субъект РФ, который находится на очень низком социально-экономическом положении.
Республика характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы. Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо и представлена пищевой индустрией, использующей местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающей промышленностью, базирующейся на месторождениях нефти и газа в Малгобекском районе. Поэтому актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики.
Оценивая ситуацию в Ингушетии Министерство регионального развития Российской Федерации выявило, что за последние несколько лет Республика стала продвигаться и вошла в состав субъектов Федерации, в которых отмечены высокие темпы роста инвестиционной активности. Так в 2015 году уровень инвестиционной активности региона увеличился по сравнению с 2012-2014 годом почти в 2 раза. За последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня дотационности консолидированного бюджета республики, которое обусловлено ростом собственных доходов бюджета. Также в рейтинге инвестиционной активности Ингушетия в 2013 году заняла первое место. Рост
инвестиционной активности оказывает решающую роль на социально-экономическое положение региона.
Основной раздел
Сегодня социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия стала намного лучше. Доказательством этого является положительная динамика основных экономических показателей: отмечается рост ВРП, индекса промышленного производства, объема инвестиций и оборота розничной торговли. Для экономики республики основными видами деятельности являются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, транспорт и связь. На их долю приходится около 1043,5 млн. руб. или 36% налоговых доходов. Улучшение ситуации идет за счет расширения механизмов поддержки российских и западных инвесторов, которые гарантируют сохранение инвестиционных вложений и улучшение показателей реализации проекта.
Мероприятия, повышающие инвестиционную привлекательность Республики Ингушетия приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Меры по повышению инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия.
Присутствие в Ингушетии благоприятного инвестиционного климата подтверждается реализацией крупных проектов в регионе сегодня (рисунок 2).
создание кластера инновационных энергоэффективных строительных материалов
создание фабрики по выращиванию и глубокой переработки мяса индейки
создание промышленно-производственного кластера
строительство мукомольного комбината с элеватором мощностью 1.2 тыс. тонн зерна
5.7 млрд. рублей
2.0 млрд. рублей
5.6 млрд. рублей
3.7 млрд. рублей
Рисунок 2. Инвестиционные проекты в Республике Ингушетия.
Очень важное значение в развитии социально-экономического положения играют государственные капитальные вложения (таблица 1) [1].
Таблица 1.
Динамика реализации федеральных целевых программ и в РИ [8]
Государственные капитальные вложения 2011 2012 2013 2014 2015
Количество реализованных федеральных программ 11 10 12 9 13
Объемы финансирования 4 млрд. руб. 5 млрд. руб. 4 млрд. руб. 6 млрд. руб. 5,6 млрд. руб.
Можно сказать, что основной объем вложений в Ингушетию идет в рамках реализации мер целевых программ и другой части федеральной адресной инвестиционной программы. За последние время в экономику и социальную сферу республики по всем программам пришло государственных средств в объеме —30 млрд. руб., в том числе в 2015 году
порядка 5,6 млрд. рублей. Основная доля государственных инвестиций приходится на две основные комплексные программ: «Социально -экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
Итого по 13 федеральным целевым программам и адресной инвестиционной программы выполнено 86 мероприятий по строительству и прочим отраслям.
В 2015 году на территории Республики Ингушетия действовало 68 республиканских целевых программ, из них финансировались — 45 программы на сумму - 10 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета - 6,5 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 3,5 млрд. рублей) . Сегодня экономика республики определяется структурной перестройкой, направленной на нахождение новых отраслей приложения усилий и капитала. Исходя из этого, проводимая работа по поддержке предпринимательского сектора является очень важной и нужной [2].
Тенденция развития реального сектора экономики сегодня является одним из важнейших задач в деятельности органов государственной власти Ингушетии. Всесторонняя государственная поддержка малого и среднего бизнеса происходит в соответствие с целевой программой. А именно, образованы Инвестиционный фонд Республики Ингушетия и автономная некоммерческая организация «Агентство по привлечению инвестиций в Республику Ингушетия». Кроме того, для обеспечения доступности малому бизнесу банковских кредитов учрежден Гарантийный фонд. Еще активно преобразовывается микрофинансовая деятельность. Весь портфель республиканского Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в этой сфере в настоящее время составляет 70млн. рублей. Увеличение внебюджетных инвестиций в экономику Ингушетии в первую очередь связан грамотной политикой, которую руководство республики строит с инвесторами на принципах открытости и информационной прозрачности. Сложная обстановка наблюдается в республике по привлечению иностранных инвестиций. В настоящее время для улучшения ситуации ведутся переговоры с рядом предпринимателей из Азербайджана,
которых интересует прежде всего строительная отрасль. Кроме того достигнуты договоренности о строительстве заводов по производству лакокрасочных материалов и алюминиевых профилей, сборке корейских автобусов марки Daewoo. В связи со вступившими в силу изменениями в Бюджетный кодекс РФ, основной первоочередной задачей министерства на ближайшую перспективу является формирование и утверждение государственных программ, а также приведение нормативно-правовой базы республики в соответствие с федеральными стандартами бюджетирования. [4] За последние несколько лет отмечается стабильный профицит сметы федерального бюджета по Республике Ингушетия. На данный момент это практически единственный канал притока финансовых ресурсов в экономику республики.Оценка финансовых возможностей за последние годы в республике Ингушетия представлена в таблице 2. [8]
Таблица 2
Изменение бюджета республики Ингушетия в 2014 - 2015 гг.
Бюджетообразующие компоненты 2014 год (тыс. руб.) 2015 год (тыс. руб.) Отклонения +/-
Доходы 19986612,4 19517800,9 -468811,5
Расходы 19983534,8 23294954,4 +3311419,6
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 7261898,9 7875526,4 +613627,5
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 1058919,0 560850,2 -498068,8
Субвенции бюджету 1302192,1 1588731,0 +286538,9
Субсидии бюджету 7389501,6 5716324,1 -1673177,5
В частности, этому способствовала реализация в 2014 году на территории Ингушетии 9 федеральных программ. В общей сложности в результате выполнения федеральных и республиканских программ в 2014 году построено и реконструировано порядка 50 объектов. Однако следует отметить, что бюджет республики Ингушетия в 2014 году на 84% состоит из федеральных дотаций, притом дефицит составляет 10,9%.
Доходная часть республиканского бюджета формируется, преимущественно, за счет налоговых доходов, из которых основным является налог на доходы физических лиц. В соответствие с установленными задачами по увеличению доходной части бюджета, в регионе определены основные направления, которые в первую очередь направлены на активизацию работы с реальным сектором экономики. Увеличение налоговой базы планируется произвести за счет прироста производственного потенциала, и в частности, строительства 27 новых и технического перевооружения двух действующих производств, строящихся как по линии ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», так и за счет внебюджетных источников финансирования. В результате реализации 18 проектов в 20132016 годах объем налоговых отчислений введенных предприятий в консолидированный бюджет по прогнозам вырастет с 36,8 млн. рублей до 769,1 млн. рублей. Другим направлением увеличения налоговой базы, являются доходы от деятельности малого и среднего бизнеса в республике.
Основными задачами бюджетной политики республики Ингушетия должны стать:
- формирование бюджетных расходов Республики Ингушетия, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики;
- исключение необоснованного принятия новых расходных обязательств и невыполнения действующих;
- дальнейшее поэтапное совершенствование системы оплаты труда в бюджетной сфере, направленное на обеспечение повышения заработной платы с усилением ее стимулирующей функции и проведением мероприятий по оптимизации расходов. Важнейшим направлений государственной инвестиционной политик в республике Ингушетия является реализация социальных проектов, которые направлены на повышение уровня и качества жизни населения. Характеристика уровня и качества жизни населения в Республике Ингушетия приведена в таблице 3.
Таблица 3.
Динамическая характеристика уровня и качества жизни населения в Республике Ингушетия [8]
Показатели 2014 год 2015 год Динамика +/- (%)
Заработная плата 10958,1 18323,2 +7365,1 (68,7%)
Среднедушевые денежные доходы населения 6409 12395,1 +5986,1 (94,6 %)
Доля населения с дходами ниже величины прожиточного минимума 27,6% 16,8 % -10,8 %
На реализацию положений Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» всего в 2015 году потребность республики в финансовых средствах на повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы составила 1 023,7 млн.рублей (рисунок 3) .
В 2015 году удалось снизить темпы роста безработицы населения республики Ингушетия благодаря реализации республиканской целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2014 году», объем финансирования которой составил 5,4 млрд. руб. (2009г.- 0,8 млрд. руб., 2010г. — 1,5 млрд. руб., 2011г. — 1,3 млрд. руб., 2012г. - 0,7 млн. руб., а в 2014г. - 0,9 млрд. руб.). Реализация этой программы и программы «Содействие занятости населения Республики Ингушетия на 2010-2015 гг.» позволил значительно снизить остроту напряженности на рынке труда.
заработная плата работников бюджетной сферы
................ ; ; ; .......
педагогические работники образовательных учреждений -
Врачи- 27110,2 руб.
работники дошкольного образования- 14383,5 руб.
средний медперсонал- 17442,3 руб.
младший медперсонал- 11170,3 руб.
социальные работники- 9195,8 руб.
педагогические работники учреждений дополнительного образования детей-14514,3 руб.
преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования -15514,3 руб.
! работники культуры -11998,6 руб. I
Рисунок 3 - Величина заработной платы работников бюджетной сферы в 2015 году.
Изменения занятости населения в РИ за последние 4 года показаны в
таблице 4. [8] Таблица 4
Характеристика уровня занятости населения республики Ингушетия
Показатели 2011 2015 Отклонения
Численность официально 60тыс. чел. 32 тыс. чел. -28 тыс.чел.
зарегистрированных безработных
Уровень зарегистрированной безработицы в процентах к экономически активному населению 26,4 % 12,8 % -13,6 %
Заключение
Подытоживая выше сказанное можно сделать следующие выводы:
1. Сегодня социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия стала намного лучше. Доказательством этого является положительная динамика основных экономических показателей: отмечается рост ВРП, индекса промышленного производства, объема инвестиций и оборота розничной торговли. Присутствие в Ингушетии благоприятного инвестиционного климата подтверждается реализацией крупных проектов в регионе сегодня.
2. В соответствие с установленными задачами по увеличению доходной части бюджета, в регионе определены основные направления, которые в первую очередь направлены на активизацию работы с реальным сектором экономики. Увеличение налоговой базы планируется произвести за счет прироста производственного потенциала, и в частности, строительства 27 новых и технического перевооружения двух действующих производств, строящихся как по линии ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», так и за счет внебюджетных источников финансирования.
3. Ингушетия на протяжении многих лет находилась в тяжелой политической ситуации. Это способствовало тому, что в Ингушетии созданы большие естественные, а также социальные предпосылки для подключения ее к процессу регионализации. Данный аргумент способствует достижению и четких практических целей - привлечение инвестиций и тем самым развитие экономики республики Ингушетии.
Список литературы :
1. Безруких П.С. Бухгалтерское дело: учебное пособие. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2011.
2. Бузуртанова Л.В. материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014).- Спб.: Сатис,2014.
3. Бузуртанова Л.В. Ежемесячный научный журнал. Региональные проблемы преобразования экономики №1(63), 2016
4. Верховцев А.В. Делопроизводство в кадровой службе. М.: ИНФРА-3.М, 2007.
5. Гнездитова М.О. Учетная политика для целей налогообложения/ Бухгалтерское приложение «Экономика и жизнь». 2015. № 7.
6. Горфинкель В.Я. Экономика . М.: ЮНИТА, 2015.
7. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. М., 2010.
8. Огатистический бюллетень Республики Ингушетия за 20112015гг.