педагогические науки
А.М. КОРОТКОВ, Н.К. СЕРГЕЕВ (Волгоград)
регионализация как тенденция развития современного российского образования
В контексте идей непрерывного образования раскрываются сущность, состояние и перспективы регионализации как тенденции развития российского образования. Дана трактовка понятия «регионализация» в образовании, описаны основные направления и формы ее проявления, а также перспективы реализации в свете приоритетов национального проекта «Образование».
Ключевые слова: непрерывное образование, личность, субъектно ориентированный подход, регион, регионализация образовательных систем, региональное профессионально-педагогическое сознание.
Сегодня можно утверждать, что во всех ключевых материалах и документах, определяющих векторы развития современного образования в России, не только прослеживается безусловная поддержка концепции непрерывного образования как ключевой парадигмы для дальнейшего развития современного общества и всех сфер его жизнедеятельности, но и видно существенное продвижение в ее трактовках и понимании сущности, а также новых путей реализации в жизни. Это согласуется с неослабевающим вниманием к самой идее и путям ее воплощения в жизнь в международном научно-образовательном пространстве, что проявляется в активном проведении в последние годы масштабных международных мероприятий по данной тематике и в их итоговых материалах и документах - Джомтьенской декларации ЮНЕСКО (Таиланд, 1990 г.), материалах Дакарского всемирного форума, посвященного проблемам образования (Сенегал, 2000 г.), Инчхонской декларации (Корея, 2015 г.), документах Генеральной ассамблеи ООН (2015 г.), утверждающих образовательные ценности в качестве целей устойчивого развития человеческого общества в современных условиях. На
это указывают и материалы Всемирного форума по непрерывному образованию под эгидой ЮНЕСКО (Мадрид, 2017 г.). Таким образом, центр образовательной проблематики конца ХХ - начала XXI в. как для всего международного сообщества, так и для Российской Федерации смещается в сторону личности, субъекта непрерывного образовательного процесса, обеспечения условий для его гармоничного развития как человека мира, гражданина своей страны, со своей национальной спецификой.
В современном понимании непрерывного образования ставка делается на личность, не только умеющую учиться, но и понимающую и принимающую смысл этого, проектирующую и реализующую свою траекторию движения к намеченной цели. «Инициативность, способность находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, готовность самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» - те новые требования, которые последовательно углубляются в российских образовательных стандартах новых поколений [2].
Такая постановка проблемы, несомненно, обладает существенной новизной. Задачи развития личности, некогда сопутствующие в системе непрерывного образования, превращаются в приоритетные: «продвижение» человека к саморазвитию, готовности создавать, развивать и мобилизовать внутренние ресурсы на личностное совершенствование в широком диапазоне нравственных, общекультурных, социальных, коммуникативных, профессиональных качеств. В этом ключе начинает проявляться новый принцип непрерывного образования -субъектной ориентированности образовательного процесса, от которого должны отталкиваться реформы институтов и образовательных практик [3].
Внедрение идей и технологий личностного подхода в практику связано с созданием специальных механизмов развития инновационных процессов в сфере образования, которые должны быть ориентированы на конструктивное разрешение противоречий, связанных с развитием образовательных систем, на учет тенденций их развития в современных условиях.
О Коротков А.М., Сергеев Н.К., 2019
Одна из таких тенденций - тенденция регионализации образовательных систем. Признаки ее можно видеть в разных проявлениях: идея регионализации фундаментально представлена в законе РФ «Об образовании». В большинстве регионов Российской Федерации разрабатываются собственные программы развития образования с финансированием главным образом из бюджетов регионов; в структурах управления образованием регионов появились соответствующие отделы и управления; в содержании образования предусматривается региональный компонент; создаются научные структуры, исследующие проблемы регионализации (Саранск, Мордовия, Череповец, Санкт-Петербург, Ростов, Волгоград и др.), создана сеть региональных центров развития образования. С 2015 г. в регионах создается сеть научных центров Российской академии образования с доминированием данной проблематики в их научно-исследовательской и внедренческой деятельности.
Регион - понятие широкое. Это и единица территориально-административного деления (субъект РФ), и объединение таких субъектов (например, регионы Поволжья, Юга России, Сибири и т. д.), отражающее определенную однородность природно-географических и хозяйственно-экономических условий и доминирующих укладов жизни, особенностей населяющих их народов и этнических групп с присущими им менталитетом, мировоззрением, мироощущением (М. Монер). Это исторически сложившееся и эволюционирующее, компактное территориальное образование, характеризующееся своими природными условиями, экономической, политико-правовой, социальной, этнонациональной, культурно-образовательной средой, условия которой во взаимодействии с внешними по отношению к ней объектами (иными регионами, государством в целом, зарубежьем) существенным образом определяют жизнь человека, самого региона, их функционирование и развитие [1].
Регионализация образования, трактовки которой сложились в значительной мере эмпирическим путем, выступает одним из важнейших направлений развития отечественного образования, необходимость которого объективно обусловлена рядом обстоятельств. Среди последних современные исследователи выделяют:
- наличие в различных регионах страны значительных природных, социокультурных, экономических, национальных и иных различий;
- необходимость реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» равных прав граждан на образование и обеспечение в связи с этим гражданам всех территорий страны широкого доступа к качественному образованию;
- важность сбалансированного развития регионов с учетом всех условий и возможностей экономической, социальной, национально-культурной, образовательной и иной жизнедеятельности, кадрового потенциала;
- важность для развития регионов их участия в международных экономических и социокультурных связях, одним из главных драйверов которого должны выступать международные образовательные связи (для этого очень важно, чтобы региональный образовательный потенциал повышался с учетом ведущих мировых трендов развития образования).
Отметим сущностные характеристики российской практики регионализации образования в соответствии с изложенными выше представлениями. Особо значимыми из них являются следующие.
• Изменения и коррективы в содержании образования, направленные на отражение особенностей истории, природной среды, экономики, экологии, культуры региона (содержательный аспект). Законом РФ «Об образовании» утвержден принцип единства общегосударственного образовательного пространства, реализация которого предусматривает сочетание федерального компонента содержания образования на всех его уровнях с национально-региональной составляющей. Последняя реализуется посредством национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта образования. Региональный компонент включает в себя характеристику природных, экономических, социальных особенностей конкретной территории. Национальный компонент связан с историческими традициями, самобытностью и культурой народов, населяющих регион, призван через содержание образования обеспечить освоение комплекса сведений о природе, обществе, человеке, который делает из субъекта обучения гражданина данной республики, территории, является важным фактором закрепления молодежи на своей территории, успешной адаптации в сфере производства, труда (И.П. Смирнов).
Особенно значимо это для профессионального педагогического образования: ведь именно учителю предстоит в работе с детьми помочь им освоить такого рода содержание и получить опыт погружения в традиции,
культурно-исторические, национальные особенности, особенности экономической жизни своей малой родины. Так, в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в учебном процессе в виде спецкурсов или разделов в традиционных учебных дисциплинах используются учебные пособия и разработки «География Волгоградской области», «Красная книга. Редкие и охраняемые животные Волгоградской области», «Говоры нижнего Поволжья», «Волгоград. Четыре века истории», «История донского казачества», «Экономика Волгоградской области», «Социокультурные исследования (на материале региона)» и др. Подобная практика имеет место в большинстве региональных вузов РФ.
• наличие единства во взглядах на сущность и природу педагогического процесса, его цели, пути их достижения (профессионально-педагогический аспект). В качестве иллюстрации здесь можно привести примеры липецкого опыта интенсификации урока (19601970-е гг.), ростовского учительства по оптимизации учебного процесса (1970-1980-е гг.), опыт проблемного обучения в Татарии (19701990-е гг.) и др., когда общая идея, теоретическая концепция объединяли усилия и задавали направление педагогическим поискам и инициативам целого региона, большого числа педагогических коллективов. В наиболее развитом виде это явление проявляется тогда, когда в образовательном регионе (области, образовательном комплексе) складывается единая научная концепция, понятая и принятая педагогическими коллективами, большинством учителей, педагогов.
например, в опыте системы образования Волгоградской области теорией, которая стала ядром профессионального мировоззрения, в том числе в сфере педагогического образования, выступает теория целостного учебно-воспитательного процесса (научная школа проф. В.С. Ильина), на основе которой в настоящее время развиваются концепция и технологии личностно ориентированного образования, разрабатываются региональные программы развития образования области, концепция непрерывного педагогического образования. Положения теории и программ конкретизируются на всех уровнях - от деятельности отдельных педагогических коллективов до решения профессиональных задач конкретными педагогами.
Другим примером достижения эффективного концептуального единства в регионе на основе теории личностно ориентированного образования культурологического типа мо-
жет служить опыт Ростовской области, главной характеристикой образовательной сферы которой является совместная образовательная деятельность совокупных субъектов образования, единство которой обеспечивается общим пониманием всеми участниками образовательных процессов ценностей и целей образования; задач образовательной деятельности; общих принципов обновления содержания и технологий образования; типа образования, на реализацию которого направлена деятельность образовательных учреждений региона; требований к образовательному стандарту (Е.В. Бондаревская). В этом смысле можно, на наш взгляд, говорить об особенностях регионального профессионально-педагогического сознания.
Анализ регионализации как тенденции развития образования дает основания для выделения основных функций, которые призвана реализовать регионализация образования:
- обеспечение целостности и самодостаточности сферы образования для решения совокупности задач концептуально-содержательного, методико-технологического, материально-технического развития образования региона в целом, а также составляющих его территорий;
- обеспечение целостности и самодостаточности сферы непрерывного образования региона для возможно более полного удовлетворения «на месте» всех образовательных запросов и потребностей населения в целом, каждого субъекта обучения и воспитания в отдельности;
- стимулирование развития и саморазвития в регионе собственной оригинальной системы непрерывного образования, целостно отражающей специфику региона и потребностей его многоаспектного развития, вносящей в это развитие свой («педагогический») вклад;
- важнейшая личностно ориентированная функция регионализации образования - развитие стремления и возможностей каждого человека - жителя региона, и прежде всего молодежи, к общекультурной идентификации, т. е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, присвоению ее ценностей, свободному выбору и осуществлению образа жизни, соответствующего общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям и традициям.
Для педагога важнейшая составляющая данного процесса - идентификация его в региональной профессионально-педагогической культуре, осмысление и принятие ее социально значимых ценностей. Ведь известно, что
культура - среда, растящая и питающая личность (П. Флоренский), и именно культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности (Е.В. Бон-даревская). В полной мере это относится и к личности учителя.
Таким образом, регионализация - это не только естественным образом сформировавшаяся в современных условиях тенденция развития образования. Причины, обусловливающие ее, и функции, которые она призвана выполнять, позволяют говорить о регионализации как самостоятельном важном принципе организации, функционирования и развития образовательной сферы Российской Федерации.
в рамках такого подхода Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ в последние годы разработан и последовательно реализуется ряд проектов и программ, направленных на поддержку и развитие научного и образовательного потенциала регионов, развитие региональных систем образования.
так, на региональный уровень подчинения с начала двухтысячных годов передано подавляющее большинство образовательных организаций среднего профессионального образования - колледжей, техникумов, ранее находившихся в федеральном подчинении. Цель очевидна - приблизить их деятельность к реальным потребностям регионального рынка труда.
Далее, путем укрупнения вузов (через объединение университетов и институтов, слияние вузов с научными организациями, технопарками и производственными структурами и пр.) в этот период создана сеть федеральных университетов, призванных выступать драйверами развития экономики, социокультурной сферы, образования во всех восьми федеральных округах. К настоящему времени их насчитывается десять. во всех федеральных университетах значительно укреплена ресурсная база для развития науки, образовательной и внедренческой деятельности, на что из федерального бюджета были направлены значительные целевые средства. Вырос престиж таких университетов в глазах населения, прежде всего молодежи, что чрезвычайно важно для закрепления ее в регионах со всеми положительными последствиями для экономики, социокультурной сферы, для развития регионов в целом.
Министерством образования и науки РФ реализован проект формирования сети исследовательских университетов из числа вузов - лидеров в важнейших направлениях на-
учно-исследовательской деятельности, прежде всего - по высокотехнологичным специальностям и профилям подготовки необходимых стране и регионам кадров. На 1 марта 2019 г. их стало около двадцати. Исследовательские университеты также получают значительные дополнительные ресурсы для развития фундаментальных и прикладных исследований, создания собственных технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д. Большинство их находится в регионах, которые благодаря этому получают дополнительные ресурсы для развития - современные изобретения, технологии и разработки, необходимые кадры, финансовые средства, а также положительное влияние на региональные системы образования в целом.
такая практика получила дальнейшее развитие в конце 2015 - начале 2016 г., когда в регионах (вне Москвы и Санкт-Петербурга) на конкурсной основе началось формирование сети вузов - опорных университетов, целевым образом направленных на удовлетворение потребностей региона в кадрах, в научных исследованиях и разработках, ориентированных на особенности регионов, специфику их производственно-технологической деятельности, экономики. сегодня таких университетов 33.
В 2017 г. в контексте целенаправленной политики регионализации образования было объявлено о начале формирования новой сети образовательных организаций высшего образования - университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Критерии отбора таких университетов направлены на глубокое вовлечение вузов в деятельность по поддержке необходимых для развития региона инноваций в различных сферах, в том числе в производстве, социальной сфере, культуре, образовании. В настоящее время таких центров 51 в 39 регионах страны. Поставлена задача довести к 2025 г. их число до ста.
таким образом, можно сделать вывод о том, что регионализация образования - это важная и устойчивая тенденция развития российского образования, во многом определяющая направленность действий по модернизации отечественного образования на многие годы вперед. Об этом свидетельствуют и последние важнейшие государственные программные документы, касающиеся сферы образования.
Прежде всего, это задачи и содержание Национального проекта «Образование», объявленного майским указом президента Рос-
сийской Федерации (7 мая 2018 г., № 204), красной нитью в котором проходит забота о наращивании в интересах личности и регионов образовательно-воспитательного потенциала систем образования в стране в целом, в каждом регионе - субъекте РФ, в каждой образовательной организации [4].
такая установка реализуется во всех федеральных проектах, направленных на реализацию Национального проекта «Образование». Их десять: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».
тенденции регионализации - это в определенном смысле проявление процессов дифференциации в сфере образования, когда с учетом различных обстоятельств определяются специфическое «лицо» образовательных процессов и систем, их непохожесть на другие, отличие от них. Этот процесс может быть положительным только при определенных условиях, таких, например, как реализация мер по сохранению единого образовательного пространства страны, обеспечение преемственности и взаимосвязи реализуемых образовательных стандартов и программ, их ориентированности на главные ценности образования - личность, ее становление и развитие. Регионализация органически связана с возникновением образовательных учреждений нетрадиционного типа, преобразованием прежней единообразной унифицированной общеобразовательной и профессиональной школы в новую многообразную сеть образовательных учреждений, которую характеризуют дифференциация образовательных моделей, регионализация и авторизация педагогического опыта, усиливающаяся автономизация институтов образования и воспитания, индивидуализация педагогических микросистем.
Вместе с тем процессы дифференциации в образовании, примером которых является описанная выше его регионализация, находятся в диалектическом единстве с интеграционными процессами в сфере образования. Это, собственно, отражение двух тенденций человеческого познания и конструирования бытия: первая - представлять мир как единое целое; вторая - глубже постигать своеобразие и закономерности развития отдельных систем [1].
В связи с этим наряду с процессами дифференциации в образовании (регионализации, автономизации, индивидуализации, профили-зации и т. д.) важнейшее значение приобретают преобразования и взаимоотношения иной направленности - интеграционные процессы, активно идущие в сфере общего и профессионального образования. Их характеристика - задача наших последующих публикаций.
Список литературы
1. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2004. M 4(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (дата обращения: 23.03.2019).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: указ Президента Рос. Федерации: утв. Президентом РФ от 4 февр. 2010 г. M Пр-271 [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/6744437/ (дата обращения: 27.03.2019).
3. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: кол. моногр. / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. M 204 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 27.03.2019).
* * *
1. Naumov S.V. Regionalizaciya obrazovaniya i strategii upravleniya ego razvitiem [Elektronnyj resurs] // Integraciya obrazovaniya. 2004. N» 4(37). URL: https://cyberleninka.ru/ artic le/n/regionalizatsiya-obra zovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (data obrashcheniya: 23.03.2019).
2. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Na-sha novaya shkola»: ukaz Prezidenta Ros. Federacii: utv. Prezidentom RF ot 4 fevr. 2010 g. M Pr-271 [Elek-tronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (data obrashcheniya: 27.03.2019).
3. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya, tekh-nologii, upravlenie: kol. monogr. / pod red. N.A. Lo-banova, L.G. Titovoj, V.V. Yudina. YAroslavl': RIO YAGPU, 2018.
4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 7 maya 2018 g. M 204 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (data obrashcheniya: 27.03.2019).
Regionalization as a trend in the development of modern Russian education
The article reveals the essence, state and prospects of regionalization as a trend in the development of Russian education in the context of the ideas of continuous education. The authors give an interpretation of the concept of "regionalization" in education; describe the main directions and forms of its manifestation, as well as the implementation prospects in view of the priorities of the national project "Education".
Key words: continuous education, personality, subject-oriented approach, region, regionalization of educational systems, regional professional and pedagogical consciousness.
(Статья поступила в редакцию 10.04.2019)
М.в. Николаева
(волгоград)
научно-методическое сопровождение
инновационной деятельности педагога в образовательной организации
Освещается проблема научно-методического сопровождения личностно-профессионально-го развития педагога в рамках инновационной деятельности в образовательной организации. Описываются функции, уровни организации научно-методического сопровождения учителей начальных классов, представлен опыт научно-исследовательской лаборатории по апробации направлений, форм научно-методического сопровождения учителей начальных классов в региональных инновационных площадках.
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, научно-методическое сопровождение педагога, готовность педагога к инновационной деятельности.
В рамках реализации национального проекта «Образование» определены основные результаты и направления развития образования в Российской Федерации на период до 2024 г. В числе целевых установок реализация совре-
О Николаева М.В., 2019
менных образовательных технологий, повышение качества образования, создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов.
Инновационная деятельность педагога как особый вид профессиональной деятельности ориентирована на изменение и развитие образовательных отношений с целью достижения высоких результатов, формирования педагогической практики, направленной на обновление системы образования. Педагогу в этой ситуации надо не только быть исполнителем, но и играть ряд профессиональных ролей - организатора обучения и эффективного использования технологий в обучении, конструктора совместного обучения. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательной организации, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения, разрабатывать, апробировать и внедрять в образовательную практику новые эффективные образовательные продукты.
Результаты проведенного нами исследования в рамках деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Лич-ностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) в 2017-2018 гг. на базе опорных школ, являющихся региональными инновационными площадками, показали, что низкий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности приводит к отсутствию желания приобретать новые знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности в новых условиях. низкий уровень сформированности профессиональных компетенций в области реализации педагогических технологий, контроля и оценки образовательных результатов, конструирования образовательных отношений сказывается на умениях педагога разрабатывать, осваивать, использовать нововведения. Отсутствие у педагогов опыта решения подобных затруднений указывает на необходимость организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов.
учеными исследованы различные аспекты инновационных процессов в образовании: содержание инноваций как процесса создания и