Научная статья на тему 'Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке'

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 5. С. 778-791.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Богословскія и священническія школы на нравославномъ греческомъ Востокѣ1).

8АЗРЪВШІЙ вопросъ о реформѣ духовно-учебныхъ заведеній въ Россіи не только требуетъ самаго тщательнаго отношенія къ прошлой ихъ судьбѣ и къ соврѳмен-J нымъ нуждамъ и запросамъ церкви и общества въ на-у шемъ отечествѣ, но и побуждаетъ обратиться къ аналогичному опыту другихъ православныхъ церквей, дабы видѣть, какъ потребности въ образованномъ клирѣ и хри-стіански-просвѣщенной паствѣ удовлетворялись въ предѣлахъ иныхъ православно-церковныхъ организацій и какъ общій для всей православной грѳко -восточной церкви вопросъ о духовномъ просвѣщеніи рѣшался ими примѣнительно къ мѣстнымъ условіямъ и запросамъ. Быть можетъ, въ устройствѣ духовныхъ школъ въ иныхъ православныхъ странахъ и въ постановкѣ здѣсь обученія и воспитанія будущихъ членовъ церковнаго клира найдутся и для насъ поучительныя въ томъ или другомъ отношеніи особенности, которыя до извѣстной степени освѣтятъ сложный и трудный вопросъ о характерѣ и направленіи предстоящей въ Россіи духовноучебной реформы и помогутъ дѣятелямъ русской церкви и школы выдти на „средній и царскій путь“ въ осуществленіи дѣла великой важности. Съ этой точки зрѣнія представляетъ безспорный интересъ историческая справка о духовныхъ *)

*) Докладъ въ пятомъ отдѣлѣ („О преобразованіи духовно-учебныхъ заведеній“) Высочайше утвержденнаго Присутствія для разработки вопросовъ, подлежащихъ разсмотрѣнію на помѣстномъ церковномъ соборѣ.

школахъ на православномъ греческомъ Востокѣ, съ которымъ наше отечество отъ начала своей сознательной жизни находится въ тѣсныхъ культурно-просвѣтительныхъ сношеніяхъ. Наша рѣчь будетъ лишь о новѣйшихъ (съ половины XIX в.) попыткахъ греческаго Востока въ рѣшеніи стараго вопроса о духовно-религіозномъ просвѣщеніи. Этотъ опытъ ясно опредѣлился въ организаціи школъ двухъ типовъ: 1) богословскихъ (беоХорхаі ayoXoti) и 2) священническихъ (іератіхаі сг/оХаі), да совершенно особое мѣсто занимаетъ единственный на греческомъ Востокѣ 3) богословскій факультетъ (Ѳгокоуіщ x/o't.-'q) при аѳинскомъ университетѣ. Любопытно войти въ подробности организаціи этихъ школъ по руководству дѣйствующихъ въ нихъ уставовъ и ознакомиться съ фактическими результатами ихъ служенія православной церкви и народу въ области спеціальнаго назначенія.

I.

Халкинская богословская школа.

Въ срединѣ XIX вѣка на православномъ греческомъ Востокѣ, въ силу новыхъ условій политическаго положенія христіанъ и подъ вліяніемъ международныхъ культурныхъ сношеній, возникло нѣкоторое просвѣтительное движеніе, коего здѣсь не было во все предыдущее время турецкаго владычества. Это движеніе прежде всего появлялось и окрѣпло въ Константинопольской церкви, при дѣятельномъ покровительствѣ со стороны вселенскихъ патріарховъ. Въ предѣлахъ этой церкви возникла и первая школа, назначенная спеціально для приготовленія просвѣщеннаго клира, примѣнительно къ нуждамъ и потребностямъ константинопольскаго патріархата, и существующая и въ настоящее время. Это — богословская школа великой Христовой церкви (ѲгоХоумі] о^оХті) rrjc той Хрю-об {іеуаА-і)? ’ExxX-irjota;), учрежденная въ 1844 году патріархомъ Германомъ IV на островѣ Халки (одномъ изъ Принцевыхъ, въ Мраморномъ морѣ, близъ Константинополя), въ монастырѣ Пресвятой Троицы, основаніе котораго преданіемъ приписывается знаменитому византійскому патріарху Фотію (IX в.). Въ теченіе своего свыше 50-лѣтняго существованія Халкинская богословская школа оказала православной греко. восточной церкви большія услуги въ дѣлѣ приготовленія пастырей и архипастырей, а равно на поприщѣ духовнаго

•просвѣщенія и богословской науки, причемъ постепенно улучшала свою внутреннюю организацію и повышала учебно-воспитательное дѣло, примѣнительно къ основнымъ задачамъ своего назначенія. Показателями послѣдовательнаго самоопредѣленія Халкинской богословской школы служатъ различныя редакціи ея устава, который за время существованія школы много разъ пересматривался и измѣнялся.

Первый уставъ Халкинской богословской школы былъ составленъ въ 1844 году, опубликованъ 27 мая 1845 года по распоряженію константинопольскаго патріарха Мелетія и примѣнялся въ школѣ въ теченіи первыхъ восьми лѣтъ ея существованія. Въ этомъ уставѣ школа именуется „священнымъ учрежденіемъ (Upöv хятаотт^а)“, которое возникло и существуетъ на средства великой Христовой церкви. Она имѣетъ задачей давать надлежащее воспитаніе и духовное образованіе служителямъ Всевышняго. Исключается изъ состава уче • никовъ всякій, кто не намѣренъ служить церкви въ священномъ санѣ. Всѣ безъ исключенія воспитанники, число коихъ опредѣлено въ 40 человѣкъ, живутъ въ зданіи школы. Ректоръ и преподаватели (въ числѣ 4-хъ), если возможно, .должны носить священный санъ или, по крайней мѣрѣ, имѣть спеціально-богословское образованіе, Школа подчищена вселенскому патріарху и патріаршему синоду. Для ближайшаго за ней надзора патріархъ и синодъ назначаютъ епитропію изъ трехъ лицъ, подъ предсѣдательствомъ одного изъ членовъ синода,—которая и посредствуетъ между центральной духовной властью и.схолархомъ (ректоромъ) школы. Въ важныхъ случаяхъ схолархъ сносился непосредственно съ патріархомъ и синодомъ. Патріарху и синоду онъ еже-гбдно представляетъ и отчетъ о состояніи школы. Въ составъ учащихся принимаются только тѣ, кто исповѣдуетъ ученіе .православной восточной церкви. Кромѣ того, учащіеся должны быть изъ духовнаго званія, не моложе 18 и не старше 20 лѣтъ. Въ школу принимаются также священники и діаконы, желающіе получить богословское образованіе. При поступленіи въ школу учащіеся подвергались испытанію въ наукахъ, по программѣ начальныхъ общеобразовательныхъ школъ греческаго Востока. А главное, отъ нихъ требовалось представить свидѣтельство духовника о безукоризненной своей жизни до поступленія въ школу и заслуживающее довѣрія поручительство (обыкновенно, отъ епархіальныхъ архіереевъ)

объ искреннемъ желаніи получить богословское образованіе для будущаго—по моральному расположенію своему—служенія св. православной церкви. Школьная епитропія, которой подавалось прошеніе о пріемѣ, собирала необходимыя свѣдѣнія о всѣхъ, стремившихся въ школу, и лишь послѣ тщательнаго контроля ихъ познаній, моральнаго настроенія и готовности посвятить себя на служеніе церкви, снабжала билетомъ на право входа въ школу на положеніи ея питомца. Въ теченіи курса учащіеся могли быть удалены изъ школы въ тѣхъ случаяхъ, если обнаруживали нравственную неустойчивость и безпорядочность, оказались нерадивыми въ соблюденіи устава и порядковъ школы. Въ этихъ случаяхъ, а равно и въ тѣхъ, когда воспитанники, отказавшись отъ первоначальнаго своего намѣренія, выходили изъ школы до окончанія курса, ихъ поручители обязаны были вознаградить заведеніе за произведенныя на нихъ денежныя издержки.

Школьная жизнь носила строгій церковно-религіозный характеръ. Всѣ воспитанники ежедневно должны были посѣщать школьный храмъ для слушанія утреннихъ и вечернихъ молитвъ, которыя читались самими воспитанниками пооче-. редно, согласно богослужебному уставу. Въ воскресные и праздничные дни они присутствовали за уставными богослуженіями и слушали ихъ съ благоговѣніемъ и полнымъ вниманіемъ. Предъ трапезою и послѣ нея бываетъ обычная молитва, а во время трапезы читается однимъ ученикомъ, по очереди, отрывокъ изъ душеполезной книги, по указанію схоларха. Воспитанники приступали къ исповѣди и св. причащенію по меньшей мѣрѣ четыре раза въ годъ— предъ Рождествомъ Христовымъ, въ св. и великій четвергъ или на св. Пасху, въ день св. апастоловъ Петра и Павла и въ праздникъ Успенія Богоматери. Предъ причащеніемъ совершается святое елеосвященіе (то ауіоѵ eöyekawv) *). Всѣ установленные церковью посты соблюдаются всѣми живу-

>) Но принятому на греческомъ Востокѣ обычаю, надъ всѣми, приступающими къ принятію Св. Таинъ, совершается послѣ исповѣди и елеосвященіе, какъ надъ больными духовъ^. Чинъ совершается въ храмѣ семью священниками, съ чтеніемъ семи апостоловъ, семи -евангелій и молитвъ. Но помазаніе елеемъ совершается только по окончаніи чина. Всѣ семь священниковъ становятся въ рядъ, присутствующіе подходятъ къ каждому изъ нихъ и помазываются седмикратно съ чтеніемъ молитвы: Отче врачу дутъ и тѣлесъ...

щими въ школѣ, съ полною строгостью; лишь удостовѣренная болѣзнь даетъ право схоларху сдѣлать тому или иному воспитаннику соотвѣтствующее снисхожденіе. Жизнь въ стѣнахъ школы регулировалась особыми правилами, обязательными для всѣхъ воспитанниковъ. Правила опредѣляютъ часы занятій науками, время трапезы, гулянья, молитвы и сна. Въ одеждѣ воспитанники должны ограничиваться лишь необходимыми предметами, избѣгая всякаго излишества и роскоши, причемъ форма и цвѣтъ одежды должны соотвѣтствовать характеру и направленію школы. Живя въ зданіи монастыря и готовясь на служеніе церкви, воспитанники носили монашескія одежды, держали себя сосредоточенно и смиренно, проводили время въ совершенной тишинѣ и порядкѣ. Кромѣ учебныхъ книгъ, они могли пользоваться лишь такими, которыя предварительно просмотрѣны были и одобрены схо-лархомъ; строго запрещалось читать книги, противныя по своему содержанію священной нашей вѣрѣ и нравственности. На прогулку, уроки и въ храмъ воспитанники шли въ порядкѣ, подъ наблюденіемъ схоларха или его помощника. Никто изъ учениковъ не могъ уходить изъ школы безъ письменнаго разрѣшенія схоларха, а воспользовавшись этимъ разрѣшеніемъ, не имѣлъ права увеличить срокъ даннаго отпуска, въ противномъ случаѣ увольнялся изъ школы, а поручитель его обязывался вознаградить заведеніе за произведенные расходы на содержаніе уволеннаго. Воспитанники должны были безусловно подчиняться правиламъ дисциплины. Они должны жить, какъ братья, со всякимъ благочестіемъ, приличіемъ и кротостью. Просьбы начальствующимъ они должны представлять въ должное время и въ надлежащемъ мѣстѣ, дабы получить необходимый отвѣтъ. Воспитанники не должны безъ разрѣшенія схоларха переходить изъ одной комнаты въ другую. Все, что приносится воспитанниками со стороны, или выносится изъ школы, должно быть извѣстно схоларху. За нарушеніе устава виновные подвергались выговору частному или публичному, лишенію прогулки, заключенію внутри школы и—съ разрѣшенія патріарха и синода— увольненію.

Схолархъ и преподаватели жили въ школѣ, посѣщали вмѣстѣ съ воспитанниками церковныя богослуженія, пользовались одинаковой съ ними пищей въ общей столовой.

Курсъ обученія въ школѣ опредѣлялся первымъ уста-

вомъ въ три года. Въ первомъ году въ школѣ изучались — греческій языкъ, латинскій языкъ (прозаическіе писатели), элементарная математика, географія, общая гражданская исторія, философія, библейская и церковная исторія и догматическое богословіе. Во второй годъ преподавались: греческая литература, латинскій языкъ (поэты), физика и математика, священная гѳрминевтика и экзегетика библейскаго текста, нравственное богословіе. Науки третьяго курса: церковное право, исторія богословія и патрологія (литературное и богословское изученіе твореній святыхъ отцевъ церкви), пастырское богословіе, т. е. дидактическая катехѳтика, гомилемика и литургика; наконецъ, воспитанники произносили проповѣди съ церковнаго амвона. Экзамены производились публично— на первыхъ двухъ курсахъ въ присутствіи трехъ геронтовъ-членовъ синода, а на третьемъ или выпускномъ—въ присутствіи патріарха, синода и всей преподавательской корпораціи. Окончившіе курсъ получали подписанный патріархомъ, членами синода, схолархомъ и профессорами дипломъ на званіе дидаскала (кандидата) священнаго православно-христіанскаго богословія (ЗіЗаохаХо; xf(c 'ispä^ ’ор0о3о£оо -/pioTiavurjc bsoloyias) 1J.

Первый уставъ Халкинской богословской школы примѣнялся до 1853 года, когда, по волѣ вселенскаго патріарха Германа IV и примѣнительно къ новымъ потребностямъ школы, былъ замѣненъ вторымъ канонизмомъ. Въ синодальной грамотѣ, изданной по этому поводу 6 февраля 1853 года, патріархъ Германъ назвалъ Халкинскую школу золотымъ вѣнцомъ (xpuaij хоражс), возглавляющимъ многочисленныя заботы патріархіи о духовно-религіозномъ образованіи священнаго клира и православнаго общества. Всякій православный христіанинъ, видя успѣхи этой школы и постепенное ея совершенствованіе, долженъ проникаться чувствомъ искренней радости, такъ какъ учрежденіе идетъ навстрѣчу назрѣвшимъ потребностямъ церкви. Постепеннымъ ростомъ школы нужно объяснить и перемѣну въ регламентаціи ея строя и быта. Но и второй уставъ долженъ имѣть обязательное для всѣхъ значеніе. Поэтому всякій клирикъ или мірянинъ, ко-

1) ’О р у а ѵ гх о g Kavoviojiög Ttjg UpA? tyeoXoftXYjc e/oXijs Tfj? peYdXr,c тоÖ Xptotoö exxXtjata« zrfi ’ev хата XaXxtjv іерф iro’vf/ ‘Ayiac Тріаіот. Ko>v5T-7ioXtc. 1845.

торый, по нечестію или порочности своей, замыслитъ что-либо враждебное относительно богословской школы, сдѣлаетъ попытку поколебать ея строй и порядокъ и внесетъ соблазнъ и смуту во внутреннюю ея жизнь,—объявляется врагомъ святой православной вѣры и подлежитъ самымъ страшнымъ духовнымъ наказаніямъ ’). Что касается содержанія второго канояизма, то онъ. какъ и другіе позднѣйшіе уставы, возникъ на той основѣ обученія и воспитанія въ Халкинской школѣ, которая прочно была заложена въ уставѣ первомъ, и является лишь развитіемъ въ ту или иную , сторону началъ, ясно опредѣлившихся въ уставѣ 1844 года въ зависимости отъ коренныхъ задачъ „священнаго учрежденія“ въ Халкин-скомъ монастырѣ Пресвятой Троицы, призваннаго на служеніе великой Христовой церкви. Въ частности, въ уставѣ 1863 года содержатся такія подробности о положеніи школы, дополняющія каНонизмъ 1844 года.

„Богословская школа великой Христовой церкви“ по прежнему мыслится какъ священное учебное учрежденіе (іероѵ (рроѵтіоЦріоѵ), имѣющее задачей давать надлежащее образованіе -и нравственное воспитаніе служителямъ Бога Вышняго. Школа содержится на средства вселенскаго патріарха и архіереевъ вселенскаго престола .и даетъ своимъ питомцамъ даровое жилище, содержаніе и обученіе. Школа зависитъ непосредственно отъ патріарха и синода, находится подъ ближайшимъ попеченіемъ спеціальной ефоріи изъ четырехъ архіереевъ—членовъ синода, избираемыхъ патріархомъ и синодомъ. Ефорія заботится о всемъ необходимомъ для священной школы (Lepd ojfoXnj). находитъ и приглашаетъ необходимыхъ и способныхъ преподавателей, заботится о, ежегодномъ восполненіи состава учащихся, наводить справки о желающихъ держать экзамены въ школѣ, провѣряетъ поручительства за каждаго изъ нихъ и снабйсаетъ входнымъ билетомъ въ зданіе школы. Ефорія приглашаетъ въ школу духовника,. секретаря, библіотекаря, врача, надзирателя и эконома, заботится о матеріальномъ содержаніи школы, выдавая эконому необходимыя средства. Ефоры назначаются на одинъ годъ, по окончаніи котораго обязаны отдать отчетъ въ своей дѣятельности предъ патріархомъ и синодомъ. Бли-

') Г р а р. р а зіуіХХ ішовс Ггр[таѵо5 хтХ. напечатана въ предисловіи ко второму уставу Халкинской школы.

жайшѳѳ руководительство школой принадлежитъ схоларху. На должность сховарха назначается лицо въ священномъ санѣ, отличающееся добродѣтельной жизнью, украшенное образованіемъ свѣтскимъ и особенно богословскимъ. Схолархъ назначается патріархомъ и синодомъ по представленію ѳфоріи. Всѣ, живущіе въ школѣ, подчиняются схоларху, который и руководитъ всею внутреннею ея жизнью. По дѣламъ школы онъ сносится съ ефоріѳй непосредственно, а другіе, служащіе въ школѣ, обращаются къ ней чрезъ посредство схоларха. Схолархъ долженъ всегда находиться въ школѣ, отъ которой и получаетъ полное содержаніе. Онъ наблюдаетъ за точнымъ исполненіемъ устава школы и налагаетъ соотвѣтствующія взысканія на нарушителей его. Онъ слѣдитъ и за преподаваніемъ, дѣлаетъ учащимъ замѣчанія по поводу неправильныхъ занятій и нарушенія обязанностей и доносить, въ случаѣ необходимости, ефоріи. Схолархъ въ исполненіи своихъ обязанностей отдаетъ отчетъ только патріарху и синоду.

Преподаватели школы назначаются патріархомъ и синодомъ, по представленію ефоріи. Всякій кандидатъ на преподавательскую должность, кромѣ доброй нравственности, долженъ имѣть академическій дипломъ (аха8тг)р.аіхоѵ біяХмрл) или свидѣтельство о спеціальныхъ своихъ познаніяхъ въ извѣстной наукѣ, если это не удостовѣряется его прежней дѣятельностью или учеными трудами. Всѣ преподаватели должны быть въ священномъ санѣ или, по крайней мѣрѣ, съ богословскимъ образованіемъ. Число ихъ опредѣляется потребностями школы и матеріальнымъ и образовательнымъ ея прогрессомъ. Всѣ преподаватели подчиняются ректору, которому они и обязаны докладывать о задачахъ и методахъ преподаванія, а равно объ учебникахъ, которые ими вводятся. Каждый изъ преподавателей живетъ въ помѣщеніи школы, получаетъ отъ нея общую для всѣхъ трапезу и пользуется услугами школьныхъ служителей. Въ случаѣ необходимости, преподаватель можетъ получать отъ схоларха разрѣшеніе на отлучку изъ школы. Преподаватели остаются въ школѣ пожизненно, если только кто либо изъ нихъ не окажется неспособнымъ къ преподавательской дѣятельности или намѣренно не станетъ противодѣйствовать священной задачѣ заведенія; въ этомъ случаѣ схолархъ сообщаетъ о неисправномъ ѳфоріи.

Число учениковъ не должно превышать 60-ти. Каждый

архіерей вселенскаго престола имѣетъ право посылать въ школу одного или двухъ воспитанниковъ въ зависимости отъ количества населенія своей епархіи, если общее число учащихся не достигаетъ намѣченной нормы,—предварительно подготовивъ ихъ къ экзамену въ какой-либо эллинской школѣ; дабы необходимая подготовка состоялась своевременно, архіереи должны сноситься съ ефоріей относительно своихъ кандидатовъ. Для поступленія въ школу требуется, чтобы учащіеся были православнаго вѣроисповѣданія, не моложе 18 и не старше 25 лѣтъ, а лида въ4 священномъ санѣ могутъ имѣтъ и до 30 лѣтъ, коль сйоро, обладая необходимымъ общимъ образованіемъ и имѣя свидѣтельство о добромъ своемъ поведеніи, станутъ стремиться къ полученію образованія богословскаго; далѣе, они должны быть снабжены удостовѣреніемъ рекомендующаго ихъ архіерея въ томъ, что отличаются безукоризненной жизнью и добрыми нравами, должны имѣть свидѣтельство объ окончаніи курса въ эллинской школѣ, хорошо знать установленныя молитвы суточнаго чинопослѣдованія и не страдать какими-либо, органическими или хроническими болѣзнями; наконецъ, предъ поступленіемъ въ школу каждый воспитанникъ долженъ дать письменное обѣщаніе въ томъ, что, достигнувъ установленнаго канонами возраста, посвятитъ себя служенію церкви въ священномъ санѣ и въ теченіи трехъ лѣтъ будетъ служить на томъ мѣстѣ, на которое будетъ назначенъ великой Христовой церковью. Всѣ указанныя условія поступленія въ школу гарантируются относительно каждаго воспитанника его поручителѳмъ-архіереемъ. Это поручительство простирается не только На время школьнаго обученія, но и на три года обязательной службы по назначенію патріархіи. Если поручитель умретъ въ теченіе указаннаго срока, то воспитанникъ долженъ представить другого, съ обязательствомъ взять на себя всѣ гарантіи своего предшественника. Когда воспитанникъ будетъ уволенъ изъ школы по собственной винѣ, или добровольно пожелаетъ выйти изъ школы до окончанія курса, или въ теченіе первыхъ двухъ лѣтъ по окончаніи ученія не приметъ священнаго сана, или, наконецъ, откажется отъ своего обѣщанія прослужить три года по назначенію церкви, то во всѣхъ этихъ случаяхъ его поручитель-архіерей обязанъ заплатить школѣ 2.500 "гросіѳвъ (200 р.) за каждый годъ его пребыванія въ заведеніи.

Внутренній строй школьной жизни и этимъ уставомъ регламентируется въ духѣ монастырскомъ. Воспитанники обязаны аккуратно посѣщать школьный храмъ, принимать участіе въ чтеніи и пѣніи, слушать въ столовой душеполезное чтеніе, четыре раза въ годъ исповѣдываться и причащаться, строго соблюдать посты, вести себя скромно и серьезно, слушать уроки съ полнымъ вниманіемъ и въ порядкѣ, не допуская ни шепота, ни неумѣстныхъ вопросовъ къ своимъ сосѣдямъ, спрашивать предподавателѳй только о должномъ и отвѣчать, когда страшиваютъ, со всей благопристойностью; не позволяется произносить ни одного слова, не имѣющаго отношенія къ уроку. Никому изъ учениковъ не позволяется противорѣчить или не исполнить сдѣланнаго ему преподавателемъ замѣчанія или выговора; если же онъ недоволенъ чѣмъ либо, то обращается по этому поводу только къ схоларху. Частныя занятія учениковъ могутъ происходить только въ ихъ кѳлліяхъ (ёѵ xot; хеШоі;) въ назначенные часы и въ полномъ молчаніи и тишинѣ. Въ одеждѣ воспитанники соблюдаютъ простоту и однообразіе, соотвѣтственно характеру духовной школы. За находящимися въ распоряженіи воспитанниковъ книгами строго наблюдаетъ схолархъ, дабы не читались книги противныя вѣрѣ'и нравственности. Каждый воспитанникъ долженъ представить схоларху точный списокъ имѣющихся у него книгъ, удостовѣренный и его собственноручной подписью, дабы этотъ каталогъ хранился у секретаря школы.

Школа всѣмъ живущимъ въ ея стѣнахъ предлагаетъ пищу три раза въ день: завтракъ, состоящій изъ кофе и куска хлѣба, дается послѣ утренняго богослуженія, обѣдъ, состоящій изъ супа, двухъ другихъ блюдъ и сыра или маслинъ, а иногда и овощей или фруктовъ, предлагается ровно въ полдень, и ужинъ, состоящій изъ двухъ блюдъ и сыра или маслинъ, подается всегда въ восемь часовъ вечера. За столомъ каждый занимаетъ назначенное ему мѣсто и соблюдаетъ полную тишину и благоприличіе, такъ какъ запрещается всякій разговоръ съ сосѣдями, дабы не заглушалось душеспасительное чтеніе. Никто не можетъ отсутствовать или выйти изъ столовой безъ разрѣшенія схоларха.

Ученики выходятъ на прогулку одинъ разъ послѣ вечерни, на одинъ часъ, и гуляютъ въ порядкѣ и тишинѣ въ предѣ-дѣлахъ указаннаго мѣста, подъ наблюденіемъ надзирателя. Ни-

кто изъ учениковъ не можетъ отправиться въ Константинополь безъ разрѣшенія схоларха. Если онъ нарушитъ это требованіе или не возвратится въ школу въ назначенный срокъ, то немедленно увольняется изъ школы, подвергаясь и всѣмъ обязательствамъ относительно уплаты произведеннаго на его содержаніе расхода. Никто изъ постороннихъ лицъ не можетъ жить въ школѣ безъ разрѣшенія схоларха. Родственники могутъ безпрепятственно посѣщать учениковъ, кромѣ времени для занятій, когда требуется разрѣшеніе схоларха.

Въ точности исполняя всѣ требованія устава и распоряженія схоларха, ученики относятся другъ къ другу какъ братья и живутъ въ благочестіи и страхѣ Божіемъ, повиновеніи и смиреніи. Имъ совершенно запрещается проводить время въ чужой келліи, позволяется лишь днемъ, на короткое время и по основательной причинѣ заходить въ другія помѣщенія для учащихся. Книги, одежда, съѣстные припасы, письма и т. п. ни доставляются, ни выносятся изъ школы безъ вѣдома приставленнаго для наблюденія надзирателя. Ученикамъ запрещается тайно ѣсть и пить, не дозволяется и курить. Если кто либо изъ учениковъ будетъ обличенъ въ возбужденіи стачки (ятаоіс) для нарушенія и отмѣны обычаевъ и порядковъ заведенія, тотъ немедленно увольняется изъ школы и не только обязывается вознаградить школу за произведенныя на его содержаніе издержки, но и наказывается церковною властью, которая заключаетъ его на извѣстное время въ монастырь. Воспитанникъ, уволенный изъ школы, въ будущемъ уже не можетъ обратно быть принятъ

По анализируемому уставу въ Халкинской школѣ должны преподаваться науки богословскія, съ надлежащимъ общимъ образованіемъ. Курсъ обученія назначенъ семилѣтній, вмѣсто трехъ лѣтъ по уставу 1844 года. Программа преподаванія довольно обширна. Изъ богословскихъ наукъ здѣсь преподавались: катихизисъ, священная исторія, церковное пѣніе, священное писаніе, церковная исторія, догматическое богословіе, церковная археологія, нравственное богословіе, священная гѳрминевтина и экзегетика, патрологія, исторія богословія, каконическое право, пастырское богословіе, гомилетика и практическое проповѣдничество. Изъ наукъ общеобразовательныхъ въ программу входятъ: языки греческій, латин-

скій, турецкій, французскій и славянскій, ариѳметика, математика, геометрія, математическая и физическая географія и хронологія, гражданская исторія, греческая, латинская, славянская и французская литература, философія и антропологія, психологія и логика, этика, исторія философіи, опытная физика. Въ свободное отъ уроковъ время преподавались еврейскій и другіе языки. Воспитанники всѣхъ классовъ занимались и составленіемъ сочиненій, а въ седьмомъ классѣ—еще проповѣдей, которыя ц произносились воспитанниками въ священномъ санѣ съ церковнаго амвона, а непосвященными—-въ залѣ, въ присутствіи всѣхъ преподавателей и учениковъ.

Въ концѣ года производятся устные экзамены, а въ выпускомъ классѣ и письменные. На экзаменахъ присутствуютъ патріархъ, митрополиты-члены синода и школьной ефоріи. Въ частности, оканчивающіе курсъ должны представить схо-ларху „богословскій тезисъ“ или сочиненіе на богословскую тему, имѣщее важное значеніе для полученія диплома на званіе „дидаскола православнаго христіанскаго богословія“. Затѣмъ, имъ произвЪдится устный экзаменъ по всѣмъ богословскимъ наукамъ выпускного класса. На этомъ. экзаменѣ схолархъ предлагаетъ каждому воспитаннику и особый вопросъ богословскаго содержанія, который экзаменующійся обязанъ немедленно и всесторонне раскрыть и защитить, опровергая вмѣстѣ съ тѣмъ возраженія, которыя дѣлаются диспутанту профессорами. Дипломъ получаютъ только тѣ,; кто хорошо сдалъ выпускной экзаменъ, въ противномъ же же случаѣ предстоитъ вторично экзаменоваться на слѣдующій годъ. Если и второй экзаменъ сданъ неудачно, тогда экзаменовавшемуся выдается лишь свидѣтельство о томъ, что онъ прослушалъ курсъ наукъ Халкинской школы. Соблюдая основное требованіе относительно задачи школы, уставъ предписываетъ, чтобы дипломы объ окончаніи курса выдавались только тѣмъ воспитанникамъ, которые уже носятъ священническій или діаконскій санъ, а рясофоры, хотя бы и удовлетворительно сдали курсо'вой экзаменъ, не получаютъ ни диплома, ни права на почетное званіе „дидаскала православнаго христіанскаго боЛсловія“: имъ выдаются лишь удостовѣреніе, подписанное схолархомъ и секретаремъ, утвержденное патріархомъ и свидѣтельствущее, что предъявитель сдалъ экзаменъ и достоинъ диплома; послѣдній выдается

лишь тогда, когда окончившій курсъ будетъ рукоположенъ въ священный санъ.

Введя должности секретаря, библіотекаря, врача и эконома, уставъ требуетъ, чтобы въ школѣ былъ и епистатъ— надзиратель, назначенный ефоріей для наблюденія за поведеніемъ учениковъ и подчиняющійся непосредственно схоларху. Онъ избирается изъ лицъ въ священномъ санѣ, безукоризненнаго поведенія, долженъ бдительно исполнять свои обязанности,—имѣть точныя свѣдѣнія о поведеніи каждаго изъ учениковъ, наблюдать, чтобы не было нарушенія съ ихъ стороны обязанностей религіозныхъ и учебныхъ, сопровождать ихъ во время прогулокъ и заботиться во время болѣзни. Епистатъ обязанъ письменно и безъ всякаго промедленія доносить схоларху о всякомъ нарушеніи дисциплины, оскорбляющемъ нравственность и благоприличіе учениковъ; въ случаѣ небрежности, пристрастія и другого злоупотребленія, епистатъ немедленно устраняется отъ должности 1).

Такимъ образомъ, второй уставъ Халкинской школы, сохранивъ во всей силѣ ея назначеніе какъ учрежденія священнаго, имѣющаго задачей приготовленіе клира, болѣе подробно сравнительно съ первымъ уставомъ регламентировалъ различныя стороны школьнаго быта. Въ частности, онъ сдѣлалъ ее всесословной. Тогда какъ уставъ 1844 г. ограничилъ пріемъ въ школу лишь дѣтямъ духовенства, канонизмъ 1853 г. ничего не говоритъ о сословныхъ привилегіяхъ, выдвинувъ на первый планъ сознательное намѣреніе питомцевъ посвятить себя на служеніе церкви и гарантію въ этомъ со стороны поручителей архіереевъ. Преслѣдуя основную задачу школы, уставъ ввелъ здѣсь монастырскій строй. Школа является священнымъ учрежденіемъ, мѣстомъ духовнаго любомудрія (іероѵ tppovTioTnjptov), особрй общинной киновіей, съ ру-ководитѳлемъ-схолархомъ во главѣ, при его сотрудникахъ-профѳссорахъ, которые, какъ и ученики, подчинены схоларху, не могутъ безъ его разрѣшенія выбыть изъ школы, присутствуютъ вмѣстѣ со всѣми въ храмѣ и трапезѣ; а воспитанники—братство этого фронтистирія, проникнутые общей идеей служенія церкви, послушные и скромные, во всемъ подлежавшіе тщательному контролю; какъ въ монастырѣ, у нихъ

') K<xvovi(j|i6; T?j£ еѵ ХаХчт) 8ео>.ауіх^£ cXoAfjc rijj той Хріатой (лец-яХт^ ёххАк)аіо;. Кшѵат—noAij. 1853. SeX. 1—33.

все въ школѣ общее не только между собою, но и съ схо-лархомъ и профессорами,—имъ запрещается тайно ѣсть и пить, ихъ книги, корреспонденція и все личное достояніе подлежатъ начальственному контролю, они и гуляютъ подъ неусыпнымъ наблюденіемъ епистата. Богослуженіе, чтеніе душеполезныхъ книгъ, даже во время трапезы, тщательное изученіе богословія, особенно твореній греческихъ отцевъ церкви, братское общеніе съ окружающими, однообразіе въ пищѣ и платьѣ, причемъ всѣ носили черныя иноческія одежды, уединенное положеніе школы на островѣ, вдали отъ жилыхъ построекъ, среди лѣса, на высокой горѣ, у подошвы которой плескались лазурныя воды Пропонтиды, самое помѣщеніе школы, водворившейся въ стѣнахъ монастыря, связаннаго съ именемъ знаменитаго патріарха Фотія, наконецъ, первый схо-лархъ ученый архимандритъ, впослѣдствіи митрополитъ, Константинъ Типалдъ (1844—1864 г.), мужъ великаго ума, обширныхъ познаній, святой жизни й выдающихся административныхъ способностей,—все это создавало изъ Халкин-ской школы истинный очагъ богомыслія и богословія, весьма полезный разсадникъ пастырей для великой Христовой церкви, свѣточъ духовной науки въ окружающей средѣ подневольнаго эллинизма. Взирая на Халкинскую школу, какъ на учрежденіе священное, подобное монастырю, патріархъ Германъ ІУ въ сигшпшц изданномъ одновременно со вторымъ ея уставомъ, объявилъ врагомъ святой вѣры православной всякаго, кто осмѣлится нарушить канонизмъ, и грозитъ такому злонамѣренному преступнику церковной ѳпитиміей,—какъ это обыкновенно дѣлается въ монастырскихъ грамотахъ *).

И. Соколовъ.

') Продолженіе слѣдуетъ.

Въ мою статью „О недозволительности служенія православнымъ духовенствомъ паннихидъ въ храмахъ по усопшихъ иновѣрцахъ-христіанахъ“ („Хр. Чт.“ 1906, апрѣль, стр. 580—603) вкрались слѣдующія опечатки:

Стран. Стрбка. Напечатано. Слѣдуетъ читать.

582 10 сн. qualite negligente quantity negligible

588 11 СВ. разновѣрцахъ развовѣрцевъ

590 22 — панихиды паннихиды

591 4 — то, то то,

594 22 — Антонію, Антонію“,

596 12 сн. игуменей игуменій

597 ■ 17 св. Христовым Христовыми

600 9 — довольпо довольно

601 5 сн. слѣдуетъ слѣдуетъ,

602 . 12 ев. сарянина самарянина

18 апрѣля. Проф.—протоіерей Е. Аквилоновъ.

Редакторъ профессоръ C.-Петербургско® духовной академіи

Петръ Смирновъ•

Типографія М. Меркушева. Спб., Недсвій, пр., Л* 8.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.