Научная статья на тему 'Перспективы и направления развития инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края'

Перспективы и направления развития инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1367
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INVESTMENT / INNOVATION / INVESTMENT CLIMATE / SCIENTIFIC RESEARCH / INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY / HIGH-TECH INDUSTRIES / INNOVATION ENVIRONMENT / REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна, Мирончук Вадим Анатольевич, Орлов Андрей Александрович

Эффективная инвестиционно-инновационная деятельность региона является одним из ключевых факторов его успешного развития. Она представляет собой процесс реализации результатов интеллектуального труда в различных видах имущественных и интеллектуальных ценностей, имеющих денежную оценку, вложенных в объекты предпринимательской и иной деятельности. В статье рассматривается понятие «инвестиционно-инновационная политика» региона. Обосновывается значимость инвестиционно-инновационного потенциала региона. Рассматриваются факторы, определяющие его состояние и развитие. Определяются подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного и инновационного потенциала региона. Представлена нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционно-инновационную деятельность Краснодарского края. Выявлены основные проблемы развития инновационной деятельности Краснодарского края, требующие оперативного решения. Отображены основные фонды и организации, участвующие в инновационной деятельности Краснодарского края. Главным инструментом инновационной политики Краснодарского края определен Региональный инновационный центр, включающий в себя следующие элементы инфраструктуры: бизнес-инкубатор инновационного типа, инжиниринговый центр и центр прототипирования. Представлена характеристика основных направлений деятельности объектов инфраструктуры Регионального инновационного центра. Изложена информация по созданию Инновационного интернет-портала Краснодарского края и создания на ее базе региональной площадки краудфандинга. Приводится динамика основных показателей инновационной деятельности в Российской Федерации, Южного федерального округа и Краснодарском крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна, Мирончук Вадим Анатольевич, Орлов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY OF THE KRASNODAR REGION

The efficient investment and innovation activity in the region is one of the key factors of its successful development. It is the process of implementation of the results of intellectual work in different types of property and intellectual values that have monetary value invested in the objects of entrepreneurial and other activities. The article considers the concept of the "investment and innovation policy" in the region. The importance of the investment and innovation potential of the region is substantiated. The factors that determine its state and development are considered. The approaches to the analysis of formation and implementation of the investment and innovation capacity in the region are defined. There was presented the legal framework regulating the investment and innovation activities of the Krasnodar Territory. The basic problems of the development of the innovative activity of the Krasnodar region, requiring the operative solutions were revealed. The basic foundations and organizations involved in the innovation of the Krasnodar region were presented. The main tool of the innovation policy of the Krasnodar region has been defined by the regional innovation center including the following elements of the infrastructure: a businessincubator of the innovative type, an engineering center and a center of prototyping. There was presented the characteristic of the main activities of the infrastructure of the Regional Innovation Centre. The information on the creation of the innovative Internet portal of the Krasnodar region and the creation of regional crowdfunding platforms on its base were cited. The dynamics of the main indicators of the innovative activity in the Russian Federation, the Southern Federal District and the Krasnodar region are given

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления развития инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края»

УДК 330.322:316.422 (470.620)

08.00.00 Экономические науки

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Шевченко Ольга Павловна

к.э.н., старший преподаватель кафедры

менеджмента

РИНЦ SPIN-код: 1761-3200

Мирончук Вадим Анатольевич

старший преподаватель кафедры менеджмента

РИНЦ SPIN-код: 8042-8904

Орлов Андрей Александрович

студент 1 курса магистратуры факультета

управления

РИНЦ SPIN-код: 7743-7742 e-mail: [email protected] Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия

Эффективная инвестиционно-инновационная деятельность региона является одним из ключевых факторов его успешного развития. Она представляет собой процесс реализации результатов интеллектуального труда в различных видах имущественных и интеллектуальных ценностей, имеющих денежную оценку, вложенных в объекты предпринимательской и иной деятельности. В статье рассматривается понятие «инвестиционно-инновационная политика» региона. Обосновывается значимость инвестиционно-инновационного потенциала региона. Рассматриваются факторы, определяющие его состояние и развитие. Определяются подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного и инновационного потенциала региона. Представлена нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционно-инновационную деятельность Краснодарского края. Выявлены основные проблемы развития инновационной деятельности Краснодарского края, требующие оперативного решения. Отображены основные фонды и организации, участвующие в инновационной деятельности Краснодарского края. Главным инструментом инновационной политики Краснодарского края определен Региональный инновационный центр, включающий в себя следующие элементы инфраструктуры: бизнес-инкубатор инновационного типа, инжиниринговый центр и центр прототипирования. Представлена характеристика основных направлений деятельности объектов инфраструктуры Регионального инновационного центра. Изложена информация по созданию Инновационного

UDC 330.322:316.422 (470.620) Economic science

PROSPECTS AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY OF THE KRASNODAR REGION

Shevchenko Olga Pavlovna

Cand.Econ.Sci., senior lecturer of the department of

management

RSCI SPIN-code: 1761-3200

Mironchuk Vadim Anatolievich

senior lecturer of the department of management

RSCI SPIN-code: 8042-8904

Orlov Andrey Aleksandrovich

1 st-year undergraduate of the faculty of management

RSCI SPIN-code: 7743-7742

e-mail: [email protected]

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The efficient investment and innovation activity in the region is one of the key factors of its successful development. It is the process of implementation of the results of intellectual work in different types of property and intellectual values that have monetary value invested in the objects of entrepreneurial and other activities. The article considers the concept of the "investment and innovation policy" in the region. The importance of the investment and innovation potential of the region is substantiated. The factors that determine its state and development are considered. The approaches to the analysis of formation and implementation of the investment and innovation capacity in the region are defined. There was presented the legal framework regulating the investment and innovation activities of the Krasnodar Territory. The basic problems of the development of the innovative activity of the Krasnodar region, requiring the operative solutions were revealed. The basic foundations and organizations involved in the innovation of the Krasnodar region were presented. The main tool of the innovation policy of the Krasnodar region has been defined by the regional innovation center including the following elements of the infrastructure: a business- incubator of the innovative type, an engineering center and a center of prototyping. There was presented the characteristic of the main activities of the infrastructure of the Regional Innovation Centre. The information on the creation of the innovative Internet portal of the Krasnodar region and the creation of regional crowdfunding platforms on its base were cited. The dynamics of the main indicators of the innovative activity in the Russian Federation, the Southern Federal District and the

интернет-портала Краснодарского края и создания на ее базе региональной площадки краудфандинга. Приводится динамика основных показателей инновационной деятельности в Российской Федерации, Южного федерального округа и Краснодарском крае

Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Krasnodar region are given

Keywords: INVESTMENT, INNOVATION, INVESTMENT CLIMATE, SCIENTIFIC RESEARCH, INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY, HIGH-TECH INDUSTRIES, INNOVATION ENVIRONMENT, REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE, INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION, INNOVATIVE PROCESS

Развитие экономики сегодня все больше зависит от качества человеческого капитала, состояния национальной инновационной системы, а также от степени использования высоких технологий в производстве. Как следствие, конкурентоспособность экономики в целом и компаний в частности определяется степенью развития инновационной сферы и сферы знаний. С каждым годом удельный вес наукоемких, высокотехнологичных товаров и услуг в общем объеме мирового валового продукта стремительно растет. Вновь созданная стоимость определяется уже не столько физическими, сколько интеллектуальными ресурсами, знаниями, заложенными в новых продуктах, услугах и формах взаимодействия с потребителями [18].

Разработка и реализация эффективных структур и систем управления инвестиционно-инновационной деятельностью, совершенствования действующих способов управления инвестиционными и инновационными процессами на региональном уровне требует проведения активной экономической политики. В настоящее время эта проблема привела к необходимости более детального изучения сущности инвестиционно-инновационного процесса, его содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска различных путей повышения его эффективности в условиях регионального развития.

Инновационная деятельность дает ожидаемые от нее положительные результаты только тогда, когда она рационально организована. Причем опыт мирового сообщества доказал, что наиболее результативной эта деятельность становится при ориентации, в основном, на региональные потребности в инновациях [10, 11].

Региональная инновационно-инвестиционная политика представляет собой систему мер на уровне региона, включает мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение наиболее эффективного их использования в интересах населения региона и инвесторов. Целью региональной инновационно-инвестиционной политики является обеспечение инновационно-воспроизводственного развития силами общественных механизмов на базе использования конкурентных преимуществ региона, благодаря постепенному наращиванию его инвестиционного и инновационного потенциала.

Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные А. М. Марголиным и А. Я. Быстряковым. Авторы предлагают под инвестиционным потенциалом рассматривать упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма и получить эффект от взаимодействия различных факторов, превышающий сумму эффекта от воздействия на рассматриваемый объект каждого фактора в отдельности при их использовании [12].

Необходимо отметить и специфические подходы к формированию инновационной системы, с учетом специфики преобладающих в регионе отраслей, например аграрного сектора. В трудах Егорова Е. А. и других авторов дается обоснование, что наиболее эффективным принципом организации инновационной деятельности является построение инновационных процессов на основе маркетинговой концепции сфер и

реализуемой в системе полиуровневой организационно-экономической модели инновационной деятельности [8, 13, 14].

Трактовка термина «инновационный потенциал» различна и, как следствие, отсутствует единый подход к его определению. Так, по Аюшеевой Л. А. инновационный потенциал региона представляет собой часть экономического потенциала, выраженная в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных разработок, персонала научно-исследовательских организаций, их квалификации и способности к нестандартным новаторским идеям. Николаев А. И. рассматривает инновационный потенциал как способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал привязан к конкретному уровню экономики - народному хозяйству [15].

Для объективной оценки инвестиционно-инновационного потенциала региона и для его увеличения необходимо определить факторы, которые влияют на инвестиционные и инновационные процессы в регионе. С. В., Шемёткина М. А. в своей работе выделяют ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на инвестиционный потенциал региона [9]. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона могут быть выделены следующие факторы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы оценки инвестиционного потенциала региона

Наименование фактора Характеристика фактора

1 2

Ресурсно-сырьевой Средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов

Производственный Совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе

Потребительский Совокупная покупательная способность населения региона

Инфраструктурный Экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность

Интеллектуальный Образовательный уровень населения

Инновационный Уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе

Институциональный Степень развития ведущих институтов рыночной экономики

Для того чтобы результаты научных исследований трансформировались в работающий капитал, необходимо создание системы, обеспечивающей проведение предварительного комплексного изучения финансовых и рыночных перспектив научных разработок, доказательства их будущих экономических и технологических преимуществ, решения ряда вопросов нормативно-правового характера, связанных с вовлечением интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот [16, 17].

Развитие инвестиционно-инновационного потенциала региона невозможно без нормативно-правового регулирования с учетом федерального законодательства. Регулирование инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти

и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности [1].

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (далее - Стратегия). Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. При этом Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок [3].

3. Закон Краснодарского края от 30 июня 1997 г. № 93-К3 (ред. от 30 декабря 2013 г.) «О науке (научной деятельности) и научно-технической политике Краснодарского края». Настоящий закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг) на территории Краснодарского края [4].

4. Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. № 1946-КЗ (ред. от 1 ноября 2013 г.) «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае». Закон направлен на внедрение инноваций и обновление отраслей экономики Краснодарского края и устанавливает основные направления государственной региональной инновационной политики в Краснодарском крае. Законом установлен порядок и условия отбора приоритетных инновационных проектов, присвоения субъектам инновационной деятельности статуса «технопарк», а также меры государственной поддержки инновационной деятельности на территории Краснодарского края [5].

5. Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 г. № 2501-КЗ (ред. от 4 марта 2015 г.) «О технопарках (агротехнопарках) Краснодарского края». Закон определяет задачи и направления деятельности технопарков (агротехнопарков), порядок и условия присвоения организациям статуса технопарка (агротехнопарка), механизм управления и контроля за деятельностью и правовые основы государственной поддержки технопарков (агротехнопарков) в Краснодарском крае [6].

6. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1201 (ред. от 17 апреля 2015 г.) «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». Целью данной программы является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышения инновационной активности бизнеса и реализации государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края [7].

Ключевые задачи перехода на инновационный путь развития экономики России и каждого из ее регионов определены в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и заключаются в следующем [2]:

- создании и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.;

- увеличении объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27 процентов - к 2018 г.;

- увеличении доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.;

- увеличении производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.;

- повышении позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й - в 2015 г. и до 20-й - в 2018 г.

Достижение вышеперечисленных показателей требует усилий всех субъектов РФ в сфере реализации представленных задач. Президент РФ В. В. Путин выразил следующую позицию в сфере инвестиционно-инновационной деятельности: «Нам необходимо завершить создание по-настоящему интегрированной инновационной инфраструктуры, пока она все еще фрагментарна и не способна эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки - от генерации идеи до внедрения новых продуктов на рынок» [19].

В связи с этим в Краснодарском крае проведен ряд мероприятий. В частности, в сентябре министр экономики Краснодарского края Игорь Галась представил Концепцию развития инновационной среды Краснодарского края (далее - Концепция). Данная Концепция отражает основные проблемы развития инновационной деятельности Краснодарского края, требующие оперативного решения (рисунок 1).

Проблемы развития инновационной деятельности Краснодарского края

Деятельность Регионального инновационного центра

Ограниченность инноваторов в материальных и иных ресурсах при

разработке инновационной продукции, апробации результатов инновационной деятельности и их внедрения в производство

V

Популяризация

науки и инновационной деятельности

Низкий уровень престижа научно-технической деятельности

Повышение инвестиционной привлекательности инновационной сферы региона

Недостаточный уровень подготовки коммерческой составляющей инновационных проектов и предложений

Низкий уровень заинтересованности бизнеса в поддержке инновационных идей и проектов на ранней стадии

Отсутствие реального взаимодействия между государством, наукой и бизнесом

Недостаточный уровень подготовки коммерческой составляющей инновационных

проектов и предложений

Отсутствие единой системы поддержки инновационной сферы с участием государственных структур, институтов развития для организации взаимодействия научных, инновационных организаций и бизнес-структур

Рисунок 1 - Основные проблемы развития инновационной деятельности Краснодарского края, требующие оперативного решения Для успешной реализации региональной инвестиционно-инновационной политики необходимо непрерывное привлечение инвестиций. Для этого целесообразно рассмотреть перспективы развития международного делового сотрудничества, взаимодействия бизнеса и власти на федеральном и региональном уровнях, развития инициатив по поддержке предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата.

Необходимо отметить, что государственные и муниципальные служащие Краснодарского края с целью развития инновационной деятельности планируют и организуют в рамках Концепции сотрудничество со следующими фондами и организациями, представленными на рисунке 2.

Фонд развития промышленности

-7Х-

Фонд Развития Интернет-Инициатив

Краснодарский край

Российский фонд фундаментальных исследований

Российская венчурная компания

Внешэкономбанк

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Рисунок 2 - Основные фонды и организации, участвующие в инновационной деятельности Краснодарского края По состоянию на 1 сентября 2015 г. доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Краснодарского края составила 14,5%. При этом в Южном федеральном округе данный показатель составил 16,7%, а в среднем по России - 19,8%. Динамика ключевых показателей инновационной деятельности в Российской Федерации и регионе представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика основных показателей инновационной деятельности

в Российской Федерации, ЮФО и Краснодарском крае

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Объем инновационных товаров, работ, услуг в Российской федерации, млн руб. 2872905,1 3507866,0 3579923,8

в том числе в Южном федеральном округе в Краснодарском крае 51801,6 3135,7 70281,9 2167,9 102845,3 9781,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на научные исследования и разработки в Российской Федерации, млн руб. 699869,8 749797,6 847527,0

в том числе в Южном федеральном округе в Краснодарском крае 18618,0 4817,6 19987,0 4669,4 29274,3 5596,5

Затраты на технологические инновации организаций в Российской Федерации, тыс. руб. 904560,8 1112429,2 1211897,1

в том числе в Южном федеральном округе в Краснодарском крае 38470,9 11458,6 45169,9 16470,9 67365,7 5589,4

Объем инновационных товаров, работ, услуг в Краснодарском крае в 2014 г. по сравнению с 2011 г. возрос более чем в 3 раза и составил 9781,9 млн руб. Доля Кубани в общероссийском объеме инновационных товаров, работ, услуг увеличилась на 0,16% и составила 0,27%.

Затраты на научные исследования и разработки на Кубани за рассматриваемый период увеличились незначительно (на 16,2%) и составили 5596,5 млн руб.

Динамика затрат на научные исследования и разработки в Краснодарском крае и Южном федеральном округе представлена на рисунке 3.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Рисунок 3 - Затраты на научные исследования и разработки в Краснодарском крае и Южном федеральном округе, млн руб. Затраты на технологические инновации организаций на Кубани за рассматриваемый период сократились вдвое и составили 5589,4 тыс. руб.

Динамика затрат на технологические инновации организаций в Краснодарском крае и Южном федеральном округе представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Затраты на технологические инновации организаций в

Краснодарском крае и Южном федеральном округе, тыс. руб. Необходимо отметить, что доля затрат на технологические инновации организаций в общем объеме затрат на научные исследования и разработки

в Российской Федерации составляет всего 0,14 %. В Южном федеральном округе данный показатель составляет 0,23 %, а в Краснодарском крае -лишь 0,1%.

На этот факт, на наш взгляд, необходимо обратить внимание. Потому, что без технологических инноваций невозможно увеличить долю высокотехнологичных производств, которую к 2018 г. планируется увеличить в валовом региональном продукте Краснодарского края до 16,6%. То есть более чем на 2,1%. Для этого потребуется объединить все имеющиеся в крае субъекты инновационной деятельности, а также вести активную системную работу по развитию региональной инфраструктуры и инновационной среды. Прежде чем формировать инновационную среду, нужно расставить приоритеты и определить, какой именно тип инноваций регион намерен развивать.

Министр финансов Краснодарского края Иван Перонко на региональной конференции «Инновации - стратегический фактор развития экономики края» 4 сентября подчеркнул, что «только переход экономики на инновационные рельсы обеспечит создание новых высокопроизводительных рабочих мест, развитие высокотехнологичных производств и увеличение доли наукоемкой продукции в общем объеме производства. Инновационные технологии необходимы для реализации программ импортозамещения, успешного развития АПК, транспортного и строительного комплексов и, конечно же, промышленности края» [23].

Необходимо систематизировать работу в данном направлении в связи с отсутствием эффективного системного подхода. Существующие инфраструктурные решения фрагментарны и не способны обеспечить полный инновационный процесс - от генерации идеи до выхода нового продукта на рынок.

По мнению заместителя министра экономики Краснодарского края Александра Руппеля, главным инструментом инновационной политики

Краснодарского края станет Региональный инновационный центр. Он призван объединить в себе важнейшие объекты инфраструктуры: инжиниринговый центр, центр прототипирования, бизнес-инкубатор инновационного типа, центр коллективного пользования оборудованием и центры молодежного инновационного творчества. Деятельность Регионального инновационного центра будет направлена на решение следующих задач [21]:

- сопровождение инновационных проектов от идеи до их реализации;

- оказание помощи в коммерциализации, апробации исследований, привлечении дополнительного финансирования от инвесторов и институтов развития;

- определение направления инновационных разработок на основе поступивших заказов от бизнеса.

Характеристика основных направлений деятельности объектов инфраструктуры Регионального инновационного центра в целом представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Характеристика основных направлений деятельности объектов

инфраструктуры Регионального инновационного центра

Наименование объекта инфраструктуры Характеристика основных направлений деятельности

1 2

Бизнес-инкубатор инновационного типа 1 Поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами. 2 Консультационные услуги по вопросам предпринимательской деятельности. 3 Подготовка инновационных проектов для привлечения инвестиций. 4 Проведение обучающих семинаров, вебинаров, круглых столов. 5 Доступ к информационным базам данных. 6 Информационное и ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий.

Инжиниринговый центр 1 Инженерно-консультационные, проектно-конструк-торские и расчетно-аналитические услуги. 2 Маркетинговые услуги (продвижение новых видов продукции). 3 Исследования диверсификации производства. 4 Содействие в подготовке технико-экономического обоснования реализации проектов. 5 Содействие по сокращению затрат и повышению производительности труда. 6 Консультативные услуги по оформлению и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. 7 Консультационные услуги по разработке и реализации проектов модернизации, технического перевооружения и создания производств. 8 Выявление текущих потребностей и проблем предприятий, влияющих на их конкурентоспособность.

Центр прото-типирования 1 Изготовление прототипов изделий и (или) малых партий изделий. 2 Инженерно-консультационные услуги по созданию промышленных и других объектов. 3 Проектирование и разработка конструкторской документации. 4 Проектирование и корректировка 3Б-моделей по готовым чертежам.

Кроме того, планируется создание Инновационного интернет-портала Краснодарского края. На портале будет размещаться информация обо всех инновационных проектах и о продукции, выпускаемой инновационными предприятиями с целью их популяризации, а также сведения о проводимых мероприятиях инновационной тематики и возможностях получения дополнительной поддержки. Основными направлениями деятельности портала являются следующие направления:

- сбор заявок на разработку инновационных технологий и проектов;

- размещение инновационных проектов для оценки независимыми экспертами;

- информирование субъектов инновационной деятельности о возможностях получения поддержки;

- информирование субъектов инновационной деятельности о возможности участия в мероприятиях и конкурсах;

- привлечение средств посредством краудфандинга для реализации инновационных проектов.

Особенностью Инновационного портала Краснодарского края станет региональная площадка краудфандинга, целью которой является привлечение средств на инновационные проекты. В рамках данной площадки все желающие смогут стать инвесторами и перечислить денежные средства на инновационные проекты, прошедшие проверку и оценку независимыми экспертами.

Также 25 сентября в Краснодаре прошла конференция «Опыт и перспективы привлечения и расширения иностранных инвестиций как фактор развития экономики Краснодарского края и Краснодара». Участники конференции обсудили перспективы привлечения иностранных инвестиций. Было выявлено, что в 2014 г. объем иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края превысил 888 млн долларов США [14]. И в настоящее время, даже в сложной экономической и геополитической

ситуации Кубань остается привлекательным регионом для зарубежных инвесторов. Только за первый квартал 2015 г. в экономику региона вложено свыше 300 млн долларов США.

В заключение приведем мнение министра финансов Краснодарского края Ивана Перонко в области инвестиционно-инновационной деятельности региона. Министр считает, что «наши иностранные партнеры не только создают новые производства и рабочие места в Краснодарском крае, но и, самое главное, привносят высокие технологии, опыт создания предприятия с высокой производительностью труда. Нашими инвестиционными приоритетами сегодня являются модернизация АПК и туристического комплекса, создание промышленных и 1Т-парков» [20].

Анализ инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края показал, что главным инструментом инновационной политики Кубани станет Региональный инновационный центр. Он объединит важнейшие объекты инфраструктуры: инжиниринговый центр, центр прототипирования, бизнес-инкубатор инновационного типа, центр коллективного пользования оборудованием и центры молодежного инновационного творчества.

Таким образом, проводимые на Кубани мероприятия позволят создать интегрированную инновационную инфраструктуру, повысят эффективность инвестиционно-инновационной деятельности

Краснодарского края и в перспективе смогут вывести экономику региона на более высокий уровень.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.). О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf

4. Закон Краснодарского края от 30 июня 1997 г. № 93-K3 (ред. от 30 декабря 2013 г.). О науке (научной деятельности) и научно-технической политике Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/law?d&nd=921003062&prevDoc=462510355

5. Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. № 1946-КЗ (ред. от 1 ноября 2013 г.). О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921039888&nh=1

6. Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 г. № 2501-КЗ (ред. от 4 марта 2015 г.). О технопарках (агротехнопарках) Краснодарского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921054305&nh=1

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1201 (ред. от 17 апреля 2015 г.). Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140042861&backlink=1&&nd=1400202 84

8. Егоров Е. А. Разработка механизмов формирования предложений научно-технических программ агропромышленного комплекса на основе анализа инновационной восприимчивости производственных субъектов / Е. А. Егоров, И. А. Ильина, Р. Ш. Заремук, В. А. Мирончук // Наука Кубани. - 2007. - № 5. - С. 62-68.

9. Зенченко C. В., Шеметкина М. А. Инвестиционный потенциал региона // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2007 - № 6 - С. 25-29.

10. Ильина И. А. О проблемах создания инновационной системы агропромышленного комплекса региона / И. А. Ильина, Е. А. Егоров, Р. Ш. Заремук, В. А. Миранчук, О. П. Миронова // Наука Кубани. - 2004. - № 3-2. - С. 57-61.

11. Ильина И. А. Разработка методических подходов и определение уровня инновационной восприимчивости производственных субъектов АПК / И. А. Ильина, Е. А. Егоров, В. А. Миранчук, О. П. Миронова // Инновации - 2005. - № 10. - С. 59-62.

12. Марголин А. М. Экономическая оценка инвестиций // А. М Марголин, А. Я. Быстряков. М.: 2001, С. 357-358.

13. Мирончук В. А. Принципы организации инновационной деятельности в сфере научного предпринимательства / В. А. Мирончук, Ю. А. Шолин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - 2014. - 10(104). - С. 817-833. - IDA [article ID]: 1041410062. - Режим доступа: http:// http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/62.pdf

14. Мирончук В. А. Методические подходы к формированию оценок эффективности инновационных процессов организационно-экономических систем / В. А. Мирончук // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - 2014. - № 96. - С. 678-689. - IDA [article ID]: 0961402023. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2014/02/pdf/23 .pdf

15. Скурихина Е. В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития [Текст] / Е. В. Скурихина // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 192-195.

16. Трубилин А. И. Принципы формирования организационно-функциональной модели единого информационно-инновационного пространств агропромышленного

комплекса Кубани / А. И. Трубилин, В. А. Мирончук, Е. М. Сорочинская, И. А. Ильина // Наука Кубани. - 2008. - № 2. - С. 54-58.

17. Трубилин А. И. Система организации взаимодействия субъектов в рамках организационно-функциональной модели единого информационно-инновационного пространств АПК Кубани / А. И. Трубилин, В. А. Мирончук, Е. М. Сорочинская, И. А. Ильина // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 18. - С. 7-13.

19. Шевченко О. П. Применение технологий менеджмента знаний в целях повышения эффективности деятельности организации/ О. П. Шевченко // Общество и право. - 2014. - № 4 (50). - С. 295-298.

20. Интернет-портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.government.ru/docs/4239/print/

21. Официальный сайт администрации Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/292546/

22. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/news/726/

23. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/news/743/

24. Сайт газеты «Кубанские новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kubnews.ru/news/05-09-2015-13402/

References

1. Federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ (red. ot 13 ijulja 2015 g.). O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. № 596. O dolgosrochnoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj politike [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html

3. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrja 2011 g. № 2227-r) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf

4. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 30 ijunja 1997 g. № 93-KZ (red. ot 30 dekabrja 2013 g.). O nauke (nauchnoj dejatel'nosti) i nauchno-tehnicheskoj politike Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/law?d&nd=921003062&prevDoc=462510355

5. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 5 aprelja 2010 g. № 1946-KZ (red. ot 1 nojabrja 2013g.). O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti v Krasnodarskom krae [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921039888&nh=1

6. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 4 ijunja 2012 g. № 2501-KZ (red. ot 4 marta 2015 g.). O tehnoparkah (agrotehnoparkah) Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921054305&nh=1

7. Postanovlenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraja ot 14 oktjabrja 2013 g. № 1201 (red. ot 17 aprelja 2015 g.). Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Krasnodarskogo kraja «Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140042861&backlink=1&&nd=1400202 84

8. Egorov E. A. Razrabotka mehanizmov formirovanija predlozhenij nauchno-tehnicheskih programm agropromyshlennogo kompleksa na osnove analiza innovacionnoj vospriimchivosti proizvodstvennyh sub#ektov / E. A. Egorov, I. A. Il'ina, R. Sh. Zaremuk, V. A. Mironchuk // Nauka Kubani. - 2007. - № 5. - S. 62-68.

9. Zenchenko C. B., Shemetkina M. A. Investicionnyj potencial regiona // Sbornik nauchnyh trudov SevKavGTU. Serija «Jekonomika». - 2007 - № 6 - S. 25-29.

10. Il'ina I. A. O problemah sozdanija innovacionnoj sistemy agropromyshlennogo kompleksa regiona / I. A. Il'ina, E. A. Egorov, R. Sh. Zaremuk, V. A. Miranchuk, O. P. Mironova // Nauka Kubani. - 2004. - № 3-2. - S. 57-61.

11. Il'ina I. A. Razrabotka metodicheskih podhodov i opredelenie urovnja innovacionnoj vospriimchivosti proizvodstvennyh sub#ektov APK / I. A. Il'ina, E. A. Egorov, V. A. Miranchuk, O. P. Mironova // Innovacii - 2005. - № 10. - S. 59-62.

12. Margolin A. M. Jekonomicheskaja ocenka investicij // A. M Margolin, A. Ja. Bystrjakov. M.: 2001, S. 357-358.

13. Mironchuk V. A. Principy organizacii innovacionnoj dejatel'nosti v sfere nauchnogo predprinimatel'stva / V. A. Mironchuk, Ju. A. Sholin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - 2014. - 10(104). - S. 817-833. - IDA [article ID]: 1041410062. - Rezhim dostupa: http:// http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/62.pdf

14. Mironchuk V. A. Metodicheskie podhody k formirovaniju ocenok jeffektivnosti innovacionnyh processov organizacionno-jekonomicheskih sistem / V. A. Mironchuk // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - 2014. - № 96. -S. 678-689. - IDA [article ID]: 0961402023. - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2014/02/pdf/23 .pdf

15. Skurihina E. V. Investicionno-innovacionnyj potencial regiona: sushhnost', soderzhanie, faktory sostojanija i razvitija [Tekst] / E. V. Skurihina // Molodoj uchenyj. -2012. - №3. - S. 192-195.

16. Trubilin A. I. Principy formirovanija organizacionno-funkcional'noj modeli edinogo informacionno-innovacionnogo prostranstv agropromyshlennogo kompleksa Kubani / A. I. Trubilin, V. A. Mironchuk, E. M. Sorochinskaja, I. A. Il'ina // Nauka Kubani. - 2008. - № 2.

- S. 54-58.

17. Trubilin A. I. Sistema organizacii vzaimodejstvija sub#ektov v ramkah organizacionno-funkcional'noj modeli edinogo informacionno-innovacionnogo prostranstv APK Kubani / A. I. Trubilin, V. A. Mironchuk, E. M. Sorochinskaja, I. A. Il'ina // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2009. - № 18. - S. 7-13.

19. Shevchenko O. P. Primenenie tehnologij menedzhmenta znanij v celjah povyshenija jeffektivnosti dejatel'nosti organizacii/ O. P. Shevchenko // Obshhestvo i pravo. - 2014. - № 4 (50). - S. 295-298.

20. Internet-portal Pravitel'stva Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://archive.government.ru/docs/4239/print/

21. Oficial'nyj sajt administracii Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/292546/

22. Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomiki Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: http://economy.krasnodar.ru/news/726/

23. Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomiki Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: http://economy.krasnodar.ru/news/743/

24. Sajt gazety «Kubanskie novosti» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kubnews.ru/news/05-09-2015-13402/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.