Научная статья на тему 'Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке'

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 6. С. 889-908.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Богословскія и священническія школы на православномъ греческомъ Востокѣ *).

ВЪ 1857 г. константинопольскій патріархъ Кириллъ УІІ утвердивъ третій уставъ Халкинской школы. Мотивъ •&> замѣны одного устава другимъ такъ объясняется въ у изданной по этому поводу патріаршей и синодальной I грамотѣ. Хотя священное учрежденіе, сказано здѣсь, съ успѣхомъ распространяетъ чрезъ своихъ іеродидаскаловъ спа. ситѳльное знаніе благочестія, но постепенное его развитіе вызвало потребность въ новой регламентаціи вновь опредѣлившихся формъ его дѣятельности, въ интересахъ большей устойчивости учрежденія, продуктивности и цѣлесообразности. Однако, и въ уставѣ 1857 г. остались безъ перемѣнъ основныя положенія прежнихъ канонизмовъ о задачѣ школы и отношеніи ея къ центральной духовной власти, о ректорѣ и профессорахъ, объ ученикахъ и ихъ жизни и т. п. Ведется лишь дополнительная рѣчь о казначеѣ ефоріи, указывается число преподавателей по разнымъ предметамъ. обученія (два преподавателя богословія, одинъ философіи, три греческаго языка, литературы и гражданской исторіи, одинъ латинскаго языка, одинъ славянскаго, одинъ турецкаго, одинъ французскаго языка, одинъ математики, географіи, хронологіи и опытной физики, одинъ—церковнаго пѣнія), добавляется, что преподаватели получаютъ жалованье и за каникулярное время, а прослужившіе десять лѣтъ имѣютъ право на попечительство * 59

*) Продолженіе. См. май.

59

объ ихъ судьбѣ со стороны великой церкви, сдѣлано измѣненіе въ распредѣленіи предметовъ по классамъ, нѣкоторыя программы расширены, а другія (напримѣръ, по славянскому языку) сокращены, наконецъ, вновь составлены такіе параграфы относительно духовника и двухъ священниковъ (ефи-меріи) школы. Тотъ и другіе назначаются ефоріей съ вѣдома и разрѣшенія патріарха; духовникъ, если не живетъ въ школѣ, обязанъ являться сюда по каждому приглашенію схоларха; ефимѳріи живутъ въ школѣ и совершаютъ въ мѣстномъ храмѣ всѣ богослуженія, при участіи схоларха, какъ проистамѳна (настоятеля), и іеродіаконовъ-учениковъ; за каждой литургіей на проскомидіи они обязаны поминать записанныя въ диптихахъ имена основателей, жертвователей, благотворителей и профессоровъ священной богословской школы, живыхъ и умершихъ, равно и скончавшихся ея питомцевъ. Остальныя главы и параграфы устава 1857 г. тождественны съ текстомъ канонизмовъ 1853 и 1814 годовъ *).

Въ 1858—60 годахъ въ Константинополѣ былъ составленъ новый административный уставъ („Общіе канонизмы“), въ которомъ находятся немногія указанія и относительно Халкин-ской семинаріи. По предписанію канонизмовъ, патріархъ и синодъ время отъ времени должны посылать всѣмъ архіереямъ окружныя посланія о томъ, чтобы они вмѣстѣ съ представителями отъ епархій заботились объ отправленіи въ Халкинскую богословскую школу способныхъ я благонравныхъ юношей, окончившихъ курсъ въ мѣстныхъ школахъ *). Одновременно на каждаго епархіальнаго архіерея былъ сдѣланъ опредѣленный денежный налогъ для содержанія Хал-кинской школы. Но уставъ послѣдней оставался безъ перемѣны до 1867 года, когда патріархъ Григорій УІ призналъ необходимымъ издать четвертый канонизмъ. И этотъ уставъ сохранилъ за Халкинскимъ священнымъ учрежденіемъ (Іероѵ срроѵт'.ап)рісіѵ) его прежнюю задачу—давать надлежащее образованіе и воспитаніе (по первымъ уставамъ—„нравственное“) служителямъ Всевышняго. Школа, также прибавлено здѣсь, содержится на годовые взносы патріарха и архіереевъ

') К а ѵ и ч і о ]л і> с Tijs’ev ХіХхт) ѲеоХоуіхі]С <5X0^j» rrjc той Xptoxoö j*efäXr,; ’вххХу)аіок. Кшчат-тгоХс;. 1857. SeX. 1—34.

2) Гсчіхоі xavovtepoi ~©рі 0іеи9ету)зЕо>; ти>ѵ exxXyjaictsTxto* xal eÖvt-хйѵ лра*к(АІтшѵ тшѵ 6x6 töv oixoo{j.evixöv Ѳроѵлѵ йіахеХойѵхшѵ op9ooö£t*>v Xpiauavwv,

Д’, x. Ill, § 14—15. КшѵатаѵтіѵобпоХі?. 1900.

вселенскаго престола, на пожертвованія и приношенія христіанъ—друзей и любителей просвѣщенія. Школьная ѳфорія состоитъ изъ четырехъ архіереевъ-членовъ синода (по уставу 1857 г. изъ трехъ). Новостью нужно признать и организацію школьнаго совѣта. Въ него входятъ всѣ преподаватели, подъ предсѣдательствомъ схоларха. Послѣдній и созываетъ совѣтъ для обсужденія школьныхъ дѣлъ, когда найдетъ это необходимымъ. Рѣшенія производятся по большинству голосовъ, съ перевѣсомъ при равенствѣ той стороны, къ которой принадлежитъ схолархъ. Постановленія совѣта заносятся въ протоколъ, который всѣ и подписываютъ. Затѣмъ, тогда какъ по прежнимъ уставамъ схолархъ въ своихъ дѣлахъ отдавалъ отчетъ непосредственно патріарху и синоду, по канонизму 1867 г. онъ представлялъ этотъ отчетъ ефоріи школы и уже чрезъ нее—патріарху и синоду. Всѣхъ преподавателей по новому уставу должно быть десять. Имъ, между прочимъ, предписывается проводить жизнь соотвѣтственно назначенію школы. Преподаватели живутъ въ стѣнахъ школы и получаютъ отъ нея содержаніе, обѣдаютъ вмѣстѣ съ схолархомъ и учениками въ общей столовой, а ужинаютъ въ своихъ комнатахъ, за исключеніемъ одного или двухъ преподавателей, которые по очереди и ужинаютъ съ учениками. Уволенный изъ школы преподаватель не можетъ вторично быть принятъ. Число учениковъ опять опредѣляется въ 60 человѣкъ, но въ зависимости отъ матеріальныхъ средствъ школы можетъ быть увеличено. Каждый изъ епархіальныхъ архіереевъ имѣетъ право имѣть въ школѣ только одного воспитанника подъ своимъ покровительствомъ, второго же можетъ представить лишь тогда, когда другіе архіереи не рекомендуютъ своихъ стипендіатовъ и въ школѣ имѣются вакансіи. Ученикв поступаютъ въ возрастѣ отъ 18 до 22 лѣтъ, а лица съ полнымъ гимназическимъ образованіемъ и въ возрастѣ до 25 лѣтъ. Поступающіе въ школу должны хорошо знать теоретически и практически греческій языкъ, ариѳметику, географію, священную исторію и катихизисъ. Лопрежнему уставъ оттѣняетъ требованіе о поручительствѣ за воспитанниковъ со стороны архіереевъ въ томъ, что они будутъ въ точности соблюдать уставъ школы и, достигнувъ каноническаго возраста, посвятятъ себя служенію церкви въ священномъ санѣ. Поручительство давалось письменно въ такой редакціи. „Даю за поступающаго для обученія въ Халкинскую

59*.

богословскую школу поручительство въ томъ, что онъ въ точности будетъ исполнять всѣ возлагаемыя на него уставомъ обязанности, и обѣщаю уплатить произведенный на него расходъ, въ случаѣ увольненія его за какой либо проступокъ, а равно и въ томъ случаѣ, если онъ, измѣнивъ первоначальное свое намѣреніе, пожелаетъ оставить школу до окончанія курса, или не будетъ рукоположенъ въ іеродіакона, когда достигнетъ каноническаго возраста, согласно требованію дѣйствующаго школьнаго устава“ *). Уставъ и дополняетъ, что архіереи должны представлять денежный залогъ въ кассу школы за своихъ питомцевъ, который и остается здѣсь до тѣхъ поръ, пока совѣтъ школы не получитъ извѣстіе, что стипендіатъ того или другого архіерея рукоположенъ въ священный санъ. Уставъ ввелъ и болѣе, опредѣленныя программы преподаванія, намѣтивъ извѣстное число уроковъ по каждому предмету. Воспитанники седьмого класса учатся лишь до конца февраля, а йотомъ готовятся къ экзамену 'на степень дидаскала богословія, въ предѣлахъ всей богословской программы школы. Въ каждый воскресный день въ храмѣ школы ректоромъ и профессорами ведутся по очереди религіозно-нравственной бесѣды въ присутствіи всѣхъ учениковъ. Всѣ безъ исключенія преподаватели и ученики должны присутствовать въ храмѣ за богослуженіями.

Всѣ воспитанники носятъ однообразную простую одежду: черную скуфью или клобукъ, черную рясу и подрясникъ, черный поясъ, сапоги зимою и туфли лѣтомъ. Каждый долженъ имѣть двѣ смѣны ' этого платья, праздничную и будничную. Поступая въ школу, воспитанникъ долженъ приво= зитъ съ собою необходимое бѣлье, спальныя принадлежности, столъ и стулъ. 8а обѣдомъ воспитанникамъ запрещалось заявлять какіе либо протесты и требованія. Отпускъ изъ школы давался лишь въ силу совершенной необходимости. Уставъ увеличилъ требованія относительно дисциплины. Ученики обязаны всюду оказывать надлежащее почтеніе архіереямъ, схоларху и профессорамъ и, при входѣ ихъ въ ученическія помѣщенія, вставать. Они должны быть искренни и правдивы въ отношеніи ко всѣмъ, особенно къ начальствующимъ-, всякая ложь наказывается. Живя между собою какъ братья, ученики должны избѣгать оскорбительнаго, презрительнаго

KaXXt^pwv, ’ExxXifjotaeTiXY) ’ETuQetbpirjatc, В', VII, 31. Кшѵт-хоХі?. 1874.

и насмѣшливаго отношенія къ товарищамъ, особенно же приложенія рукъ... Споры и порицанія, партійность и раздѣленія, тайныя сборища всецѣло запрещаются и наказываются. Никому изъ учениковъ не позволяется своевольно дѣлать даже простое замѣчаніе и самому послѣднему слугѣ; если же онъ чувотвуѳтъ себя обиженнымъ, то долженъ обратиться къ схоларху. Ученики, гдѣ бы ни были, должны жить и держаться достойно своего положенія и назначенія, обязаны избѣгать всякаго подозрительнаго знакомства и не должны заходить въ мѣста, не соотвѣтствующія ихъ нравственному настроенію. Все, что приносится ими или уносится изъ школы, должно проходить чрезъ руки привратника и надзирателя. Для поддержанія дисциплины были назначены два епистата *).

Отъ уставовъ Халкинской школы теперь перейдемъ къ фактическому ея состоянію и посмотримъ, насколько дѣйствительность соотвѣтствовала начертанному въ канонизмахъ типу богословскаго, духовно-учебнаго заведенія * 2). Первымъ ея схолархомъ былъ Константинъ Типалдъ, митрополитъ ставропольскій (f 20 ноября 1867 г. на о. Кѳфалпиніи), извѣстный своимъ обширнымъ образованіемъ и высокой христіанской жизнью, опытный администраторъ, ученый преподаватель богословія и философіи, около двадцати лѣтъ управлявшій школой и спасшій ѳѳ на первыхъ порахъ отъ цѣлаго ряда опасностей, грозившихъ и самому существованію учрежденія. Принявъ по приглашенію патріарха Германа и его синода завѣдываніе Халкинской школой, Константинъ Типалдъ въ теченіе трехъ первыхъ лѣтъ (1844—1847) былъ и схопар-хомъ, и преподавателемъ всѣхъ богословскихъ и философскихъ наукъ, имѣя лишь одного сотрудника Іоанна Такси, который преподавалъ греческій и латинскій языки. Когда число воспитанниковъ возрайло, то увеличился и штатъ преподавателей (до 4-хъ), но Константинъ Типалдъ и послѣ этого долго состоялъ дидаскаломъ догматическаго, нравственнаго и пастырскаго богословія, библейской гѳрминѳвтики,

*) Кяѵоѵсацд; trj; ’sv XiXxij QsoAoytx?); oxoXrj; Щі тоЗ XptxcoD (AeyiXir|g exxAiqaiaj. 1867. E?X. 29.

2) Къ сожалѣнію,' исторія Халкинской богословской школы еще яе написана, не смотря на 60-лѣтнѳе ея существованіе,—поэтому фактическія иллюстраціи' не могутъ быть представлены въ желательной полнотѣ.

каноническаго права, литургики, катихивиса, церковной исторіи, философіи, психологіи и философской этики. По отзыву учениковъ, онъ съ большимъ успѣхомъ исполнялъ преподавательскія обязанности, былъ схолархомъ-отцемъ для учащихся и, проводя строгую нравственную жизнь, имѣлъ большое моральное вліяніе на воспитанниковъ *). Въ 1846 году былъ произведенъ и первый выпускъ „дидаскаловъ православнаго христіанскаго богословія“, въ числѣ четырехъ діаконовъ, а въ слѣдующемъ—второй, въ числѣ десяти дидаскаловъ. Почти всѣ они потомъ заняли митрополичьи каѳедры въ предѣлахъ константинопольской церкви * 2). Въ I860 году занятія въ школѣ внезапно прекратились, по распоряженію турецкаго правительства, предъ которымъ почтенг ный схолархъ Константинъ Типалдъ, какъ гражданинъ Іонійской республики, находившейся подъ протекторатомъ Англіи, былъ аавиненъ въ политической неблагонадежности. Константинопольскому патріарху Анѳиму ІУ стоило немалыхъ трудовъ устранить несправедливое подозрѣніе Порты относительно схоларха, и хотя патріархъ еще 4 февраля 1850 года поздравлялъ Константина съ благополучнымъ,разрѣшеніемъ непріятнаго конфликта 3), тѣмъ не, менѣе школа въ этомъ году не сдѣлала очередного выпуска дидаскаловъ богословія 4). Къ началу слѣдующаго учебнаго года штатъ дидаскаловъ школы былъ, по приглашенію патріарха Анѳима ІУ, восполненъ (въ- августѣ 1850 г.) новыми преподавателями языковъ греческаго (Христофоръ ІІродромитъ) и славянскаго (монахъ Парѳеній изъ Зографскаго монастыря) 5). Въ теченіе 1851— 1864 годовъ Халкинская школа жила спокойно, подъ управленіемъ Константина Типалда, и успѣшно выполняла свое назначеніе. За этр время изъ ея стѣнъ вышли чѳрырнадцать курсовъ дидаскаловъ богословія, въ числѣ 91 человѣка. Посвятившись еще въ школѣ въ санъ іеродіакона или іеромонаха, они, въ громадномъ большинствѣ, достигли потомъ

!) Свѣдѣнія объ этомъ замѣчательномъ мужѣ сообщаются у КаХ-Xitppcov’a, ’ExxXajotaoTixd, ’г, ’ЕххХк]оіаотіхоѵ ДеХтіоѵ, Af, II, 67—78. К. 1869.

2) ’ExxXijoiaoxixifj ’А X »j 9 е і a, 1899, № 47, о. 437.

3) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, рукописный греческій кодексъ № XXVII, стр. 282.

*) ’ExxX^oiaotmi] 'А X іі 9 * і a, 1899, № 47, s. 437.

*) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, рук. греч. кадексъ ^ ХХѴШ, стр. 106 и 221,

высшихъ іерархическихъ степеней. Питомцами Халкинской школы были вселенскіе патріархи Іоакимъ IV, Неофитъ VIII, Анѳимъ VII и Константинъ V, а также и очень многіе митрополиты церквей константинопольской, іерусалимской, александрійской и антіохійской; нѣкоторые воспитанники состояли, въ званіи архимандритовъ, схолархами и профессорами разныхъ школъ, другіе—проистаменами столичныхъ и заграничныхъ греческихъ кинотовъ и т. п. ’). Но число всѣхъ окончившихъ ученіе (91) на четырнадцать лѣтъ нужно признать крайне ограниченнымъ. Къ тому же, и въ составѣ курсовъ наблюдалось неравномѣрность. Такъ, въ 1853 году окончили ученіе только три дидаскала, въ 1857, 1859 и 1862 годахъ—по четыре, въ 1852, 1854 и въ 1860 годахъ— по пяти, въ 1858' и 1861 годахъ—по шести человѣкъ, въ

1855 году—восемь, въ 1851 —девять, въ 1863—десять и въ

1856 и 1864 годахъ—по одиннадцати дидаскаловъ. Разумѣется, нужды грѳковосточной церкви въ образованномъ клирѣ удовлетворялись, при такихъ условіяхъ, лишь отчасти: каждый дидаскалъ богословія былъ весьма дорогъ для церкви и общества и, по окончаніи курса, немедленно находилъ себѣ подходящее дѣло, а многіе, достигнувъ каноническаго возраста, возводились на высшія степени іерархическаго служенія. Крайнею малочисленностью учащихся въ Халкинской школѣ нужно объяснить и то, что, получивъ по первому уставу сословный характеръ и ограничивъ составъ питомцевъ лишь дѣтьми духовенства, она, по предписанію второго устава, сдѣлалась уже всесословной и открыла свои двери для всѣхъ желавшихъ послужить церкви въ священномъ званіи, независимо отъ своего происхожденія,—такъ какъ, въ противномъ случаѣ, рисковала остаться съ самымъ минимальнымъ комплектомъ учащихся. Ограниченное количество питомцевъ Халкинской школы зависѣло отъ многихъ причинъ. Школа была единственнымъ въ константинопольскомъ патріархатѣ духовно-учебнымъ заведеніемъ средняго типа, для поступленія въ которое совсѣмъ не было приготовительныхъ духовныхъ училищъ. Вслѣдствіе крайне невысокаго уровня начальнаго образованія у христіанъ въ Турціи, среди греческой молодежи мало находилось лицъ, достаточно подготовленныхъ къ поступленію прямо

') ’Е х * ). ц <з і а о т t -/ т) ’А А г| 9 е ѵ а, 1899, № 46, о. 437—440.

въ среднюю школу строго-церковнаго назначенія. Затѣмъ весьма серьезнымъ условіемъ для поступленія въ школу нужно признать поручительство за воспитанниковъ со стороны епархіальныхъ архіереевъ, каждый изъ которыхъ предъ церковью и обществомъ принималъ на себя обязательство и моральное, и матеріальное. Въ этомъ случаѣ не только стипендіатъ-воспитанникъ долженъ былъ отличаться болѣе или менѣе выдающимися достоинствами, любовью къ церкви и стремленіемъ послужить ей по мѣрѣ своихъ силъ, но и поручителю-архіерею надлежало имѣть безспорныя доказательства въ его благонамѣренности и, безъ риска для своего достоинства, взять на себя отвѣтственность за вступающаго въ жизнь юношу. Наконецъ, и экономическая сторона въ положеніи Халкинской школы всегда служила однимъ изъ главныхъ препятствій въ увеличеніи штата учащихся. Бѣдность греческаго духовенства и народа извѣстна и находится въ тѣсной связи съ тяжелымъ политическимъ и соціальнымъ положеніемъ христіанъ въ Турціи. Этотъ хроническій недугъ неблагопріятно отражается и на школьно-просвѣтительной дѣятельности патріархіи. Вѣдь христіанскія школы въ Турціи не получаютъ никакихъ правительственныхъ субсидій и содержатся исключительно на добровольныя пожертвованія христіанъ. Но истощенная почва приноситъ скудный плодъ. И тѣ скромныя средства, которыя патріархія собираетъ на содержаніе Халкинской школы отъ архіереевъ и жертвователей, оказываются недостаточными для безбѣднаго ея существованія при данныхъ условіяхъ. Извѣстно, что и въ настоящее время преподаватели этой школы иногда въ теченіе десяти мѣсяцевъ не получаютъ жалованья... Но нынѣ бюджетъ школы урегулированъ и согласуется съ опредѣленной смѣтой, а раньше всѣ зависѣло отъ случайныхъ поступленій, такъ что нельзя было поручиться и за ближайшее время существованія школы. Къ тому же турецкое правительство оказывало противодѣйствіе патріархіи въ благоустройствѣ щколы, какъ это и видно изъ факта удаленія схоларха Константина Типалда за мнимую политическую неблагонадежность. По всѣмъ этимъ основаніямъ, число учащихся въ Халкинской школѣ было очень не велико, а окончившіе курсъ, конечно, далеко не могли удовлетворить всѣмъ потребностямъ церкви въ просвѣщенномъ духовенствѣ.

31 октября 1864 г. по старости и болѣзни глазъ отка

зался отъ управленія Халкинской школой ѳя первый схо-лархъ, ставропольскій митрополитъ Константинъ Типалдъ. Его преемникомъ былъ назначенъ архимандритъ Никифоръ Гликасъ. Эта перемѣна отразилась на благоустройствѣ школы. Вскорѣ послѣ удаленія Типалда, въ школѣ возникли безпорядки. Ближайшій къ нимъ поводъ неизвѣстенъ, но какъ воспитанники, такъ и нѣкоторые преподаватели отказались отъ исполненія своихъ обязанностей,—первые, по распоряженію синода были уволены, а вторые должны были выдти въ отставку. Въ первую половину 1865 г. школа была закрыта, пріема воспитанниковъ въ первый классъ не было, а равно въ обычное время не состоялся и выпускъ дидаска-ловъ богословія. Мало того, синодъ объявилъ, что въ гііколу совсѣмъ не будутъ приняты пять воспитанниковъ старшаго класса и тѣ воспитанники низшихъ классовъ, которые принимали наибольшее участіе въ безпорядкахъ. Но потомъ синодъ оказалъ всѣмъ снисхожденіе: въ сентябрѣ 1865 г. два священника и два діакона были допущены къ экзамену на званіе дидаскала богословія и были вновь приняты тѣ участники безпорядковъ, которые раскаялись и дали обѣщаніе въ точности исполнять всѣ предписанія школьнаго устава. 21 августа синодъ отправилъ и окружныя посланія ко всѣмъ епархіальнымъ архіереямъ, предлагая имъ какъ можно скорѣе прислать своихъ стипендіатовъ, въ возрастѣ 18—22 лѣтъ, для поступленія въ школу. Но было уже поздно: вновь поступившихъ въ школу въ этомъ году не было, прелшіе воспитанники были оставлены въ тѣхъ классахъ, въ которыхъ обучались и въ предыдущемъ году, поэтому и въ 1870 году въ школѣ не было очереднаго выпуска дидаскаловъ богословія. Порядокъ въ школѣ возстановился совершенно, когда схолархъ, архимандритъ Никифоръ Гликасъ, отказался (3 сентября 1865 г.) отъ управленія школой и его преемникомъ былъ назначенъ бреславскій митрополитъ Анѳимъ. Онъ завѣ-дывалъ школою до 1868 г., когда на должность схоларха былъ приглашенъ извѣстный ученый анхіальскій митрополитъ Василій (до августа 1872 г.) ‘). Изъ школы по-прежнему выходило весьма небольшое число дидаскаловъ бого- •)

•) КаХХІфршѵ, 'ЕхяаЛеитіха, о. 131. КшѵотаѵтіѵобяоХч. 1867; КаХ-X і ф р ш ѵ, ’ЕнхХтріазтіхіх, YJ ’ExxXKjoiaoirixöv ДеХтіоѵ, а. 235, 243. Кшѵзт тсоХі;. 1837; 'ExxXijsiae-Eixä] ’А X у) 9 г і з, 1889, JN6 47, з. 440.

словія. Въ 1866, 1867 и 1873 годахъ ихъ было лишь по четыре человѣка, въ 1868 и 1871—по пяти, въ 1869 и 1873—по десяти, въ 1872—опять четыре и т. д.

Духовная власть константинопольской церкви прекрасно сознавала, что Халкинская богословская школа далеко не обслуживала всѣхъ ея нуждъ въ области просвѣщенія. Это хорошо понимали и ближайшіе ея руководители. Такъ на годовомъ актѣ школы въ 1871 г. схолархъ анхіальскій мит-трополитъ Василій въ прочитанномъ отчетѣ о духовномъ и нравственномъ состояніи учебнаго заведенія доказывалъ, что для уврачеванія его недостатковъ необходимо учредить и священническія школы (іератіхаі ауокаі) *). А въ 1873 г. константинопольскій патріархъ Анѳимъ VI образовалъ спеціальную комиссію для составленія проекта о преобразованіи Халкинской школы. Въ составъ этой комиссіи вошли митрополиты Неофитъ дерконскіё (предсѣдатель), Іоакимъ варнскій (современный константинопольскій патріархъ) и Никифоръ имврскій, великій протосинкелъ Дороѳѳй, архимандриты—профессора Филоѳей Вріенній и Веніаминъ Іоаннидисъ и іеродіаконъ Константинъ Валіадисъ (впослѣдствіи вселенскій патріархъ Константинъ V) * 2). 18 іюля 1873 г. епитропія представила патріарху обширный и интересный докладъ о предполагаемой реформѣ школы.

Докладъ комиссіи о преобразованіи Халкинской богословской школы начинается заявленіемъ, что она работала при участіи схоларха и преподавателей учрежденія, отъ которыхъ затребовала мнѣнія по вопросу о состояніи школы и желательныхъ измѣненіяхъ въ ея устройствѣ. Изъ представленныхъ мнѣній видно, что одни изъ дѣятелей школы признаютъ ея состояніе неудовлетворительнымъ въ нравственномъ и гигіеническомъ отношеніяхъ и различными причинами объясняютъ ея упадокъ, а другіе не только отрицаютъ неудовлетворительность въ ея состояніи, но, напротивъ, признаютъ его цвѣтущимъ и указываютъ лишь на частую смѣну ректоровъ, наблюдавшуюся въ послѣднее время, и на недостаточную приспособленность устава къ нуждамъ школы, которыя въ представленіи нѣкоторыхъ являются безспорными и существенными признаками ея упадка. Соотвѣтственно харак-

') К a X X і ф р ш ѵ, ’Е**Хт]Оіаа'ихі) ’Em&eäip'ijeK, В', I, 25.

2) Ibid., ВуѴІ, 179—180.

тѳру частныхъ мнѣній, каждый изъ преподавателей указалъ и средства для уврачеванія зла, въ интересахъ улучшенія и будущаго прогресса школы. Комиссія критически отнеслась къ представленнымъ мнѣніямъ и озаботилась непосредственно познакомиться съ дѣйствительнымъ состояніемъ школы, о чемъ неоднократно разсуждала на общихъ своихъ засѣданіяхъ. Результатъ ея совѣщаній можно выразить въ такой формѣ. Школа, сравнительно съ прошлымъ ея состояніемъ, нынѣ въ образовательномъ отношеніи, безспорно, является болѣе совершенной, а въ нѣкоторыхъ другихъ отношеніяхъ она, какъ легко замѣтить, менѣе удовлетворительна; оцѣнивая же безотносительно къ прежнему состоянію, комиссія признаетъ, что школа мало отвѣчаетъ ожиданіямъ церкви и народа и недостаточно приспособлена къ осуществленію своего великаго назначенія. Взвѣсивъ всѣ данныя и отвергнувъ полумѣры въ преобразованіи школы, предложенныя нѣкоторыми членами школьной корпораціи, ѳпитропія указала патріарху и синоду на слѣдующіе ея недостатки.— 1. Халкинская богословская школа заключаетъ въ себѣ двѣ школы—священническую и собственно богословскую, обѣ несовершенныя, соединенныя, однако, въ одну съ самаго основанія, въ силу неустранимой необходимости (недостатокъ матеріальныхъ и образовательныхъ средствъ).—2. Уставъ школы назначаетъ ученикамъ недостаточный для изученія цѣлаго круга наукъ семилѣтній курсъ, поэтому оканчивающіе ученіе выходятъ съ неудовлетворительнымъ запасомъ знаній, которыя быстро и забываютъ.—3. Съ другой стороны, курсъ школьныхъ наукъ недостаточенъ и для полнаго и цѣльнаго богословскаго образованія и не только не требуетъ изъятія нѣкоторыхъ предметовъ школьной программы, какъ можно было бы допустить въ зависимости отъ сѳмилѣтняго курса и рѣшительной невозможности для учениковъ изучить ихъ въ такой короткій срокъ, но, напротивъ, требуетъ добавленія и увеличенія школьныхъ предметовъ, которые болѣе , удовлетворительно изучаются даже въ хорошо организованныхъ гимназіяхъ.—4. Однако, всякое предложеніе объ уменьшеніи или увеличеніи лѣтъ обученія въ школѣ, а равно объ изъятіи или прибавленіи наукъ является нелегкимъ для осуществленія и не соотвѣтствуетъ ни остальнымъ потребностямъ школы, въ современномъ ея состояніи, ни количеству обучающихся въ ней воспитанниковъ..—5. И возрастъ, опредѣляе-

мый уставомъ для желающихъ поступить въ школу, довольно высокъ и не соотвѣтствуетъ качеству и количеству наукъ, а всяко? измѣненіе этого пункта устава способно лишь затруднить правильное осуществленіе задачъ школы,—6. Школа въ настоящемъ ѳя состояніи т. с. заставляетъ многихъ учениковъ соглашаться на безбрачную впослѣдствіи жизнь, быть можетъ, противъ ихъ воли и совѣсти, лишь съ цѣлью получить дипломъ и избѣжать обязательствъ, которыя налагаетъ уставъ на всякаго, нарушившаго это требованіе,—7. Число оканчивающихъ ежегодно курсъ и выступающихъ на служеніе церкви очень невелико и, въ среднемъ, восходитъ лишь до пяти, какъ показываетъ школьная статистика за все время существованія учрежденія, а содержаніе всѣхъ дидаскаловъ богословія за время сѳмилѣтняго обученія каждаго курса восходитъ почти до 100.000 гросіевъ (8.000 рублей); между тѣмъ отмѣченное количество дидаскаловъ богословія далеко не достаточно для потребностей церкви и мало устраняетъ ея нужды, вопреки первоначальнымъ ожиданіямъ, а съ другой стороны, при данныхъ условіяхъ положенія школы невозможно и увеличить число воспитанниковъ, дабы повысить процентъ необходимыхъ для церкви богословски образованныхъ лицъ. -8. Потребности церкви съ каждымъ годомъ возрастаютъ, а будущее обѣщаетъ еще большій и усиленный ростъ всякаго рода запросовъ, устранить которые способно лишь правильно поставленное богословское образованіе; въ частности, постепенно развивается свѣтское общество, пасти которое призванъ церковный клиръ, а также развивается и простой народъ, въ среду котораго, въ силу измѣнившихся политическихъ условій, сталъ проникать лучъ знанія. Между тѣмъ Халкинская богословская школа совсѣмъ не имѣетъ въ виду приготовлять и улучшать низшій клиръ, съ которымъ непосредственно и самымъ тѣснымъ образомъ и связаны семья и общество.—9. Необходимо также имѣть въ виду, что богословская наука не можетъ получить надлежащаго развитія и совершенства, если ^богословскимъ занятіямъ не будутъ посвящать себя и юноши, хорошо прошедшіе курсъ общаго образованія, съ дѣтскихъ лѣтъ воспитанные въ преданіяхъ святой православной вѣры и проникнутые стремленіемъ изучить эту высокую отрасль человѣческаго знанія; если же не будетъ общей подготовки и искренняго расположенія къ богословской наукѣ, то успѣхъ ея развитія будетъ весьма со-

мнителенъ и совершенно необезпеченъ.—10. Наконецъ, по мнѣнію комиссіи, всякое существенное преобразованіе Хал-кинской школы соединено съ большими затрудненіями и можетъ поколебать ѳѳ въ самомъ основаніи, реформы же несущественныя безсильны улучшить ея состояніе и исправить недостатки, препятствующіе правильной и успѣшной дѣятельности школы.

Въ силу указанныхъ соображеній, ѳпитропія признала совершенно необходимымъ раздѣлить существующую на Хал^и богословскую школу на двѣ отдѣльныя и самостоятельныя школы — священническую, примѣнительно къ организаціи и программѣ устроенныхъ уже въ нѣкоторыхъ епархіяхъ аналогичныхъ школъ и соотвѣтственно запросамъ церкви и народа, и богословскую, въ которой академически будутъ преподаваться воспитанникамъ высшія богословскія науки, на основѣ священныхъ преданій православной церкви и въ соотвѣтствіи съ современнымъ прогрессомъ научнаго знанія. Задача этой „великой и центральной“ священнической школы будетъ двоякая: во-первыхъ, она будетъ давать воспитаніе и образованіе низшему бѣлому или брачному духовенству церкви,' къ составу котораго относятся—катихизаторы, настоятели и духовники приходовъ въ столицѣ и другихъ болѣе выдающихся городахъ, и во-вторыхъ, она станетъ приготовлять для спеціальной богословской школы воспитанниковъ, наиболѣе выдающихся и талантливыхъ, которые желаютъ получить высшее богословское образованіе и по своимъ моральнымъ достоинствамъ являются способными къ занятію высшихъ церковныхъ должностей. Задача же богословской школы должна заключаться въ приготовленіи научно образованныхъ богослововъ, изъ среды которыхъ будутъ выходитъ высшіе служители церкви, учители и пастыри православнаго греческаго народа, его руководители въ церковно-религіозной жизни.

Соотвѣтственно указанному назначенію священнической школы, ѳпитропія предложила такія руководящія основанія для ея устройства и дѣятельности. Школа должна состоять изъ восьми классовъ, со штатомъ учащихся не менѣе 160 и не болѣе 200 человѣкъ. Ученики поступаютъ въ священническую школу изъ окончившихъ начальныя училища въ столицѣ и пригородахъ, а равно въ остальныхъ епархіяхъ вселенскаго патріархата, причемъ выборъ производится изъ наи-

болѣе способныхъ въ наукахъ и отличающихся добрымъ поведеніемъ. Учители этихъ школъ рекомендуютъ ихъ своимъ архіереямъ, а эти послѣдніе представляютъ о нихъ рекомендаціи вселенскому патріарху и ефоріи школы. Отъ воспитанниковъ требуется, чтобы они были совершенно здоровы и не имѣли никакого физическаго недостатка, находились въ возрастѣ не старше 14 лѣтъ и не моложе 12, дабы можно было ихъ воспитать въ духѣ будущаго назначенія и дѣятельности. Въ томъ случаѣ, если число желающихъ поступить въ школу превыситъ установленную норму, то при одинаковомъ достоинствѣ поступающихъ предпочтеніе слѣдуетъ отдавать дѣтямъ священниковъ, іѳропсалтовъ и учителей. Отъ поступающихъ въ возрастѣ 12-ти лѣтъ требуется умѣнье хорошо читать и писать, знать грамматику и четыре дѣйствія ариѳметики; отъ старшихъ по возрасту слѣдуетъ требовать и повышенныхъ знаній. Можно принимать воспитанниковъ и въ старшіе классы (до седьмого), если они по своимъ познаніямъ удовлетворяютъ школьной программѣ. Всѣ воспитанники живутъ въ школѣ и безплатно пользуются ученіемъ, пищей, одеждой и всѣмъ другимъ, необходимымъ для обученія. Спальныя помѣщенія и комнаты для занятій наава-чаются группѣ воспитанниковъ, соотвѣтственно ихъ возрасту. Воспитанники выходятъ на прогулку подъ наблюденіемъ особыхъ надзирателей, въ опредѣленные часы занимающій играми или гимнастикой и т. п. Священническая школа додЯша имѣть особую программу, примѣнительно къ основной евбей задачѣ. Кромѣ предметовъ общеобразовательнаго значенія, эта школа заключаетъ в*ь своемъ курсѣ такія науки, которыя совершенно необходимы для священниковъ и составляютъ различныя отрасли богословія; особенное вниманіе обращается и на греческій языкъ, а затѣмъ въ школѣ'изучаются языі№— турецкій, французскій и латинскій. Въ двухъ послѣднихъ классахъ воспитанники занимаются составленіемъ проповѣдей, которыя и произносятъ въ храмѣ или классахъ, въ присутствіи преподавателей, а также пишутъ сочиненія на/бо-гословскія темы и ведутъ по поводу ихъ бесѣды или к©и~ локвіумы съ товарищами и преподавателями. : ■

Что касается самостоятельной богословской школы, то комиссія предложила такой проектъ ея организаціи. Въ чиедо воспитанниковъ этой школы поступаютъ, прежде всего, окончившіе курсъ въ центральной священнической школѣ, кото-

рымъ и отдается преимущественное предъ другими претендентами предпочтеніе, а затѣмъ окончившіе курсъ въ другихъ подобныхъ священническихъ школахъ и, наконецъ, въ великой народной школѣ въ Константинополѣ. Всѣ поступающіе въ богословскую школу воспитанники должны быть безукоризненнаго поведенія и имѣть хорошее здоровье, быть въ возрастѣ не старше 22 лѣтъ и не моложе 20 и обязаны представить достаточное поручительство въ томъ, что искренно преданы основному назначенію школы и готовы, по окончаніи ученія, посвятить себя на служеніе святой православной церкви. Число учащихся должно быть не больше 60 и не меньше 40 человѣкъ; они получаютъ въ школѣ даровое обученіе, пищу, книги и одежду и должны три раза въ недѣлю заниматься гимнастическими упражненіями. Въ школѣ преподаются богословскія науки и различныя отрасли философіи, а также языки латинскій, славянскій и еврейскій, какъ языки священные, и, наконецъ, нѣмецкій языкъ, на которомъ существуетъ богатая новѣйшая литература по богословскимъ наукамъ. Въ годовыхъ отчетахъ школъ священнической и богословской должны помѣщаться проповѣди, богословскія сочиненія и богословскіе „тезисы“ воспитанниковъ обѣихъ школъ, въ частности оканчивающихъ курсъ,—если схолархъ ?и преподаватели признаютъ ихъ заслуживающими опубликованія. Разумѣется, церковь, пансіонерами которой являются питомцы священнической и богословской школъ, будетъ, какъ попечительная мать, заботиться о возможно скоромъ предоставленій должностей всѣмъ окончившимъ ученіе, причемъ воспитанниковъ священнической школы будетъ опредѣлять на мѣста законоучителей въ школахъ, катихизаторовъ, іеро-псалтовъ, іеродіаконовъ и пресвитеровъ при болѣе состоятельныхъ и видныхъ приходахъ, соотвѣтственно ихъ возрасту, окончившіе ученіе въ школѣ богословской будутъ назначаться на высшія церковныя должности при патріархіи, а именно на мѣста третьяго и второго діакона, великаго архидіакона, великаго протосинкелла, перваго и второго секретаря священнаго синода, синкелла, великаго екклисіарха и великаго архимандрита, а равно на должности законоучителей въ гимназіяхъ и учителей въ священническ'ихъ школахъ, іѳрокириксовъ въ. столицѣ и епархіяхъ, архидіаконовъ и про-тосинкелловъ при епархіальныхъ архіереяхъ; наконецъ, въ зависимости отъ личныхъ достоинствъ и по достиженіи ка-

коническаго возраста, питомцы богословской школы будутъ рукоположены въ санъ епископовъ и возводится въ достоинство митрополитовъ.

Учрежденіе и содержаніе двухъ отдѣльныхъ и самостоя-ныхъ духовныхъ школъ, въ которыхъ будутъ обучаться до 250 воспитанниковъ, конечно, потребуетъ отъ церкви значительныхъ расходовъ, которые тѣмъ болѣе будутъ для нея обременительны, что въ данное время она едва изыскиваетъ средства на содержаніе одной Халкинской школы, имѣющей всего до 50 воспитанниковъ. Это затрудненіе было для преобразовательной епитропіи вполнѣ очевидно и сначала внушало нѣкоторымъ ея членамъ мысль отказаться отъ намѣченной реформы. Но духовныя нужды православной церкви такъ велики, а попечительность священнаго синода великой Христовой церкви о религіозно-нравственномъ просвѣщеніи клира и народа настолько почтенны, что ѳпитропія признала возможнымъ войти въ обсужденіе вопроса и о томъ, гдѣ и какъ изыскать средства на содержаніе священнической и богословской школъ. По мнѣнію комиссіи, если церковь признаетъ необходимымъ учредить особую священническую школу, то она не должна помѣщаться вдали отъ богословской, дабы преподаватели послѣдней за небольшое денежное вознагражденіе могли давать по общимъ предметамъ уроки и въ первой и дабы завѣдываніе экономическими дѣлами обѣихъ школъ было предоставлено одной общей ефоріи съ цѣлью поставить финансовое положеніе того и другого учрежденія въ наиболѣе благопріятныя условія. Вниманіе комиссіи невольно было обращено на Халкинскій монастырь Богородицы, гдѣ издавна помѣщалась коммерческая школа. Такъ какъ зданіе этого монастыря въ послѣднее время было признано неудобнымъ для торговой школы, причемъ представители греческаго купечества въ столицѣ выразили желаніе построить для нея новое помѣщеніе въ Ферикіой, то комиссія и предлагаетъ открыть священническую школу въ монастырѣ Богородицы, какъ ближайшемъ къ монастырю Троицы, въ которомъ должна остаться спеціальная богословская школа, а коммерческая школа, въ крайнемъ случаѣ, можетъ быть переведена или въ монастырь св. Николая, или въ обитель Христа на островѣ Принкипо. Затѣмъ необходимо поставить богословскую школу въ болѣе благопріятныя матеріальныя условія и обязать епархіальныхъ архіереевъ но-

выми требованіями относительно аккуратнаго и своевременнаго доставленія опредѣленныхъ на ея содержаніе денежныхъ взносовъ, дабы впредь не повторялись неисправности съ ихъ стороны въ точномъ исполненіи возложеннаго церковью обязательства. Епитропія обращаетъ также вниманіе на ставро-пигіальные монастыри, владѣнія .которыхъ могутъ давать вполнѣ достаточныя для содержанія обѣихъ школъ матеріальныя средства, если только будетъ правильная эксплоатація доходныхъ монастырскихъ имѣній, чего, къ сожалѣнію, въ послѣднее время не наблюдалось; нѣкоторыя изъ этихъ имѣній перешли въ собственность частныхъ лицъ, другія остаются безъ всякой эксплоатаціи. Для примѣра епитропія указала на большой земельный участокъ монастыря Христа Спасителя на Принкипо, который стоитъ до 10.000 турецкихъ лиръ (лира—8 р. 60 к.) и, однако, не приноситъ монастырю почти никакой пользы, и на земли самой Халкин-ской богословской школы, изъ которыхъ однѣ произвольно отнимаются у нея, а другія приносятъ незначительную пользу,—тогда какъ продажа ихъ или правильное пользованіе могли бы дать значительный доходъ. Далѣе, такъ какъ обѣ школы должны получить общее назначеніе и будутъ принимать учениковъ изъ всѣхъ епархій вселенскаго патріархата, то будетъ справедливо всѣ епархіи привлечь къ участію въ матеріальномъ содержаніи того и другого учрежденія. Епитропія полагаетъ, что каждый приходскій храмъ въ патріархатѣ долженъ дѣлать опредѣленный для этой цѣли денежный взносъ, соотвѣтственно своимь доходамъ. Сборъ, произведенный такимъ способомъ, долженъ образовать значительную сумму. Епитропія также возлагаетъ большія надежды на филантроповъ и „великихъ евергетовъ“ греческаго народа, которые всегда отзывались на нужды церкви и оказывали существенную помощь въ устройствѣ и содержаніи общественныхъ учрежденій. Необходимо лишь умѣло организовать сборъ добровольныхъ пожертвованій на содержаніе священнической и богословской школы, а также ежегодно знакомить общество, посредствомъ отчетовъ, съ экономическимъ и учебно-воспитательнымъ состояніемъ обоихъ учрежденіи, привлекая этимъ вниманіе къ ихъ нуждамъ со стороны богатыхъ соотечественниковъ. Наконецъ, по мнѣнію епитропіи, священническая школа должна быть открыта возможно скорѣе, причемъ въ первый классъ можно принять 20—25 воспитан-

С0

никовъ. Когда въ этой шкодѣ образуется четыре класса, лріемъ въ богословскую школу долженъ быгь прекращенъ, дабы воспитанники священической школы, пройдя постепенно ■восьмилѣтній курсъ, потомъ могли поступить въ спеціальную богословскую школу.

Кромѣ матеріальныхъ нуждъ, вниманіе епитропіи было занято и вопросомъ о корпораціи преподавателей для обѣихъ духовныхъ школъ. Извѣстно, что наличный составъ извѣстныхъ патріархіи дидаскаловъ недостаточенъ для замѣщенія .всѣхъ преподавательскихъ вакансій въ обѣихъ школахъ, а съ другой стороны въ предѣлахъ турецкой имперіи нѣтъ такого учебнаго заведенія, которое могло бы приготовлять преподавателей для греческихъ школъ. Въ виду этого, епи-тропія предлагаетъ немедленно послать въ Европу пять молодыхъ людей, питомцевъ Халкинской школы, для восполненія здѣсь богословскаго образованія по руководству данной имъ инструкціи. Препятствіемъ опять является недостатокъ денежныхъ средствъ. Но епитропія вѣритъ, что какъ среди мірянъ, такъ и среди архіереевъ константинопольской ѵ церкви найдутся лица, готовыя принять на себя расходы по содержанію стипендіатовъ патріархіи за границей, во все .время ихъ обученія. Такимъ путемъ можно приготовить не только хорошихъ профессоровъ, но и ученыхъ богослововъ, которые потомъ займутся самостоятельной разработкой той или иной научной отрасли богословія и, быть можетъ, составятъ учебники для воспитанниковъ, которые и будутъ избавлены отъ безплоднаго труда механически переписывать разнаго рода записки и конспекты.

Въ заключеніе доклада епитропія выразила твердую увѣренность въ томъ, что священническая и богословская школы, если будутъ учреждены примѣнительно къ представленному проекту, со временемъ дадутъ достаточный контингентъ образованныхъ и воспитанныхъ въ духѣ православія служителей Всевышняго, а православная греко-восточная церковь предстанетъ предъ культурнымъ міромъ въ истинномъ своемъ величіи и достойною своей минувшей дѣятельности и свойственнаго ей назначенія. Но осуществленіе намѣченнаго проекта есть дѣло будущаго, хотя быть можетъ и недалекаго. Въ качествѣ же временной мѣры и для уврачеванія .частныхъ недостатковъ Халкинской богословской школы въ ея современномъ устройствѣ и состояніи, комиссія предло--

жила патріарху и синоду такія мѣры.—1. Необходимо со всею точностью и строгостью соблюдать дѣйствующій уставъ школы, особеннно же его предписанія о качествахъ вновь поступающихъ воспитанниковъ.—2. Завѣдующая школой ефо-рія должна со всею внимательностью относиться къ обязанностямъ, налагаемымъ на нее дѣйствующимъ канонизмомъ.— 3. Необходимо з’лучшить содержаніе воспитанниковъ, особенно во время постовъ.—4. Слѣдуетъ улучшить гигіеническія условія жизни воспитанниковъ и тщательно слѣдить за чистотою помѣщеній школы, двора и окрестностей.—5. Во всѣхъ важныхъ случаяхъ схолархъ долженъ совмѣстно съ совѣтомъ преподавателей обсуждать положеніе дѣлъ и изыскивать мѣры для устраненія какихъ-либо затрудненій и тор-мазовъ въ жизни школы.—6. Наконецъ, одинъ разъ въ мѣсяцъ слѣдуетъ устраивать общее собраніе всѣхъ преподавателей подъ предсѣдательствомъ схоларха для обсужденія школьныхъ дѣлъ, съ цѣлью усовершенствованія и улучшенія школы, въ предѣлахъ данныхъ условій и примѣнительно къ существующему уставу; постановленія собранія записываются въ протоколы, которые и представляются патріарху и синоду на утвержденіе, а потомъ приводятся схолархомъ въ исполненіе. Въ такой редакціи былъ составленъ докладъ о преобразованіи Халкинской богословской школы, представленный 18 іюля 1873 года патріарху Анонму YI и священному синоду спеціальной епитропіей *).

Итакъ, Халкинекая богословская школа нуждалась въ коренной реформѣ. Необходимо было выдѣлить изъ нея школу священническую для приготовленія низшаго клира, а спеціально-богословской школѣ придать характеръ высшей духовной школы или академіи, съ цѣлью доставлять высшее богословское образованіе будущимъ служителямъ церкви, преимущественно въ званіи іерарховъ, и съ цѣлью оживить научно-богословскіе интересы среди греческаго народа. Тогда какъ священническая школа имѣла въ виду приготовлять духовенство бѣлое, школа богословская должна была принимать въ составъ своихъ питомцевъ лишь тѣхъ дидаскаловъ школъ священническихъ, которые склонны къ жизни без- * 277

1) К а X X t р ш ѵ, ’Ey.7.Xr1aiacTtx7] ’Еті'.Ѳешр^аЕ?, xepioSo? Д', xöp.o£ I, о. 267—

277. КшѵатачхіѵойітоХі«. 1880. Срав. К о А X і ѵ р <“ ѵ, ’ЕххЪіаіокгахі] ’ЕтпЧгшрѵ-«и, В\ VI, 179—180. K toX'-j. 1874.

брачной и монашеской и намѣрены пожертвовать личными интересами въ пользу церкви и богословской науки. Если въ школѣ священнической режимъ долженъ былъ отличаться строго церковнымъ духомъ, то въ школѣ богословской дисциплина получала уже оттѣнокъ монастырскій и сообщала цѣлому учрежденію и всему внутреннему строю характеръ иноческій и аскетическій. Но по своему назначенію и задачѣ обѣ школы представляли одну организацію, хотя и раздѣленную территоріально на два учрежденія. Въ нихъ былъ одинъ духъ православія, господствовала одинаковая церковная дисциплина, преслѣдовались и обслуживались одни и тѣ же интересы Церкви, но Лишь въ различной степени: одна школа давала начальное и среднее богословское образованіе, а. другая—высшее и научное х) * *).

И. Соколовъ.

1) Въ майской кн. „X.. 4.“ на стр. 778 въ примѣчаніи въ мѣсто „утвержденнаго“ слѣдуетъ читать учрежденнаго-

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.