Научная статья на тему 'Медиакомпетентность студентов в развитии региона'

Медиакомпетентность студентов в развитии региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулдашев Роман Мадиевич

В статье нами рассматривается регионализация образования с использованием средств массовой коммуникации и информационных технологий, результатом которой становится повышение уровней медиакомпетентности (медиаграмотности) выпускников.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article we consider the regionalization of education using mass communication media and information technology, results in increased levels of media competence (media literacy) graduates.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность студентов в развитии региона»

Мулдашев Роман Мадиевич

Ассистент кафедры информационных систем и технологий в обучении Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

УДК 378.14.015.62 ББК 74.4

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В статье нами рассматривается регионализация образования с использованием средств массовой коммуникации и информационных технологий, результатом которой становится повышение уровней медиакомпетентности (медиа-грамотности) выпускников.

Ключевые слова: медиакомпетентность; медиаобразование; медиаграмот-ность.

MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS IN THE DEVELOPMENT

OF THE REGION

In the article we consider the regionalization of education using mass communication media and information technology, results in increased levels of media competence (media literacy) graduates.

Key words: media competence; media education; media literacy.

Одна из наиболее актуальных в настоящее время задач - модернизация системы общего образования, являющегося фундаментом российской образовательной системы. Этот процесс предполагает, прежде всего, поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной, региональной и локальной (местной) составляющими системы образования. В значительной степени успешность модернизации образования в Российской Федерации зависит от обеспечения наилучшего соотношения между федеральными и региональными компонентами системы образования. В этих условиях важнейшей государственной задачей становится развитие региональных систем образования: усиление системы профессионального образования региона по приоритетным направлениям развития его экономики, поэтому особое внимание уделяется принципу регионализации образования.

Регионализация образования - это постоянный процесс совершенствования содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок), непрерывного взаимодействия субъектов образовательного пространства с учетом динамики развития региональных процессов.

Одним из важнейших факторов реализации концепции модернизации образования является наличие высокой профессиональной компетентности выпуск-

ников, которая позволила бы им наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Все это предъявляет требования к профессиональной подготовке специалистов во всех направлениях деятельности, при этом имеет значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества личности, повышающие конкурентоспособность специалиста, способствующие формированию умения быстро осваивать новые технологические средства, повышать свой профессиональный уровень.

В настоящее время процесс образования нельзя представить без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. В эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории невозможно представить студентов с низким уровнем медиакомпетентности, представляющей собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи медиаобразования, составляющие сущность профессиональной деятельности [Кузьминов, 2007].

Медиакомпетентность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Увеличивать степень медиакомпетентно-сти можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую ме-диаинформацию. «Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиа-грамотности обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира» [Potter, 2001, р. 12].

Медиакомпетентность дает людям понимание того, как «медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию мира в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции. Критическая медиаграмотность предполагает создание обществ активных читателей и авторов, которые могут повлиять на решения/сопротивление медийных агентств, поскольку они взаимодействуют в сложных социальных и культурных контекстах» [Alverman, 1999, р. 1-2].

Медиаобразование всё больше ставит в центр личность учащегося и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт. В связи с этим очень важным оказывается «личностный аспект» медиаобразования, так как «включение личных проблем наряду с социальными проблемами исходит из демократической возможности объединения личных и общественных интересов. Непосредственная цель личного «плана» медиаграмотности состоит в том, чтобы расширить понятие грамотности, включить способность воспринимать, анализировать, оценивать и контактировать с разнообразными медиатек-стами» [Semali, 2000, p. 53].

Результатом медиаобразования становится повышение уровней медиаком-петентности (медиаграмотности) аудитории, вот почему «медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов» [Вартанова, 2010, с. 15-16].

Ряд вузов России уже сегодня стараются способствовать кадровому и научному обеспечению важнейших региональных инвестиционных проектов. С этой

целью реализуются научно-исследовательские и проектные работы, разрабатываются и внедряются инновационные образовательные программы.

Так, например, в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского факультет «Компьютерных наук и информационных технологий» ведет подготовку студентов по дисциплине «Технические аудиовизуальные средства обучения», цель которой заключается в подготовке студентов по технике и методике использования в учебном процессе современных технических и программных средств обучения, формировании у студентов аудиовизуальной культуры. Изучение данной дисциплины способствует освоению студентами новых информационных технологий, методов использования современных аудиовизуальных средств в учебном процессе и для решения профессиональных педагогических задач. В рамках данного курса кафедра ИСиТО проводит семинары для учителей школ Саратовской области.

Кроме того, в стандартах нового поколения не менее половины бюджета времени студента отводится на самостоятельную работу, в которой большую роль играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие:

- совершенствовать механизмы управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

- совершенствовать методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

- создавать методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

- создавать и использовать компьютерные тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Это в свою очередь подчеркивает важность и необходимость развития у студентов медиакомпетентности (медиаграмотности).

В настоящее время происходит возрастание статуса вуза как инициатора в развитии региональной экономики и культуры. Внимание управленческих структур, предприятий обращено к вузовскому научному потенциалу, так как научный потенциал вуза определяет его влияние на культуру региона, в результате чего возрастает его значение среди населения в качестве основного фактора развития социокультурного окружения.

Таким образом, регионализация - объективно необходимый процесс, способствующий решению задач модернизации российского образования, переходу к личностно ориентированной образовательной парадигме, направленной на формирование и развитие человека в человеке, активизацию в нем механизмов «самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, само-

воспитания самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, социумом» [Библер, 1993, с. 42].

Итогом регионализации должно быть формирование системы образования, оптимально отражающей своеобразие образовательной ситуации каждого российского региона Российской Федерации.

Библиографический список

1. Библер, B. C. Диалог культур и школа XXI века [Текст] / В.С. Библер // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы / под ред. B.C. Библера. -Кемерово : АЛЕФ, 1993. - 416 с.

2. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития [Текст] / Е. Л. Вартанова // Медиаобразование в школе : сб. учеб. программ / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. - М. : МедиаМир, 2010. - С. 516.

3. Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности [Текст] / Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 20-34.

4. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

5. Alverman, D. E. Popular Culture in the Classroom [Text] / D. E. Alverman, J. S. Moon, M. C. Hagood. - Newark, Delaware : International Reading Association, 1999. - 258 p.

6. Potter, W. J. Media Literacy. Thousand Oaks [Text] / W. J. Potter. - London : Sage Publication, 2001. - 423 p.

7. Semali, L. M. Literacy in Multimedia America [Text] / L. M. Semali. - New York-London : Falmer Press, 2000. - 243 p.

Мурашкина Наталья Анатольевна

Студентка гуманитарно-педагогический факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 37.075.8 ББК 74.266

МЕДИАОБРАЗОВАНИE В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (вторая половина XX — начало XXI в.в.)

В данном исследовании приводится исторический анализ развития научно-исследовательской деятельности по вопросам медиаобразования в Восточной Сибири во второй половине XX в. — начале XXI века.

Ключевые слова: медиаобразование; история медиаобразования; проблемы медиаобразования; развитие медиаобразования.

MEDIA EDUCATION IN EASTERN SIBERIA: FORMATION AND DEVELOPMENT (the second half of the XX c. — the beginning of the XXI c.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.