Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА "ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ"'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА "ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна, Пилипчук Лариса Сергеевна, Карнаухова Яна Борисовна

В данной статье представлены некоторые теоретические и практические аспекты реализации инновационной деятельности, направленной на воспитание межличностной толерантности в среде детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Начало функционирования региональной площадки датируется 2022 годом. Руководство осуществляется сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ. В настоящее время определены стратегические ориентиры реализации проекта, условия и прогнозируемые результаты, основные организационные и содержательные моменты, а также ближайшие перспективы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна, Пилипчук Лариса Сергеевна, Карнаухова Яна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INNOVATION PLATFORM "EDUCATION OF INTERPERSONAL TOLERANCE IN MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION"

This article presents some theoretical and practical aspects of the implementation of innovative activities aimed at fostering interpersonal tolerance among older preschool children to peers with disabilities. The beginning of the functioning of the regional site dates back to 2022. The management is carried out by the staff of the laboratory "Diagnosis and correction of developmental disorders of children with disabilities" of the Institute of Psychology and Pedagogy of AltGPU. Currently, the strategic guidelines for the implementation of the project, the conditions and projected results, the main organizational and substantive aspects, as well as the immediate prospects of the activity have been determined.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА "ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ"»

4. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России : XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1 / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

5. Кислова, О.Н. Детские и юношеские песни в собрании Н. Львова и И. Прача, их варианты и трансформация в условиях современного исполнительства / О.Н. Кислова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. -2020. - № 4(58). - С. 45-52. - DOI 10.26086/NK.2020.58.4.015. - EDN MUAFRA.

6. Кислова, О.Н. Песни в сказках. К вопросу о взаимодействии словесных и музыкальных жанров / О.Н. Кислова. -2020. - № 9. - С. 7-19. - DOI 10.25791/musicology.09.2020.1146. - EDN AUAFBO.

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с. - ISBN 978-5-4499-1480-4. - EDN SVOOBI.

8. Кислова, О.Н. Фольклорный театр и режиссура народной песни: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 136 с. -ISBN 978-5-4499-0750-9. - EDN HIZIFJ.

9. Кислова, О.Н. Сценическая интерпретация музыкального фольклора в детском народно-певческом коллективе / О.Н. Кислова, Ю.С. Шарова // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам IX региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - С. 65-68. - EDN SSWRWG.

10. Russian Children's Musical Folklore of the Second Half of the xix Century in Historical, Theoretical and Pedagogical Aspects | РУССКИЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ИСТОРИЧЕСКОМ, ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ. Kislova, O.N. Musical Art and Educationthis link is disabled, 2021, 9(3), pp. 139-158

11. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.

12. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); старший преподаватель Карнаухова Яна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В данной статье представлены некоторые теоретические и практические аспекты реализации инновационной деятельности, направленной на воспитание межличностной толерантности в среде детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Начало функционирования региональной площадки датируется 2022 годом. Руководство осуществляется сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ. В настоящее время определены стратегические ориентиры реализации проекта, условия и прогнозируемые результаты, основные организационные и содержательные моменты, а также ближайшие перспективы деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, воспитание, межличностная толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. This article presents some theoretical and practical aspects of the implementation of innovative activities aimed at fostering interpersonal tolerance among older preschool children to peers with disabilities. The beginning of the functioning of the regional site dates back to 2022. The management is carried out by the staff of the laboratory "Diagnosis and correction of developmental disorders of children with disabilities" of the Institute of Psychology and Pedagogy of AltGPU. Currently, the strategic guidelines for the implementation of the project, the conditions and projected results, the main organizational and substantive aspects, as well as the immediate prospects of the activity have been determined.

Key words: regional innovation platform, upbringing, interpersonal tolerance, inclusive culture, children with disabilities.

Введение. Современные тенденции развития общества и системы образования демонстрируют активизацию внедрения практик инклюзивного образования на всех уровнях системы для воспитанников и обучающихся различных возрастных групп. Данное обстоятельство формирует систему новых профессиональных вызовов, в числе которых, воспитание толерантной личности, разделяющей ценности инклюзивной культуры, и формирование психологически безопасной среды современной образовательной организации, готовой к удовлетворению равного доступа и предоставлению равных возможностей обучающимся и воспитанникам, как с нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.

В дошкольной образовательной организации обучаются дети с нормативным развитием и с ОВЗ, как в условиях групп компенсирующей направленности, так и в группах общеразвивающей направленности, что определяет остроту и актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения воспитанников в контексте формирования культуры инклюзии для конкретного ДОУ.

Изложение основного материала статьи. В свою очередь, система образования Алтайского края, интегрированная в общие социально-педагогические тенденции, имеет возможность обогатить опыт позитивных практик воспитания личности

в условиях инклюзии посредством реализации данного проекта по приобщению к культуре толерантности и диссеминировать данный опыт для педагогической общественности регионального и федерального масштаба.

В 2022 году результатом плодотворного сотрудничества МБДОУ ЦРР «Детский сад № 10» города Новоалтайска Алтайского края и научно-исследовательской лаборатории «Диагностики и коррекции нарушений в развитии» ФГБОУ ВО «АлтГПУ» в лице канд. психологических наук, доцента Пилипчук Л.С., канд. пед. наук, доцента Ковалевой А.С., а также старшего преподавателя кафедры специальной педагогики и психологии Карнауховой Я.Б. явилось присвоение образовательной организации статуса «Региональной инновационной площадки». Тема инновационной деятельности «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации» соответствует одному из приоритетных направлений развития системы образовании, определенных Министерством образования и науки Алтайского края «Обновление содержания практик воспитания и самореализации личности обучающихся».

Цель инновационного проекта - воспитание межличностной толерантности и формирования инклюзивной культуры воспитанников ДОУ в процессе создания психологически безопасной образовательной среды организации.

В качестве стратегических ориентиров реализации проекта были определены следующие задачи:

1. Разработка и реализация Программы воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации, а также Методических рекомендаций по е реализации.

2. Формирование интереса к проблеме межличностной толерантности у участников образовательного процесса.

3. Формирование системы знаний и межличностной толерантности.

4. Воспитание умений проявления межличностной толерантности и опыта самостоятельного выбора толерантных способов реагирования в новой ситуации.

5. Воспитание умений оценки и рефлексии проявлений межличностной толерантности и интолерантности.

6. Повышение уровня инклюзивной культуры и безопасности образовательного пространства ДОУ.

7. Представление результатов реализации проекта широкой педагогической общественности.

Анализируя необходимые условия [3] для реализации данной инновационной деятельности в конкретной дошкольной образовательной организации (кадровые, материально-технические, финансовые, нормативные, информационно-методические и иные ресурсы, наличие и способы обеспечения) участники рабочей группы проекта констатировали как представленные в достаточной и мере и определили в качестве обязательных такие как:

- вовлечение в деятельность всех участников образовательного процесса (воспитанники, родители, педагоги);

- поддержка инициативы реализации проекта со стороны администрации различного уровня;

- информационная поддержка научно-педагогических работников.

В качестве основных результатов спрогнозированы:

1. Разработка и реализация Модели воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

2. Разработка и реализация Технологии воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

3. Разработка и реализация Программы воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

4. Разработка и реализация Методических рекомендаций по воспитанию межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Основными потребителями результатов данного инновационного проекта могут быть организаторы исследований и разработчики программ проектирования толерантного образовательного пространства в ОУ; региональные и муниципальные структуры управления образованием; руководители образовательных организаций, а также педагогическое сообщество и родительская общественность; и, прежде всего, это должны быть воспитанники дошкольных образовательных организаций с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.

Залогом успешности инновационной деятельности, и нашей в том числе, является грамотное планирование и определение внутренней логики и этапности. Основными мероприятиями информационно-аналитического этапа стали сбор и обработка информации по теме инновационной деятельности; анализ материала и его систематизация; поиск дополнительных информационных источников по проблеме воспитания межличностной толерантности в отношении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со стороны нормативно развивающихся сверстников; анализ кадрового и материального потенциала, с последующим привлечением специалистов в случае необходимости; создание банка методических и диагностических материалов, а также разработка модели и технологии воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Проведение конкретных мероприятий [2], запланированных в ходе реализации Программы воспитания межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации: игровые тренинги толерантности, круглый стол, семинар, мастер-класс, видеогостинные, ролевые и деловые игры и т.д. составляют содержание практически-деятельностного этапа. В рамках аналитико-заключительного тапа деятельности региональной инновационной площадки предполагается анализ и обобщение результатов, оценка проекта; распространение опыта и информационное обеспечение продвижения проекта (планируется цикл публикаций и выступлений, в которых будет представлен анализ проведённой работы, возможности более широкого применения опыта).

В течение первого года реализации региональной инновационной площадки «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации» целью являлась разработка Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО.

Задачи деятельности региональной инновационной площадки были определены следующим образом:

1. Формирование интереса к проблеме воспитания межличностной толерантности в инклюзивной модели ДОО.

2. Формирование системы знаний о воспитании межличностной толерантности в диаде «ребенок - ребенок».

3. Определение структуры и содержания Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО.

Необходимое обеспечение деятельности региональной инновационной площадки включало целый комплекс мер. В процессе формирования нормативно-правового обеспечения деятельности региональной инновационной площадки была создана рабочая группа по реализации проекта. Далее был составлен план работы рабочей группы, включающий проведение совещаний, составление графика стажерских практик и разработку программы стажерской практики. Кроме того, в организационное обеспечение деятельности региональной инновационной площадки вошло определение субъектов профессионального и социального партнерства и разработка совместного плана по реализации мероприятий проекта. Методическое сопровождение деятельности региональной инновационной площадки воплотилось в таких видах деятельности рабочей группы по организации воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего

дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО [1, 4], как размещение методических материалов на сайте ДОУ и разработка учебно-методических материалов для обеспечения стажерских практик.

Представлениеинформацииоходе реализации проекта на заседании педагогического совета ДОУ, а также контентное наполнение раздела «Инновационная деятельность» на сайте ДОУ обеспечили информационное сопровождение деятельности региональной инновационной площадки. В ходе проведения мероприятий проекта, распространения опыта регулярно осуществлялся мониторинг деятельности региональной инновационной площадки, анализ промежуточных результатов и подготовка отчета. Основным показателем результативности реализации проекта на первом году его существования являлась разработка содержания и алгоритма реализации Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО.

Кульминацией инновационной деятельности за истекший период стало проведение стажерской практики «Модель воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО». Цель стажерской практики: развитие и совершенствование профессиональных компетенций стажеров в сфере воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО. Форма проведения стажерской практики: очная Категория стажеров: педагогические работники дошкольных образовательных организаций.

В ходе стажерской практики было осуществлено целеполагание участия в стажерской практике и диагностика личного опыта по теме «Воспитание межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО». Рассмотрено необходимое нормативно-правовое, методическое и дидактическое обеспечение реализации Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО, определены организационно-педагогические условия и критерии оценки, необходимые для разработки содержания и алгоритма реализации Модели в собственной образовательной организации. Стажеры представили варианты Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО для собственных образовательных организаций. Рефлексия результатов работы в стажерской практике завершила данную деятельность и подтвердила ее результативность, нашедшую отражение не только в продуктах, созданных стажерами, но и в их отзывах.

В рамках стажерской практики сочетались различные формы взаимодействия со стажерами: ментальная проработка индивидуальных целей и планируемых результатов стажировки; представление опыта, организация экспертизы; семинар; мастер-класс; рефлексивный анализ участия в стажерской практике.

Ожидаемый результат организации стажерской практики совпал с практически полученным результатом. Произошло понимание сущности изученного инновационного опыта по разработке содержания и алгоритма реализации Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО. Была заложена технологическая готовность к реализации освоенной Модели в условиях «своего» образовательного учреждения. Произошла апробация стажерами алгоритма разработки Модели воспитания межличностной толерантности детей в группе старшего дошкольного возраста в инклюзивной модели ДОО.

Инструментами оценки достижения планируемых результатов стажерской практики стали: рефлексия, выполнение практических заданий, взаимные экспертные оценки в ходе презентаций, выступлений.

Участниками стажерской практик были коллегиально сформулированы перспективные предложения по распространению опыта и внедрения результатов проекта в массовую практику

1. Организация семинаров и мастер-классов по теме проекта на базе ДОУ.

2. Выступления в рамках профессиональных методических объединений.

3. Публикация материалов проекта в средствах массовой информации и публикация научных статей.

4. Публикация Методических рекомендаций по воспитанию межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации.

5. Оказание супервизорской поддержки образовательным организациям, приступившим к реализации аналогичных проектов.

Выводы Таким образом, функционирование региональной инновационной площадки «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации» стало деятельным практическим подтверждением тезиса о том, что период дошкольного детства является этапом наиболее тесного переплетения двух векторов развития индивида (естественного созревания и культурного совершенствования), что и обусловливает восприимчивость, сензитивность к внешним воздействиям и выводит в этот период на первый план задачи формирования толерантной картины мироощущения. Воспитание межличностной толерантности в дошкольной образовательной организации представляет собой установление взаимосвязей между этапами развития личности, гарантирующее становление толерантности как личностного новообразования участников образовательного процесса.

Литература:

1. Ковалева, А.С. Опыт воспитания толерантности участников инклюзивного образовательного пространства к детям с ОВЗ / А.С. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58(4). - С. 117-120

2. Ковалева, А.С. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования / А.С. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58(1). -С. 116-120

3. Ковалева, А.С. Создание толерантной среды и формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса: некоторые теоретические и практические аспекты / А.С. Ковалева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 4(71). - С. 266-268

4. Ковалева, А.С. Формирование инклюзивной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения / А.С. Ковалева, О.М. Брылякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69(3). - С. 106-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.