Научная статья на тему 'Первый устав Халкинской богословской школы: из истории просвещения в Константинопольском патриархате'

Первый устав Халкинской богословской школы: из истории просвещения в Константинопольском патриархате Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый устав Халкинской богословской школы: из истории просвещения в Константинопольском патриархате»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Первый устав Халкинской богословской школы:

из истории просвещения в Константинопольском

патриархате

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 2. С. 309-329.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Первый уставъ Халкинской богословской школы.

Этюдъ изъ исторіи просвѣщенія въ константинопольскомъ патріархатѣ

въ XIX вѣкѣ.

Возрожденіе просвѣщенія въ константинопольской церкви въ началѣ XIX вѣка.—Заботы вселенскихъ патріарховъ первой половины XIX вѣка о просвѣщеніи мѣстнаго духовенства,— Возникновеніе Халкинской богословской школы въ 1844 году и первоначальнное ея устройство. -Анализъ перваго ея устава. -Заключеніе.

I.

Въ началѣ XIX вѣка въ нѣдрахъ константинопольской церкви возникло нѣкоторое просвѣтительное движеніе, коего здѣсь не наблюдалось за все время господства османскихъ турокъ на греческомъ востокѣ. Подъ вліяніемъ торгово-промышленныхъ и культурныхъ сношеній константинопольскихъ грековъ п, западно-европейскими народами и подъ воздѣйствіемъ великихъ событій обще-европейской исторіи конца XVIII вѣка, особенно же французской революціи, среди грековъ вновь воскресли воспоминанія о временахъ прежняго свободнаго процвѣтанія у нихъ наукъ и искусствъ и о великихъ благахъ національной классической и византійской культуры,—опять пробудилось сознаніе ихъ великой миссія въ прошломъ, оставившей неизгладимый слѣдъ въ исторіи народовъ н славянскихъ. и западно-европейскихъ,—снова стали возникать народныя школы, становившіяся проводниками эллинизма, и появляться литературныя произведенія, написанныя на народномъ языкѣ. Въ дѣлѣ созданія народно-литературнаго греческаго языка

особенно знаменитъ писатель Адамантт. Кораи (1742—1843 г.), который, изучивъ до мельчайшихъ подробностей греческихъ авторовъ и исторію греческаго языка отъ временъ классическихъ до девятнадцатаго столѣтія, при помощи собраннаго имъ богатѣйшаго филологическаго матеріала выработалъ своеобразный литературнюй языкъ, положивъ' въ основу его классическіе образцы, восполнивъ ихъ новѣйшими пллиннстпческпмп алиментами и удаливъ формы вульгарныя и слова иностранныя. Получился, такимъ образомъ, письменный греческій языкъ наиболѣе просвѣщенныхъ классовъ современнаго греческаго общества, свободно читавшихъ классическихъ авторовъ.—но очищенный отъ турецкихъ и западно-европейскихъ алиментовъ, проникшихъ въ разговорную греческую рѣчь. Кораи первый сталъ писать на вновь образованномъ языкѣ, у него явились подражатели, и такимъ образомъ постепенно развился новогреческій литературный языкъ, приближающійся но своимъ формамъ къ языку классическому. Этотъ языкъ связалъ новѣйшихъ грековъ съ ихъ прошлымъ, объединилъ ихъ въ стремленіяхъ къ національному обособленію н сдѣлался орудіемъ новѣйшаго аллинизма па всемъ востокѣ. Заслуга Кораи. въ дѣлѣ народнаго просвѣщенія, состояла и въ томъ, что онъ ввелъ литературный языкъ въ греческія школы, указали лучшій методъ его преподаванія и представилъ образцы для школьнаго употребленія изъ произведеній различныхъ греческихъ писателей. Въ то время какъ Кораи полагалъ основаніе національной греческой литературѣ разнообразными своими научными трудами, богатые и знатные обитатели греческаго квартала въ Константинополѣ — Фанаръ. упрочившіе за собой въ исторіи наименованіе фанаріотовъ, несли на пользу народнаго просвѣщенія свои личные труды и богатства, занимались постройкою школъ, обезпечивали ихъ въ матеріальномъ отношеніи. привлекали на должности учителей просвѣщенныхъ лицъ, покровительствовали ученымъ и содѣйствовали ихъ занятіямъ и т. п. На ряду съ фанаріотами, возрожденію греческаго просвѣщенія вт. началѣ XIX вѣка и прогрессивному его движенію много содѣйствовали и нѣкоторые современные константинопольскіе патріархи, отличавшіеся большою ученостью, прекрасно понимавшіе цѣну и значеніе народнаго образованія и употреблявшіе всѣ. зависящія отъ нихъ, средства къ его упроченію и возвышенію. Особенно почтенны были въ атомъ отношеніи труды патріарховъ: Григорія У (1797—

1798, 1806—1808 и 1818—1821 г.), Ка.ілиннка V (1801 — 1800 г.) и Кирилла YI (1813—1818 г. *).

Въ 1821 году въ продѣлалъ константинопольской церкви открылось возстаніе грековъ противъ турецкаго ига. закончившееся признаніемъ независимости Греціи въ 1830 году. Возстаніе сопровождалось ужасными жестокостями съ той и другой стороны и имѣло гибельныя послѣдствія для недавно народившагося націоналыіо-нллинскаго просвѣщенія. Общественное вниманіе грековъ было въ ото время всецѣло сосредоточено па военныхъ дѣйствіяхъ ихъ національныхъ героевъ, а всякіе иные интересы, въ томъ числѣ и образовательные, были на послѣднемъ планѣ. Къ тому же. разрушительныя дѣйствія турокъ коснулись не только греческихъ церквей и монастырей, по п школъ н библіотекъ, съ ихъ ближайшими дѣятелями— митрополитами, священниками и учителями. Вслѣдствіе итого, въ ниоху греческаго возстанія многое изъ того, что было создано вт. области народнаго просвѣщенія въ предшествующее время, было подавлено, разрушено и уничтожено 2). Но тѣмъ не менѣе искра просвѣщенія не потухла совершенно іі въ ототъ ужасный періодъ греческой исторіи, н любовь къ знанію и наукѣ, всегда украшавшая грековъ, не погибла. Когда политическій горизонтъ нѣсколько прояснился, н константинопольская церковь стала пользоваться болѣе или менѣе спокойнымъ существованіемъ, въ нѣдрахъ ея опять возникло народно-просвѣтительное движеніе, охраняемое и покровительствуемое константинопольскими патріархами, особенно Констап-тіомъ I (1830—1834 г.) и Григоріемъ VI (1836—1840 г.). Послѣдній! между прочимъ, учредилъ въ 1836 г. такъ называемую «Центральную церковную н духовную енитропію(Кгѵтріхт, Ѵ/.у.ХтГ з'латг/Ц y.ou -ѵ£ир.атіхт| ’г-'.тро-т!)». для спеціальнаго надзора и за школами и п за школьной и иной литературой, выходящей въ свѣтъ вт. предѣлахъ константинопольскаго патріархата ®). а въ 1830 г. открылъ богословское училище въ Константинополѣ, на Фанарѣ. съ цѣлью приготовленія низшихъ клириковъ для нуждъ II.

II. KapoX'. Чзторіос тои 1Ѳ’ aiwvog. Торо; В', се?.. 109 — 122.

’’A^YjV^aiv. 1892; ’Е. К о р : one t о vj с, Чатома тои сиу/роѵои eXXtjviajj.оі>. Торо; прйто;, се?.. 37—39. *Кѵ гЛ9г,ѵаіс. 1892*, М а ѵ о и Тд А. Геоешч, HatSsia v.ai ~-<jy/zix zap’ гцііѵ *лата тоб; теХеотао»і{ аішѵа^» <зе?ч. 24. Кеоѵатаѵтгѵ&бгс/.і*. 1886.

-) Каро/. 15т,;, тамъ же, стр. 310 — 312; М. І'соешѵ, Патріаручхо'. гіѵахг;, се?ѵ. 687. Кшѵстаѵтсѵойтго).'.;. 1884.

н) М. Г £ 5 s w ѵ, ІІатргдруіу&І п'ухул-, сеА. 703—704.

константинопольской церкви и въ противодѣйствіе антихристіанскому направленію школы—орфанотрофія, учрежденнаго дидаокаломъ Ѳеофиломъ Каирн на островѣ. Андросѣ ,). Учителями въ атомъ училищѣ состояли извѣстные греческіе педагоги и ученые—Барооломей Кутлумушскій и Леонтій Кесарійскій. а учениками — преимущественно бывшіе питомцы Капри. Но фанарское богословское училище существовало только два года и въ 1840 году, но недостатку средствъ, было закрыто 2).

Учрежденіе патріархомъ Григоріемъ VI с пеніально-богословской школы было важнымъ событіемъ въ духовно-просвѣтительной жизни константинопольской церкви, не смотря на непродолжительное существованіе самой школы. Дѣло въ томъ, что in. описываемое время въ константинопольскомъ патріархатѣ не было пн одного центральнаго учебнаго заведенія. назначеннаго спеціально для приготовленія клириковъ,

’) Ѳеофилъ Каири былъ однимъ изъ образованнѣйшихъ грековъ XIX столѣтія. Онъ учился во Франціи, гдѣ въ совершенствѣ изучилъ физику и математику, принималъ участіе въ войнѣ за свободу Греціи, а въ 1836 году основалъ школу—орфанотрофій на островѣ Андросѣ и своей славой крупнаго ученаго привлекъ сюда многочисленныхъ учениковъ (до 300). Но йотомъ Каири отрекся отъ христіанства, началъ учить избранныхъ изъ своихъ питомцевъ какой-то естественной теистической религіи, которую онъ назвалъ ѲеоовЭ’-ощк, и даже составилъ свои особыя молитвы на дорическомъ діалектѣ. Константинопольскій цатріархъ Григорій VI издалъ отлучительную противъ него грамоту, а синодъ греческой церкви, при содѣйствіи гражданской власти, закрылъ его школу. Тщетно ученѣйшій іеромонахъ Фармакидъ старался убѣдить Каири въ ложности воззрѣній,—онъ остался вѣренъ своему ученію и подтвердилъ ото въ присутствіи синода. Тогда синодъ оффиціально осудилъ ученіе Каири, а его самого отлучилъ отъ церкви и, какъ монаха, заключилъ въ монастырѣ (1841 г.). Каири удалось бѣжать изъ заключенія, онъ явился на островъ Спросъ и вновь сталъ распространять здѣсь свое лжеученіе. Его схватили и по суду заключили въ тюрьму, гдѣ онъ и скончался въ 1853 году. Ученіе Каири изложено въ его сочиненій „ Н ромтои;“, изданномъ въ Аѳинахъ въ 1849 году. Его можно охарактеризовать какъ сверхъестественный теизмъ или философія здраваго смысла въ приложеніи къ религіи и сверхъестественному. См. ’А. Д о р г, 8 т( с - К и р і а х б с, ’ЕххА.т(а'.аатг/.Уі іаторіа, ~л\>. 3, as/.. 177—180. 'Еѵ 'АОу/яіс 1898.

2) То іт/і-ш- ехооЧгѵ - я т р і я у і х 6 ѵ хяі auvoStxov о і ■»•:).?. і ш о г t 7 р a р р я тгері tts іspa; As/./—/./- Е/о/. Т7(" МЕ7V /.Yjs aoO Хр'.отоо Іѵ/.хЛ гS'SXS Tf(r 'еѵ -cij яяхя Xa/.XTjV iepa uovrj ’Ауія; TpciSoT, öpoü os хяі exQeae; -rot) ’Ооуячічой Kavoviapoö xäjr айт^с а/о/.у,-. ‘Еѵ Кшѵатяѵтіѵоило/.еі. 1845. Хе).. 3. Срав. М. Г е 5 5 и ѵ, Аі яр/я’.отеря! тшѵ хяТ Vjpä<; ЧеоАоуія:шѵ вуо)мч. Ехх ).•»;-a : я а т і х у; ‘А ). rt 0 s t я, 1888, № 9.

какъ высшихъ, такъ и низшихъ. Лишь при нѣкоторыхъ монастыряхъ (напримѣръ, въ Кареѣ на Аоонѣ и при монастырѣ св. Іоанна Богослова на островѣ ІІатмосѣ) существовали небольшія школы, вѣдавшія мѣстныя образовательныя нужды, да наиболѣе дѣятельные митрополиты н частныя лица, время отъ времени, открывали элементарныя училища, съ цѣлью практическаго обученія клириковъ. Но эти школы имѣли частный характеръ, были неустойчивы въ своемъ существованіи и неопредѣленны въ внутреннемъ устройствѣ. Насколько неудобно и даже опасно было положеніе богословскихъ школь вдали отъ патріархіи и внѣ патріаршаго надзора и контроля.— видно на примѣрѣ орфанотрофія Ѳеофила Капри. Между тѣмъ нужда вт. просвѣщеніи духовенства была огромная. Знаменитый русскій путешественникъ, епископъ Порфирій Успенскій, посѣтившій Константинополь въ 1843 году, свидѣтельствуетъ въ своемъ дневникѣ, что мѣстное духовенство было невѣжественно, такъ какъ на всемъ греческомъ востокѣ не было ни одной семинаріи Вселенская патріархія прекрасно сознавала нужду въ учрежденіи центральнаго спеціально-богословскаго учебнаго заведенія, но встрѣчала существенное для этого препятствіе вт. недостаткѣ денежныхъ средствъ, который, какъ замѣчено выше, быль главной причиной и непродолжительнаго существованія фанарской школы, учрежденной патріархомъ Григоріемъ VI. Однако, нужда въ образованіи духовенства была настолько серьезна, что вт. 1814 году было учреждено для этой цѣли новое учебное заведеніе. То была богословская школа на островѣ Халкн, одномъ изъ ІІрппцевыхъ, въ Пропонтидѣ. существующая и въ настоящее время и оказавшая греко-восточной церкви громадныя услуги. Кт. сожалѣнію, до сихъ поръ исторія ха.ткгшской школы не служила предметомъ научнаго изслѣдованія, и вт. этомъ отношеніи единственное въ констанстантинопольскимъ патріархатѣ богословское учебное заведеніе оказалось менѣе счастливымъ, чѣмъ, напримѣръ. Не.іпкая народная школа въ Константинополѣ 2), или Евангелическая школа нт. Смирнѣ *),—учебныя заведенія свѣтскаго типа. Особенно темна первоначальная исторія халкннской

') Книга бытія моего, т. I, стр. 178, 181. (’.-Петербургъ. 1894.

'") М. Г е S £ ш ѵ. Xoovvrti тіатріару'.у.^с 'ахаотірляс. Кшѵзтаѵтіѵоот:о)л?. 1873.

-) М. II а р а ѵ t у. а г, 'Ізторіз E-ja^ysау^олУ/т V/. тсоѵ

тггу'шѵ зоѵтя/Чеіоя. ‘Еѵ АО^ѵаіт. 188").

школы. Настоящій нашъ этюдъ и имѣетъ задачей нѣсколько освѣтить обстоятельства возникновенія н внутреннюю орі'анпзацію школы вт. первые годы ея существованія.

II.

Основаніе богословской школы на островѣ Халкн состоялось при вселенскомъ патріархѣ Германѣ IV (1812—1845 г.) и при его ближайшемъ участіи. Патріархи, какъ глава синода и руководитель всей церковно-общественной жизни въ патріархатѣ. по самому своему положенію сталъ во главѣ дѣла, вызываемаго неотложными нуждами церкви н парода. Онъ. прежде всего, обратилъ свое вниманіе на халкипскій монастырь во имя Пресвятой Троицы. Монастырь этотъ, по преданію, былъ основанъ знаменитымъ константинопольскимъ патріархомъ ІХ-го вѣка Фотіемъ *). Вт. срединѣ XIX столѣтія онъ пришелъ вт. запустѣніе, вслѣдствіе вліянія всеразрушающаго времени, постигшаго его пожара и землетресеній 2). Дѣло началось съ того, что монастырь Пресвятой Троицы, особыми патріаршимъ сипиліемъ. изданнымъ вт. іюлѣ 1843 года, былъ возстановленъ вт. ставроппгіалыіыхъ своихъ правахъ ;!). Это подало поводъ патріарху Горману запяться его возстановленіемъ. По словамъ одного оффиціальнаго документа, патріархъ не щадилъ ни денегъ, ни трудовъ, чтобы привести монастырь вт. ианлучшій видъ *), а по словамъ другого—онъ пожертвовал ъ на его нужды двадцать пять тысячъ гросіевт. собственныхъ денегъ 5). Взамѣнъ итого, синодъ константинопольской церкви постановилъ 5-го іюля 1843 года, что патріарху Герману, если онъ удалится съ патріаршаго престола, дается право поселиться вт. монастырѣ Пресвятой Троицы, жить до самой смерти и имѣть надъ нимъ надзоръ и управленіе. II другимъ патріархамъ, а также архіереямъ, лишеннымъ каоедръ п не имѣющимъ пріюта, разрѣшено было жить во вновь возстановляемой обители, по строго было запрещено поселяться здѣсь мірянамъ съ пхт. семействами. Вт.

’) И. Соколовъ. Состояніе монашества въ византійской церкви съ воловины IX до начала XIII вѣка (842—-1204 г.), стр. 50. Казань. IS94 г.

'-) Оигиллій патріарха Мелетія отъ 1845 года, стр. 4.

3) Константинопольскій патріаршій архивъ, рукописный греческій кодексъ Л® XXIII. стр. 59—60.

4) Тамъ же, стр. 58.

•’■) Сигиллій патріарха Мелетія, стр. 4.

то же время синодъ постановилъ, чтобы въ халкшіскомъ монастырѣ, какъ только будутъ изысканы необходимыя средства, была учреждена богословская школа Вопросъ объ ото и школѣ волновалъ тогда всѣхъ лучшихъ людей греческаго общества. Нашъ паломникъ, епископъ Порфирій Успенскій, разсказываетъ въ своемъ дневникѣ отъ 5 октября 1843 года, что объ открытіи школы немало хлопоталъ, между прочимъ, заштатный митрополитъ Самуилъ, управлявшій въ разсматриваемое время куручесменскпмъ народнымъ училищемъ, близъ Константинополя. «Преосвященный Самуилъ, пишетъ нашъ паломникъ, тихонько и робко говорилъ мнѣ. что онъ настаиваетъ предъ патріархомъ и въ здѣшнемъ синодѣ, чтобы завели на островѣ Халки въ монастырѣ Святой Троицы семинарію для образованія священниковъ и проповѣдниковъ. Нѣкоторые согласны. иные противятся, ссылаясь па недостатокъ денегъ. Бывшій патріархъ (вселенскій) Константій жертвуетъ нѣсколько тысячъ (1—5) піастровъ, а патріархъ іерусалимскій (Аоана-сій IV) сначала обѣщался доставлять ежегодное пособіе па эту семинарію, но потомъ отказался. Отказъ неблагоразумный! При такихъ доходахъ, какіе имѣетъ казна Гроба Господня, отказать въ пособіи па заведеніе семинаріи, въ которой могли бы воспитываться п палестинскіе священники, значитъ препятствовать дѣлу Болію... Преосвященный (Самуилъ) соглашался со мною, горевалъ и исподтишка жаловался, что его совѣты остаются тщетны» 2).

Тѣм ъ не менѣе, ровно черезъ годъ семинарія была уже открыта. Патріархъ Германъ удачно устранилъ всѣ препятствія • въ этомъ добромъ дѣлѣ, главно»! изъ нихъ было, но обыкновенію. денежнаго свойства. Онъ обратился за матеріальнымъ содѣйствіемъ къ монастырямъ, митрополитамъ и частнымъ лицамъ, поставивъ имъ на видъ вопіющія нужды патріархіи и совершенную невозможность выдти изъ затрудненія собственными ея силами и средствами. Въ Константинопольскомъ пат-

') Константинопольскій патріаршій архивъ, рукописный греческій кодексъ Лі> XXIII. стр. 59—60: „Сиіи.ііѵ, утверждащій ставроппгіалыіыя права монастыря Пресвятой Троицы на островъ Халки, съ тѣмъ, чтобы въ удобное время, когда будутъ изысканы средства, здѣсь была учреждена богословская школа, и- опредѣляющій, чтобы пока она служила мѣстомъ пребыванія архіереевъ и патріарховъ, но не семействъ“.—Срав. Сигігллій патріарха Мелетія отъ 1835 года (указанная выше брошюра, стр. 3).

-) Книга бытія моего, т. I, стр. 193—194. Спб. 1893.

ріаршемт» архивѣ, съ которымъ мы имѣли возможности ознакомиться лѣтомъ 1902 года, имѣется немало оффиціальныхъ документовъ, имѣющихъ отношеніе къ нтомѵ любопытному предмету. Такъ. 3-го іюля 1843 года патріархъ Германъ увѣдомлялъ кпнотъ Святой Горы Аоонской, что патріархіей получены посланные имъ 10.000 гросіевъ или піастровъ на возобновленіе халкинскаго монастыря Святой Троицы, но онъ находить ату жертву со стороны богатыхъ аоопскпхъ монастырей недостаточной Въ виду итого. 2-го января 1844 года патріархъ опять писалъ игуменамъ и отцамъ двадцати аоопскпхъ монастырей, чтобы онн прислали въ пользу халкинскаго монастыря Святой Троицы еще что-нибудь, сверхъ раньше присланныхъ десяти тысячъ гросіевъ 2). Въ мартѣ (2-го числа) 1843 года патріархъ Германъ обратился съ оффиціальнымъ докладомъ къ русскому послу вт» Константинополѣ А. II. Бутепеву и сообщилъ послѣднему, что халкинскій монастырь Святой Троицы еще отъ русскаго императора Петра Великаго имѣлъ хрпсовулъ на право полученія ежегодной милостыни отъ щедротъ нашего императорскаго дома; къ несчастно, оригиналъ царской грамоты погибъ во время одного изъ бывшихъ вт» монастырѣ пожаровъ: но ото обстоятельство, но мнѣнію патріарха, не должно служить препятствіемъ кт» лишенію монастыря дарованной ему милостыни, поэтому онъ и просилъ Бутенева походатайствовать предъ русскимъ правительствомъ о возобновленіи для нуждающейся обители царскаго денежнаго дара *). Большія надежды возлагались Германомъ IV на помощь богатыхъ мо.ідавлахійскихъ епархій патріархата. 11-го октября 1843 года онъ но этому поводу обратился съ особымъ окружнымъ посланіемъ къ епископамъ Молдавіи и Валахіи, кт» титулярнымъ мѣстнымъ архіереямъ, игуменамъ монастырей, клиру п народу. Указавъ имъ на бѣдствія православной церкви, которой угрожаетъ миссіонерскій походъ католической и протестантской пропаганды и па крайнюю необходимость учрежденія богословской школы для борьбы съ этими противниками, патріархъ предлагаетъ, чтобы каждый изъ молдавлахійцевъ щедро (ялоозі«;) жертвовалъ вт. пользу халкинскаго монастыря Пресвятой Троицы, вт,

’) Константинопольскій патріаршій архивъ, рукописный кодексъ Л5 XXI, стр 25В.

Тамъ же, стр. 3+3.

:') Константинопольскій патріаршій архивъ, рукописный греческій кодексъ Ліі XXI, стр. 261.

коемъ рѣшено учредить такую школу '). Въ томъ же родѣ, было особое посланіе логооету Мо.ідав.іахіи Константину Стурдзѣ -). Вѣроятно, надежды патріарха опрандалиск не вполнѣ, поотому 1!) іюня 1844 года онъ обратился ко нсему еонѣту министровъ (тй A'.^avito) Молданлахіи сь просьбой. чтобы оип со своей стороны оказали матеріальную помощь халкнн-сі.'ому монастырю Пресвятой Троицы, обращенному нт, богословскую школу :t). ТІ послѣ, когда богослонская школа ума1 * * 4 дѣйствовала. патріархт, ііпса.п, (2!) декабря 18 1 I года) молда-

в.іахійскому клиру н народу, но главѣ съ сапонпикамн. чтобі.і оіш не набыналп ея снопми щедротами '*). Посланія подобнаго содеряшпія были отправлены (въ декабрѣ 1S44: іода) и извѣстному мецеиату-гр(ч;у Георгію Коста, прожинавшему въ Москвѣ 5), греческимъ консуламъ въ Кгиптѣ н д])угихт, мѣстностяхъ “). а барона Георгія Сипа патріархт, просилъ (отъ 2<> сентября того же года), чтобы онъ. путемъ новаго пожертвованія (О'.і ѵга; -гліыгЛс), яни.гьсебя ПОК'ронітмемт, (-ро;татТ|:) ВНОВЬ учрежденной па о. Халклі богослонсюй школы •).

По иапболыиая сумма наносовъ въ пользу монастыря н школы на о. Ха.ікн выпала на долю митрополитовъ и монастырей вселенскаго престола. По атому поводу всѣ митрополичьи каоедры и монастыри были раздѣлены на разряды, въ зависимости отъ матеріальнаго своего благосостоянія, п обязаны бы.ли единовременно внести въ патріаршую казну опредѣленную сумму на возобновленіе монастыря Пресвятой Троицы н на устройство здѣсь богословской школы. Вѣроятно, и вт, атомъ случаѣ не всегда наблюдались единодушіе и аккуратность со стороны патріаршихъ сотрудниковъ. 21-го октября 1844 іода патріархъ Германъ предписалъ прусскому митропо-лптѵ Хрисаноу, чтобы онъ въ теченіе IГ» дней прислалъ іп, патріархію назначенныя ему три тысячи гросіовт, вт, пользу ха.ткпнскаго монастыря, угрожая ему. въ противномъ случаѣ, запрещеніемъ вт. свящепнослужепіи (äp'/ia) SJ- Въ томъ же году (2-го октября) патріархъ оффиціально выразилъ благодарность

') Тамъ же. стр. 301.

-і Тамъ же, стр. 302.

■') Константинопольскій патріаршій а],хинъ, рукописный греческій кодексъ ЛЬ XXIV, стр. 36.

4> 'Гамъ же, стр. 111. ■'•) Тамъ же.

|;) Тамъ же, стр. 104. ') Тамъ же, стр. 64.

8) Тамъ же, кодексъ ЛЬ XXI, стр, 308.

архимандриту Паисію, игумену ставропигій.іыіаго монастыря rffi Каріѵа; нт, Дрінпуполѣ. за присылку тысячи гросіевъ нт, пользу халкпнскасо монасты|)я и школы '). 15т. іюлѣ (8-го) 1,411 іода патріархъ благодарилъ архіепископа кипрскаго Іоанникія за присылку пяти тысячъ гросіевъ нт, пользу ха.ікип-скнхт, учрежденій и нт, то же прими просилъ его расположить кт, пожертвованію игумена и мопахонъ мѣстнаго монастыря К;уаѵл» -). Вт, августѣ, (22-го) того же года были посланы особые ппттакіп митрополитамъ трапезуптскому Констаптію и хал-діпскомѵ Оеофп.ту съ предложеніемъ. чтобы опп располо'.килн и подчиненныхъ имъ священниковъ дѣлать взносы въ кассу халкинскоіі школы :!). а 17-го октября патріархъ писалъ ила-тамонскомѵ митрополиту Мечетію. чтобы оігь побудилт, мѣстные монастыри св. Климента и сн. Димитрія Пг/.оѵоигіоо уплатить въ пользу той же школы по 600 гросіеіп, 4 * *). Были пожертвованія нт, пользу монастыря и школы и не деньгами. Въ февралѣ 1S4Г, года, когда школа была уже открыта, нѣкто Саке.ыарій увѣдомилъ патріарха, что оігь жертвуетъ въ ея пользу 250 масличныхъ деревьевъ, находящихся па его участкѣ въ А ртѣ, ’), а греческій купецъ Ралли, проживавшій въ .Марсели, принесъ вт, даръ школѣ, необходимые для нея физическіе приборы, пріобрѣтенные пмъ па деньги, собранныя среди греческаго населенія итого города: за ото Ралли была принесена (27-го апрѣля 18 15 года) благодарность преемникомъ Германа—патріар хомъ Ме.іотіемъ °).

На средства, собранныя патріархомъ Германомъ и синодомъ. халкшіекій монастырь Пресвятой Троицы былъ вполнѣ, возстановленъ вт, теченіе 1813—ІЯ-14 годовъ. Монастырское зданіе оказалось обширнымъ и очень красивымъ, удобнымъ и для устройства вт, немъ богословской школы 7). Послѣдняя и открылась здѣсь съ наступленіемъ учебнаго сезона 1844 года. Оставалось только изыскать постоянныя средства па содержаніе, школы. Патріархъ опятъ обратился къ помощи митрополитовъ вселенскаго престола. І5сѣ опп обязаны были дѣлать ежегодный денежный взнос ъ на содержаніе халкпнекой богословской школы,

') Константинопольскій патріаршій архивъ, рукописный греческій кодексъ XXI, стр. 312.

-) Тамъ же, кодексъ .М- XXIV, стр. 32. ::) Тамъ же, стр. 37.

‘) Тамъ же, стр. 81. ') Тамъ же. стр. 120.

і:) 'Гамъ же, стр. 130.

') Укапанный выше еигиллій патріарха Ме.шнія отъ 18+3 г., стр. 3.

къ зависимости оп. матеріальнаго состоянія ихъ епархій. Ио-

с.гіідііія. въ атомъ <•.іучаI.. были раздѣиеігы на днѣпаднаті. раз-рядоіп>. причемъ а, епархій норнаго разряда постановлено было взимать ежегодно 6.000 гросіевъ. второго—2.600. третьяго—

2.ООО гросіевъ. а затѣмъ сборі, шелъ въ такой пое.гіцовате.гь-ностп: 1.SOO гросіовъ. 1..боо. 1.200. 1.000. 700. 600. 600. •■500 п 260 '). Bi, результатѣ. общій годоной взносъ со всѣхъ епархій константинопольской цоркіш составлялъ 146.000 гро-

СІОВЪ еЖСГОДІІО у). Кромѣ ПОСТОЯІІПНЫХ'І, сборонъ. НЪ ПОЛЬЗУ

школы поступали доходы п случайные, а именно: каждый архіерей. нпонь назначаемый на каоедру. нлп нереходшшіій из'і. одной епархіи нъ другую, долженъ былъ уплачивать къ кассу школы опредѣленную сумму (къ 2.600. 2.000. 1.600. 1.000 и 760 г])осіонъ). нъ зависимости опять отъ матеріальнаго благосостоянія поной каоедры *). По патріархь Гермаігь не успѣлъ донести устройство школы до конца. IS-го апрѣля IS 16 года оіп, вынужденъ быль отказаться отъ каоедры. Ему даже но пришлось и жить на покоѣ нъ возстановленномъ имъ монастырѣ, Пресвятой Троицы на Халкн. не смотря на синодальное о сем ь постановленіе отъ 6 іюля 1S44 года. Оставивъ каоедру. патріархъ удалился въ свой домъ въ Певекіп на Босфорѣ'., гдѣ; и жилъ частнымъ образомъ вплоть до вторичнаго своего вступленія па вселенскій престолъ въ 1S62 году 4).

Преемникъ Германа IV по каоедрѣ. патріархъ Ме.іетіп III. занимавшій престолъ только семь мѣсяцевъ (съ 1S апрѣкгя до 2S ноября 1S4Ö іода), продолжалъ его дѣ;ло по благоустройству халкппской богословской школы. Прежде всего, ототь патріархъ спги.ыіемъ отъ конца мая is 16 года отмѣтилъ прежнее синодальное постановленіе, разрѣшавшее архіереямъ н патріархамъ жить въ монастырѣ-, Святой Троицы. Считая ото постановленіе несоотвѣтствующимъ назначенію монастыря— служить школой для приготовленія образованнаго клира православной церкви, патріархь объявилъ его свободнымъ отъ всякаго вторженія какого-либо посторонняго лица, назначеннымъ только для обитанія преподавателей п учениковъ школы. Нъ

') "Л о ; а 7j т р о “ о ). т т( : ’Л і з г і і 'Ьторг/.зі ;y,;).s:o)3s:; -гр1.

ѵ.і-Л !sr,ä; sy/AiJr. ’ 1ѵ/.-/./.тІз,.азт!у.г1 ’А л т, О st а. 19ьД,

J4Ä' 34, 3SA. 3(54.

'-) Сіігііллій патріарха Мелетіп, стр. 6.

:І) "А ч <1 я о [i-г, - г. о - о ). • т г, ; "А і а s і ос 0[>. eit., р. 364.

1) M. I1 £ 5 г оі ѵ, ІЩтрсзр/аѵ.оІ -.ѵхѵ.з^. "0. 695.

то же нремя оіп» формально призналъ н утвердилъ существованіе богословской школы вт. монастырѣ Святой Троицы, объявилъ ототъ монастырь ставропигіей п постановилъ, чтобы па богослуженіяхъ здѣсь возносилось имя вселенскаго патріарха ').

Л затѣмъ, патріархъ ЛІелетій. вмѣстѣ съ синодомъ константинопольской церкви, утвердилъ. 27 мая 1S4."» года, первый уставъ халкинской богословской школы, копмъ регулировалась учебно-воспитательная жизнь школы въ теченіи первыхъ восьми лѣтъ ея существованія (до 1SГ>:■} года). Ототъ уставъ былъ изданъ и вт. печати въ указанной выше брошюрѣ, еоставлящой ігь настоящее время библіографическую рѣдкость 2). Въ русской церковно-исторической литературѣ онъ и совсѣмъ неизвѣстенъ.

III.

Первый уставъ халкинской богословской школы (Каѵоу.-чѣ;

op-avc/.o: тт(; £ѵ xTj ѵл~Л Ха/.ул,ѵ ’.г о а аоѵт, ' А*ча; Тріяоо; Огль''-y.rji

зуо/ф; T7j; uc-алт,: точ Ху.зточ г/у./.^зО:) состоитъ изъ восемнадцати главъ, каждая изъ коихъ, по обыкновенію, раздѣляется на параграфы.

Вт. главѣ первой заключаются общія постановленія «о священномъ учрежденіи — щл точ Чгооч у.атязтршгго;». СвЯЩОПІІО-учебпое заведеніе, говорится зді'.сь. уч])еждепное но опредѣленію-п па средства великой Христовой церкви, посіггь наименованіе: «Вогословскан школа великой Христовой церкви». Это священное учрежденіе, какъ имѣющее цѣлью давать надлежащее воспитаніе п нравственное образованіе служителямъ Всевышняго, принимаетъ вт. свои стѣны только тѣхъ.кто исповѣдуетъ догматы пашей православной восточной церкви. Исключается изъ состава учениковъ всякій, не имѣющій цѣлью служить церкви въ священномъ званіи. Поступившіе вт. школу ученики всѣ безъ исключенія находятся вт. общежитіи (Зіас/оозі фъѵ у.оіѵо'ѣ.яу.оѵ), причемъ общее ихъ число должно быть не свыше сорока. Кромѣ учителей. учениковъ п необходимыхъ лицъ, указанныхъ иастоя-

') Названная брошюра, стр. 5—6.

*) Намъ удалось ознакомиться съ этимъ уставомъ при содѣйствіи просвѣщенныхъ отцовъ архимандритовъ—Германа Григоры, бывшаго ректора халкинской школы, и Иринея, профессора этой школы,—которымъ мы и выражаемъ свою признательность.—Въ настоящей нашей статьѣ уставъ предлагается въ близкомъ къ подлиннику переложеніи.

іцимі. уставомъ, пикто другой іш подъ какимъ предлогомъ по можетъ жить кнутри наведенія. Школа имѣетъ іп. настоящее крема четырехъ учителей (wAzyalv.). навиваемыхъ П])іх(н'<-сі>-рамп {улЬг^-ул). если вовможно.—всѣхъ ні. екяіценпомъ яканіи, а если нѣтъ. то. по крайней мѣрѣ. богослововъ. IІ:п. ппхъ профессоръ догматическаго богословія упракляетт> школой и павываетея ректоромъ (х/о/.ао/тонъ вавпептъ отъ ого евятѣй-шестка патріарха и находящагося при немъ священнаго синода. Наведеніе имѣетъ постояннаго священника и духовника, а также особаго ппспекто])а (г-ізтатг,;) или вмѣстѣ и лкопома. одного врача и необходимую прислугу. Школа навпентъ пено-средсткенно отт> вселепсі;аго нат])іарха н состоящаго при иемт. екяіцепнаго синода, и схолархъ обращается или прямо къ его святѣйшеству пли къ вамѣняющей его еппт))оііін. Іхіштропія— двухчленная или трехчленная.—набираемая святѣйшимъ патріархомъ и священнымъ синодомъ, вообще надвнраотъ на дѣлами школы: къ пей обращается п схолархъ. всякій ракъ какъ требуютъ дѣла: вт, ватрудпите.тыіыхъ же обстоятельствахъ оігь сносится съ еі'о святѣйшествомъ н священнымъ синодомъ. Кт, обяиапноетн.чъ лтой ешпропііі относится вабот.швое попеченіе обо всемъ, касающемся школы: кромѣ того, на священную еиитро-нію коалагается обявапность снабжать кходпымт. бплетомт. всякаго. намѣревающагося поступить въ школу, посему каждый ученикъ. не представляющій такого билета, исключается ивъ школы. Еннтропія обявана докодпті. до свѣдѣнія схоларха всѣ, бевъ исключенія свои распоряженія, касающіяся школы, п посему постоянно ведетъ ст, нимъ письменныя -сношенія (уж/лро-рлрл). Срокъ дѣятельности еиптропін — годичный, поотому. по окончаніи года, она отдаетъ отчетъ къ своихъ годичныхъ дѣйствіяхъ его святѣйшеству п, священному синоду.

Пт, главѣ ашopt,и рѣчь идетъ объ ученикахъ. Школа принимаетъ вт, составь своихъ учениковъ лицъ, удовлетворяющихъ слѣдующимъ условіямъ: 1) они должны быть чадами православной восточной церкви. 2) долили,і принадлежать къ духовному вванію. •>) быть не моложе восемнадцати и не старше двадцати лѣтъ, а вт, первые три года могутъ приниматься п липа, находящіяся въ священномъ сапѣ. т. е. іеродіаконы пли священники, если пожелаютъ іыучать богословскія пауки. 1) если опп не подвержены никакимъ болѣвпямъ — органическимъ пли хроническимъ. •’>) ведутъ бевукорпвпешіую живпь. какъ ото подтверждается общимъ о нихъ мнѣніемъ и особенно сви-

дѣто.п.ством'і. духовнаго отца, и (>) (чмм па испытаніяхъ н.іи по свидѣтельству снонх'і. учите.iofi окажутся свѣдущими въ паукахъ. преподаваемыхъ въ гимназіяхъ. Всякій, желающій ѵчігп.ся іп> школѣ. подаетъ прошеніе священной епитропін. которая. собравъ необходимыя свѣдѣнія обо псомъ потребномъ въ отпхъ с.іучахъ. снабжаетъ входнымъ билетомъ каждаго, иршшаннаі'о достойнымъ поступ.іенія: всякій ученикъ долженъ имѣть н засну,кивающее довѣрія поручительство о его особомъ распо.іол.еиіи и желаніи получить богословское образованіе. Удаляются ивъ школы воспитанники.— Г) если будутъ уличены въ шаткости нравовъ. 2) окажутся нерадивыми пли неисправимыми. :>) если вт. точности не соблюдаютъ устава н порядковъ школы: въ лтпхъ случаяхъ, а равно и вт» тѣхъ, когда воспитанники, отказавшись отъ первопалыіаго своего намѣренія. пожелаютъ выдтгт изъ школы еще до окончанія полнаго курса наукъ, поручители пхъ обязаны вознаградить заведеніе за произведенныя па нихъ издержки: 11 увольняются и тѣ воспитанники, которые страдаютъ заразительными пли серьезными органическими болѣзнями, по вт» атомъ случаѣ они не подлежатъ обязательству возмѣщать школьные расходы. Школа принимаетъ воспитанниковъ только предъ началомъ ученія.

Глава ііцнчіПіЯ устава содержитъ постановленія относительно религіозныхъ обязанностей учениковъ. Священныя чипопослѣ-довапія читаются воспитанниками поочередно со всею точностью вт. свитомъ храмѣ монастыря по уставу, который церковь получила отъ божественныхъ отцевъ н соблюдаетъ вт» богослужебныхъ чипахъ. Всѣ безъ исключенія находящіеся вт, заведеніи должны посѣщать священныя богослуженія и слушать ихъ съ благоговѣніемъ и умиленіемъ.—если только не встрѣтится кт. атому какого-либо уважительнаго препятствіи. Предъ трапезою и послѣ пои бываетъ обычная молитва, а во время трапезы читается однимъ ученикомъ, но очереди, отрывокъ изъ душеполезной уставной книги, по указанію схоларха. Воспитанники исповѣдуются п причащаются Свитыхъ Таинъ по меньшей мѣ.рѣ, четыре раза вт, годъ: 1 ) предъ Рождествомъ Христовымъ. 2) вт, святой и великій четвергъ или па святую Пасху. •"») вт. праздникъ свитыхъ апостоловъ и I) Успенія Вогома-терп. Предъ причастіемъ совершается святое елеосвященіе а-чоѵ Iѵг/г/.яіоѵ). Bet, установленные церковью посты соблюдаются ненарушимо всѣми, ашиущпмп вт, школѣ: а если тѣлесная болѣзнь требуетъ какого-либо снисхожденія, то одному схо-

ларху дается право дѣлать относительно итого соотвѣтствующее распоряженіе.

Четвертая глава говорить о наукахъ и часахъ ученіи. Курсъ наукъ обнимаетъ время въ три іода. Въ первомъ году преподаются: греческій явыкъ (провапческіе писатели и полный курсъ грамматики), латинскій явыкъ (провапческіе писатели), олемеп-тарнаи математика, географіи, общая исторія, философія, священная н церковная исторія и догматическое богословіе. Но второмъ году научается: греческая литература (понты, упражненія в’ь стихосложеніи, сочиненіи), латинскій явыкъ (понты), финика и математика (вторая половина курса), священная гер-мпневтика н нквегетнка библейскаго текста, нравственное богословіе. Науки третьяго курса: каноническое или церковное право, исторія богословія и натрологія, т. е. литературное и богословское ивучепіе твореній свитыхъ отцовъ церкви, пастырское богословіе, т. е. дидактическая катехетика. гомилетика пли церковная риторика и литургика: наконецъ, воспитанники упражняются въ пропапесепін проповѣдей съ церковнаго амвона. Каждый урокъ продолжается въ точности одинъ часъ. Схо.іартъ. совмѣстно съ остальными профессорами, предъ началомъ учебнаго года, послѣ предварительнаго обсужденіи, опредѣляетъ часы и дни преподаванія каждаго предмета по программѣ, составленной имъ самимъ н остальными профессорами. Учебный годъ начинается перваго сентябри и продолжается до конца іюня.

Глава питая — о годичныхъ оквамепахъ. Воспитанники, кромѣ того, что ежедневно испытываются въ впаніи преподаваемыхъ имъ паукъ, однажды въ годъ подвергаются и общимъ оквамепамъ. Птп годичныя испытанія начинаются перваго іюля п продолжаются до конца итого мѣсяца. Схо.іархь. предъ началомъ окааменовь. предварительно читаетъ отчетъ о состояніи учебнаго ваведенія вообще и о преподанныхъ въ теченіи минувшаго учебнаго года паукахъ въ частности, а вслѣдъ ва гьмъ. онъ же или одинъ ивъ профессоровъ, по его укаванію. проняноситъ краткую рѣчь, всегда церковнаго содержанія. Испытательная комиссія состоитъ ивт. однихъ только профессоровъ школы, подъ предсѣдательствомъ схоларха: испытаніе пропвводптся собственно сами.мт. профессоромъ каждаго предмета. по и други1 профессора, по риарѣшепію схоларха и съ согласія оквамепующаго преподавателя, могутъ поперем і.ппо предлагать вопросы. Испытанія пронвводятся публично, вт. нрпсѵт-

ствіп. по крайней мѣрѣ, трехъ преосвященныхъ героптовч,, членовъ синода: воспитанники сначала окз'амепуются по бого-словскпмъ лауъамл., а потомъ—по остальными. по программѣ, которую предъ нкзамепамп составляетъ схола])Хі. совмѣстно п. іі|Ю(|)ессорамп. Каждый изъ профоссоровн тпілтыва<'ті> воспитанниковъ въ знаніи всего того учебнаго матеріала. который пмъ преподавъ вч. теченіе года. Секретари школы въ то время, когда происходятъ окзамены, отмѣчаетъ все то. что достойно замѣчанія. Но оі.'ончанін вкзаменовч,. пспытате.п.пая комиссія таііпоіі подачей голосовъ оціяіпваегк достоинство каждаго подвергавшагося испытаніями. І’езулнтатч, баллотировки обч,является публично секретаремъ. Степени оцѣнки — слѣдующія: порядочно, хорошо, очепн хорошо, отлично: въ случаѣ равенства голосовк. перевѣсъ дается мнѣніемъ схоларха. Тѣ паи лкзамеповашппхси. познанія которыхъ прпапапы отличными, очепн хорошими и хорошими, удостопваютея слушат). высшія пауки п иолучаютч, очи схоларха удостовѣреніе, подписанное я секретаремъ. Получившіе ;ке оцѣнку—порядочно должны, предъ началомъ занятій вч, сдѣдующемч. году, подвергнуться новымъ пспытаніямч. для полученія права слушать высшія пауілі. п (чмн опяти не бѵдутч, прпапаны достойными лтого, вторично слушаюгн прежнія науки. По окончаніи ве/ѣхн нква-меповт,. ехолархъ подробно док.іадываетн ого святѣ.іішеству п состоящему п])п немъ синоду о самыхъ лкаамепахъ. о поведенія каждаго воспитанника и о томъ, какъ профессора и остальные служащіе въ школѣ исполняютъ свои обязанности. Тѣ няъ воспитанниковъ, которые прекрасно успѣваютъ въ науках'к, по докладу схоларха. получаютъ отн святѣйшаго патріарха и священнаго синода въ награду какую-лпбо книгу.

Въ главѣ, тестой говорится о каникулярномъ временя. Вапятія вч, школѣ ежегодно прекращаются па два мѣсяца— отн перваго іюля до конца августа. Съ паступленіемч, каникулъ. воспитанникамъ позволяется уѣзжать пзъ школы по пнсн-меппому разрѣшенію схоларха. по при томч. лиши на такое число дпеіі. какое онъ прнзпаегь возможными назначить. Профессора. по окончаніи занятій, но обязаны оставаться въ школѣ, по п одновременное пхк отсутствіе не допускается. Посему они должны по лтомѵ поводу входить въ соглашеніе си схо.іар-хомн. огн котораго и получаютн разрѣшеніе па отпускъ.

Въ главѣ, седьмой рѣчи идетъ обч. окзамепахч. вынускпыхч, л.іи па полученіе диплома. Ученики, прошедшіе весь курсъ

школьныхъ наукъ. подвергаются общимъ испытаніямъ, дабы получить диплом'і) дпдаскала богословія. І)тп испытанія пронв-ВОДЯТСЯ ВЪ концѣ каникулъ (тго1. ТГ(ѵ ЛТ|Л.ѵ тйѵ 'лу:/л~Со'і) нѵб-лично. вт» присутствіи ого святѣйшества. свящ(чпіаго синода и всего состава профессоровъ. Но обнаружившій успѣховъ воспитанникъ можетъ подвергаться и вторичному якваменѵ черевъ три или четыре мѣсяца. ІІріыпаппый па яквамепахъ достой-пым'ь степени получаетъ. вь іі])нсутствіи паходпвпшхся на якваменѣ лпцт». свой дппломт». который па правой сторонѣ; имѣетъ подписи святѣйшаго патріарха п члеиовт, синода, а па лѣвой — подписи профессоровъ. Дипломъ самимъ ехолархомт» вручается удостоенному его питомцу, который полѵчаетт» титулъ—дпдаскала священнаго православно-христіанскаго богословія ('лоу.оу.7.'/л: г?,; '.г у у: u'Mwj'i ѵ> •/різт'.аѵіу.т,; Йскло-ча;).

Глава восьми:!—о началѣ яанн-тій. Занятія начинаются перваго сентября: атому началу предшествуетъ богослуженіе (Upä тгХгтуД. послѣ котораго проиапоептея ехолархомт. і;ратт;ая рѣчь. Носпитаппиьлі должны съѣвжаться вь школу ва нѣсколько дней до начала аапятій. а преподавателя. по крайней мѣрѣ, ва недѣлю. чтобы обсудить вмѣстѣ» съ ехолархомт, программу вапптій.

Глава девятая говоритъ о характерѣ; вапятій воепптаппп-і.онь. Опп должны приготовлять уроки и вести вапятія въ сове])піепиой тншпігі; и спокойствіи. Часы вапятій пауками, время обѣда, гулянья, спа и молитвы опредѣляются, па цѣлый годъ, ехолархомт, и преподавателями. Относительно всего итого составляются особыя правила и росппсапіе, для свѣдѣнія н руководства ;кпвущпхт, вт» школѣ.

Вт» десятой главѣ; рѣчь идетъ объ утвари и одеждѣ воспитанниковъ. Воспитанники, набѣгая вь атомъ отношенія всякаго палпшества и роскоши, должны ограничиваться только беву-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с.товпо необходимыми предметами обихода и одеждами, форма и цвѣлъ коихъ необходимо должны соотвѣтствовать характеру п направленію духовной школы. Кромѣ; книгъ учебныхъ, воспитанники могутъ имѣлъ и другія, но яти пое.гѣдпія обявателыю должны представляться па просмотръ схоларху. дабы не было такихъ книгъ, которыя противны священной пашей вѣрѣ н нравственности; употребленіе книгъ послѣдняго рода вапре-іцается.

Вь оОиниадцтшпі главѣ; говорится о входѣ и выходѣ; ивъ школы. Никто ивт. постороннихъ не моя.'оть жить вт, школѣ; бевт» раврѣшонія схо.іарха. Родственники учениковъ могутъ

безпрепятственно пані.інать ихъ. по только но ко время занятій. за исключеніемъ крайней необходимости: въ пос.і 1»діюмі> случаѣ доводится до свѣдѣнія схоларха. который и разрѣшаетъ свпданіо. Воспитанники идутъ на священныя службы, на урони п прогулки и возвращаются послѣ ппхъ вт. порядкѣ, поді, ру-ководствомт. п наблюдопіемь инспектора (s-'.зтігг,;). Пикто щп» учошіковт, но можетъ выходить изъ школы безъ письменнаго разрѣшенія схоларха. а также безъ достаточнаго основанія увеличивать срокъ даннаго ему отпуска, въ противномъ случаѣ удаляется изъ школы, а поручители его обязывается вознаградить заведеніе за произведенные на него расходы.

1 лава і)в>шадцптая—о пищѣ, п трапезѣ. Каждый воспитанникъ занимаетъ въ столовой назначенное ему ехо.іархомъ мѣсто, которое онъ можетъ и перемѣнить опять по указанію начальника; собираются опп къ трапезѣ въ порядкѣ п благопристойности. Для соблюденія должнаго порядка, за трапезой запрещается всякій разговоръ, и выходъ изъ столовой производится лишь съ разрѣшенія схоларха. Каждый воспитанникъ, по очереди, громкимъ голосомъ читаетъ во время трапезы церковную книгу. указанную ехо.іархомъ.

Глава пцнпшощиішя содержитъ предписаніе объ обязанностяхъ п повиновеніи воспитанниковъ. Поспптапнпкп должны оказывать полное подчиненіе всякому правилу настоящаго устава, къ нимъ относящемуся, а равно п другимъ правиламъ, имѣющимъ появиться. Опп должны жить, какъ братья, со всякимъ благочестіемъ н приличіемъ, повиновеніемъ п кротостью. Онп обязаны въ часы богослуженій, уроковъ, общихъ п частныхъ занятій соблюдать совершеннѣйшую тишину п порядокъ. Всякая просьба воспитанниковъ, представляемая начальствующимъ въ надлежащее время п въ подлежащемъ мѣстѣ, получаетъ должный отвѣть. Переходъ воспитанниковъ изъ одной комнаты вт. другую безъ разрѣшенія инспектора не признается справедливымъ. Псе то. что приносится воспитанниками со стороны, или выносится изъ школы, должно быть извѣстно схо.іарху.

Глава ‘іепіырішоіишнт — о наказаніяхъ. Для соблюденія требуемаго уставомъ школы повиновенія со стороны учениковъ. примѣшаются слѣдующія мѣры взысканія: 1 і частный,

потомъ публичный выговоръ. -) лишеніе прогулки. •!) заключеніе внутри школы п Г) исключеніе. О послѣдней мѣрѣ, которая примѣняется по отношенію къ неисправимымъ, ехо.іархъ

доиосігп. патріарху и священному синоду, укалывая н причины увольненія. а остальныя накаванія налагаетъ санъ схолархъ.

Иъ славѣ тпинадцитт укапываются обяванпостп схоларха пли ректора школы. Схолархъ. отъ котораго вавііеятъ всѣ школьныя дѣла. долженъ наблюдать па точнымъ исполненіемъ предписаній. Псѣ. живущіе въ школѣ, прнннаютъ его своимъ начальникомъ фф/т,уо:). Только одніп» схолархъ непосредственно сносится съ высшею властію относительно всего, что касается наведенія, а остальные обращаются чревъ него. Схолархъ вов-лагаетъ па одного ивъ профессоровъ школы обяваипостн секретаря. по крайней мѣрѣ на одинъ годъ. Онъ поручаетъ одпомѵ В въ профессоров'ь наблюденіе ва библіотекой школы. Схолархъ долженъ в'іі точности впать методъ преподаванія своихъ сослѵ-живцевъ по школѣ п степень успѣховъ учениковъ, достигая итого непосредственнымъ наблюденіемъ и выслушиваніемъ уроковъ. Если схолархк увпаетъ. что кто-нибудь пвь профессоровъ нарушилъ свои обяваппостп. онъ долженъ въ приличной формѣ напомнить ему объ атомъ, съ цѣлью побудить къ исправленію. Нсякій документъ, касающійся школы, прпнпается недѣйствительнымъ. если не имѣетъ подписи схоларха. Схолархъ получаетъ пищу пвь общей трапевы. наблюдаетъ ва всей школьной прислугой и имѣетъ своего особаго слугу.

Глава шссшпаоцтшя говоритъ о профессорахъ. Нсѣ обучающіе вт. школѣ подчиняются схоларху. которому п обявапы представлять свѣдѣнія о методахъ своего преподаванія и объ учебникахъ. Профессора составляютъ оквамепаціонпую комиссію. въ которой предсѣдательствуетъ схолархъ. Нт, тѣхъ случаяхъ. когда профессорамъ нужно получить отпускъ, опп должны испрашивать раврѣшепіе у схоларха. Нт, случаѣ болѣвпн какого-либо пвт, профессоровъ, опъ увѣдомляетъ объ атомъ схоларха. Каждый пвт, профессоров'ь живетъ вт, школѣ, отъ которой п получаетъ содержаніе вт, общей трапевѣ. а также ііольвуется п необходимой прислугой. Пт, столовой ва обѣ,до мт, профессора сидятъ вовлѣ схоларха. съ той п другой его стороны. причемъ старшій пвт, нихъ по службѣ ваппмаетт, высшее мѣсто. Если схолархк отсутствуетъ, его яамѣпяеть тотъ, кто имъ павпачепъ.

Глава семнаоцашая — объ лкопомѣ. Непосредственный начальникъ школьной прислуги есть окопомъ, который. ВТ, свою очередь, подчиняется схоларху. Окопомъ, или же другой спеціальный инспекторъ (гглъ-у-'г^) школы, если будетъ павпачепъ.—

строго наблюдая п бодрствуя надъ учениками, доноситъ схо-ларху обо всемъ. что противорѣчптъ нравственной доброноря-дочпостп или препятствуетъ успѣху учениковъ. — будетъ ли ото предусмотрѣно спеціальнымъ распоряженіемъ, пли нѣтъ. Экономь, какъ обязанный отдавать ежемѣсячный письменный отчетъ о произведенныхъ имъ расходахъ на содержаніе школы въ теченіе каждаго дня. въ точности записываетъ пхъ въ особой вѣдомости, которую н представляетъ на разсмотрѣніе высшей власти.

Наконецъ, глава восемнадцатая говорить о школьной прислугѣ. Служители подчиняются схо.іарху п ого замѣстителю. Необходимо, чтобы они были добрыхъ нравовъ, безъ физическихъ недостатковъ и здоровые. Экономъ о всякомъ недостаткѣ служителей доносить схо.іарху, который, если нребыва-паніе пхъ въ школѣ является невозможнымъ, докладываетъ высшей власти о необходимости замѣны пхъ другими лицами.

Этимъ и заканчивается первый уставъ ха.ікипской богословской школы. Онъ имѣетъ и дату—27 мая 1S ]Г» года. Подлинный подписали: Мелодій, патріархъ константинопольскій, и члены еппода-мптропо.іиты: прак.іійскій Діонисій, кпзпкекій Іоакимъ, ппкомпдійскій Діонисій, ха.ікпдопскій Фіыооей, дерк-скій Ііеофіггь. янппскій и ве.ілскій Іоаким'ь. пеокесарійскій Кпрп.і.ть. драчскій Лоапасій. дпдпмотпхекій Впсаріопт. п фп-.таде.іфійскій Софроній.

Первый уставь ха.ікнпскій богос.швск'ой пп.чыы дѣйство-ва.гь до 1SÖ3 года, когда онъ былъ замѣненъ новымъ кано-писмомъ. При немъ школа сдѣлала пятъ выпусковъ, изъ нихъ первый —въ ISIS году: I-го іюля итого года константинопольскій патріархъ Лпоимъ VI н состоящій при немъ священный синодъ утвердили въ степени дидаскала православно-христіанскаго богословія первыхъ питомцевъ одой школы, въ числѣ четырехъ человѣкъ. Вт. 1S4!) доду выпускъ состоялъ изъ десяти человѣкъ, а въ слѣдующемъ году (ISM)) школа совсѣмъ ие сдѣлала выпуска питомцевъ, такъ какъ почтенный ея схо-ларх'ь архимандритъ, впослѣдствіи митрополитъ ставропольскій, Константинъ Тппалдосъ. какъ иностранный (королевства греческаго) подданный, быль турецкимъ правительствомъ лишенъ своей должности. Вт. слѣдующемъ году онъ опять занялъ ее, и съ громаднымъ успѣхомъ управлялъ школой до 1S6 1 года.

Нъ 1SГ) 1 году выпускъ ДІІДІ1Скаловь О0Г0С.ЮВІЯ СОСТОЯЛО IIвъ ді'сятп человѣкъ, in. 1S.V2— изъ пяти, а въ слѣдующемъ — только ивъ трехъ ‘). Такимъ образомъ, въ періодъ примѣненія ік^шаго устава халкппская богословсі;ая пп.о.іа выпустила п;сі. своііх'іі стѣнъ :Ц дидаска.іа богословія. Большая часть изъ ппхъ служила потомъ греческоп церкви въ высокомъ званіи митрополитовъ, а одинъ ивъ нихъ (Двоимъ) былъ первымъ болгарекпм'і. окзархомъ.

И. Соколовъ.

') ÖEG/.OY'.Krj cyo/.r Ха'К '/. ѵ. /. rt а t а з ті у. rt А /. rt !і t ; а. 1800, Л» 47, at).. 436—437.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.