ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МОРДОВИИ
Л. Р. Мухаева
Фольклор является одной из составляющих духовной жизни любого народа. Проблема его сохранения как важнейшего культурного наследия России сегодня является одной из первоочередных для воспитания и образования подрастающего поколения. Представители педагогической теории и практики, передовые люди нашей страны все чаще говорят о необходимости обращения к народному искусству в целях познания и преобразования самой педагогической реальности. Принимая во внимание многонациональную структуру нашей страны и огромное количество локальных фольклорных традиций, при обучении молодежи на основе народных традиций целесообразно учитывать именно ее региональный аспект. Активная реализация национально-регионального компонента в этнокультурном образовании способствует развитию системы образования национальных культур в условиях многонационального государства, поэтому модель этнохудожественного образования представляется одной из основных для преодоления духовно-нравственного кризиса современной культуры.
В условиях реформирования и модернизации российского образования заметно активизируются инновационные процессы в этнокультурной сфере. Сохранение и развитие народного художественного творчества стало в России одним из приоритетов современной государственной политики. Назрела необходимость в разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых механизмов сохранения, поддержки и развития традиционных культур. Педагогическая общественность во многих регионах нашей страны озабочена разработкой путей и средств обращения к истокам своей национальной культуры. Новое поколение не должно утерять национальную особенность и принадлежность, не должно превратиться в безликую массу.
Проблема приобщения молодого поколения к традиционной народной культуре в сфере образования пронизывает труды лучших отечественных просветителей. Она была актуальна для отечественного просвещения начиная со времен М. В. Ломоносова, который одним из первых обратился к педагогическому потенциалу русского языка и культуры для формирования патриотизма, уважения к национальным истокам. Он призывал учить детей «народным
Только народное воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов [7].
К. Д. Ушинский
русским способом», т. е. посредством народной музыки.
С XIX века проблема художественно-эстетического и национального воспитания подрастающего поколения все более занимает умы русских философов и просветителей, мечтающих о создании школы, в которой могла быть представлена в полной мере традиционная культура. Одним из первых министров народного просвещения первой половины XIX века, обозначивших проблему отрыва образования от народной культуры, был А. С. Шишков, который уже в те времена заметил, что невнимание к родному языку чревато утратой веры и нравственности.
Среди отечественных просветителей, поднявших проблему соответствия национальным особенностям страны и противостояния Западу, был известный лингвист и этнограф В. И. Даль. В своем выступлении в Обществе любителей русской словесности он подчеркнул: «...все, что сделано доселе со времен петровских, неудачная прививка. должно усохнуть и отвалиться, дав простор дичку, коему надо вырасти на своем корню.» [1, с. 5]. Эту же проблему поднимает А. С. Пушкин в своей записке Николаю I «О народном воспитании», отмечая коренной недостаток русского обра-
зования: «Россия слишком мало известна русским» [4, с. 48].
В отрыве образования от народной культуры многие отечественные мыслители видели опасность для будущего России. В одном из своих писем В. В. Розанов пишет: «У нас совсем нет мечты своей родины. у французов — „прекрасная Франция“, у англичан — „старая Анг-лия“, у немцев — „наш старый Фриц“. Только у прошедших русскую гимназию — „проклятая Россия...“; у нас слово „отечество“ узнается одновременно со словом „проклятие“» [5, с. 215]. Осознавая мощь педагогического потенциала традиционной культуры, В. В. Розанов призывает сделать ее основой содержания образования.
Проблему направленности образования на познание своей страны, ее истории, языков, народностей, обычаев поднимал Ф. М. Достоевский. По мнению писателя, именно от незнания народной культуры происходят все беды. Он обращается с призывом «стать самим собой», «перестать презирать свой народ» [2, с. 375].
Эту же проблему, но в музыкальном образовании обозначил С. И. Танеев: «Думаю, что придет время, — пишет он, — когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или в Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься» [6, с. 318].
Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания и народного языка отчетливо прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными в этом отношении являются опыт и идеи Я. А. Коменского и талантливых продолжателей его дела — К. Д. Ушинского и В. А. Су-хомлинского. Изучив европейское образование, К. Д. Ушинский в своих прениях с просветителями, которые отделяли почвенное начало и национальный колорит образования, отстаивал свою идею «народности». Поднимая проблему повышения уровня знаний о России, Ушинский мечтал о том, чтобы «наш юноша, оканчивая курс учения, знал о полусветной России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец» [7, с. 282]. В рекомендациях педагогам он советует изучать фольклор, народное искусство, историю своей родины, при этом
не вставать в позицию абсолютного судьи наследию предков. В ракурсе психолого-педаго-гического подхода проблему приобщения молодого поколения к народной художественной культуре рассматривают выдающиеся отечественные психологи — П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.
В современном образовании вопросу сохранения традиционной народной культуры и раскрытия ее педагогического потенциала посвящены многие труды педагогов-исследо-вателей, которые рассматривают этнокультурное образование как условие для интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и творческого развития личности. Этнокультурное образование стало одним из факторов сохранения национально-культурного наследия.
Сложились разные подходы к освещению содержания образования средствами традиционной культуры. Выделим основные:
— этнопедагогический подход (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова и др.) опирается на национальные традиции народа, рассматривает его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, ритуалы;
— в основе аксиологического подхода (Т. И. Бакланова, С. А. Ермолова, С. Р. Иващенко, А. В. Нестеренко и др.) лежат ценности и идеалы русской традиционной культуры;
— культурно-исторический подход (И. Ф. Гончаров, Т. Я. Шпикалова и др.) реализует ценностное содержание образования при рассмотрении явлений искусства как мира целостности, в котором народное и профессиональное искусство взаимодействуют в системе культуры;
— поликультурный подход отражает разнообразие традиционных культур народов России и мира посредством раскрытия многогранности, что позволяет учащимся и студентам адаптироваться к различным этнокультурным группам и способствует воспитанию «этнотолерантности» (термин Г. В. Палаткиной).
Содержание и структура этнокультурного образования состоят из следующих компонентов:
— монокультурное образование осуществляется на первых ступенях системы образования в процессе приобщения детей к родной культуре и эпизодического ознакомления еще с 2—3 другими этническими культурами;
— поликультурное образование осуществляется в среднем звене общеобразовательной школы, в учреждениях дополнительного образования и направлено на углубленное изучение более 4-х этнических культур на основе сравнения, выявления общего и особенного, что позволяет показать сущность народных культур как «единство в многообразии»;
— мультикультурное образование — процесс освоения многообразия культур народов мира;
— межкультурное образование направлено на формирование культуры межэтнического общения при освоении родного и других языков, а также культурных традиций.
Динамике развития этнокультурного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике. Впервые вопрос о необходимости развития этнокультурного образования был обоснован в «Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора» (1989), Законах РФ «Об образовании» и «О культуре» (1992). Еще одно знаковое событие, определившее курс на интеграцию учреждений культуры и образования, — «Концепция художественного образования», утвержденная Министерством культуры РФ и Министерством образования РФ в 2002 г.
Все цивилизованные страны мира живут сегодня под лозунгом: «Вперед к истокам!» и активно отстаивают свои исконные национально-культурные ценности, сделав их основой содержания своей системы образования. Но ни в одной стране мира, кроме России, не разработана пока и не внедрена целенаправленная преемственная система образования в сфере народной художественной культуры от экспериментальных моделей дошкольного образования до такого направления высшего профессионального образования, как «Народная художественная культура» (МГУКИ, г. Москва). Эта система — национальное достояние России, она вызывает большой интерес у коллег-этнопеда-гогов в различных странах мира.
Огромные перспективы в слуховом развитии молодежи на народно-песенном материале педагоги видят в концепции «этнографии слуха» И. И. Земцовского (имеется в виду внутренняя слуховая настройка, изначально присущая каждому человеку отприродно; и действие этой настройки аналогично иммунной системе человека, отделяющего свое от чужого). И. И. Зем-
цовский называет фольклор «непревзойденной моделью, тысячелетиями отработанной миллиардами музицирующих людей на территории всего земного шара» [3, с. 12].
Таким образом, ресурсы для составления новых программ поистине неисчерпаемы, нам есть что изучать и на чем воспитывать молодежь. Внедрение инноваций в области этнокультурного образования невозможно без подготовки специалистов (педагогов-этнокультурологов) и повышения их этнокультурной компетентности. Современная система образования нуждается в педагоге, принявшем и усвоившем систему общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, знающем основы национальной и мировой культуры, умеющем синтезировать смежные и параллельные области различных наук. От педагогов требуются инициативность, вариативность и умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Чтобы идти в ногу с современными требованиями, есть только один путь: научиться учиться, непрерывно пополняя и дополняя свои знания.
Формирование педагога-профессионала нового типа обусловлено разработкой новых педагогических технологий, учитывающих достижения фольклористики, искусствоведения, музыковедения и смежных наук, а также принципы художественной педагогики и методики в области изучения проблем народного искусства с целью дальнейшего сохранения традиции народной художественной культуры и использования ее педагогического потенциала для духовно-нравственного и художественно-творческого развития личности.
Выстраивая свою педагогическую модель, педагог должен стать проводником в мир истинных ценностей. Искусство педагогики — это то же, что и с о ч и н е н и е, но наполненное духовными исканиями педагога, его представлениями о жизни и искусстве, его творческим опытом, ими он и делится со своим учеником. Ученик же в свою очередь должен стремиться постичь эту авторскую модель. Но наступит момент, когда ученик будет готов поделиться своим талантом и приобретенным опытом с другими и дальше идти по пути освоения все новых границ в бесконечном процессе познания.
Вот почему в разработке модели системы этнохудожественного образования учитывается
основная цель — воспитание человека-патриота родной земли, наследующего лучшие традиции народной педагогики, основанные на высоких принципах морали и этики. Сутью этнопеда-гогики, ее душой является любовь... любовь к людям, труду, культуре, Родине.
Поиск нового пути развития этнохудожест-венного образования продолжается. Проблемы обучения на основе национально-культурных традиций широко обсуждаются на всероссийских и международных научных форумах. Педагоги, ученые, творческие люди ищут ответы на вопросы: как и каким способом, заинтересовать молодежь народными традициями и обрядами, каким способом поднять духовность народа, как повлиять на этнохудожественный образовательный процесс? Если 30 лет назад о многоуровневой системе говорили только педагоги-новаторы, то сегодня она обоснована педагогической наукой и занимает прочное положение в образовательных системах нового типа. Созданы многочисленные авторские программы по народной культуре для детских садов, школ, детских фольклорных студий; разработана модель подготовки преподавателей в разных областях народно-художественной культуры в вузах и СПО.
Активная реализация национально-регионального компонента в этнокультурном образовании способствует развитию системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства. Она является одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также этнорегиональ-ный подход в образовании является необходимым условием сохранения культурного многообразия нашего государства.
У мордовского народа испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, сложились свои обычаи и традиции. Они проявлялись в отношении к природе, в труде, народных ремеслах, в устном народном творчестве, в красоте одежды, в законах гостеприимства, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Проблемы национального музыкального образования в Мордовии во многом обусловлены ведущими тенденциями как в общем образова-
нии в целом, так и в музыкальном, в частности. В практической реализации национально-регионального компонента в содержании музыкального образования отразились лучшие традиции мордовской педагогической культуры, ее концептуальные установки и направления развития на конкретных этапах истории: от национально-просветительского движения второй половины XIX века до социокультурных взглядов мордовской музыкальной педагогики на рубеже ХХ—XXI вв. Современная стратегия музыкального образования в Мордовии заключается: 1) в формировании у подрастающего поколения уважения к мордовской музыкальной культуре и мотивации ее изучения, одновременно уважении к ценностям духовной культуры других народов; 2) в интерпретации музыкального образования не как однонаправленного процесса музыкального обучения, а как технологии гуманной педагогики. Основные направления этой работы ясно обозначились в авторских программах ведущих педагогов республики: Л. П. Карпушиной, Т. И. Одиноковой (программы для общеобразовательной школы), Т. В. Тюриной (для ДМШ и СПО), И. А. Галкиной, Н. М. Ситниковой (для сузов), Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, Т. И. Одиноковой (для вуза) и др.
Таким образом, этнохудожественное образование (или образование посредством народного искусства) следует рассматривать как один из вариантов реализации актуальной для педагогики постиндустриального общества альтернативной образовательной тенденции, и педагоги нашей республики активно используют национально-региональный компонент как средство формирования у молодежи национального самосознания, помогающее им познать себя как часть общности людей с уникальной и самобытной культурой. Введение национального компонента в многоуровневую систему воспитания и образования — это не обращение в прошлое, не консервация его, а один из путей развития национальной культуры. Сама природа фольклора как синкретического искусства обосновывает комплексный характер учебных планов и программ. Ведущую роль в обучении, бесспорно, занимает устный и музыкальный фольклор. Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего нельзя воспитать полноценную личность.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — Т. 1 / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1998. — 699 с.
2. Достоевский Ф. М. Дневник писателя : избранные страницы / Ф. М. Достоевский. — М. : Современник, 1989. — 555 с.
3. Земцовский И. И. Апология слуха / И. И. Земцовский // Муз. акад. — 2002. — № 1. — С. 14—16.
4. Пушкин А. С. О народном воспитании / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений : в 10 т. — Т. 7 — М. : Наука, 1964. — 463 с.
5. Розанов В. В. Письмо М. О. Гершензону / В. В. Розанов // Новый мир. — 1991. — № 3. — С. 215—242.
6. Танеев С. И. Дневники : кн. 3 (1903—1909) / С. И. Танеев [сост. : Л. З. Корабельникова]. — М. : Музыка, 1985. — 559 с.
7. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6 т. — Т. 2 [сост. : С. Ф. Егоров]. — М. : Педагогика, 1988. — 492 с.
Поступила 05.03.09.