Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ТЕАТР. ОТРАЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЕДИАПЕДАГОГИКЕ'

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ТЕАТР. ОТРАЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЕДИАПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПЕДАГОГИКА / ДЕТСКИЙ ТЕАТР / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / СКАЗКА / ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / МЮЗИКЛ / ДЕТСКАЯ ОПЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье рассматривается история становления и развития детского театра в России. Выделены создатели детской русской классической оперы конца XIX нач. ХХ вв. Показано, что первые детские оперы созданы на основе фольклорного жанра сказки. Это был театр с игрой взрослых для детей. Детский театр активно развивается с 20-х гг. ХХ в. Государство воспитывало детей в детских садах, школах, кружках, театрах. Наличие музыки в традиционных детских играх, таких как любительский театр, сделало приоритетным создание детских опер, в которых могли бы участвовать и петь сами дети. Детский театр находит отражение в современной медиапедагогике - одном из приоритетных направлений современного образования, направленного на формирование медиаграмотности в условиях медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FOLKLORE AND THEATER. REFLECTION OF THEATRICAL ART IN MEDIA PEDAGOGY

The article examines the history of the formation and development of children's theater in Russia. The authors of the children 's Russian classical opera of the late XIX century are highlighted . XX centuries . It is shown that the first children's operas were created on the basis of the folklore genre of fairy tales. It was a theater with adult play for children. Children's theater has been actively developing since the 20s of the twentieth century. The state educated children in kindergartens, schools, clubs, theaters. The presence of music in traditional children's games, such as amateur theater, made it a priority to create children's operas in which children themselves could participate and sing. Children's theater is reflected in modern media pedagogy - one of the priorities of modern education aimed at the formation of media literacy in the media culture.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ТЕАТР. ОТРАЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЕДИАПЕДАГОГИКЕ»

Педагогика

УДК 378

преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ТЕАТР. ОТРАЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЕДИАПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития детского театра в России. Выделены создатели детской русской классической оперы конца XIX нач. ХХ вв. Показано, что первые детские оперы созданы на основе фольклорного жанра сказки. Это был театр с игрой взрослых для детей. Детский театр активно развивается с 20-х гг. ХХ в. Государство воспитывало детей в детских садах, школах, кружках, театрах. Наличие музыки в традиционных детских играх, таких как любительский театр, сделало приоритетным создание детских опер, в которых могли бы участвовать и петь сами дети. Детский театр находит отражение в современной медиапедагогике - одном из приоритетных направлений современного образования, направленного на формирование медиаграмотности в условиях медиакультуры.

Ключевые слова: медиапедагогика, детский театр, народный театр, сказка, жанры фольклора, мюзикл, детская опера.

Annotation. The article examines the history of the formation and development of children's theater in Russia. The authors of the children 's Russian classical opera of the late XlX century are highlighted . XX centuries . It is shown that the first children's operas were created on the basis of the folklore genre of fairy tales. It was a theater with adult play for children. Children's theater has been actively developing since the 20s of the twentieth century. The state educated children in kindergartens, schools, clubs, theaters. The presence of music in traditional children's games, such as amateur theater, made it a priority to create children's operas in which children themselves could participate and sing. Children's theater is reflected in modern media pedagogy - one of the priorities of modern education aimed at the formation of media literacy in the media culture.

Key words: media pedagogy, children's theater, folk theater, fairy tale, folklore genres, musical, children's opera.

Введение. Детский фольклор - особая часть народной культуры. Он играет важную роль в жизни каждой страны. Фольклорные произведения помогают развитию личности, освоению культуры предшествующих поколений. Всё это способствует преемственности и сохранности духовного облика народа.

Каким образом в театр проник детский фольклор? Само по себе возникновение детского театра и спектаклей для детей, в том числе и оперных с игрой маленьких артистов, имело свои предпосылки. Детский театр уходит своими корнями в обрядовый детский фольклор, луговые игры и песни, в которых дети, импровизируют, воссоздавая моменты из жизни взрослых и размышляя над своими представлениями о мире. Существовали исторические прецеденты, когда дети игралив скоморошьем театре. Элемент театрализации присутствовал всегда в рассказе сказки - обязательны были изменения голоса в озвучивании персонажей, исполнении их песенок. Детские любительские театральные представления были основаны на сказках, анекдотах, Вертепной истории, а сами спектакли сопровождались музыкой и песнями.

Изложение основного материала статьи. Музыкальный театр - одно из необычных направлений в музыкальном воспитании детей 19 века. Первыми операми для детей были: «Кот, козёл и баран» и «Музыканты» Брянского, «Коза-дереза», «Пан Коцький» и «Зима и весна, или Снежная красавица» Лысенко.

Создателем детской русской классической оперы считается Ц.А. Кюи. Им были написаны следующие детские оперы: «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок». Первая детская опера Цезаря Кюи, созданная «по мотивам» русских народных сказок - «Снежный богатырь». Музыка оперы наполнена красивыми мелодичными темами ариозного склада. Инициатором создания этого произведения выступила педагог и пианистка Марина Станиславовна Поль, она же написала либретто оперы и принимала непосредственное участие в подготовке премьеры.

Сюжеты первых детских опер связаны с произведениями фольклора - народных сказок: «Кот, козел и баран» Николая Брянского, «Снегурочка» Франца Абта, «Грибной переполох» и «Царь Ледыш» Александра Бюхнера, «Снегурка» Василия Орлова и др. Опера для детей в трех картинах «Кот, козел и баран» написана Николаем Брянским в далеком 1886 году. В основе оперы русская народная сказка про находчивого Кота, который своими хитрыми речами убедил Барана и Козла уйти из дома. Покинув хозяйку, герои переживают много приключений, но благодаря хитрости Кота им удаётся избежать смерти от лап медведя и волков. Оперы были написаны простым музыкальным языком, так как были предназначены для исполнения детьми.

В начале XX века перемены в судьбах людей вызвали импульс к занятиям искусством, и было открыто большое количество кружков и студий, где обучали всему, в том числе и театральному искусству. Возникла необходимость вывести детский театр на профессиональный уровень. Сначала это был театр с игрой взрослых для детей. Государство воспитывало детей в детских садах, школах, кружках, театрах. Наличие музыки в традиционных детских играх, таких как любительский театр, сделало приоритетным создание детских опер, в которых могли бы участвовать и петь сами дети.

С 20-х гг. детские постановки дают свои плоды. Появляются сказочные оперы, в частности в творчестве композитора М.И. Красева. Его первой советской сказочной оперой стала «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» по А.С. Пушкину. Далее появился целый ряд детских опер, в том числе сказочные фольклорные или стилизованные под фольклор сюжеты - «Маша и медведь», «Петушок», «Муха-цокотуха», «Теремок», «Павлиний хвост», «Топтыгин и лиса», «Несмеяна-царевна», «Морозко».

Во всех этих произведениях слышна «русская интонация». Однако ближе всего к детскому фольклору, такому как потешки и песенки, оказываются оперы-игры на песенной основе «Петушок» и «Теремок». Например, в опере-игре "Теремок", написанной на слова Я. Маршака, в эпизодах общения зверей тоже встречается подражание языку животных -кукареканию петушка, жужжанию пчелы и шмеля, характерное для потешек. Эти сочинения представляют собой новый вид оперного жанра - детская песенная опера-игра. Как и в фольклорных обрядово-игровых прототипах и сказках с песнями, реплики и пение здесь перемежаются и дополняют друг друга. Композитор создает детские оперы на основе детского потешного фольклора.

Одним из самых известных произведений Красева стала опера «Муха-Цокотуха». Эта музыкальная сказка была записана на пластинку, слова автора там читает сам Корней Чуковский. Каждый герой сказки имеет свой сольный номер, а музыка ярко описывает характеры персонажей.

Музыкальная опера-сказка «Морозко» написана по всем канонам оперного жанра с сюжетом из русской народной сказки и пользовалась большой популярностью у зрителей. Премьера оперы «Морозко» состоялась в 1950 г. В разные годы опера с успехом ставилась на сценах ведущих театров, а главные партии в ней поручались прославленным артистам. Либретто основано на русской народной сказке, в которой Морозко награждает добрую и трудолюбивую Дуню и наказывает злую мачеху и ее ленивую дочь Фроську. В 1960-х гг. опера была записана на пластинку фирмой «Мелодия». «Морозко» по праву считается одной из лучших отечественных опер для детей.

Именно с этой оперы-сказки началась история Детского музыкального театра Н.И. Сац в 1965 г. - первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей, до настоящего времени главного детского музыкального театра страны. В этот период, как и в последующие десятилетия, сказочные сюжеты часто встречаются в театральных спектаклях для детей. Многие сказки были представлены в качестве опер, балетов и мюзиклов: «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди».

В.Л. Витлин впервые обращается к творчеству для детей еще до войны по и пишет детские песни с фольклорными сюжетами «Идет коза рогатая», «Петухи и Курицы», «Сели гули», а в послевоенный период создает детские оперы. В их числе одна на фольклорный сказочный сюжет - «Царевна-лягушка».

В послевоенный период писал для детей М.В. Иорданский. Создание музыки для детей было главным делом его жизни. Композитор пишет детские оперы: «Сказка про репку» и «Колобок», опираясь также на фольклорные сюжеты и жанры. Детские оперы Иорданского отличаются красочной оркестровкой, в которой различные тембры инструментов играют важную роль в характеристике героев сказки. Именно в инструментальных эпизодах показаны яркие музыкальные портреты каждого героя сказки "Коробок" (волка, лисы и медведя). А оркестровое вступление к опере «Репка» - является картиной пробуждения природы. В основе либретто этих опер лежат стихи детских поэтов Ольги Высоцкой и Маргариты Ивенсен. Сюжеты сказок в музыкальном прочтении Иорданского дополняются новыми деталями. Детские оперы Михаила Иорданского были записаны на пластинку фирмой «Мелодия» в 1966 г.

Тема детства неоднократно привлекала интерес композитора Александра Никольского. Им написаны три детские оперы - «Репка», «Царь Салтан» и «В лес». Все они написаны по мотивам русских народных сказок. Особое внимание, по мнению композитора, нужно обратить на пластику юных актёров, которые должны показать развитие сказочной истории не только с помощью вокала, но и с помощью мимики и движений.

Александр Гречанинов много писал для юных исполнителей, и во многом это было связано с его педагогической работой в школе сестер Гнесиных. В число его детских опер входят: «Елочкин сон», «Мышкин теремок» и «Кот, Петух и Лиса». «Мышкин теремок» пользовался особенно большим успехом и в постановке Е.Ф. Гнесиной и под руководством самого А. Гречанинова в школе Беркман, где композитор руководил детским хором.

Детская опера «Волк и семеро козлят» была написана композитором Марианом Ковалем в 1939 году. В основе либретто, написанного Евгенией Манучаровой, лежит русская народная сказка. Однако, в оперный спектакль были введены новые сюжетные линии и персонажи: Баба-Яга, которая помогает Волку, и Петух, который вместе самым маленьким козленком вызволяет остальных козлят от сказочных злодеев. В 1966 году эта опера была поставлена на сцене Детского музыкального театра им. Н. Сац.

Позднее, в 1977 году, состоялась телевизионная постановка - музыкальный фильм-сказка «Мама» - на основе сюжета русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Стихи написал Ю.С. Энтин, а музыку французский и румынский композиторы: Жерар Буржуа и Темистокле Попа. Режиссером картины выступила Элизабет Бостан. Главные роли сыграли советские актеры Л. Гурченко - мама - Коза и М. Боярский - Волк.

Текст к детской опере Игоря Морозова "Золотой ключик" написали оперный режиссер Наталия Сац и поэт Виктор Викторов. За основу были взяты сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» и Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В 1967 году композитор М. Ройтерштейн пишет детское трио со всем известным названием «Курочка Ряба». Главная идея трио в чём-то перекликается с известной симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и волк», где за каждым персонажем закреплен определенный инструмент оркестра, тембр. Этому же принципу следует и Ройтерштейн. Музыка трио очень харизматичная, и ярко рисует портреты героев.

«Опера для маленьких» - такой подзаголовок у мультфильма, созданного по мотивам сказки Л. Толстого. Музыку к этой сказке написал советский композитор М. Меерович. В мультфильме-опере простой текст, доступный для самых маленьких слушателей, и красочная музыка, которая ярко характеризует героев сказки: строгого Михаила Ивановича, доброго Мишутки, заботливой Настасьи Петровны, озорной девочки Маши, непоседы козочки и голосистой кукушки.

В музыкальной педагогике ХХ в. ярко отражено творчество Д.Б. Кабалевского, писавшего на фольклорные сказочные сюжеты многие сочинения, среди них детский хореографический спектакль «Кошкин дом».

Широкое распространение в 70-е гг. ХХ в. получают детские мюзиклы с участием актеров детей: «Мама», «Бременские музыканты», и др. Они включались и включаются в репертуар многих театров нашей страны: в Московском театре «Кремлевский балет» идут мюзиклы «Конек-Горбунок» и «Гуси-лебеди» В.П. Качесова.

В настоящее время в школах организованы театральные кружки и медиа-объединения, где дети не только разыгрывают произведения или сцены, но и занимаются видеосъемкой, созданием роликов воспитательной и образовательной направленности и продвижением своего «продукта» в социальных сетях. Активно развивается медиапедагогика, требующая новых подходов к образованию и подготовке современных креативных педагогов, компетентных в области медиа.

Выводы. Театральное творчество очень близко детям, т.к. в его основе лежит ролевая игра, а игра является главным видом деятельности в детской среде. Детский народный театр является массовым искусством, а оперы, балеты, музыкальные постановки на сказочные народные сюжеты в обработке композиторов - искусством профессиональным. Оно находит отражение и в современной медиапедагогике - одном из приоритетных направлений современного образования, направленного на формирование медиаграмотности в условиях медиакультуры.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV.

2. Бордюг, Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: Нижегород. обл. тип., 1993. - 81 с.

3. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992. - 22 с.

4. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России : XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1 / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

5. Кислова, О.Н. Детские и юношеские песни в собрании Н. Львова и И. Прача, их варианты и трансформация в условиях современного исполнительства / О.Н. Кислова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. -2020. - № 4(58). - С. 45-52. - DOI 10.26086/NK.2020.58.4.015. - EDN MUAFRA.

6. Кислова, О.Н. Песни в сказках. К вопросу о взаимодействии словесных и музыкальных жанров / О.Н. Кислова. -2020. - № 9. - С. 7-19. - DOI 10.25791/musicology.09.2020.1146. - EDN AUAFBO.

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с. - ISBN 978-5-4499-1480-4. - EDN SVOOBI.

8. Кислова, О.Н. Фольклорный театр и режиссура народной песни: учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 136 с. -ISBN 978-5-4499-0750-9. - EDN HIZIFJ.

9. Кислова, О.Н. Сценическая интерпретация музыкального фольклора в детском народно-певческом коллективе / О.Н. Кислова, Ю.С. Шарова // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам IX региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - С. 65-68. - EDN SSWRWG.

10. Russian Children's Musical Folklore of the Second Half of the xix Century in Historical, Theoretical and Pedagogical Aspects | РУССКИЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ИСТОРИЧЕСКОМ, ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ. Kislova, O.N. Musical Art and Educationthis link is disabled, 2021, 9(3), pp. 139-158

11. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.

12. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); старший преподаватель Карнаухова Яна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «ВОСПИТАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В данной статье представлены некоторые теоретические и практические аспекты реализации инновационной деятельности, направленной на воспитание межличностной толерантности в среде детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Начало функционирования региональной площадки датируется 2022 годом. Руководство осуществляется сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ. В настоящее время определены стратегические ориентиры реализации проекта, условия и прогнозируемые результаты, основные организационные и содержательные моменты, а также ближайшие перспективы деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, воспитание, межличностная толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. This article presents some theoretical and practical aspects of the implementation of innovative activities aimed at fostering interpersonal tolerance among older preschool children to peers with disabilities. The beginning of the functioning of the regional site dates back to 2022. The management is carried out by the staff of the laboratory "Diagnosis and correction of developmental disorders of children with disabilities" of the Institute of Psychology and Pedagogy of AltGPU. Currently, the strategic guidelines for the implementation of the project, the conditions and projected results, the main organizational and substantive aspects, as well as the immediate prospects of the activity have been determined.

Key words: regional innovation platform, upbringing, interpersonal tolerance, inclusive culture, children with disabilities.

Введение. Современные тенденции развития общества и системы образования демонстрируют активизацию внедрения практик инклюзивного образования на всех уровнях системы для воспитанников и обучающихся различных возрастных групп. Данное обстоятельство формирует систему новых профессиональных вызовов, в числе которых, воспитание толерантной личности, разделяющей ценности инклюзивной культуры, и формирование психологически безопасной среды современной образовательной организации, готовой к удовлетворению равного доступа и предоставлению равных возможностей обучающимся и воспитанникам, как с нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.

В дошкольной образовательной организации обучаются дети с нормативным развитием и с ОВЗ, как в условиях групп компенсирующей направленности, так и в группах общеразвивающей направленности, что определяет остроту и актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения воспитанников в контексте формирования культуры инклюзии для конкретного ДОУ.

Изложение основного материала статьи. В свою очередь, система образования Алтайского края, интегрированная в общие социально-педагогические тенденции, имеет возможность обогатить опыт позитивных практик воспитания личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.