Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна, Григорьев Анатолий Федорович

Статья посвящена актуальной проблеме регионализации современного музыкально-педагогического образования. Цель исследования - в выявлении структурных компонентов содержания регионального этнохудожественного музыкально-педагогического образования многонационального Ставрополья и изучении закономерностей взаимодействия. В соответствии с целью в статье осуществляется источниковедческий анализ научных источников по проблематике, а также компаративный анализ включения краеведческого контента в содержание учебного материала на разных исторических этапах развития отечественного образования. Научная новизна характеризуется новым культурологическим подходом к разработке содержания регионального компонента многонационального Ставрополья в музыкально-педагогическом образовании края. В результате предложена модель программы обучения бакалавра по направлению подготовки будущих учителей музыки в обеспечении их профессиональными компетенциями по внедрению и реализации регионального этнохудожественного компонента в общешкольную педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION AS THE BASIS FOR MODERNIZING MODERN MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the relevant problem of regionalizing modern musical and pedagogical education. The purpose of the study is to identify the structural components of the content of the regional ethno-grade component of multinational Stavropol in the musical and pedagogical formation of the region, as well as the study of the patterns of their interaction. In accordance with the purpose of the article, a source-edge analysis of scientific sources on issues, as well as a comparative analysis of the inclusion of local lore content in the content of educational material at different historical stages of the development of domestic education. The scientific novelty is characterized by a new cultural approach to the development of the content of the regional component of multinational Stavropol in the musical and pedagogical formation of the region. As a result, the model of the bachelor's training program in the direction of the preparation of future music teachers in providing their professional competencies on the implementation and implementation of a regional ethno-grade component into a community pedagogical practice is proposed.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Заключение

В соответствии целям и задачам сделаны следующие выводы проведённой работы. Реализация практико-ориентированных занятий свидетельствует, что только в системе практи-ко-ориентированного обучения у студентов и школьников может быть сформирован реальный опыт анализа и оценки явлений, поиска и осознания причинно-следственных связей, способность к формулированию задач и предложению реальных способов их решения. Подобные компетенции невозможно сформировать у обучаемых в отрыве от универсальных компетенций, применимых в любом виде деятельности, а не только профессиональной. Также существенную роль играет развитие творческих способностей обучаемых.

Каким должен быть выпускник в соответствии с ФГОС ВО:

- быть высокоспециализированным специалистом, способным действовать в различных проблемных ситуациях;

- быть готовым к определенным видам профессиональной деятельности;

- владеть общими и профессиональными компетенциями [7, С. 146- 151].

Оценка качества подготовки выпускников при этом должна осуществляться по двум основным направлениям:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Литература:

1. Абрамова C.B. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности / C.B. Абрамова, E.H. Бояров // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 26-38.

2. Ахромова А.Г. Методологические основы про-фессионально-педагогической подготовки преподавателей "основ безопасности жизнедеятельности" / А.Г. Ахромова, В.Н. Завгородний // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности : сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 4-6.

3. Ахромова А.Г. Организационно-методические аспекты профессиональной педагогической практики по специальности "Безопасность жизнедеятельности" / А.Г. Ахромова, О.М. Матвеева, И.В. Тихонова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности : сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 6 - 10.

4. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учебное пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

5. Заенчик В.М. Обучающие программы в системе подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / В.М. Заенчик, А.Н. Шмелёв // Направления и перспективы развития образовательной области "Безопасности жизнедеятельности": материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. -С. 69-71.

6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина - М.: Академия, 2001. - 272 с.

7. Цвирко Н.И., Тюренкова С.А. Базовые компетенции учителя для комплексной оценки соответствия требованиям профессионального стандарта педагога // KANT - 2019. - №3 (32). - 380 с. - С. 146-151.

8. Цвирко Н.И. Особенности изучения дисциплин медико-биологической направленности студентами гуманитарных профилей педагогических вузов // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей 2-й Международной научно-ме-тодической конференции: в 2-х томах. Том 1 / редкол.: Горохов A.A.; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск : Университетская книга 2019. - 319 с. - С. 309 - 313.

CU О CXJ

-Q X

2

оэ

со

OJ

337

REGIONALIZA TIONAS THE BASIS FOR MODERNIZING MODERN MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION Kalantaryan Lyubov Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate, Department of Music and Social and Artistic Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chief of magazine "Kant"; Professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is devoted to the relevant problem of regionalizing modern musical and pedagogical education. The purpose of the study is to identify the structural components of the content of the regional ethno-grade component of multinational Stavropol in the musical and pedagogical formation of the region, as well as the study of the patterns of their interaction. In accordance with the purpose of the article, a source-edge analysis of scientific sources on issues, as well as a comparative analysis of the inclusion of local lore content in the content of educational material at different historical stages of the development of domestic education. The scientific novelty is characterized by a new cultural approach to the development of the content of the regional component of multinational Stavropol in the musical and pedagogical formation of the region. As a result, the model of the bachelor's training program in the direction of the preparation of future music teachers in providing their professional competencies on the implementation and implementation of a regional ethno-grade component into a community pedagogical practice is proposed.

Keywords: regionalization of music and pedagogical education; regional component of the content of education; local history.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.58

> <

X

Ui

s: *=c о

LU T

s

< ct

Ш

с

338

УДК 398.221 ВАК РФ 13.00.08

© Калантарян Л.А., 2021 © Григорьев А.Ф., 2021

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Музыки и социально-художествен-ного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии Международной академии наук (Сан-Марино), действительный член (академик) РАЕ, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "Kant"; профессор кафедры музыки и социально-художествен-ного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме регионализации современного му-зыкально-педагогического образования. Цель исследования - в выявлении структурных компонентов содержания регионального этнохудожественного музыкально-педагогического образования многонационального Ставрополья и изучении закономерностей взаимодействия. В соответствии с целью в статье осуществляется источниковедческий анализ научных источников по проблематике, а также компаративный анализ включения краеведческого контента в содержание учебного материала на разных исторических этапах развития отечественного образования. Научная новизна характеризуется новым культурологическим подходом к разработке содержания регионального компонента многонационального Ставрополья в музыкально-педагогичес-ком образовании края. В результате предложена модель программы обучения бакалавра по направлению подготовки будущих учителей музыки в обеспечении их профессиональными компетенциями по внедрению и реализации регионального этнохудожественного компонента в общешкольную педагогическую практику.

Ключевые слова: регионализация музыкально-педагогического образования; региональный этнохудожественный компонент содержания образования; краеведение.

Введение

Интерес к национальному, возродившийся в последние десятилетия, породил проблему выявления границ этнических и национальных ментальных миров. При этом возникновение тенденций к их разделению связано, прежде всего, с процессом самоидентификации и самоопределения, характерным для многих народов и этнических сообществ современной России. Желание узнать истоки и границы своей самобытности вызвало к жизни стремление к изучению этнической картины мира и осознанию национальной ментальное™ [4].

В современном отечественном образовательном пространстве регионализация, и на сегодняшний день, остается актуальным направлением модернизации образования. Регионализация музыкально-педагогического образования детерминирована потребностью общества в специалистах, востребованных на локальном рынке труда. Одной из важнейших задач регионализации музыкально-пе-дагогического образования является удовлетворение образовательных потребностей общества, создание системы музыкально-пе-дагогического образования и ее обеспечение образовательными программами. Создание региональной системы музыкально-педа-гогического образования предполагает некую последовательность этапов. Так, на начальном этапе построения системы необходимо адаптировать уже имеющиеся федеральные образовательные программы к региональным условиям, следующий этап предполагает разработку собственных образовательных продуктов и их внедрение в образовательную практику в русле формирования единого образовательного пространства региона.

Система регионального музыкально-педагогического образования, характеризующаяся как саморегулирующая и открытая, рефлексивная и интегративная, направлена на преодоление противо-

речий между социокультурными и национальными потребностями регионального сообщества. В основе развития региональной системы лежат принципы: региональной спецификации, то есть более глубокое изучение различных музыкальных пластов (профессиональная и народная музыка), и механизмов их взаимодействия. Принцип сбалансированности позволяет определить степень согласованности регионального и федерального компонентов в структуре единого образовательного пространства, при этом принцип целенаправленности обеспечивает кадровое обеспечение образовательных потребностей региона и подготовку специалистов с учетом регионального компонента. Кроме этого: принципы рефлексивности, информационной обеспеченности, культуро- и природосообразности междисциплинарного взаимодействия и др. Все эти принципы определили специфику содержания регионального музыкально-педаго-гического образования и его направленность на изучение этнохудожественного компонента (социокультурной среды, образа жизни регионального сообщества, процесса становления культурного диалога народов региона, изучение региональной музыкальной культуры и народного художественного творчества ит. д.) [б].

Одним из важнейших в содержании регионального музыкально-педагогического образования является краеведение как основа для разработки и практического использования локальных образовательных программ с углубленным изучением культурологического материала.

А к туально с ть данного и с еле до в а ни я обусловлена, во-первых, научно-практической значимостью проблематики, в связи с ее недостаточной изученностью, во-вторых, разрозненностью научных знаний и отсутствием системного подхода, а также обоснована наличием противоречий: с одной стороны, очевидна потребность в изучении национальных традиций, самобытности многонационального Ставрополья и приобщения к ним школьников, а с другой - отсутствие учебно-методического обеспечения реализации этнохудожественного компонента в общешкольной музыкально-педагогической практике.

Цель исследования - в выявлении структурных компонентов содержания регионального этнохудожественного музыкально-педагоги-ческого образования многонационального Ставрополья и изучение закономерностей взаимодействия.

В соответствии с целью были определены следующие задачи-. 1) рассмотреть в науко-ведческом плане развитие региональной системы, принципы региональной спецификации как целостной системы взаимодействия различных ее содержательных компонентов; 2) произвести источниковедческий, культурологический, компаративный анализ процесса накопления научных знаний о специфике содержания регионального музыкально-педаго-гического образования и его направленности на изучение этнохудожественного компонента и дать на этой основе развернутую экспозицию проведенных до этого изысканий; 3) на основе расширенного познания специфики содержания регионального этнохудожественного компонента сформулировать основные положения и требования к образовательной программе, обеспечивающей учебно-методическое сопровождение по внедрению регионального этнохудожественного компонента в музыкально-педагогическую практику.

Для осмысления научной проблематики в статье применялись следующие теоретические методы исследования: методы источниковедческого и качественного анализа; метод системного анализа, позволяющий рассмотреть генезис, развитие и структуру регионализации; методы идеализации, конкретизации, моделирования и синтеза, посредством которых производилось объединение знаний о рассматриваемом объекте. Именно интеграция методов обеспечила реализацию цели и решение задач исследования по классификации и обобщению накопленного исследовательского материала.

Теоретической базой исследования послужили публикации А. Анастасьева, Н.М. Горбова, А.Ф. Григорьева, М.И. Демкова, Е.А. Звягинцева, Л.А. Калантарян, С.А. Рачинского, Д.И. Тихомирова, Л.Н. Толстого.

Практическая значимость результатов исследования характеризуется востребованностью учебно-методического сопровождения по внедрению регионального этнохудожественного компонента в педагогическую музыкально-педагогическую практику.

С целью решения поставленных задач и выявления степени изученности научной проблематики был осуществлен источниковедческий анализ научно-педагогической литературы в исторической ретроспективе.

Основная часть

Интерес к региональному компоненту в системе образования сложился в отечествен-

ной педагогике еще в первой половине XIX века, начиная с 60-х годов, получил широкое распространение в общественно-педагогичес-ком движении в России.

Проблемы национального воспитания, идеи сближения народной школы с жизнью народа на основе ее глубокого изучения нашли широкое освещение в трудах отечественных уче-^ ных, педагогов А. Анастасьева, Н.М. Горбова, ку М.И. Демкова, Е.А. Звягинцева, С.А. Рачинского,

Д.И.Тихомирова, Л.Н.Толстого и др. < В исследовании "Русская начальная школа" X А. Анастасьев отмечал, что важнейшей зада-щ чей народной школы является углубление свя-зи с жизнью народа, воспитание в детях созна-тельной любви к Родине, своей истории,

0 родному краю [1].

^ Обосновывая цели и задачи народного об-разования, М.И. Демков отмечает, что "народ-

1 ная школа должна быть действительно рус-0 ской народной, должна учить детей любить I— свою Родину, свой край, свое родное, русское".

По его мысли, народная школа должна стро-иться, прежде всего, на основании "близкого У знакомства" с народом, его вкусами и потребностями, она должна стать "местом труда", и в своей практической направленности учитывать земледельческий характер русского народа, и особенности той местности, в которой он живет [5].

Вопрос о содержании народного образования глубоко и всесторонне изучен Л.Н.Толстым. Его педагогическая концепция основана на идее гуманности, доступности образования для представителей всех сословий, включая детей крестьян, а также на принципе народности, который выступал критерием качества и содержания народного образования. Его мысли по этому поводу нашли отражение в ряде педагогических статей, начиная с 60-х годов ("О народном образовании", "О значении народного образования", "Яснополянская школа. Общий очерк характера школы" и др.) и заканчивая первым десятилетием XX века ("О воспитании" и др.). По мысли Толстого, в содержании народного образования необходимо широко использовать элементы народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнографии, истории и культуры родного края. Так, например, наиболее пригодными для народного чтения оказались "написанные самим народом" - сборники песен, легенд, стихов, народные сказки, пословицы и поговорки. В организации творческой деятельности детей, в обучении грамоте Толстой предлагал писать "поэтические со-

чинения" на темы народных сказок, пословиц, поговорок, в том числе и родном крае [11].

Идеи народного образования, необходимость широкого использования регионального этнографического материала, элементов художественной культуры, художественного творчества народа получили дальнейшее осмысление в педагогическом творчестве С.А. Рачинского. Его воспитательная система основывалась на положениях о том, что в процессе обучения необходимо использовать индивидуальный подход, а основой воспитания в народной школе должны стать традиции народного воспитания, народной педагогики. Ученый подчеркивал, что творческие способности детей необходимо развивать на основе изучения народной художественной культуры, истории родного края. С.А. Рачинский одним из первых разработал и применил педагогический прием "воспитательное путешествие". Организованная по святым местам экскурсия "Школьный поход в Нилову пустынь" имела не только педагогическое, воспитательное воздействие, но и пробуждало живой интерес детей к изучению истории и культуры региона. Исследователь указывал на то, что в сельской школе недостаточно "наглядного материала", способного дать детям реальные представления об окружающем мире, и, в частности о той местности, "малой родине", в которой мы живем. Он подчеркивал роль истории, культуры, быта, обычаев и традиций в "сближении учебного материала с жизнью" [10].

В региональном сообществе интерес к краеведению начинает формироваться в начале XIX века. М. Краснов в исследовании "Просветители Кавказа" приводит данные о том, что еще в 1804 году Устав Министерства народного просвещения предписывал учителям заниматься научными исследованиями и, прежде всего, изучением родного края. В 1812 году министр народного просвещения граф А.К. Разумовский также рекомендуетучителям "составлять научные записки" по истории и культуре Кавказа. М. Краснов отмечает, что "отзывались на подобные приглашения только педагоги высших учебных заведений, а учителя начальных училищ и народных школ оставались за рамками научных изысканий" [8, 96].

Широкий научный интерес к краеведческому материалу, его включение в содержание народного образования складывается в региональном педагогическом сообществе только к середине XIX века. Ярким представителем общественно-педагогического движения на Северном Кавказе, энтузиастом изучения исто-

рии и культуры края стал попечитель Кавказского учебного округа К.П. Яновский. По его мысли именно сельские учителя должны стать "основными" авторами научных исследований научного журнала "Сборник сведений о Кавказе", учрежденного при управлении округа.

На начальном этапе исследования носили, по большей части, описательный характер, представляя сведения из истории и культуры края. Постепенно интерес исследователей переместился в область статистики, данных о составе и численности населения края и разных этнических групп. Затем стали появляться этнографические исследования, отражающие специфику традиционного уклада и быта, конфессиональных особенностей жителей региона.

Интерес к исследовательской деятельности, к краеведению неуклонно рос в среде сельского и городского учительства. К концу столетия "Сборник сведений о Кавказе" уже насчитывал несколько десятков томов, в которых содержался значительный научный материал из разных областей знаний (лингвистика, этнография, история, культура, археология, статистика и др.).

По отзывам современников, популярность научных исследований и самого "Сборника" во многом определялась многолетней деятельностью его главного редактора Л.Г. Лопатинско-го - известного исследователя кавказских языков [8].

Анализ литературы показывает, что ранее проведенные изыскания не затрагивали проблему исследования, и по существу до сих пор нет ни одного изыскания, в рамках которого осуществлялось бы специальное исследование, посвященное внедрению этнохудожественно-го компонента в общешкольную практику му-зыкально-педагогического образования.

Проблематика внедрения регионального этнохудожественного компонента в образование получила активное развитие в рамках ВНИКа "Антропологический потенциал традиционной культуры народов Ставрополья в обеспечении гармоничного развития личности ребенка в поликультурном регионе" на базе Ставропольского государственного педагогического института под руководством профессора А.Ф. Григорьева и нашла отражение в ряде публикаций авторов данной статьи. [2;3;6;7;9] Анализу теории и практики вопросов социально-культурных традиций региона в системе регионального образования Ставрополья посвящены публикации А.Ф. Григорьева, в которых отмечено, в частности: что "отсутствует

концептуальный подход в образовательном пространстве края в понимании роли и значения традиционной культуры как регионального компонента в целостной образовательной системе воспитания духовно-нравственных личностных ценностей". Подчеркивается недостаточная разработанность содержания регионального компонента художественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций. Автором справедливо отмечается, что "...проблемы этнически ориентированного воспитания школьников и молодежи на основе традиционной культуры народов Ставрополья теоретически не разработаны и как следствие отсутствует программное обеспечение учебно-методическими комплексами всей многоуровневой системы регионального образования" [3, 4].

На решение проблемы обеспечения регионального образования учебным содержанием ориентированы изданные учебные пособия авторов статьи: "Народное художественное творчество в поликультурной среде Ставропольского края"; "Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа", в которых раскрывается феномен народного художественного творчества исторически многонационального Ставрополья как результат пол и культурно го взаимодействия народов, как способ формирования высокой культуры межнационального общения; обоснован педагогический потенциал народного художественного творчества в контексте формирования и развития личности молодежи; осуществлен обзор специфики традиционной культуры во всех ее многообразных видах и представлены перспективы развития народного художественного творчества на Ставрополье. [2;9]

Одним из важнейших вопросов в части реализации в педагогическую практику общешкольного и дополнительного образования регионального этнохудожественного компонента является подготовка педагогических кадров. Для решения данного вопроса в учебном плане Ставропольского государственного педагогического института по направлению подготовки бакалавра 44.03.05 Педагогическое образование, профиль "Музыка" и "Дополнительное образование" была запланирована программа дисциплины "Региональный этноху-дожественный компонент в общем и дополнительном музыкальном образовании". Владение научно-исследовательской и теоретико-мето-дологической региональной этнохудожествен-ной проблематикой позволило авторам статьи разработать учебно-методический комплекс

'Х. >

<

X ш

з: *=с о

ш т

<

С! ш

с

342

дисциплины, ориентированный на изучение культурно-исторических и этнохудожествен-ных особенностей народов многонационального Ставрополья. Содержательной основой программы явились изданные ранее авторские учебные пособия,а также обширный краеведческий материал. Освоение содержания программы данной дисциплины предполагает три этапа, на каждом из последующих этапов содержание основных тем расширяется и углубляется. В содержании программы можно выделить несколько приоритетных для изучения регионального этнохудожественного компонента аспектов, это этническое и историко-культурное своеобразие региона, процесс становления и развития региональной музыкальной культуры (профессиональной и народной).

На начальном этапе освоения содержания программы предусматривается освоение необходимого терминологического словаря дисциплины, элементарных представлений об этническом и историко-культурном своеобразии региона Ставрополья, истоках региональной музыкальной культуры. С этой целью на данном этапе предлагаются такие темы, как: история заселения Ставрополья; особенности этнического состава региона; возникновение казачьих сообществ в регионе; традиционная культура казачества и славянского населения региона, кавказских и тюркских народов; особенности формирования музыкальной культуры на Ставрополье; специфика и жанровое своеобразие регионального фольклора и т. д. В результате освоения содержания студенты овладевают: необходимым понятийным и терминологическим словарем, знаниями об этническом своеобразии региона; способностью анализировать исторические предпосылки, повлиявшие на историко-культурные процессы в регионе.

На следующем этапе содержание основных тем обогащается более сложным краеведческим материалом, цель которого: с позиций историзма расширить представления студентов о специфике полиэтнических и поликультурных процессов в регионе, углубить понимание особенностей развития и взаимодействия традиционных музыкальных культур региона, познакомить с деятельностью выдающихся просветителей и музыкальных педагогов.

К изучению предлагаются следующие темы: полиэтнические и поликультурные процессы в регионе: историческая ретроспектива; этническое сознание и традиционная культура; фольклор как основа этнического самосозна-

ния; взаимодействие песенных фольклорных жанров казачьей и славянской культуры; формирование региональной профессиональной музыкальной культуры;становление музыкального образования на Ставрополье; куль-турно-просветительская деятельность В.Д. Бе-невского; становление диалога культур народов региона и т.д. В результате освоения данного содержания у студентов формируется мировоззренческая основа, способствующая пониманию сущности полиэтнических и поликультурных процессов в регионе, углубляются представления об этническом самосознании и традиционной культуре, о механизмах взаимодействия фольклорных песенных жанров региональных культур, о социокультурных факторах, определивших вектор развития профессиональной музыкальной культуры на Ставрополье и т. д. [7]

На завершающем этапе реализуются задачи: расширить мировоззренческие взгляды студентов на проблемы региональной музыкальной культуры, сформировать основы концептуального мышления, способность выявлять общее и единичное в явлениях региональной культуры, изучить и проанализировать перспективы межкультурного взаимодействия народов региона на современном этапе. С этой целью изучаются: концепции полиэтнического взаимодействия в регионе; концепции межкультурного диалога народов региона на современном этапе; стратегия развития музыкально-педагоги-ческого образования в регионе; развитие профессиональной музыкальной культуры; "Композиторская школа" Ставрополья и т.д.

Программа дисциплины может быть интегрирована в ряд дисциплин обязательной части учебного плана по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили "Музыка" и "Дополнительное образование": "Теория и методика музыкального образования", "Практикум по музыкально-теоретической деятельности", "Музыкальная психология и психология музыкального образования" "Полихудожественные технологии в музыкальном образовании", "История музыки", "Основы научно-исследова-тельской деятельности в музыкальном образовании" и т. д. В результате освоения содержания у студентов формируются мировоззренческая основа и концептуальные подходы к осмыслению современных процессов в социокультурной жизни региона. Качество региональных образовательных программ определяется их востребованностью в образовательной практике и способностью интегриро-

ваться в систему образовательного пространства региона.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку целью регионализации является создание региональной системы образования, способной удовлетворить потребности в специалистах, востребованных на рынке труда, и направленной на преодоление социокультурных и межнациональных противоречий в региональном, особенно в многонациональном сообществе, именно краеведение и народное художественное творчество насыщают содержание региональных программ широким культурологическим материалом, в процессе изучения которого у обучающихся формируется мировоззренческая позиция, способность к концептуальному осмыслению современных процессов в социокультурной жизни региона, и оказывает мощное воспитательное воздействие, формируя личностные качества, необходимые будущему учителю, востребованному на региональном рынке труда.

Таким образом, в программе "Региональный этнохудожественный компонент в общем и дополнительном музыкальном образовании" учтены все особенности образовательной региональной среды и потребности регионального рынка труда, что в полной мере обеспечивает решение задачи регионализации современного музыкально-педагогического образования, где регионализация выступает основой модернизации современного музы-кально-педагогического образования, а краеведение - важнейшим компонентом его содержания. Однако данная проблематика требует комплексного подхода и дальнейшего исследования, что и определяет ее научно-приклад-ные перспективы.

Литература:

1. Анастасьев А. Русская начальная школа, изд. - Казань, 1898. - 321 с.

2-е

2. Григорьев А.Ф. Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа : учебное пособие. - Ставрополь: Ставролит, 2020. - 144 с.

3. Григорьев А.Ф. Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье : монография. - Ставрополь : Ставролит, 2018. - 16 с.

4. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядо-вых традиций и песенного фольклора) (монография). - Ставрополь: Возрождение, 2011. - 376 с.

5. Демков М.И. История русской педагогии. Новая русская педагогия. - Ч. 2. - 2-е изд.- М., 1910,-627 с.

6. Калантарян Л.А. Социокультурные детерминанты регионализации музыкально-педагогическо-го образования // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Санкт-Петербург, Апрель 2020) - СПб.: ГНИИ Нацразви-тие, 2020.-С.63-65.

7. Калантарян Л.А. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки // Современные тенденции развития науки и образования : Международная научно-практическая конференция. 20 апреля 2017 год: сборник статей / под общ. науч. ред. д-ра культурологии А.Ф. Григорьева ; Центр социально-гуманитарных и стратегических исследований; научный рецензируемый журнал KANT; Фонд поддержки социально-экономических и культурных инноваций. - М.: МИРАКЛЬ, 2017. - С. 68-72.

8. Краснов М. Просветители Кавказа. - Ставрополь : Типография губернского Правления, 1913. -102 с.

9. Народное художественное творчество в поликультурной среде Ставропольского края : учебное пособие / Григорьев А.Ф., Алмосов Л.И., Воло-буева Е.В., Калантарян Л.А., Клеменчук С.П. /под общей редакцией доктора культурологии, профессора А.Ф. Григорьева - Ставрополь : Изд-во "Тимченко О.Г.", 2020. - 222 с.

10. Рачинский С.А. Сельская школа: сборник статей./сост. Л.Ю. Стрелкова - М.: Педагогика, 1991. -176 с.

П.Толстой. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. -220 с.

CU О CXJ

-О X

2

OD

СО

CU

343

ENHANCING THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM

Kirjushina Olga Nlkolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RiNH), Taganrog

The purpose of the study is to unlock the possibilities of the education system in enhancing the development and use of the resources of its scientific potential. The article proposes a decision on ensuring the conditions for activation. It is achieved by a well-founded methodological approach developed by the science-metric apparatus and formed by the scientific and information base of coordination of the development of scientific potential. The scientific novelty consists in clarifying the thesaurus of modern scientific and pedagogical research and in a comprehensive solution of the theoretical and practical aspects of intensifying the development of the scientific potential of the education system. As a result, dynamic characteristics of research activities were identified and structural and quantitative models of replenishment of resources were built - the basis of the scientific and information base for coordinating their development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.