Научная статья на тему 'Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года'

Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.А. Керенский

Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года

Опубликовано:

Христианское чтение. 1908. № 12. С. 1587-1598.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Реформированныя римско-католическія семинаріи по уставу 1908 года1“).

А обязанности профессоровъ лежитъ сообщеніе съ полною компетентностью учащимся требуемыхъ отъ нихъ знаній, помня, что: „primus discendi ardor, nobilitas est ma-gisfri“... Находясь въ отправленіи ихъ служенія въ непосредственной зависимости отъ префектовъ-руководителей профессора для надлежащаго успѣха своей дѣятельности, по уставу, должны наблюдать слѣдующія условія: во-1-хъ не совмѣщать въ своихъ рукахъ двухъ каѳедръ, во-2-хъ имѣть ограниченное количество уроковъ, въ-3-хъ переходить къ изложенію новыхъ отдѣловъ въ наукѣ лишь послѣ того, какъ старые будутъ усвоены всѣми, даже слабыми учениками, въ-4-хъ излагать преподаваемый матеріалъ съ должной аргументаціей и въ-5-хъ въ теченіе года по возможности выполнять установленную программу. Останавливаясь на послѣднемъ пунктѣ, касающемся учебныхъ программъ въ римско-католическихъ семинаріяхъ, слѣдуетъ, впрочемъ, какъ особенность отмѣтить то, что въ этихъ семинаріяхъ программы не имѣютъ столь безапелляціоннаго значенія, какое онѣ имѣютъ напр. въ нашихъ духовныхъ семинаріяхъ. Въ нашихъ семинаріяхъ программы учебныхъ предметовъ съ опредѣленнымъ количествомъ недѣльныхъ часовъ составляются высшей учебной властью по духовному вѣдомству—Учебнымъ Комитетомъ при Святѣйшемъ Синодѣ и разсыпаются по семинаріямъ, какъ имѣющія общеобязательное значеніе и для всѣхъ семинарій. Отношеніе къ нимъ начальствующихъ лицъ семинарій и преподавателей въ силу того является чисто пассив-

*) Окончаніе. См. ноябрь.

нымъ, т. е. ни тѣ, ни другіе не могутъ не' только измѣнять, расширять и сокращать программъ, но и даже увеличивать или уменьшать количество положенныхъ для выполненія ихъ недѣльныхъ уроковъ. Не то въ римско-католическихъ семинаріяхъ. Тамъ не существуетъ совершенно однородныхъ программъ для всѣхъ семинарій съ точно опредѣленнымъ количествомъ уроковъ. Напротивъ, каждой семинаріи въ разсматриваемомъ отношеніи предоставляется нѣкоторая свобода, проявляющаяся прежде всего въ томъ, что самое происхожденіе программъ въ римско-католическихъ семинаріяхъ не имѣетъ такого характера, какимъ обставлено происхожденіе программъ въ нашихъ духовныхъ семинаріяхъ. Обычна епископъ поручаетъ префектамъ-руководителямъ учебныхъ занятій въ семинаріи съ подвѣдомыми имъ профессорами составлять программы на учебный годъ по всѣмъ предметамъ, подлежащимъ изученію. Префекты и профессора исполняютъ порученіе епископа и вмѣстѣ съ вѣдомостью недѣльныхъ часовъ, необходимыхъ для успѣшнаго прохожденія каждаго предмета, представляютъ епйскоиу. Послѣдній или цѣликомъ утверждаетъ донесеніе префектовъ и профессоровъ или совершаетъ необходимыя измѣненія и затѣмъ программы поступаютъ для исполненія. И послѣ утвержденія епископскаго программы, однакожъ, не имѣютъ необходимо неизмѣннаго значенія. Обычно каждый мѣсяцъ происходятъ засѣданія профессорскихъ совѣтовъ, во время коихъ, если выясняется, что у учащихся по однимъ предметамъ замѣчаются большіе успѣхи, по другимъ меньшіе, то соотвѣтственно этому происходятъ измѣненія въ программахъ преподаваемыхъ наукъ, т. е. по предмету, въ изученіи котораго замѣчается меньшая успѣшность учащихся, назначается большее количество учебныхъ часовъ, и, наоборотъ, по предмету, въ изученіи коего замѣчается большая успѣшность учащихся, меньшее количество часовъ и проч. Результаты усвоенія учениками преподаваемыхъ наукъ, по уставу, каждый профессоръ представляетъ каждодневно въ частной табели для отдѣльныхъ воспитанниковъ, гдѣ выставляется и поведеніе ихъ, и въ концѣ двухмѣсячнаго срока въ общей вѣдомости, каковая вѣдомость профессорами представляется префекту-руководителю учебныхъ занятій въ семинаріи.

Экономъ, находящійся въ зависимости отъ ректора, завѣ-дуетъ веденіемъ матеріальной стороны въ семинаріи. Для

этого онъ имѣетъ собственный архивъ, гдѣ хранятся входя щіе и исходящіе документы. Въ началѣ всякаго года онъ представляетъ ректору предварительныя финансовыя смѣты, въ концѣ же каждаго года—балансъ ихъ. Въ вѣдѣніи эконома находится также семинарская церковь со всѣмъ инвентаремъ. Онъ затѣмт» завѣдуетъ семинарской кухней и всѣми происходящими въ семинаріи стройками.

И наконецъ, экономъ нанимаетъ всѣхъ рабочихъ людей для семинаріи и заботится не только объ ихъ экономиче-скомъ, но и о религіозномъ, моральномъ и дисциплинарномъ положеніи 1). Не произвелъ новый уставъ какихъ-либо существенныхъ измѣненій и въ постановкѣ воспитательнаго дѣла въ семинаріяхъ. И по этому уставу воспитаніе семинаристовъ носитъ монашескій отпечатокъ. Видно это прежде всего изъ самой цѣли семинарскаго образованія. Цѣль семинарскаго образованія по уставу точно указана въ опредѣленіяхъ Тридентскаго собора, который повелѣваетъ каждому епископу въ своей епархіи набрать надлежащее количество мальчиковъ и давать имъ такое религіозное воспитаніе, чтобы изъ нихъ со временемъ вышли хорошіе служители церкви. Соотвѣтственно этому и новый уставъ требуетъ, чтобы пріемъ мальчиковъ въ семинарію совершался съ большею обдуманностью, и именно изъ желающихъ поступать въ семинарію принимались лишь тѣ, которые подаютъ надежду посвятить себя церковному служенію. Поэтому уставъ рекомендуетъ принимать въ семинарію мальчиковъ изъ религіозныхъ семей, пользующихся хорошей репутаціей (di fama onorata), въ каковыхъ семьяхъ дѣти съ самыхъ юныхъ лѣтъ, можно надѣяться, получаютъ задатки истинно-религіозной жизни. При самомъ поступленіи воспитанники должны представить документы: о крещеніи и мѵропомазаніи, о законности брака ихъ родителей, о хорошемъ поведеніи отъ настоятелей приходовъ или начальниковъ учебныхъ заведеній, въ коихъ они обучались до поступленія, о физическомъ состояніи здоровья и о привитіи оспы. Возрастъ поступающихъ долженъ быть не ниже 12 лѣтъ 2).

9 Programma е norme... Parte prima. Capo II. § 7. Art. 71—79. Pg. 45—46.

2) Programme e norme... Parte seconda. Capo II. § . Art. 80—83. Pg. 47—48.

103

Касаясь мѣръ, коими должна достигаться цѣль семинарскаго образованія, уставъ раздѣляетъ ихъ на четыре группы:

1) ежедневныя, 2) недѣльныя, 3) мѣсячныя и 4) годовыя. Къ ежедневнымъ мѣрамъ принадлежатъ: 1) утреннія молитвы,

2) благочестивыя размышленія, 3) месса, 4) духовное чтеніе, 5) принятіе таинствъ, 6) чтеніе розарій (т. е. молитвъ съ четками), 7) вечернія молитвы и общее испытаніе совѣсти (esame generale di conscienza), 8) утромъ и въ полдень чтеніе: Ave Maria и Angelus Domini.., послѣ полудня чтеніе Regina coeli... Въ качествѣ недѣльныхъ мѣръ прежде всего рекомендуется, чтобы въ воскресные и праздничные дни часть воспитанниковъ по очереди присутствовала за архіерейскимъ богослуженіемъ; оставшіеся же въ семинаріи совершали бы богослуженіе съ точнымъ соблюденіемъ церковнаго устава. По четвергамъ или въ воскресные дни рекомендуются такъ называемыя духовныя конференціи, во время коихъ опытные въ духовной жизни члены корпораціи (incaricoli) обязаны говорить проповѣди благочестиваго характера. И наконецъ въ каждую пятницу недѣли въ полдень рекомендуется воспитанникамъ читать по пяти разъ: Pater, Ave е Gloria, Respice, quaesumus Domine, Super hane и нѣкоторыя другія молитвословія. Изъ мѣръ мѣсячныхъ рекомендуется двѣ: чтобы во-І-хчэ въ каждую первую пятницу всякаго мѣсяца происходило духовное упражненіе съ соотвѣтствующей мессой въ честь сердца Іисусова и чтобы во-2-хъ нѣкоторые подходящіе дни въ мѣсяцѣ посвящались вообще подъему религіозной настроенности въ учащихся путемъ произнесенія наир. проповѣдей о блаженной смерти, за коими должно слѣдовать испытаніе совѣсти и обѣщаніе впредь исправить свою жизнь. Изъ годовыхъ мѣръ рекомендуется совершеніе десятидневныхъ и трехдневныхъ молебствій, сопровождаемыхъ соотвѣтственными проповѣдями, предъ всѣми двунадесятыми праздниками и праздниками въ честь святыхъ, особенно Св. Дѣвы Маріи. И, наконецъ, долженъ быть празднуемъ такъ называемый „Маріинъ мѣсяцъ“ 1).

Не менѣе пунктуально обставлена въ уставѣ и учебная сторона жизни воспитанниковъ семинарій. По уставу всѣ семинаристы обязываются не только посѣщать всѣ лекціи и

l) Programma о norme... Parte terza. Capo I и II. §§ 1—4. Art. 8S-—97. Pg. 51—54.

научныя экзерциціи, но и соблюдать разнаго рода мелочныя предписанія, обусловливающія правильное теченіе школьной жизни. Каждый изъ воспитанниковъ обязуется въ классѣ занимать опредѣленное мѣсто, которое не можетъ мѣнять безъ особаго разрѣшенія профессоровъ. При входѣ и выходѣ изъ класса воспитанники обязаны соблюдать тишину и порядокъ, строго помня, что безъ спеціальнаго разрѣшенія ректора имъ запрещено имѣть сношенія и даже разговоры со школьными экстернами. Усиленно, наконецъ, рекомендуются учащимся соблюдать скромность и благоприличіе по отношенію къ профессорамъ при вопросахъ и отвѣтахъ. Говоря за симъ о внѣклассныхъ занятіяхъ семинаристовъ, уставъ рекомендуетъ, чтобы воспитанники семинарій во внѣклассное время занимались главнымъ образомъ изученіемъ лекцій и родственными предметами (di altre materie affini). Поэтому воспитанникамъ не дозволяется имѣть при себѣ книги, которыя могутъ нарушить ихъ главныя занятія. Послѣ приготовленія должныхъ уроковъ, воспитанники, по предписанію устава, должны заниматься изученіемъ семинарскихъ правилъ, изданныхъ при Піѣ Х-мъ, а также грегоріанскихъ пѣснопѣній и проч. Въ оставшіеся отъ этихъ занятій часы воспитанники обязуются участвовать въ священныхъ церемоніяхъ, чтобы твердо изучить порядокъ церковныхъ службъ. Въ какомъ порядкѣ и объемѣ совершаются учебныя занятія воспитанниковъ католическихъ семинарій, лучше всего можно видѣть изъ слѣдующаго росписанія, приложеннаго въ концѣ правилъ. Въ дни учебные семинаристы должны вставать въ 5Ѵг ч., въ 6 ч. совершаются утреннія молитвы (Preghiere), размышленія (Meditazione) и месса, въ 7 ч. учебныя занятія, въ 78/* завтракъ (Colazione), въ 8 ч. учебныя занятія, въ 10 ч. рекреація, въ 103/4 ч. учебныя занятія, въ 12 ч. обѣдъ (Pranzo) и благочестивыя упражненія, въ 11/ч ч. учебныя занятія, въ 21/* ч. учебныя занятія, въ 41/4 ч- прогулка или рекреація вчэ общежитіи, въ Ь1/^ ч. духовныя чтенія и розаріи, въ 61/* ч. учебныя занятія, въ 8 ч. ужинъ, въ 91/* ч. вечерняя молитва и провѣрка уроковъ слѣдующаго дня. Въ дни праздничные распорядокъ жизни слѣдующій. Встаютъ воспитанники обычно, т. е. въ 51/2 ч., въ 6 ч. совершаются утреннія молитвы, размышленія и месса, въ 7 ч. учебныя занятія, въ 73/і ч. завтракъ, въ 8 ч. рекреація, въ 81/2 ч. праздничная месса и конференція, въ 10 ч. пѣніе грегоріанскихъ пѣснопѣній, въ 11 ч.

103*

рекреація и пріемъ родныхъ и знакомыхъ, въ 12 ч. учебныя занятія, въ 2 ч. обѣдъ и благочестивыя упражненія, въ 31/2 ч. прогулка или рекреація въ зданіи семинаріи, въ 4}/2 ч. духовное чтеніе, розаріи, благословеніе (Benedizione) и другія благочестивыя упражненія, въ о3/4 ч. учебныя занятія, въ 8 ч. ужинъ, въ 972 ч. вечернія молитвы и провѣрка уроковъ слѣдующаго дня. Почти тотъ же распорядокъ жизни остается и въ вакаціонное время. По прежнему воспитаиики встаютъ въ 51/2 ч., въ 6 ч. совершаются утреннія молитвы, размышленія и дневная месса, учебныя занятія, въ 73/4 ч. завтракъ, въ 8 ч. рекреація, въ 8Ѵ2 ч. конференція, въ 9 ч. пѣніе грегоріанскпхъ пѣснопѣній, въ 10 ч. рекреація въ ЮѴ'г ч. учебныя занятія, въ ІН/2 ч. рекреація и пріемъ родныхъ и знакомыхъ въ 1272 ч. учебныя занятія, въ 2 ч. обѣдъ и благочестивыя размышленія. Затѣмъ слѣдуетъ прогулка и остальное время какъ въ дни школьные 1).

Результаты своихъ успѣховъ въ наукахъ воспитанники семинарій, по новому уставу, должны обнаруживать на публичныхъ бесѣдахъ и диспутахъ, которые устраиваются префектами-руководителями въ согласіи съ ректоромъ. Болѣе же всего свѣдѣнія воспитанниковъ должны обнаруживаться во время экзаменовъ, которые производятся въ концѣ учебнаго года. Воспитанники гимназіи и лицея, не сдавшіе удовлетворительно ни экзаменовъ, ни переэкзаменовокъ, могутъ оставаться въ томъ же классѣ на повторительный годъ съ правомъ снова держать экзамены: воспитанники же богословія, не выдержавшіе ни экзаменовъ, ня переэкзаменовокъ, должны въ томъ же классѣ остаться на два года, да и при томъ, если на это получатъ разрѣшеніе со стороны высшей власти * 2).

Весьма подробно раскрыта въ уставѣ дисциплинарная сторона, касающаяся воспитанниковъ семинаріи. Первый параграфъ этой части устава, носящій заглавіе: „Avvertenze generali—общія замѣчанія“, касается, такъ сказать, дисциплинарно-житейской стороны учащихся. По этой сторонѣ жизнь воспитанниковъ римско-католическихъ семинарій носитъ на себѣ рельефный отпечатокъ жизни монастырской. Очевидно

5 Programma е norme... Esempi d’orari. Pg. 85—88.

2) Programma e norme... Parte terza. Capo II. §§ 1—3. Art. 98—113.

Pg. 54—57.

это прежде всего изъ того, что воспитанники усердно изолируются отъ жизни внѣшкольной. Все вниманіе (tiit-ta Іа diligenza) начальствующихъ, говорится въ уставѣ, должно быть направлено на то, чтобы воспитанники семинарій были удалены отъ соприкосновенія (dal contatto) съ юношами не аспирантами (т. е. не готовящимися къ священническому служенію) и не съ духовными“... Монастырскій складъ жизни семинаристовъ далѣе очевиденъ и изъ того, что по уставу отъ нихъ требуется очень строгая пунктуальность въ обыденной жизни. Воспитанники семинарій, говорится въ уставѣ, должны быть распредѣлены въ комнатахъ и классахъ по возрасту и успѣхамъ согласно росписанію самого ректора. Потому каждый воспитанникъ долженъ занимать опредѣленное мѣсто въ школѣ, въ столовой, въ церкви. Каждый воспитанникъ долженгь строго соблюдать росписаніе часовъ, которые онъ обязанъ проводить въ своей жилой комнатѣ (въ номерѣ), въ классѣ, на гуляньи и проч. Уклоненіе отъ этого правила разрѣшается лишь съ особаго дозволенія начальствующихъ лицъ. И наконецъ, монастырскій складъ жизни католическихъ семинаристовъ очевиденъ и изъ того, что въ ней весьма существенное мѣсто отведено культово-религіозной сторонѣ. Не говоря уже вообще о многочисленныхъ молитвословіяхъ, которыя, какъ мы уже видѣли, воспитанники должны возносить ежедневно, лучше всего это можно видѣть изъ того, что на подобіе монастырямъ въ столовой въ обѣденное время для воспитанниковъ семинаріи должно совершаться чтеніе назидательныхъ книгъ (libri edificanti ed instruitivi). Обставляя такою пунктуальностью внѣшнюю и внутреннюю жизнь воспитанниковъ семинаріи, уставъ, однакожъ, старается нѣсколько ослабить эту пунктуальность замѣчаніемъ, чтобы во всемъ вышеописанномъ, т. е. въ занятіяхъ, въ рекреаціяхъ и въ церковныхъ службахъ не допускалось излишествъ (non si piolunghino soverchiamente), дабы въ средѣ учащихся не возникло скуки (ne risentano tedio).

Говоря объ отношеніи воспитанниковъ семинаріи къ начальствующимъ лицамъ (verso і superiori), уставъ настаиваетъ на той мысли, чтобы учащіеся видѣли въ ректорѣ отца, кч> которому слѣдуетъ относиться съ сыновнею любовью и искреннимъ повиновеніемъ. То же самое по уставу должно быть оказываемо и другимъ начальствующимъ лицамъ семинаріи. Соотвѣтственно такого рода взгляду на начальствую-

щихъ лицъ, учащіеся, по уставу, въ часы предназначенные, имѣютъ свободный доступъ къ ректору, вицеректору и духовному директору, чтобы съ душею открытой и довѣрчивой (con animo aporto е confidente), какъ говорится въ уставѣ, излагать предъ ними свои нужды и пожеланія. Все это однакожъ не освобождаетъ воспитанниковъ отъ оказанія должнаго уваженія по отношенію къ начальствующимъ лицамъ. Въ присутствіи ректора и другихъ начальниковъ заведенія они обязуются не только стоять на ногахъ съ непокрытой головой, но и съ покорностью (con somissione) и въ мпрѣ выслушивать выговоры, отказы и наказанія.

Касаясь взаимныхъ отношеній семинаристовъ между собою (verso і compagni), уставъ требуетъ, чтобы они не стѣсняли другъ друга и потому настаиваетъ на строгомъ распредѣленіи воспитанниковъ по номерамъ, такъ, чтобы воспитанники одного номера безъ разрѣшенія начальствующихъ лицъ не входили въ другой номеръ. Въ случаяхъ же сношеній семинаристовъ другъ съ другомъ уставъ рекомендуетъ имъ руководиться всегда христіанскою любовью и потому избѣгать слишкомъ разгоряченныхъ споровъ, оскорбительныхъ шутокъ, запрещается при разговорахъ употреблять прозвища и проч. И въ то же время уставомъ строго за-запрещается проявленіе дружественной фамильярности между воспитанниками. Семинаристы напр. не могутъ обнимать другъ друга (іі mettersi le mani adosso), писать другъ другу записки и проч. Равнымъ образомъ и въ отношеніяхъ къ домашней прислугѣ (verso і domestici) семинаристамъ рекомендуется съ одной стороны оказывать любовь и уваженіе къ человѣческому достоинству, съ другой избѣгать излишней фамильярности. Семинаристы напр. не только не имѣютъ права давать какихъ-либо порученій прислугѣ, но и бесѣдовать съ нею. Одни лишь префекты съ разрѣшенія вицеректора могутъ заставлять прислугу исполнять тѣ или иныя желанія воспитанниковъ. Съ другой стороны семинаристы не имѣютъ права и дѣлать выговоры прислугѣ; въ случаѣ же недовольства ею должны обращаться къ префектамъ.

Касаясь отношеній воспитанниковъ къ постороннимъ лицамъ (verso gli estranei), уставъ требуетъ, чтобы воспитанники принимали ихъ только дважды въ недѣлю въ часы, свободные отъ занятій въ классныхъ комнатахъ и отъ молитвы: Ave Maria... Для визитовъ же экстраординарныхъ

должно быть испрашиваемо особое разрѣшеніе отъ начальствующихъ лицъ. Принимать могутъ воспитанники лишь родителей и близкихъ родственниковъ (parenti prossimi), другихъ же лицъ съ особаго разрѣшенія ректора и вице-ректора. Въ пріемной (in parlatorio) семинаристы по уставу должны вести себя съ должной благовоспитанностью (buona creanza), не обнаруживая въ то же время особаго тщеславія понравиться міру. Въ особенности же запрещается воспитанникамъ получать въ пріемной отъ посѣщающихъ ихъ лицъ— съѣсЛюе, напитки и вести корреспонденцію безъ особаго на то разрѣшенія ректора и вицеректора.

И наконецъ касаясь отношеній семинаристовъ къ сампмъ себѣ (verso se stessi), уставъ рекомендуетъ имъ обращать вниманіе не только на свой внутренній складъ, уважать въ себѣ образъ Божій и быть храмомъ Св. Духа (rispettera in se medesimo l’imagine di Dio e il tempio dello Spirito santo), выражая то и другое въ скромности и благопристойности, но и также на внѣшнюю сторону ихъ жизни — содержать въ чистотѣ не только самихъ себя, но и свои жилища со всею окружающею обстановкою, напр. мебель и т. п.

Съ педантичною пунктуальностью уставъ наконецъ обставляетъ тѣ моменты семинарской жизни, въ коихъ повиди-мому должна быть отведена имъ свобода. Говоря объ обѣденномъ времени семинаристовъ (della rel'ezione), уставъ требуетъ, чтобы воспитанники входили и выходили изъ столовой въ полномъ молчаніи, за столомъ вели себя вполнѣ корректно, напр. ѣли не слишкомъ скоро и не слишкомъ медленно, а приноравливаясь къ другимъ сотоварищамъ и слушая въ то же время чтенія, установленныя для обѣда. Говоря о рекреаціяхъ (della ricreazione), уставъ требуетъ, чтобы въ нихъ принимали участіе обязательно всѣ воспитанники. Безъ особаго разрѣшенія префекта отъ рекреакцій поэтому по уставу не должны освобождаться воспитанники даже и въ томъ случаѣ, если они вмѣсто рекреакцій изъявили желаніе провести время въ подготовленіи уроковъ или чтеніи полезныхъ книгъ. Во время самыхъ рекреацій рекомендуется такого сорта игры, въ которыхъ могутъ принимать участіе всѣ воспитанники. Очень подробно уставъ трактуетъ о прогулкахъ семинаристовъ по городу и его окрестностямъ... Въ этихъ прогулкахъ, какъ и въ рекреаціяхъ, по уставу, должны принимать участіе всѣ семинаристы, исключая тѣхъ, кото-

рые имѣютъ дозволеніе оставаться дома отъ ректора пли его помощника. Во время самыхъ прогулокъ воспитанники должны идти тою дорогою, какую укажетъ префектъ, и идти въ строгомъ порядкѣ, соблюдая приличную осанку, медленный шагъ, бесѣдуя тихимъ голосомъ. При встрѣчѣ съ мон-синьеромъ епископомъ, воспитанники, по уставу, должны остановиться, снять шляпы и воздать ему должное почтеніе; при встрѣчѣ же съ канониками, начальниками семинарій и профессорами, должны привѣтствовать ихъ снятіемъ шляпъ, но не останавливаясь. Конечно, строго воспрещается воспитанникамъ во время прогулокъ вести разговоры съ сторонними лицами.

Всѣ указанныя условія семинарской жизни должны быть, по уставу, сохраняемы и въ вакаціонное время, т. е. время свободное отъ занятій. Все это время они должны проводить или въ городскомъ семинарскомъ общежитіи, или во время осеннихъ каникулъ на семинарскихъ дачахъ. Правда, во время ваката имъ дозволяется иногда гулять безъ присмотра префекта, но въ то же время рекомендуется не только не заходить въ знакомые семейные дома, но даже и проходить около нихъ. Съ особаго разрѣшенія епископа нѣкоторыхъ воспитанниковъ лицея и богословія во время ваката разрѣшается на нѣсколько дней (самое большее на мѣсяцъ) отпускать въ семьи—къ отцу, вообще къ близкимъ родственникамъ, но въ такомъ случаѣ поручается священнику, въ приходѣ коего будетъ жить воспитанникъ, или какому - либо другому духовному лицу, прежде возвращенія воспитанника въ семинарію, тайно (confidenziali) сообщать ректору о его благоповеденіи въ родномъ домѣ.

Говоря объ увольненіи (dell’ espulsione) воспитанниковъ изъ семинаріи, уставѣ признаетъ, что оно есть послѣднее средство (rimedio estremo), употребляемое по отношенію къ лицамъ неисправимымъ (incorreggibili), которые остаются глухи ко всѣмъ увѣщаніямъ; скандалистамъ (scandalosi), которые не только нарушаютъ сами семинарскія правила, но и другихъ побуждаютъ къ тому же самому, и, наконецъ, къ лицамъ запятнавшимъ себя особенно великими моральными пороками 1).

г) Programme е norme... Parte terza. Capo III. §§ 1 — 11. Art. 114--16U). Pg. 57—65.

Вт, концѣ устава находится приложеніе (appendice), носящее заглавіе: norme iugieniche, въ которомъ излагаются гигіеническія требованія по отношенію къ семинарскимъ зданіямъ. Чего либо особеннаго отдѣлъ этотъ не содержитъ. Уставъ требуетъ, чтобы церковь, аудиторіи, номера семинаристовъ были достаточно обширны, хорошо освѣжаемы чистымъ воздухомъ, снабжены электрическимъ освѣщеніемъ. Въ спальняхъ напр., должно приходиться по 14 метровъ на каждаго человѣка. Уставъ далѣе предписываетъ, чтобы во всемъ зданіи наблюдались очень строго чистота, отсутствіе пыли и проч. Очень пунктуально описываются въ уставѣ и тѣ гигіеническія требованія, которыя должны выполнять воспитанники. Онъ требуетъ, чтобы воспитанники содержали въ чистотѣ свое тѣло, лицо и руки обязательно мыли мыломъ, возможно чаще принимали ванны, мѣняли спальное бѣлье... Пунктуальность устава доходитъ до того, что въ немъ подробно говорится о томъ, какъ должны вести себя воспитанники, если во время прогулокъ застанетъ ихъ дождь. Уставъ рекомендуетъ воспитанникамъ въ такихъ случаяхъ прятаться подъ крыши зданій. И наконецъ самыя обычныя предписанія гигіеническаго характера излагаются въ уставѣ и по отношенію къ больницѣ. Уставъ требуетъ, чтобы она была выстроена на солнечной сторонѣ, имѣла достаточное количество печей, особый водопроводъ, чтобы въ ней было достаточное крличество комнатъ и онѣ должны быть покрыты лакированнымъ цементомъ, чтобы была отведена особая комната для заразныхъ больныхъ» и проч. Говоря о докторѣ, уставъ требуетъ, чтобы онъ слѣдилъ за гигіеническимъ состояніемъ семинарскаго зданія, въ частности и особенно за кухней и кладовой, чтобы не менѣе рачительно заботился о воспитанникахъ, осматривалъ ихъ послѣ возвращенія съ вакаціоннаго времени, послѣ рекреацій, велъ вѣдомость о состояніи здоровья каждаго изъ воспитанниковъ, при первыхъ признакахъ заболѣванія подавалъ имъ помощь, въ случаѣ же усиленія болѣзни извѣщалъ начальствующихъ лицъ и проч. 1).

Таковъ новый Уставъ римско-католическихъ семинарій. Не трудно видѣть, что Уставъ этотъ имѣетъ хорошія стороны. Хорошо, напр., уже то одно, что новый Уставъ задается мыслію и научно подготовить семинаристовъ къ предстоя-

’) Programma е norme... Appendice I. §§ 1—4. Art. 1—29. Pg. 69—72.

щему служенію, и духовно воспитать ихъ къ тому же служенію. Преслѣдуя первую цѣль, Уставъ требуетъ изученія семинаристами цѣлаго ряда не только богословскихъ, но и свѣтскихъ наукъ. Преслѣдуя послѣднюю цѣль, Уставъ обставляетъ каждый шагъ семинаристовъ массой иногда очень мелочныхъ предписаній. Воздавая такимъ образомъ должное новому Уставу римско-католическихъ семинарій, не думаю однакожъ, чтобы онъ могъ достигнуть полнаго осуществленія обѣихъ намѣченныхъ имъ цѣлей. Не думаю напр., чтобы и при новомъ Уставѣ изъ римско-католическихъ семинарій выходили истинно и всесторонне образованные люди. Несомнѣннымъ тормазомъ къ этому по прежнему будетъ служить строй римской церкви, все подчиняющій авторитету единаго лица непогрѣшимаго первосвященника и въ силу того долженствующій налагать тенденціозный отпечатокъ на преподаваніе какъ свѣтскихъ, такъ и богословскихъ наукъ и въ новыхъ реформированныхъ семинаріяхъ. Не думаю далѣе, чтобы не взирая на всѣ мелочныя предписанія, изъ новыхъ римско-католическихъ семинарій выходили настоящіе духовные скопцы въ жизни, какихъ представители римско-католической церкви думаютъ создать новымъ уставомъ. Природа всетаки свое возьметъ и нарушенія седьмой заповѣди, считавшіяся доселѣ обычными грѣхами въ средѣ безбрачнаго римско-католическаго духовенства, останутся столь же обычными грѣхами и въ средѣ лицъ, имѣющихъ выдти изъ новыхъ семинарій. Пора бы, мнѣ кажется, представителямъ римской церкви понять это и не налагать на людей, ищущихъ священства, и неудобоносимое и незаконное иго. Вообще же, мнѣ думается, новый Уставъ римско-католическихъ семинарій стремится создать изъ семинаристовъ монаховъ съ іезуитской окраской, а не тѣхъ пастырей церкви, которыхъ ищетъ въ семинаристахч^ православно-восточная церковь.

Вл. Керенскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.