Научная статья на тему 'Категория регионализации в образовании'

Категория регионализации в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATION / REGION / REGIONALIZATION / EDUCATION CONTENT / EDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Староверкина Любовь Алексеевна

Рассматриваются подходы к определению категории «регионализация образования». Выделяются характеристики регионализации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are regarded the approaches to the category "regionalization in education". The characteristics of regionalization in education are defined.

Текст научной работы на тему «Категория регионализации в образовании»

5. Морено Я. Психодрама : пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. М. : Апрель-Пресс : Эксмо-Пресс, 2001.

6. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России // Рос. ист. журнал. 1998. №4. С. 3 - 10.

Spontaneity as a pedagogical phenomenon

There is described the development of personal spontaneity in the pedagogical process. Spontaneity is a feature of self expression and a basic condition of self development of personality who can change the system of senses and interpret itself according to any situation. The category of spontaneity is closely connected with creativity, psychology of creative act and social and emotional interaction specific.

Key words: spontaneity, creativity, adequacy, reality, social interaction, free will, «moment attachment».

л.А. староверкмна

(Элиста)

КАТЕГОРИЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются подходы к определению категории «регионализация образования». Выделяются характеристики регионализации образования.

Ключевые слова: образование, регион, регионализация, содержание образования, образовательное пространство.

Одним из важнейших путей реформирования образования России являются усиление его региональной направленности, создание единых, взаимосвязанных по целям, функциям и методам деятельности региональных систем образования для приведения образования в соответствие с общим процессом демократизации России. Теоретические подходы к регионализации образования и уровень их разработки различны, в последнее время многие ученые работают над этой проблемой. Термин «регионализация» (региональное образова-

ние) появился в науке в конце 1980-х - начале 1990-х годов, но сама проблема имеет длительную историю и уже исследовалась в педагогике с учетом разных факторов: политико-экономических, географических, культурно-национальных, религиозных и др. Этой проблеме посвятили свои исследования H.A. Корф, Е.А. Звягинцев, Е.Н. Медынский, А.И. Новиков, Г. Фаль-борг и др., что объясняется разнообразием школ, форм образования в разных регионах, связей с социальным окружением, языком, традициями.

Проблема регионализации затрагивает коренные основы российского образования. идея регионализации образовательных систем имеет исторические корни, связанные с этническими, демографическими, географическими, социальноэкономическими особенностями отдельных регионов России. Ученые рассматривают различные аспекты регионализации образования: социальный, административногосударственный, организационно -общественный, социокультурный. регионализация образования предполагает выявление и оформление культурно-исторических традиций каждого народа, этнографических особенностей региона, его традиций.

В.Б. Куликов трактует регионализацию с точки зрения осуществления наиболее общих социальных функций образования. Это и «способ адаптации» системы образования к социально-экономической среде региона, и развитие школы в сложных условиях переходного периода [7, с. 151]. Л.Н. Шилова дает следующее определение: «регионализация есть развитие системы образования в его соотношении с жизнью региона» [11, с. 18]. А это предполагает стимулирование центром инициатив регионов, совместное проектирование и программирование деятельности, создание необходимых правовых и финансовоэкономических механизмов.

В разных определениях региона содержатся различные политические, социальнопсихологические, организационные, управленческие позиции. Регион видится как «место, местность, где я живу», «географическая территория, ограничивающая мою социальную саморегуляцию», «персонификация власти в виде первых известных коллегиальных и административных струк-

© Староверкина Л.А., 2010

тур», «позиция и коммуникация позиций», «общественно-государственная практика жизнедеятельности», «идеальное образование», «сеть публичных конкретных проектов» и т.д.

В трудах Н.Б. Крыловой, В.И. Слобод-чикова мы находим характеристику понятия «регион» как некоторой «территории, границы которой задаются в соответствии с административным делением», но есть работы, в которых «границы» региона рассматриваются более гибко - как граница сил, богатств, недр, интеллекта и т.п. [6, с. 103]. Многие исследователи рассматривают «образовательный регион» как общность людей на основе личностного самоопределения и решения одинаковых или сходных проблем. Границы какого-либо региона определяются в основном не административным, географическим и т.д. делением, а активной деятельностью сообщества, реальной зоной его культурнообразовательного влияния. Отсюда под регионализацией образования понимают не только его децентрализацию, но и придание образованию большей самостоятельности с учетом социально-экономических, духовнонравственных, этническо-национальных, культурно-исторических, природно-экологических и других особенностей конкретных областей, краев, автономных республик, крупных и мелких городов, деревень и др.

Также интересна интерпретация

A.A. Сняцкого, А.И. Лучанкина, которые представляют регион как целостный социокультурный организм, который способен осознавать собственную культурноисторическую миссию, по отношению к которой возможна и необходима выработка определенной политики действия [10, с. 34]. А.И. Галаган пишет, что «создание современных территориально-региональных образовательных систем в духе стабилизации и адаптации предполагает гибкость связей образования и социума, образования и власти. оперативная реакция высшей школы на ситуацию местного рынка труда, зависимость от него может хорошо сочетаться с академической свободой и автономией университета как центра не только науки, образования, культуры, но и свободомыслия в регионе» [3, с. 36].

Многие исследователи (Э.Д. Днепров, Н. Розов, А.М. Цирульников, В.М. Петро-вичев, В.Г. Подзолков и др.) отмечают, что

общественно-региональное развитие происходит, главным образом, в области образования, т.е. обучения и совершенствования людей. люди накапливают опыт осознания и видения того, в чем культурноисторический смысл их существования и общественной жизни на данной территории. В дальнейшем формируется способность действовать в соответствии с этим осознанием и видением. С региональной образовательной общественностью тесно связано понятие регионально-общественного движения [5], которое представляет одну из форм его существования и развития.

Рассматривая ценностно-ориентационные характеристики региональной сферы образования, Н. Розов считает, что данный аспект анализа отражает область, куда входят ценности, ориентиры, потребности, цели, нормы, принципы и другие категории нормативно-ценностного характера [9, с. 26]. Среди них в контексте региональной сферы одно из важнейших понятий - «образовательный запрос». Значение реальных образовательных запросов людей исключительно важно для организации продуктивного образования в регионе, создания рынка образовательных услуг.

О.Е. Лебедев в своих научных изысканиях определяет, что цели регионализации образования направлены как на удовлетворение существующих, актуальных образовательных запросов и потребностей разных людей, групп, институтов региона, так и на складывание и развитие запросов новых, потенциальных (в том числе находящихся в области самоопределения и собственного целеполагания) [8, с. 103]. Умение анализировать ситуацию, выявлять потребности и противоречия и формулировать цели как механизм их разрешения, конкретизировать и анализировать задачи, разворачивать систему «цель - средство - результат», т.е. владеть технологией целеполагания, признается сегодня необходимым профессиональным качеством регионального управленца.

Выделяются две группы характеристик, связанных с вопросами содержания регионального образования: концептуальные и предметные. Сегодня существует ряд подходов к регионализации образования. Первый, при котором содержание образования должно вырабатываться централизованно, в регионе дополняется. Поэтому по-

явились понятия основного, т.е. базисного, компонента (федерального образовательного стандарта) и дополнительного, регионального. Второй подход в том, что суть самого процесса регионализации - развитие содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологий). Причем источником этого совершенствования и развития является непрерывное и открытое взаимодействие образовательного пространства с динамикой региональных процессов. Согласно этой точке зрения, именно через развитие содержания образования субъект Федерации получает возможность влиять на развитие регионов [12].

Ю.В. Громыко утверждает, что надо передавать учащимся не столько предметные знания, информацию о регионе, сколько «деятельностные методы мышления, обеспечивающие проектирование нестандартных управленческих решений, преобразование сложившейся ситуации» [4, с. 10]. По мнению Н.Б. Крыловой и В.И. Слободчикова [6, с. 103], вышеуказанные подходы способствуют формированию личности, которая может ставить цели развития региона.

Л.М. Андрюхина [2, с. 130] предлагает ряд моделей организации содержания образования, к которым относит:

• модели предметной организации содержания образования (в центре - знания об объекте, информационный подход);

• технологически ориентированные -согласно которым содержание образования структурируется в зависимости от технологии, методики преподавания или деятельности учащихся (в основе - деятельностный подход);

• личностно ориентированные, где главное - способы соединения содержания образования с семантикой индивидуального развития (в основе - способы самоопределения, индивидуальная семантика образования);

• социокультурные - в которых содержание образования строится на основе многообразных социокультурных кодов сообществ, наций, этнических групп.

В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др. учитывают общественно-организационный аспект регионализации образования. Суть данного подхода: образование - средство развития региона, его жизнеустрой-

ства, поэтому образование из ведомственной отрасли должно стать общественной сферой деятельности, открытой для образовательных инициатив отдельного человека, семьи, социальной группы, профессионального сообщества. При таком подходе к регионализации ставятся преобразовательные задачи: создание активных способов влияния образования на региональную экономику, выращивание социальной инфраструктуры региона, определение новых приоритетов и направлений деятельности.

В.И. Слободчиков в рамках данного подхода выстраивает определенную иерархию программ инновационной деятельности:

• программа образовательного процесса (характер программы - учебно-воспитательный);

• программа образовательного института (характер - профессиональный, организационно-деятельностный);

• программа организации регионального образования (отраслевая административно-управленческая);

• программа развития регионального образования (межотраслевая социокультурная);

• программа регионализации образования (надотраслевая политическая).

В последние годы общественноорганизационный подход к регионализации образования получил достаточно широкое распространение при проектировании в образовании, разработке региональных программ развития. Д. Бэнкс,

С. Чайклин, А.М. Цирульников, А. Моль,

Н.Б. Крылова, Н. Розов и др. рассматривают регионализацию образования в социокультурном контексте как части социокультурной сферы и механизма ее развития, особого социокультурного феномена и культурно-исторического процесса, элемента новой социодинамики культуры. В их трудах отмечается, что образование может и должно стать не просто частью, одной из областей социокультурной сферы региона (куда также входят социальное обеспечение и социальная защита, здравоохранение, семейная политика, культура, молодежная политика и др.), но именно тем особым средством, которое связывает эти области.

Становление рыночной экономики и коренные преобразования в социально-

политической сфере внесли принципиальные изменения в заказ общества системе образования и воспитания. Политика, направленная на усиление хозяйственной самостоятельности и культурной самобытности регионов, передача регионам части функций единой системы образования ведут к трансформации единого культурнообразовательного пространства. В последнее время начали широко разрабатываться региональные и муниципальные программы развития образования, региональное образовательное законодательство, делаются попытки теоретического осмысления происходящих в регионах процессов [1].

Б.С. Гершунский, ИД. Андреев, А.Т. Артюх, Н.К. Вахтомин, А.И. Ракитов и др. видят в категории «региональное образовательное пространство» ориентацию на достижение целей и ценностей образования. Как социокультурный феномен, интегративное, сложное явление, образовательное пространство имеет разные характеристики и измерения: субъектно-деятельностное, ценностно-ориентационное, содержательное и организационно-управленческое. Такое рассмотрение образовательного пространства не нарушает целостности исследуемой категории, а способствует рассмотрению ее в единстве. При этом получается ряд «снимков» регионального образовательного пространства, сделанных как бы в разных ракурсах:

1) множество субъектов (индивидуальных и коллективных), занятых в образовании и находящихся в некоторых отношениях друг с другом; 2) сфера ценностей, ориентиров, потребностей, целей, норм, принципов образования в регионе; 3) содержание образования; 4) организация и управление.

их совокупность задает понятийный состав региональной образовательной сферы, а взаимосвязи определяют структуру ключевых понятий регионализации.

образовательное пространство рассматривается как множество субъектов - государственных и общественных сил, индивидуумов, сообществ, занятых образованием. Это разнообразие институтов и сообществ (государственных и частных, федеральных и муниципальных, профессиональных, просветительских, конфессиональных). Ю.В. Громыко делает вывод, что «складывание региональной образовательной

общественности как коалиции представителей разных социально-профессиональных групп и институтов региона, определяемых общностью региональных образовательных проблем, есть сложный процесс и одна из задач регионализации образования» [4, с. 10].

Таким образом, категория регионализации образования предполагает выявление и оформление культурно-исторических традиций каждого народа, этнографических особенностей региона, его традиций; адаптацию системы образования к социально-экономической среде региона, его духовно-нравственным, этническо-национальным, культурно-историческим, природно-экологическим и др. особенностям; организацию образовательного пространства как части социокультурной сферы, особого социокультурного феномена и культурно-исторического процесса, элемента новой социодинамики культуры.

литература

1. Аверкин В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материале Новгородской области) : автореф. дис ... канд. пед. наук. СПб., 1994.

2. Андрюхина Л.М. Региональная политика, культура и содержание образования // Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994.

3. Галаган А.И. Мировой опыт становления университетской автономии и самоуправления // Университеты России. Ростов н/Д., 1995.

4. Громыко Ю.В. Россия // 2010. 1994. № 1/2. С. 10.

5. Днепров Э., Касиржак А., Пинский Ан. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.

6. Крылова Н.Б., Слободчиков В.И. Терминологический словарь // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, искания. М., 1994.

7. Куликов в.Б. Региональная политика и региональное образование // Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994.

8. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1992.

9. Розов Н. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma Mater. 1993. № 1.

10. Сняцкий А.А., Лучанкин А.И. Регион как социокультурное целое (к проблеме региональ-

ного наблюдателя) // Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994. С. 34.

11. Шилова Л.Н. Развитие инновационного образования: теория и практика (на примере Нижегородского региона) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 1995.

12. Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994. С. 114 - 120.

Category of regionalization in education

There are regarded the approaches to the category “regionalization in education”. The characteristics of regionalization in education are defined.

Key words: education, region, regionalization, education content, education space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.