Научная статья на тему 'Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель: по поводу столетия со дня его кончины - 18 мая 1901 года'

Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель: по поводу столетия со дня его кончины - 18 мая 1901 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И. Покровский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель: по поводу столетия со дня его кончины - 18 мая 1901 года»

Санкт-Петербу ргікая православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И. Покровский

Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, как церковно-общественный деятель:

по поводу столетия со дня его кончины -18 мая

1901 года

Опубликовано:

Христианское чтение. 1901. № 10. С. 482-510.

© Сканированье и созданье электронной) варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия ('www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указаньем авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

Табрішгь, митрополитъ Новгородскій и С.-летер5ургскш,

КАКЪ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДѢЯТЕЛЬ.

(По поводу столѣтія съ его кончины—18 мая 1901 г.).

fHTPOIIOJlHT^ Гавріилъ (Петровъ) *) безспорно былъ однимъ изъ самыхъ выдающихся іерарховъ русской церкви XYI1I вѣка. Богато одаренный отъ природы, обладая обширными знаніями, отличаясь высокими нравственными качествами и твердымъ характеромъ м. Гавріилъ во все долголѣтнее свое служеніе церкви стоялъ на высотѣ своего призванія.

Серьезный, строгій къ себѣ и другимъ, скромный, молчаливый, не увлекающійся духомъ современнаго ему вельможе-

*) М. Гавріилъ (въ мірѣ Петръ Петровъ) былъ сывомъ свводальнаго иподіакона. Родился въ Москвѣ 18 мая 1730 года. Обучался въ московской славяно-греко-латинской академіи. Кончилъ курсъ въ 1753 году; въ 1754 году поступилъ справщикомъ въ московскую синодальную типографскую контору. Въ 1758 г., вынужденный принять монашество, назначенъ учителемъ въ лаврскую семинарію. Затѣмъ послѣдовательно проходилъ должности—ректора этой семинаріи, памѣстввка лавры п ректора московской славяно-греко-латипской академіи. Въ 1763 году назначенъ на тверскую каѳедру, гдѣ и оставался до 1770 года, когда переведенъ былъ архіепископомъ въ С.-Петербургъ. 1-го января 1775 года его вѣдѣнію подчинена была и новгородская епархія. Въ 1783 г. данъ титулъ митрополита. Обѣими епархіями управлялъ до 1799 года, когда назначенъ былъ митрополитомъ новгородскимъ и олонецкимъ съ увольненіемъ отъ управленія петербургскою епархіею. 19-го декабря 1800 года уволенъ по болѣзни на покой. Скопчался 26-го января 1801 года въ Новгородѣ. Болѣе подробныя біографическія свѣдѣнія см. у архим. Макарія «Сказанія о жизни и трудахъ, м. Гавріила». Спб. 1857 года.

ства, къ которому болѣѳ другихъ его собратій могли располагать его и высота почестей и окружавшая его придворная среда, чуждый разныхъ іерархическихъ и служебныхъ счетовъ, м. Гавріилъ все свое вниманіе, всю свою дѣятельность направлялъ на служеніе церкви, на защиту и охраненіе интересовъ православія и былъ, дѣйствительно, ревностнымъ, твердымъ и умѣлымъ борцомъ за интересы церкви и православія. При всѣхъ неблагопріятныхъ обстоятельствахъ того времени, когда господствовалъ духъ противорелигіозный, когда церковные дѣятели ясно сознавали что ихъ «пояшутъ и ведутъ, куда они не хотятъ», м. Гавріилъ съумѣлъ сдѣлать много добраго для русской церкви. Смѣло защищая, когда нужно было, интересы вѣры и церкви и устраняясь отъ безполезнаго «пранія» противъ современныхъ «рожновъ» не раздражая никого лишними толками и жалобами касательно противуцерковнаго духа времени, Гавріилъ всю свою энергію направлялъ на усиленіе внутреннихъ силъ и средствъ церкви, которыя всегда даютъ ей большее и несравненно прочнѣйшее торжество надъ духомъ времени, чѣмъ всякія внѣшнія подпорки 1).

Оно старался возвысить нравственность и образованіе подчиненнаго ему духовенства, устраивалъ свою невскую семинарію и поставилъ ее на такую высоту, что въ нее, какъ въ академіи московскую и кіевскую, стали посылать учениковъ изъ другихъ семинарій для приготовленія къ учительскимъ должностямъ. 1

Другимъ и, нужно замѣтить, особенно любимымъ предметомъ его архипастырскихъ заботъ было монашество, въ которомъ, митр. Гавріилъ видѣлъ самую могущественную силу церкви и для котораго онъ въ свое время былъ оживляющею душею.

Не мало заботъ и трудовъ посвятилъ митр. Гавріилъ и управленію обширными епархіями. Церковная проповѣдь, расколъ, богослуженіе, духовенство—все это были предметы особенно близкіе сердцу митрополита.

Оставилъ м. Гавріилъ по себѣ память и въ литературѣ.

Обзору этой долголѣтней разносторенней архипастырской дѣятельности м. Гавріила и посвящено настоящее изслѣдованіе. *)

*) Правосл. Собесѣдн. 1875 г. II, 342—343 П. Знаменскій, Нтѳн. по Ист. Русск. ц., въ ц. Екатерины II.

I.

Свѣтлая, знаменитая въ исторіи нашего духовнаго просвѣщенія вѣка Екатерины II личность митрополита Гавріила Петрова не мевѣе извѣстна, чѣмъ личность другаго знаменитаго іерарха русской церкви Платона Левшина.

Кончивъ курсъ въ московской славяно-греческо-латинской академіи и принужденный принять въ 1758 г. монашество, Гавріилъ выступаетъ на поприще учебной дѣятельности, послѣдовательно проходя должности—учителя риторики въ лаврской семинаріи, а затѣмъ ректора и учителя богословія въ ней, а потомъ и въ академіи—московской. Плодомъ этихъ занятій было его догматическое богословіе,— одна изъ лучшихъ догматическихъ системъ своего времени, отличающаяся ясностію изложенія, основательностію разсужденій и отсутствіемъ схоластическихъ тонкостей. Пять лѣтъ посвященные Гавріиломъ учебной дѣятельности, обогатили его опытомъ въ дѣлѣ воспитанія, а любовь къ нему и сознаніе великой важности просвѣщенія сдѣлали образованіе духовенства предметомъ особенныхъ его заботъ и попеченій во все время его долголѣтняго служенія церкви.

Естественнымъ, поэтому, было, что назначенный епископомъ въ Тверь Гавріилъ прежде всего обратилъ свое вниманіе на мѣстную семинарію. Онъ увеличилъ въ ней число учениковъ, заботился объ улучшеніи положенія ихъ, жертвуя на ихъ содержаніе собственныя средства, самъ преподавалъ богословіе ‘). Вызванный въ 1765 г. въ Петербургъ Гавріилъ вмѣстѣ съ преосв. Инокентіемъ псковскимъ и Платономъ Левшинымъ трудился въ комиссіи по преобразованію духовныхъ училищъ 2).

По врученіи Гавріилу управленія с.-петербургскою и новгородскою епархіями, семинаріи ихъ должны были привлечь къ себѣ вниманіе новаго архипастыря. И дѣйствительно, семинаріи этихъ епархій были предметомъ постоянныхъ и особенныхъ заботъ Гавріила, они были приняты имъ подъ непосредственное свое попеченіе и руководительство.

Всѣ перемѣны въ составѣ учащихъ и начальствующихъ производились не иначе, какъ съ вѣдѣнія и по волѣ Гавріила.

]) Колосовъ. Исторія Тверской семинаріи. Тв. 1889 г. 132—188.

*) И. Знаменскій. Духовныя школы въ Россіи до 1808 г. стр. 473—474.

Самъ лично онъ увольнялъ, избиралъ и назначалъ для этихъ семинарій ректоровъ, префектовъ, и учителей 1). Онъ зорко слѣдилъ и за ихъ дѣятельностію, за добросовѣстнымъ исполненіемъ ими своихъ обязанностей.

Такъ, въ 1781 году имъ обращено вниманіе на подлежащую постановку школьнаго дѣла въ новгородской семинаріи. Въ донесеніи Гавріилу ректора и префекта семинаріи говорится, что въ классахъ не выполняется то, что должно быть выполняемо. А такъ какъ во 2 § духовнаго регламента о домахъ училищныхъ написано, что «ежели нечинно пойдетъ ученіе и неблагопоспѣшно, то ректоръ и префектъ сами суду подпадутъ въ духовномъ коллегіумѣ», послѣдніе и сдѣлали, а митрополитъ утвердилъ постановленіе, которое было объявлено всѣмъ учителямъ, а равно и ученикамъ при трапезѣ. Учителя этимъ постановленіемъ обязывались неопусти-тельпо'. соблюдать все, что относится къ совершенству успѣховъ учениковъ, какъ то: 1) чтобы въ урочные часы всегда быть въ школѣ; 2) чтобы ученики всегда кромѣ болѣзни были въ школѣ, о небывшихъ доносить семинарскому правленію;

3) всемѣрно заботиться, чтобъ ученики всегда говорили по латыни, хотя въ низшихъ школахъ и съ погрѣшностями;

4) въ указанное время назначать ученикамъ упражненія, чтобы они напрасно времени не теряли. Далѣе слѣдовало болѣе подробное указаніе, чему должны обучать и на что обращать вниманіе учитель каждаго класса. Реторическій учитель долженъ 'Читать съ яснымъ разборомъ и пристойнымъ отсюда наставленіемъ Цицѳроновы сочиненія. Учениковъ, которые уже находятся въ классахъ 2-й и 3-й годы постоянно упражнять въ сочиненіи большихъ рѣчей какъ латинскихъ такъ и русскихъ, подправляя оныя прилежно и отнюдь не опускать впередъ, что бы всякую субботу при всей школѣ два ученика говорили рѣчи: одинъ латинскую, другой русскую и эти рѣчи представлять въ правленіе, а первогоднихъ упражнять въ періодахъ и малыхъ рѣчахъ, тоже со своею поправкою, да при томъ и самому учителю малыя и большія рѣчи сочинять для примѣра вмѣстѣ съ учениками. Піитическому предписано съ разборомъ читать Виргилія и Овидія

а для русскихъ сочиненій—Ломоносова и наблюдать, чтобы ученики этимъ авторамъ подражали и самому учителю для примѣра слагать стихи и каждую субботу заставлять учениковъ читать съ хорошимъ выговоромъ по нѣскольку латинскихъ и русскихъ стиховъ. Синтаксическій учитель долженъ съ разборомъ читать и наставленіемъ краткія Цицероновы епистолы. Грамматическій и фарическій долженъ наблюдать, чтобы ученики учили краткіе разговоры и учили латинскія слова, да и при другихъ урокахъ часто и примѣрно оное заученное повторять. Учитель русской школы, прилагая все стараніе къ обученію своихъ учениковъ, долженъ каждую субботу подавать въ правленіе вѣдомость «въ чемъ чрезъ недѣлю кто успѣлъ». Правленію имѣть въ силу духовнаго регламента фискаловъ, которые, вывѣдывая все ли вышеписан-ное чинно хранится и будутъ доносить кто, чему и какъ обучаетъ 1).

Не много спустя, въ 1783 году, Гавріилъ даетъ префекту новгородской семинаріи особую инструкцію. Эта инструкція вмѣняла префекту въ обязанность наблюдать за подлежащимъ исполненніемъ учителями своихъ обязанностей. Онъ долженъ былъ смотрѣть, «чтобы учителя въ свое время ходили въ школу, и не выходили бы прежде послѣдняго звонка. Если кто усмотрѣнъ будетъ противъ сего неисправнымъ, таковымъ дѣлать увѣщанія и выговоры, а въ случаѣ ослушанія доносить ректору» 2). На обязанности его лежалб также «принимать рапорты съ задачами отъ учителей, коимъ разсматривать, поступаютъ ли они по конспектамъ и какихъ авкторовъ и много ли они гадаютъ упражненій, надлежащимъ ли образомъ оныя прочитываютъ и подписываютъ; которые репорты показывать ректору, а задачи отдавать обратно» 3). А ректоръ семинаріи, въ силу предписанія преосв. Гаврила отъ 26 марта 1775 года долженъ представлять ему о дѣятельности учителей ежемѣсячный отчетъ съ отзывами о благонравіи и трезвости ихъ. Большое вниманіе обращалъ Гавріилъ на эти послѣдніе отзывы и сильно вооружался противъ нетрезвыхъ. Такъ, когда въ 1791 году * *)

») В. Смирновъ. Исторія новг. семин. Новг. Еп. Вѣд. 1897 г. & 21, ‘ стр. 1352—53.

г) Инструкція префекту. § 1; Макарій, Сказ. о жиз. и трудахъ м. Гавріила, приложеніе .V 3, стр. 126—127.

*) Ibid., стр. 127.

митрополиту сдѣлалось извѣстнымъ, «что новгородской семинаріи учителя рѣдко ходятъ въ школу за пьянствомъ», то послѣдній чрезъ консисторію предписалъ и. д. ректора ки* риловскому игумену Варлааму, «чтобъ виновныхъ отсылалъ въ консисторію для содержанія ихъ на хлѣбѣ и водѣ», а консисторіи—обязать учителей подписками «чтобъ были въ должности своей исправны» 1). Когда же, по доношенію того же ректора, несмотря ни на строгость выговора отъ митрополита, ни на предписанное, съ цѣлію удержать отъ этаго порока, дѣло освидѣтельствованія библіотеки, учителя— синтаксимы—Андрей Ивановъ и аналогіи—Иванъ Матѳіевъ— продолжали «пьянствовать и буянить», безобразничая по ночамъ на улицѣ и обижая прохожихъ, Гавріилъ запретилъ выдавать имъ жалованье и предписалъ «обоихъ препоручить преосв. Аѳанасію, еп. старорусскому, дабы онъ приказалъ ихъ содержать въ Хутынѣ монастырѣ, надъ ними наблюдать строго» до тѣхъ поръ, пока, не подадутъ надежду исправленія» * 2 3 4).

Къ обязанностямъ префекта Гавріилъ относитъ въ своей инструкціи и заботы объ успѣхахъ учениковъ. Онъ долженъ былъ наблюдать, чтобы всѣ ученики посѣщали классы и не были бы кѣмъ - либо изъ учителей увольняемы, какъ въ учебные, такъ и другіе часы, кромѣ его самого, а послѣ уроковъ въ палатахъ занимались бы каждый своимъ .дѣломъ; а также смотрѣть и за поведеніемъ ихъ какъ въ стѣнахъ семинаріи, такъ и въ церкви. За небольшіе проступки онъ наказывалъ виновныхъ самъ, а объ особенныхъ доносилъ ректору 8). По истеченіи года объ успѣхахъ и поведеній учениковъ представлялась митрополиту вѣдомость *).

Рисовальный классъ, несомнѣнно существовавшій въ новгородской семинаріи раньше Гавріила 5 * *), но почему-то

*) Новгород. Конс. Архивъ—дѣло 1791 г. № 114.

s) Ibid, дѣло 1781 г. № 1216.

3) Инструкція префекту. Макарій. Сказ. о жиз. и тр. и. Гавріила; прим. № 3, стр. 127—28.

4) Новг. Конс. Арх. дѣла 1777 г. № 2: 1799 г. № 3808 и мн. др.

Снб. Конс. Арх. д. 1794 г. № 16244; 1796 г. № 240.

s) Ито рисовальный классъ существовалъ въ новгородской се-

минаріи и раньте 1787 г., можно думать на основаніи соста

вленпой въ 1778 г. по требованію, Гавріила, вѣдомости „о искусныхъ и посредственныхъ въ иконописаніи священнослужителяхъ новгородской епархіи“. Въ этой вѣдомости указано 5 искусныхъ иконописцевъ,

закрывшійся, былъ возстановленъ имъ въ 1787 г. По порученію митрополита семинарское правленіе, заключило договоръ съ осташковскимъ купцомъ Мануаломъ Учинымъ на два года, съ 1-го марта 1787 г. по 1 марта 1789 года, относительно обученія семинаристовъ живописному исскуству. Ему положено было 60 руб. жалованья и столько же на содержаніе. У чинъ долженъ былъ обучать рисованію и живописному художеству тѣхъ изъ семинаристовъ, которые изъявятъ на это согласіе по вторникамъ и четвергамъ въ послѣобѣденное время, а которые не способны къ школьному ученію, тѣхъ, равно какъ и служительскихъ дѣтей, учить каждый день до обѣда и послѣ обѣда. Неспособныхъ семинаристовъ Гавріилъ запретилъ употреблять въ работу; «ибо ученики не суть работники и дабы чрезъ сіе не отнять нужнаго къ изученія художества времени» 1).

Наблюдая га внутреннимъ состояніемъ семинарій Гавріилъ не могъ, конечно, не обратить своего вниманія на ж> печальное явленіе въ семинарской жизни, что многіе ученики послѣ каникулъ въ семинарію не возвращались. Семинарское правленіе принуждено было часто обращаться въ консисторію съ требованіемъ выслать неявившихся съ «вакаціи» учениковъ 2). Главнымъ основаніемъ, которое приводили въ свое оправданіе виновные, было указаніе на осеннююю распутицу. Въ виду этого предполагалось даже время вакацій перенести на декабрь и январь; ученье начинать съ февраля мѣсяца и продолжать его въ іюлѣ и августѣ. Но зимній путь представлялъ еще большія неудобства какъ для родителей учащихся, такъ и для послѣднихъ. Лѣтомъ на вакацію ученики уходили пѣшкомъ, а возвращались кто на баркахъ, кто пѣшкомъ же. Зимою же родители должны были бы везти дѣтей на лошадяхъ, «убыточиться на прокормъ скота, а дѣти ихъ малолѣтнія и плохо одѣтыя должны много терпѣть отъ стужи въ ущербъ здоровью». Эти неудобства и побудили Гавріила оставить каникулы по прежнему въ іюлѣ и августѣ *). 7

7 средствениыхъ и одинъ неискусный. Беѣ они, очевидно, были обязаны своимъ искусствомъ новгородской семинаріи. Новг. Конс. Арх.

дѣло 1778 г. № 118.

а) Смирновъ. В. Истор. Новг. Сем. Новг. Еп. Вѣд. № 21 стр. 1356. а) Новг. Конс. Арх. дѣла 1776 г. № 259; 1778 г. №200; 1790 г. № 1037

И 11Н0Г. др.

а) Новг. Конс. Арх. дѣло 1791 г. № 1210.

Вмѣсто этого митрополитъ дѣлалъ строгія предписанія; «немедленно выслать въ семинарію неявившихся съ вакаціи, отцамъ семинаристовъ объявить, что, если кто не явится въ августѣ сего года исключенъ будетъ ивъ церковнаго причта и отошлется въ намѣстническія правленія 1).

Слѣдствіемъ просрочекъ, къ которымъ нужно присоединить еще побѣги, хотя не часто, но случавшіеся *) и лѣность съ тупостью, было большое число среди учащихся малоуспѣшныхъ. Семинарское правленіе обычно спрашивало митрополита, какъ поступить съ послѣдними? «Которые годны, писалъ Гавріилъ на подобное доношеніе семинаріи въ 1784 г., взять въ пѣвчіе, а прочихъ разослать по монастырямъ и содержать ихъ на коштѣ отцовъ ихъ дотолѣ, доколѣ не обучаться чтенію и пѣнію, а если кто по сему исполнять не будетъ, о таковыхъ представить намъ по исключеніи изъ церковнаго клира и отсылкѣ въ казенную палату * 2 3).

Не забытъ былъ Гавріиломъ и вопросъ объ улучшеніи положенія учащихся — ихъ помѣщенія и содержанія. До 1775 года невская семинарія помѣщалась въ особенномъ деревянномъ зданіи, построенномъ въ 1741 году за стекляннымъ заводомъ. Неудобство этого помѣщенія давно сознавалось петербургскими архіепископами. Еще въ 1750 году вчернѣ построенъ былъ каменный флигель въ монастырѣ по правую сторону собора, но оставался недостроеннымъ до назначенія на петербургскую каѳедру Гавріила. Вскорѣ по вступленіи онъ началъ отдѣлку этого флигеля и 4 ноября 1775 года перевелъ семинарію въ Александро-Невскій монастырь подъ свой ближайшій надворъ. Въ это время Гавріила не было въ Петербургѣ, онъ находился въ Москвѣ; однако день перемѣщенія семинаріи ознаменованъ былъ торжествомъ и диспутами. Ученики говорили предъ ректоромъ поздравительныя своему архипастырю, какъ бы присутствующему, рѣчи и стихи на равныхъ языкахъ, выражая признательность за его попеченіе и покровительство 4).

Префекту предписано было въ каждую недѣлю по два раза, по крайней мѣрѣ, обходить всѣ палаты, гдѣ помѣща-

*) Новг. Конс. Арх. дѣло 1790 г. № 1087.

2) Ibidem. 1775 г. -V 113; 1798 г. № 2700.

3) Ibidem. 1184 г. дѣло № 775.

*) Макарій. Сказ. о жизни и труд. и. Гавріила, стр. 39—40.

лесь ученики и смотрѣть, чтобъ въ нихъ соблюдаема была возможная чистота и порядокъ. Гавріилъ самъ даже просматривалъ и утверждалъ росписаніе семинарскаго стола, какъ это видно изъ подписаннаго имъ росписанія стола въ новгородской семинаріи на 1795 годъ 1). Въ воскресные дни постовъ, поэтому росписанію полагались: «щи припра-вленвыя закрупами, снятами сухими и масломъ съ лукою», «горохъ и каша гречневая». «Если случатся, говорилось въ немъ, дни торжественные въ постъ, вмѣсто гороху варить свѣжую рыбу». Въ среду и пятницу постовъ и мясоѣдовъ семинаристамъ готовили щи «предписаннымъ образомъ приправленныя» и горохъ, а во всѣ другіе дни постовъ одни щи, приправленныя масломъ съ мукою и снятами. По праздничнымъ и воскреснымъ днямъ мясоѣдовъ предписывалось «варить во щахъ говядину, полагая на каждаго ученика по */, ф. и давать «грешневую» кашу со скоромнымъ масломъ. По вторникамъ и четвергамъ готовились щи, приправленныя скоромнымъ масломъ съ мукою и каша, а въ другіе дни одни щи, приправленныя масломъ скоромнымъ съ мукою и лукомъ 2). Скудость стола митрополитъ старался искупить свѣжестью продуктовъ и возможною чистотою приготовленія. Тому же префекту вмѣнялось въ обязанность посѣщать и „ «трапезу», смотрѣть здѣсь за чистотою и опрятностію и «особливо наблюдать, чтобъ въ пищѣ не было ничего гнилаго и нездороваго» 3).

Общія узаконенія правительства о преобразованіи училищъ отразились и на духовно-учебныхъ заведеніяхъ. По уставу народныхъ училищъ Россійской имперіи, утвержденному 5 августа 1786 г. положено было учредить народныя училища во всѣхъ губерніяхъ и намѣстничествахъ. Училища эти раздѣлялись на главныя и малыя. Главныя приготовляли учителей для малыхъ и имѣли за ними надзоръ, они были учреждены въ каждомъ уѣздѣ и вообще гдѣ откроется надобность. Митрополитъ Гавріилъ, желая сообразовать устройство духовныхъ школъ съ устройствомъ народныхъ училищъ просилъ императрицу преобразовать петербургскую семинарію чрезъ присоединеніе къ ней новгородской въ главную семи- * Ч

Ч Новг. Конс. Архивъ д. 1795 г. № 1913.

Ч Новг. Кон. Арх. д. 1795 г. № 1913.

') Инструкція префекту. Макарій. Сказ. о жиз. и труд. м. Гавріила стр. 127—28.

нарію, которая бы имѣла цѣлію приготовлять опытныхъ учителей для епархій с.-петербургской и новгородской.

Слѣдствіемъ просьбы Гавріила былъ такой указъ Екатерины, данный на его имя 6-го мая 1788 г. Преосвященный митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій Гавріилъ! Принявъ за благо представленіе ваше, позволяемъ вамъ суммы, опредѣленныя отъ насъ на содержаніе семинарій новгородской 8,285 руб. и с.-петербургской 4,500 руб. соединить и имѣя главную семинарію для обѣихъ сихъ епархій въ Невскомъ монастырѣ, въ ономъ содержать учителей богословія, философіи, ариѳметики, начальному основанію механики, географіи, исторіи церковной, гражданской и натуральной, грече-ческаго, латинскаго, нѣмецкаго и французскаго языковъ; такожъ имѣть лазаретъ, лѣкаря и служителей. Въ сію семинарію могутъ присылаемы быть изъ другихъ отдаленныхъ, имѣющихъ недостатокъ въ исправныхъ учителяхъ, ученики для образованія къ той должности въ высшихъ классахъ. Мы надѣемся на ревность и усердіе ваше къ закону и отечеству нашему, что вы сіе наилучшимъ образомъ учредите и пользу онаго распространите и на заведенія въ другихъ мѣстахъ епархій вамъ ввѣренныхъ малыхъ училищъ» 1). Въ силу этого распоряженія высшіе классы новгородской семинаріи,—реторика, философія и богословіе, къ началу 1788—89 учебнаго года были перемѣщены въ Петербургъ.

По учебной части въ преобразованной семинаріи произошли значительныя перемѣны, расширившія кругъ преподаваемыхъ въ ней предметовъ, въ число которыхъ вошли: церковная исторія, механика и естественная исторія. Руководствами къ преподаванію наукъ взяты были книги, изданныя комиссіей объ учрежденіи народныхъ училищъ: ариѳметика (1666 г.), руководство къ геометріи (1785 г.), физика (1765 г.), метафизика (1785 г.), начертаніе естественной исторіи, всеобщее землеописаніе, пространное землеописаніе Россійскаго государства съ 9 картинами, всемірная исторія, полушарія и проч. По богословію учебникомъ служило краткое богословіе Ѳеофана Прокоповича; по философіи—Винклеръ; по реторикѣ—Лежой *). Впрочемъ и сами

1) Исторія Россійск. Іерарх. ч. I, 564—65; И. С. 3. Т. XXII, 16659.

а) Спбург. Конс Арх. дѣло 13733, гдѣ находится перечень истребованныхъ для семинаріи изъ коммисіи объ учрежденіи народныхъ училищъ книгамъ; Систовичъ. Исторія Спб, Дух, Акад. Спб. 1857 г. стр. 77—78.

наставники сочиняли учебники но своимъ предметамъ. Такъ, ректоръ главной семинаріи Иннокентій Дубровицкій, назначенный на эту должность изъ префектовъ новгородской семинаріи написалъ Retorica Sacra, напеч. въ 1790 г.

Съ расширеніемъ круга предметовъ, правительство имѣло въ виду приготовлять въ невской семинаріи людей къ занятію не только священническихъ, но и учительскихъ должностей, притомъ и въ другихъ семинаріяхъ. Поэтому Синодомъ 27 іюля того же года было предписано «присылать въ невскую семинарію учениковъ изъ прочихъ епархіальныхъ семинарій, исключая состоящую въ Троицко-Сергіевой лавры; черниговскую, новгородъ-сѣверскую и заграничную, состоящую при коадъюторѣ митрополіи, невской. *), однако не болѣе, какъ по два человѣка изъ каждой, такихъ, кои бы надежнѣйшіе были въ благонравіи, поведеніи и въ ученіи лучшаго предъ другими понятія и при томъ изъ окончившихъ уже ученіе не ниже риторическаго класса, для образованія ихъ къ учительской должности въ высшихъ классахъ, послѣ чего они и отпущены будутъ къ симъ должностямъ въ свои семинаріи.., а на мѣсто ихъ присланы будутъ другіе, если того, по усмотрѣнію епархіальныхъ архіереевъ востребуетъ польза и надобность» * 2).

*Во все время обученія въ невской семинаріи, присылаемые изъ другихъ” епархій ученики должны были состоять на содержаніи присылавшихъ ихъ семинарій; отъ нихъ же получали учащіеся здѣсь средства и на проѣздъ въ Петербургъ и обратно, но окончаніи курса. Каждая семинарія должна была снабжать отправляемыхъ въ Петербургъ воспитанниковъ подробными о нихъ свѣдѣніями въ аттестатахъ *).

Новгородская семинарія теряетъ на время,—12 лѣтъ,— свое самостоятельное существованіе, слившись съ петербургской; въ Новгородѣ оставлены были лишь нигшіе классы. Богатая библіотека ея, въ которую вошли библіотеки многихъ владыкъ новгородскихъ, какъ-то: Ѳеофана Прокоповича, Амвросія Юшкевича, Стефана Полиновскаго, Дмитрія Сѣчѳ-

') У ченики послѣднихъ вышеозначенное образованіе къ учительской должности могли заимствовать—изъ первой отъ московской, а изъ послѣднихъ трехъ—отъ кіевской академіи.

2) П. С. 3. т. XXII, 16691.

*) Ibidem.

нова, была переведена въ С.-Петербургъ. Въ новгородской библіотекѣ, Гавріилъ распорядился оставить по одному экземпляру только тѣхъ книгъ, которыхъ тамъ было по 2 или 3. выбравъ при этомъ для отправленія полные и лучшаго изданія. По нѣскольку экземляровъ могло быть оставлено лишь тѣхъ книгъ, которыя имѣлись въ библіотекѣ въ большемъ числѣ ‘).

Преобразованная семинарія была также подчинена полному вѣдѣнію митрополита Гавріила и, какъ прежде, называлась семинаріею его высокопреосвященства. Онъ самъ избиралъ, назначалъ и уволнялъ ректоровъ, префектовъ и учителей * 2); назначалъ, увеличивалъ и уменьшалъ оклады ихъ жалованья; поощрялъ способнѣйшихъ, возбуждалъ менѣе дѣятельныхъ; посѣщалъ классы, бывалъ на экзаменахъ іі утверждалъ разрядные списки послѣ обстоятельнаго ихъ разсмотрѣнія; при поступленіи воспитанниковъ раздѣлялъ ихъ по классамъ смотря по успѣхамъ въ первоначальныхъ предметахъ; бѣднымъ назначалъ пособіе сообразно со степенью ну&ды каждаго, пополняя средства семинаріи собственными приношеніями 3 4). Гавріилъ требовалъ какъ отъ новгородской и другихъ этой епархіи семинарій *) такъ и отъ иноепархіальныхъ, чтобы присылаемые въ невскую семинарію ученики были наилучшими. Когда, въ 1789 г., суздальская, бѣлгородская и тамбовская семинаріи послали въ Петербургъ малоспособныхъ учениковъ, преосв. Гавріилъ просилъ для пользы самихъ же семинарій прислать на мѣсто ихъ болѣе способныхъ 5). О томъ же писалъ митрополитъ и нѣкоторымъ изъ архіереевъ 6).

Въ 1797 году александро-невская семинарія переименована была въ академію. Высочайшимъ указомъ, отъ 18 декабря этого года повелѣно: «сверхъ бывшихъ донынѣ двухъ духовныхъ академій.въ Москвѣ и Кіевѣ, учредить таковыя же духовныя академіи въ С.-Петербургѣ при Александро-Невскомъ монастырѣ и въ Казани, вмѣсто находящихся тамъ семинарій, снабдя ихъ всѣмъ, званію сему соотвѣтствующимъ

*) Новгор. Кове. Арх. дѣло 1789 г. J6 877; 1795 г. J& 1965.

2) Спб. Конс. Арх. д. 1788 г. № 13971.

8) Чистовичъ. Исторія Спб. Дух. Акад. стр. 82.

4) Новг. Конс. Арх. дѣло 1790 г. № 1784; 1792 г. № 1273 и др.

5) Спб. Конс. Арх. д. № 14235.

®) Письма м. Гавріила и .Амвросія. Ирав. Обозр. 1876 г. стр. 481.

и для преподаванія наукъ потребнымъ '). А указомъ, отъ 11-го января 1798 г., повѣлевалось: «Преосвященному Гавріилу, митрополиту новгородскому и с.-петербургскому потребный для благоустройства духовныхъ академій и семинарій порядокъ учредить во-первыхъ въ невской академіи, съ тѣмъ, чтобы примѣняясь уже къ оному, и въ прочихъ академіяхъ и семинаріяхъ такимъ же образомъ ученіе происходило» * 2). Въ силу этого повелѣнія Гавріиломъ составленъ былъ проектъ преподаванія въ академіяхъ и семинаріяхъ. По разсмотрѣніи этого проекта Синодъ и. опредѣлилъ:

Посылать изъ семинарій въ академіи для совершенствованія въ наукахъ понятнѣйшихъ учениковъ. Еромѣ семинарскихъ предметовъ преподавать въ академіяхъ особые, а именно: полную систему богословія и философіи на латинскомъ языкѣ, высшее краснорѣчіе, физику, языки: еврейскій, греческій, нѣмецкій и французскій; философію (краткую исторію философіи, логику, метафизику, нравоученіе, натуральную исторію и физику, пока напечатанную для народныхъ училищъ) читать 2 года; богословію (краткую церковную исторію, герменевтику, систему догматико-полемической и нравственной богословіи и пасхалію; Священное Писаніе съ объясненіемъ труднѣйшихъ мѣстъ, книги Кормчюю н о должностяхъ приходскаго священника) три года; въ воскресные дни предъ литургіею объяснять апостольскія посланія. Кромѣ того, студенты обоихъ классовъ должны были упражняться въ сочиненіяхъ; въ философскомъ—диссертацій, а въ богословскомъ—проповѣдей, причемъ лучшія изъ первыхъ должны быть произносимы въ классѣ, а изъ вторыхъ-*- въ церкви. Должны быть также дѣлаемы частные диспуты и, по крайней мѣрѣ, два раза въ годъ публичные. Въ классѣ высшаго краснорѣчія читать лучшихъ авторовъ на латинскомъ и русскомъ языкахъ, дѣлая разборы логическіе и риторическіе и заставляя студентовъ дѣлать импровизаціи. Языкамъ греческому и .еврейскому обучаться всѣмъ, а прочимъ пожеланію и склонности 3).

Къ семинаріямъ относится 16 пунктъ синодальнаго постановленія. Къ особенностямъ этого опредѣленія нужно

•) П. С. 3. Т. XXIV, 18273.

2) Ibidem Т. XXV 18726.

») П. С. 3. Т. XXV, 18726.

отнести требованіе, чтобы каждая семинарія имѣла свѣдѣнія о преподаваніи въ той академіи, куда назначаются изъ нея ученики, равно какъ и академіи должны имѣть свѣдѣнія о семинаріяхъ. Ректоръ академіи долженъ постоянно давать совѣты и наставленія, касательно учебно-воспитательной части въ семинаріяхъ. Прописывалось также, чтобы ученики въ семинаріяхъ пріобрѣтали свѣдѣнія о сельской и домашней экономіи и получили нѣкоторыя понятія о врачеваніи болѣзней. Для достиженія первой дѣли рекомендовалось читать соотвѣтствующія книги, а для пріобрѣтенія медицинскихъ свѣдѣній указывалось употреблять учениковъ по очереди въ помощь лѣкарскому ученику, чтобы «присматриваясь къ образу леченія, они замѣчали какія и для какой болѣзни употреблять лекарство, а паче о такихъ, которыя бы можно было простому народу цолучать въ своихъ селеніяхъ изъ тамошнихъ произрастеній. Сіе знаніе особенно нужно для народа, чтрбы снискивать его расположеніе, необходимое для ихъ служенія» *).

і Обращено было вниманіе и на воспитаніе учащихся. Во всѣхъ академіяхъ и семинаріяхъ, говорится въ синодальномъ опредѣленіи, поступать по силѣ духовнаго регламента и указовъ Св. Синода, имѣя попеченіе, чтобъ кромѣ ученія насаждаемо было въ юношествѣ благонравіе и для этого начальниковъ и учителей избирать не только искуссныхъ въ наукахъ, но и испытанныхъ въ добромъ поведеніи, чтобъ они вліяли примѣромъ и въ настоящее время, а особенно имѣя въ виду то званіе, къ которому они приготовляются, внѣдряя въ нихъ страхъ Божій, располагая ихъ къ трезвости и удаляя отъ нихъ грубость, обманъ, пьянство и ябеду, а для того, за всѣми учениками состоящими какъ на казенномъ такъ и на своемъ коштѣ и живущими въ училищахъ и на квартирахъ опредѣлять по усмотрѣнію инспекторовъ, поведенія честнаго, кои бы, наблюдая за поведеніемъ прочихъ, доносили, о чемъ слѣдуетъ, начальству, а сему чинить виновнымъ исправленіе. Если же ученикъ не исправится, того исключать и записать въ журнальной книгѣ, которая должна быть въ каждомъ училищѣ 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта реформа имѣла важное значеніе въ дѣлѣ благо-- устройства духовныхъ школъ. Съ введеніемъ въ кругъ пре- * 6

«) П. С. 3. Т. XXV, 18726.

6) Ibidem.

подаваемыхъ въ духовныхъ заведеніяхъ предметовъ общеобразовательныхъ наукъ умственный кругозоръ воспитанниковъ значительно расширялся, значительно ослаблялось преобладаніе отвлеченности и схоластики. Введеніемъ же въ кругъ учебныхъ занятій изученія хозяйства, хотя и путемъ чтенія книгъ и медицины, посредствомъ занятій въ семинарскомъ лазаретѣ, положено начало сближенію духовной школы съ жизнію, будущихъ пастырей .церкви съ пасомыми; а обращеніе особаго вниманія на благонравіе учащихся содѣйствовало искорененію грубыхъ и нежелательныхъ въ лицахъ духовнаго сана проступковъ,

Не мало трудовъ и заботъ посвятилъ преосвященный-Гавріилъ и малымъ семинаріямъ.

Въ 1780 году имъ сдѣлано было распоряженіе объ учрежденіи малыхъ семинарій въ пяти мѣстахъ новгородской епархіи, именно: въ Новгородѣ при семинаріи, въ Старой Руссѣ при монастырѣ, въ каменныхъ притрапезныхъ повояхъ, въ Тихвинѣ, въ тихвинскомъ монастырѣ, въ Валдаѣ на подворьѣ иверскаго монастыря и въ Боровичахъ—въ кельяхъ строительскихъ. На содержаніе ихъ велѣно отпускать изъ сверхштатной суммы новгородской семинаріи по 150 руб. на каждую, да отъ его преосвященства на содержаніе бѣднѣйшихъ учениковъ по 100 рублей. Семинаріи эти дѣлились на 2 школы—русскую и латинскую или грамматику. Ученики, успѣшно прошедшіе русскую школу, переводились въ латинскую, а оказавшіе успѣхи въ этой въ новгородскую семинарію, гдѣ имъ производился экзаменъ и по экзамену они опредѣлялись во 2-й классъ, а нѣкоторые болѣе способные и въ высшій. Учитель латинской школы получалъ жалованье по 50 руб. въ годъ; за обученіе чтенію и письму въ русской школѣ учитель получалъ 17 рублей, столько же и 8а обученіе пѣнію, если былъ одинъ учитель по этимъ предметамъ, то получалъ одинъ всѣ 34 рубля. Для наблюденія за обученіемъ, для собиранія учениковъ и для завѣдыванія экономическою частью въ каждой школѣ опредѣлялся префектъ. Въ префекты назначались обыкновенно настоятели монастыря, а гдѣ ихъ не было, членъ духовнаго правленія. Каждые полгода начальство этихъ семинарій должно было присылать полныя свѣдѣнія о состояніи ихъ преосвященному Гавріилу 1).

1) МакарШ. Сказ. о жиз. и труд. м. Гавріила, стр. 40—41. Примѣчаніе-

Разрѣшалось, по прошенію отцовъ, подъ обязательствомъ обучать дѣтей дома, отпускать учениковъ изъ этихъ школъ на разные сроки съ задачею уроковъ книгочтенія. Непонятные ученики изъ семинаріи не увольнялись, а изъ русской школы переводились въ латинскую и уже отсюда непонятные свыше 18 лѣтъ, которыхъ нельзя обучить чтенію, письму и пѣнію, отсылались къ его преосвященству, но, жалуется тихвинская семинарія, «отъ него въ семинарію доучиваться отсылаются» ').

Такъ какъ учителями при этихъ семинаріяхъ были люди или неученые, особенно въ русской школѣ или, за старостію, негодные къ учительству *), то трудно было, конечно, ожидать отъ нихъ успѣховъ. Онѣ не оправдали возлагаемыхъ на нихъ надеждъ и Гавріилъ принужденъ былъ закрыть ихъ. «Попеченіе наше о нріуготовленіи священно-церковнослужительскихъ дѣтей къ семинаріи обнадеживало насъ, говоритъ онъ, въ намѣреніи семъ успѣхомъ отъ градскихъ семинарій, но какъ чрезъ довольное время оный ожиданію нашему не соотвѣтствуетъ, того ради принуждены мы другое сдѣлать о семъ распоряженіе—учрежденныя по городамъ семинаріи упразднить, казенныя книги и наличныя деньги возвратить въ семинарію новгородскую, запасъ приготовленный продать и деньги’ полученныя въ оную же семинарію препроводить» *).

Упраздненныя въ 1784 году малыя семинаріи снова были открыты въ 1790 году. Причиною для этого послужили представленія новгородской семинаріи, «что отцы отрицаются давать содержаніе дѣтямъ, кто по бѣдности, кто по отдаленности мѣста». Въ силу этихъ представленій, для того, чтобы по близости отцы могли удобнѣе содержать на своемъ коштѣ, м. Гавріилъ открылъ снова малыя семинаріи: въ Новгородѣ, къ которой отнесены были—новгородскій, старорусскій, луг-скій, крестецкій и валдайскій уѣзды, въ Кирилловѣ для уѣздовъ кирилловскаго, бѣлозерскаго и череповскаго, въ Беровичахъ—для боровичскаго и устюжскаго уѣздовъ и въ Тихвинѣ—для тихвинскаго и ладожскаго уѣздовъ. Разрѣшено было въ видахъ удобства обучаться и не въ той семинаріи, къ * 2 3

*) Новг. Еп. Вѣд. 1897 г. № 21, стр. 1351. Исторія яовг. дух. сем. В. Смирновъ.

2) Ibidem, см. отчетъ объ этихъ семинаріяхъ за 1783 г.

3) Новг. Конс. Арх. дѣло 1781 г. № 119.

которой отнесенъ извѣстный уѣздъ, но съ вѣдѣнія митрополита. На содержаніе ихъ назначено 2,000 рублей:-1,300 рублей на новгородскую 1,300 руб. на боровичскую и тихвинскую. Устройство этихъ семинарій предписывалось сообразовать съ устройствомъ малыхъ семинарій въ 1780 году *).

Но и на этотъ разъ малыя семинаріи не оправдали надеждъ м. Гавріила, по крайней мѣрѣ, это можно сказать о семинаріяхъ—тихвинской и кирилловской. Въ 1792 году закрыта была тихвинская семинарія, за два года своего существованія приславшая въ невскую семинарію только 4 учениковъ 2). Не лучше пошло дѣло и въ кирилловской семинаріи. Въ 1791 году Гавріилъ принужденъ былъ заботиться уже о приведеніи ея въ лучшее состояніе. Съ этою цѣлію онъ назначилъ туда ректоромъ кирилловскаго архимандрита Іоакинфа 3). Благодаря заботамъ митрополита она существовала до 1798 г., когда пришлось закрыть и ее: «Кирилловская семинарія, долговременно не посылая въ невскую семинаристовъ, доказываетъ, что тамъ успѣховъ въ ученіи нѣтъ. Того ради оной не быть и денегъ въ оную не отпускать. Семинаристамъ велѣть явиться въ новгородскую семинарію и по экзаменамъ распредѣлить въ тѣ классы, гдѣ способны» *).

Несмотря на то, что первоначальное обученіе духовныхъ дѣтей грамотѣ повсюду возлагалось на самихъ отцовъ, въ училища и семинаріи часто поступали безграмотные, съ которыми подолгу приходилось здѣсь биться, чтобы научить ихъ сносному чтенію и болѣе или менѣе правильному письму. Митрополиту неоднократно приходилось дѣлать распоряженія, чтобы «необучившихся чтенію и письму въ семинарію не набирать» * 2 * 4 5). Но очевидно и эти распоряженія мало имѣли успѣха, и потому чтобы устранить такое нежелательное въ учебномъ дѣлѣ явленіе, м. Гавріилъ учредилъ при духовныхъ правленіяхъ русскія школы съ чисто элементарнымъ общеобразовательнымъ курсомъ обучать мальчиковъ чтенію и письму. Въ эти школы должны быть набираемы дѣти до 10 лѣтъ не обученныя своими отцами. Учителями назначались благонадежные или діаконы, или дьячки, или

*) Новг. Кон. Арх. дѣло 1790 г. № 979.

2) Ibidem дѣло 1792 г. № 1437.

’) Ibidem дѣло 1791 г. № 1150.

4) Новг. Конс. Арх. д. М 1798, № 2641.

s) Новг. Воыг. Арх. д. 1790 г. № 567.

пономари, съ жалованьемъ по 50 руб. въ годъ. Помѣщенія должны давать, гдѣ есть, монастыри, а гдѣ ихъ нѣтъ, тамъ должны быть нанимаемы. Средства какъ для найма помѣщеній, такъ и на жалованье учителямъ, собирать съ церквей, соотвѣтственно ихъ доходамъ. Благочиннымъ вмѣнялось въ обязанность при осмотрѣ церквей съ особеннымъ вниманіемъ слѣдитъ, всѣ ли священно-церковнослужителей дѣти обучаются и кто до 10 лѣтъ остается необученнымъ отдавать въ эти школы, а кто до 12 лѣтъ не обучался, о тѣхъ доносить черезъ правленія его преосвященству 1).

0ь удаленіемъ м. Гавріила въ Новгородъ (16 октября 1799 г.) новгородская семинарія опять должна была вернуться въ свое прежнее состояніе и дѣйствительно была открыта въ 1800 году въ своемъ прежнемъ видѣ. Но удрученный годами и многоразличными трудами Гавріилъ уже не могъ быть особенно полезнымъ для нея: онъ скоро скончался, уступивъ свое первенство въ дѣлахъ церковныхъ и духовнаго просвѣщенія царскому избраннику Амвросію.

\

II.

XVIII вѣкъ былъ временемъ неблагопріятнымъ для развитія монашества въ Россіи. Отношеніе къ нему правительства, распространеніе новыхъ религіозныхъ понятій въ обществѣ и новое направленіе въ жизни—были главными причинами печальнаго состоянія монашества въ половинѣ XVIII вѣка и съ внѣшней, и внутренней стороны клонившагося къ упадку.

Взглядъ Петра В. на монашество, какъ на учрежденіе безполезное для государства *), раздѣляемый нѣкоторыми изъ его преемниковъ * 2 3) былъ причиною самыхъ печальныхъ явленій въ жизни монашества въ XVIII вѣкѣ. Слѣдствіемъ такого взгляда явилось стремленіе правительства сократить число монастырей и монашествующихъ. Учрежденіе (въ 1701 г.) монастырскаго приказа, принявшаго въ свое вѣденіе всѣ монастырскія вотчины, указы 1717 и 1724 гг., которыми

') Ibidem дѣло 1791 г. 36 1200.

2) ГІолн. собр. пост, п распор. по вѣд. пр. исп. т. 1Y, № 1197.

•*) Взглядовъ Петра I на монашество держались Анна Іоанновна н и Екатерина II.

предписывалось помѣщать въ монастыри больныхъ и раненыхъ солдатъ 1) и, наконецъ, распоряженія уже прямо ограничивавшія число поступающихъ въ монахи * 2) дѣйствительно достигали этой цѣли. Богатые монастыри подверглись опасности постепеннаго обѣдненія, а монастыри небогатые быстро пошли по наклону къ крайней бѣдности, матеріальному оскуденію и, наконецъ, закрытію. Во многихъ монастыряхъ «церкви нерѣдко стояли безъ главъ и крестовъ, крыши ихъ проростали мхомъ, кельи, покосившись въ стороны, стояли на подпорахъ, ограды—полуразрушенными» 3 4). Число монашествующихъ сократилось. Во многихъ монастыряхъ умаленіе братства доходило до того, что для совершенія богослуженія приходилось приглашать бѣлаго священника *). При такомъ уменьшеніи братіи въ монастыряхъ большею частію оставались люди престарѣлые, больные, а иногда и всѣ монахи оставляли монастырь—«разбродились розно» и монастырь закрывался. Оскудѣніе монашества въ половинѣ XVIII вѣка возбудило въ Синодѣ даже опасенія, какъ бы монашество не уничтожилось въ Россіи совершенно. Въ 1740 г. Св, Синодъ въ одномъ изъ своихъ докладовь доноситъ императрицѣ, «что въ монастыряхъ монаховъ весьма недостаточно, въ числѣ же наличныхъ многіе ко употребленію въ священ-нослуженіе и прочія монашескія послушанія совершенно неспособные, какъ въ мужскихъ, такъ и въ дѣвичьихъ монахинь таковъ же недостатокъ» 5).

Были и другія причины такого печальнаго состоянія монашества въ половинѣ XVIII вѣка. Новыя религіозныя понятія, распространившіяся въ Россіи подъ вліяніемъ знакомства съ западною Европою и проявившіяся въ высшемъ сословіи въ видѣ религіознаго свободомыслія, особенно со времени вступленія на престолъ Екатерины II, а среди простого народа въ видѣ сектантства съ крайне отрицательнымъ отношеніемъ церкви, вызвали непріязненныя отношенія къ монашеству и въ русскомъ обществѣ. Не могло также благопріятствовать развитію монашества въ разсматриваемое время и ^ювое,

») П. С. 3. Рос. Им. т. IV, 1613, 1686.

2) Таковы указы Петра І, (П. С. 3. т. VII, 4455, 4456, 4572), Анны оавновны (П. С. 3. т. IX, 6585 о Екатерины II (П. С. 3. т. XVI, 12060).

*) Чтен. общ. люб. дух. просв. 1893 г. сент. 166.

4) Ibidem. 162: слово о Балаам. мон. 13 стр. Спб. 1888 г. *

5) Д С. 8. т. XI № 8303.

матеріально-практическое направленіе народной жигни, начавшееся со времени Петра І-го, призвавшаго народныя силы къ разнообразному служенію государству.

Внѣшнему состоянію монашества въ половинѣ ХУIII вѣка, за немногими исключеніями, въ общей массѣ его вполнѣ соотвѣтствовало и внутреннее.

Бродяжничество, составлявшее главный недостатокъ въ жизни монашества въ первой половинѣ XYIII вѣка, существовало и во второй половинѣ этого столѣтія, по крайней мѣрѣ, въ предѣлахъ петербургской и новгородской епархіи. Такъ, Назарій, игуменъ Валаамскаго монастыря, посѣтившій, по порученію м. Гавріила, въ 1795 и 1796 гг. многіе монастыри этихъ епархій, доносилъ митрополиту: «настоятели монастырей жалуются, что многіе изъ монашествующихъ по постриженіи, не выживъ въ томъ монастырѣ года, переходятъ въ другой монастырь, а притомъ и безъ согласія настоятеля, но и тѣмъ бываютъ недовольны и въ томъ поживши полгода просятся въ третій. Чего какъ въ нашемъ— Валаамскомъ, такъ и въ новгородскихъ монастыряхъ происходитъ довольно, отъ чего происходятъ неустройства и дѣлаются (бродяжничествующіе монахи) неспособными къ продолженію монашеской жизни» *). А раньше этого, въ 1786 г., м. Гавріилъ дѣлалъ распоряженіе «чтобы монахи и монахини по дворамъ не шлялись, о чемъ настоятелямъ и благочиннымъ наблюдать и замѣченныхъ представлять митрополиту»8).

Кромѣ бродяжничества какъ въ началѣ, такъ и въ концѣ этого столѣтія, слышны жалобы на, нарушеніе обѣта нестя-жательности, особенно настоятелями монастырей. Извѣстно, что Петръ І-й указывалъ на то, что настоятели монастырей живутъ роскошно 3), то же самое слышимъ въ началѣ второй половины этого столѣтія отъ инока Ѳеодора Ушакова4). М. Гавріилъ также жаловался, что настоятели заботятся только о своихъ карманахъ, а не объ обителяхъ и смотрятъ на монастыри какъ на доходныя мѣста 5).

Вышеупомянутый Валаамскій игуменъ Назарій указывалъ м. Гавріилу и на «пьянство», какъ на порокъ, довольно — .. - —------- •

’) Спб. Конс. Арх. дѣло 1790 г. Л5 249.

2) Ibidem, дѣла 1786 г., № 13241; 1798 г. № 261.

») LL. С. 3. т. IV, 1886.

4) Жизнь Ѳеодора Ушакова, стр. 37.

6) ІГравосл. Обозр. 1876 г. т. I, 492—499.

распространенный среди монаховъ посѣщенныхъ имъ монастырей новгородской и петербургской епархіи *).

Монастырей, въ которыхъ иноческая жизнь была бы строгою, была бы чужда общихъ недостатковъ въ первой половинѣ XVIII вѣка было очень мало; внутреннее состояніе монашества въ это время было очень печально.

Но съ половины этого столѣтія среди монашества начинается движеніе къ строго подвижнической жизни. Это движеніе нашло себѣ сильную поддержку въ лицѣ нѣкоторыхъ архипастырей церкви, прилагавшихъ большія заботы о возвышеніи внутренней жизни въ монастыряхъ. Особенно много потрудился изъ нихъ въ этомъ отношеніи м. Гавріилъ.

Будучи самъ строгимъ инокомъ въ своей жизни и видя въ монашествѣ могущественную силу церкви и лучшее средство для поддержанія религіозной жизни въ народѣ, онъ всѣми мѣрами старался поднять клонившееся къ упадку монашество. Послѣднее было любимымъ предметомъ его архипастырскихъ заботъ. Своею дѣятельностію на пользу монашества, широкой по объему И благотворной по послѣдствіямъ, м. Гавріилъ оставилъ глубокую память на страницахъ исторіи русскаго монашества.

Цѣлью всей своей долголѣтней на пользу монашества дѣятельности м. Гавріилъ поставилъ возрожденіе монашества въ духѣ древняго подвижничества. Въ этомъ отношеніи Гавріилъ былъ представителемъ тѣхъ немногихъ лучшихъ людей русскаго общества XVIII вѣка, которые, какъ и правительство, желали преобразовать современное монашество, но не руководясь тѣми исключительно практическими соображеніями, какія преслѣдовала правительственная власть. Они стремились возстановить монашество въ духѣ древняго иночества, имѣя въ виду то высокое значеніе, то благотворное вліяніе, какое оно всегда оказывало на религіозно-нравственную жизнь народа. Требовались дѣйствительныя, вѣрныя средства, чтобы исправить современное ему монашество, чтобы достигнуть намѣченной имъ цѣли и м. Гавріилъ, который, по словамъ архим. Ѳеофана, одного изъ опытныхъ въ иноческой жизни старца, былъ глубокимъ знатокомъ монашеской жизни—«монашество, даромъ что все по школамъ учился, зналъ лучше

’) Спб. Конс. Арх. дѣло 1796 г., № 249.

нашего» '), замѣчательно вѣрно опредѣлилъ ихъ. Эги средства, вытекая изъ существа дѣла, скорѣе всего приводя къ цѣли и обусловливаясь обстоятельствами времени, не потеряли еще своего значенія и до настоящаго времени. Чтобы улучшить внѣшнее и внутреннее состояніе монастырей м. Гавріилъ во-первыхъ, назначалъ настоятелями не ученыхъ монаховъ, которые, не подготовленные къ этой должности предварительнымъ иноческимъ воспитаніемъ и при томъ занятые больше своими учеными должностями, не имѣли благотворнаго вліянія на образъ жизни подчиненныхъ, какъ мало занимались и устроеніемъ монастырей, а простыхъ, но опытныхъ въ духовной жизни, иноковъ; во-вторыхъ, старался ввести въ монастыряхъ общежитіе и, наконецъ, чтобы возбудить духъ древняго подвижничества, заботился о распространеніи среди монашества знанія святоотеческой аскетической письменности.

Руководясь тѣмъ воззрѣніемъ, что для возстановленія монастырей нужны не ученые монахи, а простые иноки, которые бы своимъ примѣромъ могли вліять на братію, Гавріилъ, приступая къ благоустроенію монастырей, обратился за настоятелями не въ лавры, а въ пустыни, славившіяся строгостію жизни братіи. Обители: Островская, Саровская, Софроніева — сдѣлались питомниками, изъ которыхъ онъ вызывалъ иноковъ для устройства клонившихся къ упадку монастырей * 2). Назначаемые имъ настоя-

*) Странникъ 1862 г., янв. стр. 109.

2) При этомъ, правда, м. Гавріилу пришлось вступить въ борьбу со старымъ обычаемъ назначать въ настоятели ученыхъ монаховъ и защищавшими этотъ обычаи членами Синода. Въ запискахъ архим. Ѳѳофава сохранился интересные разсказъ относительно назначенія архимандритомъ Тихвинскаго монастыря перваго „неученаго" инока Игнатія. Посѣтивъ лично Тихвинскій монастырь Гавріилъ нашедъ его въ большомъ упадкѣ и спрашивалъ Ѳеофана, кого бы назначить туда архимандритомъ? Послѣдній указалъ на пѣсношскаго строителя Игнатія хорошо извѣстнаго ему по совмѣстной жизни въ Сѣваксарской пустынѣ. Но, когда Гавріилъ представилъ Синоду докладъ о состояніи этого монастыря съ просьбою назначить туда архимандритомъ Игнатія, послѣдній отказалъ. Цѣлыхъ полгода Синодъ не хотѣлъ производить Игнатія въ архимандриты, какъ пѳ учившагося пи богословію, ни другимъ наукамъ, по, наконецъ, уступилъ. Митрополитъ радовался, получивъ согласіе Синода: „ну слава Богу Синодъ согласился!" сказалъ онъ Ѳеофану. Съ этихъ поръ, замѣчаетъ послѣдній, и началось производство въ настоятели неученыхъ. Странникъ. 1862 г., янв. 78—79.

тели монастырей были люди испытанные, надежные, хорошо извѣстные ему или лично, или по отзывамъ лучшихъ представителей монашеской жизни, съ которыми м. Гавріилъ находился въ постоянномъ общеніи, такъ что о немъ можно было сказать, что не было ни одного подвижника, съ которымъ бы онъ не былъ въ духовномъ общеніи или личномъ или письменномъ ’).

Поручая дѣло востановленія монастырей опытнымъ въ духовной жизни инокамъ и чрезъ нихъ стараясь распространить духъ древняго подвижничества, м. Гавріилъ и самъ непосредственно заботился о возвышеніи иноческой жизни. Онъ писалъ въ монастыри письма, посланія и наставленія, въ которыхъ увѣщевалъ монаховъ къ жизни строгой, къ точному соблюденію иноческаго устава. Онъ самъ составилъ въ 1796 г. для монастырей своихъ епархій правила общежитія, съ цѣлью введенія въ нихъ этого рода монашеской жизни. Правиламъ предшествуютъ примѣры и свидѣтельства въ пользу общежитія, заимствованные изъ новозавѣтнаго ученія, отеческихъ и церковныхъ постановленій; затѣмъ, излагаются самыя правила, числомъ 20, содержаніе которыхъ составляетъ сущность всякаго монастырскаго общежитія. Въ нихъ говорится о томъ, что монахи должны имѣть общую трапезу, общую одежду; не употреблять вина, должны жить во взаимномъ согласіи и въ послушаніи настоятелю, который долженъ учить, наставлять братію, служить ей примѣромъ и т. д. 2).

Признавая важное значеніе за чтеніемъ аскетической литературы въ дѣлѣ возбужденія духа подвижничества, м, Гавріилъ много содѣйствовалъ распространенію среди монашествующихъ знанія святоотеческихъ твореній. Онъ разсылалъ по монастырямъ книги Іоанна Лѣствичника, Исаака Сирина и друг. 3). Но особенно важнымъ дѣломъ его въ этомъ отношеніи было ивданіе «Добротолюбія». Изданіе такой книги какъ «Добротолюбіе», которая можетъ быть названа «энциклопедіею православно-христіанскаго аскетизма», которай давала возможность каждому иноку ознакомиться съ аскети-

]) Правосл. Собесѣдн. 1875 г. ч. II, 343 См. письма м. Гавріила: къ строителю Пахомію, къ Ѳеофану, игумену вовоезерскому, къ архим. Іосифу и др. Сказ. о жизн. и труд. м. Гавріила. Макарій, 142—143.

г) Ыовг. Конс. Арх. д. 1795 г. № 2047; Макарій. Сказ. о жиз. и тр. м. Гавріила 135—138, гдѣ приведены только иравила безъ предисловія.

3) Валаамскій мон. 1864 г. 83; арх. Макарій. Ibidem. 64, 68.

ческою письменностію, при недостаткѣ изданій этого рода литературы,. имѣло важное значеніе въ дѣлѣ распространенія среди монашествующихъ знаній аскетической письменности.

Начало дѣятельности м. Гавріила на пользу монашества относится еще ко времени управленія имъ тверского епархіею. Здѣсь вниманіе его обратила на себя Нилова пустынь. По штатамъ 1764 года, какъ извѣстно, она отнесена была къ числу «знатныхъ» пустынь '). Это обстоятельство, можно думать, и было внѣшнимъ побужденіемъ для преосв. Гавріила обратить особенное свое вниманіе на нее, такъ какъ внутреннее состояніе ея далеко не соотвѣтствовало ея знатности 2). Для того, чтобы поднять внутреннее состояніе монастыря, чтобы вкоренить въ монахахъ духъ древняго иночества, Гавріилъ написалъ въ 1764 г. подробныя наставленія объ обязанностяхъ всѣхъ должностныхъ и отправляющихъ разныя послушанія лицъ монастыря, объ* управленіи монастыря соборномъ, объ обязанностяхъ братіи келейныхъ, о поведеніи ихъ въ церкви, о содержаніи трапезы и больницы, о снабженіи братіи одеждою, о часахъ богослуженія и о штрафованіи за вины. Въ томъ же году онъ написалъ другое посланіе съ увѣщаніемъ «къ жизни трезвенной, цѣломудренной, кроткой и благоговѣйной». Въ 1765 г. имъ дано было предписаніе «новопостриженныхъ монаховъ поручить подъ надзоръ опытныхъ въ духовной жизни старцевъ и находиться имъ подъ этимъ надзоромъ дотолѣ, пока честнымъ и воздержнымъ житіемъ окажутъ себя достойными имѣть надзоръ надъ другими новопостриженными; безъ благословенія надзирателей ничего не дѣлать и быть имъ всегда покорными». Въ слѣдующемъ году преосв. Гавріилъ сдѣлалъ новое распоряженіе, чтобы всѣхъ живущихъ въ монастырѣ съ надеждою постриженія обучать * какому-либо мастерству, напр., столярному, слесарному, сапожному, портному и друг., которыми бы они, по принятіи постриженія, могли заниматься въ пользу монастыря и тѣмъ предохранять себя отъ пагубной для нихъ праздности 2). Не оставлялъ Гавріилъ своими заботами Нилову пустынь и въ то время, когда находился на петербургской каѳедрѣ. Такъ, въ 1789 г. Св. Синодомъ, при его посредствѣ и, по всей вѣроятности, по его

*) П. С. 3. т. XVI, 12060.

2) Успенскій. Опис. Ниловой пустыни. Тверь 1886 г. 45—48.

мысли, дано было тверскому епископу Тихону порученіе «сдѣлать свои наблюденія касательно исполненія въ пустыни устава общежительнаго и прои8весть въ ней соотвѣтствующее оному уставу расположеніе». Заботы преосв. Гавріила о Ниловой пустыни, оказалось, не пропали даромъ. Преосв. Тихонъ, посѣтивъ Нилову пустынь, нашелъ, что «поведеніе обитающихъ въ ней подъ присмотромъ настоятеля вполнѣ соотвѣтствуетъ монашескому житію общежительному* ').

Болѣе широкіе размѣры приняла дѣятельность Гавріила на пользу монашества со времени вступленія его на петербургскую каѳедру. Благодаря его заботамъ многіе монастыри арвгородской и петербургской епархіи, какъ по внѣшнему, такъ и внутреннему своему состоянію, клонившіеся къ полному упадку, были не только спасены отъ запустѣнія, но и достигли высокой степени благоустройства.

Къ числу монастырей, обязанныхъ м. Гавріилу своимъ благоустройствомъ, прежде всего нужно отнести Александро-Невскую лавру.

Подъ руководствомъ м. Гавріила въ ней сооруженъ вели-л явственный соборный храмъ во имя св. Троицы, имъ построены: каменныя со стороны Невскаго проспекта врата, а надъ ними церковь во имя Божіей Матери Всѣхъ Скорбящихъ Радости, каменная отъ этихъ вратъ вокругъ площади ограда, такія же ограды внутри монастыря до черной рѣчки, отдѣляющія Лазаревское и новое Лаврское кладбище, а также двѣ каменная ограды по лѣвому берегу Черной рѣчки, каменный одноэтажный домъ для богадѣльни и многія другія постройки * 2).

Что касается заботъ м. Гавріила по внутреннему благоустройству Александро-Невской лавры, то приходится, съ сожалѣніемъ, замѣтить, что архивъ лавры или вѣрнѣе жалкіе остатки отъ него 3) не даютъ никакихъ почти свѣдѣній по этому вопросу. Между тѣмъ нельзя предположить, чтобы Александро-Невскій монастырь, обязанный Гавріилу внѣшнимъ благоустройствомъ не былъ предметомъ заботъ митро-

1) Ibidem. 55—56.

2) См. описаніе Ал.-Нѳвскои лав. Спб. 1842 г. 23—24.

3) Пожаръ, бившій въ архивѣ въ 1793 г. и, быть можетъ, ппыя обстоятельства были причиною того, что отъ дѣлъ прошлаго столѣтія въ немъ остались лишь жалкіе остатки, не представляющіе ничего цѣн-

наго.

полита и со стороны внутренняго устройства. Нельзя допустить, чтобы заботясь о благолѣпіи богослуженія и удобствахъ помѣщеній для монашествующихъ, Гавріилъ ограничилъ свои попеченія о жизни послѣднихъ внѣшнимъ огражденіемъ ихъ отъ мірскихъ вліяній и соблазновъ высокою каменпою вокругъ монастыря оградою. Нельзя допустить, чтобы, Гавріилъ, внимательно слѣдившій за внутреннимъ состояніемъ отдаленныхъ монастырей своей епархіи, руководившій жизнью ихъ своими письмами и наставленіями, оставилъ безъ своего надзора и руководства монашествующихъ своего монастыря. И, дѣйствительно, даже въ такомъ распоряженіи н. Гавріила, какъ предписаніе въ 1794 г. «о времени отпиранія и запиранія въ Александро-Невскомъ монастырѣ воротъ», можно усматривать его стремленіе упорядочить внутреннюю жизнь монастыря. Въ этомъ предписаніи митрополитъ строго запрещаетъ монахамъ принимать кого-либо безъ вѣдома благочиннаго и намѣстника, а сторожамъ вмѣняетъ въ обязанность слѣдить, кто къ кому идетъ. Послѣ вечерни въ монастырѣ не должно быть никого изъ постороннихъ, особенно же предписывалось наблюдать это по отношенію къ женщинамъ. Сторожамъ приказано было задерживать всѣхъ возвращающихся въ монастырь послѣ назначеннаго для этого времени и представлять ихъ намѣстнику 1). Извѣстно также, что въ 1782 г. Гавріилъ вызывалъ въ Александро-Невскій монастырь изъ Софроніевой пустыни для занятія нѣкоторыхъ должностей и съ цѣлію благоустроенія его пять опытныхъ и трудолюбивыхъ въ жизни монашеской иноковъ 2).

Многимъ обязанъ м. Гавріилу монастырь Валаамскій, приведенный имъ въ цвѣтущее состояніе изъ полнаго запустѣнія.

Печальную, дѣйствительно, картину представлялъ Валаамскій монастырь около 1780 года. Зданія разрушались, монаховъ было мало, да и тѣ престарѣлые. Некому было отправлять богослуженіе, почему и назначены туда были бѣлый священникъ и 4 причетника ь).

Для устройства пришедшаго въ такое запустѣніе мона- * 3

*) Лавр. арх. дѣло № 1188.

!) Макарій,. Сказ. о жиз. и тр. м. Гавріила. 172.

3) Слово о Валаамек. мон. Спб. 1888 г. 14 стр.

стыря Гавріилъ вызвалъ въ 1781 г. изъ Саровской пустыни хорошо извѣстнаго ему старца Назарія *) и поручилъ ему ввести здѣсь общежительный уставъ Саровской обители. Сущность этого устава, раздѣляющагося на двѣ части, изъ которыхъ въ первой изложены правила благочинія, а во второй— порядокъ отправленія богослуженія, заключается въ слѣдующемъ: Для всей братіи опредѣлено строгое общежитіе, общія молитвы въ церкви во время богослуженія, общая трапеза и общіе труды; никому изъ братіи не позволялось безъ вѣдома и надзора настоятеля имѣть какія бы то ни было сношенія съ посторонними лицами чрезъ письменную бесѣду; по отношенію къ приходящимъ въ монастырь богомольцамъ предписанъ радушный пріемъ, а къ бѣднымъ посильная помощь съ удаленіемъ мысли, что обитель можетъ обѣднѣть отъ подаяній. Въ общественномъ богослуженіи и во время келейнаго правила, совершаемаго въ церкви предписано совершать общія монастырскія правила, пѣніе положено столповое, въ два голоса пѣть и читать запрещалось; во всю первую недѣлю великаго поста предписывалось соблюдать неусыпное пѣніе, по уставу' обители неусыпаемыхъ, какъ изображенъ послѣдній въ житіи Ѳеодора Студита. Впрочемъ, при введеніи общежительнаго устава, согласно съ древними обычаями Валаамскаго монастыря, оставлены неприкосновенными — жизнь скитская и отшельническая 2). Въ 1787 г., чтобы ободрить игумена съ братіею въ подвигахъ на пустынномъ Валаамѣ, м. Гавріилъ прислалъ въ монастырь грамоту, въ которой, призывая подражать примѣрамъ святыхъ подвизавшихся на Валаамѣ, онъ увѣщеваетъ братію ревновать о неуклонномъ исполненіи правилъ введеннаго у нихъ устава общежительнаго. Съ тою же цѣлію возбудить въ братіи духъ древняго подвижничества и дать руководство для духовнаго

*) Настоятель пустыни Пахомій и мѣстный епископъ Ѳеофилъ, желая удержать у себя знаменитаго отшельника, представили о немъ Гавріилу отзывъ, какъ о человѣкѣ «скудоумномъ». Па это послѣдній, понявъ истинный смыслъ представленія, отвѣчалъ: «у меня много своихъ умниковъ, пошлите мнѣ вашего глупца». Послѣ этого пришлось уже невольно отпустить Назарія. А Гавріилъ на другой же годъ писалъ о старцѣ Назаріи тамбовскому преосвященному: „благодарю за увольненіе о. Назарія, онъ въ Валаамскомъ монастырѣ устроилъ порядокъ пустынный". Макарій. Сказ. о жиз. и тр. м. Гавріила 63—64.

2) Валаамскій мон. 88—94.

дѣланія м. Гавріилъ послалъ въ Валаамскій монастырь книгу Іоанна Лѣствичника съ такою надписью: «сею св. Іоанна Лѣствичника книгою благословляю братію Валаамской обители, пастырски увѣщая, да почерпаютъ изъ нея правила и наставленія къ совершенству душеспасительнаго христіанскаго житія» *).

Благодаря покровительству и помощи 2) м. Гавріила и неутомимой дѣятельности игумена Назарія, Валаамскій монастырь скоро пришелъ въ цвѣтущее состояніе. Въ немъ построены были церкви:—каменная Успенская (1785 г.) Никольская (1793 г.), Преображенская съ колокольнею (1794 г.) и другія, и много зданій для помѣщенія монашествующихъ, странниковъ и рабочихъ 3). Внѣшнему благоустройству вполнѣ соотвѣтствовало и внутреннее. Молва о духовной жизни валаамскихъ иноковъ стала привлекать сюда иноковъ изъ другихъ русскихъ монастырей. Слава о благоустройствѣ обители распространилась даже за предѣлы Россіи. Изъ Аѳонскихъ монастырей приходили посмотрѣть на Валаамскую обитель и по ея правильной организаціи въ духѣ православнаго аскетизма предпочитали ее даже монастырямъ Аѳонской горы 4).

М. Гавріилу обязаны своимъ устройствомъ клонившіеся къ упадку монастыри: Тихвипскій, Клопскій, Моденскій, Кирилло-Новоезерскій (Новгородской епархіи), Зеленецкій и Троицко-Сергіева пустынь (Петербургской епархіи). Средствомъ къ оживленію этихъ запустѣвшихъ монастырей служило введеніе въ нихъ общежитія и назначеніе настоятелями опытныхъ старцевъ. Въ 1795 г. митрополитъ составилъ правила общежитія въ 20 пунктахъ, о которыхъ уже было говорено, и предписанъ новгородской консисторіи разослать ихъ въ копіяхъ въ монастыри: Иверскій, Тихвинъ, Вяжиц-кій, Клопскій, Отенскій, Моденскій, Кирилло-Новоезерскій, Дымскій (возстановленный имъ въ 1794 г.) и въ Филиппо-Ирабскую,пустынь (возобновленную въ 1792 г.) для должнаго исполненія 5). Въ томъ же 1795 г. митрополитъ утвер-

‘) Ibidem. 95—96.

3) Ibidem. 68.

а) Ibidem. 65—68..

4) Ibidem 97—100

5) Новг. Конс. Арх. дѣло 1795 г. № 2047.

дилъ правила общежитія въ 15 пунктахъ для Сергіевой пустыни х), Изъ настоятелей—устроителей этихъ монастырей особенно много иотрудились—Игнатій, по устроенію Тихвинскаго и Зеленецкаго монастырей s) и Ѳеофанъ по устроенію Моденскаго и Новоезерскаго монастырей 3).

Дѣятельность м. Гавріила на пользу монашества но ограничивалась ввѣренными ему епархіями, Его ходатайству обязанъ своимъ возобновленіемъ московскій Симоновъ монастырь, предназначенный за обветшалостію къ упраздненію *). У него находили пріютъ и защиту многіе иноки другихъ епархій, напр., Ѳеодоръ Ушаковъ, старецъ Адріанъ и др. 5). Къ нему же, какъ имѣвшему общеніе съ подвижниками, обращались многіе архіереи съ просьбами рекомендовать имъ въ настоятели своихъ монастырей надежныхъ и опытныхъ въ духовной жизни иноковъ 6).

И. Покровскій.

(Окончаніе будетъ) * 2 3 4 5 6

*) Спб. Конс. Арх. дѣло 1795 г. № 17070.

2) Ibidem, дѣло 1792 г. № 15375.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Странникъ 1862 г. I, 114—118.

4) Макарій, арх. Сказ. о нс. и тр. м. Гавріила 69—71.

5) Ibidem. 73—74.

6) Какъ-то: архангельскій, ростовскій (см. письма Гавріила къ строителю Саровской пустыни Пахомію и арх. Ѳеофану. Макарій. Ibidem и Казанскій (см. письма м. Гавріила къ Амвросію казанскому. Правосл. Обозр. 1876 г. 486-488.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.