Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / КООРДИНАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

Цель исследования - раскрыть возможности системы образования в активизации развития и использования ресурсов ее научного потенциала. В статье предлагается решение по обеспечению условий активизации. Она достигается обоснованным методологическим подходом, разработанным наукометрическим аппаратом и сформированной научно-информационной базой координации развития научного потенциала. Научная новизна заключается в уточнении тезауруса современного научно-педагогического исследования и в комплексном решении теоретических и практических аспектов активизации развития научного потенциала системы образования. В результате выявлены динамические характеристики научно-исследовательской деятельности и построены структурно-количественные модели пополнения ресурсов - основы научно-информационной базы координации их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM

The purpose of the study is to unlock the possibilities of the education system in enhancing the development and use of the resources of its scientific potential. The article proposes a decision on ensuring the conditions for activation. It is achieved by a well-founded methodological approach developed by the science-metric apparatus and formed by the scientific and information base of coordination of the development of scientific potential. The scientific novelty consists in clarifying the thesaurus of modern scientific and pedagogical research and in a comprehensive solution of the theoretical and practical aspects of intensifying the development of the scientific potential of the education system. As a result, dynamic characteristics of research activities were identified and structural and quantitative models of replenishment of resources were built - the basis of the scientific and information base for coordinating their development.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ваться в систему образовательного пространства региона.

Заключение

Поскольку целью регионализации является создание региональной системы образования, способной удовлетворить потребности в специалистах, востребованных на рынке труда, и направленной на преодоление социокультурных и межнациональных противоречий в региональном, особенно в многонациональном сообществе, именно краеведение и народное художественное творчество насыщают содержание региональных программ широким культурологическим материалом, в процессе изучения которого у обучающихся формируется мировоззренческая позиция, способность к концептуальному осмыслению современных процессов в социокультурной жизни региона, и оказывает мощное воспитательное воздействие, формируя личностные качества, необходимые будущему учителю, востребованному на региональном рынке труда.

Таким образом, в программе "Региональный этнохудожественный компонент в общем и дополнительном музыкальном образовании" учтены все особенности образовательной региональной среды и потребности регионального рынка труда, что в полной мере обеспечивает решение задачи регионализации современного музыкально-педагогического образования, где регионализация выступает основой модернизации современного музы-кально-педагогического образования, а краеведение - важнейшим компонентом его содержания. Однако данная проблематика требует комплексного подхода и дальнейшего исследования, что и определяет ее научно-приклад-ные перспективы.

Литература:

1. Анастасьев А. Русская начальная школа, изд. - Казань, 1898. - 321 с.

2-е

2. Григорьев А.Ф. Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа : учебное пособие. - Ставрополь: Ставролит, 2020. - 144 с.

3. Григорьев А.Ф. Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье : монография. - Ставрополь : Ставролит, 2018. - 16 с.

4. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядо-вых традиций и песенного фольклора) (монография). - Ставрополь: Возрождение, 2011. - 376 с.

5. Демков М.И. История русской педагогии. Новая русская педагогия. - Ч. 2. - 2-е изд.- М., 1910,-627 с.

6. Калантарян Л.А. Социокультурные детерминанты регионализации музыкально-педагогическо-го образования // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Санкт-Петербург, Апрель 2020) - СПб.: ГНИИ Нацразви-тие, 2020.-С.63-65.

7. Калантарян Л.А. Психолого-педагогические условия реализации системы эстетического развития будущего учителя музыки // Современные тенденции развития науки и образования : Международная научно-практическая конференция. 20 апреля 2017 год: сборник статей / под общ. науч. ред. д-ра культурологии А.Ф. Григорьева ; Центр социально-гуманитарных и стратегических исследований; научный рецензируемый журнал KANT; Фонд поддержки социально-экономических и культурных инноваций. - М.: МИРАКЛЬ, 2017. - С. 68-72.

8. Краснов М. Просветители Кавказа. - Ставрополь: Типография губернского Правления, 1913. -102 с.

9. Народное художественное творчество в поликультурной среде Ставропольского края : учебное пособие / Григорьев А.Ф., Алмосов Л.И., Воло-буева Е.В., Калантарян Л.А., Клеменчук С.П. /под общей редакцией доктора культурологии, профессора А.Ф. Григорьева - Ставрополь : Изд-во "Тимченко О.Г.", 2020. - 222 с.

10. Рачинский С.А. Сельская школа: сборник статей./сост. Л.Ю. Стрелкова - М.: Педагогика, 1991. -176 с.

П.Толстой. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. -220 с.

CU О CXJ

-О X

2

OD

СО

CU

343

ENHANCING THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM

Kirjushina Olga Nlkolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Taganrog institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RiNH), Taganrog

The purpose of the study is to unlock the possibilities of the education system in enhancing the development and use of the resources of its scientific potential. The article proposes a decision on ensuring the conditions for activation, it is achieved by a well-founded methodological approach developed by the science-metric apparatus and formed by the scientific and information base of coordination of the development of scientific potential. The scientific novelty consists in clarifying the thesaurus of modern scientific and pedagogical research and in a comprehensive solution of the theoretical and practical aspects of intensifying the development of the scientific potential of the education system. As a result, dynamic characteristics of research activities were identified and structural and quantitative models of replenishment of resources were built - the basis of the scientific and information base for coordinating their development.

Keywords: scientific potential; resources; research activities; science-based research; structural and quantitative models; scientific and information base; coordination; management.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.59

> <

X

Ui

s: *=c о

LU T

S

УДК 37.01 ВАК РФ 13.00.01

©Кирюшина О.Н., 2021

АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования - раскрыть возможности системы образования в активизации развития и использования ресурсов ее научного потенциала. В статье предлагается решение по обеспечению условий активизации. Она достигается обоснованным методологическим подходом, разработанным наукометрическим аппаратом и сформированной научно-информационной базой координации развития научного потенциала. Научная новизна заключается в уточнении тезауруса современного научно-педагогического исследования и в комплексном решении теоретических и практических аспектов активизации развития научного потенциала системы образования. В результате выявлены динамические характеристики научно-исследовательской деятельности и построены структурно-количественные модели пополнения ресурсов - основы научно-информационной базы координации их развития. Ключевые слова: научный потенциал; ресурсы; научно-исследовательская деятельность; наукометрические исследования; структурно-количественные модели; научно-информационная база; координация; управление.

<

CI Ш

С

344

КИРЮШИНА Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрог

Введение

В настоящее время для научно-педагогической общественности характерно осознание значимости и необходимости решения задач формирования отдельных ресурсов и средств деятельности в области образования. Рост числа научно-педагогических исследований способствует учету многообразия условий педагогической деятельности и особенностей конкретных территорий. Но дело здесь, видимо, не только в увеличении количества исследований, но и в более обоснованном подходе к анализу получаемой информации. Потребность системы образования в новых систематизированных объективных знаниях о научно-информационном пространстве страны и отдельных субъектов обусловливает необходимость проведения комплексных исследований. В этой связи актуальность данного исследования заключается в обосновании методологического подхода активизации развития научного обеспечения системы образования с использованием разносторонней научной непрерывно пополняемой информации о "достигнутом".

Цель исследования - раскрыть возможности системы образования в активизации развития и использования ресурсов ее научного потенциала, структурировала следующие задачи. 1) обосновать научно-ме-тодологические основы активизации развития ресурсов научного потенциала системы образования. Уточнить категориально-понятийное поле исследования; 2) разработать аппарат наукометрического исследования результатов научно-педагогической деятельности; 3) сформировать научно-информационную базу координации научно-исследовательской деятельности, способствующую адекватному управлению развитием ресурсов научного потенциала системы образования. В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы, направленной на исследование результатов научной деятельности, прежде всего, представляемой в Бюллетенях ВАК РФ и научных трудах В. В. Краевского, Е. В. Бережновой, A.M. Новикова, В. М. Полонского и др. ученых. Однако, наряду с локальным подходом к реализации задач оценки научной информации, необходима методологическая разработанность комплексной проблемы исследования этой деятельности для адекватной коор-

динации развития ресурсов научного потенциала. Это возможно с использованием информации - системы объективных знаний о процессе, условиях, средствах и результатах научно-исследовательской деятельности, отражающей задачи современной системы образования и составляющие базу ее инновационного развития.

Для осмысления исследуемой проблемы и ее реализации в статье применяются следующие методы исследования, теоретическое обобщение; теория вероятностей и методы математической статистики; информационно-целевой и структурно-количественный анализ.

Теоретической базой исследования послужили публикации, обращенные к проблемам: науковедения и наукометрии; методологии педагогики и профессионально-педагогичес-кой подготовки; развития методологии научно-исследовательской деятельности. Информационную базу исследования составили статистические данные Министерства образования и науки. В качестве основных материалов использована информация о научно-ква-лификационных работах на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в области образования, обучения, воспитания и организации досуга.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности:допол-нения учебных программ подготовки педагогических кадров результатами исследований; проведения оценки и координации научно-исследовательской деятельности; обеспечения целостного развития и повышения эффективности использования ресурсов научного потенциала; организации фандрайзинга и оптимизации "академической мобильности" ученых; становления новых научных школ в субъектах страны.

Основная часть

Экономические и материально-технические ресурсы, инвестируемые государством в образование и науку, безусловно, являются важнейшими факторами не только достижений в этих областях, но и социально-экономического развития страны. Успешность ее развития, в том числе важнейшего компонента - отечественной системы образования, наряду с указанными ресурсами, во многом определяется научным обеспечением. Прежде всего, его развитие, являясь результатом взаимосвязи следующих основных видов деятельности: генерация прогрессивных идей; разработка средств их реализации, в т.ч. научных методов

исследования, активизирует научно-педагогическую деятельность. А обоснование теоретических положений, методологических подходов и методических материалов - это не только этапы совершенствования научного обеспечения, но и одно из условий модернизации образования. Поэтому непрерывность создания теоретических и прикладных разработок, как результат разрешения локальных противоречий между современными задачами образования и возможностью их реализации в складывающихся условиях образовательной среды, определяет не только активность научно-педагогической деятельности, но и относится к числу основных требований его успешности. Конечно, в период интенсивно развивающегося человечества задачи образования и воспитания в условиях многообразия и неповторимости современной образовательной деятельности в субъектах страны становятся все более сложными. Вследствие этого, цели модернизации образования, соответствующие запросам высокотехнологичного мира, обусловливают необходимость усиления единства деятельности в создании научных знаний - постоянное пополнение, систематизация и эффективное использование множества результатов, в т. ч. и для ее координации. Поэтому в условиях конкурентной среды и требований непрерывного роста качества образования и повышения квалификации специалистов важны исследования, направленные на глубокий анализ происходящих процессов в системе образования, предвидение и осознание ее возможного развития. Решение таких задач возможно на основе прогнозирования, как особого вида научного анализа, охватывающего многие сферы деятельности людей, в т.ч. и образование. Системное изучение происходящих изменений, непосредственно затрагивающих интересы практически всего населения страны, обеспечит оперативное выявление складывающихся тенденций и закономерностей развития всех компонентов системы образования. Это целесообразно на основе характеристики развития доминирующих факторов, к числу которых относится достоверная информация о научно-исследовательской деятельности в области образования в стране и отдельных субъектах. Такая информация непосредственно отражает состояние и условия формирования научного обеспечения, а результаты характеризуют и определяют возможность активизации его развития. Изучение закономерностей функционирования и развития науки - выявление структур и динамики иссле-

'Х. >

<

X ш

з: *=с о

ш т

<

С! ш

с

346

довании, в т.ч. диссертационных, возможно на основе наукометрии, использующей количественные методы для анализа процессов. Но для проведения наукометрических исследований проблем образования необходимо дальнейшее расширение области ее применения. Прежде всего, для реализации комплексной проблемы выявления достоверной информации о закономерностях развития процессов и возможности активизации научно-педагоги-ческой деятельности важно решение задач методологического характера. Это обусловлено тем, что анализ каждой сложной системы (какой и является система образования) - это уникальная проблема, что в конечном итоге и определяет необходимость авторского (оригинального) пути научно-исследовательской деятельности, требующей не только определенных знаний, но и творческого решения. В силу этого, обоснование методологического подхода активизации развития научного обеспечения системы образования с использованием разносторонней научной непрерывно пополняемой ретроспективной информации о "достигнутом", актуально.

Повышение эффективности научной деятельности, в том числе наукометрического характера, возможно на основе: методологии исследования, адекватной поставленным задачам; использования достоверной эмпирической базы; профессионального применения научных методов и современного понятийного аппарата. Для обеспечения такого соответствия использованы принципы и требования философской, общенаучной и конкретно-научных (педагогической и отдельных аспектов психологической) методологий, в том числе их исследовательский аппарат. Теоретическое осмысление педагогического наследия, отдельных категорий, положений и требований философской, общенаучной и педагогической методологий позволило нам обосновать положения [3], определившие общую идею решения указанной проблемы.

Прежде всего, уточнено понятийное поле наукометрического исследования. Тезаурус современного научно-педагогического исследования, включающий и авторские дефиниции, способствующие всестороннему раскрытию процесса научно-исследовательской деятельности, являющейся источником развития ресурсов научного потенциала системы образования, и основанием опосредованной оценки их развития, вызвал необходимость

8

2

уточнения ряда понятий. Авторские дефиниции, (рис. 1) углубляя научные знания о теории и практике развития ресурсов научного потенциала, усиливают значимость его как фактора модернизации системы образования.

Важно отметить, что главное и необходимое условие адекватности обоснованных дефиниций в любой научной области знаний - содержание понятия должно конкретизироваться научной областью и изучаемым процессом и отражать направления системного решения актуальной проблемы. Так, обоснованные нами дефиниции ключевых понятий раскрывают главные направления активизации развития научного потенциала. Это системный подход и комплексное решение взаимосвязанных задач: повышение качества подготовки кадров с использованием непрерывно обновляемых знаний; формирование научно-информационной базы координации научно-исследовательский деятельности и адекватного развития научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования во всех субъектах страны.

Особенность наукометрического исследования, направленного на выявление тенденций развития научно-информационного ресурса системы образования страны или региона, заключается в изучении множества исследований, представляющих научно-педагогические школы этого пространства.

Понятие

Содержание понятия

Потенциал системы образования

Способность государства и общества совершенствовать

систему образования, определяемая социально-экономическим состоянием страны: финансированием и созданием материально- технической базы, организаторской деятельность» центральных и местных органов власти и управления; научным потенциалом системы образования

Научный потенциал системы образования

Основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоятно развивающихся ресурсов: научно-инфоэмаиконный -научно-педагогическая и иная информация, кадры, в том числе высшей квалификации, научные коллективы - научные школы и центры, диссертационные советы

Развитие ресурсов научного потенциала

системы образования

Совокупность процессов; непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике на основе научно-исследовательской деятельности: повышения квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации: активизации взаимодействия научных школ, центров и диссертационных советов каждого региона

Научно-иссле-довательская деятельность -основа развития ресурсов научного потенциала

Научно-исследовательская деятельность, как процесс развития основных ресурсов научного потенциала

системы образования, включающий: цель и сам процесс преобразования - постоянное совершенствование системы образования в соответствии

с перспективными задачами развития страны; сред&аз - методологические подходы, научные методы и научно-исследовательский инструментарий;

результат - фонд теоретических положений, методологических подходов и научных методов, практических разработок и оекомендаций: подготовленные научные кадры, з т.ч. высшей квалификации, соответствующие гребованийм развивающегося общества

Рисунок 1 - Состав понятий развития научного потенциала системы образования

Систематизировать необходимые факты позволяют обоснованные индикаторы изучаемых характеристик и многофункциональная интерпретация содержания информации. Так, отрасль науки и научные специальности могут быть признаком систематизации диссертаций при выявлении областей научно-исследо-вательской деятельности и специализации кадров высшей квалификации. Кроме этого, исследования характеризуются временем и местом выполнения и защиты, что может быть признаком и основанием выявления активности и условий научно-педагогической деятельности и организаторских возможностей защиты в разных субъектах страны. Используя соответствующие характеристики (индикаторы), можно анализировать условия и оценивать результаты научно-исследовательской деятельности, отслеживая развитие ресурсов научного потенциала.

Повышение научного уровня и достоверности результатов объективного анализа информации о научно-педагогической деятельности возможно на основе опосредованного изучения процесса с применением теории вероятностей. В основе создания системы констатирующих знаний использован закон больших чисел (Я. Бернулли), суть которого состоит в том, что "средние результаты случайных величин обнаруживаютустойчивость только при достаточно длинной последовательности их значений" [1,с. 29-30].

Следовательно, закономерности или характерные особенности могут быть достоверными на основе анализа генеральной совокупности (исследования определенной научной школы, вузов города, региона, страны). Это справедливо, так как современная модернизация образования предполагает глубокое изучение происходящих в нем процессов на основе всестороннего использования всей достоверной научной информации. Для выявления тенденций развития использованотеоретическое обобщение. Разумеется, для любого исследования характерно обобщение научной информации по состоянию анализируемой проблемы. Но прогнозирование процесса модернизации образования требует постоянного комплексного изучения и обобщения научной информации о непрерывно происходящих изменениях в системе. Поэтому основанием адекватного управления и координации научно-педагогической деятельности и принятия обоснованных решений на разных уровнях управления должны стать результаты интеграции множества решений проблем образова-

ния и способов их реализации. Отражение материалов значительного количества исследований возможно при использовании метода информационно-целевого анализа. Этот метод позволяет систематизировать интересующие исследователя факты. Для количественной обработки информации, интерпретации и получения научных и практических результатов и выводов, используются методы математической статистики.

Одной из главных особенностей наукометрических исследований является необходимость использования структуризации,способствующей углубленному и объективному изучению решаемых проблем. Естественно, очень важна структуризация синтезированной информации о состоянии и развитии научно-исследовательской деятельности.

Динамика показателей, полученных на основе выбранных индикаторов, позволяет наглядно представить характеристики пополнения основных ресурсов научного потенциала - научно-информационного и кадрового. Полученные констатирующие научные знания -числовые характеристики изучаемого процесса и их структурно-количественные модели, должны быть использованы для объективного всестороннего оценивания реальных достижений, выявления условий дальнейшего решения задач по научному обеспечению системы образования.

Поскольку главной проблемой обеспечения условий социально-экономического развития страны является реализация каждым человеком своего позитивного потенциала -социального, культурного и экономического, то одной из задач современного образования является формирование научно-исследовательской позиции в педагогических коллективах не только высшей школы, но и общеобразовательной. Наличие у специалистов как профессиональных, так и научно-исследовательских компетенций обеспечит возможность проектирования научной и образовательной деятельности, анализ и активизацию внедрения инновационных процессов. Этому может способствовать разработанное нами научно-методическое обеспечение [2; 4]. Как результат совершенствования информационного ресурса оно включает: более технологичное представление множества научных методов исследования - систему методов; формализацию выбора и рационального применения их в различных условиях деятельности; модели адекватной презентации методов.

Разработанный методологический подход обеспечил всестороннее изучение результа-

iaC >

<

X Ui

s: *=c о

Ш T

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< et

Ш

с

348

2002 2003

tob исследований, способствующих выявлению тенденций и закономерностей развития научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования. Базой формирования объективных научных знаний для координации их развития стала информация о диссертационных исследованиях в области "Образование", представленных к защите в РФ с 2001 года. Это обусловлено тем, что на начальном этапе современных социально-экономических преобразований в стране "практически "выпало" поколение, которое должно было бы прийти в науку с начала и до конца 90-х годов XX века" [5]. К этому времени обострилась проблема совершенствования научно-ин-формационного ресурса и пополнения кадров высшей ква- * лификации. Активизация науч- | но-исследовательской деятель- | ности в решении важнейших jf задач образования присуща на- " чалу XXI века. Структурно-коли-чественная модель (рис. 2) наглядно представляет параметры и тенденции развития научного потенциала системы образования страны.

Наличие диссертационных работ по научным специальностям педагогики, психологии и другим отраслям наук характеризует фактические области исследований, а их доля в структуре за анализируемый период - состояние "пополнения" ресурсов научного потенциала разных направлений. Наибольшее количество исследований (31%) выполнено по направлению - общая педагогика, история педагогики и образования (специальность 13.00.01). Это положительное явление, поскольку эффективность исследований теоретико-методологичес-кого уровня определяет ориентиры развития образования. Они способствуют обогащению педагогики - концептуальной основы развития системы образования.

Доля диссертационных исследований по специальности 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования"также велика - 27%. Это закономерный ответ на рост требований качества подготовки и переподготовки специалистов всех уровней образования в обеспечении соответствия технологии обучения изменяющейся ситуации развивающегося общества. Разработка методологических основ теории, методики и технологии предметного образования в этих условиях весьма важна и необходима. Доля исследований по специаль-

ности 13.00.02 'Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" за анализируемый период составляет 19%. Системному решению проблем образования и улучшению подготовки кадров способствовали научные школы педагогической психологии и психологии личности (б%), а также непрофильных организаций смежных отраслей наук (9%). Наряду с этим просматривается недостаточность внимания к исследованию ряда вопросов, входящих в комплексную проблему непрерывного образования.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

годы

анализируемый период

Рисунок 2 - Характер пополнения ресурсов научного потенциала системы образования РФ (фрагмент)

Активизация процессов формирования и социализации личности в отдельные периоды жизни детей, а также организация социально-культурной деятельности будут сглаживать переходные процессы ступеней образования и способствовать комплексному развитию научного потенциала. Безусловно, структура диссертаций за анализируемый период раскрывает общее состояние пополнения ресурсов научного потенциала. Но для исследования процесса их развития важна динамика ежегодных структур, отражающих относительные количественные показатели каждой составляющей по областям исследований, в общем количестве диссертаций по проблемам образования. Так, характер структур первой половины анализируемого периода наглядно отображает тенденцию развития научных школ в стране. Возрастающие требования к качеству подготовки специалистов всех отраслей науки и производства, а также необходимость пополнения соответствующего научно-методического обеспечения активизировали такой рост. Снижение к концу анализируемого периода количества исследований и, прежде всего, теоретико-методологического уровня (специ-

альность 13.00.01), направленных на решение концептуальных проблем педагогики, педагогического прогнозирования, совершенствования научных методов исследований и т.д., естественно, не способствует развитию педагогики и успешной модернизации образования. Необходимо отметить, что указанные тенденции определяются не только внутренними факторами системы образования, но и внешними.

Различная ежегодная динамика количества исследований по специальностям и отраслям наук объясняется в основном числом и активностью деятельности научных школ, а общее снижение диссертаций - организаторскими действиями. Так, решения об упорядочении деятельности диссертационных советов, принятые федеральными органами управления в 2008 году, привели к усложнению реальных условий защиты диссертаций в территориально ближайшем совете. Сокращение количества диссертационных советов вызвало, прежде всего, сложность организации своевременной защиты исследований в регионах. Но поскольку модернизация образования предполагает и основывается на новациях, полученных, как правило, в результате научных исследований, то тенденция сокращения числа ежегодно защищаемых диссертаций по всем направлениям исследований - сигнал о снижении источников новых научных знаний и нарушении воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Учитывая сложность восстановления ротации кадров - "для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения" [5], то в настоящее время актуальна интеграция усилий различных научных школ в комплексном решении проблем образования. Участие научных коллективов в научно-исследовательской и организаторской деятельности будет способствовать системной модернизации образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов страны. Взаимодействие ученых различных научных школ и центров способно оказать значительное влияние на развитие научного потенциала каждого субъекта РФ, а следовательно, и системы образования в целом.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Активизация развития научного потенциала системы образования обеспечивается на основе координации научно-педагогичес-кой и организаторской деятельности.

2. Принятие решений о координации достигается с использованием обоснованного методологического подхода, разработанных средств наукометрического исследования и сформированной научно-информационной базы развития ресурсов научного потенциала.

3. Информационной базой наукометрического исследования может быть многопараметрическая научная информация о науч-но-педагогической деятельности в стране и территориальных образованиях, способствующая выявлению тенденций развития основных ресурсов научного потенциала системы образования.

4. Адекватное пополнение научно-инфор-мационного ресурса результатами наукометрических исследований обеспечит возможность решения непрерывно возрастающих требований к качеству образования.

5. Результаты исследования углубляют представление о развитии и эффективном использовании средств научно-исследовательской деятельности и научного потенциала как фактора модернизации системы образования.

Литература:

1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1964.-576 с.

2. Кирюшина О.Н. Формирование научно-инфор-мационных баз знаний в образовании // KANT. -2020,-№2.-С.245-250.

3. Кирюшина О.Н. Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования науч-но-педагогической деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2018. -№429.-С. 189-195.

4. Кирюшина О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов // Вестник Томского Государственного педагогического университета. - 2011,- №13.-С. 231-238.

5. Концепция Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. - URL: http:/ /govern ment.ru/docs/2056/

CXI О CXJ

-О X

2

OD

CO

Ol

349

METHODS OF TEACHING FREE THROW TO CHILDREN A T THE STAGE OF PRELIMINARY TRAINING IN BASKETBALL Martirosova Tatyana Aleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor Poboronchuk Tatyana Nikolaevna, PhD of Technical sciences, Associate Professor Mansurova Natalia Ivanovna, Associate Professor

Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.