Научная статья на тему 'Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года'

Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.А. Керенский

Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 года

Опубликовано:

Христианское чтение. 1908. № 11. С. 1451-1469.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

W"~------——^V’Wmmmm^VWnrm -''ТІКГЧГ^^-'ПГЧ^»'"-''''—

Реформированныя римско-католическія семинаріи по уставу 1908 года.

tüj то время, какъ у насъ въ Россіи уже нѣсколько лѣтъ происходятъ усиленныя приготовленія къ реформамъ духовно-учебныхъ наведеніи, и въ западно рим-% ской церкви въ послѣдніе годы усилія ея представи-j телей были направлены къ тому, чтобы произвести существенныя измѣненія въ прежнемъ строѣ ея духовно-учебныхъ заведеній, каковыя усилія и закончились изданіемъ въ текущемъ 1908-мъ году новаго устава духовныхъ семинарій. Чтобы оцѣнить дѣйствительное значеніе произведенныхъ новымъ уставомъ измѣненій въ римско католическихъ семинаріяхъ, конечно, слѣдуетъ, хотя бы въ общихъ чертахъ познакомиться съ внутреннимъ строемя» прежнихъ римско-католическихъ семинарій, каковой строй несомнѣнно опредѣлялся вообще характеромъ духовнаго просвѣщенія въ западной церкви. Извѣстно, что духовное просвѣщеніе въ западной церкви въ противоположность церкви восточной искони характеризовалось отрицательнымъ отношеніемъ къ свѣтскому образованію. Въ то время какъ первые и главные представители школьнаго образованія въ восточной церкви: Пантенъ, Кириллъ Александрійскій, Оригенъ и другіе въ своихъ педагогическихъ воззрѣніяхъ, исходя изъ того положенія, что языческая философія въ дѣлѣ воспитанія имѣетъ для язычниковъ такое же значеніе, какое для евреевъ законъ Моисеевъ, требуютъ, чтобы при школьномъ образованіи клира въ качествѣ предметовъ для изученія помимо свящ. Писанія было отведено мѣсто изученію и свѣтскихъ пред-

84*

метовъ, главнымъ образомъ—философіи; первые и главные представители школьнаго просвѣщенія въ западной церкви — Тертулліанъ, Кипріанъ Карѳагенскій, блаж. Августинъ и др., исходя изъ того положенія, что христіанское откровеніе содержитъ въ себѣ абсолютную истину, а языческая философія абсолютную ложь, требуютъ, чтобы языческая философія при образованіи клира потеряла всякое значеніе. Устранивъ же самымъ рѣшительнымъ образомъ изъ круга преподаваемыхъ клиру наукъ изученіе языческой философіи, представители древне-христіанскаго просвѣщенія западной церкви вмѣстѣ съ тѣмъ, само собою понятно, сообщили образованію клира съ одной стороны практическое, съ другой монашеское направленіе. Съ такимъ характеромч, возникла первая изъ основанныхъ въ западной церкви духовныхъ школъ—семинарія блаж. Августина, ио типу которой затѣмъ въ западной церкви образовались другія семинаріи. Соотвѣтственно указанному направленію въ нихъ все научное образованіе сводилось къ тому, чтобы практически подготовить воспитанниковъ къ пастырскому служенію, въ силу чего главными предметами изученія въ нихъ признавались: Свящ. Писаніе и Церковный уставъ. Приблизительно до начала YI вѣка всѣ эти семинаріи не имѣли прочной организаціи: въ нихъ не было ни строго намѣченнаго круга предметовъ, ни болѣе или менѣе опредѣленныхъ программъ, ни точно установленныхъ дисциплинарныхъ правилъ. Благоустроенный сравнительно видъ западныя семинаріи получаютъ со временъ Бенедикта Нур-сійскаго (480—543). поставившаго главною 'задачею дѣятельности основаннаго имъ бенедиктинскаго ордена воспитаніе молодого поколѣнія въ школахъ, устраиваемыхъ въ монастыряхъ, общій строй коихъ съ незначительными измѣненіями въ VIII в., былч> перенесенъ въ такъ называемыя фундушевыя школы, которыя обычно устраивались около каѳедральныхъ храмовъ. Тѣ и другія школы, подобно школамъ созданнымъ по типу блаж. Августина, носили монашеско-практическій характеръ. Поэтому хотя въ этихъ шко-лахь помимо наукъ церковныхъ преподавались и нѣкоторыя свѣтскія науки, обнимавшія собото семь свободныхъ искусствъ: грамматику, діалектику, риторику, музыку, ариѳметику, геометрію и астрономію, однако преподаваніе ихъ не имѣло того смысла, какой соединяется съ преподаваніемъ этихъ наукъ въ настоящее время. Діалектика напр. понималась въ

указанныхъ школахъ въ смыслѣ составленія и заучиванія различныхъ логическихъ построеній изъ твореній отцевъ и учителей церкви, въ особенности блаж. Августина, риторика въ смыслѣ умѣнія составлять проповѣди, музыка вт> смыслѣ обученія церковному пѣнію, ариѳметика въ смыслѣ усвоенія различнымъ цифрамъ таинственно-церковнаго значенія, геометрія въ смыслѣ составленія разнаго рода небесныхъ глобусовъ, астрономія въ смыслѣ астрологіи и проч. Тотъ же монашеско-практическій характеръ отражается въ разсматриваемыхъ школахъ и на административномъ строѣ ихъ. Во главѣ школъ стояли духовныя лица: схоластикъ, которому ввѣрялся высшій надзоръ въ школѣ, въ частности назначеніе преподавателей, распредѣленіе предметовъ преподаванія, составленіе росписаній уроковъ и проч.; ректоръ, который сосредоточивалъ въ своихъ рукахъ преподаваніе главныхъ предметовъ: латинскаго языка, ариѳметики, геометріи и проч.; канторъ, который преподавалъ остальные предметы, въ частности церковный уставъ. Отражался указанный характеръ, наконецъ, и на присущей указаннымъ школамъ дисциплинарной сторонѣ, носившей монашѳски-суровый отпечатокъ, такъ что розга признавалась, если не единственнымъ, то во всякомъ случаѣ главнымъ педагогическимъ средствомъ, исцѣляющимъ отъ всѣхъ пороковъ и возводящимъ учащихся къ высшему религіозно-нравственному совершенству *).

Изъ этихъ-то монастырскихъ школъ въ періодъ среднихъ вѣковъ и образовались въ Западной Европѣ университеты, на первыхъ порахъ представлявшіе изъ себя полное подобіе монастырскихъ школъ, т. ѳ. въ нихъ преподавались тѣ же науки и по тѣмъ же методамъ, что и въ этихъ послѣднихъ; къ духовной власти они находились въ тѣхъ же отношеніяхъ, что и школы монастырскія, т. е. признавали безусловный авторитетъ ея надъ собою. Къ началу реформаціи западные университеты, однакожъ, мало по малу освобождаются отъ схоластической затхлости, послѣдствіемъ чего является пробужденіе въ нихъ критицизма къ папской системѣ, въ свою очередь, повлекшее за собою возникновеніе антагонизма къ представителямъ этой системы—римскимъ елископамъ. Вполнѣ естественно поэтому-то, что съ первыхъ же шаговъ реформаторской дѣятельности Лютера и

(,Шмидтъ. Исторія педагогики. Т. II. Москва. 1879. Стр. 157.

Мѳланхтона, Цвинглія и Кальвина нѣкоторые изъ университетовъ Германіи и Швейцаріи встаютъ на сторону реформаціоннаго движенія и оказываютъ ему существенную помощь своимъ критицизмомъ папской системы. Обстоятельство это въ свою очередь вызываетъ рѣзкое измѣненіе въ отношеніяхъ римскихъ епископовъ къ университетамъ, каковое измѣненіе особенно обнаружилось на постановленіяхъ Тридентскаго собора. Исходя изъ того положенія, что существующіе университеты не содѣйствуютъ укорененію благочестія въ посѣщающихъ ихъ, и даже напротивъ стремятся выйти изъ повиновенія церковной власти, Тридентскій соборъ уничтожилъ университеты какъ разсадники духовнаго просвѣщенія и вмѣсто нихъ по типу прежнихъ монастырскихъ и соборныхъ школъ для подготовленія будущихъ служителей церкви—учредилъ духовныя семинаріи *), общій типъ коихъ съ нѣкоторыми измѣненіями сохранялся въ римско-католической церкви до устава 1908 года.

Какъ созданныя въ полную противоположность университетамъ, по типу прежнихъ монастырскихъ школъ, семинаріи по законоположеніямъ Тридентскаго собора также носятъ на себѣ строго монашескій отпечатокъ какъ въ сферѣ своего административнаго устройства, такъ и въ сферѣ научнаго образованія. По своему административному устройству римско-католическія семинаріи, согласно опредѣленіямъ Три-дѳнтскаго собора, находятся въ высшемъ и всестороннем'ь вѣдѣніи (Suprema administratione) мѣстныхъ епископовъ, которые должны были осуществлять свои верховныя права въ семинаріяхъ, помимо частыхъ посѣщеній ихъ, съ помощью двухъ совѣтовъ, изъ коихъ одинъ, состоявшій изч> 2-хъ канониковъ, назначаемыхъ самимъ епископомъ, принималъ дѣятельное участіе въ внутренно-учебной жизни семинарій, напр. въ избраніи учителей для семинарій, въ пріемѣ учениковъ, въ раздѣленіи ихъ по классамъ, въ установленіи и наблюденіи за распорядками семинарскихъ богослуженій, въ избраніи книггь для чтенія, въ составленіи дисциплинарныхъ предписаній и проч. Другой совѣтъ, состоявшій изъ четырехъ депутатовъ, изъ коихъ одинъ назначался епископомъ, другой избирался капит}оломъ и два послѣднихъ клиромъ города, l

l) Concilü tridentini санопен cf decreta; adjectus est index tibrorum prohibitorum. Less. XXIII. Caput. XVIII. Pg. 188- 192.

навѣдывалъ исключительно внѣшнею стороною семинарской жизни—хозяйственною, напр. заключалъ контракты на различныя хозяйственныя потребности семинаріи, учитывали* хозяйственную администрацію, слѣдилъ за правильнымъ ходомъ семинарскаго хозяйства и проч. *).

Тотъ же монастырскій духъ, сказывается и на внутреннемъ складѣ жизни воспитанниковъ римско-католическихъ семинарій послѣ-тридентскаго періода. Самый внѣшній обликъ семинаристовъ былъ монашескій: они обязывались носить такъ называемую сутану — длинное монашеское платье, напоминающее нашъ подрясникъ, и тонзуру—особый видъ головной стрижки, присвоенный монахамъ римско-католической церкви, извѣстный у насъ въ древности подъ именемъ гуменца. Жить обязывались воспитанники въ интернатѣ, выходъ изъ коего дозволялся лишь съ разрѣшенія ректора по весьма уважительнымъ причинамъ, въ сопровожденіи воспитателя или старшаго воспитанника. Равнымъ образомъ съ особаго лишь разрѣшенія ректора дозволялось въ опредѣленные дни и часы посѣщеніе воспитанниковъ сторонними лицами, къ коимъ причислялись самые близкіе родные: отецъ, мать, братья и проч.

Тотъ же односторонній монашескій отпечатокъ отражался и на характерѣ преподаванія въ семинаріяхъ послѣ-тридентскаго періода наукъ и прежде всего свѣтскихъ. Уступая духу времени, Тридентскій соборъ постановилъ, чтобы свѣтскія науки входили въ кругъ семинарскихъ наукъ, и потому весь курст семинаріи подраздѣлилъ натри группы: ^грамматику, 2) философію и 3) богословіе, но преподаваніе всѣхъ указанныхъ наукъ, входившихъ въ составъ этихъ группъ, получило совершенно несвойственный имъ характеръ. Грамматика сводилась напр. къ основательному изученію главнымъ образомъ латинскаго языка, къ свободному чтенію на этомъ языкѣ древнихъ христіанскихъ писателей, къ составленію проповѣдей и стиховъ на этомъ языкѣ и т. п. Преподаваніе философіи въ указанныхъ семинаріяхъ сводилось къ изученію философскихъ воззрѣній одного изъ главнѣйшихъ столповъ папизма — Ѳомы Аквината. Съ точки зрѣнія этой философіи обсуждались всѣ позднѣйшія философскія

х) Poüan-De seminario clericorum disquisitio—canonica. Parisüs—Lipsiae. 1874. Pg. 272—279. 291 -306.

системы, обсуждались конечно какъ ложныя, потому что, какъ извѣстно, позднѣйшая философія главнымъ образомъ содѣйствовала упадку папской системы. Исторія философіи въ строгомч> смыслѣ слова въ римско-католическихъ семинаріяхъ поэтому не преподавалась, такъ что римско-католическіе семинары или совсѣмъ не знали или имѣли совершенно смутныя свѣдѣнія о Кантѣ, Гегелѣ. Шопенгауерѣ и другихъ представителяхъ новѣйшей философіи. И наконецъ односторонне-тенденціозный характерч, носило преподаваніе и‘ богословскихъ наукч) въ семинаріяхъ послѣ-тридентскаго періода. Извѣстно, что основною идеей, которую со временъ Тридентскаго собора преслѣдовало папство во всѣхч» сферахъ духовной дсизни человѣка, въ частности даже научной, была идея—обосновать папскій абсолютизмъ. Эта-то идея и отразилась на характерѣ преподаванія вч> римско-католическихъ семинаріяхъ разсматриваемаго періода богословскихъ наукч». Изученіе ихъ здѣсь подчинялось одной главной цѣли— укоренить возможно прочнѣе вч» сознаніи учащихся идею папскаго главенства. Этимъ объясняется то обстоятельство, что напр. вся первая половина догматическаго богословія, обычно именуемая основнымъ богословіемъ (Fundamentale Theologie), въ семинарскихъ учебникахъ по догматическому богословію въ римскихъ семинаріяхъ посвящалась изученію отдѣловъ о церкви и папскомъ главенствѣ, т. е. изученію основъ папской системы. Равнымъ образомъ и при преподаваніи въ семинаріяхъ церковной исторіи подборъ историческихъ фактовч» и обсужденіе историческихъ событій совершались соотвѣтственно основной идеѣ римско-католическаго богословія—обоснованію папской системы, такъ что церковная исторія по существу являлась апологіей папства. При этомъ, конечно, умалчивались такіе факты и событія изъ исторіи папства, которые имѣли и имѣютъ для послѣдняго компрометирующее значеніе; лица же, для папской системы имѣющія трагическое значеніе, получали превратно-презрительное отношеніе. То же самое слѣдуетъ сказать и о преподаваніи каноническаго права. Преслѣдуя вышеуказанную цѣль—укрѣпить въ сознаніи учащихся идею папскаго абсолютизма, учебныя руководства по каноническому праву въ римскихъ семинаріяхъ трактовали не о древне-церковномъ правѣ, долженствующемъ лежать въ основѣ права церкви христіанской, и не о современныхъ гражданско-церковныхъ

законоположеніяхъ, обусловливающихъ современное положеніе церкви въ различныхъ государствахъ, а о тѣхъ привил-легіяхъ, какими обладали папы въ періодъ наивысшаго раз-витія папской системы и какія оно все еще мечтаетъ возстановить. Результатомъ подобнаго рода постановки каноническаго права въ римскихъ семинаріяхъ являлось поэтому то, что въ нихъ изучался каноническій матеріала:., не имѣющій отношенія къ дѣйствительной жизни.

Сказывалось вліяніе папской системы на преподаваніи въ римско-католическихъ семинаріяхъ даже такихъ наукъ, какъ наука нравственнаго богословія и экзегезисъ. Соотвѣтственно основной идеѣ этой системы—моральное содержаніе въ человѣкѣ свести къ формальному исполненію различныхъ подвиговъ благочестія, нравственное богословіе какъ наука въ римскихъ семинаріяхъ послѣ-тридентскаго періода вмѣсто инутрѳнно-религіознаго и психологическаго обсужденія во-просовл> моральнаго характера превратилось въ схоластическую поверхностную скрупулезность, выражающуюся напр. въ подробнѣйшей классификаціи грѣховъ, въ описаніи нѣкоторыхъ изъ нихъ съ такими подробностями, знать которыя не только излишне, но и вредно для юноши.

Что же касается второй изъ указанныхъ наукъ, т. е. экзегезиса Св. Писанія, то въ виду того, что право истолкованія Св. Писанія по римско-католическимъ вѣрованіямъ принадлежитъ однимъ лишь римскимъ епископамъ, преподаваніе ея страдало тѣмъ существеннымъ пробѣломъ, что вмѣсто строго научнаго обслѣдованія текста Писанія въ ней отводилось мѣсто рѣшенію самыхъ мелочныхъ вопросовъ, напр.: какого рода былъ плодъ, съѣденный Адамомъ, какимъ оружіемъ Каинъ убилъ Авеля, какъ были устроены солнечные часы царя Езекіи и проч. *). Подобное печальное положеніе римско-католическихъ семинарій въ научномъ отношеніи еще болѣе увеличивалось въ силу ихъ не менѣе печальнаго матеріальнаго положенія. Дѣло въ томъ, что Три-дентскій соборъ постановилъ, чтобы каждый епископъ въ епархіи обязательно открылъ семинарію. Вполнѣ естественно поэтому то, что въ западно-римской церкви возникло множество семинарій, въ одной Италіи въ концѣ XIX вѣка ихъ

*) „Богословскій Вѣстникъ“ 1907 г. Л® 3. С. Братковъ. Учебная реформа въ семинаріяхъ римско-католическаго духовенства. Стр. 490—508.

насчитывалось около 300. Итакъ какъ почти во всѣхъ западныхъ государствахъ римская церковь вт> XIX в. лишилась государственныхъ субсидій, то семинаріи должны были содержаться на суммы добровольныхъ жертвъ вѣрующихъ, которыя конечно не могли быть достаточными для вполнѣ обезпеченнаго положенія семинарій, въ частности ихъ профессоровъ. Въ силу же плохой матеріальной обезпеченности эти послѣдніе, конечно, не могли стоять на необходимой научной высотѣ, такъ какч> должны были помимо семинарій обращаться за заработками на сторону и такимъ образомъ терять свою энергію въ ущербъ преподаванію семинарскихъ наукъ.

Всѣ эти недостатки, присущіе старшимъ семинаріямъ, заставили еще прошлаго папу, т. е. Льва XIII, подумать о полной реформѣ ихъ строя, но только нынѣшнему первосвященнику вѣчнаго города задалось осуществить желаемую реформу. 10 января 1905 года онъ обратился къ кардиналу— префекту конгрегаціи епископовъ и ректоровъ (Congregazione dei Vescovi е Regolari) съ предложеніемъ составить планъ реформы духовныхъ семинарій. Въ свою очередь конгрегація избрала особую комиссію, которой было поручено исполненіе желанія Пія X. Коммиссія къ маю 1907 года представила общую программу преобразованій вгь семинаріяхъ, которая затѣмъ, послѣ обслѣдованія ея со стороны конгрегаціи, была римскимъ первосвященникомъ одобрена и 10 мая

1907 года съ благословенія послѣдняго опубликована. Послѣ этого было приступлено къ составленію правилъ воспитательнаго и дисциплинарнаго характера для новыхъ семинарій, каковыя правила вмѣстѣ съ проектами новаго семинарскаго устава, опять послѣ одобренія, конечно, со стороны папы, 18-го января 1908 года были обнародованы и оффиціально разосланы вгь качествѣ новаго семинарскаго устава 4-го марта

1908 г. подъ заглавіемъ: „Programma е norme per l’ordinamento scolastico, educativo e disciplinare deiseminari d’Italia proposite dalla s. c. dei vescovi e regolari ed approvate dalla santitä di nostro Signore Papa Ріо X. Roma 1908. на итальянскомъ языкѣ. Вгь виду того, что главною причиною неустройства дореформенныхъ семинарій служила, какъ мы уже видѣли, множественность ихъ при 'недостаткѣ достойныхъ преподавателей и при отсутствіи достаточныхъ матеріальныхъ средствъ, состави. тѳли новаго семинарскаго устава, согласно воззрѣніямъ са-

мого римскаго первосвященника, пришли къ мысли нѣкоторыя изъ существовавшихъ семинарій закрыть, чтобы деньги, полученныя отъ подобнаго сокращенія нѣкотораго количества семинарій, обратить на улучшеніе матеріальной и научной сторонъ въ оставшихся семинаріяхъ; затѣмъ оставшіяся семинаріи раздѣлить на двѣ группы: на семинаріи, имѣющія подготовительное значеніе къ изученію богословскихъ наукъ, въ которыхъ должны изучаться преимущественно свѣтскія науки съ краткимъ лишь курсомъ богословія, и на семинаріи, въ которыхч, съ тѣми же свѣтскими науками должны изучаться и науки богословскія; первыя, т. е. низшія семинаріи получили наименованіе діоцезальныхъ или епархіальныхъ, вторыя — наименованіе интердіоцезальныхъ или npoJ виндіальныхъ семинарій. Первыя, т. е. епархіальныя семинаріи, по уставу могутъ существовать въ обычныхъ еписко-піяхъ; вторыя, т. е. провинціальныя семинаріи въ епархіяхъ болѣе видныхъ, служащихъ центрами религіозно-церковной* жизни, иначе говоря, въ епархіяхъ митрополичьихъ. Первыя семинаріи могутъ быть поставлены въ параллель съ нашими духовными семинаріями, вторыя въ параллель съ нашими духовными академіями. Другая особенность новаго устава римско-католическихъ семинарій заключается въ привнесеніи въ кругъ семинарскихъ наукъ цѣлаго ряда свѣтскихъ наукъ. Вполнѣ понимая то, что при настоящихъ условіяхъ жизни пастыри церкви должны быть свѣдущими не только въ религіозной, но въ гражданской сферахъ, составители устава поступили очень умно, раздѣливъ учебный курсъ въ семинаріяхъ на три отдѣленія: 1) гимназію, 2) лицей и 3) богословіе. Совокупность двухъ первыхъ отдѣленій, т. е. гимназіи и лицея, и составляетъ изъ себя низшую епархіальную семинарію; совокупность же всѣхъ трехъ отдѣленій: гимназіи, лицея и богословія, составляетъ изъ себя семинарію высшую—-провинціальную. Первый - гимназическій курсъ, по уставу, долженъ продолжаться пять лѣтъ и соотвѣтственно этому дѣлится на пять классовъ. Посвященъ гимназическій курсъ изученію главнымъ образомъ гуманитарныхъ наукъ, въ частности изученію физики, химіи, математики, гражданской исторіи и языковъ: греческаго, итальянскаго, французскаго, нѣмецкаго и въ особенности языка латинскаго. Кромѣ того въ каждомч, гимназическомъ классѣ всякій во-

епитанникъ еженедѣльно обязуется изготовить одну проповѣдь ‘).

По окончаніи гимназическаго курса и по сдачѣ соотвѣтствующихъ экзаменовъ, воспитанники переводятся въ лицей, курсъ коего продолжается три года въ соотвѣтствіи съ^гремя классами. Въ лицеѣ изучаются: естественное право, церковная исторія, церковное краснорѣчіе, этика, теодицея, логика, психологія, онтологія и въ особенности философія. Кромѣ того каждую недѣлю воспитанники каждаго класса одинъ часъ посвящаютъ изученію религіи 2). Одинъ годъ ихъ трех-годичнаго лицейскаго курса извѣстенъ подъ именемъ подготовительнаго года къ богословію (anno preparatorio alia Teologia), такъ какъ въ теченіи его каждый воспитанникъ кромѣ обычнаго изученія всѣхъ указанныхъ наукъ избираетъ какую либо одну и посвящаетъ нѣсколько часовъ спеціальному изученію ея 3). Заканчивается семинарское образованіе ‘богословіемъ, курсъ коего продолжается четыре года соотвѣтственно четыремъ классамъ. Въ богословіи изучаются слѣдующія науки: общее и частное введеніе въ свящ. Писаніе, Библейскій экзегезисъ, богословіе догматическое, богословіе сакраментарное, т. е. отдѣлъ о таинствахъ, богословіе моральное, богословіе пастырское, церковное право, церковная исторія, языки: еврейскій и греческій, археологія, священное искусство, церковное краснорѣчіе, патристика и литургика 4). Судя по представленнымъ таблицамъ, преподаваемыя въ богословіи науки занимаютъ слѣдующее количество недѣльныхъ часовъ. На первомъ курсѣ въ недѣлю отводится 4 часа на изученіе еврейскаго или греческаго языковъ со Введеніемъ въ Св. Писаніе, 2 часа на изученіе библейскаго экзѳгезиса, 4 часа на изученіе основъ моральнаго богословія (Trattati fondamentali della Teologia Morale), 3 часа на изученіе церковной исторіи, 1 часъ на изученіе археологіи и священныхъ искусствъ, 1 часъ на изученіе свящ. элоквенціи и патристики и I часъ на изученіе свящ. литургики. На

г) Programma е norme per l’ordinamento scolastico, educativo e discip-lmare dei Seminari d’Italia proposite dalla s. c. dei vescovi e regolari ed approvate dalla santita di nostro signore Papa Ріо X. Roma 1908. Pg. 17.

*) Programma e norme per l’ordinamento scolastico, educativo e dis-ciplinare dei seminari d’ltalia... Pg. 18.

*) Pogramma e norme... Pg. 18.

4) Programma e norme... Pg. 18—19.

второмъ курсѣ: 4 часа посвящается языку еврейскому или греческому со Введеніемъ въ Св. Писаніе, 4 часа морали,

2 часа библейскому экзегезису, 4 часа догматикѣ, 3 часа церковной исторіи, 1 часъ археологіи и свящ. искусству, 1 часъ свящ. элоквенціи и патристикѣ и 1 часъ свящ. литургикѣ. На третьемъ курсѣ 4 часа отводится на изученіе морали и пастырскаго богословія, 4 часа на изученіе догматическаго богословія, 4 часа на изученіе каноническаго права,

3 часа на изученіе исторіи церковной, 2 часа на изученіе

библейскаго зкзѳгезиса, 1 часъ на изученіе археологіи и свящ. искусствъ, 1 часъ на изученіе свящ. элоквенціи и патристики, 1 часъ на изученіе свящ. литургики. То же и на четвертомъ курсѣ. Всего 20 часовъ на каждомъ курсѣ въ недѣлю *). Изъ этой таблицы легко можно видѣть то, насколько полно въ римско-католическихъ семинаріяхъ проходятся преподаваемыя въ нихъ науки. Догматическому богословію напр. на всѣхъ курсахъ отведено 12 уроковъ, моральному богословію 16 уроковъ, библейскому экзегезису 8 уроковъ, церковной исторіи 12 уроковъ, каноническому праву S уроковъ и пр. 2). *

Переходя засимъ къ обозрѣнію административнаго строя въ новыхъ семинаріяхъ, слѣдуетъ отмѣтить то, что новый уставъ не сдѣлалъ какихъ либо существенныхъ измѣненій въ семинаріяхъ по сравненію со старымъ уставомъ. Это и вполнѣ понятно. При той страшной централизаціи административной власти, которая вообще господствуетъ въ римско-католической церкви, нельзя было ожидать, чтобы новыя семинаріи пріобрѣли какія либо болѣе или менѣе самостоятельныя права По отношенію къ высшей власти. И дѣйствительно, какъ и въ прежнихъ семинаріяхъ, и въ семинаріяхъ новыхъ обоего типа высшее управленіе принадлежитъ епископамъ, въ силу полнаго авторитета (in virtu della piona avtorita), усвояемаго имъ Соборомъ Тридентскимъ, который гласитъ: „епископъ имѣетъ право опредѣлять все то, что ему кажется необходимымъ и полезнымъ для благополучія семинаріи“... (sess XXIII, cap 18. De reformat.). Въ виду однакожъ двоякаго типа семинарій—епархіальныхъ (діоцѳзальныхъ) и провинціальныхъ (интердіоцезальныхъ) Ч

Ч Programma о norme... Pg. 23—24.

*) Несомнѣнно въ составъ догматическаго богословія включено и богословіе сравнительное.

или семинарій и академій, и высшее управленіе надъ ними, но новому уотаву, имѣетъ два вида: надъ семинаріями епархіальными высшая власть принадлежитъ исключительно^епи-скопу того діоцеза, въ которомъ она находится, надъ семинаріями же провинціальными высшая власть принадлежитъ коллегій епископовъ. Изъ этого различія отношеній епископской власти къ епархіальнымъ и провинціальнымъ семинаріямъ въ свою очередь по уставу опредѣляется различіе способовъ воздѣйствія указанной власти на тѣ и другія семинаріи. Въ епархіальныхъ семинаріяхъ мѣстный епископъ является единственнымъ и полноправнымъ господиномъ, отправляя свои высшія права обычно при посредствѣ двухъ депутатовъ, которые слѣдятъ за учебной, экономической и воспитательной сторонами семинарской жизни и о всемъ доводятъ до свѣдѣнія епископа. Въ семинаріяхъ же провинціальныхъ или академіяхъ высшее управленіе принадлежитъ цѣлой коллегіи епископовъ сосѣднихъ епархій, каковые епископы собираются по крайней мѣрѣ однажды въ годъ и на этомъ собраніи даютъ ректору провинціальной семинаріи разныя предписанія, клонящіяся къ благоустройству семи7 парій, причемъ наблюденіе надъ выполненіемъ этихъ предписаній возлагается на епископа того діоцеза, въ предѣлахъ коего находится провинціальная семинарія. Независимо отъ этого собранія тѣ же епископы имѣютъ право по поводу какихъ либо событій въ провинціальной семинаріи вести корреспонденцію съ епископомъ, въ предѣлахъ коего находится эта семинарія, могутъ даже посѣщать ее и лично наблюдать за успѣшнымъ ходомъ дѣлъ въ семинаріи. Этимъ и исчерпывается все различіе въ административномъ строѣ епархіальныхъ и провинціальныхъ римско-католическихъ семинарій по уставу 1908 года. Что же касается частныхъ проявленій епископской власти административнаго характера, то они въ тѣхъ и другихъ семинаріяхъ почти тожественны. Въ семинаріяхъ обоего типа высшее административное руководительство со стороны епископовъ выражается прежде всего въ назначеніи административныхъ лицъ для семинаріи и профессоровъ различныхъ наукъ, въ наблюденіи за ихъ жизнедѣятельностью и въ увольненіи, въ случаѣ необходимости, отъ должностей. Во всѣхъ этихъ функціяхъ административной власти епископы по новому уставу должны руководствоваться правилами римской инквизиціи отъ 28-го августа

1907 года, подтвержденной энцикликой: Pascendi dominici greets отъ 8*го сентября 1907 г. Пія Х-го, Ex Motu Proprio: „Praestantia“ того же папы отъ 18-го ноября 1907 г. и особенно энцикликой Льва XIII отъ 22-го августа 1886 года: „Quod multum“... каковыми актами требуется, чтобы въ начальствующихъ лицахъ и профессорахъ семинарій „святость жизни соединялась съ мудростью, дабы они являлись въ глазахъ учащихся образцами благоповеденія и мудрости“... Конечно, во всей указанной административной дѣятельности епископъ», по уставу, должны принимать во вниманіе и донесенія ректоровъ—ближайшихъ наблюдателей жизнедѣятельности профессоровъ и чиновныхъ лицъ семинарій. Затѣмъ административная власть епископа по отношенію къ подвѣ-домой семинаріи, по новому уставу, должна проявляться въ осторожной промоціи церковныхъ степеней по отношенію къ семинаристамъ. Въ данномъ отношеніи по уставу должны имѣть полное значеніе слова au. Павла изъ посланія къ Тимоѳею (Тим. VI, 22): „рукъ ни на кого не возлагай поспѣшно“ и слова изъ посланія Льва XIII епископамъ Италіи отъ 3-го декабря 1902 года: „поставляйте на свящ. должности съ большей осторожностью, чтобы не унижалось достоинство святаго служенія“... Въ частности при хиротоніяхъ и хироое-оіяхъ по уставу должны быть соблюдаемы слѣдующія правила: тонзура должна быть даруема воспитанникамъ, прошедшимъ курсъ пропедевтики, малыя посвященія—воспитанникамъ, прошедшимъ первые два года богословія, въ санъ субдіакона, согласно опредѣленіямъ Тридентскаго собора, повелѣвается посвящать по истеченіи третьяго года теологіи, въ санъ діакона въ Пасху четвертаго года богословія, въ санъ священника въ концѣ четвертаго года того же богословія. Самый порядокъ посвященія по уставу обставленъ слѣдующими условіями. Предназначенные къ хиротоніи по крайней мѣрѣ въ первую половину мѣсяца до дня ихъ посвященія должны извѣстить объ этомъ ректора семинаріи въ особыхъ продленіяхъ. Если дѣло идетъ о семинаріи епархіальной, то ректоръ поданныя ему прошенія переправляетъ епископу, который въ свою очередь послѣ необходимыхъ справокъ относительно свободныхъ вакансій на священническія и діаконскія мѣста приглашаетъ къ себѣ ректора и профессоровъ въ семинаріи, узнаетъ отъ нихъ о качествахъ подавшихъ прошенія и затѣмъ списокъ свободныхъ мѣстъ

переправляетъ ректору семинаріи съ тѣмъ, чтобы послѣдній въ свою очередь увѣдомилъ объ нихъ воспитанниковъ, при чемъ ректору поставляется въ обязанность—не дѣлать отзывовъ о свободныхъ мѣстахъ, несомнѣнно для того, чтобі.і воспитанники при избраніи мѣстъ не руководились какими либо матеріальнымъ разсчетами.

Если дѣло идетъ о воспитанникахъ семинаріи провинціальной, то все описанное совершается съ общаго вѣдома цѣлой группы епископовъ, которые имѣютъ отношеніе къ этимъ семинаріямъ. Послѣ всей описанной процедуры епископъ или даетъ ставленныя грамоты для воспитанниковъ, учащихся въ провинціальной семинаріи, если они пожелаютч» получить мѣста внѣ его епархіи, или же даетъ имъ мѣста въ собственной епархіи, если они того пожелаютъ. Непосредственно за посвященіемъ, получившіе церковныя степени должны совершить курсъ такъ называемыхъ духовныхъ упражненій, продолжающихся десять дней для большихъ посвященій и пять дней для малыхъ.

И наконецъ высшая административная власть епископовъ надъ семинаріями, по уставу, должна проявляться въ наблюденіи надъ экономическою жизнью послѣднихъ. И въ данномъ случаѣ уставъ проводитъ нѣкоторое различіе между епархіальными и провинціальными семинаріями. Между тѣм'ь какъ существованіе каждой епархіальной семинаріи поддерживается главнымъ образомъ денежными взносами отъ мѣстной епископской каѳедры и потому высшее завѣдываніе семинарской кассой принадлежитъ мѣстному епископу, существованіе провинціальныхъ семинарій поддерживается общей кассой, въ существованіи которой участвуютъ епископы всѣхъ тѣхъ епархій, воспитанники коихъ поступаютъ въ эту семинарію. Въ частности эта касса составляется: 1) изгь взносовъ отъ епископскихч> каѳедръ и епархіальныхгь семинарій въ той мѣрѣ, какая устанавливается конференціей епископовъ, 2) изъ случайныхъ суммъ, поступающихъ въ кассу по особымъ распоряженіямъ римскихъ первосвященниковъ и 3) изъ добровольныхъ пожертвованій клира и вѣрныхъ. Отсюда и наблюденіе за кассой провинціальныхъ семинарій принадлежитъ не одному лишь епископу, а цѣлой коммиссіи, составляемой по крайней мѣрѣ изъ трехъ членовъ, которыхъ избираетч> епископская конференція, каковая конференція также утверждаетъ и спеціальныя правила для болѣе

нормальнаго расходованія фонда этой кассы и производить ежегодно ревизію ея опять чрезъ особую коммиссію.

Ближайшимъ помощникомъ епископа по управленію семинаріей является ректоръ, который въ свою очередь управляетъ семинаріей въ сферѣ дисциплинарной съ помощью одного или двухъ вицеректоров ь, сообразно количеству воспитанниковъ. и такъ называемыхъ префектовъ-товарищей (daT Prefettl di camerata); въ сферѣ духовной съ помощью духовнаго директора (dal Direttore di Spirito); въ сферѣ учебной съ помощію префектовъ-руководителей учебныхъ занятій (PrefettT deglT stud!) и профессоровъ; въ сферѣ экономической съ помощью эконома. Всѣ эти лица подчиняются епископамъ или коллегіи епископовъ и отправляютъ свои обязанности, слѣдуя правиламъ и постановленіямъ, вытекающимъ изъ самой сущности ихъ служенія и изъ обычнаго права, пріобрѣтшаго значеніе закона (legittima consuetudine).

Касаясь въ частности положенія ректора какъ административнаго лица, уставъ признаетъ, что ректоръ находится въ зависимости отъ мѣстнаго епископа и потому не можетъ предпринимать что либо безъ сношенія съ послѣднимъ. По отношенію же къ самой семинаріи ректоръ есть непосредственный начальника» ея (il superiore immediate) del semlnario). omnium primus, какъ выражается Карлъ Борромей: ему подчиняются прочія должностныя лица во всѣхъ функціяхъ своихъ служеній. Ректоръ поэтому является, какъ говорится въ уставѣ, центромъ жизни семинаріи: наблюдаетъ за внутренней жизнью во всѣхъ сферахъ ея: моральной, учебной и матеріальной. Въ частности функціи ректора по отношенію къ семинаріи, по уставу, проявляются прежде всего въ томъ, что онъ руководитъ подчиненными ему начальствующими лицами или чрезъ непосредственныя личныя наставленія или чрезъ ежемѣсячныя конференціи; собираетъ точныя свѣдѣнія объ ихъ преподавательской дѣятельности и поведеніи, совѣтуется съ ними, чтобы избѣжать излишествъ въ проведеніи пріемовъ касательно укорененія въ воспитанникахъ благочестія и научныхъ знаній; дозволяетъ подчиненнымъ ему начальствующимъ лицамъ въ должныхъ предѣлахъ проявлять свое вліяніе на воспитанниковъ въ обычномъ теченіи семинарской жизни, дѣлать имъ выговоры, увѣщанія и проч., выступая въ исключительныхч» случаяхъ, т. е. при особенныхъ нарушеніяхъ правильнаго теченія семинарской жизни,

95

съ полнымъ своимъ авторитетомъ. Затѣмъ функціи ректора но отношенію къ семинаріи, по уставу, проявляются и въ томъ, что онъ является главнымъ руководителемъ семинаристовъ при достиженіи ими „жизни регулярной и святой“... Руководительство это совершается имъ отечески (paterna-mente), т. ѳ. онъ долженъ дѣйствовать съ справедливой строгостью и мягкостью: fortiter е suaviter, прибѣгая къ угрозамъ и наказаніямъ по отношенію къ лицамъ, упорнымъ въ своемъ антиморальномъ и антирелигіозномъ направленіи, къ силѣ убѣжденія по отношенію къ лицамъ, совершившимъ извѣстные проступки не по упорству злой воли, а или по слабости характера, или по случайному стеченію обстоятельствъ и проч. Для болѣе успѣшнаго проведенія своего вліянія въ средѣ семинаристовъ ректору рекомендуется уставомъ время отъ времени созывать воспитанниковъ на конференціи, во время коихъ наставлять и увѣщевать ихъ къ должному исполненію ихъ обязанностей и правилъ приличія, возможно чаще вращаться въ средѣ воспитанниковъ, подобно любящему отцу, безъ потери, однакожъ, должнаго авторитета, и, наконецъ, вызывать воспитанниковъ и бесѣдовать съ ними наединѣ, когда требуется узнать что-либо непосредственно и секретно (direttamente е intimamente). Въ частности по отношенію къ воспитанникамъ уставъ рекомендуетъ ректору прежде всего слѣдить за насажденіемъ и развитіемъ въ нихъ духовнаго призванія, за ростомъ благочестія, добродѣтельной жизни и проч... Въ сферѣ чисто научной ректоръ по уставу слѣдитъ за тѣмъ, чтобы воспитанники семинаріи получали пользу отъ преподаваемыхъ имъ наукъ. Съ этою цѣлью онъ обязуется просматривать реестры, въ коихъ профессора дѣлаютъ помѣтки о пройденныхъ урокахъ и о поведеніи воспитанниковъ). Затѣмъ ректоръ имѣетъ право являться въ классы и спрашивать семинаристовъ, присутствовать при экзаменахъ и чрезъ каждые два мѣсяца представляетъ епископу вѣдомость успѣховъ семинаристовъ. На ректорѣ семинаріи, наконецъ, по уставу лежитъ забота и о физическомъ здоровьѣ воспитанниковъ. И самъ лично и чрезъ вицеректора ректоръ семинаріи наблюдаетъ за тѣмъ, чтобы въ семинарскомъ зданіи соблюдались требованія гигіены, чтобы больные пользовались должнымъ уходомъ, чтобы каждый годъ точно опредѣлялись расходы необходимые для должнаго состоянія семинаріи (al buon andamento d61 semTnario) и проч.

Дабы во всѣхъ указанныхъ сферахъ жизнь каждаго воспитанника находилась подъ постояннымъ наблюденіемъ, уставъ рекомендуетъ ректору имѣть общій реестръ, въ которомъ должны быть отмѣчены: имя и фамилія каждаго воспитанника, мѣсто, годъ и день его рожденія, время его поступленія въ семинарію, его успѣхи и наиболѣе существенные проступки, его отлучки изъ семинарскаго зданія, результаты переэкзаменовокъ и окончательныхъ экзаменовъ, вообще все то, что свидѣтельствуетъ о прогрессѣ или регрессѣ въ благочестіи, занятіяхъ и дисциплинѣ каждаго воспитанника. Въ концѣ же каждаго года ректоръ представляетъ епископу общую вѣдомость о моральномъ, научномъ, гигіеническомъ и экономическомъ состояніи семинаріи *).

Вицеректоръ является ближайшимъ помощникомъ и замѣстителемъ ректора въ отсутствіи послѣдняго. Какъ таковой, вицеректоръ обязуется оказывать особенное уваженіе къ ректору, заботиться объ искреннемъ и дѣятельномъ подчиненіи (sincera ed affettuosa soggezfone) ему и остерегаться идти инымъ путемъ въ своей жизнедѣятельности по семинаріи. Поэтому уставъ требуетъ, чтобы вицѳректоръ не скрывалъ отъ ректора ничего существеннаго изъ того, что онъ вѣдаетъ, и въ опредѣленные дни и часы сообщалъ ему о всемъ происходящемъ въ семинаріи и получалъ отъ него необходимые совѣты.

По отношенію къ семинаристамъ на вицеректорѣ лежитъ обязанность постояннаго наблюденія за выполненіемъ ими предписаній семинарскаго регламента. Онъ напр. наблюдаетъ, чтобы семинаристы исправно ходили на уроки, на богослуженіе, содержали себя въ чистотѣ, не впускали никого въ свои жилища, не имѣли подозрительной корреспонденціи и проч. На вицеректорѣ затѣмъ лежитъ обязанность удовлетворенія возникающихъ въ средѣ воспитанниковъ нуждъ какъ казенныхъ, такъ и личныхъ. Онъ напр. распоряжается, чтобы воспитанники немедля получали необходимыя книги, учебныя вещи, бѣлье, обувь и проч. Все вышеописанное вицеректоръ осуществляетъ или самолично или при посредствѣ такъ называемыхъ префектовъ.

Въ префекты-товарищи (Prefetti di camerata) ректоромъ избираются изъ числа воспитанниковч>, получившихъ духов-

D Programm» е norme... Del Rettore. Art. 25—36.

ный санъ, лица, отличающіяся благочестіемъ, любовью къ наукамъ и строгимъ соблюденіемъ дисциплины. Ихъ главною обязанностью является постоянно находиться съ извѣстнымъ числомъ ввѣренныхъ ихъ наблюденію семинаристовъ, исключая школьнаго времени, дабы изучить характеръ и качества каждаго изъ нихъ, чтобы препятствовать возникновенію въ средѣ воспитанниковъ ропота и критики начальственныхъ распоряженій, чтобы въ самомъ же началѣ тушить среди воспитанниковъ разгоравшееся пламя недовольства и бунта. Они, далѣе, наблюдаютъ за тѣмъ, чтобы въ средѣ самихъ воспитанниковъ по отношенію другъ къ другу не были допускаемы злыя шутки, горячіе споры, ссоры, вообще все то, что противорѣчитъ церковном}' декоруму. Префекты-товарищи, наконецъ, употребляютъ всѣ средства, обезпечивающія здоровье воспитанниковъ, принимаютъ мѣры противъ появленія и развитія болѣзней и, если тѣмъ не менѣе послѣднія возникаютъ, то немедленно доносятъ объ этомъ начальству. О всемъ замѣченномъ въ средѣ ввѣренныхъ товарищескимъ префектамъ воспитанниковъ они увѣдомляютъ своего ближайшаго начальника—вицѳректора, дѣлая это безъ всякаго лицепріятія по отношенію къ отдѣльнымъ личностямъ. Какъ постоянно находящіеся въ средѣ воспитанниковъ, будучи тѣми же воспитанниками, только отличенными отъ начальства за свое благонравіе, префекты-товарищи должны, по уставу, играть главнымъ образомъ наблюдательную роль въ семинарской жизни и, если дѣлать выговоры ввѣреннымъ имъ семинаристамъ, то съ товарищеской любовью, въ выраженіяхъ скромныхъ (con modi rispettosi е dis-creti), приноровлясь къ различію характеровъ.

Духовному директору (Del Dirrettore di spirito) ввѣряется забота о духовномъ воспитаніи семинаристовъ, дабы приготовить ихъ къ совершенной іерейской службѣ. Въ виду такого важнаго назначенія духовныхъ директоровъ, уставъ требуетъ особенной осторожности при назначеніи на указанный постъ, и въ то же время говоритъ объ особенной необходимости упомянутой должности для семинаристовъ, какъ готовящихся къ служенію церковному. Соотвѣтственно своему назначенію духовный директоръ, по уставу, долженъ дѣйствовать на ‘семинаристовъ, главнымъ образомъ, духовными мѣрами, т. ѳ. своей благочестивой жизнью и постоянными бесѣдами съ семинаристами, ич> силу чего долженъ жить въ

семинарскомъ зданіи, чтобы по первому зову являться кт, каждому воспитаннику, дабы исповѣдать его, дать должный совѣтъ, оказать духовное одобреніе и проч. Могутъ, впрочемъ, духовные директора имѣть я опредѣленные часы для своихъ бесѣдъ съ семинаристами. Дѣйствуя на воспитанниковъ главнымъ образомъ средствами чисто духовными, духовные директоры однакожъ, по уставу, не должны содѣйствовать ослабленію дисциплинарныхъ мѣръ какъ внѣшнихъ средствъ воспитанія, напротивъ всегда должны напоминать воспитанникамъ о необходимости этихъ мѣръ и даже въ нужныхъ случаяхч^ лично прибѣгать къ нимъ *).

Префекты-руководители учебныхъ занятій (Prefetti degli studi) по своему служебному положенію въ семинаріи очень напоминаютъ вицеректоровъ. Все отличіе заключается въ томъ, что между тѣмъ какъ эти послѣдніе вѣдаютъ главнымъ образомъ дисциплинарную сторону жизни семинаристовъ, префекты сторону научную. Они время отъ времени посѣщаютъ классы во время лекцій и спрашиваютъ воспитанниковъ, чтобы чрезъ это возбудить вч> нихъ любовь къ наукѣ и соревнованіе въ преподавателяхъ, слѣдятъ за тѣмъ, чтобы въ исправности велись ученическіе реестры и чтобы въ концѣ каждаго двухмѣсячнаго срока исправно изготовлялись вѣдомости объ успѣхахъ воспитанниковъ. Они далѣе наблюдаютъ за назначеніемъ экзаменовъ и переэкзаменовокъ, за тѣмъ, чтобы и тѣ и другія производились безъ всякаго пристрастія со стороны экзаменующихъ, провѣряютъ документы поступающихъ въ семинарію, распредѣляютъ ихъ по классамъ и проч. На семинарскихъ префектахъ, наконецъ, лежитъ обязанность заботиться объ устроеніи торжествъ въ необходимыхъ случаяхъ, напр. при началѣ учебнаго года, о распредѣленіи премій, о присужденіи ихъ и т. п. Въ концѣ каждаго учебнаго года упомянутые префекты приготовляютъ точныя вѣдомости о научномъ положеніи семинарій вообще, объ успѣхахъ, достигнутыхъ воспитанниками, въ частности эти вѣдомости представляютъ ректору, а чрезъ него епископу или коллегіи епископовъ г) *).

-------- Вл. Керенскій.

г) Programma е norme... Parte prima. Capo II. § 4. Art. 50 — 51. P.H. 42—43.

'") Programma e norme... Parte prima. Capo II. § 5. Art. 58 — 65. Pg. 43—44.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.