Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHER / INDIVIDUAL AND PERSONAL POTENTIAL / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF THE MODERN EDUCATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна, Спербер Оксана Игоревна

В статье дан анализ процесса профессионального становления будущего учителя музыки. Особое внимание авторов сосредоточено на обосновании необходимости использования профессионального и индивидуально-личностного потенциала будущего специалиста. Авторы указывают на региональный характер деятельности обучающегося, что актуализирует использование и национально-регионального компонента современной стратегии образования, в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна, Спербер Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional formation of the future music teacher

The article analyzes the process of professional development of a future music teacher. The authors pay particular attention to substantiating the need to use the professional and individual-personality potential of a future specialist. The authors point out the regional nature of the student's activities, which actualizes the use of the national-regional component of the modern education strategy in the process of training a future specialist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

тенции , осуществленные на основании анализа научной литературы, стало основанием для авторского определения понятия"предметно-практические компетенции" с учетом профильного контекста, а именно содержания процесса организации и практической деятельности, объектом которой выступают педагогическая и отраслевая составляющие.

Рисунок - Структура предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов профессионального обучения

Выявленная структура ППК в условиях практического (производственного) обучения позволит оптимизировать процесс обучения с учетом его слабых сторон, при этом повысить качество обучения, а полученная положительная динамика даст возможность полноценного их формирования у будущих педагогов профессионального обучения.

Литература:

1. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А.Н. Дахин. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.

2. Смородинова М.В. Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы / М.В. Смородинова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч.

конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 93-94.

3. Стародуб К.А. Основы менеджмента гостиничного хозяйства ¡учебно-методическое пособие. - М., 2005. -С. 138-146.

4.Татур Ю.Г., Компетентность^ подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М. -2004,- 16 с.

5. Умерова Г.А. Использование аналитических заданий при изучении терминологии на занятиях производственного обучения / Г.А. Умерова, Э.А. Ислямова // Ученые записки ' Крымского инженерно-педагогического университета. Педагогические науки. - Симферополь, 2014. - С. 65-70.

6. Усеинова Л.Ю. Формирование профессионально-практической компетентности будущих инженеров-педагогов в условиях производственной

практики: дис____канд. пед. наук/Л.Ю. Усеинова. -

Симферополь, 2010. - 288 с.

7. Хуторской A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / A.B. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

О си о си

0-<

X

:Р со

кд№ -Г

S

241

FEA TURES OF PROFESSION A L FORMA T/ON OF THE FUTURE MUSIC TEA CHER Kalantaryan Lyubov Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Sperber Oksana Igorevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Music and Social and Art Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article analyzes the process of professional development of a future music teacher. The authors pay particular attention to substantiating the need to use the professional and individual-personality potential of a future specialist. The authors point out the regional nature of the student's activities, which actualizes the use of the national-regional component of the modern education strategy in the process of training a future specialist.

Keywords: professional formation of the future music teacher; individual and personal potential; national-regional component of the modern education strategy.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье дан анализ процесса профессионального становления будущего учителя музыки. Особое внимание авторов сосредоточено на обосновании необходимости использования профессионального и индивидуально-личностного потенциала будущего специалиста. Авторы указывают на региональный характер деятельности обучающегося, что актуализирует использование и национально-регионального компонента современной стратегии образования, в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста.

УДК 398.221 ВАК РФ 13.00.02

© Калантарян Л. А., 2020 © Спербер О.И., 2020

Ключевые слова: профессиональное становление будущего учителя музыки; индивидуально-личностный потенциал; национально-региональный компонент современной стратегии образования.

LH

S

о

LH

< et

LH

* * *

242

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент

СПЕРБЕР Оксана Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Музыки и социально-художественного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Модернизация современного российского образования детерминировала существенные изменения в педагогической теории и практике. Педагогическое образование выступает как интегратив-ная воспитательная система, целью которой является формирование всесторонне развитой гуманной личности. Современная парадигма педагогики музыкального образования существенно корректирует требования к учителю музыки. Подготовка будущего специалиста должна основываться на раскрытии его профессионального и индивидуально-личностного потенциала.

Проблемы профессионального становления современного учителя музыки нашли освещение в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, П.В. Анисимова, Б.В. Асафьева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Безбородовой, Т.Н. Вороновой, Д.Б. Кабалевского, Т.А. Колыше-вой, Б.М. Целковникова, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и др.

В современном российском обществе профессия учителя музыки становится все более важной, и в первую очередь, благодаря своей социальной значимости. Социальная значимость предполагает способность учителя вводить ребенка в сферу музыкального искусства, культуры, формировать его эстетическое отношение к окружающему миру, к художественному творчеству, постижению эстетических ценностей в процессе музыкально-творческой деятельности. Современный учитель должен видеть в учащемся многомерный субъект культуры.

Музыкально-педагогической деятельности учителя музыки присущ творческий характер, поэтому, реализуя свой профессиональный, личностный потенциал, учителю необходимо быть разносторонне эрудированным, широко образованным просветителем музыкального искусства. Нацеленный на реализацию взаимосвязи личности с миром музыкальной культуры на основе краеугольных положений гуманитарно-деятельностного подхода, современный урок музыки синтезирует приоритетные задачи образования, воспитания личности школьника с особенностями восприятия музыкальных произведений.

Уровень развития профессиональной культуры и профессионального становления учителя музыки определяется его умениями и навыками проектировать образовательный процесс, прогнозировать его результаты в различных видах профессиональной деятельности: конструктивной; музыкально-исполнительской; коммуникативно-организаторской; исследовательской [1].

Определяя сущность музыкально-педагогической конструктивной деятельности как осмысление, корректировку содержания образования, разработку авторских моделей и учебных программ, конструирование уроков музыки, необходимо выделить ее важнейший компонент, предполагающий использование многовариантности подходов в разработке и планировании урока, а также использование импровизационных моментов, позволяющих создать особую творческую атмосферу на уроке.

Исполнительская деятельность, включающая владение музыкальным инструментом, навыки сольного и ансамблевого исполнительства, дирижерские навыки, музыкально-пластические движения, является профессионально значимой компонентой учителя музы-

ки и дает возможность выявить суть музыкальной интерпретации как многовариантного прочтения художественно-образного содержания музыкального произведения, мотивирует потребность учащихся к созданию собственных музыкальных интерпретаций, и таким образом, посредством собственного исполнения обеспечивает вовлечение учащихся в процесс музицирования.

Коммуникативно-организаторская деятельность как важнейшая компетенция профессиональной подготовки учителя музыки предполагает педагогическое руководство и организацию совместной с учащимися творческой деятельности. Для эффективного функционирования совместной творческой деятельности, учителю необходимо создавать оптимальные педагогические условия, предполагающие: создание атмосферы творческого взаимодействия; использование индивидуального, личностного подходов; целенаправленность творческих заданий; мотивацию интереса учащихся к музыкально-исполнительской творческой деятельности [1].

В процессе своей педагогической деятельности учитель музыки осуществляет учебно-воспитательный процесс, в котором им исследуются механизмы совершенствования содержания учебного процесса с учетом важнейших задач обучения, воспитания и развития школьников, возможностей их творческого преобразования в процессе учебной деятельности. В процессе исследовательской деятельности развиваются навыки владения методологической культурой, которая основывается на способности к проектированию, разработке и прогнозированию учебного процесса; осознанию, формулированию и решению педагогических задач; методической рефлексии [3].

Осуществление исследований разного уровня стимулирует способность учителя к созданию педагогических новаций, установлению творческого диалога сучащимися, проецированию проблемных творческих ситуаций на уроке, проявляющихся, прежде всего, в налаживании диалогического общения, которое выступает как материал для педагогического творчества.

В.Г. Ражников выделяет несколько этапов в процессе создания творческой ситуации на уроке: исследование уровня мотивации к занятиям музыкой; устранение причин мешающих конструктивной работе и придание уроку музыки динамичной формы, с элементами игры, созданием проблемных ситуаций [1].

Продуктивному осуществлению профессиональной деятельности учителя способствуют, безусловно, и его личностные качества. В кругу его личностных качеств, принято выделять: музыкальность, креативность, эмпатийность, артистизм, мировоззренческие убеждения, профессионально-личностную рефлексию.

Музыкальность, по Э.Б. Абдулину, как одно из главных качеств, выражающееся в стремлении личности к общению с музыкальным искусством, ее способности к эмоциональной отзывчивости, развитию музыкального мышления, слуха, памяти, музыкального вкуса [1].

В.И. Петрушин, определяя музыкальность как стремление личности интерпретировать явления окружающей действительности средствами музыкального языка, подчеркивает наличие музыкальных способностей [6], среди которых принято выделять: способность свободно использовать накопленный музыкально-слуховой фонд; распознавать эмоциональное воздействие звуковысотного движения и музыкального ритма и др. [7].

Очевидно, что музыкальность как личностное качество является базовой основой для различных видов музыкальной деятельности учителя. И многие исследователи справедливо отмечают глубокую взаимосвязь уровня развития музыкальности у учителя и уровня развития музыкальности у учащихся, с которыми он работает. Соответственно - чем выше этот уровень у учителя, тем проще ему распознать наличие музыкальности у детей и выстраивать продуктивное, диалогическое взаимодействие в условиях учебно-воспитательного процесса.

Уровень развития музыкальности оказывает существенное воздействие на психические процессы, активизируя, например, музыкальную память, имеющую большое значение в деятельности учителя. В свою очередь развитие музыкальной памяти интенсифицирует мыслительные процессы, способствует эффективному использованию накопленного музыкально-слухового фонда, иллюстративного материала, дает возможность, в полной мере проявить музыкальную эрудицию.

Не менее важным личностным качеством выступает эмпатийность, которая предполагает способность к сопереживанию, умению воспринимать детские проблемы не разрушая внутренний мир ребенка, налаживать эмоциональный диалог, проявляя такт, дружелюбие, сердечность, доброту.

В процессе профессионального становления будущего учителя большое значение

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

244

приобретает развитие его профессионально-личностной рефлексии, профессионального мышления и мировоззренческих убеждений.

Профессиональное мышление объединяет мышление музыкальное, психологическое, педагогическое. В основе музыкального мышления лежит интонационная теория, на основе которой выстраивается творческий диалог учителя и учащегося,учащегося с музыкальным произведением. Безусловно, чем выше уровень развития творческого мышления учителя, владения знаниями о природе музыки, особенностях музыкального языка, средствах воплощения художественного содержания музыкального произведения,тем более успешным будет процесс развития творческого мышления у школьников.

Развитое психологическое мышление дает возможность учителю осуществлять субъект-субъектные отношения, проявляющиеся в диалоге, творческом взаимодействии учителя и учащегося. Оно активизирует способность организовывать образовательный процесс, конструировать педагогические модели, использовать педагогические новации в построении урока [4].

Целостное профессиональное мышление учителя музыки нацелено на актуализацию самосознания, способность к рефлексии в профессиональной деятельности. В современной высшей школе, проблема профессиональной подготовки специалиста на основе осмысления рефлексивного характера его будущей профессиональной деятельности становится особенно актуальной. Отмечается, что рефлексия должна стать основой любого вида учебной деятельности.

Исследуя особенности формирования профессионально-личностной рефлексии, Т.А. Ко-лышева указывает на необходимость включать в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста его индивидуальный, личностный, профессиональный потенциал, способствующий развитию профессионального самосознания [5]. Осознанная мотивация к рефлексии должна начинаться с реконструкции уже знакомой, "чувственно пережитой" музыкально-педагогической ситуации. Т.А. Колышева указывает на целесообразность использования методики "сторителлинг", основанной на рассказах студентов о собственном педагогическом опыте, и нацеленной на решение обозначенных педагогических задач. Следующий этап - это коллективное обсуждение, анализ предложенной педагогической ситуации, в процессе ко-

торого активизируются навыки профессиональной рефлексии студентов [5].

По мысли исследователя, действенным механизмом развития профессионально-личностной рефлексии будущего учителя музыки является наблюдение и обобщение педагогического опыта уже состоявшихся, авторитетных учителей музыки. В процессе наблюдения и обобщения педагогического опыта формируется личностное, ценностное отношение к будущей профессии.

Решение педагогических задач, встающих перед будущим учителем музыки, должно носить поисковый, проблемный характер, создание проблемных ситуаций приводить к поиску неформальных, творческих решений. Что позволяет оценить и собственные профессиональные, личностные качества, определить вектор саморазвития.

Т.А. Колышева подчеркивает важность постановки художественно-педагогических задач, в процессе решения которых будущий учитель овладевает необходимыми навыками творческого рефлексивного поиска. Обосновывая критерии творческого рефлексивного поиска в решении художественно-педагогических задач, она отмечает: личностное отношение к педагогической проблеме; способность обосновывать ее сущность на основе вскрытых противоречий; способность находить собственный путь решения проблемы [5].

Будущий специалист будет осуществлять свою профессиональнуюдеятельность не только в русле государственного, но и в русле развития региональной культуры. В связи с этим национально-региональный компонент современной стратегии образования приобретает особую практическую значимость в процессе профессиональной подготовки и становления учителя музыки как возможность региональной системы музыкально-педагогического образования создавать условия для реализации образовательных интересов личности [2].

Проблематика внедрения регионального компонента в общепедагогическую практику Ставропольского края затрагивает целый комплекс вопросов. Для эффективного развития данной системы образования необходимы следующие условия: целенаправленность, согласованность, рефлексивность и открытость. Очевидно, что целенаправленность предполагает профильную или предметно-ориентированную подготовку специалиста с учетом кадровой потребности региона. Поскольку Ставропольский край является традиционно

многонациональным регионом, региональная спецификация предполагает более глубокое изучение культурных национальных традиций и музыкальной традиционной культуры многонационального региона [2]. Высоко оценивая роль и значимость регионального компонента, А.Ф. Григорьев, отмечает: "Безусловно, самобытность и своеобразие национальных традиционных культур многонационального Ставрополья должны стать предметом тщательного научного исследованиям результаты исследований - содержанием этнохудоже-ственного образования с учетом особенностей истории региона, его этнического состава, распространенности тех или иных религиозных концессий, художественного образования и других факторов... Именно регионализация образования способствует возрождению и сохранению культурно-национальных традиций региона, повышению культурно-образовательного уровня населения региона, формированию и развитию духовно-нравственных ценностей человека, культуры межнациональных взаимоотношений" [2].

При этом для обеспечения внедрения регионального компонента необходимы следующие условия. Согласованность как синтез региональных и федеральных образовательных программ, нацеленных на решение общекультурных и музыкально-педагогических задач. Рефлексивность и открытость как способность системы регионального образования обеспечивает потребности социокультурной среды регионального сообщества.

Междисциплинарная интеграция и лично-стно ориентированное обучение обеспечивает включение региональной музыкальной культуры в другие образовательные модули, обучение, направленное на самореализацию, развитие личностных качеств и творческих способностей личности обучающихся. Сущность регионализации музыкально-педагогического образования видится в разработке культурологических программ, направленных

на глубокое изучение музыкальной культуры региона, включенных в содержание основных образовательных программ профессиональной подготовки будущих специалистов [3].

Таким образом, подготовка будущего специалиста должна основываться на раскрытии его индивидуального, личностного и профессионального потенциала. В процессе профессионального становления,большое значение приобретает развитие профессионально-личностной рефлексии, профессионального мышления и мировоззренческих убеждений. В процессе профессиональной подготовки специалиста необходимо учитывать и национально-региональный компонент современной стратегии образования, региональный характер деятельности обучающегося.

Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Педагогика, 1991.- 405 с.

2. Григорьев А.Ф. Проект сохранения и развития культурного и духовного наследия Ставропольского края // Kant. - 2012. - № 2 (5). - С. 104-109.

3. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура: теоретический аспект. - Ставрополь : СГПИ, 2008.- 147 с.

4. Калантарян Л.А. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки. Современные тенденции развития науки и образования: Международная научно-практическая конференция. 20 апреля 2017 года: сб. ст. / под общ. науч. ред. д-ра культурологии А.Ф. Григорьева; Центр социально-гуманитарных и стратегических исследований; научный рецензируемый журнал KANT; Фонд поддержки социально-экономических и культурных инноваций. - М. : МИРАКЛЬ, 2017. -С. 68-72.

5. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие / под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Педагогика, 1997. -245 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М. : Мысль, 1997.-200 с.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 398 с.

О си о си

Q-<

X

ir

со

кд№ -Г

S

245

PEDAGOGICAL STIMULATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS TO PROFESSIONAL REFLECTION Kachalov Alexander Vladimirovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and intercuiturai Communications, Ural State University of Railway Engineering, Yekaterinburg

Orientation to the new quality of education imposes new requirements to the content of professional training of students for professional activities. The formation of a professional personality capable of reflection as a necessary component of the process of training a future specialist is one of the important tasks of higher education. The professional reflection formed at students in higher education institution as the Central component of professional self-determination; provides readiness and ability to create, develop new ways of activity, promotes correlation of itself; possibilities of the "/" with the chosen profession, predetermines the purposes of future professional activity. Reflection in the structure of professional activity contributes to the awareness and understanding of the problems

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.