2.6. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Мальсагов Адам Джамурзиевич, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, кафедра экономики и предпринимательства
Место учебы: Российский государственный социальный университет
Аннотация: целью написания статьи является исследование основных проблем рынка труда Республики Ингушетия. Методология исследования основана на количественном анализе динамики основных демографических, социально-экономических показателей и индикаторов рынка труда: динамики численности населения в целом, динамики населения по месту проживания, по возрастным группам, динамики общего, естественного и миграционного прироста населения, динамики численности трудоспособного населения, структуры занятости по видам экономической деятельности, уровня безработицы, видов безработицы. Проведен корреляционный анализ между показателями, характеризующими состояние рынка труда и эффективности экономического развития, выявлено, что состояние рынка труда влияет на эффективность экономического развития, об этом свидетельствует наличие значимой корреляционной зависимости между переменными ВРП на душу население и уровнем занятости населения Республики Ингушетия. Результаты исследования и рекомендации, изложенные в статье, могут быть использованы при разработке и обосновании программы социально-экономического развития Республики Ингушетии, могут быть полезны работникам органов государственной и муниципальной власти при долгосрочном планировании в сфере социально-экономического развития и экономики труда.
Ключевые слова: труд, рынок труда, занятость, безработица, индекс напряженности.
EMPLOYMENT OF THE POPULATION OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT: PROBLEMS AND REGULATION BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA
Malsagov Adam J., Applicant of the scientific degree of Candidates of Economic Sciences, Department of Economics and Entre-preneurship
Study place: Russian State Social University
Annotation: the purpose of writing this article is to study the main problems of the labor market in the Republic of Ingushetia. The research methodology is based on a quantitative analysis of the dynamics of the main demographic, socio-economic indicators and indicators of the labor market: population dynamics in general, population dynamics by place of residence, by age groups, dynamics of general, natural and migratory population growth, employment by economic activity, unemployment, unemployment. A correlation analysis was made between indicators characterizing the state of the labor market and the efficiency of economic development, it was revealed that the state of the labor market affects the efficiency of economic development, as evidenced by the existence of a significant correlation between GRP per capita and employment Republic of Ingushetia. The results of the study and the recommendations set forth in the article can be used in the development and justification of the program of social and economic development of the Republic of Ingushetia, can be useful to employees of state and municipal authorities with long-term planning in the field of socio-economic development and labor economics.
Keywords: labor, labor market, employment, unemployment, tension index.
Для преодоления многочисленных проблем в экономике и социальной сфере в регионах Северного Кавказа необходимо разработать и реализовать соответствующие мероприятия, которые бы в комплексе учитывали не только состояние их социально-экономического развития, но и структурные изменения, произошедшие за годы экономических преобразований, и определяющие специфические особенности развития республик Северо-Кавказского федерального округа.
Национальные республики Северного Кавказа являются достаточно уникальными с точки зрения демографического развития и размещения населения [7, С. 5]. В соответствии с этим, необходимы новые подходы к рассмотрению социально-экономических процессов, происходящих в указанных регио-
нах, которые должны учитывать демографические и социальные особенности развития.
В настоящее время прогнозы и стратегии различных социальных, инвестиционных и производственных проектов, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа, не соотносятся с масштабностью заявленных задач. Государственные (федеральные и региональные), межрегиональные, отраслевые и ведомственные целевые программы, разработанные и реализуемые в северокавказских республиках, не в полной мере обеспечивают увязку интересов государства, бизнеса и населения.
Ряд сложных проблем в сфере занятости населения в последнее десятилетие приобрел особую масштабность в де-
прессивных регионах страны, к которым относится и Республика Ингушетия. Дисбаланс между спросом и предложением на развивающемся рынке труда республики, высокий уровень безработицы молодежи, дефицит рабочих мест, квалифицированных кадров, специалистов по приоритетным специальностям для развития экономики - это только часть важнейших задач, которые необходимо решить в ближайшем будущем.
Республика Ингушетия относится к наиболее густонаселенным территориям страны и занимает относительно заметное положение в Северо-Кавказском федеральном округе по численности населения [6]. По данным Ингушети-ястат на начало 2017 года численность населения республики составила 480,5 тыс. человек [6], что составляет 7% от общей численности населения северокавказских республик. Плотность населения на 1 января 2017 года в республике составила 132,4 человек на 1 кв. км., что ниже соответствующего показателя по городам Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, а также Московской области. В среднем по Северо - Кавказскому федеральному округу плотность населения составляет 57,4 человек на 1 кв. км [5].
Большая часть населения проживает в Сунженской долине и прилегающих территориях, где доля проживающего населения составляет % от общей численности в Ингушетии. Плотность населения в данном районе составляет 600 человек на кв.км. Второй крупный очаг расселения - верхняя часть Алханчурт-ской долины, где в городе Малгобек и пригородных селах сконцентрировано около 15% жителей республики. На остальной части республик (а это 85% от общей площади) проживает менее 10 % населения Ингушетии. Эта неравномерность расселения является специфической особенностью Ингушетии и должна учитываться при планировании размещения объектов производственной, аграрной, туристической и непроизводственной инфраструктуры.
Увеличение численности населения в республике происходило на фоне общего снижения численности населения в Российской Федерации, при этом существенное влияние на ее рост оказали внешние миграционные процессы. В начале 90-х годов прошлого столетия численность населения республики увеличилась за счет беженцев из соседних регионов в связи с известными военно-политическими событиями на Северном Кавказе.
Таблица 1
Динамика численности населения Республики Ингушетия (на начало года) 1.
Годы Всего населения тыс. чел. в том числе, (в процентах)
городское сельское
1990 192 27,8 72,2
2000 446 42,6 57,4
2005 417 42,7 57,3
2006 406 42,9 57,1
2007 406 42,9 57,1
2008 409 42,6 57,4
2009 411 42,8 57,2
2010 414 42,7 57,3
2011 415 38,4 61,6
2012 430 39,2 60,8
2013 442 39,9 60,1
2014 453 40,4 59,6
2015 463 40,3 59,7
2016 473 41,3 58,7
В настоящее время наблюдается рост численности населения республики с ежегодным приростом примерно от 5 до 10 тыс. человек (таблица 1.).
При этом темпы роста численности городского населения республики были намного выше темпов роста численности сельского населения. Так, численность горожан возросла более чем в 4 раза, в то время как рост численности сельского населения за аналогичный период составил лишь 2-х кратную величину. Структура населения по месту жительства в республике существенно отличается от среднероссийских показателей, доля городского населения в целом по Российской Федерации составляет 74%.
Необходимо отметить, что с 1990 года по 2017 год соотношение между городским и сельским населением в Республике Ингушетия почти не менялось, но к началу 2018 года доля городского населения резко выросла и составила 55,1% от общей численности населения республики.
сельское население
гародскйе население
1 Составлено автором на основании источника: Российский статистический ежегодник. URL:http //ingstat.gks.ru
1990 2 000 2005 2010 2011 2015 2016 2017
Рис.1. Структура населения Республики Ингушетия по месту проживания, в процентах.
Республика Ингушетия по удельному весу городского населения относится к среднеурбанизированным территориям. Ингушетия входит в пятерку субъектов Российской Федерации с наименьшим уровнем урбанизации, опережая лишь Дагестан, Чеченскую Республику, Республику Алтай. Таким образом, фактор малой урбанизации Ингушетии ведет к необходимости учета данной специфики при прогнозировании развития экономики и социальной сферы республики и направления инвестиций, как государственных, так и частных.
Особое место среди городов Республики занимает столица город Магас, находящийся лишь на начальной стадии формирования с необычным для города числом постоянных жителей 354 человек на начало 2008 года; 4,1 тыс. человек - на 1 января 2013 года; 4,8 тыс. человек на 1 января 2015 года.
Сопоставление данных по поселениям происходит из разных источников из-за отсутствия единой стандартной для всех формы паспорта поселения. В разных районах республики -разные паспорта. Более того, разные поселения представляют разные показатели в пределах одного блока демографических, социальных, бюджетных показателей [3, С. 94].
Расхождения, довольно существенные, в численности наличного населения согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 года по Ингушетии и информации поселений вызывают сомнения в достоверности данных. Так, согласно паспорту поселений в станице Троицкой в 2010 году проживало 23,0 тыс. человек. Тогда как по данным переписи 2010 года только 16,3 тыс. человек, т.е. разница 6,7 тыс. человек -это почти 40% численности поселения.
Дополнительную проблему относительно информационной базы Ингушетии создает отсутствие муниципальной статисти-
ки. Внутрирегиональные различия как объект статистического наблюдения существуют только по показателям за 2010 год [2].
Доминирующее влияние на высокие темпы роста численности населения республики в основном имеет естественный прирост населения. Как отмечалось ранее, миграционный прирост превышал естественный прирост населения до 2000 годов, связано это с ростом численности беженцев из районов конфликтов на территории Северного Кавказа. Так по официальным данным Росстата на конец 2005 года численность вынужденных переселенцев составляла 16 067 человек, а на конец 2016 года - 3 758 человек.
По показателю «естественный прирост населения», Республика Ингушетия среди всех субъектов Российской Федерации занимает второе место, первое - у Чеченской Республики.
Таблица 2
Общий, естественный и миграционный прирост (+), убыль (-) населения Республики Ингушетия
По уровню рождаемости (16,3 человек на 1 000 жителей в 2016 году) Республика Ингушетия также занимает лидирующие позиции. Однако в 2010 и 2011 годах данный показатель рождаемости в республике был выше и составлял 27,1 и 27,0 соответственно по годам. В 2017 году по показателю естественного прироста населения в Ингушетии занимает второе место по Северо-Кавказскому федеральному округу после Чеченской Республики.
В динамике, с 2005 по 2008 год, в Республике Ингушетия была зафиксирована убыль рождаемости, связанная с оттоком мигрантов в Чеченскую Республику, соответственно, она пропорционально возросла в Чечне в связи с их возвращением на родину. В Ингушетии в 2009 году начался скачкообразный рост показателя рождаемости, и среднегодовой прирост составил в 2009 году 3,8, а в 2010 - 2,5, что связано с социально-демографической политикой государства и выдачей средств материнского (семейного) капитала, реализуемых в Ингушетии с 2009 года.
За январь - декабрь 2017 года в республику прибыло 7 27095 человек, что меньше на 4% по сравнению с 2016 годом за этот же период, выбыло 6 037 человек - на 0,5% соответственно. При этом самый большой миграционный отток отмечается в Назрановском районе (1,6 раза). За счет миграции численность населения увеличивается в городах Магас, Назрань и Карабулак.
Необходимо отметить устойчивый рост в Ингушетии численности представителей титульных наций как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения.
Необходимо отметить еще один особенный демографический показатель Ингушетии - это ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Если в 2015 году значение указанного показателя в Республике Ингушетия, составляло 78,84
2 Составлено автором на основании источника: Российский статистический ежегодник. URL:http //ingstat.gks.ru
года, в среднем по России - 70,76 лет, в СКФО - 73,95 лет, то в 2017 году соответственно - 80,82; 71,87; 75,13. Таким образом, столь высокая ожидаемая продолжительность жизни в республике Ингушетия требует уделять особое внимание развитию социальной сферы, особенно по отношению к лицам пожилого возраста.
При этом коэффициент демографической нагрузки на конец 2016 года (на 1 000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов) составляет 704, в целом по России - 764.
Республика Ингушетия входит в число немногих регионов страны, имеющих положительное сальдо естественного прироста населения. Более того, по коэффициенту естественного прироста она уступает в последние годы лишь Чеченской Республике. Намного благоприятнее, чем в среднем по стране и в подавляющем большинстве её регионов, ситуация в Республике Ингушетия и по таким показателям воспроизводства населения, как заключение браков и разводы.
Демографические факторы имеют важнейшее значение при формировании трудового потенциала. Проделанный анализ позволяет отметить, что Республика Ингушетия имеет хорошую перспективу по формированию трудовых ресурсов. Осложняет ситуацию развития трудового потенциала республики соци-
Рис. 2. Динамика численности трудоспособного населения Республики Ингушетия, на конец года, тыс. человек.
Ингушетия выделяется относительно высокими темпами роста трудоспособного населения (рис. 2.). Так, за период с 1990 года по 2012 год численность трудоспособного населения выросла 2,7 раз (98,1 тыс. и 263,1 тыс. человек соответственно). На конец 2016 года численность трудоспособного населения составила 277,3 тыс. человек, или 58,7% от общей численности населения республики. При этом доля населения младше трудоспособного возраста составляет за последние три года 30%, а доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 10,0 до 11,3%.
В структуре занятости по видам экономической деятельности по состоянию на начало 2017 года наибольшее количество занятых наблюдалось в следующих сферах деятельности:
- образование (9,0%);
- обрабатывающие производства (13,6%);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (20,4%);
- здравоохранение и предоставление социальных услуг (6,7%);
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство (15,9%).
С 2014 по 2017 год уменьшилась доля занятых в образовании (с 16,5 до 9,0%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (с 11,2 до 6,7%).
Годы Естественный прирост, человек Миграционный прирост на 10 000 жителей Общий прирост, в процентах
2005 4 940 -499 -3,8
2010 9 321 -158 0,7
2011 9 703 148 3,9
2012 7 755 92 2,7
2013 7 930 63 2,4
2014 8 272 57 2,4
2015 7 830 38 1,9
2016 6 195 32 1,6
За это же период доля занятых и увеличилась в сферах «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «обрабатывающие производства» и «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство».
■ образование
сельское хозяйство
1 здравохранение
I обрабатывающие производства
2014 2017
Рис. 3. Доля занятых по видам экономической деятельности по состоянию на начало 2014 и 2017 г.г. Данные о населении по возрастам и группам представлены в таблице 3.
Таблица 3
Возрастная структура населения, в процентах3
Субъекты Российской Федерации Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста
2005 2011 2016 2005 2011 2016 2005 2011 2016
Российская Федерация 16,5 16,5 18,3 63 60,9 56,7 20,5 22,6 25,0
СевероКавказский ФО 24,8 23,9 24,2 60,7 60,7 58,3 14,5 15,4 17,5
Республика Дагестан 28,9 26,7 26,1 60,7 62,2 60,7 10,4 11,1 13,2
Республика Ингушетия 33,4 31,3 29,3 59 59,6 58,7 7,6 9,1 12,0
Кабардино-Балкарская Республика 21,7 20,7 21,5 62,6 62,3 58,8 15,7 17 19,7
Карачаево-Черкесская Республика 20,6 20,4 20,7 62,1 61,1 57,8 17,3 18,5 21,5
Республика Северная Осетия - Алания 20,2 19,9 20,9 60 59,2 56,3 19,8 20,9 22,8
Чеченская Республика 34,2 34,5 34,2 58,3 57,2 55,8 7,5 8,3 10,0
Ставропольский край 18,4 17,4 18,6 61,2 60,7 57,4 20,4 21,9 24,0
По состоянию на конец октября 2017 года численность экономически активного населения республики составила 256,5 тыс. человек, что составляет 47,1% от общей численности населения республики. При этом из них 187,5 тыс. человек были заняты в экономике и 69,0 тысяч не имели занятия и классифицируются как безработные.
На рынке труда в республиках СКФО складывается весьма сложная и напряженная ситуация, в том числе и в Республике Ингушетия.
Наиболее высокий уровень безработицы в Российской Федерации за 2016 год сложился в Республике Ингушетия (30,2 %). В Ингушетии и самый высокий уровень зарегистрированной безработицы - 10,6%. Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 01.11.2017 г. составила 23,1 тыс. человек, что на 12,9 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Составлено автором по данным Росстата
Если сравнивать уровень безработицы по месту жительства, то надо отметить, что уровень сельской безработицы (64,6%) выше городской. К негативным факторам, характеризующим сферу занятости населения и рынок труда республики, относится и то, что более 50% от общей численности безработных составляют лица моложе 30 лет. Средний возраст среднероссийского безработного 35,8 лет, в СКФО - 31,4, в Республике Ингушетия средний возраст безработного составляет 30,2 года. И если в целом в Российской Федерации средний возраст безработного за ряд лед почти не изменился, то в Ингушетии -«безработные» помолодели на 11 месяцев.
Самая большая группа безработных 55,5% в возрасте от 20 до 29 лет. Это самый высокий показатель по Российской Федерации. При этом безработных в возрасте до 30 лет в Ингушетии почти 60%, что существенно выше по сравнению с 2014 годом.
Существенно выше, чем в среднем по России, такой показатель как продолжительность безработицы. В республиках Северного Кавказа доля безработных (более 1 года) на 3,6 процентных пункта выше. Если в среднем по России среднее время поиска работы составляет 7,6 месяцев, то в Ингушетии 13,1. Необходимо отметить, что по указанному показателю республика Ингушетия «опережает» все субъекты Российской Федерации. При этом удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, составляет 73,1% от общей численности безработных. Коэффициент напряженности на рынке труда республики составил 342,4 человека на заявленную вакансию.
Таким образом, анализ проблем социально-экономического развития Республики Ингушетия убедительно доказывает, что необходима целенаправленная политика на всех уровнях власти в части совершенствования занятости населения. Количество вакансий, заявленных работодателями в Республике Ингушетия на 1 ноября 2017г., составило 428 единиц. В 2016 году заявлено было 508 вакансий.
По сведениям, предоставленным предприятиями и организациями республики, численность уволенных по причине сокращения штата, ликвидации организаций и оргштатных мероприятий, проводимых на территории республики, составила почти 400 человек.
Необходимо отметить ещё такой показатель: в 2012 году уровень безработицы среди женщин составил 53,8%, на начало 2014 года доля женщин в общем объёме безработных граждан увеличилась и составила 57,7%., к началу 2017 года -доля безработных женщин составила более 60 процентов.
В рамках республиканской целевой программы «Содействие занятости населения Республики Ингушетия на 20142017 годы» на 1 ноября 2017 году трудоустроено 2166 чел., в том числе:
- на постоянную работу- 684 чел.
- на общественные работы - 728 чел;
- временное трудоустройство 14-18 лет - 754чел.
На профобучение направлено - 1132 чел.
Величина прожиточного минимума в Ингушетии за 4 квартал 2016 года составил 8 881 рублей в месяц (8 807 рублей - 2015 году). К среднероссийскому прожиточному минимуму составляет 91 процент. В первом квартале 2013 года величина прожиточного минимума в Ингушетии составляла 75% от показателя в среднем по Российской Федерации (в 2015 году - 89%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2016 году составила 22 488 рублей, по отношению к 2012 году заработная плата выросла на 22,9%. Необходимо отметить, что даже при таком существенном росте среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата в среднем за 2016 год в Ингушетии на 38,9% ниже среднероссийского уровня.
В целом по уровню среднедушевых доходов Республика Ингушетия занимает 83 место среди субъектов Российской Федерации (в 2014 году - 81). За чертой бедности проживает практически 32% населения республики. В среднем по России данный показатель в 2016 году составил 13,4%.
Ингушетия относится к типу регионов по степени сбалансированности рынка труда с критическим дисбалансом [4, С. 75], когда коэффициент напряженности на рынке труда больше 25, уровень занятости - менее 40%, то есть рынок труда является фактически не сбалансированным. Однако, регионов с относительной сбалансированностью рынка труда в России в целом не существует. Наиболее благополучными являются Санкт-Петербург и Чукотский автономный округ.
Коэффициент напряженности на рынке труда характеризует количество безработных на одну свободную вакансию, то есть избыток или недостаток рабочей силы в сравнении с рабочими местами. Уровень занятости - соотношение численности занятых к численности экономически активного населения, то есть избыток или недостаток рабочих мест в сравнении с рабочей силой.
В целом состояние рынка труда должно оказывать воздействие на уровень развития социально-экономической системы. Для определения степени влияния сбалансированности рынка труда на эффективность экономического функционирования, проведен корреляционный анализ зависимости показателей состояния рынка труда: коэффициент напряженности на рынке труда, уровень занятости населения, равновесие рынка труда -и показателей эффективности экономического развития: рост промышленного производства, ВРП на душу населения, рост производительности труда (формула 1).
2 (х, - х) х (у, - у)
£ (X,- X)2 х (у,- у)2
(1)
где гху - коэффициент парной корреляции; X, у/ - значения /-х признаков;
X, у - средние значения признаков.
Данные индикаторы рассчитаны в среднем за 2005-2016 гг. и представлены в таблице 4. Отдельно проанализирована связь между показателями, характеризующими состояние рынка труда и значением цены труда.
Таблица 4
Среднегодовые значения показателей, характеризующих состояние рынка труда и эффективности экономического
развития Респ /блики Ингушетия за 2005-2016 гг.
Год Коэффициент напряженности, % Уровень занятости населения, % Внутренний региональный продукт на душу населения, руб. Рост промышленного производства, % Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. Рост произво-дител ь-ности труда, %
1 2 3 4 5 6 7
2005 706,9 22,5 17 435,1 103,5 5449 103,6
2010 723,7 32,2 48 239,2 97,4 12855 100,5
2011 212,2 35,2 63 569,7 111,4 14513 109,0
2012 232,6 36,2 87373,9 110,0 18302 114,6
2013 52,0 38,6 102241,5 116,1 20151 113,8
2014 238,3 49,4 113224,9 102,8 20993 103,4
2015 236,9 50,2 106995,7 100,4 21481 96,7
2016 48,3/342,4 50,8 106756,6 101,8 22488 94,5
Корреляционная зависимость оценивалась методом парной корреляции. Критическое значение коэффициентов корреляции для уровня значимости 0,05 равны 0,6319 [1, С. 440]. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа индикаторов, характеризующих состояния рынка труда, цены труда
и эс >фективности экономического развития
Состояние рынка труда Эф )фективность экономического развития
ВРП на душу населения, тыс. р. Рост промышленного производства, % Средний размер заработной платы, тыс. р. Рост производительности труда, %
Коэффициент напряженности на рынке труда -0,848 -0,5319 -0,8416 -0,1718
Уровень занятости населения, % 0,9229 -0,1774 0,9288 -0,426
В целом выявлена абсолютная зависимость между состоянием спроса и предложения на рынке труда и стоимостью труда. Средний размер заработной платы напрямую зависит от уровня занятости в регионе (коэффициент корреляции равен 0,9288).
Значимой корреляционной зависимости между показателями состояния рынка труда и индикаторами «рост промышленного производства», «рост производительности труда» не обнаружено. Следовательно, развитие российской промышленности на мезоуровне ограничено факторами, не зависящими от состояния рынка труда, что допустимо в условиях избыточности рабочей силы последнего. Отсутствие зависимости производительности труда от сбалансированности рынка труда, можно объяснить, во-первых, влиянием факторов НТП на уровень производительности труда, а, во-вторых, особенностями отечественного рынка труда. Последние обуславливаются его эволюцией, поставившей на современном этапе на приоритетное место проблему соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям рынка труда. Таким образом, работающие занятые на производстве не стремятся к повышению производительности труда, так как, при текущем уровне и качестве безработицы конкуренция на рынке рабочей силы ограничена дисбалансом профессионально-квалификационного спроса и предложения.
В целом, состояние рынка труда влияет на эффективность экономического развития, об этом свидетельствует наличие значимой корреляционной зависимости между переменными ВРП на душу население и
уровнем занятости населения (прямая равная 0,9229). Следовательно, чем выше уровень занятости, тем выше значение ВРП на душу населения.
Следовательно, состояние рынка труда Республики Ингушетия можно оценить как неудовлетворительное. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы обуславливает многие негативные моменты общественного функционирования, тормозит экономическое развитие. При этом, главной проблемой сдерживания роста производительности труда, можно считать, профессионально-
квалификационный дисбаланс предложения и спроса на рабочую силу.
Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия характеризуется как достаточно сложное.
Основные проблемы республики - слабая производственная база, низкая обеспеченность объектами социаль-
г
ху
ной сферы, неразвитость инженерной инфраструктуры, высокий уровень безработицы, сложная миграционная ситуация. Основные показатели уровня жизни населения Республики Ингушетия значительно отстают от аналогичных показателей Российской Федерации.
Структура использования денежных доходов населения республики существенно отличается и от среднероссийской, и от средних показателей по Северо-Кавказскому федеральному округу. В структуре потребительских расходов населения Республики основная доля (61,8 %) приходится на покупку продуктов питания, которая в 2 раза превышает аналогичные расходы в среднем по Российской Федерации. На покупку непродовольственных товаров приходится 27,0%. Для сравнения в 2015 году население республики на продукты питания тратили 47,0%.
Структура доходов населения Республики Ингушетии значительно отличается от среднероссийской, что выражается в существенном доминировании группы «другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.)» над остальными группами доходов. Так, в 2016 году данная группа доходов составила 34,3% от общего объема доходов (в 2013 году - 42,6%). Данная ситуация, по мнению экспертов, может быть обусловлена достаточно большой долей теневого сектора в экономике.
Второй по объему группой доходов населения Ингушетии являются доходы от социальных выплат. В основном это пенсии, их доля в группе составляет 57,5 процентов, на пособия и социальную помощь приходится 41 процент.
Доходы, получаемые населением в качестве оплаты труда, по объему ниже доходов от социальных выплат, что также свидетельствует о низком уровне заработной платы в республике (20,0% от общего объема доходов).
Основными направлениями использования денежных доходов являются покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.
При этом наибольший удельный вес в структуре использования денежных доходов населения республики имеет направление «Прирост финансовых активов», что свидетельствует о том, что, несмотря на низкий уровень жизни, население республики имеет возможность к накоплению существенных объемов денежных средств. Так в 2013 году прирост денег у населения составил 52,6% от общего прироста финансовых активов, в 2016 году - 47,3. При этом накопленные денежные средства находятся не в банковских вкладах или ценных бумагах, а на руках у населения, либо потрачены на покупку скота и птицы.
Расходы на приобретение товаров и услуг составляют всего 35,3%, что в два раза ниже среднероссийского показателя, что свидетельствует о значительном потреблении продукции личных подсобных хозяйств в республике. Кроме того, важно отметить, что согласно данным федеральной службы государственной статистики, доля расходов граждан на приобретение недвижимости равна нулю, что не подтверждается сведениями об объемах жилищного строительства в республике за последние годы. Также в республике за десять лет существенно вырос показатель «число собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения, штук»: с 67,3 до 165,9.
Основными барьерами для роста уровня доходов населения в Ингушетии являются следующие:
- высокий уровень безработицы;
- дефицит рабочих мест;
- низкий уровень квалификации специалистов;
- высокая дотационность бюджета, не позволяющая осуществлять региональные надбавки к пенсиям и различным социальным пособиям.
Для Республики Ингушетия, как и для других северокавказских республик, на современном этапе развития решающее значение регулирования занятости населения по-прежнему будет иметь именно государственная поддержка, так как другие элементы рыночной инфраструктуры рынка труда или слабо развиты, или отсутствуют вовсе.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,69%.
Список литературы:
1. Елисеева, И.И. Статистика: учебник / И.И. Елисеева. - М. : Проспект, 2011. - 448 с.
2. Закон Республики Ингушетия № 6-РЗ от 27.02.2009 г.«О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в республике Ингушетия». Принят Народным Собранием Республики Ингушетия 27 февраля 2009 года (в ред. Законов Республики Ингушетия от 06.05.2009 № 19-РЗ, от 29.03.2010 № 20-РЗ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.regionz.ru/index.php?ds=727299
3. Куркиева Х.М. Институциональные факторы территориальной дифференциации социально-экономических характеристик поселений (на примере Ингушетии) // Региональные исследования. 2012. № 1 (35). - С. 94-102.
4. Мокроносов, А.Г. Согласование спроса и предложения рабочей силы на региональном и локальных рынках труда / А.Г. Мокроносов, А.А. Вершинин // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - №4. - С. 73-78.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:http //gks/ru.
6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ингушетиястат) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://stavstat.gks.ru
7. Халкечев М.Н. Демографическое развитие республик Северного Кавказа. - Монография. - М. 2004. - 47 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Мальсагова Адама Джамурзиевича по теме: «Занятость населения Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и регулирование на примере Республики Ингушетия» Мальсагова Адама Джамурзиевича, соискателя ученой степени кандидата экономических наук кафедры экономики и предпринимательства ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Представленная автором статья, посвященная актуальным проблемам функционирования регионального рынка труда Республики Ингушетия, который в последнее время характеризуется регрессивными изменениям в структуре занятости и снижением эффективности использования национального человеческого потенциала в сфере труда.
В работе представлены результаты анализа динамики основных демографических, социально-экономических показателей и индикаторов рынка труда: динамики численности населения в целом, динамики населения по месту проживания, по возрастным группам, динамики общего, естественного и миграционного прироста населения, динамики численности трудоспособного населения, структуры занятости по видам экономической деятельности, уровня безработицы, видов безработицы в Республике Ингушетия.
Представленная на рецензию статья носит научный характер, в ходе исследования основной акцент ставится на выявление корреляционной зависимости между показателями, характеризующими
состояние рынка труда и эффективности экономического развития Республики Ингушетия и проблематику оценки факторов, влияющих на рынок труда и занятость в Республике Ингушетия, который показал, что демографические факторы имеют важнейшее значение при формировании трудового потенциала, Республика Ингушетия имеет хорошую перспективу по формированию трудовых ресурсов, а осложняет ситуацию развития трудового потенциала республики социально-экономическая ситуация.
Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как Мальсагов АД. не просто анализирует научные положения авторов, работающих в данном направлении, но и высказывают свою точку зрения и предлагают учитывать комплексно сложный характер многочисленных проблем в сфере труда и занятости республики.
Статья представляет большой интерес с позиции практической значимости, поскольку результаты исследования могут быть использованы при разработке и обосновании программы социально-экономического развития Республики Ингушетии.
Статья хорошо структурирована, написана четким, понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
Статья Мальсагова АД. «Занятость населения Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и регулирование на примере Республики Ингушетия» имеет научную значимость, соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию в научном рецензируемом журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Рецензент:
профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», д-р экон. наук
Нагое А.Б.