Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / НАУКОМЕТРИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

Научные знания данного исследования способствуют углублению представления о развитии и эффективном использовании множества результатов исследований в области образования. Реализация предложенного научнометодологического обеспечения целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала способствует координации научно-педагогической деятельности и научному управлению модернизацией системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS THE PROCESS OF DEVELOPMENT RESOURCES OF THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF EDUCATION SYSTEM

Scientific knowledge of this research contribute to a growing knowledge about the development and efficient use of the many results of research activities. The presented model of development of resources of scientific potential expands the scientific and methodological device of pedagogical science. Developed scientific and methodological providing development and effective use of scientific potential of the education system promotes coordination and scientific management of its modernization

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

форме. Вышеупомянутые компоненты должны стать неотъемлемой частью профессиональной компетентности военного специалиста, поскольку, являясь, как уже было отмечено, элементом системы «субъект-субъект», военный специалист должен уметь правильно и эффективно вести профессиональное общение [2]. Следует, однако, отметить, что иноязычная коммуникативная компетенция как свойство личности военнослужащего, позволяющее ему осуществлять профессионально-ориентированную устную коммуникацию, не ограничивается этой своей ролью. Современному специалисту необходимо постоянно работать над развитием своей профессиональной компетенции (а именно, её специальной составляющей). А это невозможно осуществить без привлечения данных иноязычных периодических и других изданий по основной военно-профессиональной специальности. При этом важно подчеркнуть, что коммуникативная компетенция опосредует развитие интеллектуальной и специальной составляющей профессиональной компетенции военных специалистов. Поэтому уже в период обучения в военной образовательной организации необходимо развивать как собственно иноязычную коммуникативную компетенцию военнослужащих, так и её метапредметную и метакогни-тивную функции: необходимо стремиться, чтобы обучающиеся не только использовали приобретаемые на занятиях по иностранному языку компетенции для поиска релевантной их будущей специальности информации, но и самостоятельно оценивали то, каким образом данная информация позволяет им расширять границы познаваемого учебного материала.

Таким образом, как видим, коммуникативная компетенция является одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности военнослужащего. Она позволяет, на наш взгляд, не только эффективно взаимодействовать субъектам сложной эргатической системы, которую представляет собой сфера профессиональной деятельности военных специалистов, но и развивать профессиональную компетенцию каждого военнослужащего в целом.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, можно констатировать, что для военных специалистов иноязычная коммуникативная компетенция необходима, прежде всего, как средство развития остальных компонентов профессиональной компетенции и, в наибольшей степени, интеллектуальной компетенции обучающихся. Это объясняется тем, что для успешного обучения на протяжении всей жизни (англ. «lifelong learning»), что является необходимым условием самоактуализации специалиста, обучающемуся необходимо постоянно быть в курсе новейших тенденций в своей профессиональной области. Такую информацию он должен быть способен получать из практически любых источников информации, в том числе, и не иностранном языке. А поскольку в настоящее время основным языком международного общения de facto является английский, то и достаточно высокий уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции в области этого языка гарантирует возможность успешного и эффективного профессионального общения и саморазвития с использованием англоязычных источников информации.

Список литературы

1. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований// Иностранные языки в школе. - 1992. -№ 2. - С. 17-24.

2. Киргинцев М.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Дис.... канд. пед. наук, Ставрополь, 2005. 172 с.

3. Попова Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза (Английский язык): Дис....канд. пед. наук, Н. Новгород, 1999. 160 с.

4. Скрябинская О.В. Модель формирования компетенции профессионального иноязычного общения и педагогические условия ее реализации (на примере студентов авиационных вузов)// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 146-149.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ

НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Кирюшина Ольга Николаевна

Доцент, кандидат педагогических наук, Таганрогский институт имени А.П.Чехова, г. Таганрог

RESEARCH ACTIVITY AS THE PROCESS OF DEVELOPMENT RESOURCES OF THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF EDUCATION SYSTEM Kirjushina Olga, Associate professor, Candidate of pedagogical sciences, The Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov, Taganrog

АННОТАЦИЯ

Научные знания данного исследования способствуют углублению представления о развитии и эффективном использовании множества результатов исследований в области образования. Реализация предложенного научно-методологического обеспечения целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала способствует координации научно-педагогической деятельности и научному управлению модернизацией системы образования.

ABSTRACT

Scientific knowledge of this research contribute to a growing knowledge about the development and efficient use of the many results of research activities. The presented model of development of resources of scientific potential expands the scientific and methodological device of pedagogical science. Developed scientific and methodological providing development

and effective use of scientific potential of the education system promotes coordination and scientific management of its modernization.

Ключевые слова: развитие; потенциал; кадры высшей квалификации; научно-информационные ресурсы; наукометрия; методологическое обеспечение.

Keywords: development; potential; highly qualified personnel; research and information resources; scientometrics; methodological providing.

Основу современных прогрессивных идей в образовании и развитии личности составляют общепедагогические и общечеловеческие ценности, созданные на всех этапах существования мировой цивилизации. Одновременно с наработкой и накоплением научно-педагогических знаний совершенствовались способы и средства реализации этих идей - научно-методологический аппарат. Пройдя стадии от неразрывной связи с процессом обучения до всеобщей научной формы знания, методологический аппарат и научные методы заняли важнейшую составную часть в современной педагогической науке и образовании.

Изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни общества, а также расширение границ коммуникаций, вызывают необходимость непрерывного совершенствования образования: модификации содержания и разработки технологий образовательного процесса; проведения научно-педагогических исследований и внедрения лучших разработок в практику образовательных организаций. В то же время модернизация системы образования обуславливает требование постоянного системного изучения происходящих изменений во всех ее компонентах с целью оперативного выявления складывающихся тенденций и закономерностей их развития. Получение объективных научных знаний на основе изучения и обобщения ретроспективной и непрерывно пополняемой информации о результатах научно-исследовательской деятельности, в т.ч. исследований, представленных к защите в диссертационные советы страны, как оценка «достигнутого», будет способствовать обоснованию направлений дальнейшего совершенствования системы образования на основе развития ее собственного потенциала.

Разумеется, модернизация системы образования как влиятельный фактор инновационного развития страны возможна при наличии совокупности определенных ресурсов, то есть потенциала. Исследованию феномена «потенциал» посвящены труды многих ученых, а дефиниции основных понятий представлены в различных изданиях. Учитывая, что объем «обобщенного понятия «потенциал» - совокупность имеющихся ресурсов (средств, возможностей, источников), используемых для решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области, велик, то его дефиниция должна конкретизироваться научной областью и исследуемым процессом. Так, в успешной модернизации системы образования, наряду с экономическими, материально-техническими и иными ресурсами страны, весьма значимы ее собственные возможности - «научный потенциал».

К числу основных ресурсов научного потенциала, формируемых в процессе научно-исследовательской деятельности и в значительной мере определяющих успешность модернизации системы образования, относятся: научно-педагогическая информация и научные кадры, в

том числе высшей квалификации; научные коллективы -научные школы и научно-педагогические центры, диссертационные советы. Речь идет в первую очередь о знаниях, научных коллективах и ученых, разрабатывающих педагогическую и связанную с ней проблематику. Особенность и значимость деятельности этих формирований заключается не только в решении конкретных актуальных проблем модернизации образования, но и в развитии научно-информационного ресурса и подготовки кадров высшей квалификации.

Безусловно, наука, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включающая в себя деятельность по получению нового знания и ее результат, выступает как сила, определяющая другие виды человеческой деятельности. Поэтому результаты научно-исследовательской деятельности - научно-информационный ресурс и кадры высшей квалификации, основанные на принципах науки и отвечающие ее требованиям, относятся к числу важнейших ресурсов научного потенциала, определяющих успешность модернизации образования.

Разрабатываемые теоретические положения, методологические подходы и научно-методические материалы, средства научно-исследовательский деятельности -научные методы и инструментарий, и т. д., обеспечивая необходимые условия и возможность успешной модернизации системы образования, способствуют росту ресурсов ее научно-исследовательского и образовательного потенциалов. Поэтому научно-исследовательскую деятельность целесообразно рассматривать как процесс развития основных ресурсов научного потенциала, включающий цель, средства, сам процесс преобразования и его результат. Цель этого процесса (научно-исследовательской деятельности) - совершенствование системы образования и развитие основных ресурсов научного потенциала. Средства - методологические подходы, научные методы и исследовательский инструментарий и др. Результат - фонд методологических подходов, теоретических положений, практических рекомендаций, исследовательского инструментария и др., и подготовленные научные кадры высшей квалификации, соответствующие требованиям современного социально-экономического развития страны.

Актуальная потребность в устойчивом развитии научно-информационного и кадрового ресурсов системы образования страны предопределяет необходимость оценки этого процесса, а зависимость от множества взаимосвязанных условий среды - изучение с позиций системного подхода. Построенная нами концептуальная модель развития научного потенциала системы образования раскрывает взаимосвязь и взаимодействие доминирующих факторов: внешних условий, определяемых сложившимся социально-экономическим состоянием страны -экономических, материально-технических и иных средств, организаторской деятельностью; внутренних или

собственных возможностей системы образования в осуществлении научно-педагогической деятельности и пополнении научно-информационного и кадрового ресурсов (рис. 1).

Представленная модель развития ресурсов научного потенциала системы образования и обоснованный подход к научно-исследовательской деятельности как процессу непрерывной выработки новых и теоретической систематизации существующих научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике способствовали уточнению содержания ряда понятий.

> Потенциал системы образования, как совокупная способность государства совершенствовать все ее компоненты, определяется социально-экономическим состоянием страны - финансированием и материально-технической базой, организаторской деятельностью центральных и местных органов власти и управления, а также научным потенциалом.

> Научный потенциал системы образования - основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный - научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы -научные школы и центры, диссертационные советы.

> Целостное развитие ресурсов научного потенциала системы образования страны - процесс непрерывной выработки и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в т.ч. высшей квалификации, усиление оценивающей и контрольно-направляющей функций диссертационных советов, на основе становления, развития и взаимодействия научных школ каждого региона.

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

научно-информационныи ресурс

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕСУРСА

АРСЕНАЛ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ; КЛАССИФИКАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ НИД, НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ И ДР.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, АЛГОРИТМЫ И ДР.

кадровый ресурс

БАЗОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕСУРСОВ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НИД)

НИД НА СОИСКАНИЕ УЧЕНЫХ

СТЕПЕНЕЙ КАНДИДАТА И ДОКТОРА НАУК

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ

ОБОБЩАЮЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ-ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИХ НАУЧНЫЙ УРОВЕНЬ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ДР.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕСУРСА

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ

ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

СПЕЦИАЛИСТОВ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ И УРОВНЕЙ

ОБРАЗОВАНИЯ *

В ТОМ ЧИСЛЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

НИР - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ НКР - НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Рис. 1. Концептуальная модель развития ресурсов научного потенциала системы образования

Рис. 2. Модель научно-методологического обеспечения целостного развития и эффективного использования научного

потенциала системы образования

Методологические основы и обоснованные дефиниции ключевых понятий отражают направления решения проблемы целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала системы образования, как факторов ее модернизации. Прежде всего, это: создание педагогическим кадрам условий повышения эффективности научно-педагогической деятельности путем подготовки педагогов к ней на основе совершенствования научно-методического обеспечения и средств научной деятельности [1; 2]; научно-информационное обеспечение координации развития научного потенциала системы образования в субъектах страны как требование целостности его развития [2; 3]. Основу адекватной коор-

динации должна составлять система объективных научных знаний по оценке «достигнутого», создаваемая при детальном изучении множества результатов научно-педагогической деятельности в субъектах страны. Отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности относится к компетенции науковедения, и, прежде всего, к одной из ее областей - наукометрии, использующей количественные методы для изучения процесса развития науки.

Требование целостного развития и эффективного использования научного потенциала обусловило разработку научно-методологического обеспечения, способствующего комплексному решению проблемы интегра-

ции достижений педагогики и системы образования. В основу разработки положены требования: всестороннее исследование процесса, средств, условий и результатов научно-исследовательской деятельности; создание научно-методического обеспечения повышения эффективности научно-педагогической деятельности и формирование объективной научно-информационной базы координации этой деятельности (рис. 2). Безусловно, педагогика как наука совершенствуется, когда она базируется на современном научно-исследовательском аппарате. Так, объективность исследований, достоверность результатов и адекватность научных выводов достигается применением аппарата системного анализа: системного подхода; методов - моделирование, теория графов, математическая статистика и др., являющихся составной частью общенаучной методологии.

Таким образом, в период интенсификации социально-экономических преобразований в стране усиливается необходимость создания системы констатирующих знаний о современной модернизации образования для объективного обоснования направлений его дальнейшего развития. Координация и научное управление модернизацией системы образования возможно на основе выявляемых тенденций развития ресурсов научного потенциала субъектов страны.

Возможность построения структурно-количественных моделей характеристик научно-педагогической деятельности и развития научного потенциала системы образования обеспечивают результаты наукометрических исследований этой деятельности, а сформированная на их основе научно-информационная база позволяет предвидеть возможное развитие и обосновать направления и приоритеты роста определенных ресурсов. Объективная синтезированная информация будет способствовать принятию решений по созданию в субъектах страны всей совокупности условий перехода абстрактной возможности

развития ресурсов научного потенциала в реальную, снижая при этом уровень неопределенности научных знаний, который вероятен в условиях полной централизации управления. Решения, принимаемые ведущими, и в первую очередь федеральными университетами, - как научными и методическими центрами, по развитию научного потенциала системы образования, и при росте их заинтересованности в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации для всех учебных учреждений соответствующего территориального образования, станут более обоснованными. Адекватное управление развитием ресурсов научного потенциала системы образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей будет способствовать формированию общественного мнения в пользу поддержки актуальных направлений деятельности, а также обеспечению эффективной организации фандрайзинга и координации академической мобильности ученых для расширения спектра исследований, становления и развития научных школ.

Список литературы

1. Кирюшина О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов //Вестник Томского Государственного педагогического университета. - 2011. - №13. - С. 231-238.

2. Кирюшина О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография. - Ростов-на-Дону: Изд. Южного федерального университета, 2011.

3. Кирюшина О.Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования // European Social Science Journal. - М.: Международный исследовательский институт, 2013. - №7(35). -С. 59-70.

ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИГРОВЫМИ СТРАТЕГИЯМИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Коновалова Полина Валентиновна

аспирант кафедры теории и практики межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», г. Курск

EXPERIMENTAL RESEARCH AIMED AT THE CHECKING UP THE MODEL OF PRAGMATIC COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING Konovalova Polina, Postgraduate Student of Department of Theory and practice of Cross-cultural Communication Branch of Sholohov Moscow State University for the Humanities, Kursk АННОТАЦИЯ

Статья посвящена основным аспектам исследования, целью которого была проверка эффективности модели, направленной на формирование прагматической компетенции младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями. В статье представлен диагностический инструментарий и результаты проведения опытно-экспериментальной работ ы. ABSTRACT

The article is devoted to the description of the main aspects of the experimental research devoted to checking up pragmatic competence formation model in the process of foreign language acquisition by young learners. The author represents the system of tests used in the process of experiment and the main results of the investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.