Научная статья на тему 'Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке'

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 8. С. 234-253.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

въ отвѣтномъ посланіи на упомянутые 6-ть пунктовъ Ѳеодосія, Денисовъ писалъ: «что съ вами прежде пря была о брацѣхъ: кои люди крещены до отступленія отъ вѣры, отъ священниковъ благовѣрно, и послѣ вѣнчалися у еретиковъ, еже прежде у васъ обычай былъ ихъ оправдати, а нынѣ отъ святыхъ правилъ то признали вкупѣ съ нами и приговорили вы, як бракъ ихъ не пріятенъ и безъ вѣнчанія чадородіемъ жити имъ не возможно,—и чтобы вамъ, въ вашемъ духовенствѣ сущимъ таковымъ извѣстнѣ сказавъ, утверждати чистымъ житіемъ жити». По этому извѣстію выходитъ, что Ѳеодосій Васильевъ, подъ вліяніемъ споровъ съ выговцами, сталъ различать: съ одной стороны, между присоединяющимися къ ѳедосѣевщинѣ чрезъ крещеніе, и съ другой, между тѣми, которые, какъ крещенные «до отступленія отъ вѣры, отъ священниковъ благовѣрно», были принимаемы въ расколъ безъ повторенія крещенія. Тогда какъ бракъ лицъ первой категоріи ѳедосѣевцы считали законнымъ и допускали въ немъ возможность чадородія; относительно лицъ второй категоріи и ѳедосѣевцы вмѣстѣ съ выговцами «приговорили, яко бракъ ихъ не пріятенъ и безъ вѣнчанія дѣтородіемъ жити имъ невозможно». Мало этого, по сообщенію въ томъ же посланіи Андрея Денисова, Ѳеодосій Васильевъ, утверждая законность брака ста-роженов;ь, въ то же время, подъ вліяніемъ споровъ съ выговцами, таковымъ «крѣпцѣ запрещалъ о томъ, чтобы чадородіемъ вмѣстѣ не жили и одрами бъ мужъ съ женою особлялися» ‘).

Отрицать это извѣстіе, повидимому, нельзя, такъ какъ оно содержится въ такомъ документѣ, который предназначался для самихъ же ѳедосѣевцевъ. Но нельзя не отмѣтить и того, что въ документахъ, вышедшихъ непосредственно изъ подъ пера Ѳеодосія Васильева, прямого подтвержденія тому, что въ данномъ случаѣ сообщалъ Андрей Денисовъ, нѣтъ * *).

' П. Смирновъ.

■) Рукоп. И. П. Б. О. I. 358, лл. 16 об.—33.

*) Приложеніе слѣдуетъ.

ür

• ♦ ♦ « AAA

ТРГ1

Богословскія и священническія школы на православномъ греческомъ Востокѣ *).

fTHOCHTEJIbHO учебной части Халкинской богословской школы въ уставѣ содержатся такія предписанія. Ученіе начинается въ школѣ 2-го сентября, послѣ бого-$ служенія, совершеннаго митрополитами—членами ефо-I ріи, и оканчивается во всѣхъ классахъ, кромѣ послѣдняго, 31 мая. Изъ наукъ, изучаемыхъ въ школѣ, однѣ относятся къ общеобразовательнымъ, другія—къ богословскимъ и третьи—къ юридическимъ. Къ общеобразовательнымъ предметамъ относятся:' древне-греческій и латинскій языки и ихъ литература, турецкій, русскій, славянскій и французскій языки, ариѳметика, геометрія, алгебра, тригонометрія, космографія, опытная физика, химія, зоологія, ботаника, опытная психологія, логика, исторія философіи, философская этика, гражданская исторія, географія, чтеніе Свящейнаго Писанія, священная исторія и катихизисъ. Въ составъ богословскихъ наукъ входятъ: энциклопедія богословія, герминевтика, введеніе въ Св. Писаніе, экзегетика, церковная исторія, патрологія, христіанская археологія, еврейская археологія, догматическое богословіе, апологетика, символика, христіанская этика, гомилетика, пастырское богословіе и церковное право. Изъ наукъ юридическихъ въ школѣ изучаются—общія начала права вообще и въ частности начала права семейнаго и наслѣдственнаго, а именно— о завѣщаніяхъ и о способахъ пріобрѣтенія наслѣдства, а

*) Продолженіе. См. іюль.

также право судебное, въ связи съ нормами дѣйствующаго въ константинопольскомъ патріархатѣ суда церковнаго. Наконецъ, въ школѣ преподается церковное пѣніе. Весь кругъ указанныхъ наукъ изучается въ теченіи семи лѣтъ по особой программѣ. Такъ въ первомъ классѣ преподаются: священная исторія (3 часа въ недѣлю), греческій языкъ (9), математика (3), исторія древнихъ народовъ (2), географія (2), языки турецкій (4), французскій (4) и латинскій (2) и церковное пѣніе (2). Во второмъ классѣ изучаются: катихизисъ (2 часа въ недѣлю), греческій языкъ (9), математика (2), исторія греческая и римская (3), естественная исторія (2), языки латинскій (3), турецкій (4) и французскій (4) и церковное пѣніе (2). Предметы третьяго класса: еврейская археологія (1 часъ въ недѣлю), греческій языкъ (8), математика (2), физика (2), логика (1), византійская исторія (2), языки латинскій (3), турецкій (4), русскій (3) и французскій (4) и церковное пѣніе ^1). Въ четвертомъ классѣ изучаются: энциклопедія богословія (2 часа въ недѣлю), герминевтика и введеніе въ Ветхій Завѣтъ (2), греческій языкъ (6), математика (2), психологія (2), физика (2), гражданская исторія новѣйшаго времени (3), языки латинскій (3), турецкій (3), русскій (3) и французскій (3) и церковное пѣніе (1). Въ пятомъ классѣ преподаются: церковная исторія (3 часа въ недѣлю), патрологія (2),'экзегетика (3), догматическое богословіе (2), введеніе въ Новый Завѣтъ (2), греческій языкъ (5), гражданское право (2), исторія философіи (3) и русскій языкъ (3). Кромѣ того, два раза въ мѣсяцъ воспитанники, подъ руководствомъ преподавателей, занимаются въ историческомъ семинаріи. Предметы шестого класса: церковная исторія (3 часа въ недѣлю), экзегетика (3), догматическое богословіе (2), христіанская этика (4), гомилетика съ практическими занятіями (3), патрологія (2), каноническое право (3), гражданское право (2), исторія философіи (2) и философская этика (2). Наконецъ, въ седьмомъ классѣ изучаются: церковная исторія (3 часа въ недѣлю), пастырское богословіе (1), христіанская археологія (1), апологетика (2), символика (2), гражданское право (2), экзегетическія занятія (1) и практическое проповѣдничество. Всѣ перечисленные предметы признаются обязательными и воспитанники сдаютъ по нимъ экзамены въ соотвѣтствующихъ классахъ. Каждый урокъ продолжается 50 минутъ, и 10 минутъ назначается для перерыва между уроками. Каждый

предметъ преподается по особой программѣ, составленной преподавателями, одобренной ѳфоріей, разсмотрѣнной въ Синодѣ и утвержденной вселенскимъ патріархомъ. Воспитанники шестого и седьмого классовъ произносятъ составленныя ими проповѣди—первые въ залѣ школы, въ присутствіи схоларха, преподавателей и учениковъ, и послѣдніе — въ храмѣ школы.

Воспитанники первыхъ шести классовъ школы ежедневно отдаютъ преподавателямъ отчетъ въ своихъ занятіяхъ и, кромѣ того, въ концѣ каждаго мѣсяца подвергаются испытаніямъ въ знаніи всего, изученнаго въ теченіе этого мѣсяца, причемъ преподаватель предлагаетъ отвѣчающимъ вопросы общаго характера; наконецъ, въ каждомъ полугодіи они подвергаются письменнымъ испытаніямъ, зимнимъ и лѣтнимъ. Зимніе и лѣтніе экзамены производятся только письменно, въ присутствіи ефоріи и въ предѣлахъ программы,—изученной въ каждое полугодіе. Зимніе экзамены происходятъ отъ 8 до 15 января, а лѣтніе отъ*15 до 28 іюня. Ежедневному, испытанію въ знаніи уроковъ подвергаются и воспитанники седьмого класса, занятія въ которомъ прекращаются въ Лазареву субботу, а потомъ воспитанники готовятся къ выпускному экзамену. За оіѣѣты воспитанникамъ ставятся отмѣтки, которыя въ концѣ каждаго мѣсяца и сообщаются схоларху. Зимніе и лѣтніе письменные экзамены производятся на бумагѣ съ приложенной схолархомъ печатью и состоятъ—по греческому и другимъ языкамъ изъ объясненія и переложенія какого-либо отдѣла или отрывка, указаннаго или прочитаннаго схолархомъ совмѣстно съ преподавателемъ: по остальнымъ же предметамъ преподаватель представляетъ схоларху десять или болѣе темъ изъ пройденнаго матеріала, изъ которыхъ послѣдній выбираетъ и предлагаетъ ученикамъ три съ тѣмъ, чтобы каждый изъ нихъ далъ отвѣты на два вопроса. Преподаватель, прочитавши письменныя работы, передаетъ ихъ схоларху, который и вноситъ ихъ на обсужденіе всей преподавательской корпораціи. Ученикамъ во время письменнаго экзамена строго запрещается пользоваться книгами, записками и исправлять ошибки въ работахъ товарищей. Если кто-либо изъ воспитанниковъ будетъ уличенъ на письменномъ экзаменѣ въ обманѣ, то подвергается публичному выговору со стороны схоларха; при этомъ, если обманъ произойдетъ на зимнемъ испытаніи, то

виновный обязанъ подвергнуться потомъ испытанію по всей программѣ изученнаго курса, а- если обманъ будетъ допущенъ лѣтомъ, то виновный устраняется отъ экзаменовъ, лишается отпуска на каникулы и обязанъ сдать экзамены по всѣмъ предметамъ предъ началомъ слѣдующаго учебнаго х'ода. Во время письменнаго экзамена воспитанники сидятъ въ залѣ отдѣльно другъ отъ друга и находятся подъ наблюденіемъ схоларха и преподавателя. Если тотъ или другой воспитанникъ по болѣзни не можетъ сдавать зимнихъ или лѣтнихъ испытаній, то срокъ ихъ назначается въ этомъ случай въ августѣ, предъ началомъ новаго учебнаго года.

Экзамены на полученіе диплома, бываютъ'письменные—съ 15 іюня и устные—съ 1 іюля. Каждый изъ воспитанниковъ выпускного класса, за мѣсяцъ до экзаменовъ, долженъ представить схоларху и совѣту преподавателей богословское сочиненіе, написанное на заранѣе данную и одобренную ими тему, и подвергается публичному испытанію изъ области темы, причемъ обязанъ защитить свои положенія и дать отвѣты на предложенные ему преподавателями вопросы. Оканчивающіе курсъ воспитанники сдаютъ письменные экзамены по слѣдующимъ предметамъ: христіанская археологія, христіанская этика, символика, патрологія и законовѣдѣніе-, причемъ схолархъ и преподаватель каждаго предмета предлагаютъ имъ, по меньшей мѣрѣ, двѣ темы, на которыя и слѣдуетъ дать отвѣты на бумагѣ съ печатью схоларха; разумѣется, и старшіе воспитанники должны подчинятся правиламъ устава о письменныхъ экзаменахъ. Устные же экзамены производятся по слѣдующимъ предметамъ: изъясненіе Священнаго Писанія, догматическое богословіе, церковная исторія, каноническое право и апологетика. Начало письменныхъ испытаній благословляется патріархомъ и синодо'мъ посредствомъ установленнаго молебствія, послѣ котораго схолархъ читаетъ отчетъ о дѣятельности школы, а секретарь сообщаетъ о пожертвованіяхъ въ теченіе года и знакомитъ съ предметами сочиненій и занятій въ семинаріяхъ. Проповѣди и курсовыя сочиненія воспитанниковъ старшаго класса представляется предъ началомъ экзаменовъ на разсмотрѣніе всѣмъ Желающимъ, а послѣ отдаются на храненіе въ библіотеку школы. По окончаніи всѣхъ экзаменовъ, совѣтъ преподавателей составляетъ разрядный списокъ окончившихъ курсъ воспитанниковъ при чемъ принимаетъ во вниманіе ихъ успѣхи

17

и поведеніе въ бргословскихъ классахъ (V—VII),. а равно и въ общеобразовательныхъ (I—IV). Въ первый воскресный день по окончаніи экзаменовъ, въ школѣ происходитъ торжество врученія дипломовъ окончившимъ ученіе. Обыкновенно въ этотъ день самъ патріархъ, въ сослуженіи митрополитовъ—членовъ синода, совершаетъ въ школьномъ храмѣ литургію, послѣ которой служится -особый молебенъ, съ произнесеніемъ на эктеніи прошеній—о покровителяхъ, ефо-рахъ, благотворителяхъ и сотрудникахъ школы, о благосостояніи и успѣхахъ школы, о здравіи учащихъ и учащихся, родителей и опекуновъ, о достойномъ прохожденіи въ церкви служенія окончившими ученіе и пр. По окончаніи богослуженія, къ ученикамъ обращается съ рѣчью схолархъ и даетъ имъ настаалѳнія по поводу предстоящей дѣятельности. Затѣмъ, секретарь читаетъ постановленіе совѣта преподавателей относительно окончившихъ курсъ, ректоръ объявляетъ фамиліи тѣхъ изъ нихъ, кто удостоенъ степени „дидаскала православнаго христіанскаго богословія“, а патріархъ каждому изъ нихъ вручаетъ дипломъ. Дипломы выдаются только тѣмъ изъ воспитанниковъ, которые уже посвящены въ санъ діакона или цресвитѳра. Свѣтскія же лица только тогда могутъ получить этотъ документъ, когда примутъ священный санъ. Далѣе, одинъ изъ окончившихъ ученіе отъ лица всѣхъ товарищей произноситъ формальное обѣщаніе относительно вѣрнаго исполненія священныхъ своихъ обязанностей,—которое всѣми и подписывается. Обѣщаніе дается въ такой редакціи. „Такъ какъ священная для меня богословская школа удостоила избрать меня въ разрядъ дидаскаловъ православнаго христіанскаго богословія, то я, считая себя должникомъ предъ ней, предъ тобой, честный отецъ, и предъ всѣми обучавшими меня преподавателями исповѣдую публично и предъ лицемъ Бога—во всю жизнь хранить вѣру чистую и неповрежденную, какъ я получилъ и наученъ ей, и вѣрно служить церкви, а мнѣ въ исполненіи этого обѣщанія да будетъ во всю жизнь помощникомъ Богъ“. Вслѣдъ за тѣмъ другой дидаскалъ произноситъ благодарственную рѣчь, текстъ которой предварительно одобряется схолархомъ. Торжество заканчивается многолѣтіемъ патріарху *). Дипломы печатаются

*) 'I е р а і ~ £ А s т а і enl xtj ти>ѵ {АзѲ-г]|Аат<і>ѵ тшѵ еѵ'.аиаішѵ £$етаиешѵ

ха! еяі r?j ітиббагі тшѵ 8irrXö){Aa7<uv xoTs * teXsiocpoixotj tyjs ’ev XstXxg4 tspS; oXoXfje, a* 14—?16. Kwvat—1901. • •

на пергаментѣ, имѣютъ печать школы, піцп.тзызіюгзі ректоромъ и почетнымъ секретаремъ и утверждаются взѳізяскимь патріархомъ. Воспитанники, неудовлетворительно сдавшіе выпускной экзаменъ, подвергаются вторичному испытанію черезъ годъ вмѣстѣ съ оканчивающими курсъ, и если опять обнаружитъ слабыя познанія, то клирики получаютъ свидѣтельство о слушаніи наукъ въ школѣ и поведеніи, а свѣтскія лица лишаются и такого свидѣтельства.

Познанія воспитанниковъ оцѣниваются отмѣтками — весьма хорошо (5—4,50), очень хорошо (4,49—3,50), хорошо (3,49—2,50) и слабо (2,49 и ниже). Если воспитанникъ, получитъ неудовлетворительную отмѣтку по одному шли, въ крайнемъ случаѣ, по тремъ предметамъ, то онъ вторично сдаетъ экзаменъ въ сентябрѣ; сдавшіе переэкзаменовку неудовлетворительно увольняются изъ школы, если общій ихъ баллъ не превышаетъ З1/«, въ противномъ случаѣ они оставляются въ томъ же классѣ на второй годъ, если еще не оставались раньше въ другихъ классахъ; увольняются и тѣ, кто получилъ неудовлетворительныя отмѣтки болѣе, чѣмъ по тремъ предметамъ. Для больныхъ воспитанниковъ дѣлаются исключенія. Никому изъ учениковъ ни по какому основанію не позволяется оставаться въ одномъ и томъ же классѣ и на третій годъ. Вообще, оставаться на повторительный курсъ въ одномъ и томъ же классѣ допускается лишь одинъ разъ въ теченіе всего школьнаго ученія.

По окончаніи лѣтнихъ экзаменовъ, въ школѣ начинаются каникулы, продолжающіяся до 31 августа; воспитанникамъ разрѣшается отпускъ. Кромѣ этихъ каникулъ, занятія въ школѣ не бываютъ во всѣ воскресные дни и двунадесятые праздники ‘), а также въ праздники — великомученика Димитрія (26 октября), архистратига Михаила (8 ноября), апостола Филиппа (14 ноября), апостола Андрея (30 ноября), трехъ Святителей (30 января), константинопольскаго патріарха Фотія (6 февраля), въ чистый понедѣльникъ, великомученика Георгія (23 апрѣля), свв, Константина и Елены (21 мая) и въ День именинъ вселенскаго патріарха.

Школа имѣетъ свою библіотеку для пользованія учени- 9

9 На Рождество Христово отпускъ бываетъ съ 24 декабря До 7 ян-®аря. Не бываетъ занйтій въ субботу для поминовенія усопшихъ, въ субботу недѣли мясопустной и въ чистый понедѣльникъ. -

17*

ковъ, учителей и постороннихъ лидъ. При-библіотекѣ имѣются отдѣленіе для рукописей и читальня. Въ послѣднюю имѣютъ доступъ и ученики четырехъ старшихъ классовъ школы. О пожертвованіяхъ въ библіотеку сообщается въ ежегодномъ отчетѣ школы. Ежегодно изъ суммъ школы отпускается тридцать турецкихъ лиръ на пріобрѣтеніе книгъ для библіотеки, списокъ которыхъ совѣтъ преподавателей представляетъ чрезъ схоларха ефоріи. Съ вѣдома схоларха и разрѣшенія ефоріи можетъ происходить обмѣнъ имѣющихся въ школьной библіотекѣ во многихъ экземплярахъ книгъ на другія, въ ней не нахооящіяся, но имѣющіяся въ библіотекахъ иныхъ учрежденій.

Школа имѣетъ двухъ епистатовъ, живущихъ и получающихъ въ ней содержаніе, назначаемыхъ ефоріей и подчиненныхъ непосредственно схоларху. Они избираются изъ клириковъ, извѣстныхъ благочестіемъ и нравственной жизнью и имѣющихъ соотвѣтствующее образованіе. Епистаты обязаны бдительно наблюдать за учениками всюду — въ классахъ; храмѣ, столовой и во время гулянья, а равно и за находящимися въ больницѣ, причемъ о всякомъ ихъ нарушеніи обязанностей должны сообщать схоларху. Они по очереди исполняютъ и обязанности ефимеріевъ и совершаютъ богослуженіе въ храмѣ школы. Въ случаѣ неисполненія обязанностей, епистаты по просьбѣ схоларха, увольняются непосредственнымъ распоряженіемъ ефоріи.

Школа имѣетъ своего врача, назначаемаго ефоріей. Онъ обязанъ аккуратно посѣщать школу, по меньшей мѣрѣ, одинъ разъ въ день, а экстренно — всякій разъ какъ будетъ приглашенъ схолархомъ. Ежедневнно врачъ долженъ сообщать схоларху фамиліи больныхъ и родъ болѣзни, хотя бы они ле-чились амбулаторно. Врачъ время отъ времени изслѣдуетъ качество различныхъ видовъ пищи, слѣдитъ за чистотою посуды въ столовой и кухнѣ и вообще за гигіеническимъ состояніемъ школы и о всемъ сообщаетъ схоларху. Онъ же производитъ врачебный осмотръ поступающихъ въ школу учениковъ. Всѣ лекарства и средства, необходимыя для назначаемой врачемъ діэты, даются школою даромъ всѣмъ живущимъ въ ней.

Экономъ школы назначается ефоріей изъ клириковъ, отличающихся опытностью и дѣловитостью и пользующихся уваг женіѳмъ, и состоитъ въ непосредственномъ подчиненіи схо-

ларха. Онъ завѣдуѳтъ экономическими дѣлами школы — покупаетъ и выдаетъ съѣстные припасы, ведетъ запись доходовъ, заботится объ опрятномъ содержаніи столовой, кухни, платья, наблюдаетъ за сторожами и т. и. Экономъ получаетъ деньги на содержаніе школы отъ казначея ефоріи, расходуетъ ихъ съ вѣдома ректора и ежемѣсячно представляетъ ему отчетъ. Никакой экстренный расходъ не производится экономомъ безъ разрѣшенія ректора, который, въ свою очередь, можетъ дозволить расходъ лишь въ двѣ лиры, — а на большую сумму требуется разрѣшеніе ефоріи. Ректоръ наблюдаетъ также и за качествомъ съѣстныхъ припасовъ, покупаемыхъ экономомъ. Черезъ каждые три мѣсяца экономъ представляетъ ректору свѣдѣнія о запасахъ въ кладовыхъ школы, а ректоръ сообщаетъ объ этомъ ефоріи. Охолархъ входитъ въ ефорію съ представленіемъ и объ увольненіи эконома.

Въ подчиненіи у эконома находятся — завѣдующій одеждой учениковъ, слуга при больницѣ, неокоръ или наблюдающій за храмомъ, привратникъ и другіе слуги. Въ частности, привратникъ обязанъ никого не допускать въ школу безъ разрѣшенія схоларха, не позволять никому изъ учениковъ выходить изъ школы въ неназначѳнные для этого часы, если не будетъ представлено разрѣшеніе схоларха,—наблюдать за всѣмъ, что приносятъ и уносятъ школьные слуги, задерживать запрещенное и представлять схоларху, за исключеніемъ того, что назначается для преподавателей, закрывать входъ въ школу чрезъ полчаса послѣ захода солнца, а въ десятомъ часу пополудни—передавать ключи схоларху; если кто-либо придетъ въ школу послѣ этого времени, то привратникъ обязанъ доложить объ этомъ схоларху; наконецъ, онъ открываетъ дверь утромъ вмѣстѣ съ пробужденіемъ воспитанниковъ, предварительно взявши ключъ у схоларха.

Наконецъ, въ уставѣ содержатся и такія общія постановленія. Когда воспитанникъ перейдетъ изъ шестого класса въ седьмой, то ѳфорія напоминаетъ его поручителю объ обязательствѣ относительно его кліента и рекомендуетъ позаботиться о рукоположеніи его въ священный санъ. По минованіи восьми лѣтъ со времени окончанія курса тѣмъ или Другимъ воспитанникомъ, еще не рукоположеннымъ въ священный санъ, ѳфорія предлагаетъ его поручителю вознагра-

дить школу въ размѣрѣ пятнадцати лиръ за каждый годъ его обученія, а въ случаѣ смерти поручителя, эта сумма взимается изъ его имущества. Послѣ уплаты вознагражденія, ученику выдается удостовѣреніе о его занятіяхъ въ школѣ. Но если воспитанникъ и послѣ этого приметъ священный санъ, то взысканныя съ поручителей деньги возвращаются имъ. Школа представляетъ окончившимъ курсъ свѣтскимъ лицамъ свободно выбирать, въ званіи клириковъ, брачную или безбрачную жизнь. Если поручитель воспитанника умретъ до окончанія имъ курса или откажется отъ поручительства по какой-либо справедливой причинѣ, то воспитанникъ обязанъ указать ефоріи другого своего поручи-теля-архіѳрея, на котораго и возлагаются. всѣ условія поручительства, причемъ школа, въ случаѣ добровольнаго или вынужденнаго выхода воспитанника до окончанія курса или неисполненія даннаго имъ обязательства, взыскиваетъ свои расходы или изъ имущества умершаго поручителя или съ другого, взявшаго на себя всѣ обязательства своего предшественника, — считая по 15 лиръ за каждый годъ пребыванія въ школѣ; если же воспитанникъ не найдетъ другого поручителя, то увольняется изъ школы. Отъ уплаты школьныхъ расходовъ освобождаются лишь тѣ воспитанники, которые оставляютъ школу по болѣзни, удостовѣренной врачемъ школы, или послѣ одного года обученія, который считается годомъ испытанія. Для воспитанниковъ трехъ старшихъ классовъ въ школѣ устроены особыя комнаты для занятій и особыя спальни; особыя помѣщенія назначены и для учениковъ остальныхъ классовъ; имѣется въ школѣ и пріемный залъ, въ которомъ съ вѣдома и разрѣшенія схоларха воспитанники принимаютъ своихъ родныхъ и родственниковъ. Никому изъ постороннихъ лицъ нельзя безъ разрѣшенія схоларха входить въ классы во время уроковъ и въ занятныя комнаты во время приготовленія воспитанниками уроковъ. Никому изъ постороннихъ не позволяется ночевать въ школѣ, кромѣ случаевъ большой и необычайной необходимости и, конечно, съ разрѣшенія схоларха. Воспитанникамъ позволяется, съ разрѣшенія схоларха, читать газеты и журналы религіозно-нравственнаго содержанія только во время перерыва въ занятіяхъ. Въ заключительномъ параграфѣ устава сказано, что онъ имѣетъ силу въ

теченіе десятилѣтія со времени одобренія его синодомъ и утвержденія вселенскимъ патріархомъ *).

Итакъ, Халкинская богословская школа есть спеціальное учебное заведеніе, имѣющее задачей приготовленіе низшаго и высшаго клира для великой Христовой церкви. Въ школу поступаютъ по экзамену молодые люди всѣхъ сословій, представившіе ея ефоріи поручительство отъ архіереевъ въ томъ, что они или въ теченіе школьнаго курса, или по окончаніи ея посвятятъ себя на служеніе церкви въ духовномъ санѣ,—въ противномъ случаѣ поручители обязываются вознаградить школу матеріально за произведенные на ихъ кліентовъ расходы. И школа, по выходѣ питомцевъ за ея стѣны, слѣдитъ за ними до тѣхъ поръ, пока они не примутъ священный санъ. Школьная жизнь устроена по образцу монастырскому,—хотя воспитанникамъ, по окончаніи ученія, представляется на выборъ • вступать или не вступать въ бракъ. Въ первыхъ четырехъ классахъ школы воспитанникамъ дается общее образованіе въ строго церковномъ духѣ, а въ трехъ' послѣднихъ—спеціально богословское. Воспитанники, трехъ высшихъ классовъ и живутъ въ школѣ нѣсколько обособленно отъ остальныхъ, имѣя отдѣльныя помѣщенія для занятій и отдѣльныя спальныя комнаты. Школа подчинена непосредственно (ащеош;) вселенскому патріарху и священному синоду. Но, не имѣя возможности in corpore наблюдать и руководить школой, синодъ, во главѣ съ патріархомъ, передаютъ свои административныя полномочія особой ефоріи изъ четырехъ митрополитовъ-членовъ синода, которые и управляютъ ею. Ближайшимъ же начальникомъ школы состоитъ схолархъ, чрезъ котораго ефорія дѣлаетъ свои распоряженія и которому подчинены преподаватели, ученики, епистаты, экономъ и врачъ. Схолархъ во всемъ является отвѣтственнымъ подъ ефоріей и отдаетъ ей отчетъ, а ефорія ежегодно, представляетъ патріарху и синоду свой отчетъ о состояніи школы. Схолархъ и преподаватели рекомендуются ефоріей и назначаются патріархомъ и синодомъ.

у) KctvoviojAoc tv ХаХхі] Upfic itdTpiapXtxfj; ösoXofinijc, з/олтс tijj Тбіі ХрютоО |-iEYa^TiC К«ѵот—леХіс. 1905.

II. Священническія школы въ константинопольской церкви.

Халкинская богословская школа есть единственное во всемъ константинопольскомъ патріархатѣ среднее духовно-учебное заведеніе. Съ успѣхомъ выполняя свою основную задачу, эта школа не могла, однако, обслуживать всѣхъ нуждъ великой Христовой церкви въ дѣлѣ приготовленія пастырей и служителей Бога Вышняго. Питомцы Халкинской школы, какъ показываетъ ея исторія, служили церкви преимущественно въ высшихъ іерархическихъ степеняхъ. Лишь немногіе оставались въ положеніи ѳфимеріѳвъ, проистаменовъ, духовниковъ, учителей и т. п. Значитъ, нужда въ приготовленіи низшаго клира не вполнѣ устранялась дѣятельностью этой единственной школы, при 80 (въ настоящее время) епархіяхъ въ патріархатѣ. Патріархи и архіереи, идя на встрѣчу назрѣвшей потребности, должны были создать иной типъ духовныхъ школъ, съ цѣлью приготовленія низшихъ клириковъ. Отвѣтомъ на этотъ запросъ жизни служили школы священническія (іератіхаі о'/олаі). До изданія Общихъ канонизмовъ устройство священническихъ школъ было дѣломъ личнаго почина и усердія каждаго епархіальнаго архіерея. Не имѣя кандидатовъ священства съ достаточнымъ образованіемъ, нѣкоторые архіереи открывали при своихъ каѳедрахъ необходимыя школы, причемъ сами изыскивали средства для ихъ содержанія, приглашали учителей, наблюдали за ходомъ обученія, посвящали въ клиръ окончившихъ ученіе. Эти школы были учрежденіями случайными, ихъ существованіе зависѣло отъ временныхъ причинъ, а закрытіе нерѣдко слѣдовало весьма скоро послѣ открытія. Для примѣра можно указать на священническую школу на Фанарѣ въ Константинополѣ, открытую въ началѣ 1839 г. вселенскимъ патріархомъ Григоріемъ VI для приготовленія низшихъ клириковъ въ приходы константинопольской церкви. Школа существовала около двухъ лѣтъ и въ концѣ 1840 г. была закрыта по недостатку средствъ.

Когда составлялись Общіе канонизмы, то представители церкви—патріархъ Кириллъ VII и архіереи, участвовавшіе въ редактированіи этого церковнаго регламента, не могли не внести въ него руководящихъ указаній относительно приготовленія низшаго клира, такъ какъ Халкинская и нѣкоторыя духовныя школы при митрополичьихъ каѳедрахъ, по общему

сознанію, были нѳ въ состояніи удовлетворить нуждамъ церкви въ просвѣщенномъ клирѣ. Въ канонизмахъ по этому вопросу сдѣлано такое предписаніе. „Болѣе видныя изъ епархій должны содержать и одну духовную школу, на средства христіанъ епархіотовъ, подъ наблюденіемъ архіерея и почет-ныхъ христіанъ,—въ которой будутъ обучаться стремящіеся къ евященнослуженію и, въ частности, дѣти священниковъ и тѣ священники и іеродіаконы, которые еще имѣютъ въ этомъ нужду; а тѣ изъ обучающихся въ подобныхъ школахъ, которые имѣютъ способности, желаютъ достигнуть большаго и получить высшее образованіе, должны посылаться мѣстнымъ архіереемъ въ константинопольскую духовную школу“, т. ѳ. на островѣ Халки *).

Однако, это требованіе церковнаго регламента нѳ скоро получило фактическое . осуществленіе. Въ ' нашемъ распоряженіи имѣется любопытная брошюра отъ 1871 года, посвященная вопросу „О необходимости и возможности устройства священническихъ школъ вообще у насъ (грековъ) и въ частности въ Константинополѣ, для воспитанія и потребнаго духовнаго образованія такъ назыв. низшаго клира, т. ѳ. священниковъ, ефимеріевъ и духовниковъ“. Въ брошюрѣ содержится интересное освѣщеніе нашего вопроса. Давно уже, пишетъ анонимъ, и въ печати и въ обществѣ обсуждается вопросъ объ образованіи клира и учрежденіи священническихъ школъ, но до сего времени еще ничего не сдѣлано, хотя нужда въ этомъ съ каждымъ днемъ возрастаетъ и общество въ правѣ искать отвѣта на свой жизненный запросъ. Гдѣ же, однако, причина застоя?—Всякій разъ какъ вопросъ переходитъ на практическую почву, испытывается всегда одно и тоже затрудненіе: нѣтъ матеріальныхъ средствъ для осуществленія великаго дѣла. Никто, конечно, не станетъ отрицать всей силы и важности указаннаго мотива. Но дѣйствительно ли въ немъ заключается главная и единственная причина, въ силу которой до настоящаго времени ни въ епархіяхъ, ни въ Константинополѣ нѳ исполнено прямое требованіе Общихъ канонизмовъ объ устройствѣ священническихъ школъ? Вѣдь опытъ показываетъ, что коль скоро въ какомъ-либо учрежденіи чувствуется настоятельная необходимость,

l) Tsvtxoi х а ч о ѵ t а о і хтА., (леро; П', х. II, § 14. Ко»ѵотаѵпѵо6яо>,!;. 1900.

то средства находятся, а съ другой стороны, въ послѣднее время въ разныхъ городахъ возникли менѣе необходимыя общественныя организаціи, напримѣръ, силлоги, клубы и т. п., и средства для устройства ихъ были изысканы. Нѣтъ, причина небрежнаго отношенія къ образованію клира заключается не въ недостаткѣ средствъ и не въ скудности патріотизма и народнаго усердія, какъ иногда утверждаютъ. Она обусловливается, во первыхъ, упадкомъ религіозности въ народѣ и неуваженіемъ его къ духовенству,—которые распространены въ греческомъ обществѣ врагами нашей вѣры. Во вторыхъ, причина эта заключается во внутреннихъ раздорахъ, царящихъ среди кинотовъ и парализующихъ всякій общій починъ и коллективное предпріятіе. Наконецъ, общество, какъ это ни странно, еще не выразумѣло всей необходимости имѣть просвѣщенный клиръ. Къ духовенству многіе относятся пренебрежительно и не хотятъ цѣнить его историческихъ заслугъ, которыя состоятъ въ томъ, что греческій клиръ въ теченіе вѣковъ былъ весьма вѣрнымъ стражемъ и защитникомъ не только святой нашей вѣры и православія, но и отечественнаго языка и народности. Но этого не замѣчаютъ и зло осмѣиваютъ недостатки духовенства, забывая, что клиръ—часть общества и пороки его слѣдуетъ относить и на счетъ общества, которое, въ силу этого, должно принять и со своей стороны средства къ уврачеванію его недостатковъ. Вѣдь самъ низшій клиръ не въ состояніи собственными силами выдти изъ затрудненія, такъ какъ онъ не имѣетъ для этого ни матеріальныхъ, ни моральныхъ средствъ, а высшее духовенство дѣлаетъ для церкви и общества все отъ него зависящее; оно именно содержитъ на свои средства Холкинскую богословскую школу, которая и приноситъ церкви большую пользу. Да и канонизмы прямо на епархіальное общество (оі yptoTwcvot sitapyiütai) возлагаютъ долгъ содержать духовныя школы. Наконецъ, и польза отъ просвѣщеннаго клира въ большей своей части падетъ на долю общества. Вѣдь священники—учители и руководители народа въ религіозно-нравственной и общественной жизни; чѣмъ выше они будутъ стоять по своему умственному и нравственному развитію, тѣмъ совершеннѣе будетъ и паства. Итакъ, небрежность и равнодушіе общества къ нуждамъ церкви—вотъ центральная причина того, что предписаніе канонизмовъ объ устройствѣ священническихъ школъ въ важнѣйшихъ епар-

хіяхъ константинопольской церкви остается мертвой буквой. Починъ въ этомъ добромъ дѣлѣ должецъ принадлежать, конечно, Константинополю, по примѣру котораго станутъ потомъ устраивать школы и провинціальные города *).

Въ то время какъ константинопольское общество лишь подготовлялось къ устройству священнической школы, въ далекой Янинѣ (въ Эпирѣ) мѣстный митрополитъ Софроній изыскалъ необходимыя для этой цѣли средства и открылъ первую духовную школу для приготовленія низшаго клира. 2 іюля 1871 г. на Ахѳрусійскомъ островѣ близъ Янины состоялась закладка зданія для этой школы съ храмомъ въ честь Преображенія Господня 2), а 10 сентября 1872 года митрополитъ Софроній торжественно совершилъ освященіе храма и зданія и открылъ священническую школу. Въ рѣчи, произнесенной въ этотъ знаменательный день, митрополитъ Софроній выяснилъ значеніе просвѣщенія для-духовенства и общества и намѣтилъ задачу школы, указалъ на главныхъ сотрудниковъ своихъ въ устройствѣ школы (архимандритъ мѣстнаго монастыря Аввакумъ, Хр. Зографосъ, А. Пепецоглу, И. Лули и врачъ I. Лампридисъ) и приглашалъ янинскую паству и впредь оказывать школѣ свою помощь и покровительство, причемъ замѣтилъ, что въ дѣятельности священнаго учрежденія не будетъ ничего тайнаго, но двери его будутъ открыты для всѣхъ, интересующихся успѣхами занятій. 13-го сентября митрополитъ, въ сопровожденіи ефоріи, опять прибылъ въ школу, совершилъ молебенъ и самъ открылъ занятія съ учениками, предложивши первый урокъ по грамматикѣ греческаго языка, который въ данный часъ полагался по росписанію. Въ школу на первый разъ были приняты девять учениковъ, изъ нихъ два іеродіакона, одинъ послушникъ, два іеромонаха и четыре священника; по происхожденію воспитанники распредѣлились такимъ образомъ: пять были изъ янинской епархіи, одинъ изъ епископіи парамиѳій-ской, одинъ—изъ епархіи Арты, одинъ изъ Мессова и одинъ

') Шрі т% -/at той Sovaxoö xfjt auaxiaetuj iepaxtxSv aXoXtov xat

-zai £5t«e; іч KtovaxavxtvooitöXEt 7tpöt ExxatSsDaiv xat tepoJtpeiEfj цор^шаіѵ той xaxtaxEpou Xs^optevou -zXtQpou, tJtoi täv Еерёшѵ, іфуціериоѵ xal ігѵЕицатіхйѵ üitö *** КшкохаѵхіѵойяоХі?. 1871. S. 1—11.

a) КаХХісрршѵ, ’ЕххХг[віаотіхт) ’Етн9ешріі)<Л{, nep. B’, xöpto{ I, о. 44-KtusxavxtvoüxoXt?. 1871.

изъ стагонской ѳпископіи. Преподавателемъ былъ назначенъ одинъ іеромонахъ *).,

Что касается устава Янинской священнической школы, то онъ былъ представленъ митрополитомъ Софроніемъ на одобреніе патріархіи еще 8 января 1871 года и вскорѣ былъ утвержденъ мѣстоблюстителемъ патріаршаго престола, диди-мотихскимъ митрополитомъ Діонисіемъ. Выясняя задачу школы, уставъ говоритъ, что она назначена давать начальное церковное обученіе и этимъ путемъ приготовлять приходскихъ священниковъ (ефимеріевъ), способныхъ надлежащимъ образомъ исполнять свои священническія обязанности и учить паству. Въ школу можетъ приниматься для обученія всякій православный христіанинъ, удовлетворяющій такимъ условіямъ: онъ долженъ знать, по крайней мѣрѣ, простое чтеніе, быть въ возрастѣ не моложе 25 лѣтъ, имѣть удостовѣреніе отъ своего прихода относительно безукоризненнаго поведенія и нравственной христіанской жизни, долженъ представить поручительство частное или отъ какого-либо кинота въ томъ, что, по окончаніи ученія, сдѣлается священникомъ, а въ случаѣ неисполненія этого обѣщанія, заплатитъ школѣ тысячу гросіевъ въ годъ, израсходованныхъ на его содержаніе, обязанъ принести свидѣтельство духовника прихода, къ которому принадлежитъ, въ томъ, что нѣтъ никакихъ препятствій къ его служенію въ священномъ санѣ,, наконецъ, не имѣетъ никакихъ физическихъ недостатковъ, препятствующихъ по канонамъ священству. Желающій учиться въ школѣ долженъ являться къ янинскому митрополиту и представить необходимые документы. Митрополитъ разсматриваетъ поданныя прошенія совмѣстно съ ефоріей школы и, если находитъ условія поступленія выполненными, даетъ каждому поступающему билетъ на право входа въ школу. Если желающій учиться въ янинской школѣ принадлежитъ по мѣстожительству къ другой епархіи, то обязанъ представить и рекомендацію отъ своего архіерея.

Сначала въ школѣ былъ назначенъ двухлѣтній курсъ обученія. Въ первомъ классѣ воспитанники изучали священную исторію, катихизисъ, грамматику, ариѳметику, церковное пѣніе и письмо, во второмъ—продолжали курсъ греческой грамматики, практическаго письма и церковнаго пѣнія и

‘) Ibid. В', IV, 22—31. КшVi-—tcoXij. 1873.

изучали географію и толкованіе божественной литургіи по руководству Николая Вулгариса. Въ каждое воскресенье они слушали толкованіе Евангелія по руководству Киріакордомія Никифора Ѳеотоки. Всѣ эти предметы признавались обязательными для всѣхъ учащихся.

Обязанности учащихся заключались въ слѣдующемъ. Утромъ, по звону церковнаго колокола, они отправлялись въ храмъ, гдѣ и слушали утреннія молитвы, читавшіяся самими учащимися по очереди, въ присутствіи дѣлавшаго возгласы священника. Потомъ они подучали завтракъ изъ кофе и куска хлѣба, присутствовали на урокахъ по росписанію, въ полдень обѣдали, причемъ одинъ изъ учащихся читалъ указанную учителемъ книгу на простонародномъ греческомъ языкѣ. Послѣ обѣда назначалась получасовая прогулка близъ школы, потомъ опять происходило ученіе, а около четырехъ часовъ дня воспитанники присутствовали за вечернимъ богослуженіемъ въ школьномъ храмѣ. Затѣмъ они занимались приготовленіемъ уроковъ до ужина, послѣ котораго очереднымъ воспитанникомъ читались молитвы повечерія. Небольшое время до сна. учащіеся посвящали или церковному пѣнію, или чтенію какой-либо церковной книги на современномъ греческомъ языкѣ, по указанію завѣдующаго школой. Такъ какъ учащіеся, какъ люди уже взрослые, до поступленія въ школу занимались какимъ-либо физическимъ трудомъ, который можетъ бытъ полезенъ имъ и въ будущемъ, то уставъ требуетъ, чтобы они четыре раза въ недѣлю по одному часу работали въ школьномъ саду. Никто изъ воспитанниковъ не можетъ оставлять школу, за исключеніемъ крайней необходимости, съ разрѣшенія завѣдующаго, и на срокъ не больше одной недѣли. Между собою воспитанники держатся братскихъ отношеній, избѣгаютъ неприличныхъ словъ и оскорбленій, неуклонно согласуясь съ назначеніемъ школы. Если кто-либо обидѣлъ другого, то этотъ заявляетъ объ обидѣ завѣдующему школой, но самъ даже словомъ не долженъ отвѣчать оскорбителю. Въ столовой, спальной, въ классахъ и храмѣ воспитанники должны вести себя спокойно, серьезно и со вниманіемъ, должны всюду наблюдать за чистотой и порядкомъ, избѣгать тайно-яденія. Число учащихся назначено уставомъ въ 15 человѣкъ, но въ зависимости отъ средства школы могло быть увеличено.

Кромѣ учениковъ, въ школу допускались, съ разрѣшенія

ефоріи, и слушатели. Слушателями, по уставу школы, должны быть только лида въ священномъ санѣ, но никакъ не міряне. Они жили внѣ школы, присутствовали на урокахъ, по окончаніи которыхъ должны были уходить изъ школы и не входить въ дальнѣйшія сношенія и бесѣды съ учениками. Уставъ особенно запрещаетъ слушателямъ приносить ученикамъ съѣстныѳ припасы, дабы не нарушалось требованіе по поводу тайнояденія. Воспитанники, уволенные изъ школы послѣ цѣлаго ряда нарушеній устава и соотвѣтствующихъ взысканій (внушеніе, выговоръ, письменное обѣщаніе исполнять уставъ), должны были уплатить школѣ 1000 гросіевъ за содержаніе въ теченіе года.

Школою завѣдывала ѳфорія, въ составъ которой входили: янинскій митрополитъ (онъ же предсѣдатель), игуменъ монастыря Милостивой, игуменъ другого янинскаго монастыря и одинъ изъ лучшихъ клириковъ города, Митрополитъ и игуменъ монастыря Милостивой состоятъ постоянными членами ефоріи, а остальные избираются срокомъ на два года. Ефорія имѣетъ очередныя засѣданія одинъ разъ въ мѣсяцъ и экстренныя — по мѣрѣ надобности. Ефорія заботится объ экономическомъ состояніи школы, изыскиваетъ и увеличиваетъ ея доходы, руководитъ учебно-воспитательной жизнью школы и т. п. Ефорія ведетъ точную запись доходовъ и расходовъ школы. Черезъ каждые два года янинскій митрополитъ устраиваетъ общее собраніе, на которое приглашаетъ ефорію священнической школы, а также схоларха и ефорію школы Зосимовой, существовавшей въ Янинѣ, и шесть другихъ лицъ изъ янинской епархіи или изъ сосѣднихъ епис.ко-пій, сообщаетъ имъ свѣдѣнія о состояніи школы и представляетъ экономическій отчетъ; на этомъ собраніи происходитъ и выборъ двухъ очередныхъ членовъ ефоріи. Янинскій митрополитъ обязанъ, по меньшей мѣрѣ, одинъ разъ въ мѣсяцъ являться въ школу и своимъ здѣсь пребываніемъ поощрять завѣдующаго и учениковъ къ дальнѣйшимъ успѣхамъ. Завѣдующему школой лишь въ случаѣ крайней необходимости позволяется, съ разрѣшенія митрополита, оставлять школу, при чемъ онъ долженъ найти и временнаго себѣ замѣстителя изъ братства монастыря Милостивой. Учи-тель, онъ же и завѣдующій, назначается на два года, получаетъ жалованье въ концѣ каждой трети года, причемъ всякій разъ изъ его жалованья удерживается одна шестая

часть на' тотъ случай, чтобы онъ не оставилъ школу до срока или безъ основательной причины. При школѣ состоитъ духовникъ, у котораго воспитанники исповѣдывались и причащались четыре раза въ годъ—въ праздникъ Рождества Христова, на Пасху, въ праздники свв. Апостоловъ и Успенія Богоматери.

Въ школѣ имѣется и епистатъ, назначаемый ефоріей и исполняющій свои обязанности подъ непосредственнымъ наблюденіемъ дидаскала. Епистатъ наблюдаетъ за поведеніемъ учениковъ на урокахъ, въ столовой, во время прогулки и пр., сообщаетъ завѣдующему о всѣхъ допущенныхъ ими нарушеніяхъ устава, слѣдйтъ за чистотою въ школѣ, обязанъ каждый вечеръ обходить зданіе школы и смотрѣть, закрыта ли школьная дверь и нѣтъ ли опасности пожара, долженъ служить дидаскалу, приносить въ столовую ученикамъ пищу, приготовленную на кухнѣ, и даже варить имъ утромъ кофе.

Школа даромъ давала ученикамъ пищу, учебныя книги, одежду (рясы и камилавки), спальныя принадлежности и врачебную помощь во время болѣзни. Ученики, оставляя школу, должны были возвращать книги, рясы и камилавки, а также и спальныя принадлежности, которыя потомъ служили и ихъ преемникамъ; ученикамъ внушалось, чтобы они берегли школьныя вещи, дабы не обременить кассу, школы излишними расходами. Школа, когда улучшатся ея матеріальныя оредства, обѣщается выдавать денежныя пособія семьямъ женатыхъ воспитанниковъ, нуждающихся въ средствахъ, но съ тѣмъ, чтобы стипендіаты, по окончаніи ученія, заплатили долгъ школѣ безъ всякихъ процентовъ. О бѣльѣ и подобномъ воспитанники должны заботиться сами.

Воспитанники ежедневно утромъ и вечеромъ присутствуютъ за богослуженіемъ въ школьномъ храмѣ Преображенія Господня, поютъ и читаютъ по очереди; кромѣ того, каждый воспитанникъ въ теченіе недѣли долженъ нести въ храмѣ особую службу — мести въ церкви, зажигать свѣчи, прислуживать священнику въ алтарѣ, звонить въ колоколъ. Богослуженіе въ школьномъ храмѣ совершаетъ одинъ изъ іеромонаховъ монастыря Милостивой, по назначенію игумена.

Занятія въ школѣ начинаются между 10 и 15 числами августа и къ этому времени должны являться сюда всѣ воспитанники, въ противномъ же случаѣ они не будутъ при-

ниматься. Ученики ежедневно испытываются въ знаніи уроковъ. 17 іюля въ школѣ начинаются публичные переходные экзамены, на которыхъ присутствуютъ члены ефоріи и всѣ интересующіеся школьными успѣхами. Экзамены предваряются богослуженіемъ и краткимъ отчетомъ учителя объ учебно-воспитательной дѣятельности школы. Выпускные экзамены происходятъ съ 16 іюля, причемъ воспитанники испытываются' въ знаніи всего школьнаго курса. Сдавшіе экзаменъ удовлетворительно получаютъ дипломъ съ печатью школы и за подписью митрополита, членовъ ефоріи и дида-скала. Лучшіе изъ окончившихъ курсъ, когда будутъ посвящены въ санъ іерея, получаютъ церковный титулъ эконома и др. Во время лѣтнихъ каникулъ воспитанники получаютъ отпускъ въ дома родителей. Школьнымъ праздникомъ считался день 4 декабря, такъ какъ въ храмѣ школы находилась глава св. великомученицы Варвары.

Всѣ, интересующіеся духовнымъ образованіемъ могли, съ разрѣшенія завѣдующаго, осмотрѣть школу. Но никому изъ постороннихъ, не исключая родственниковъ учителя и учениковъ, не позволялось проводить въ школѣ ночь. Свиданія родственниковъ съ учениками происходили съ вѣдома завѣдующаго или епистата. Никому не позволялось устраивать btj школѣ или близъ нея какія-либо развлеченія.

Печать школы носила такую надпись: „Священническая школа Преображенія Спасителя“ ‘).

Представленный уставъ янинской священнической школы, съ теченіемъ времени, подвергся измѣненію. -Такъ, въ 1874/5 учебномъ году въ школѣ было три класса, а не два, какъ раньше, воспитанники не отпускались на Пасху въ дома родителей, а оставались въ школѣ, гдѣ аккуратно посѣщали богослуженія Страстной и Свѣтлой седмицъ, практически готовились къ отправленію богослуженія по уставу церкви;— въ школу стали приниматься молодые люди не моложе 22 и не старше 32 лѣтъ, обращалось больше вниманія на умственное развитіе учащихся. Въ этомъ году въ школѣ окончили курсъ три воспитанника, да девять перешли изъ второго класса въ третій. Увеличить комплектъ учащихся опять препятствовалъ недостатокъ матеріальныхъ средствъ. Въ началѣ 1875 года въ кассѣ школы было только 23.000 гросіѳвъ (1.840 р.), на которые школѣ и предстояло влачить свое существованіе. Къ счастью, на помощь ей пришли—извѣстный *)

*) КаХХЛіррмѵ, ЕххХу)Оіаотіхі] "Етавгшрт)Оі?, В', I, 44—55. К. 1871.

филантропъ X. Зографосъ, пожертвовавшій пятьдесятъ турец-кИХъ лиръ, православный кинотъ Янины и частныя лида, такъ что въ распоряженіи школы оказалось до 300 турецкихъ лиръ, на которыя она благополучно и существовала цѣлый годъ '). Школа и въ послѣдующее время пользовалась субсидіями отъ филантропа Зографоса, которому ея ефорія и поднесла дипломъ на званіе „великаго евергета— иіуаг еі>ер7£т»)?“ школы 2). Янинская священническая школа существовала до 80-хъ годовъ минувшаго столѣтія и принесла янинской и сосѣднимъ епархіямъ существенную пользу. Она закрылась по недостатку матеріальныхъ средствъ 3).

Почти одновременно съ учрежденіемъ священнической школы въ Янинѣ такая же школа была открыта (1 октября 1872 г.) и въ Трапезунтѣ, при монастырѣ- Ѳеоохгтоіатоо. И здѣсь учредителемъ былъ мѣстный митрополитъ, изыскавшій и свои средства на содержаніе учебнаго заведенія, воспитанники принимались изъ лицъ, готовившихъ себя на служеніе церкви, или состоявшихъ уже въ священномъ санѣ, школьная жизнь носила монастырскій характеръ 4). Въ 1874 году, при содѣйствіи самосскаго князя Константина Фотіада, была открыта священническая школа на островѣ Самосѣ, имѣвшая своей задачей приготовлять низшихъ клириковъ для мѣстной епархіи. Уставъ этой школы аналогиченъ канонизму школы янинской и говоритъ о задачѣ и содержаніи школы, объ ученикахъ и наукахъ, объ экзаменахъ й каникулахъ, о религіозныхъ, учебныхъ и дисциплинарныхъ обязанностяхъ учениковъ и о наказаніяхъ за нарушеніе устава, о схолархѣ и ефоріи, о содержаніи воспитанниковъ и служащихъ въ школѣ. Въ первый годъ существованія самосской школы въ составъ ея питомцевъ было принято 14 человѣкъ, извѣстныхъ но своему настроенію самосскому митрополиту, рекомендованныхъ духовниками и кинотами 5). Въ слѣдующемъ (1875) году священническая школа была, наконецъ, учреждена и въ Константинополѣ, хотя столицѣ имперіи приличествовало бы первенство и въ приготовленіи образованнаго низшаго клира *). И. Соколовъ.

’) Ibid., Г', III, 128—135. К. 1875. J) Ibid., Г', II, 116—118. К. 1874.

3] ’^xxXrjaiaoxixrj ’АХг/Ѳеіа, 1881 (I), № 3, а, 42, 1882 (IUj, № 8, о. 126—128.

<) К а X X і tp р со V: ’ExxXrjotaatr/.rj ’ЕшѲеа)рт)ві{, В', IV, 61. Кшѵот—noXtf. 1873.

5) Ibid., Г, П, 123. К. 1873.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.