Научная статья на тему 'Основные вехи формирования на Ставрополье музыкально-педагогического образования как региональной системы'

Основные вехи формирования на Ставрополье музыкально-педагогического образования как региональной системы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM OF REGIONAL MUSICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / SPECIAL MUSIC EDUCATION / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

В статье дан анализ основных этапов становления системы музыкально-педагогического образования в регионе. Особое внимание автор уделяет выделению и осмыслению структурных компонентов системы регионального музыкально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main milestones of the formation of musical and pedagogical education in the Stavropol region as a regional system

The article provides an analysis of the main stages of the musical-pedagogical education in the region. Special attention is paid to the selection and comprehension of the structural components of the system of regional musical-pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Основные вехи формирования на Ставрополье музыкально-педагогического образования как региональной системы»

зультаты свидетельствуют об отсутствие или недостаточном переносе сформированных умений в новые условия. Эту гипотезу, очевидно, следует проверить, проведя обследование группы учащихся, заканчивающих начальную школу.

Однако в любом случае, результаты проведенного исследования убедили нас в необходимости осуществления специальной работы с учащимися 5 (а затем и 6) класса по формированию выделенных действий с моделями и разработки соответствующей методики. Методика же должна основываться на идее преемственности формирования действий с моделями в начальной и основной школе и фиксации этапа обучения в 5-6 классах (образовательных задач, содержания, требований к учащимся), в общей стратегии формирования универсального учебного действия моделирования.

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования.

3. Виленкин Н.Я. Математика, б класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М. : Мнемозина, 2013.

4. Зубарева И.И. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М. : Мнемозина, 2013.

5. Моро М.И. Математика 4 класс. - Часть 1. - М. : Просвещение, 2011.

6. Муравин Г.К. Математика, б класс : учебник. -М. : Дрофа, 2014.

7. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. - Часть1. - М.: Ювента, 2013.

8. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. - Часть 2 - М.: Ювента, 2015.

9. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. - Часть 3 - М.: Ювента, 2005.

THE MAIN MILESTONES OF THE FORMATION OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE STA VROPOL REGION AS A REGIONAL SYSTEM

Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article provides an analysis of the main stages of the musical-pedagogical education in the region. Special attention is paid to the selection and comprehension of the structural components of the system of regional musical-pedagogical education.

Keywords: system of regional musical-pedagogical education; special music education; music education.

УДК 781+372.878

Калантарян Л.А., 2016

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ФОРМИРОВАНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье дан анализ основных этапов становления системы музыкально-педагогического образования в регионе. Особое внимание автор уделяет выделению и осмыслению структурных компонентов системы регионального музыкально-педагогического образования.

Ключевые слова: система регионального музыкально-педагогического образования; специальное музыкальное образование; дополнительное музыкальное образование.

I

В современном российском обществе все острее проявляется потребность в осмыслении своих культурных истоков, что актуализирует изучение региональной культуры, выявление социокультурных детерминант, обусловивших процесс формирования регионального культурного пространства, становления и развития музыкально-педагогического образования. Реконструкция основных этапов становления системы регионального музыкально-педагогического образования выявила его тесную связь с общими процессами развития просвещения и образования в регионе [2].

Проблемы регионального образования и просвещения нашли освещение в трудах М. Краснова, А.А. Кудрявцева, Д.В. Кочуры, В.В. Мельникова, Г.Н. Прозрителева, Д.С. Ткаченко и др.

Музыкально-педагогическое образование выступает не только как механизм инкультурации и социализации личности, действенное средство социального воспроизводства, но и как фундамент

для создания региональной культурной среды, региональной интеллигенции. Собственно, начальным этапом становления регионального музыкально-педагогического образования "можно считать 1883 год - организацию Ставропольского "Кружка любителей музыки" и, далее, открытие в 1902 году Ставропольского Отделения Русского Музыкального Общества с Музыкальными классами при нем" [1, с. 92]. Следует отметить, что открытие регионального отделения Императорского Русского Музыкального Общества свидетельствует о достаточно высоком уровне общей и музыкальной культуры в региональном сообществе. Большой вклад в дело развития музыкального образования и просвещения на Ставрополье внес выдающийся общественный деятель, музыкальный просветитель и педагог И.Е. Попов. Еще с начала 90-х годов XIX века И.Е. Попов вел активную музыкально-просветительскую деятельность. Он был одним из инициаторов открытия в Ставрополе Отделения Русского Музыкального Общества. По его инициативе в 1902 году при Музыкальном Обществе были организованы Музыкальные Классы и, немного позднее, на их основе открыта первая музыкальная школа в Ставрополе, неизменным руководителем которой на протяжении ряда лет оставался И.Е. Попов. Будучи высокообразованным музыкантом, он стал создателем и руководителем академического хора и симфонического оркестра. Регулярно проводимые симфонические, квартетные собрания сформировали широкую слушательскую аудиторию, стимулировали интерес к музыкально-педагогическому образованию в региональном сообществе [3].

Не менее значимой для региональной культуры оказалась музыкально-просветительская, композиторская и особенно музыкально-педагогическая деятельность В.Д. Беневского. Большую часть своей жизни Беневский учил детей пению в гимназиях и народных школах Ставрополя. "Он разработал собственную методику обучения пению, благодаря которой учащиеся начальной школы за два года осваивали нотную грамоту, свободно читая с листа, овладевали навыками хорового пения" [3, с. 22]. Разработанное Беневским учебное пособие "Метод обучения нотной грамоте и пению", снабженное обширным музыкально-иллюстративным материалом, стало на многие годы настольной книгой учителя музыки, и не только в России, но и за рубежом.

Большое место в композиторской, музыкально-просветительской и музыкально-педа-

гогической деятельности В.Д. Беневского занимала народная песня. Так, в первые годы советской власти Беневский отстаивал необходимость собирания и сохранения народной песни. В 1921 году он отправился в фольклорную экспедицию по Калмыкии, в результате более семи десятков народных песен были записаны и опубликованы в нескольких сборниках. Любовь к народной песне нашла отражение и в дидактических работах Беневского, так появился сборник "Школьный друг", собрание музыкально-дидактических игр (с пением) для детей на основе народных песен, который и сегодня не потерял своей актуальности. "По свидетельству современников, Беневский внес огромный вклад не только в развитие музыкального образования и просвещения на Ставрополье, но и открыл новую эру в истории русской музыкальной педагогики" [3, с. 22].

В первые годы советской власти развитие системы музыкально-педагогического образования в регионе получило новый вектор. Определились структурные компоненты системы, это учреждения специального, дополнительного и общего музыкального образования. Выявились и приоритеты. Одним из них стало придание музыкальному образованию всеобщего характера. В целом, система музыкально-педагогического образования развивалась в русле общего культурного строительства в регионе. Специальное музыкальное образование стало важнейшим компонентом системы регионального музыкально-педагогического образования. Оно осуществлялось в старейшем в регионе образовательном учреждении - Ставропольском музыкальном училище, открытом в 1922 году, которое стало "фундаментом построения всей системы музыкального образования в регионе" [4, с. 46]. Помимо образовательной деятельности, музыкальное училище (техникум) вело активную музыкально-просветительскую, музыкально-пропагандистскую деятельность. В статье "Пятилетие Ставропольского Госмузтехникума (19231928)" местная газета "Власть Советов" отмечала, что за первые пять лет своего существования было проведено более 60 "крупных" концертов. Ежемесячно проводились утренники симфонической музыки, камерно-вокальные, хоровые, и инструментальные концерты, силами оперного класса, организованного при музыкальном техникуме, осуществились постановки опер "Русалка", "Риголетто" и др.[5]. В той же статье указывалось и на острейший для регионального музыкально-педагогического образования кадровый вопрос: "Наше

молодое искусство остро нуждается в подготовленных музыкантах-общественниках (музыкальные педагоги, инструкторы, клубные работники). Для преодоления дефицита массовых музыкальных работников в Ставропольском музыкальном техникуме были открыты два новых отделения - "инструкторско-пе-дагогическое" и "теоретико-композиторское" [4, с. 47]. В результате музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности музыкального училища, к середине 30-х годов существенно повысился интерес к музыкальному образованию, о чем свидетельствуют некоторые статистические данные. Так, в 1935 году в музыкальномучилище обучались 89 человек, в 1937 - уже 101 человек. В этом же году в музыкальном училище организовано новое отделение "Детское музыкальное воспитание" и открыта музыкальная школа, при которой учащиеся училища могли проходить педагогическую практику. Еще один факт свидетельствует о повышении интереса к музыкальному образованию и общего уровня музыкальной культуры регионального сообщества. В 1929 году в Ставрополе было намечено открыть фабрику музыкальных инструментов, с выпуском не менее 10 тысяч народных массовых инструментов в год и удовлетворением спроса населения на музыкальные инструменты.

На протяжении нескольких десятилетий Ставропольское музыкальное училище оставалось единственным учебным заведением в регионе, осуществляющим специальное музыкальное образование. Только к 60-м годам система регионального музыкально-педагогического образования претерпевает структурные изменения, и расширилась за счет открытия новых учебных заведений. В 1959 году в Ставрополе открыта краевая культурно-просветительная школа, в 1961 году на ее базе -Ставропольское культурно-просветительное училище. За первые три учебных года Ставропольская культурно-просветительная школа подготовила 360 специалистов.

Культурно-просветительные учебные заведения вели подготовку "клубных работников со специальным уклоном: руководителей самодеятельных хоровых коллективов; руководителей самодеятельных танцевальных коллективов; руководителей оркестров народных инструментов" [3, с. 82].

В 70-х годах в регионе открыты музыкальные училища в Минеральных Водах, Нальчике, Черкесске. Расширился и спектр специальной музыкальной подготовки, организованы новые отделения: теоретическое, ударных инструментов, народно-хоровое, эстрадное и

др. Система Регионального музыкально-педагогического образования получила новый импульс для развития. "Не менее важным структурным компонентом системы регионального музыкального образования являлось и дополнительное музыкальное образование, осуществлявшееся, прежде всего в музыкальных школах. Оно имело своей целью общее музыкально-эстетическое развитие личности и подготовку одаренных детей к получению специального музыкального образования" [3, с. 85]. Первая музыкальная школа была открыта в Ставрополе в 1922 году. К середине 30-х годов музыкальные школы открылись в крупных городах региона: в 1934 - в Кисловодске; в 1935 году - в Пятигорске; в 1939 - в Геор-гиевске. Массовым дополнительное музыкальное образование стало к концу 50 - началу 60-х годов, музыкальные школы открыты во всех крупных городах и селах края.

Таким образом, формирование регионального музыкально-педагогического образования как системы началось в последней трети XIX века. Активное ее становление,трансформация в соответствии с социальным заказом протекали на протяжении последующих десятилетий. Важнейшая проблема регионального музыкально-педагогического образования -подготовка квалифицированных кадров, во многом была решена в 70 - 80-е годы посредством расширения сети специальных учебных заведений и углубления уровня подготовки профессиональных кадров.

Литература:

1. Калантарян Л.А. Реконструкция истоков музыкального искусства Ставрополья в русле становления и развития просвещения в регионе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2013. №12 (38) Часть 2. - С. 92-94.

2. Калантарян Л.А. Музыкальное искусство, его генезис и место в структуре культурогенеза Ставрополья // Материалы IX Международной научно-практической конференции "Научная индустрия европейского континента - 2013". - Чехия, 2013.-С. 34-39.

3. Калантарян Л.А. Григорьев А.Ф. История музыкального образования и просвещения на Ставрополье: учебное пособие/Л.А. Калантарян, А.Ф. Григорьев. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - 132 с.

4. Калантарян Л.А. Становление системы музыкально-педагогического образования на Ставрополье. Национальная ассоциация ученых // IX Международная научно-практическая конференция: "Отечественная наука в эпоху изменений". Ежемесячный научный журнал. - Екатеринбург. -Часть 7. - 4(9) 2015. - С. 46-48.

5. Пятилетие Ставропольского Госмузтехникума (1923-1928) // Власть Советов - 1928. - 25 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.