Научная статья на тему 'Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке'

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 7. С. 99-115.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Богословскія и священническія школы на православномъ греческомъ Востокѣ * *).

ЙО, какъ ни цѣлесообразнымъ представлялось комиссіи преобразованіе Халкинской богословской школы съ раздѣленіемъ ея на два упрежденія, оно не состоялось не j только вслѣдъ за представленіемъ аргументированнаго Т доклада, но и въ послѣдующее время. Затрудненія финансовыя и педагогическія, на которыя были указано въ докладѣ комиссіи, были настолько существенны, что патріархіи лишь отчасти пришлось осуществить намѣченную реформу. Разумѣемъ открытіе въ Константинополѣ въ 1875 г. школы священнической. Что же касается Халкинской богословской школы, то положеніе ея ни мало не измѣнилось и сохранило прежнее statu quo. Въ слѣдующемъ 1874 г. при патріархѣ Іоакимѣ II былъ изданъ пятый уставъ школы, представляющій буквальное воспроизведеніе устава 1867 г. *). Значитъ, не смотря на недостатки внутренняго строя богословской школы, патріархіи на первыхъ порахъ пришлось отказаться отъ всякой реформы и вести воспитаніе и обученіе по установившемуся порядку. Кромѣ матеріальныхъ причинъ, сохраненіе statu quo Халкинской богословской школы обусловливалось и характеромъ церковной политики современнаго патріарха Іоакима II (1873—1878 г.), который былъ строгимъ консерваторомъ и сторонникомъ старыхъ традицій

*) Продолженіе. См. іюнь.

*) Kanoviap-bi; ttjc Чѵ ХіХщ ѲгоХоуіхгіс aXoXfj; тоО Xptstoö '•toocXVi«:. -tf; 1874. SeX. І-.29'. r-

во всемъ строѣ церковной жизни патріархата. Съ его точки зрѣнія реформа Халкинской школы, намѣченная комиссіей при патріархѣ Анѳимѣ VI, была неоправдываемымъ сущностію дѣла и современными условіями новшествомъ, на пути къ которому стояли и препятствія внѣшняго характера. Поэтому въ патріаршество Іоакима II Халкинская богословская школа существовала на прежнихъ основаніяхъ.

Новое отношеніе къ этой школѣ наблюдается со стороны его премника, патріарха Іоакима III (1878—1884 г.), большого любителя просвѣщенія, виновника многихъ необходимыхъ преобразованій въ строѣ церковно-общественной жизни константинопольскаго патріархата. Еще будучи митрополитомъ варнскимъ, святѣйшій Іоакимъ живо интересовался положеніемъ Халкинской богословкой школы и состоялъ членомъ и помощникомъ предсѣдателя той спеціальной комиссіи, которая въ 1873 г. представила патріарху Анѳиму VI извѣстный докладъ о необходимыхъ преобразованіяхъ, въ устройствѣ школы. Занявъ патріаршій престолъ, Іоакимъ III призналъ необходимымъ вновь поставить на очередь и вопросъ о реформѣ школы. Но, какъ участникъ первой преобразовательной комиссіи, онъ не сталъ дѣйствовать по руководству представленнаго ею доклада, а передалъ дѣло на безпристрастный судъ другой, составленной имъ, епитропіи. Въ составъ этой епитропіи вошли исключительно препода-' ватели Халкинской школы: іеродіаконъ Григорій Зигавинъ, архимандритъ Филаретъ Вафидисъ, Василій Георгіадисъ, Л. Арванитакисъ, Е. Амаксопулъ, Г. Ліанопулъ и К. Хара-лампидисъ. 24 апрѣля 1879 г. комиссія представила патріарху свой „докладъ о Халкинской богословской школѣ". Здѣсь вопросъ о реформѣ школы поставленъ иначе, чѣмъ въ докладѣ комиссіи 1873 г.

Въ частности, по вопросу о раздѣленіи Халкинской богословской школы на двѣ школы—священническую и собственно богословскую, обособленныя территоріально и имѣющія различное назначеніе, комиссія высказалась безусловно одобрительно и признала такую мѣру прекрасной и цѣлесообразной. Главное препятствіе для осуществленія этого проекта заключалось, по мнѣнію комиссіи, въ недостаткѣ матеріальныхъ средствъ. Правда, епитропія 1873 года выразила твердую увѣренность въ томъ, что эти средства найдутся, но ихъ и теперь еще нѣтъ, по этому новая комиссія нахо-

дитъ небезполезнымъ предложить другое средство для уврачеванія зла. По ея мнѣнію, возможно обѣ школы помѣстить вь одномъ зданіи, вести общее для нихъ хозяйство, но внутреннюю жизнь каждой школы организовать обособленно. Для этого слѣдуетъ расширить зданіе Халкинской богословской школы, дабы увеличить и комплектъ учащихся,—увеличить во времени и курсъ обученія, расширить школьную программу путемъ введенія новыхъ предметовъ, пересмотрѣть и исправить дѣйствующій уставъ съ такимъ разсчетомъ, чтобы точно былъ опредѣленъ и разграниченъ кругъ дѣятельности каждой школы. При такомъ устройствѣ обѣихъ школъ потребуется меньшій по числу комплектъ преподавателей, содержаніе ихъ и учениковъ будетъ стоить дешевле, а дисциплина и порядокъ въ обѣихъ школахъ будутъ зависѣть отъ Способности и усердія лицъ начальствующихъ и школьной епитропіи. Справедливость требуетъ и сказать, что настоящее состояніе Халкинской богословской школы вовсе не такъ безотрадно, какъ изобразила ея положеніе комиссія 1873 года, а съ другой стороны, прошлыя ея услуги для церкви и греческаго народа довольно почтенны, такъ что будетъ и неблагодарностью, и несправедливостью утверждать, будто школа весьма мало отвѣчаетъ ожиданіямъ и потребностямъ церкви. Развѣ большинство законоучителей и іерокириксовъ въ православныхъ приходахъ Турціи вышли не изъ стѣнъ Халкинской школы? Развѣ весьма многіе изъ іерарховъ греко-восточной церкви не принадлежали къ составу ея питомцевъ? Наконецъ, сами 'почтенные члены комиссіи 1873 г., намѣтившіе рядъ необходимыхъ въ школѣ преобразованій, развѣ не были воспитанниками этой общей для нихъ матери?—Если же нѣкоторые изъ питомцевъ богословской школы, по окончаніи ученія, не оправдали надеждъ, возлагаемыхъ на нихъ церковью, и уклонились въ сторону отъ прямого пути первоначальнаго своего назначенія, эго, по мнѣнію второй комиссіи, слѣдуетъ отнести на счетъ преимущественно ихъ руководителей, которые своевременно не приняли необходимыхъ мѣръ для удержанія ихъ въ составѣ служителей церкви. Значитъ, для устраненія въ будущемъ этого ненормальнаго явленія, предстоитъ необходимость внимательнѣе заботиться объ окончившихъ курсъ Халкинской школы и соотвѣтствующими средствами укрѣплять ихъ въ убѣжденіи посвятить себя на служеніе церкви Божіей.

Далѣе, устройство школы священнической, предложенное въ проектѣ комиссіи 1873 года, признано епитропіей удовлетворительнымъ, за исключеніемъ программы наукъ, которую желательно измѣнить и дополнить, и наличнаго штата учащихся отъ 160 до 200 человѣкъ, который можно уменьшить до 100 человѣкъ. Безусловно правильнымъ слѣдуетъ признать и проектъ комиссіи относительно отправленія способныхъ молодыхъ людей за границу для продолженія образованія и подготовки къ преподаванію. Наконецъ, по вопросу о матеріальномъ обезпеченіи школы и вторая комиссія высказалась за необходимость содѣйствія со стороны филантроповъ и любителей просвѣщенія, такъ какъ патріархія рѣшительно не имѣетъ средствъ на содержаніе двухъ учебныхъ заведеній ‘).

Однако патріархъ Іоакимъ III призналъ болѣе удобнымъ учредить священническую школу отдѣльно отъ богословской и въ 1879 г. возстановилъ такую школу въ Константинополѣ, первоначально открытую въ 1875 году. Въ будущемъ же патріархъ имѣлъ въ виду расширить зданіе богословской школы на Халки и помѣстить здѣсь двѣ духовныя школы—среднюю и высшую. Въ 1881 г. проектъ новаго зданія былъ составленъ архитекторомъ Іоанниди, и патріархъ вмѣстѣ съ синодомъ обратился ко всѣмъ архіереямъ патріархата съ окружнымъ посланіемъ, приглашая ихъ къ пожертвованіямъ на нужды школы. Для производства работъ была образована и особая епитропія изъ пяти митрополитовъ, которая энергично и принялась за сборъ пожертвованій. Посланія по этому поводу были отправлены и ставропи-гіальнымъ монастырямъ, а также клиру и народу патріархата а). Но осуществить это крупное дѣло патріарху Іоакиму не пришлось, такъ какъ собранныхъ денегъ оказалось недостаточно, а тревожныя обстоятельства второй половины его па-тріархатства (1883—84 г.) сосредоточили его вниманіе на защитѣ правъ и преимуществъ церкви отъ посягательствъ турецкаго правительства. По этой же причинѣ при патріархѣ Іоакимѣ III въ Халкинской богословской школѣ остался прежній уставъ, а внутреннее устройство регламентировалось прежними нормами. Дишь въ 1883 году было сдѣлано одно

') КаХХДірршѵ, ’EaxXijatataTwi] ’ErriÖEoiprjsii, Д’, I, 228—232. г) Ibid., Л1, III, 275—277.

нововведеніе: курсъ обученія быдъ назначенъ восьмилѣтній, вмѣсто прежняго семилѣтняго. Въ восьмомъ классѣ преподавались исключительно богословскія науки, воспитанники упражнялись въ произнесеніи проповѣдей и въ составленіи сочиненій на богословскія темы, практически готовились къ прохожденію пастырскаго служенія. Въ указанномъ году, вслѣдствіе измѣненія въ курсѣ, не было и очередного выпуска воспитанниковъ. Общій составъ выпускныхъ курсовъ попрежнему былъ очень невеликъ. Такъ въ 1879 г. окончили ученіе лишь восемь воспитанниковъ, въ 1880—четыре, въ 1881—шесть, въ слѣдующемъ—девять, въ 1884—одинаддать и т. д. ') Изъ другихъ перемѣнъ въ жизни школы нужно отмѣтить двукратное въ теченіе учебнаго года производство экзаменовъ. Въ началѣ учебнаго 1880—81 г. совѣтъ школы подъ предсѣдательствомъ схоларха, архимандрита Германа Григорія, сдѣлалъ поставленіе, что для возбужденія соревнованія среди воспртанниковъ и для подъема ихъ школьныхъ успѣховъ необходимо устраивать экзамены два раза въ годъ— зимой и лѣтомъ и не только устныя, но и письменныя. Это постановленіе было одобрено ѳфоріей и утверждено патріархомъ и синодомъ 2). А затѣмъ школа, по обыкновенію, очень нуждалась въ матеріальныхъ средствахъ. Съ 1 сентября 1878 г. до 31 августа 1879 г. на ея содержаніе было израсходовано 397.950 гросіевъ (31.836 р.), а доходъ за всѳ это время составилъ 384.564 гросіевъ; значитъ, получился дефицитъ въ 13.386 гросіевъ (1.070 р. 88 к.). Доходъ образовался изъ денежныхъ взносовъ архіереевъ, священниковъ, монастырей, изъ добровольныхъ пожертвованій и нѣкоторыхъ арендныхъ статей. И за предыдущій 1877—78 учебный годъ расходъ (758.670 гр.) превысилъ доходъ (738.260 гр.) ®). Дефицитъ обыкновенно зависѣлъ отъ неаккуратнаго поступленія денежныхъ взносовъ отъ епархіальныхъ архіереевъ, на которыхъ, вмѣстѣ съ патріархіей, лежала преимущественная обязанность содержать единственную въ патріархатѣ богословскую школу. Въ виду постоянныхъ недочетовъ въ этомъ отношеніи, патріархъ Іоакимъ III въ февралѣ (9) 1881 г. обратился къ епархіальнымъ митрополитамъ съ окружнымъ * 3

’) Е у. х X т) s і а о т t х т] ’А X Yj Ѳ е t я, 1899, № 50, я. 465—467. а) КяХХісрршѵ, ’ExxXrjouxciTixi] ’Е-іѲешр^яі;, Д1 III, 34. К-лоХи. 1881-

3) Ibid. Д1, II, 54—59.

посланіемъ, которымъ побуждалъ ихъ возможно скорѣе представитъ въ кассу школы причитающіеся съ нихъ взносы. Архіереи обязывались оказать воздѣйствіе въ этомъ направленіи и на тѣхъ приходскихъ священниковъ, за которыми числился по этой статьѣ долгъ патріархіи *).

Въ 1885 году, послѣ удаленія съ каѳедры патріарха Іоакима III, въ Халкинской богослословской школѣ опять былъ введенъ семилѣтній курсъ обученія, вмѣсто восьмилѣтняго. Въ этомъ году состоялся и самый большой выпускъ дидаскаловъ богословія за весь пятидесятилѣтній періодъ (1844—1899) существованія школы, именно въ 15 человѣкъ 2). Въ послѣдующее десятилѣтіе, въ школѣ не было существенныхъ перемѣнъ. Уставъ оставался старый, число воспитанниковъ было очень невелико, а количество дидаскаловъ богословія каждаго выпуска не превышало установившейся въ прежніе годы нормы и, въ общемъ, было очень ограниченно (отъ 6 до 14 человѣкъ). Въ 1894 г. школу постигло страшное несчастіе: она была совершенно разрушена землетрясеніемъ 29 іюня. Патріархъ Неофитъ VIII, а потомъ Анѳимъ VII и синодъ приняли мѣры къ постройкѣ новаго зданія для школы. Въ 1895 г. школа еще не была возстановлена, но въ слѣдующемъ году состоялся очередной выпускъ дидаскаловъ богословія (10) Въ 1897 г. школу оставилъ ея замѣчательный схолархъ, архимандритъ Германъ Григора, создавшій себѣ репутацію честнаго, энергичнаго и строгаго начальника, ученаго профессора, руководителя-отца учащейся молодежи. Съ 1900 г. школой управляетъ ставропольскій митрополитъ Апостолъ Христодулъ, кандидатъ кіевской духовной академіи 3 3). За первое полустолѣтіе дѣятельности школы изъ нея вышли только 342 дидаскала богословія *). Въ началѣ второй половины вѣка штатъ воспитанниковъ Халкинской школы нѣсколько увеличился. Въ серединѣ 1903 г. для „священной

') Ibid., 41, III, 256.

2) ’Е х х ?. »i з t з з т і х ■»] ’А A V] Ѳ s t а, 1899, № 50, а. 470.

3) По свѣдѣніямъ изъ Константинополя отъ текущаго года, митрополитъ Апостолъ, вслѣдствіе разстройства здоровья, намѣренъ былъ выдти въ отставку, но патріархъ и синодъ удержали его на мѣстѣ, давъ лишь трехмѣсячный отпускъ. Временнымъ схолархомъ назначенъ старшій изъ преподавателей архимандритъ Іоаннъ Евстратіу. — ’ЕххАт|віязтіхті ’А >. г] Ѳ s і а, 1906, № 3, з. 27.

*) ’Е х ■/.)- rj о t з з т і х I] 'А А у Ö е і а, 1899, № 50, з. 470.

патріаршей богословской школы великой Христовой церкви“ былъ утвержденъ новый шестой уставъ, дѣйствующій и въ настоящее время. Любопытно войти въ подробности этого устава, дабы видѣть, какъ поставлено въ Халкинской школѣ дѣло воспитанія и обученія пастырей и архипастырей грековосточной церкви, создавшееся по руководству и на основѣ полувѣкового опыта въ этомъ направленіи.

Уставъ содержитъ такія общія положенія о школѣ. „Богословская школа великой Христовой церкви“, основанная въ 1844 г. въ патріаршемъ ставропигіальномъ монастырѣ Св. Троицы на Халки, имѣетъ задачей надлежащее научное, религіозное и нравственное образованіе священнаго греческаго клира. Школа содержится на ежегодные денежные взносы вселенскаго патріарха, преосвященныхъ архіереевъ вселенскаго престола, священниковъ и ставропигіальныхъ монастырей, а равно и на добровольныя пожертвованія. О школѣ, зависящей непосредственно отъ вселенскаго патріарха и его синода, печется четырехчленная ефорія изъ синодальныхъ архіереевъ, а управляетъ ею одинъ схолархъ. Школа имѣетъ собственпую печать съ изображеніемъ Троицы и съ надписью: „Богословская школа великой Христовой церкви на Халки—1844“. Эта печать хранится у схоларха и прикладывается къ оффиціальнымъ документамъ, а равно къ дипломамъ окончившихъ въ школѣ курсъ.

Ефорія школы состоитъ изъ четырехъ равныхъ по голосу членовъ, избираемыхъвселенскимъ патріархомъ и синодомъ изъ синодальныхъ митрополитовъ, имѣетъ свою печать съ изображеніемъ креста въ срединѣ и съ надписью: „Ефорія богословской школы на Халки—1875“; одинъ изъ членовъ ефоріи принимаетъ на себя по назначенію синода и завѣдываніе казной школы. Ефорія заботится обо всемъ вообще, относящимся къ содержанію и прогрессу школы, и поэтому члены ея по очереди лично обозрѣваютъ школу и внимательно знакомятся съ ея положеніемъ и узнаютъ о нуждахъ. Когда окажется вакантнымъ мѣсто схоларха или какого либо профессора, ефорія, по предварительному увѣдомленію схоларха или секретарей своего и школы, указываетъ священному синоду подходящихъ для этого лицъ, послѣ тщательнаго наведенія справокъ объ ихъ достоинствахъ, а также назначаетъ и другихъ необходимыхъ для школы лицъ. Ефорія заботится и о ежегодномъ пріемѣ въ школу учениковъ, собираетъ свѣдѣнія объ ихъ качествахъ

и принимаетъ, согласно требованію устава, поручительства за нихъ, а послѣ экзамена, произведеннаго преподавателями, и медицинскаго осмотра, снабжаетъ ихъ входнымъ билетомъ на поступленіе въ школу. Ефорія принимаетъ и всякія пожертвованія на нужды школы, записываетъ ихъ въ особый кодексъ и заботится объ исполненіи воли жертвователей. Ефорія сообщаетъ схоларху всякое распоряженіе, касающееся школы. Всякое постановленіе схоларха и совѣта преподавателей, представляемое ефоріи, не противорѣчащее уставу и касающееся школьной программы, обсуждается ефоріей и утверждается патріархомъ и синодомъ. Ефорія имѣетъ въ патріархіи очередныя свои засѣданія еженедѣльно, а чрезвычайныя—по требованію необходимости. За мѣсяцъ до начала учебнаго года онъ составляетъ проектъ смѣты, и представляетъ на утвержденіе вселенскаго патріарха и синода. Безъ разрѣшенія синода ефорія не имѣетъ права расходовать единовременно свыше 50 турецкихъ лиръ (лира 8 р. 60 к.) на какое-либо дѣло, не предусмотрѣнное уставомъ. По окончаніи каждаго учебнаго года она представляетъ патріарху и синоду отчетъ о своей дѣятельности. Ефорія имѣетъ своего секретаря, по возможности—клирика изъ окончившихъ курсъ богословской школы, назначаемаго синодомъ по ея представленію. Онъ завѣдуетъ всѣмъ дѣлопроизводствомъ шкойы и хранитъ-—книгу съ оффиціальной перепиской ефоріи, проѣо-колы ея засѣданій, казначейскую книгу для записи доходовъ и расходовъ школы, кодексъ съ годовыми смѣтами расходовъ и доходовъ, книгу для записи денежныхъ поступленій на содержаніе школы отъ архіереевъ и священниковъ патріархата, книгу для занесенія пожертвованій на нужды школы, подробную опись школьнаго имущества и т. п. Ефоръ, завѣдующій казною школы, принимаетъ, на основаніи представленныхъ секретаремъ документовъ, всѣ очередныя и экстренныя поступленія, заботится, съ вѣдома ефоріи, о необходимомъ содержаніи всей школы, выдаетъ жалованье преподавателямъ и всѣмъ служащимъ въ школѣ, слѣдитъ за временемъ производства всякихъ доходовъ и расходовъ, о которыхъ секретарь въ концѣ каждаго мѣсяца и представляетъ ефоріи оффиціальныя свѣдѣнія, а въ концѣ года каз-начей-ефоръ представляетъ общій отчетъ ефоріи и синоду объ экономическомъ положеніи школы. Члены ефоріи оста-

jotch въ ней до конца своего пребыванія въ синодѣ въ качествѣ его членовъ.

Средствами содержанія школы служатъ: основной ея фондъ, опредѣленные ежегодные взносы патріарха, архіереевъ и священниковъ, филотимонъ (опредѣленный взносъ) при избраніи и перемѣщеніи архіереевъ, доходы съ имѣній школъ и тѣхъ монастырей, которые назначены для ея содержанія, ежегодная субсидія русскаго Св. Синода, взносы митрополитовъ Босніи и Герцеговины, проценты съ завѣщанныхъ школѣ. имуществъ, различные доходы, поступающіе отъ великаго архидіакона патріархіи, патріаршаго храма и т. и. Завѣдываніе основнымъ капиталомъ и помѣщеніе его въ солидномъ банкѣ принадлежитъ предсѣдателю ефоріи, казначею и всѣмъ ея членамъ, которые совмѣстно и рѣшаютъ, какимъ образомъ лучше обезпечить его неприкосновенность. И проценты съ этого капитала не расходуются на текущіе нужды, а прибавляются къ фонду для его увеличенія.

Личный составъ школы образуютъ схолархъ, преподаватели, секретарь, онъ же и библіотекарь, ученики, два епи-стата изъ клириковъ, исполняющіе и обязанности ефимеріевъ, врачъ, экономъ и необходимые для различныхъ обязанностей въ школѣ и храмѣ слуги,—всѣ чада святой православной восточной церкви.

Схолархъ — мужъ въ священномъ санѣ, засвидѣтельствованной добродѣтели и опытности, свѣдущій въ свѣтскихъ наукахъ и особенно въ богословскихъ, имѣющій дипломъ богословской школы, рекомендуется ефоріей и назначается патріархомъ и синодомъ. Схоларху принадлежитъ все внутреннее управленіе школой и руководство, онъ постоянно здѣсь находится и получаетъ отъ школы содержаніе, имѣя особаго слугу; въ случаѣ его отсутствія или болѣзни, его. обязанности исполняетъ одинъ изъ профессоровъ. Схолархъ неусыпно и заботливо печетея о точномъ исполненіи законовъ и распоряженій школы, одинъ только отдаетъ ефоріи отчетъ обо всемъ происшедшемъ въ школѣ, а вмѣстѣ обязанъ и преподавать какой-либо богословскій предметъ изъ области своей спеціальности. Схолархъ имѣетъ точныя свѣдѣнія о методѣ преподаванія каждаго изъ наставниковъ, и посѣщаетъ ихъ уроки, слѣдитъ и за занятіями воспитанниковъ и, въ случаѣ необходимости, даетъ руководящія указанія и совѣты. Схолархъ имѣетъ право дѣлать надлежащія

замѣчанія преподавателю, небрежно исполняющему свои обязанности или какимъ-либо образомъ вредящему дѣлу школы, а въ случаѣ неповиновенія обращается къ ефоріи, которой систематически сообщаетъ и обо всемъ, касающемся школы; онъ направляетъ въ ефорію и всякую письменную просьбу преподавателей. Схолархъ, какъ предсѣдатель, созываетъ профессоровъ на общее собраніе аккуратно одинъ разъ въ мѣсяцъ, а въ экстренныхъ случаяхъ всякій разъ, какъ признаетъ нужнымъ, и совѣщается съ ними о дѣлахъ, касающихся успѣха школы. Рѣшенія производятся большинствомъ голосовъ, причемъ при равенствѣ перевѣсъ дается голосомъ схоларха; въ протоколахъ, подписанныхъ всѣми преподавателями и секретаремъ школы, точно излагаются мнѣнія участвовавшихъ въ засѣданіи лицъ. Въ недѣлю отцевъ седьмого вселенскаго собора схолархъ послѣ литургіи даетъ право воспитанникамъ выпускного класса _ проповѣдовать слово Божіе, причемъ обращается къ нимъ въ присутствіи всѣхъ съ рѣчью и намѣчаетъ темы для ихъ слова въ предстоящій постъ. Подобнымъ образомъ указываются предметы проповѣдей и въ великую четыредесятницу. Схолархъ предъ началомъ занятій произноситъ соотвѣтствующую рѣчь и чрезъ секретаря школы сообщаетъ о результатахъ экзаменовъ за минувшій годъ, а предъ началомъ устныхъ экзаменовъ каждаго года публично читаетъ отчетъ о ея дѣятельности. Схолархъ по своему усмотрѣнію возлагаетъ на кого либо изъ корпораціи обязанности скевофилакса.

Учительскій персоналъ составляютъ схолархъ и преподаватели, изъ коихъ преподавателями богословія должны быть клирики. Преподавателей рекомендуетъ, по предварительному Соглашенію съ схолархомъ, ефорія, а опредѣляютъ патріархъ и синодъ. Всякій преподователь долженъ быть безукоризненнаго поведенія и обязанъ имѣть дипломъ высшей школы, свидѣтельствующій о спеціальныхъ его познаніяхъ въ тѣхъ наукахъ, которыя онъ намѣренъ преподавать въ школѣ. Каждый изъ преподавателей богословія долженъ преподавать предметы лишь одной и той же богословской отрасли. Первый годъ занятій каждаго вновь назначеннаго преподавателя считается лишь пробнымъ. Преподаватели школы, съ разрѣшенія ефоріи, могутъ преподавать и въ другихъ учебныхъ заведеніяхъ. Всѣ преподаватели обязаны сообразоваться съ постановленіями настоящаго устава и давать схоларху свѣ-

дѣнія о методахъ обученія и книгахъ, допущенныхъ къ употребленію въ качествѣ учебниковъ. Всѣ преподаватели обязаны преподавать всѣ предметы по руководству печатныхъ учебниковъ, а тѣ, которые по необходимости прибѣгаютъ къ запискамъ, обязаны тщательно исправлять и переписывать ихъ, дабы въ теченіе многолѣтняго преподаванія и сами совершенствовалисъ въ познаніяхъ, и постепенно составлялся рядъ церковныхъ сочиненій. Преподаватели обязаны точно и неопустительно быть въ установленные часы на урокахъ и въ случаѣ болѣзни сообщать объ этомъ схоларху, отмѣчать точно въ особыхъ журналахъ степень познанія учениковъ и ихъ отсутствіе, сообщать объ этомъ и схоларху, дѣ* лать внушенія и замѣчанія ученикамъ, нарушающимъ порядокъ во время уроковъ, сообщая и объ этомъ схоларху. Всѣ преподаватели обязаны, кромѣ случаевъ болѣзни, присутствовать на общихъ .засѣданіяхъ совѣта, устраиваемыхъ по требованію устава, и подписывать протоколы засѣданій; они никогда не имѣютъ права устраивать засѣданія безъ вѣдома схоларха. Всѣ преподаватели, клирики и свѣтскіе, кромѣ женатыхъ, живутъ въ школѣ въ особыхъ спеціально приспособленныхъ комнатахъ, пользуются услугами общихъ слугъ и имѣютъ содержаніе отъ школы, -— обѣдаютъ вмѣстѣ съ схолархомъ и учениками въ общей трапезѣ и ужинаютъ въ своихъ комнатахъ. Если же кто либо изъ преподавателей не можетъ сообразоваться съ жизнью школы, то обязывается жить внѣ школы, не получая никакой субсидіи. Преподаватели, получившіе образованіе на средства церкви, получаютъ жалованье по соглашенію съ ефоріей, имющему силу въ теченіе пяти лѣтъ, а по минованіи этого срока освобождаются отъ всякаго обязательства относительно школы. Преподаватели во время занятій отлучаются въ случаѣ необходимости лишь на короткое время и съ вѣдома схоларха, а продолжительное ихъ отсутствіе въ теченіе учебнаго года допускается только по особому разрѣшенію ефоріи. Преподаватели, выбывающіе изъ школы на лѣтнія каникулы, возвращаются до 16 августа. О преподавателяхъ, добросовѣстно исполнявшихъ свои обязанности свыше двадцати лѣтъ и по старости или болѣзни оставившихъ школу, церковь принимаетъ надлежащія заботы. Преподаватель, назначенный въ срединѣ учебнаго года, получаетъ жалованье со времени своего назначенія, не исключая и каникулярнаго времени. Преподаватель

отказывается отъ должности лишь по окончаніи учебнаго года, представляя чрезъ схоларха ефоріи письменное прошеніе, по меньшей мѣрѣ, на одинъ мѣсяцъ до годовыхъ экзаменовъ. Преподаватель освобождается отъ своихъ обязанностей, если окажется неспособнымъ или небрежнымъ въ исполненіи ихъ, или инымъ способомъ станетъ препятствовать назначенію школы. Въ этомъ случаѣ преподавателю сообщается объ увольненіи, по меньшей мѣрѣ, за одинъ мѣсяцъ до начала лѣтнихъ экзаменовъ, кромѣ причинъ исключительныхъ, вызывающихъ необходимость немедленнаго его увольненія; однажды уволенный изъ школрі, преподаватель уже не можетъ впослѣдствіи быть вновь сюда назначенъ. По очереди одинъ изъ преподавателей богословія, именующійся почетнымъ секретаремъ, подписываетъ послѣ схоларха оффиціальные документы, дипломы и удостовѣренія. Преподаватель, обучавшій въ теченіе всего года и отказавшійся по болѣзни, а равно и уволенный, получаетъ жалованье и за каникулярное время. Преподаватели богословія, наукъ философскихъ и правовыхъ должны давать отъ 14 до 18 часовыхъ уроковъ въ недѣлю, а преподаватели энциклопедическихъ наукъ имѣютъ отъ 18 до 22 уроковъ. Жалованье имъ назначается школьной ефоріей.

Секретарь школы, онъ же и библіотекарь, назначается, по представленію ефоріи, патріархомъ и синодомъ изъ клириковъ, окончившихъ ученіе въ Халкинской школѣ, живетъ и получаетъ содержаніе отъ школы и находится въ непосредственномъ распоряженіи схоларха. Онъ ведетъ все школьное дѣлопроизводство, присутствуетъ безъ права голоса на собраніяхъ преподавателей, завѣдуѳтъ библіотекой и читальней. На немъ же лежитъ обязанность -наблюдать за ежедневнымъ поступленіемъ въ кладовую съѣстныхъ припасовъ и выдачей ихъ, причемъ онъ ведетъ точную запись прихода и расхода и представляетъ ее схоларху.

Всѣ ученики Живутъ въ интернатѣ и получаютъ въ школѣ содержаніе. Ихъ число колеблется между 70 и 80. Ихъ пріемъ въ школу производится посредствомъ экзаменовъ, которые продолжаются отъ 22 до 27 августа; явившіеся послѣ означеннаго срока въ школу не принимаются. Поступающіе въ школу ученики должны быть въ возрастѣ не моложе 17 и не старше 19 лѣтъ, за исключеніемъ учившихся и окончившихъ курсъ въ гимназіяхъ, которые могутъ при-

ниматься и въ возрастѣ до 22 лѣтъ. Являющіеся для поступленія въ школу воспитанники должны представить ефо-ріи удостовѣреніе отъ мѣстнаго епископа относительно своего поведенія. Каждый изъ учениковъ школы имѣетъ своимъ поручителемъ одного изъ архіереевъ вселенскаго престола, который и даетъ свое письменное поручительство въ томъ, что его кліентъ въ точности будетъ исполнять всѣ налагаемыя на воспитанниковъ уставомъ обязанности и, по достиженіи каноническаго возраста, посвятитъ себя на служеніе церкви въ священномъ санѣ, въ противномъ же случаѣ его поручитель обязанъ будетъ вознаградить школу матеріально за все время пребываніе здѣсь его стипендіата. Редакція поручительства сохранена прежняя *), сц однимъ только существеннымъ добавленіемъ относительно обязательности священнаго сана для всякаго дидаскала богословія. Каждый вновь поступающій воспитанникъ, представивъ поручительство отъ архіерея, подвергается послѣ этого медицинскому осмотру со стороны школьнаго врача, который и посылаетъ чрезъ схоларха ефоріи свое заключеніе о состояніи его здоровья. Въ случаѣ необходимости, ефорія обращается за совѣтомъ и къ другимъ врачамъ. Послѣ медицинскаго осмотра, всѣ, оказавшіеся здоровыми и не имѣющими никакой органической болѣзни, подвергаются предъ комиссіей изъ преподавателей письменному и устному испытанію, послѣ котораго и помѣщаются въ соотвѣтствующіе ихъ познаніямъ классы. Желающіе поступить въ первый классъ должны знать священную исторію и катихизисъ, этимологію и синтаксисъ древняго греческаго языка, весь курсъ практической ариѳметики, краткій курсъ гражданской исторіи, геометрію и отчасти языки турецкій и французскій. Въ другіе же классы воспитанники принимаются лишь до четвертаго класса, если на экзаменѣ обнаружатъ соотвѣтствующія познанія. Если экзаменующіеся обнаруживаютъ одинаковыя при поступленіи въ школу познанія, то предпочтеніе отдается дѣтямъ священниковъ и учителей, а также происходящимъ изъ тѣхъ епархій, изъ которыхъ въ школѣ еще нѣтъ ни одного ученика. Воспитанники, коль скоро поступили въ школу, обязаны закончить здѣсь занятія и не имѣютъ никакого права оставлять школу по какой либо иной прн-

') Христіанское Чтеніе, май.

чинѣ, кромѣ болѣзни, удостовѣренной школьнымъ врачемъ. а въ случаѣ сомнѣнія, и другими врачами; только при такомъ условіи имъ выдается соотвѣтствующее свидѣтельство объ ихъ знаніяхъ и поведеніи, а поручители ихъ освобождаются отъ установленнаго вознагражденія школы,— во всѣхъ же остальныхъ случаяхъ удаленія изъ школы поручители обязаны выполнить требованіе устава о вознагражденіи школы. Если кто-либо изъ учениковъ прекратитъ учебныя занятія по болѣзни, засвидѣтельствованной врачемъ и не позволяющей ему оставаться въ школѣ, то черезъ одинъ или два года онъ опять можетъ быть принятъ, если врачъ найдетъ его здоровымъ и если онъ удовлетворительно сдастъ экзаменъ, которому долженъ подвергнуться на ряду со вновь поступающими воспитанниками.

О религіозныхъ обязанностяхъ учениковъ въ уставѣ содержатся такія предписанія. Всѣ безъ исключенія воспитанники должны ежедневно въ установленные часы совершать молитву въ храмѣ школы совмѣстно съ схолархомъ и преподавателями, являясь сюда своевременно, если только не встрѣтится серьезное къ этому препятствіе, и съ благоговѣніемъ и въ тишинѣ должны слушать священныя чинопослѣдованія. Ученики по очереди поютъ въ храмѣ во время богослуженій, причемъ хоръ пѣвчихъ и канонархи назначаются схолархомъ, который составляетъ очередный ихъ списокъ въ началѣ учебнаго года. Предъ трапезой и послѣ нея бываетъ обычная молитва, а послѣ ужина читается повечеріе. Ученики исповѣдываются и причащаются четыре раза въ годъ (предъ Рождествомъ Христовымъ и Пасхой, въ праздники свв. Апостоловъ и Успенія Богоматери), причемъ предъ причастіемъ совершается и чинъ елеосвященія. Всѣ посты строго соблюдаются всѣми живущими въ школѣ, кромѣ больныхъ, которымъ схолархъ, по свидѣтельству врача, оказываетъ нѣкоторое снисхожденіе.

Относительно ученическихъ обязанностей уставъ говоритъ, что воспитанники аккуратно должны являться на уроки до прихода преподавателя, и никому изъ нихъ не позволяется отсутствовать, кромѣ больныхъ, о чемъ и доводится до свѣдѣнія схоларха. Ученики съ полнымъ вниманіемъ й въ тишинѣ слушаютъ преподаваемыя науки и благопристойно отвѣчаютъ на вопросы преподавателя. Никому изъ учениковъ

не позволяется противорѣчить и не повиноваться замѣчаніямъ и распоряженіямъ преподавателя, сдѣланнымъ на урокѣ.

Дисциплинарныя обязанности учениковъ заключаются въ слѣдующемъ. Ученики должны точно исполнять всѣ обязанности, предписываемымъ имъ уставомъ, и всякое особое касательно ихъ распоряженіе со стороны схоларха. Ученики, гдѣ бы ни были, обязаны оказывать почтеніе всѣмъ высшимъ себя, скромно и прилично, какъ братья, относиться другъ къ другу и избѣгать всякаго дѣла, имъ несвойственнаго. Никому изъ учениковъ не позволяются произволъ и неприличное отношеніе даже и къ послѣднему изъ слугъ; если же кто-либо изъ нихъ считаетъ себя обиженнымъ, долженъ обращаться къ схоларху. Всякое обращеніе воспитанниковъ къ схоларху и преподавателямъ должно быть въ подходящемъ мѣстѣ и въ надлежащее время. Книги, одежды, письма и подобное ни приносятся, ни выносятся изъ школы иначе, какъ чрезъ швейцара и съ вѣдома схоларха. Никому изъ учениковъ не позволяется являться на чужой урокъ, въ чужую комнату для занятій или спальную, строго запрещаются тайнояденіе, употребленіе напитковъ и табакокуреніе. Никому изъ воспитанниковъ не позволяется приходить въ дортуаръ раньше часа, назначеннаго для сна, кромѣ тѣхъ, кому это разрѣшено схолархомъ, а также и нельзя оставаться здѣсь и въ комнатѣ для занятій дольше установленнаго времени. Нѣкто изъ учениковъ не долженъ имѣть въ спальной комнатѣ ничего болѣе постели и одного стула и обязанъ все необходимое для занятій хранить въ особомъ ящикѣ въ занятной комнатѣ, а сундукъ и другія вещи, ненужныя для занятій, отдавать въ кладовую.

Уставъ налагаетъ на учениковъ и наказанія за тѣ или иныя отступленія. Ученикъ, не исполнившій какую-либо изъ своихъ обязанностей, подвергается замѣчанію или выговору частному или побличному со стороны схоларха, а тотъ, кто будетъ уличенъ въ порчѣ какой либо вещи, принадлежащей школѣ, наказывается схолархомъ и вознаграждаетъ школу за причиненный ей убытокъ. Воспитанникъ, остающійся неисправнымъ послѣ неоднократныхъ внушеній, дерзко поступающій въ отношеніи къ схоларху, преподавателямъ и надзирателямъ, уличенный въ крупномъ нарушеніи дисциплины или въ возбужденіи стачки, увольняется изъ школы. Если будетъ доказано, что кто-либо изъ учениковъ, во время от-

пуска изъ, школы, заходилъ въ мѣста, не соотвѣтствующія его достоинству, какъ ученика духовной школы, или вообще велъ себя неприлично, тотъ публично подвергается строгому наказанію со стороны схоларха, а если и потомъ будетъ уличенъ въ этомъ, то увольняется изъ школы. Коль скоро ученикъ, какого бы класса ни былъ, удаленъ изъ школы, то въ будущемъ онъ уже не можетъ быть сюда принятъ. Постановленіе наказать того или иного воспитанника увольненіемъ представляется схолархомъ на предварительное рѣшеніе ефоріи, послѣ котораго и приводится въ исполненіе.

Объ одеждѣ учениковъ въ уставѣ содержаться особыя предписанія. Всѣ ученики носятъ обычную монашескую одежду, причемъ каждый имѣетъ двойную ея .смѣну, одну для будничныхъ дней, другую — для праздничныхъ. Каждый изъ вновь поступающихъ воспитанниковъ долженъ имѣть и необходимое бѣлье. Кромѣ учебниковъ, воспитанники могутъ имѣть для чтенія и другія книги, но не враждебныя религіи и правительству и не противныя нравственности. Книги отрицательнаго направленія не разрѣшаются къ обращенію среди воспитанниковъ.

Отпускъ воспитанниковъ изъ школы ограниченъ. Ежедневно послѣ обѣда они выходятъ на получасовую прогулку въ предѣлахъ школы и послѣ вечерни гуляютъ одинъ часъ или въ оградѣ школы или по прилегающему къ ней холму; они ходятъ группами въ два-три человѣка, соблюдая порядокъ и тишину и не удаляясь отъ школы; болѣе далекія прогулки допускаются только въ воскресные и праздничные дни, съ особаго разрѣшенія схоларха. Поѣздка въ Константинополь въ учебное время разрѣшается только въ случаѣ большой йеобходимости на одинъ или на два дня. Во время каникулъ воспитанникамъ, перешедшимъ въ слѣдующіе классы и исполнившимъ всѣ свои обязанности, дается отпускъ въ Константинополь или на родину по особому разрѣшенію схоларха, которому подается письменная просьба, съ обозначеніемъ и опредѣленнаго срока для поѣздки.

Школа всѣмъ безъ исключенія воспитанникамъ даетъ одинаковую въ общей столовой пищу, приготовленную подъ наблюденіемъ особо назначенныхъ лицъ, а именно—завтракъ состоящій изъ чашки кофе и куска хлѣба послѣ утренней молитвы, обѣдъ, предлагаемый въ полдень и состоящій изъ супа, двухъ другихъ блюдъ и овощей, смотря -по

времени года, полдникъ предлагаемый послѣ вечерни и состоящій изъ куска хлѣба съ сыромъ или маслинами и сухими овощами, и зажинъ, состоящій изъ двухъ блюдъ съ сыромъ или маслинами и овощами и подаваемый въ восемь часовъ вечера. Въ столовой каждый воспитанникъ занимаетъ назначенное ему мѣсто, благопристойно и тихо ѣстъ и избѣгаетъ всякаго разговора съ сосѣдями. Никому изъ воспитанниковъ не позволяется высказывать въ столовой свои сужденія и выражать недовольство по поводу предлагаемой пищи. Воспитанники обязаны всѣ являться въ столовую, кромѣ больныхъ, которымъ, съ разрѣшенія ректора, предлагается въ больницѣ особая пища по совѣту пользующаго врача. Уставъ предписываетъ, чтобы въ столовой во время обѣда читалась въ слухъ присутствующихъ душеполезная книга, которую указываетъ схолархъ. Чтеніе производится воспитанниками по очереди и совершается громко и раздѣльно '). Таковы предписанія дѣйствующаго устава Халкин-ской школы относительно воспитательной части * *).

И. Соколовъ.

') К а ѵ о ѵі с а о ; xfj« іѵ ХаАхт] Upä; -a-piap/.ixvji (IsoXoyixfj; pXoXij; ХрізтоЗ psyaAr); exxXijaCac. 2. 1—24. КигѵзтаѵхіѵоияоХіс. 1905.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.