Научная статья на тему 'Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке'

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 9. С. 391-413.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

r* >M WWW - 1 Mf f»r" WWW WWW

II- --- --- -------- "--

»<w...... •)!"W........ІГГ'Г........’ЧІИГЧІГ...^ЧГГГ" *•"••“..........-...-«'ЧІПР

Богословскія и священническія школы на православномъ греческомъ Востокѣ *),

ВЪ 1871 ГОДУ, въ Константинополѣ, среди лучшихъ представителей греческаго общества, возникла идея учредить церковный или священническій силлогъ съ цѣлью изы-5 скать пути и средства для возвышенія умственнаго и [ нравственнаго уровня низшаго духовенства, открытія духовныхъ школъ и т. п. Вселенскій патріархъ Анѳимъ VI очень сочувственно отнесся къ этому намѣренію и объединилъ подъ своимъ покровительствомъ всѣхъ столичныхъ клириковъ и мірянъ, которые готовы были словомъ или дѣломъ оказывать содѣйствіе будущему церковному силлогу. 29 декабря 1871 года въ иатріархіи, подъ предсѣдательствомъ Анѳима VI, состоялось предварительное собраніе сочувствовавшихъ идеѣ дѣятелей, которые обмѣнялись мыслями по поводу задачъ организуемаго силлога и образовали комиссію для составленія его устава. Въ эту комиссію вошли: бывшій ларисскій митрополитъ Дорооей (предсѣдатель), архимандриты Никифоръ Гликасъ и Германъ Афѳонидись и профессора И. Танталидисъ и В. Каллифронъ ‘). Комиссія исполнила возложенное на нее порученіе и въ 1872 году представила патріарху проектъ устава „Священно-педагогическаго братства“ 2). Для пересмотра этого проекта была составлена

*) Окончаніе см. августъ.

') К а X X і <р р а) ѵ, 'Ey.x^.yjaiaaxtx'ij ’Е-'Л£'..рг;0'

Кшѵз?—яоХі;. 1872.

’) ibid., В\ VI, 154—157, К»ѵзх. 1874.

г.еу.аіо'; В . Tj|j.oj II, з. 9—10.

новая комиссія изъ двѣнадцати человѣкъ, которая въ срединѣ 1873 года и закончила свою задачу 3). 6 августа состоялось и открытіе священническаго силлога. Въ этотъ день въ патріархіи собрались члены силлога въ числѣ 44 человѣкъ, подъ предсѣдательствомъ Аноима VI. Открывая засѣданіе, патріархъ обратился къ присутствующимъ съ краткою рѣчью, въ которой выяснилъ необходимость учрежденія силлога. Низшій клиръ константинопольской церкви, говорилъ патріархъ, вслѣдствіе временныхъ и мѣстныхъ обстоятельствъ, не находится нынѣ въ состояніи, достойномъ своего назначенія, и не соотвѣтствуетъ въ моральномъ отношеніи тому' рааумному стаду, пасти которое онъ призванъ: тогда какъ духовенству слѣдуетъ стоять выше паствы по знаніямъ и остальнымъ нравственнымъ качествамъ, дабы руководить народомъ, оно вынуждено слѣдовать за нимъ и уступать ему. Съ цѣлью исправить такое положеніе дѣлъ и дать клиру-приличное образованіе, учреждается силлогъ, имѣющій главною своей задачей изысканіе средствъ и способовъ для поднятія моральнаго уровня низшаго клира4). Вслѣдъ за тѣмъ былъ прочитанъ составленный епитропіей уставъ силлога и единогласно принятъ всѣмъ собраніемъ. Избраны были и члены совѣта новаго учрежденія, подъ предсѣдательствомъ дерконскаго митрополита Неофита 5). Что касается его устава, то онъ былъ опубликованъ 'въ такой редакціи.

„ Священническій просвѣтіітельный силлогъ ('Іеооітг/.о; ’Ехісаі-Setmxo« SüXXoyoc)“ въ Константинополѣ, состоящій подгь почетнымъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха, своей задачей имѣетъ надлежащее воспитаніе и образованіе низшаго клира въ предѣлахъ вселенскаго престола. Средствами для достиженія этой задачи служатъ: 1) моральное н матеріальное содѣйствіе существующимъ свяященническимъ школамъ и учрежденіе, гдѣ слѣдуетъ, школъ новыхъ, соотвѣтственно средствамъ силлога, и 2) забота объ изданіи книгъ, одобренныхъ великой церковью для обученія учащихся въ священническихъ школахъ юйошей и для христіанскаго руководства православнаго клира и народа. Обязанности членовъ силлога состоятъ въ заботѣ и содѣйствіи къ осуще- *)

*) Ibid., J54.

4) К а X і (р р to ѵ. ’ExrJ.rjSiota-iiv.y] ’E^ifHüprjai?, В', VII, 12. Кмѵзѣ 1874. *) IMd., II. .

БОГОСЛ. II СВЯІЦЕИНИЧ'ЕСК. ШКОЛЫ НА ПРАВ. ГРЕЧ. ВОСТОКѢ. 393

I

ствленію его задачи. Дѣйствительные члены силлога дѣлаютъ взносы въ его пользу по -разрядамъ: члены перваго разряда платятъ одну турецкую Тлиру въ годъ, второго—половину и третьяго—четверть лиры. Сдѣлавшіе единовременный ^взносъ не менѣе десяти лиръ освобождаются?отъ годовыхъ’взносовъ. Кромѣ дѣйствительныхъ, силлогъ имѣетъ и почетныхъ членовъ, выдающихся по своему образованію и добродѣтели или сдѣлавшихъ крупное пожертвованіе на его нужды. 'Очередныя засѣданія силлога назначаются1 четыре раза въ годъ (черезъ каждые три мѣсяца). Силлогъ управляется совѣтомъ изъ двѣнадцати человѣкъ, избираемыхъ общимъ собраніемъ. Въ его составъ входятъ предсѣдатель, два помощника предсѣдателя, два секретаря, казначей и шесть членовъ. Совѣтъ заботится объ управленіи имуществомъ и объ увеличеніи доходовъ силлога, привлекаетъ новыхъ членовъ въ столицѣ и провинціальныхъ городахъ, составляетъ годовую смѣту, требуетъ и получаетъ свѣдѣнія отъ церковныхъ властей, ди-могеронтовъ и ѳфорій о нравственномъ состояніи клира въ епархіяхъ, а равно о существующихъ въ нихъ священническихъ школахъ, заботится объ изданіи книгъ для школъ, духовенства и народа, раздаетъ по порученію силлога субсидіи и представляетъ общему собранію отчетъ о произведенныхъ имъ расходахъ и вообще о всей своей дѣятельности. Совѣтъ не оказываетъ никакой матеріальной субсидіи на содержаніе священническихъ школъ и на открытіе новыхъ, если предварительно не получитъ отъ церковныхъ властей свѣдѣній о духовномъ состояніи клира и народа данной мѣстности. Совѣтъ имѣетъ засѣданія очередныя—одинъ разъ въ мѣсяцъ и чрезвычайныя—по мѣрѣ надобности. Ефоріи тѣхъ священническихъ школъ, которыя получаютъ денежную субсидію отъ силлога, ежегодно представляютъ ему отчетъ о наукахъ, изучаемыхъ въ школѣ, объ учителяхъ, ученикахъ, о доходахъ и расходахъ, въ противномъ же случаѣ лишаются его матеріальной помощи. Силлогъ, въ зависимости отъ своихъ средствъ, содержитъ стипендіатовъ въ священническихъ школахъ, обязанныхъ представить вѣрное поручительство въ томъ, что, по достиженіи каноническаго возраста, они примутъ священный санъ. Лучшихъ изъ окончившихъ курсъ въ священническихъ школахъ воспитанниковъ и уже носящихъ священный санъ силлогъ отправляетъ на свои средства въ школы богословскія для продолженія образованія. Эти сти-

пендіаты силлога, по окончаніи ученія, обязаны въ теченіе пяти лѣтъ состоять дидаскалами въ одной изъ священническихъ школъ, по назначенію силлога. Матеріальными средствами для силлога служатъ—годовые взносы членовъ, пожертвованія филантроповъ и наслѣдства по завѣщанію. Настоящій канонизмъ силлога имѣетъ силу на пять лѣтъ со дня своего утвержденія (25 іюля 1873 года) 6).

Въ концѣ 1873 года ..Священническій силлогъ“ приступилъ и къ осуществленію своей задачи. Число его членовъ въ столиі^ѣ восходило до 140 человѣкъ "). Предстояло привлечь въ составъ его сотрудниковъ и провинціальныхъ дѣлателей. Съ этою цѣлью предсѣдатель силлога митрополитъ Неофитъ отправилъ рядъ окружныхъ посланій въ города и села константинопольскаго патріархата. Одно посланіе (отъ 18 октября 1873 г.) было адресовано на имя православныхъ кинотовъ патріархата. Въ немъ сообщалось объ открытіи въ Константинополѣ „Священническаго силлога“, вызывавшемся „безусловною церковною и народною потребностью“, и содержалось приглашеніе къ жителядіъ городовъ и селъ придти ему на помощь своими пожертвованіями. Другое посланіе было отправлено епархіальнымъ архіереямъ. Въ числѣ многихъ силлоговъ, братствъ и обществъ, говорится въ этомъ посланіи, возникшихъ въ недавнее время въ предѣлахъ константинопольскаго патріархата, вполнѣ ясно сознавалась нужда въ силлогѣ священническомъ, который могъ бы дать толчекъ къ постепенному улучшенію и возвышенію низшаго клира, дабы онъ явился достойнымъ высокаго назначенія и прежней своей славы. Нынѣ такой силлогъ учрежденъ въ столицѣ имперіи, подъ покровительствомъ. патріарха Анѳима VI, при участіи находящихся здѣсь архіереевъ, членовъ клира и представителей свѣтскаго общества. Но такъ какъ задача „Священническаго просвѣтительнаго силлога“ заключается въ надлежащемъ образованіи и воспитаніи низшаго клира всего вселенскаго патріархата путемъ открытія и поддержки священническихъ школъ и изданія книгъ, необходимыхъ для этихъ школъ и православнаго народа, такъ какъ, далѣе, задача силлога требуетъ большихъ матеріальныхъ средствъ и моральнаго *)

*) К а X X Е tp р ш ѵ. В', VII, 13—18. •1 Ibid., 109. Срав. 46—47

содѣйствія со стороны мѣстныхъ сотрудниковъ во всѣхъ епархіяхъ, то совѣтъ силлога, сообщая епархіальнымъ митрополитамъ о его возникновеніи, проситъ ихъ покровительства и содѣйствія въ привлеченіи членовъ и жертвователей на нужды силлога. Кромѣ того, совѣтъ просилъ митрополитовъ, чтобы каждый изъ нихъ представилъ въ силлогъ подробныя свѣдѣнія о количествѣ храмовъ въ епархіи, священникахъ, іеродіаконахъ й ихъ образованіи, о монастыряхъ приходскихъ и ставропигіальныхъ и о числѣ живущихъ въ каждомъ изъ нихъ монаховъ, о мѣрахъ, какія принимаются епархіальною властью съ цѣлью улучшенія низшаго клира, о священныхъ предметахъ, преподаваемыхъ въ мѣстныхъ школахъ, и вообще о духовномъ состояніи клира; всѣ эти свѣдѣнія нужны сил-логу для того, чтобы, соотвѣтственно фактическому состоянію епархій, онъ могъ примѣнять тѣ или другія просвѣтительныя средства съ цѣлью поднять въ моральномъ отношеніи приходское духовенство. Третье посланіе было отправлено игуменамъ монастырей константинопольской церкви и содержало приглашеніе принять участіе въ дѣятельности силлога путемъ взносовъ и содѣйствія его задачѣ. Извѣстно, каково назначеніе клира и каково его состояніе въ настоящее время, гласитъ это посланіе, — извѣстны и нужды общества, удовлетвореніе которымъ составляетъ прямую обязанность духовенства. Къ счастію, со времени основанія Халкинской богословской школы, положеніе высшаго духовенства константинопольской церкви стало измѣняться къ лучшему, но низшій клиръ, по общему мнѣнію, находится въ печальномъ состояніи и дальнѣйшее его пребываніе вч» такомъ положеніи является неизвинительнымъ для властп и общества и должно имѣть неблагопріятныя для церкви послѣдствія. Вѣдь всѣ сознаютъ необходимость улучшить бытъ клира,—не доставало лишь иниціативы и энергичнаго стремленія устранить тормозящія успѣхъ предпріятія трудности. Теперь „Священническій силлогъ“ дѣлаетъ починъ въ этомъ громадномъ дѣлѣ и справедливо требуетъ отъ всѣхъ слоевъ общества содѣйствія и помощи 8). Далѣе, въ посланіи на имя силлоговъ и просвѣтительныхъ братствъ- константинопольскаго патріархата указывались такіе мотивы для учрежденія „Священническаго силлога“. Къ несчастью, клиръ •)

•) К а X >, і ф р ш V, В', VII, ПО—116.

святой греческой церкви, вслѣдствіе многихъ • временныхъ обстоятельствъ, давно уклонился отъ свойственнаго его священному призванію положенія. Объ этомъ свидѣтельствуетъ несоотвѣтствіе—во многихъ случаяхъ -его духовнаго состоянія моральному развитію мірянъ. Отсюда является опасеніе, что если такое взаимоотношеніе продолжится, то оно можетъ имѣть серьезныя послѣдствія: религіозное чувство народа потеряетъ свою интенсивность, а его преданность церкви ослабѣетъ. Правда, тридцать лѣтъ тому назадъ была учреждена Халкшіская богословская школа, сдѣлавшаяся разсадникомъ клира новаго типа, но эта школа почти исключительной своей задачей имѣетъ приготовленіе высшихъ служителей церкви и едва даже удовлетворяетъ указанной потребности, а низшему клиру, всегда находящемуся съ народомъ, она оказываетъ мало пользы. Въ виду общаго недостатка въ клирѣ, удовлетворяющемъ своему назначенію, нѣкоторые епархіальные архіереи учредили малыя священническія школы для приготовленія приходскаго клира примѣнительно КТ) мѣстнымъ нуждамъ. Эти попытки епархіальныхъ архіереевъ почтенны и заслуживаютъ поддержки и-покровительства, но онѣ очень ограниченны какъ въ количественномъ, такъ и въ качественномъ отношеніи. Такъ какъ потребность въ образованномъ приходскомъ клирѣ имѣетъ общее для всей константинопольской церкви значеніе, то въ Константинополѣ и учрежденъ центральный „Священническій просвѣтительный силлогъ“, который своей дѣятельностію долженъ объединить всѣхъ іерарховъ патріархата и лучшихъ членовъ свѣтскаго общества вгь ихъ стремленіи идти на встрѣчу церковной и народной н}'ждѣ. Вновь открытое общество имѣетъ право разсчитывать на содѣйствіе и своихъ собратьевъ— просвѣтительныхъ снллоговъ и благотворительныхъ братствъ 9). Наконецъ, 10 января 1874 года, отъ имени снл-лога было разослано посланіе епитроиамъ храмовъ Константинополя, которые также приглашались принять участіе въ его дѣятельности: въ этомъ посланіи, между прочимъ, было сказано, что силлогъ уже встрѣтилъ сочувствіе и содѣйствіе со стороны духовенства и народа епархіальныхъ городовъ 1(Ч.

Такимъ образомъ, совѣтъ „Священническаго ііросвѣти-

Э Ibid., 143—14В.

ltl) К а Л/Лр ш ѵ. Г, I, 8Н—84. К. 1874.

тельнаго силлога“ въ Константинополѣ принялъ всѣ мѣры къ тому, чтобы ознакомить съ его уставомъ и предстоящей дѣятельностью іерархію, духовенство и народъ константинопольской церкви и привлечь въ составъ его членовъ возможно большее число лицъ духовныхъ и мірянъ. Въ посланіяхъ, распространенныхъ отъ его. имени по всему патріархату, обстоятельно раскрыта церковная и народная потребность въ силлогѣ, а вмѣстѣ съ тѣмъ ясно показаны необходимость возвышенія низшаго духовенства въ просвѣтительномъ отношеніи путемъ повсемѣстнаго учрежденія и поддержанія священническихъ школъ. Теперь силлогу надлежало перейти отъ словъ къ дѣлу и приступить къ фактическому осуществленію своей важной и крупной задачи.

24 ноября 1874 года въ патріархіи состоялось второе общее собраніе членовъ силлога. Патріаршій престолъ въ это время занималъ святѣйшій Іоакимъ II, одинъ изъ лучшихъ первоіерарховъ константинопольской церкви. Онъ весьма сочувственно отнесся къ силлогу и охотно принялъ на себя руководство его дѣятельностью. На собраніе явились только 24 члена, со включеніемъ и членовъ совѣта, изъ нихъ 15 духовныхъ лицъ и 9 мірянъ. Патріархъ привѣтствовала, собравшихся рѣчью, въ которой призывалъ всѣхъ къ энергической дѣятельности на пользу приходскаго клира, церкви и народа. Изъ прочитаннаго затѣмъ отчета огласилось, что всѣхъ членовъ силлога было 367. Собраніе избрало нѣсколько почетныхъ членовъ, а потомъ заслушало ходатайство совѣта объ ассигнованіи 400 турецкихъ лиръ на открытіе священнической школы въ Константинополѣ, уставъ которой былъ уже составленъ. Предсѣдателемъ совѣта силлога былъ избранъ прусскій митрополитъ Никодимъ и). 6 февраля 1875 года состоялось чрезвычайное собраніе членовъ силлога, на кото-ромъ былъ прочитанъ и утвержденъ составленный совѣтомъ канонизмъ столичной священнической школы 12). Онъ получилъ лотомъ и патріаршее утвержденіе и былъ опубликовать для всеобщаго свѣдѣнія.

Уставъ священнической школы въ Константинополѣ состоитъ изъ десяти главъ такого содержанія. Согласно кано-низму „Священническаго просвѣтительнаго силлога“, въ Кон-

и) Іѵ, И, 120—128. Кшѵз-. 1874.

1г) Ibid., 151 — 152.

стантинополѣ учреждается священническая школа, имѣющая своей задачей надлежащее образованіе и воспитаніе низшаго клира. Школа содержится на средства силлога, находится подъ наблюденіемъ спеціальной ефоріи, руководится схолар-хомъ и состоитъ подъ высшимъ надзоромъ великой Христовой церкви. Школа имѣетъ свою печать, въ срединѣ которой находится крестъ а кругомъ вырѣзана надпись — „Священническая школа въ Константинополѣ“. Изъ учениковъ школы одни живутъ въ интернатѣ и состоятъ пансіонерами, а другіе суть экстерны. Первые должны быть въ возрастѣ не ниже 18 лѣтъ, имѣть твердое рѣшеніе посвятить себя на служеніе церкви въ священномъ санѣ и представить вѣрное въ этомъ поручительство, а также удостовѣреніе о своемъ добромъ поведеніи, свидѣтельство объ окончаніи курса народной школы и документъ вообще о своихъ духовныхъ способностяхъ. Если воспитанникъ не имѣетъ свидѣтельства о своемъ ученіи въ народной школѣ, онъ подвергается вступительному экзамену. Школа даромъ даетъ своимъ пансіонерамъ жилище, пищу, одежду, обученіе, книги и все остальное для нихъ необходимое. Число пансіонеровъ на первый разъ опредѣляется въ пятнадцать человѣкъ, а потомъ оно будетъ увеличено, соотвѣтственно средствамъ силлога. Впрочемъ, и въ первый годъ въ школу могутъ быть приняты пансіонеры и сверхъ указаннаго числа (15), если отдѣльныя лица изъ любителей просвѣщенія или киноты пожелаютъ внести за нихъ въ кассу школы годовую плату въ 25 турецкихъ лиръ; конечно, и эти стипендіаты должны удовлетворять всѣмъ требованіямъ устава о пріемѣ воспитанниковъ. Пансіонеры принимаются въ школу только до начала занятій, если заблаговременно заявятъ ефоріи и схоларху о своемъ желаніи учиться въ школѣ. Если во время пріема явится въ школу болѣе намѣченнаго по штату числа воспитанниковъ, то предпочтеніе отдается дѣтямъ священниковъ, отличающимся лучшими умственными способностями. Приходящими учениками состоятъ лица священнаго сана, желающіе восполнить свое образованіе, причемъ они могутъ или изучать всѣ науки, на ряду съ остальными воспитанниками, или состоять лишь слушателями одного или нѣсколькихъ предметовъ, по своему выбору; слушатели принимаются въ школу и послѣ начала учебнаго года. Экстернамъ въ школѣ даромъ предлагается только одно обученіе.

Школа имѣетъ четыре класса и четырехлѣтній курсъ обученія. Въ частности, въ четвертомъ или низшемъ классѣ преподаются слѣдующіе предметы: греческій языкъ (гномы, басни Эзопа, Лукіанъ, Іоаннъ Златоустъ, грамматика и правописаніе), политическая географія, ариѳметика, священная исторія Ветхаго Завѣта и Новаго съ священной географіей, изученіе съ объясненіемъ главнѣйшихъ молитвъ утрени и вечерни. Въ третьемъ классѣ изучаются: греческій языкъ (Ксенофонтъ и Златоустъ, грамматика и правописаніе), греческая миѳологія, географія, общая древняя исторія и особенно греческая, ариѳметика, краткая церковная исторія, изученіе молитвъ утрени и вечерни. Во второмъ классѣ преподаются: греческій языкъ (Плутархъ, Исократъ, Ликургъ, Василій Великій, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ, синтаксисъ и письменныя работы), общая исторія — средняя и особенно византійская, географія, геометрія, катихизисъ и изъясненіе Священнаго Писанія. Наконецъ, въ первомъ или высшемъ классѣ изучаются: греческій языкъ и литература (Димосѳенъ, Григорій Богословъ, Василій Великій и Іоаннъ Златоустъ, Гомеръ, синтаксисъ и письменныя работы), общая исторія (новая), физико-математическая географія, литургика, элементарныя свѣдѣнія изъ пастырскаго богословія, христіанская этика и изъясненіе Священнаго Писанія. Во' всѣхъ классахъ школы преподается и церковное пѣніе.

Школа всѣмъ въ ней обитающимъ предлагаетъ пищу три раза въ день: завтракъ, состоящій изъ куска хлѣба и кофе, обѣдъ изъ двухъ блюдъ и ужинъ. Всѣ воспитанники въ назначенное время должны являться въ столовую, за исключеніемъ больныхъ, которымъ предлагается особая пища. Во время обѣда ученики по очереди читаютъ вслухъ присутствующихъ церковную книгу, назначенную схолархомъ. Послѣ ужина тотчасъ читается повечеріе.

Пріемные экзамены въ школѣ начинаются 1 сентября, а ученье—15, уроки продолжаются ежедневно отъ 81/* часовъ утра до З1/2 час. поиолудни, съ перерывомъ для обѣда отъ II1/* до 121 /2 часовъ. Занятія въ школѣ продолжаются до 1 іюля, когда начинаются репетиціи, а съ 1 августа производятся экзамены, послѣ которыхъ воспитанникамъ дается отпускъ на каникулы до конца августа. Оставаться на повторительный курсъ въ классѣ воспитаннику можно лишь одинъ разъ въ теченіе всего четырехпѣтняго обученія, въ протик-

номъ случаѣ емзг грозитъ увольненіе изъ школы. Свидѣтельство объ окончаніи курса выдается воспитанникамъ только послѣ принятія ими священнаго сана, а до этого времени они снабжаются удостовѣреніем'ь о слушаніи наукъ въ священнической школѣ. Свидѣтельства подписываются схолархомъ, учителями и ефорами и утверждаются патріархомъ. Ученики, какъ чада православной восточной церкви, должны неукоснительно соблюдать всѣ ея священныя установленія и неизмѣнно исполнять всѣ свои религіозныя обязанности, участвуя и въ церковномъ чтеніи и пѣніи во время богослуженій—въ порядкѣ, указанномъ схолархомъ. Они своевременно являются въ классы, старательно приготовляютъ данные уроки, со вниманіемъ и въ совершенной тишинѣ слушаютъ преподаваемые предметы. Не присутствовать на урокѣ можно лишь по болѣзни. Воспитанники оказываютъ должное уваженіе схоларху н преподавателямъ, почтительно относятся ко всѣмъ, живущимъ въ школѣ, а между собой держатся братскихъ отношеній, никого не обижаютъ, ничего не портятъ и вообще не причиняютъ школѣ никакого убытка. Имъ запрещаются тайнояде-ніе, употребленіе напитковъ и табакокуреніе. Онн обязаны въ точности исполнять и всякое частное распоряженіе схо-ларха касательно -ихъ .жизни и поведенія. Въ случаѣ нарушенія обязанностей, воспитаннику дѣлается схолархомъ отеческое внушеніе на-единѣ, потомъ производится выговоръ, причемъ воспитанникъ обязывается дать письменное заявленіе о своемъ исправленіи; наконецъ, съ вѣдома и согласія ефоріп, з'ченнкъ з’вольняется изъ школы, если попрежнему будетъ нарушать свои обязанности. Пансіонеры силлога, если будутъ уволены изъ школы, обязаны вознаградить ее за всѣ произведенные на ихъ содержаніе расходы, причемъ отвѣтственность падаетъ и на поручителя уволеннаго воспитанника.

Великая Христова церковь и совѣтъ силлога заботятся о питомцахъ школы, окончившихъ въ ней полный курсъ ученія. и немедленно предлагаютъ имъ подходящія мѣста. Они назначаются на должности учителей и іеропсалтовъ въ столицѣ и епархіяхъ, а когда достигнутъ каноническаго возраста, вступят'ь въ брак'ь и примутъ священный санъ, тогда цм'ь, при назначеніи въ приходы, оказывается предпочтеніе лред'ь тѣми кандидатами, которые не имѣютъ диплома объ окончаніи курса въ священническихъ школахъ. Если же окон-

чившій курсъ въ школѣ силлога уклонится отъ служенія церкви въ священномъ санѣ, тогда его поручитель обязанъ заплатить школѣ сто турецкихъ лиръ въ вознагражденіе ея за произведенные въ четыре года расходы.

Схолархъ священнической школы рекомендуется ефоріей по соглашенію съ совѣтомъ силлога, назначается и утверждается синодомъ и патріархомъ изъ лидъ въ священномъ санѣ, почтеннаго возраста и съ педагогическимъ опытомъ. Схоларху принадлежитъ полное завѣдываніе школой: ему подчиняются всѣ, здѣсь живущіе, на немъ же лежитъ и вся ближайшая за школу отвѣтственность. Онъ живетъ въ школѣ и получаетъ отъ нея содержаніе, наблюдая за точнымъ исполненіемъ устава ея и обычаевъ. Схолархъ преподаетъ всѣ церковно-богословскіе предметы, входящіе въ программу школы, всегда присутствуетъ вмѣстѣ съ воспитанниками въ храмѣ за богослуженіемъ и наблюдаетъ за точнымъ исполненіемъ церковнаго устава. Онъ хранитъ всѣ оффиціальные документы и книги школы, ведетъ письменныя сношенія съ ефоріей, наблюдаетъ за библіотекой и заботится о ея пополненіи, слѣдитъ за пищей учениковъ, одеждой и всѣмъ необходимымъ. Кромѣ схоларха, школа имѣетъ въ первое время двухъ учителей для преподаванія всѣхъ предметовъ по программѣ, кромѣ церковно-богословскихъ; избраніе ихъ и назначеніе производятся ефоріей и совѣтомъ, по соглашенію съ схолархомъ.

Ефорія школы состоитъ изъ четырехъ членовъ, клириковъ и мірянъ, избираемыхъ изъ состава совѣта силлога, въ общемъ его засѣданіи. Предсѣдателемъ ефоріи всегда состоитъ старшій изъ духовныхъ его членовъ. Члены ефоріи назначаются на два года, съ ежегодной замѣной двухъ изъ нихъ. Ефорія заботится вообще обо всемъ, касающемся содержанія и успѣховъ школы, наблюдаетъ за ея внѣшнимъ и внутреннимъ состояніемъ, наводитъ справки о личныхъ достоинствахъ поступающихъ въ школу учениковъ, провѣряетъ ихъ поручительства, получаетъ отъ казначея силлога деньги, необходимыя для содержанія воспитанниковъ и учащихъ, входитъ по мѣрѣ надобности въ сношенія съ совѣтомъ силлога но дѣламъ школы и отдаетъ ему ежегодно отчетъ въ-своей дѣятельности. Ефорія избираетъ, опредѣляетъ и въ случаѣ необходимости, удостовѣренной схоларомъ, увольняетъ епистата и остальныхъ слугъ школы. Въ концѣ каж-

даго мѣсяца она платитъ жалованье схоларху, дидаскаламъ, епистатѵ и всѣмъ служащимъ въ школѣ.

Епистатъ, какъ и всѣ служители школы, исполняютъ свои обязанности подъ наблюденіемъ схоларха. Обязанности епи-стата состоятъ въ слѣдующемъ: наблюдать за дисциплиной въ школѣ и поведеніемъ учениковъ, слѣдить за исполненіемъ іши своихъ обязанностей, обѣдать вмѣстѣ съ учениками въ общей столовой, сопровождать ихъ въ церковь и во время гулянья, заботиться о нихъ во время болѣзни, имѣть наблюденіе за пищей каждаго дня и вѣрнымъ расходованіемъ запаса, записывать въ книгу ежедневные расходы и представлять ее для контроля схоларху, а въ концѣ мѣсяца и ефоріи для уплаты произведенныхъ расходовъ, слѣдить за служителями школы ,3).

Опубликовавъ уставъ вновь учреждаемой священнической школы, силлогъ 13 мая 1875 года сдѣлалъ объявленіе и о пріемѣ воспитанниковъ въ эту школу, причемъ время для экзаменовъ назначилъ съ 1 сентября, а начало ученія— 15 сентября этого года 15)• Почти одновременно (25 мая) силлогъ торжественно отпраздновалъ первую годовщину своего существованія, имѣя въ своемъ составѣ 384 члена (137 клириковъ, 247 свѣтскихъ, 55 монастырей, церквей и силлоговъ) и въ своей кассѣ 856 турецкихъ лиръ ,5) и возбудивъ живое сочувствіе и соревнованіе среди епархіальныхъ архіе-, реевъ въ отношеніи учрежденія священническихъ школъ 16). Но только 9 ноября состоялось освященіе зданія въ приходѣ Мухлія, назначеннаго для „первой и центральной священнической школы“. На торжествѣ присутствовали патріархъ Іоакимъ II, членъ синода и силлога. Патріархъ сказалъ рѣчь, въ которой отмѣтилъ важность образованія для клира, вліяющаго на нравственное состояніе семьи, прихода и общества, указалъ на трудности для силлога открыть и содержать священническую школу, такъ какъ онъ не пользуется никакими правительственными субсидіями и располагаетъ лишь по-

и) К*ѵоѵіО|іо; тг- Kawa'C'X'/tivonoXsi 'IspzTixrj; 3Х0Я.7je, з. I—16. К. 1875. Срав. К a X X о ш ѵ. ’Еххлѵ^'хзз'.у.г ’Еті'ДЕофуіл?, Г', Ш, 6—14. Кшѵзт. 1875.

”) К a/.). і фр «о ѵ Г', III. 80 -31. li) Ibid., 81—82.

1‘) Ibid., 149—150, 153.

жертвованіями частныхъ лицъ,—приглашалъ греческихъ филантроповъ придти на помощь школѣ и выразилъ увѣренность, что она будетъ долго существовать и приносить церкви и народу ту пользу, которая отъ нея ожидается. Въ ноябрѣ 1875 года въ священнической школѣ начались и занятія. Всѣхъ воспитанниковъ было двѣнадцать человѣкъ, да было нѣсколько слушателей изъ столичныхъ священниковъ и іеродіаконовъ, которые посѣщали школу въ извѣстные дни и часы, съ согласія великаго протосинкелла патріархіи и центральной церковной епитропіи. Воспитанники образовали два низшихъ класса. Схолархомъ былъ опредѣленъ архимандритъ Хрисанѳъ Іероклисъ. Кромѣ него, преподаваніемъ занимался одинъ іеродидаскалъ Поликарпъ, да протопсалтъ великой церкви Георгій обучалъ церковному пѣнію. Ефорію школы составляли: косскій митрополитъ Германъ (предсѣдатель), архимандритъ Константинъ Валіадисъ и профессора Васіадисъ и Каллйфронъ п).

Въ первый год'ь школа существовала благополучно. Принятые въ школу воспитанники съ успѣхомъ занимались науками, кромѣ одного, вынужденнаго по болѣзни оставить занятія. Они получали здѣсь даровое содержаніе и обученіе, всѣ носили одинаковую одежду (монашескую). Въ школѣ были и должностныя лица—ѳпистатъ, онъ же экономъ (въ священномъ санѣ), докторъ, слѣдившій за гигіеной въ школѣ, и слуги. Школа всѣхъ аккуратно вознаграждала жалованьемъ. Пища учениковъ была простая, но обильная и чисто приготовленная. Зданіе школы было расположено на красивомъ и здоровомъ мѣстѣ, было окружено садомъ и снабжалось хорошей водою. При школѣ былъ свой храмъ, гдѣ воспитанники присутствовали за богослуженіемъ и практически знакомились съ церковнымъ уставомъ. Въ школѣ во всемъ господствовалъ порядокъ. Члены ефоріи по очереди посѣщали ее и входили въ сношенія съ схолархомъ по поводу всѣхъ ея нуждъ. Учебно-воспитательная часть была поставлена въ школѣ довольно удовлетворительно. Экзамены, своевременно (1 августа) произведенные въ школѣ, дали хорошіе результаты: всѣ воспитанники были переведены въ слѣдующіе классы. 16 сентября 1876 г. начался второй годъ учебныхъ занятій въ школѣ, при чемъ былъ открытъ и третій классъ,

1Т) KiU ісрршѵ, Г IV, 10—23, к. 187о.

въ который принято было десять новыхъ воспитанниковъ. Смѣта на этотъ годъ была составлена въ суммѣ 600 турецкихъ лиръ 18 *),—такъ какъ силлогъ имѣлъ уже 580 членовъ и привлекъ къ сотрудничеству патріарховъ Александріи, Антіохіи и Іерусалима, архіепископа Кипра и другихъ современныхъ дѣятелей и покровителей просвѣщенія іа). Но школа не закончила, и второго года своего существованія: къ началѣ 1877 года въ приходѣ Мухлія произошелъ пожаръ, во время котораго сгорѣло и помѣщеніе священнической школы 20). Этимъ и завершился первый періодъ ея дѣятельности. Возникшая послѣ этого война Турціи съ Россіей и тяжелыя внутреннія условія положенія вселенской патріархіи отразились и на судьбѣ священническаго просвѣтительнаго силяога: въ 1878 году онъ былъ закрытъ, а его денежныя средства поступили въ распоряженіе патріархіи.

Второй періодъ существованія константинопольской священнической школы падаетъ на время вселенскаго патріарха Іоакима III, который еще до занятія патріаршаго престола признавалъ необходимымъ учредить, на ряду съ Халкннской богословской школой, и школу священническую. Въ 1879 гі Іоакимъ Ш осуществилъ проектъ особой комиссіи, которая, по его норученію, занималась вопросомъ о реформѣ школъ, и возстановилъ священническую школу,- причемъ помѣстилъ ее въ наемномъ зданіи возлѣ богословской школы на островѣ Халки. Еще 5 мая 1879 г. патріархъ Іоакимъ обратился съ посланіемъ къ фанаріоферсальскому митрополиту Констан-тію и сообщилъ ему; что священный синодъ и народный совѣтъ, признавая нужду въ образованномъ кліірѣ, рѣшили открыть на Халки центральную священническую школу, а-для ея. содержанія постановили продать нѣкоторыя монастырскія земли на Иринцевыхъ островахъ и образовали съ этой цѣлью комиссію, въ составъ которой вошелъ и митрополитъ Константій; извѣщая его объ этомъ, патріархъ предлагалъ Константію произвести вмѣстѣ съ остальными членами епи-тропіи намѣченное отчужденіе земель, положить деньги въ солидный банкъ и составить смѣту на постройку и содер-' жаніе будущей священнической школы 21). А затѣмъ, извѣст-

,s) KaUiip.pev, Г'. V, 34, 99—103. К. 1870.

’“) Ibid., Г, IV, 107—108, 146—147; V, 150—154.

м) Ibid,, Г', VI, 69. Срав. 129. К. 1877.

аі) К a X X І ср р ц) ѵ. ’ЕххХ^адазтіЧ'і) ’ETttÖEtbpyje'.-c. -V. I, 238—239. К, 1880.

ный греческій филантропъ Стефанъ Зафиропулъ, желая оказать церкви свое содѣйствіе въ открытіи необходимаго учрежденія, пожертвовалъ на нужды священнической школы тысячу турецкихъ лиръ; за это патріархъ и синодъ пожаловали ему титулъ „великаго благодѣтеля—ріуас sueo-sx^;— центральной священнической школы“ 22). Располагая указанными средствами, патріархія въ августѣ 1879 г. объявила о предстоящемъ пріемѣ воспитанниковъ въ новую священническую школу, которую постановлено временно помѣстить въ зданіи близъ богословской школы на Халки. Въ этомъ извѣщеніи было сказано, что школа имѣетъ своей задачей давать образованіе приходскому клиру, причемъ лучшіе изъ окончившихъ здѣсь курсъ будутъ поступать и въ богословскую школу; школа будетъ состоять изъ восьми классовъ, в'ц каждомъ изъ которыхъ штатъ назначенъ въ двадцать человѣкъ; въ первый годъ будетъ открытъ только одинъ классъ, въ который воспитанники будутъ приниматься изъ константинопольской епархіи. Воспитанники будутъ получать здѣсь безплатное содержаніе и обученіе. Вновь поступающіе должны быть въ возрастѣ отъ 10 до 13 лѣтъ, имѣть элементарныя познанія въ чтеніи, письмѣ, грамматикѣ и ариѳметикѣ, обязаны представить удостовѣренія отъ своихъ ■приходовъ и учителей относительно своихъ способностей и поведенія и сдать вступительный экзаменъ въ патріархіи. Изъ вновь поступающихъ предпочтеніе отдается дѣтямъ священниковъ, іѳропсалтовъ и учителей. Такъ какъ школа имѣетъ ограниченныя матеріальныя средства, то желающіе оказать ей содѣйствіе могутъ содержать на свой счетъ одного или нѣсколько воспитанниковъ, съ платою въ три лиры ежемѣсячно, а равно снабжать школу книгами, платьемъ и другими вещами 23).

Въ октябрѣ 1879 г. въ центральной священнической школѣ на Халки начались занятія. Воспитанниковъ было принято 20 человѣкъ, преподавателями состояли преимущественно дидискалы богословской школы, а схолархомъ былъ назначенъ преподаватель ѳессалоникской гимназіи Константинъ Ико-ному; внутренній вт» школѣ порядокъ былъ установленъ примѣнительно къ уставу 1875 года, дѣйствовавшему въ свя-

м) Ibid., Д\ П, 11—12. К. 1881.

гз) К а X X і sp р а к, Д', П, 14 — 16.

щеннической школѣ Мухлія; изъ послѣдней поступила въ школу и уцѣлѣвшад отъ пожара библіотека, а равно различныя вещи 24). Щкола лишь нуждалась въ матеріальныхъ средствахъ. Поэтрму священный синодъ постановилъ обносить двѣ кружки для сбора пожертвованій на ея нужды за богослуженіями въ храмахъ столицы, о чемъ 27 сентября

1879 г. и оповѣстилъ духовенство и народъ, прося придти на помощь полезному церковному учрежденію 25 * *). Затѣмъ въ епархіи константинопольскаго патріархата были отправлены спеціальные таксидіоты,- которые и должны были производить по книжкамъ сборъ пожертвованій на нужды школы въ городахъ и селахъ турецкой имперіи 2в). Наконецъ, въ маѣ

1880 г. синодъ постановилъ взимать изъ доходовъ монастыря св. Николая на Принкипо 40 лиръ ежегодно въ пользу священнической школы 21). Тогда же патріархъ и синодъ обратились къ архіереямъ вселеннаго престола съ окружнымъ посланіемъ, въ которомъ извѣщали всѣхъ объ открытіи вось-ми-классной центральной священнической школы и предлагали присылать въ нее воспитанниковъ для обученія. При этомъ сообщалось, что въ первый годъ въ школу были приняты воспитанники родомъ изъ столицы и окрестностей, а потомъ они будутъ приниматься по очереди изъ другихъ епархій, дабы, по окончаніи ученія, могли посвящать себя на 'служеніе церкви въ этихъ именно епархіяхъ. При поступленіи въ школу предпочтеніе будетъ отдаваться дѣтямъ священниковъ, которыя и будутъ занимать вакансіи пансіонеровъ. Остальныя же вакансіи будутъ замѣщаться пансіонерами частныхъ лицъ и кинотовъ 28 *). Своевременно (въ іюлѣ 1880 г.) въ школѣ были произведены экзамены, въ присутствіи патріарха Іоакима III и членовъ синода,, давшіе удовлетворительные результаты 20).

Во второй учебный годъ (1880—81) въ священническую школу принимались воспитанники преимущественно изъ ѳракійскихъ епархій 30). Школа по прежнему нуждалась въ ма-

“) Ibid., 18, 24. 48.

25) Ibid., 31-32.

-*) Ibid., 48, 223—224.

s7) Ibid., 161.

!8) Ibid., 165- 166.

-O Ibid., 228.

ЗІ>).КіГ/Лфрйѵ, A\ III, 49. K. 1881.

теріальныхъ средствахъ, которыя и изыскивались различными способами: то патріархъ Іоакимъ обращался съ письмами къ частнымъ лидамъ, извѣстнымъ своимъ покровительственнымъ отношеніемъ къ просвѣщенію, и просилъ не забыть своей помощью и священническую школу на Халки 31), то ефорія школы предъ пасхой разсыпала различнымъ лицамъ свѣчи изъ чистаго воска, напоминая этимъ и о школѣ 32), или прямо располагала тѣхъ или другихъ филантроповъ къ пожертвованіямъ 33 * 35). И второй годъ дѣятельности центральной священнической школы благополучно завершился экзаменами въ іюлѣ мѣсяцѣ Зі).

Въ 1882 году для священнической школы былъ построенъ новый домъ въ Константинополѣ, близъ Влахернской агіасмы. Средства на постройку были даны различными греческими филантропами 33). 3 ноября состоялось освященіе новаго зданія, совершенное патріархомъ Іоакимомъ III при участіи митрополитовъ-членовъ синода. На торжествѣ схолархъ К. Иконому прочелъ рѣчь, въ которой еще разъ выяснилъ необходимость учрежденія въ константинопольскомъ патріархатѣ священническихъ школъ,—причемъ сослался на аналогичныя учебныя заведенія въ Россіи, Греціи, Румыніи, Сербіи и Болгаріи,—и принесъ патріарху Іоакиму благодарность за устройство для школы своего зданія, гдѣ учебныя занятія должны пойти болѣе успѣшно. Въ этомъ году въ школѣ было уже четыре класса, въ которыхъ обучались 80 воспитанниковъ 36 37). Но школа опять нуждалась въ средствахъ и должна была обращаться къ общественной благотворительности 3,!).

Центральная священническая школа въ Константинополѣ существовала до конца патріаршества Іоакима III, а также при патріархахъ Іоакимѣ ІУ (1884—1886 г.) и Діонисіи У (1886—1891 г.). Въ 1887 году она получила новый уставъ, составленный ѳфоріей школы изъ митрополитовъ: велѳград-скаго Дороѳея, халдійскаго Гервасія и дріинупольскаго Клима.

31) Ibid., 48—50 (отъ 15 ноября 1880 г.).

33) Ibid., 152-151.

33) Ibid., 196.

31) Ibid., 195—196.

35) Ibid., II, 64, 115, 240.

зе) Ibid., Д', IV, 178—177. К. 1882.

37) Ibid., У, 104—106. К. 1883.

Въ основу этого устава ефорія положила канонизмъ школы отъ 1875 г., а также имѣла въ виду канонизмъ Халкинской богословской школы и другіе аналогичные уставы. Патріархъ Діонисій и синодъ поручили составленный ефоріей уставъ пересмотрѣть особой комиссіи изъ митрополитовъ дерконскаго Каллиника, родосскаго Германа, митилинскаго Константина и велѳградскаго Дороѳѳя. Въ сентябрѣ „Уставъ патріаршей центральной священничеекой школы въ Константинополѣ“ былъ утвержденъ патріархомъ и синодомъ и введенъ въ дѣйствіе вчі такомъ видѣ.

Патріаршая центральная священническая школа въ Константинополѣ, возстановленная въ 1879 году, имѣетъ задачей надлежащее образованіе и воспитаніе низшаго клира. Школа, находясь въ непосредственной зависимости отъ вселенскаго патріарха и его священнаго синода, состоитъ подъ наблюденіемъ трехчленной ефоріи изъ архіереевъ—членовъ синода и управляется однимъ завѣдующимъ (Steoötmijs). Школа содержится—на взносы въ пять гросіѳвъ (40 коп.) отъ всѣхъ священниковъ константинопольской архіепископіи и епархій вселенскаго престола, на годовые взносы отъ ставропигіаль-ныхъ монастырей, на взносы за содержаніе нѣкоторыхъ учениковъ, на пожертвованія, собираемыя въ Константинополѣ посредствомъ обнесенія кружекъ въ храмахъ во время богослуженій, и на пожертвованія отъ благочестивыхъ и любящихъ просвѣщеніе соотечественниковъ.

Число учениковъ въ школѣ не превышаетъ 40, но можетъ быть и увеличено соотвѣтственно доходамъ школы. Кромѣ воспитанниковъ, опредѣленныхъ по штату, школа въ случаѣ необходимости принимаетъ и пансіонеровъ, съ платою въ пятнадцать турецкихъ лиръ въ годъ и съ обязательствомъ для нихъ подчиняться всѣмъ требованіямъ устава. Ученики принимаются изъ Константинополя и изъ епархій вселенскаго престола и всѣ живутъ въ зданіи школы и получаютъ отъ нея содержаніе. Ученики должны быть чадами православной церкви, въ возрастѣ не ниже 18 и не старше 23' лѣтъ, представить рекомендацію отъ архіерея, къ епархіи котораго принадлежатъ, и его обѣщаніе о покровительствѣ кліенту по окончаніи имъ курса; наконецъ, воспитанники должны имѣть свидѣтельство о прохожденіи ими курса полной народной школы. Поступающіе въ школу воспитанники обязаны указать вѣрнаго поручителя за нихъ въ томъ, что они

въ точности будутъ соблюдать всѣ обязанности, налагаемыя на нихъ уставомъ, и что, по окончаніи ученія и по достиженіи каноническаго возраста, они, послѣ вступленія въ бракъ, посвятятъ себя на служеніе церкви. Если кто-либо изъ воспитанниковъ впослѣдствіи откажется отъ посвященія въ духовный санъ, то его поручитель обязанъ вознаградить школу за расходы на его содержаніе, въ суммѣ 15 турецкихъ лиръ за каждый годъ. Равнымъ образомъ, поручитель отвѣчаетъ предъ школой за своего кліента, если послѣдній станетъ нарушать уставъ школы и окажется испорченнымъ въ нравственномъ отношеніи, если онъ будетъ небреженъ въ ученіи и если, наконецъ, будетъ уволенъ изъ школы. Отъ вознагражденія школы поручитель освобождается въ тѣхъ случаяхъ, если его кліентъ удаленъ изъ школы по болѣзни, или признанъ неспособнымъ къ ученію въ первый годъ его пребыванія въ школѣ. Школа даромъ доставляетъ ученикамъ пищу, жилище, ученіе и прочее, кромѣ одежды и книгъ.

Курсъ обученія въ школѣ четырехлѣтній. Въ первомъ классѣ преподаются слѣдующіе обязательные для всѣхъ предметы: священная исторія съ географіей (3 урока въ недѣлю), чтеніе Дѣяній свв. Апостоловъ (2), чтеніе церковныхъ пѣснопѣній (1), чтеніе твореній св. Іоанна Златоуста (2), греческій языкъ (Ксенофонтъ, Исократъ, грамматика, синтаксисъ и письменныя работы—9), изученіе разговорнаго греческаго языка (1), ариѳметика (3), гражданская исторія (восточные народы и пр. до завоеванія Коринѳа—2), элементарная зоологія (1), политическая географія (3), церковное пѣніе (3). Предметы второго класса: катихизисъ и введеніе въ Священное Писаніе (3), толкованіе историческихъ частей святыхъ Евангелій и притчъ (3), чтеніе церковныхъ пѣснопѣній (1), чтеніе отцовъ церкви (Іоанна Златоуста о священствѣ) (2), греческій языкъ (Ликургъ, Лисій. Ксенофонтъ, грамматика— 9), разговорный греческій языкъ (1), ариѳметика (2), гражданская исторія отъ завоеванія Коринѳа до Комниновъ (2), географія, особенно Турціи (2), элементарная ботаника (1), церковное пѣніе (3). Въ .третьемъ классѣ преподаются: церковная исторія до 'Кирулларія (3), толкованіе свв. Евангелій и посланій (3), чтеніе церковныхъ пѣснопѣній (1), чтеніе твореній свв. отцѳвъ церкви (Василій Великій—2) литургика (2), гомилетика л практическое проповѣдничество (1), греческій языкъ (Димосовнъ, Платонъ и пр.—9), геометрія (2),

гражданская исторія отъ Комниновъ до настоящаго времени (2), элементарная физіологія и психологія (2), церковное пѣніе (3). Въ четвертомъ классѣ изучаются: церковная исторія отъ Кирулларія до настоящаго времени (3), толкованіе посланій и псалмовъ (3), чтеніе церковныхъ пѣснопѣній (1), чтеніе твореній свв. отцевъ церкви (2)j догматическое богословіе. въ краткомъ изложеніи, съ обзоромъ разностей осталь-ный церквей, и практическая этика (3), элементы церковнаго права по руководству Пидаліона (2), практическая гомилетика (1), греческій языкъ (Ѳукидидъ, Димосоенъ, Геродотъ, Гомеръ и пр.—8), элементарная опытная физика (2), церковное пѣніе (2).

Пріемные экзамены производятся въ школѣ отъ 15 до 31 августа, а учебныя занятія начинаются 1 сентября. Экзамены бываютъ зимніе и лѣтніе; первые производятся письменно послѣ праздника Рождества Христова, а вторые и письменно, и устно—въ первое воскресенье послѣ экзаменовъ въ Халкинской богословской школы. Отвѣты учениковъ на экзаменахъ оцѣниваются отмѣтками. Свидѣтельства выдаются окончившимъ курсъ только послѣ рукоположенія, а до этого времени они получаютъ удостовѣренія о прохожденіи школьнаго курса. На лѣтнія каникулы воспитанники, съ разрѣшенія ефоріи и завѣдующаго, отправляются въ дома родителей. Религіозныя, учебныя и дисциплинарныя обязанности учениковъ въ уставѣ опредѣляются такъ же, какъ онѣ указаны и канонизмѣ 1876 года. О пищѣ и одеждѣ также ведется аналогичная рѣчь, съ указаніемъ, что всѣ воспитанники должны носить однообразную и простую одежду, а именно—рясу, подрясникъ и скуфейку.

Никому изъ учениковъ, окончившихъ курсъ въ священнической школѣ, не позволяется поступать въ богословскую школу на Халки, потому что въ такомъ случаѣ не будетъ достигаться задача школы (готовить членовъ низшаго клира). Окончившіе курсъ въ священнической школѣ опредѣляются временно на должности учителей и іерапсалтовъ, а потомъ получаютъ лучшія священническія мѣста.

Завѣдующій школой назначается патріархомъ и синодомъ по рекомендаціи ефоріи изъ лицъ священнаго сана и является ближайшимъ руководителемъ школы. Его обязанности опредѣляются примѣнительно къ уставу 1875 года. Кромѣ того добавляется, что ЕСякое его распоряженіе, протиьорѣчащее

уставу, не дѣйствительно. Затѣмъ, завѣдующій обязанъ знакомиться съ преподаваніемъ учителей и давать имъ руководящія указанія. Онъ дѣлаетъ неисправнымъ учителямъ замѣчанія, а въ случаѣ необходимости сообщаетъ ефоріи. Завѣдующій сопровождаетъ учениковъ въ храмъ, обѣдаетъ и ужинаетъ въ общей столовой. Онъ, по крайней мѣрѣ, четыре раза въ годъ созываетъ преподавателей на общія собранія для обсужденія школьныхъ дѣлъ, которыя и рѣшаются большинствомъ голосовъ. Преподаватели назначаются и увольняются патріархомъ и синодомъ по представленію ѳфо-ріи. Преподаватели богословскихъ наукъ должны быть въ священномъ санѣ.

Ефорія состоитъ изъ трехъ митрополитовъ-членовъ синода, избираемыхъ на два года, и заботятся вообще о всѣхъ нуждахъ школы, какъ это опредѣлено и въ уставѣ 1875 г. Отчетъ въ своей дѣятельности она отдаетъ патріарху и синоду. Школа имѣетъ ѳпистата, эконома и служителей. Въ послѣднихъ параграфахъ устава 1887 г. сказано, что онъ имѣетъ силу въ теченіе восьми лѣтъ, послѣ чего его можно пересмотрѣть, и что всякое распоряженіе, несогласное съ канонизмомъ, недѣйствительно 38).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' Однако, со времени введенія устава 1887 г. патріаршая центральная священническая школа въ Константинополѣ существовала около двухъ лѣтъ, а потомъ патріархія, по недостатку матеріальныхъ средствъ, вынуждена была закрыть это учрежденіе, успѣвшее оказать, не смотря на -непродолжительное существованіе, большую пользу церкви и народу. Въ самомъ концѣ XIX вѣка и вплоть до нашего времени въ Константинополѣ уже не было ни одной* священнической школы, назначенной спеціально для приготовленія образованнаго низшаго клира.

Изъ провинціальныхъ духовныхъ школъ въ настоящее время существуетъ священническая школа Родоканаки—у PoSo-xavdtxsio? ispatixT) оуолт], основанная въ 1882 г. покойнымъ ке-саріе-каппадокійскимъ митрополитомъ Іоанномъ въ монастырѣ Іоанна Предтечи, близъ города Кесаріи. Средства на ея содержаніе были изысканы энергичнымъ основателемъ, который нѣсколько лѣтъ странствовалъ по городамъ Малой

38) Kavovio|j.6{ хт)х ’еѵ КсоѵзххѵхіѵоияіХеі 7ra-.ptap7.ixfj- xevxpixxj; iepaxt-xf,; aXoAfjj, a. 1—22. Kwvax-TtoXip. 1887.

Азіи, разъяснялъ нужду въ устройствѣ священнической школы дня потребностей мѣстныхъ епархій и собиралъ пожертвованія. Самый щедрый даръ былъ сдѣланъ купцомъ Родоканаки, который обязался въ теченіе семи лѣтъ давать ежегодно по 500 турецкихъ лиръ на содержаніе школы и его стипендіатовъ. По фамиліи жертвователя школа получила и свое наименованіе. Въ первое время своего существованія школа очень нуждалась въ учебно-воспитательныхъ средствахъ, такъ что митрополитъ Іоаннъ вынужденъ былъ даже исполнять обязанности схоларха 39 40), но потомъ въ школѣ былъ сформированъ полный преподавательскій персоналъ, постепенно была собрана цѣнная библіотека и учебно-воспитательное дѣло поставлено на надлежащую высоту. Въ настоящее время кесарійская ' священническая школа имѣетъ шесть классовъ, въ которыхъ преподаются предметы общеобразовательные и богословскіе. Школа подчинена мѣстному митрополиту, управляется схолархомъ-архи-мандритомъ и въ составѣ преподавателей имѣетъ лицъ и съ высшимъ образованіемъ. Въ школу принимаются молодые люди всякаго происхожденія, окончившіе курсъ въ начальныхъ училищахъ, желающіе посвятить себя и на служеніе церкви. Они стекаются подъ кровъ кесарійской школы изъ всѣхъ малоазійскихъ епархій, такъ что школа, какъ единственное духовно-учебное заведеніе во всей Малой Азіи, готовитъ клириковъ для цѣлой области. ІТо программѣ преподаванія ■ она превосходитъ священническія школы описаннаго типа. Число учащихся въ школѣ простирается до 150.

По типу константинопольской школы были устроены школы—при ставропигіальномъ монастырѣ Предтечи въ Сер-рахъ *°) и при монастырѣ Іоанна Богослова въ лампо-сфакій-ской епархіи на островѣ Критѣ 41). На се. Горѣ Аѳонской существуетъ своя школа—’АѲоѵіас о^оХті), имѣющая задачей давать духовное образованіе молодымъ инокамъ и послушникамъ мѣстныхъ монастырей. Постановка здѣсь учебнаго дѣла, по свидѣтельству одного историка Аѳона 4’),

39) К « X X і ср р о) ѵ, VI, 115—122. К—jroXtg. 1884.

40) К а X X і ф р ш ѵ, Г1, Ш, 153.

41) И. Соколовъ, Очерки исторіи православной греко-восточной церкви’ въ XIX вѣкѣ, стр. 185. СПб. 1901.

“) Тгрор.. Svjupvaxuis, То "Ауеоѵ 'Оро;, о. 340. ’AfHjvab

1902.

очень невысока, а учебно - образовательные успѣхи крайне ограничены. Наконецъ, по сообщенію греческихъ газетъ, недавно была возстановлена церковная школа при монастырѣ Іоанна Богослова на островѣ Патмосѣ' съ цѣлью распространить духовное просвѣщеніе среди мѣстныхъ иноковъ. Этими данными и исчерпываются свѣдѣнія о духовныхъ школахъ въ предѣлахъ константинопольской церкви і3).

И. Соколовъ.

> *

*3) Дополненіемъ къ настоящей статьѣ можетъ служить нашъ историческій очеркъ — »Богословская школа Креста въ Іерусалимѣ“, помѣщенный въ Сообщеніяхъ Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества за 1906 г. (т. ХѴП), выпускъ третій, стр. 409—459. О другихъ богословскихъ и священническихъ школахъ православнаго ■ греческаго Востока у насъ будетъ особая рѣчь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.