Научная статья на тему 'Оценка финансово-инвестиционного потенциала РСО-Алания'

Оценка финансово-инвестиционного потенциала РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / GOVERNMENT GUARANTEES / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РИСКОВ / DIVERSIFICATION OF RISKS / НАКОПЛЕННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ACCUMULATED FOREIGN CAPITAL / СЕКТОРАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SECTORAL FOCUS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF SURPASSED DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА / NATIONAL BUSINESS INITIATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудаев Г.Т., Тогузова И.З.

В данной статье авторы рассмотрели проблемы инвестиционного климата, с которыми столкнулась Россия в 2014 г. после введения санкций стран Запада и США. Проанализированы основные факторы, влияющие на изменение инвестиционной привлекательности страны, а также позиции России в сфере инвестиций до 2014 г., а именно: наиболее привлекательные отрасли для инвестиционных вложений, основные иностранные инвесторы, а также объем накопленных иностранных инвестиций по итогам 2013 г. Рассмотрены последствия введения санкций со стороны США и стран Европейского союза, приведены примеры ухудшения положения России в некоторых аналитических рейтингах. Предложены меры для улучшения инвестиционного климата РФ в последующие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of the investment climate faced by Russia in 2014 after the sanctions, imposed by Western countries and the United States. The authors analyzed the main factors affecting the change in the investment attractiveness of the country and the state of Russia in the field of investments until 2014. The effects of the imposition of sanctions by the US and the European Union are examined. The measures of improvement the investment climate of Russia in the coming years are proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка финансово-инвестиционного потенциала РСО-Алания»

УДК 332.05

Оценка финансово-инвестиционного потенциала РСО-Алания

Аннотация. В данной статье авторы рассмотрели проблемы инвестиционного климата, с которыми столкнулась Россия в 2014 г. после введения санкций стран Запада и США. Проанализированы основные факторы, влияющие на изменение инвестиционной привлекательности страны, а также позиции России в сфере инвестиций до 2014 г., а именно: наиболее привлекательные отрасли для инвестиционных вложений, основные иностранные инвесторы, а также объем накопленных иностранных инвестиций по итогам 2013 г. Рассмотрены последствия введения санкций со стороны США и стран Европейского союза, приведены примеры ухудшения положения России в некоторых аналитических рейтингах. Предложены меры для улучшения инвестиционного климата РФ в последующие годы.

Ключевые слова: инвестиционный климат; государственные гарантии; диверсификация рисков; накопленный иностранный капитал; секторальная направленность; модернизация экономики; территории опережающего развития; национальная предпринимательская инициатива.

Abstract. This article is devoted to the problems of the investment climate faced by Russia in 2014 after the sanctions, imposed by Western countries and the United States. The authors analyzed the main factors affecting the change in the investment attractiveness of the country and the state of Russia in the field of investments until 2014. The effects of the imposition of sanctions by the US and the European Union are examined. The measures of improvement the investment climate of Russia in the coming years are proposed.

Keywords: investment climate; government guarantees; diversification of risks; accumulated foreign capital; sectoral focus; modernization of the economy; territory of surpassed development; national business initiative.

Дудаев Г.Т.,

студент Финансового университета (Владикавказский филиал) Н georgedudaev@maiL.ru

Тогузова ИЗ.,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Менеджмент» Владикавказского филиала Финансового университета Н in_toguzova@maiL.ru

Точное знание состояния экономики страны, ее регионов,отраслей,отдельных территориальных комплексов в условиях глобальной турбулентности чрезвычайно важно для продуктивности проводимой государством и региональными властями инвестиционной политики. При этом решение поставленных задач связано прежде всего с возможностями и способностями отраслей, предприятий, хозяйствующих субъектов, различных секторов экономики страны производить товары и услуги, удовлетворяя и учитывая при этом интересы всех

участников формируемой социально-экономической системы.

Инвестиционные средства, резервы, источники инвестиций, имеющиеся в наличии и при определенных условиях способные к мобилизации, а также приведенные в действие и использованные для реализации инвестиционной стратегии, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности субъектов инвестирования, можно определить как «инвестиционный потенциал».

Понятие «инвестиционный потенциал» многогранно и включает в себя как физическую возможность хозяйствующих субъектов, территориальных органов власти и государства вкладывать средства в экономику, привлекать свободные денежные средства (сбережения как «потенциальные» инвестиции), так и понятие «инвестиционной емкости», определяемое как возможность и готовность субъекта хозяйствования воспринять инвестиционные средства.

В современных условиях динамичность процессов в экономике обусловливает необходимость новых подходов к определению набора показателей, характеризующих инвестиционные возможности и соответственно потенциал регионов.

Решение проблемы «устойчивого развития социально-экономических систем» основывается на системном подходе, включающем всесторонний и пол-

ный учет всех факторов, влияющих на протекание социально-экономических процессов. В связи с этим рассмотрение понятия «инвестиционный потенциал» в отрыве от финансовых, научно-технических, интеллектуальных и других возможностей представляется, на наш взгляд, нецелесообразным. Поэтому целью нашего исследования явилась оценка финансово-инвестиционного потенциала РСО-Алании.

Необходимость исследования обосновывается также тем, что в современных условиях одной из основных проблем как регионов, так и хозяйствующих субъектов и государства в целом является поиск источников финансирования инвестиционной деятельности. Ограниченность ресурсов может привести к необходимости пересмотра отобранных для реализации программ и проектов или методов влияния на составляющие потенциала.

Законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов. Большой выбор существующих методик и практик оценки, в некоторых случаях недостаточно проработанных, затрудняет объективную оценку инвестиционной привлекательности регионов для инвесторов и прочих заинтересованных лиц.

Как правило, выделяют четыре базовых способа оценки инвестиционного потенциала.

1. Рейтинговый метод.

2. Нормирование показателей - вычисление отношения значения показателя по региону к среднему по группе рассматриваемых регионов или, наоборот, отношения среднего по группе регионов к значению показателя по региону для разных по направленности показателей.

3. Метод «максимум-минимум» (или максиминный метод).

4. Стандартизация показателей - нечто среднее между нормированием и методом «максимум-минимум».

На состояние финансово-инвестиционного потенциала региона существенно влияет следующее.

1. Источники формирования: внутренние, т.е. создаваемые самим регионом ресурсы; внешние, т. е. привлекаемые за пределами региона; смешанные, объединяющие обе группы.

2. Факторы: природно-ресурсный, производственный, финансовый, налоговый, бюджетный, кредитный, инвестиционный, инновационный, инфраструктурный, кадровый, потребительский и т.д. Следует учитывать, что факторы взаимосвязаны, дополняют и взаимодействуют друг с другом, в разной степени влияя на формирование финансово-инвестиционного потенциала.

3. Субъекты экономики, располагающие финансовыми ресурсами (государство, хозяйствующие субъекты, внешние инвесторы и кредиторы).

4. объекты инвестирования: сфера реальной экономики, финансовая сфера, инновационная сфера.

При исследовании инвестиционного потенциала как самостоятельной экономической категории необходимо различать его формирование и использование как отдельные аспекты инвестиционного механизма территориального комплекса.

Способности продуцировать собственные финансовые, инвестиционные ресурсы, привлекать и аккумулировать внешние ресурсы, трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции лежат сегодня в основе формирования инвестиционного потенциала социально-экономических систем. Оценка перечисленных способностей и возможностей должна быть основой для разработки социально-экономических стратегий государства, отдельных территорий и хозяйственных комплексов. В связи с этим разработка системы показателей, характеризующих инвестиционный потенциал региона и позволяющих дать ему количественную и качественную оценку, представляется основой принятия инвестиционных решений.

В табл. 1 представлена система показателей для расчета инвестиционного потенциала региона.

В разных регионах России возможности по формированию инвестиционного потенциала тоже разные. Как правило, это следствие разнообразных природно-климатических условий и обеспеченности полезными ископаемыми, сложившейся структуры экономики и системы разделения труда, уровня развития производства, инфраструктурной обустроенности и других факторов.

На сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов Федерации, выработку предложений для региональных властей по улучшению позиций своих регионов в рейтинге направлено аналитическое исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». Результаты рейтинга ежегодно, начиная с 1996 г., публикуются в журнале «Эксперт».

Согласно данным, опубликованным в журнале, инвестиционный рейтинг Республики Северная Осетия -Алания - 3С2, что характеризуется как «Незначительный потенциал - высокий риск». При этом по некоторым рангам инвестиционный потенциал Республики значительно отстает (трудовой, инфраструктурный, туристический) от других субъектов СКФО (табл. 2), а по природно-ресурсному рангу превосходит другие республики [1].

Данные табл. 2 свидетельствуют о неразвитости инвестиционной инфраструктуры, отсутствии высоква-лифицированных работников в разных сферах деятельности, нехватке финансовых ресурсов для решения тех или иных задач, о проблемах туристического кластера Республики Северная Осетия-Алания.

Таблица 1

Система показателей для расчета инвестиционного потенциала региона

Способность

продуцировать собственные финансовые, инвестиционные ресурсы привлекать и аккумулировать внешние ресурсы трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции

Уровень жизни населения Текущая инфляция Уровень налогообложения

Уровень безработицы Динамика инфляции Динамика налогов

Рост производства Рост экспорта Льготы, предоставляемые инвесторам

Состояние окружающей среды Скорость внедрения достижений НТП Индекс тарифов на грузовые перевозки

Рост ВРП Рост инвестиций Индекс цен строительной продукции

Качество рабочей силы Степень монополизма в регионе Уровень развития объектов инфраструктуры и их доступность

Наличие и стоимость рабочей силы Объем инвестиций от иностранных инвесторов, всего, тыс. долл. США Автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием (на 1000 кв. км), км

ВРП на душу населения, руб. Объем и динамика инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям региона на душу населения Железнодорожные пути общего пользования (на конец года на 1000 кв. км), км

Объем природных ресурсов на душу населения Отраслевая структура использования инвестиций в основной капитал Обеспеченность жителей региона жильем, легковыми автомобилями

Среднемесячная заработная плата Внешние инвестиции в экономику региона Количество информационных источников

Денежные доходы в расчете на душу населения Объем отгруженных товаров собственного производства Степень доступности информационных источников

Оценка запасов основных природных ресурсов, показатель географического положения региона по отношению к внешнеторговым выходам России Местные законы, регулирующие инновационную деятельность, предоставляющие налоговые и иные льготы субъектам инновационной деятельности Качество информации (знания, документы и массивы документов в информационных системах); показатели развития традиционной массовой информации (количество названий и тиражи книг, журналов и газет и др.); показатели развития информации, хранящейся и распространяющейся в виде баз данных; показатели, характеризующие развитие технической базы информационной сферы (информационной техники и технологий)

Степень развития малого предпринимательства Инвестиционная активность Количество организаций, использующих коммуникационные и информационные технологии, число страховых организаций

Объем промышленного производства и темпы его изменения Объемы дотаций, трансфертных платежей Уровень обслуживания, качество предлагаемых услуг

Экспорт продукции из региона за рубеж Сальдированная прибыль на душу населения Стоимостной объем платных услуг на душу населения

Физические возможности человека, состояние его здоровья и работоспособности Уровень инвестиционной привлекательности Особенности менталитета

Величина местных налогов и сборов, поступлений от приватизации муниципального имущества, сдачи его в аренду, местных займов и лотерей, внешнеэкономической деятельности Устойчивость развития Состояние развития финансовой и производственной инфраструктуры

Дивиденды от доли региона в уставном капитале предприятий и организаций Действующие инвестиционные программы Структура и объем социальной инфраструктуры

Резервы развития региона путем эффективного использования его географического положения, климатических и ландшафтных условий Приоритетные региональные проекты Степень соответствия предлагаемых услуг запросам населения

Степень изношенности производственных фондов Перспективные направления для инвестирования Концепция управления, качество управления

Структура и объем производства Процентные ставки по кредитам Налоговая поддержка инвесторов

Величина и эффективность использования производственных фондов Скорость принятия решений Инвестиционный риск

Численность работников, занятых в сфере науки, научных исследований и разработок Гибкость управления Индекс качества жизни

Численность экономически активного населения Объем выполненных работ и услуг собственными силами по ВЭД Обеспеченность жильем на душу населения и т.д.

Составлено автором.

Таблица 2

Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2013 г.

Потенциал Республика Северная Осетия -Алания Кабардино-Балкарская Республика Чеченская Республика Карачаево-Черкесская Республика

Трудовой 54 63 66 71

Потребительский 64 65 56 74

Производственный 75 73 77 74

Финансовый 66 69 59 76

Институциональный 71 68 74 75

Инновационный 69 66 74 72

Инфраструктурный 8 16 24 55

Природно-ресурсный 75 35 72 60

Туристический 55 59 80 48

Изменение ранга потенциала в 2013 г. к 2012 г. 0 0 -1 -2

Доля в общероссийском потенциале, 2013 г.,% 0.507 0.516 0.416 0.323

Изменение доли в потенциале в 2013 г. к 2012 г., процентных пунктов -0.026 -0.038 -0.048 -0.027

Источник: данные рейтингового агентства «Эксперт РА».

Между тем методики формирования приведенных оценок инвестиционного потенциала не лишены недостатков. В их числе трудоемкость и дороговизна; отсутствие объективного критерия достоверности; отсутствие взаимосвязи составляющих инвестиционной привлекательности с результатом ее реализации; непрозрачность сведений, составляющих интегральный показатель, непрозрачность самой методики определения показателей, характеризующих инвестиционный потенциал и риски.

В табл. 3 представлены основные социально-экономические показатели Республики Северная Осетия-Алания, позволяющие как с количественной, так и с качественной стороны оценить ее инвестиционный потенциал.

Данные табл. 3 дают возможность заключить, что за последние пять лет произошло снижение инвестиционных возможностей и инвестиционного потенциала региона.

Качественный анализ инвестиционного потенциала РСО-Алания был проведен также в зависимости от показателей географического положения региона по отношению к внешнеторговым выходам

России, состояния окружающей среды, качества рабочей силы, запасов основных природных ресурсов, структуры и объемов производства и т.д. (см. табл. 4).

Среди показателей, формирующих инвестиционный потенциал РСО-Алания, ключевыми являются качество рабочей силы, а также количество и качество информации, предоставляемой субъектами власти по инвестиционной деятельности РСО-Алания. И здесь необходимо усилить взаимодействие органов власти с субъектами хозяйствования в плане предоставления консультационных услуг предпринимателям. В качестве промежуточного звена здесь представляются, хотя бы на первое время, высокоспециализированные специалисты, прошедшие повышение квалификации, составляющие научный потенциал Республики. Это бы позволило одновременно сохранить инновационный потенциал и увеличить инвестиционный потенциал Республики.

Следующими по значимости показателями формирования инвестиционного потенциала являются показатели состояния финансового и денежного рынка. И здесь надо проанализировать наличие финансовой

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели Республики Северная Осетия-Алания,

тыс. руб.

№ Наименование, единица измерения 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. (январь-сентябрь)

1. Итого доходов, тыс. руб. 17 787 369,29 19 860 488,25 22 601 038,07 24 351 034,92 10 390 374,96

2. Итого расходов, тыс. руб. 19 789 674,75 21 228 736,61 21 905 465,91 26 321 887,69 9 271 745,96

3. Профицит (+) /дефицит (-) бюджета, тыс. руб. -2 002 305,46 -1 368 248,36 +695 572,16 -1 970 852,77 +1 118 629,00

4. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб. 14,0 18,3 13,8 14, 3 15,1

5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по ВЭД, млн руб. 19 048,00 20 411,00 20 233,00 22 704,00 10 854,00

6. Железнодорожные пути общего пользования (на конец года на 1000 кв. км территории), км 180,00 180,00 180,00 180,00 180,00

7. Импорт, всего, млн долл. США 70,80 157,10 65,20 65,92 10,70

8. Экспорт, всего, млн долл. США 71,70 90,10 54,50 45,48 9,30

9. Индекс тарифов на грузовые перевозки,% к декабрю предыдущего года 100,00 105,30 106,40 103,10 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Индекс цен строительной продукции, % к декабрю предыдущего года 108,70 108,70 104,20 102,70 101,70

11. Денежные доходы в расчете на душу населения, руб. 24 095,10 26 531,50 29 354,60 31 033,70 15 644,70

12. Среднемесячная заработная плата (с учетом выплат социального характера), руб. 11 959,00 13 267,90 16 641,40 19 568,00 19 327,00

13. Безработные, человек 37 000,00 30 000,00 28 000,00 6 300 7 900

14. Ввод в действие жилых домов (общей площади), всего, тыс. кв. м общ. пл. 198,00 200,10 205,70 210,20 77,10

15. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. 12 943,90 14 654,00 12 091,60 11 894,80 2 468,70

16. Все население на начало года, всего, тыс. человек 712,97 712,48 709,00 706,12 703,98

17. Уровень безработицы,% 1,8 2,1 2,6 3,1 2,3

Источник: инвестиционный портал СКФО. http://investkavkaz.ru, Министерство экономического развития РСО-Алания.

Таблица 4

Качественная характеристика инвестиционного потенциала РСО-Алания

1. Географическое положение региона по отношению к внешнеторговым выходам России

РСО-Алания расположена на юге Российской Федерации, на северном склоне Большого

Кавказского хребта и на прилегающих к нему наклонных равнинах. Расстояние от Владикавказа до Москвы - 1923 км. Граничит на севере со Ставропольским краем, на западе - с Кабардино-Балкарской Республикой; на востоке - с Республикой Ингушетия; на юге по хребтам Большого Кавказа - с Грузией и Республикой Южная Осетия

2. Состояние окружающей среды

Уровень загрязнения компонентов биосферы, несмотря на значительный спад производства, имеет тенденцию к росту. Территория Республики Северная Осетия-Алания характеризуется особо сложной экологической обстановкой. Она объясняется продолжительным функционированием горнопромышленного и металлургического комплексов, объекты воздействия которого охватывают как горную, так и равнинную части Республики, включая столицу г. Владикавказ.

3. Качество рабочей силы

Низкий уровень профессиональной и квалификационной пригодности работников для выполнения целей инвестиционной деятельности региона

4. Оценка запасов основных природных ресурсов

Главными природными ресурсами Северной Осетии являются водные и гидроэнергетические ресурсы, принадлежащие реке Терек и ее основным притокам.

Республиканские источники экологически чистой минеральной и пресной ледниковой воды не имеют себе равных во всей России.

Недра содержат разнообразные полезные ископаемые, среди которых самыми ценными являются полиметаллические руды, сырье для цементной

промышленности и природные строительные материалы.

Республика Северная Осетия-Алания - наиболее промышленно специализированный регион среди республик Юга России, по объему промышленного производства уступающий лишь Республике Дагестан. Промышленная база Северной Осетии достаточно диверсифицирована. На ее территории находятся предприятия по добыче полиметаллических руд, ремонту железнодорожного подвижного состава, производству свинца, цинка, вольфрама, медного проката, твердых сплавов, строительных материалов и деталей, стекольной продукции, электрооборудования, мебели, гофрокартонной тары, трикотажных изделий, крахмалопаточной и ликероводочной продукции. В наибольшей степени Северную Осетию позиционируют в России некоторые виды ее природных ресурсов, прежде всего нерудные полезные ископаемые и водные ресурсы. Несмотря на небольшую площадь территории, особенно значительна роль Республики в балансовых запасах доломитов: по оценкам, они составляют 71,2% общероссийских.

5. Структура и объем производства

Структуру экономики Республики Северная Осетия-Алания можно назвать сбалансированной и ориентированной преимущественно на вывоз производимой продукции.

Промышленный комплекс всегда составлял основу экономики Северной Осетии, что выделяло ее на фоне соседних аграрных республик. В структуре промышленного производства Республики Северная Осетия-Алания основными отраслями являются пищевая промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84,5%.

В Республике Северная Осетия-Алания на транспорт и логистику приходится 7,7% валового регионального продукта.

По уровню инфраструктурной обеспеченности республиканские показатели превышают общероссийские и региональные. По плотности дорог

с твердым покрытием Республика Северная Осетия-Алания занимает четвертое место в России.

По территории Северной Осетии проходят два магистральных автомобильных пути через Главный Кавказский хребет, связывающих Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока - Военно-грузинская дорога и ТрансКАМ.

Сельское хозяйство обеспечивает текущие потребности населения и пищевой промышленности Республики. Сельское хозяйство сегодня является достаточно эффективной отраслью хозяйства Северной Осетии. В структуре ВРП доля отрасли весьма значительна и составляет около 17,8%. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе - 3,1 тыс. кв. км (38% от общей площади территории), из которых более половины (61%) приходится на пашни.

6. Количество информационных источников, качество информации

Основными источниками информации для оценки инвестиционного потенциала Республики являются официальные данные Министерства экономического развития РСО-Алания, Управление РСО-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Агентство инвестиционного развития, Гарантийный фонд, Фонд микрофинансирования. Однако представленная информация ограничивается 2011 г. Кроме того, имеются претензии к качеству представляемой информации.

7. Законодательная база

Законодательная база предусматривает возможность предоставления государственных гарантий, действуют механизмы субсидирования процентных платежей за полученные кредитные ресурсы, возмещение затрат, связанных с производственной деятельностью, различные формы поддержки предпринимательской деятельности.

Источник: Министерство экономического развития РСО-Алания.

Источник: данные Центрального Банка РФ. www.cbr.ru

Таблица 6

Объемы кредитов, депозитов и прочих размещенных средств по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия-Алания, тыс. руб.

Таблица 5

Количество кредитных организаций в регионе

Количество филиалов в регионе

Дата Всего кредитных организаций всего головная организация находится в данном регионе головная организация находится в другом регионе

01.09.2014 2 9 1 8

01.12.2013 4 9 1 8

01.12.2012 5 11 4 7

01.12.2011 5 11 4 7

01.10.2010 6 11 3 8

В том числе

Дата Всего кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам

01.09.2013 7793268 6570354 2510 1206117

01.10.2013 7812202 6593263 5150 1200662

01.11.2013 5083499 4 092 367 5150 964 850

01.12.2013 4871086 3956967 5150 887328

01.01.2014 4833311 3851205 5150 955885

01.02.2014 4770014 3794241 5150 950686

01.03.2014 4800266 3824713 5150 967049

01.04.2014 4533261 3566211 5150 960828

01.05.2014 4383700 3 432 004 5150 945 474

01.06.2014 4448301 3430989 5150 1011091

01.07.2014 2394978 2134045 5150 255783

01.08.2014 2488901 2230051 5150 253700

01.09.2014 1453198 1236923 0 216275

Источник: данные Центрального Банка РФ. www.cbr.ru

инфраструктуры, данные об объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия-Алания, средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным и депозитным операциям.

Что касается кредитных организаций (табл. 5), их количество имеет тенденцию к снижению [2].

По данным табл. 5 видно, что количество кредитных организаций за последние четыре года снизилось с 6 до 2. Уменьшилось и количество филиалов - с 11 до 9. Учитывая, что институты парабанковской системы

Размещенные средства

9 000 000 8 000 000 7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

^ Л45 ч^ О'45 Л45 ^ л^

ч>* ч>ч ч> ч*4 ч$> у- > ч*л ч«

•Размещенные средства

Динамика кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия-Алания

Таблица 7

Средства клиентов в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия-Алания, тыс. руб.

В том числе

Дата Всего средства бюджетов на расчетных счетах средства государственных и других внебюджетных фондов на расчетных счетах средства организаций на расчетных и прочих счетах депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) вклады физических лиц

01.09.2013 8581918 0 7 1 482 320 561094 6452640

01.10.2013 8798936 0 7 1 294 543 561094 6511218

01.11.2013 3948556 0 0 773 974 152000 3011012

01.12.2013 3835538 0 0 521321 152000 3 143 340

01.01.2014 3969080 0 0 610774 152000 3196222

01.02.2014 3762299 0 0 406 500 152000 3182816

01.03.2014 3667041 0 0 327457 158000 3167466

01.04.2014 3524691 0 0 278 455 178000 3053201

01.05.2014 3489251 0 0 312 491 175500 2985365

01.06.2014 3554397 0 0 361 355 175500 2994720

01.07.2014 1 588301 0 0 240 540 175500 1 171690

01.08.2014 1 569679 0 0 235571 145 500 1 188497

01.09.2014 948508 0 0 120394 152000 710608

Источник: данные Центрального Банка РФ. www.cbr.ru

в Республике не развиты, такие тенденции снижают уровень конкуренции на финансовом рынке, что сказывается как на качестве предоставляемых услуг, так и на процентной политике банков. В результате снижается кредитный потенциал инвестиционного развития, а значит, и способности региона трансформи-

ровать собственные и внешние ресурсы и сбережения в инвестиции [3].

Это подтверждается также данными, приведенными в табл. 6. Только за 2013 г. объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным

Таблица 8

Объем выданных кредитов по состоянию на 01.02.2014, млн руб.

В рублях В иностранной валюте и драгоценных металлах 5сего

Республика субъектам малого и среднего предпринимательства индивидуальным предпринимателям субъектам малого и среднего предпринимательства индивидуальным предпринимателям субъектам малого и среднего предпринимательства индивидуальным предпринимателям

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 7804 1291 7 0 7811 1291

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Дагестан 680 180 0 0 680 180

Республика Ингушетия 173 61 0 0 173 61

Кабардино-Балкарская Республика 492 60 0 0 492 60

Карачаево-Черкесская Республика 408 85 6 0 414 85

Республика Северная Осетия - Алания 481 136 0 0 481 136

Чеченская Республика 45 17 0 0 45 17

Ставропольский край 5525 752 1 0 5 526 752

Источник: данные Центрального Банка РФ. www.cbr.ru.

Таблица 9

Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным и депозитным операциям в рублях без учета ОАО «Сбербанк России», % годовых, 2014 г.

Операции Срок Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август

Кредиты физическим До 1 года, включая «до востребования» 26,21 24,01 24,11 21,13 25,69 24,73 24,07 24,71

лицам Свыше 1 года 18,92 18,50 18,26 18,21 18,52 18,54 18,68 18,33

Кредиты нефинансовым До 1 года, включая «до востребования» 9,63 9,81 10,66 10,73 11,07 11,14 11,00 10,90

организациям Свыше 1 года 11,41 11,68 11,09 12,16 12,02 12,06 12,29 12,60

«До востребования» 2,48 2,48 2,28 2,06 1,83 1,91 2,08 1,97

Депозиты физических До 1 года без «до востребования» 7,54 7,41 7,44 7,71 7,83 8,09 8,06 8,12

лиц До 1 года, включая «до востребования» 6,46 6,25 6,23 6,52 6,56 6,78 6,88 6,91

Свыше 1 года 8,40 8,47 8,46 8,58 8,85 8,59 8,80 8,94

Депозиты нефинансовых До 1 года, включая «до востребования» 5,57 5,51 6,85 7,12 7,48 7,49 7,45 7,30

организаций Свыше 1 года 8,04 7,95 7,73 8,65 8,66 8,66 8,78 9,31

Источник: данные Центрального Банка РФ. www.cbr.ru

Таблица 10

Процентные ставки зарубежных центральных банков

Страна Центральный банк Ключевая процентная ставка Следующее рассмотрение Последнее изменение Текущая ставка, %

США FED (FederaLReserve) FederalFundsRate 30.04.2014 16.12.2008 0,25

Еврозона ECB (EuropeanCentraLBank) RefinancingTender 03.04.2014 07.11.2013 0,25

Великобритания BOE (BankofEngLand) BankRate 10.04.2014 05.03.2009 0,50

Япония BOJ (BankofJapan) OvernightCallRateTarget 08.04.2014 19.12.2008 0,10

Канада BOC (BankofCanada) OvernightRate 16.04.2014 08.09.2010 1,00

Швейцария SNB (SwissNationaLBank) 3 MonthLiborRate 19.06.2014 03.08.2011 0,00

Швеция Riksbank (SwedenCentraLBank) RepoRate 09.04.2014 18.12.2013 0,75

Австралия RBA (Reserve Bank of AustraLia) CashRate 01.04.2014 06.08.2013 2,50

Новая Зеландия RBNZ (Reserve Bank of New ZeaLand) OfficialCashRate 23.04.2014 13.03.2014 2,75

Норвегия Norges Bank (The Norwegian CentraL Bank) SightDepositRate 27.03.2014. 14.03.2012 1,50

Источник: данные Центрального Банка РФ www.cbr.ru

в Республике Северная Осетия-Алания, сократился с 7 793 268 000 до 1 453 198 000 руб., из них кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям,- более чем в 5 раз (см. рисунок).

Известно, что сбережения населения и временно-свободные денежные средства хозяйствующих субъектов являются потенциальными инвестициями. Поэтому объектом нашего исследования явились средства на вкладах и депозитах, а также на расчетных счетах банков. Этот показатель с 01.09.2013 по 01.09.2014 снизился более чем в 9 раз - с 8 581 918 000 до 948 508 000 руб. {табл. 7).

Удельный вес предоставленных в РСО-Алания кредитов в структуре размещенных по СКФО средств в 2014 г. составил всего 10% (136 млн руб.). Из них 72% было предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства (табл. 8).

Сложившаяся ситуация объясняется завышенными процентными ставками по кредитам и заниженными ставками по депозитам (см. табл. 9).

Если средняя ставка по депозитам физических лиц до 1 года на январь 2014 г. составляла 7,54%, то по кредитам физическим лицам до 1 года - 26,21%. Такая ситуация во многом обосновывается высокими процентными ставками ЦБ РФ. Сегодня ключевая ставка ЦБ РФ составляет 15%. Для сравнения: за рубежом этот показатель варьируется от 0,00 до 2,75% (см. табл. 10). Анализ показывает, что в сложившейся ситуации рассчитывать на такой внешний источник финансирования инвестиционной деятельности, как кредиты банков, не стоит. Остается рассчитывать либо на внутренние резервы, либо бюджетную поддержку [4].

Что касается бюджетной поддержки, то, как известно, сегодня бюджетные возможности для разви-

тия тоже ограничены: в целом по России за 9 месяцев 2013 г. налоговые доходы выросли всего на 1,5%, что с учетом инфляции означает спад. Доля расходов на трудно сокращаемые социальные статьи бюджета -самая высокая с начала 2000-х годов. Предел заимствований близок: в период с 2007 по 2012 г. соотношение государственного долга к собственным доходам бюджета субъектов выросло с 19 до 21% [5].

Ситуация для инвестиций, мягко говоря, не совсем подходящая. Но это только на первый, не очень пристальный взгляд. Инструменты развития финансово-инвестиционного потенциала есть. В их числе стоит выделить:

• наращивание потенциала за счет организации многоканальной системы финансирования;

• формирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры;

• активизацию региональных рынков финансовых ресурсов.

Активизация инвестиционных процессов сегодня предполагает:

• объединение возможностей региональных бюджетов, коммерческих банков, инвестиционных компаний, страховых и паевых фондов для реализации региональных инвестиционных программ, что позволит снизить риск отдельных инвесторов и диверсифицировать инвестиционные вложения;

• создание инвестиционных центров с привлечением инновационных банков, бюро экспертиз, маркетинговых иинформационных центров, рекламных агентств;

• проведение в регионе институциональных преобразований, направленных на формирование или совершенствование сети консалтинговых фирм, научно-технических центров, венчурного капитала, развития лизинга [6].

Немаловажной задачей является создание специфических элементов инвестиционной инфраструктуры, которые, хотя и будут отличаться в каждом регионе, в то же время имеют сходные формы и принципы функционирования. С развитием рыночных отношений спектр услуг этих институтов, несомненно, будет расширяться, что станет свидетельствовать о степени их диверсификации.

Формирование рынка финансово-кредитных ресурсов предполагает развитие сети разнообразных финансовых институтов, главной функцией которых является обеспечение процессов перетока капитала как в межотраслевом, так и межрегиональном направлениях.

С точки зрения инвестиционной привлекательности региона наибольшую роль играет его способность привлекать ресурсы для развития со свободного рынка капиталов.

Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику регионов возможно за счет создания и развития региональных финансовых и инвестиционных рынков, возрастания их роли в обеспечении воспроизводственного процесса в масштабах региона [7].

Создание полноценного регионального инвестиционного и финансового рынка невозможно без развития конкурентоспособного корпоративного сектора, способного мобилизовать и предоставить реальному сектору инвестиционные ресурсы, достаточные для развития. Очевидно, разработка четких профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка (кредитного брокера, риск-менеджеров и др.) сделает их работу более прозрачной, что неизбежно приведет к повышению уровня доверия со стороны клиентов.

Рыночные способы привлечения инвестиций предполагают специально подготовленных профессиональных посредников, способных эффективно перемещать ресурсы от инвесторов к эмитентам и осуществлять по поручению эмитентов поиск ресурсов на свободном рынке. Финансово сильные, независимые и грамотные финансовые посредники обеспечивают движение инвестиционных потоков в регионе, а также выступают в качестве самостоятельных инвесторов. Становление и развитие финансовых рынков регионов будет способствовать возрастанию их роли в обеспечении воспроизводственного процесса [8].

Литература

1. Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» // Эксперт РА. Режим доступа: http://raexpert.ru/ ratings/ regions/concept/ (дата обращения: 20.11.2014).

2. Доклад территориального органа Федеральной службыгосударст-венной статистики по Республике Северная Осетия-Алания «Социально-экономическое положение республики Северная Осетия -Алания» за январь-декабрь 2013 года.

3. Большой Энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл.; СПб.: СПб. фонд «Ленингр. Галерея», 1993.

4. Николаевская О.А. Реализация инвестиционно-финансового потенциала предприятия // Финансы и кредит. 2013. № 30 (558). С.76-79.

5. Никулина Н.Н. Финансовый и инвестиционный потенциал: сущность и инвестиционные возможности // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 2. С.4-7.

6. Туаева Л.А. Взаимосвязь между медико-демографической ситуацией и социально-экономическим положением в Республике Северная Осетия-Алания // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 156-159.

7. Тогузова И.З., Бериева К.Ю. Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 39. С. 21-25.

8. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / Под ред. д-ра экон. наук В.В. Бандури-на М.: БУКВИЦА, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.