Научная статья на тему 'Формирование научно-информационной базы координации развития ресурсов научного потенциала системы образования'

Формирование научно-информационной базы координации развития ресурсов научного потенциала системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКОМЕТРИЯ / СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / КООРДИНАЦИЯ / RESOURCES / SCIENTIFIC POTENTIAL / NAUKOMETRIYA / STRUCTURAL AND QUANTITATIVE MODELS / SCIENTIFIC AND INFORMATION BASE / COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

В статье изложено решение проблемы адекватного развития важнейших ресурсов научного потенциала системы образования. Выявлены динамические характеристики научно-педагогической деятельности. Разработаны структурно-количественные модели пополнения ресурсов научного потенциала. На основе совокупности моделей сформирована научно-информационная база координации научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of scientific and information base of coordination of development of resources of scientific potential of an education system

In article the solution of the problem of adequate development of the major resources of scientific potential of an education system is stated. Dynamic characteristics of scientific and pedagogical activity are revealed. Structural and quantitative models of replenishment of resources of scientific potential are developed. On the basis of set of models scientific and information base of coordination of scientific activity is created.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-информационной базы координации развития ресурсов научного потенциала системы образования»

троты, упражнения для развития прыгучести, упражнения для выработки выносливости и другие. Продуктивными в аспекте нашего исследования являются приемы {например, "физкультурный досуг"}, где ребенок выполняет знакомые подвижные игры и физические упражнения по слову, учатся передавать направление движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы [14].

Указанные направления процессуально-технологического сопровождения неизбежно сочетаются с психолого-педагогическими аспектами формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса, а разработка структуры, содержания и алгоритма индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяет на научной основе осуществить процесс формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, прогнозировать его результативность.

Литература:

1. Адашкявичсне Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. ■■ М.; (Просвещение, 1992. -160 с

2. Ар ша в с кий И.А. Основы возрастной период им ции // Возрастная физиология. - Л., 1985,- С. 55-67.

3. Вавилова E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983,- 144 с.

4. Волков Л.В, Основы спортивной подготовки детей и подростков, - Казань: Высшая школа, 1993.

5. Волошина Л.г Лунина Т., Новичкова Л. Играем в хоккей //Дошкольное воспитание. - 2003.- № 1. -С. 34-39.

6. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: из опыта работы : пособие для воспитателя старших групп детского сада / В, Г. Гришин. - 2-е изд.: испр. и доп.

- М.: Просвещение, 1982.

/. Дмигриенко, Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста / Т.И. Дмит риенко. - Киев : Знаток, 1983. - 112 с.

8. Зм а нов с кий Ю.Ф. Воспитаем детей здоровым. -М,: Просвещение,1989.- 190 с.

9. Карманова Л.В. Физическая культура младшего школьника / под ред. Л.В. Кармановой, В.Н. Шебе ко, - Минск: Полымя, 1997, - 282 с.

10. Качалова Л.П. Движение и самодвижение в индивидуальной траектории личностного развития дошкольников.- Шадрине к: Дом печати, 2008. ж

- 78 с. -

11. Кенеман А.8., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста,- М.: Просвещение, 1972.

12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1973.

13. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: ВЛАД0С, 2001.

14. Савенок Л. М. Развитие двигательной актив ности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016, - Т. 46. - С, 333-337.

СП

о

CXJ

-0 X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

S

73

FORMA TION OF SCIENTIFIC AND iNFORMA TION BASE OF COORDINA TION OF DEVELOPMENT OF RESOURCES OF SCIENTIFIC POTENTIAL OFANEDUCA TION SYSTEM

Kirjushina Olga Nlkolaema, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, Chekhov's Taganrog Institute (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

In article the solution of the problem of adequate development of the major resources of scientific potential of an education system is stated. Dynamic, characteristics of scientific and pedagogical activity are revealed. Structural and quantitative models of replenishment of resources of scientific potential are developed. On the basis of set of models scientific and information base of coordination of scientific activity is created.

Keywords: resources; scientific potential; naukometriya; structural and quantitative models; scientific and information base; coordination.

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ УДК 37.01 КООРДИНАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ВАК РФ 13.00.01 ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изложено решение проблемы адекватного развития важнейших ре © Кирюшина О.Н., 2019

сурсов научного потенциала системы образования. Выявлены динамические

характеристики научно-педагогической деятельности. Разработаны струкпур-

но-количественные модели пополнения ресурсов научного потенциала. На

основе совокупности моделей сформирована научно-информационная база

координации научной деятельности.

Ключевые слова: ресурсы; научный потенциал; наукометрия; струкгурно-ко личественные модели; научно-информационная база; координация.

Î3É

UJ

S ^

О UJ

<

CI UJ

*

74

КИРЮШИНА Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры Общей педагогики, Таганрогский институт имени АЛ. Чехова (филиал), Ростовский гос.ударе твенный эконом и ческий университет (РИНХ% Таганрог

В настоящее время понимание экономического роста страны отождествляется с человеческим развитием. Поэтому предметом научных исследований часто становятся различные аспекты развития "человеческого потенциала": образовательного, воспитательного, профессионал ьно-п еда го гическ о го, интеллектуального, творческого, духов-ного, нравственного, эстетического, этнопедагогического и др. Одним из доминирующих направлений раскрытия возможностей человека является развитие интеллектуального потенциала. Особенность его формирования, вытекающая из содержания понятия "интеллект (от лат. 1п1е11есШ$ - познание, понимание, рассудок) -способность мышления, рационального познания" [4, 210], в том, что он развивается в процессе познавательной деятельности. Следовательно, интеллектуальный потенциал как основа человеческого развития определяется уровнем образования и, прежде всего, его научным потенциалом. "Научный потенциал системы образования - основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-ин-формационный - научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы -научные школы и центры, диссертационные советы. Научные коллективы и ученые, разрабатывающие педагогическую и связанную с ней проблематику в процессе научно-исследовательской деятельности, относятся к числу важнейших внутренних факторов развития системы образования" [1; 2]. Поэтому данную деятельность целесообразно рассматривать как процесс, включающий: цель -совершенствование системы образования и развитие научно-ин-формационного и кадрового ресурсов; средства - научные методы и методологические подходы; результат - фонд методологических подходов, теоретических положений, практических рекомендаций, исследовательского инструментария и научные кадры высшей квалификации. 8 соответствии с этим, научно-информационный ресурс - продукт интеллектуальной деятельности (новые идеи, знания и др.), а научный кадровый - часть педагогической общественности (ученые и творчески активные специалисты), обладающая способностью создавать такой продукт, составляют научную основу развития системы образования.

Необходимо отметить, что одно из главных требований развития системы образования - целостность как основа активной жизнедеятельности страны. Понятие "целостность выражает интегри рованность, самодостаточность и автономность составляющих объектов" [4, 763], Поэтому воспроизводство ресурсов научного потенциала в субъектах, их постоянное развитие и совершенствование необходимо во всех субъектах страны. Но их территориальное расположение и многообразие условий, различие в исторических и национальных традициях населяющих народов, а также организаторская деятельность органов управления и др., оказывают влияние на развитие ресурсов системы образования и ее модернизацию. Для объективного управления научной деятельностью, как источника основных ресурсов системы образования, - научных знаний и кадрового ресурса, актуальна ее всесторонняя динамическая оценка на основе множества непрерывно пополняемых результатов, и с представлением их в виде научно-информационной базы.

Изучение закономерностей развития науки, структуры и динамики научной деятельности, в том числе, в образовании возможно с использованием одной из областей науковедения [4,406] - науко-

метрии. Так, выявлению закономерностей развития образования, путем отражения происходящих в нем процессов, будет способствовать достоверная информация о результатах диссертационных исследований, представленных к защите в советы субъектов страны за анализируемый период. "Для изучения результатов исследований, с целью выделения и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств изучаемого процесса и выявления тенденций и закономерностей в развитии ресурсов научного потенциала системы образования, необходима разработка научно-методологического обеспечения наукометрического исследования" [1,133]. При разработке использованы основные принципы философской, положения и требования общенаучной и педагогической методологий и их исследовательский аппарат. Основу методологии создания научно-информационной базы, обеспечивающей возможность адекватной координации научной деятельности, а естественно, и развития ресурсов, составили; положение, основанное на законе больших чисел (Я. Бернупли); информационно-целевой анализ, предполагающий выявление индикаторов характеристик процесса; многокритериальный анализ и синтез многопараметрической информации, направленный на извлечение сведений, способствующих уточнению и прогнозированию процессов развития научного потенциала.

Для практического наполнения научно-информационной базы

нами был проведен ретроспективный анализ диссертаций, выполненных в образовании за последние сорок лет. Разработка идей педагогики сотрудничества и гуманизации образования в период 80-х годов XX века способствовала количественному росту диссертационных исследований, В условиях смены парадигмы и ценностей образования многие известные прогрессивные разработки ученых и педагогов необходимо было доводить до уровня методических, учитывающих сложившееся многообразие особенностей Российского образования. Но в силу исторических причин в этот период усложнилась подготовка науч-

ных кадров. "Практически "выпало" поколение, которое должно было бы прийти в науку с начала и до конца 90-х годов XX века" [3].

Решение актуальных задач и проблем в начале XXI века, связанных с модернизацией системы образования, предопределило активизацию научно-педагогических исследований, направленных на совершенствование образования, формирование кадрового состава вузов, но прежде всего, становление научных школ. Внедрение личностно-ориентирован-ного образования, предполагающего оптимизацию образовательного процесса с учетом интересов развивающейся личности, социальных, национальных и др. особенностей отдельных народов страны, способствовало расширению областей исследований и росту числа научно-исследовательских работ. Этому подтверждение - тенденция пополнения научного потенциала (рис. 1), представленная в-виде распределения диссертационных исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга за переходный период становления современного образования-2001-2012 гг.

СП

о си

-О X

з:

си -г.

Ё

75

гоо1 2002 2003 гш 2005 гоое

□ Москва и СПб

□ Субъекты Сев,-Кавказекого округа

2007 2008 2009 2010 2011 2012 гг.

У Субъекты ЮФО □ Остальные субъекты Р<£>

Рисунок 1 Тенденция пополнения научного потенциала системы образования в виде распределения диссертаций за период 2001-2012 гг.

Характерно, что после 2006 года пополнение научного потенциала системы образования снизилось в стране, в т.ч. и в субъектах Юга России. Количество диссертационных исследований в Российской Федерации в 2008 году практически достигло "уровня 2001 года". Но для Москвы и С.-Петербурга наблюдается практически равномерная тенденция количества защит, что указывает на различие в реальных возможностях пополнения научного потенци-

ш S

О ш

< а

#

76

ала в субъектах страны. На устранение этого явления и создание условий целостного развития общества ориентированы задачи государства по научному и кадровому обеспечению страны как важных факторов повышения качества образования всего населения. Однако интеграция достигнутых результатов научной деятельности во всех субъектах - это только основа развития ресурсов. Эти результаты важны для всех территорий, но их недостаточно. Так, необходимость решения множества актуальных региональных задач в начале XX! века обусловила интенсификацию научной деятельности в субъектах Юга России (Северо-Кав-казский и Южный Федеральные округа - около 16% от населения страны). Многообразие условий образовательной деятельности в субъектах способствовало расширению спектра направлений исследований, восполняющих их научный потенциал. Но развитие ресурсов происходит под воздействием внутренних факторов системы образования и внешних - организаторской деятельности Федеральных и региональных органов власти и управления. Представленная на рисунке 2 различная динамика исследований в субъектах Юга России объясняется, прежде всего, количеством и активностьюдеятельносги научных школ, а характерное синхронное уменьшение числа защит во всех субъектах - организаторскими решениями.

=г з

О

о о

\ « \

/ // \ \ V \

О""" ф. ■ ш V ' * % »— 'У ' о

— -г- —'+— -м- - - V _ —+—

2001 2002 2001 2004 2005 2006 Ф Респ. С ев.-Кавказа {30,7%) ■ » Волгоградская область {15,3%) —¡^Краснодарский край (11,3%)

Рисунок 2 - Динамика диссертаций в области образования и их структура в субъектах Юга России

Очевидно, что обоснованность решений активизаций развития ресурсов или сокращения исследований по отдельным направлени-ямдолжна формироваться на основе комплекса показателей научно-педагогической

деятельности. Так, возможность комплексного решения актуальных проблем образования обеспечивается определенным составом и структурой пополняемых кадров и научной информацией по педагогике и ряду смежных областей наук. Реально динамику пополнения ресурсов по областям исследований и долю их в структуре за анализируемый период определил спектр решаемых проблем в регионах, в т.ч. субъектах Юга России. Представленная структурно-количественная модель (рис. 3) отражает фактическое внимание научных школ к различным направлениям исследований, формирующих научный потенциал системы образования субъектов Юга России.

Выявленные тенденции характеризуют развитие ресурсов, а доля исследований по специальностям педагогики и другим отраслям наук в общей структуре - состояние фактического пополнения научного потенциала системы образования региона. Необходимость нахождения оптимальных решений задач реформирования образования для условий образовательной деятельности различных субъектов региона предопределила проведение значительной доли исследований по педагогическим проблемам (86,6%). Наибольшее внимание уделялось решению проблем тематического направления "Общая педагогика, история педагогики и образования" (специальность - 13.00.01). Тематика охватывает широкий спектр проблем: истории педагогики и образования, философии,теории и методологии педагогики, этнопедагогики, и др. Данные исследования направлены на обоснование и реализацию педагогических концепций и систем, создание условий, ориентированных на развитие личности. Преобладают результаты исследований, направленные на общие решения проблем развития личности. Средняя доля таких диссертаций за анализируемый период в субъектах Юга России составила 45%, а в Ростовской области и Ставропольском крае - более 60%. При решении этих задач для выбора воспитательных и образовательных средств привлекались разные области педагогических знаний. Региональные особенности субъектов и, прежде всего, национальные традиции их народов,

2007 2008 2009 2010 2011 2012 гг —О ■Ставропольский край (24,4%)

к Ростовская область (13,6%} -+- ■ Астраханская область {3,6%)

определяли выбор средств воздействия на развитие личности обучаемых, 8 краях и областях Юга России преобладают исследования, направленные на создание педагогических и дидактических условий развития личности с использование средств современных технологий и исторического опыта образования. 8 республиках Северного Кавказа, наряду с отмеченными подходами, воспитание основывается на средствах "этнокультуры и народной педагогики". Активное использование этнических традиций и исторического наследия, являясь существенным барьером от воздействия негативной информации, направлено на сохранение воспитательных и образовательных ценностей, накопленных человечеством.

2001 гоог 2003 а« гоов гоое да? дав

□ 13.00.02

□ 13.00.05

□ Психология

Рисунок 3 - Структурно-количественная модель пополнения научного потенциала системы образования субъектов Юга России

Повышенное внимание к профессиональной подготовке специалистов образования подтверждена не только значительным числом соискателей по специальности 13.00.08 'Теория и методика профессионального образования" (29,4%), но и расширением области образовательной деятельности. Доля соискателей по психологии составляет 6,2%, а отраслям других наук - философии, социологии, культурологии, экономике и др., - 7,2%. Однако необходимо отметить, что с 2007 года количество защищаемых исследований в образовании снизилось практически по всем отраслям наук. 8 наибольшей мере снижение характерно для исследований непрофильных организаций. И если приостановка пополнения этих ресурсов будет снижать возможность системного решения проблем образования, то по тематике "Общая педагогика, история педагогики и образования" (специальность 13.00.01) может

повлиять в целом на ход модернизации образования. Значимость исследований по этой тематике заключается как в непосредственном расширении области научных знаний - теоретических, методологических, методических, научно-исследовательского инструментария, так и в возможности дальнейшего развития образовательной деятельности, ее интенсификации. Использование новых научных знаний является обязательным условием развития педагогики - концептуальной основы системы образования. Поэтому требование комплексного решения проблемы формирования ресурсов научного потенциала обусловливает необходимость интеграции усилий научных школ федеральных образований, ориентируя научные коллективы всех уровней к активному участию в научной и организаторской деятельное-:: ти в каждом субъекте страны. Для этого необходимо расширить и "делегировать" права принятия решения нижним звеньям иерархии, в данном случае - федеральным университетам, как ведущим научным центрам страны. Формирование научно-информаци-онной базы координации развития научно-инфор-мационного и кадрового ресурсов обеспечивает возможность Федеральным университетам принимать обоснованные решения. Комплекс показателей научно-педагогической деятельности позволяет детально учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности соответствующих территориальных образований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, учет интересов развивающейся личности, социально-экономических и культурных потребностей народов в регионах Российской Федерации предполагает расширение областей научно-педагогических исследований и развитие ресурсов научного потенциала системы образования. Возможности научного и образовательного пространства отдельных территорий в решении многообразия проблем и выборе способов их реализации могут оцениваться состоянием научно-педагогической деятельности, представленной в виде преобразованной многопараметрической информации о результатах диссертационных исследований. Теоретичес-

сл

о си

-О X

з:

со си -г.

Ё

77

2009 2010

□ 13,00.03

□ 13,00.07

□ Др. отрасли наук

2011 2012ГГ.

Î3É

S

UJ S

u

UJ

кая систематизация и структуризация научной информации, представление ее в виде комплекса количественных показателей и создание на их основе объективной научно-информа-ционной базы обеспечит условия адекватной координации развития ресурсов научного потенциала. Это важно для взаимодействия и интеграции усилий отдельных научных школ и центров, способных оказать влияние на рост ресурсов научного потенциала Федеральных образований (например, Юга России) и страны в целом. Пополнение научно-информаци-онного ресурса результатами наукометрических исследований повысит возможность решения возрастающих требований к качеству образования, поскольку может служить инструментом совершенствования управления процессом его модернизации, а следователь-

но, способствовать инновационному развитию страны.

Примечания:

1. Кирюшйна О.Н. Развитие научно информаци очного и кадроеого ресурсое научного потенциала системы образования : монография. - Рос Тов-иа-Дону: ЮФУ,2011. - 210 с.

2. Кирюшина О.Н. Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности // Вестник Том с ко го государственного университета. - 2018. №429. -С 189-195.

3. Концепция Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы [Электрон ный ресурс]. - Режим доступа; Ь»р://минобрнау-ки.рф/документы/386.

4. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, ГШ. Федосеев, С.М, Ковалев, -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

< а.

UI

78

FUNCTIONS OF READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER TO PEDAGOGICAL INTERACTION WITH PARENTS IN EDUCATION OF PUPILS

Knyazeva Alisa Sergeevna, Postgraduate student, Armavir State Pedagogical University, Armavir

The article analyzes the functions' readiness of the future primary school teacher to pedagogical interaction with parents in the education of students; different classifications of functions are offered; various strategies' research of pedagogical interaction of participants' pedagogical education testifying to the development of this problem towards humanization of education are stated; the grounds for the allocation of the functions' readiness of the future primary school teacher to pedagogical interaction with parents in the education of students are argued; their characteristic on the basis of which personal qualities and types of activity of the future primary school teacher are allocated is presented.

Keywords: functions of readiness of the future primary school teacher; pedagogical interaction with parents; education ofpupils; personal qualities of the teacher; the types of activities teacher.

УДК 336 ВАК РФ 13.00.08

? Князева A.C., 2019

ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ

УЧАЩИХСЯ

В статье анализируются функции готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями в воспитании учащихся; предлагаются различные классификации функций; констатируются различные стратегии исследования педагогического взаимодействия участников педагогического образования, свидетельствующие о разработанности этой проблемы в сторону гуманизации образования; аргументированы основания для выделения функций готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями в воспитании учащихся; представлена их характеристика, на основании которой выделены личностные качества и виды деятельности будущего учителя начальных классов. Ключевые слова: функции готовности будущего учителя начальных классов; педагогическое взаимодействие с родителями; воспитание учащихся; личностные качества учителя; виды деятельности учителя.

КНЯЗЕВА Алиса Сергеевна, аспирант, Армавирский гос.ударе твенный педагогический университет, Армавир

Проблема готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями учащихся в условиях реализации ФГОС СПО приобретает особую актуальность. Современной школе необходим новый тип учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.