В-пятых, единый социальный налог, рассчитанный по регрессивной системе, т. е. чем больше ФОТ, тем меньше ставка, не облегчил налоговое бремя большинства предприятий, преимущества получили только крупные предприятия, ибо их ставка при ФОТе свыше 600 тыс. рублей составила только 5 %, а у предприятий с размером ФОТ до 100 тыс. рублей - 35 %. Такой разрыв в ставках экономически не оправдан и ставит налогоплательщиков в неравные условия.
В-шестых, в налоговом кодексе почти не затронуты вопросы малого бизнеса, хотя данная проблема очень важна и нуждается в срочной разработке, особенно в части предоставления льгот.
Несмотря на указанные недостатки, безусловно новый налоговый кодекс имеет и положительный характер, поскольку он снизит налоговую нагрузку для налогоплательщика путём сокращения числа налогов, их ставок, что увеличит собираемость налогов и доходы государственного бюджета.
РЕФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ЛАТВИИ
Л.М. ЧЕРНЯКЕВИЧ ст. науч. сотр. МарГТУ, к.э.н.
Автор статьи изучала экономическую организацию ведения лесного хозяйства в Латвийской ССР в 70-е годы. В октябре 2001 г. в период стажировки ознакомилась с практикой реформ в лесном хозяйстве Латвии, Эстонии, Швеции по программе профессиональной переподготовки государственных служащих «Государственное строительство и управление» для руководителей и специалистов территориальных органов управления лесным хозяйством. Программа разработана Всероссийским институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства и утверждена Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Проблемы структурных реформ в лесном хозяйстве России широко обсуждаются учеными и практиками, в государственных структурах и в трудовых коллективах. При выборе структуры управления лесами важно учесть интересы всех субъектов лесных отношений: населения, государства, лесопользователей, лесовладельцев, общественных организаций, и обеспечить выполнение основного принципа управления лесами
- принципа устойчивого развития. Целью устойчивого управления лесами в соответствии с «Концепцией устойчивого управления
лесами в Российской Федерации» является сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного неистощительного и многоцелевого лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия. Термин «устойчивое развитие» возник при попытке найти оптимальное соотношение между экономическим ростом и сохранением окружающей среды, при этом имеют в виду, прежде всего способность «удовлетворить потребности нынешнего поколения без угрозы потребностям будущих поколений». Лесной кодекс Российской Федерации закрепил лесной фонд в федеральной собственности. Государство как собственник лесного фонда формирует лесную политику и через государственные органы управления осуществляет ее реализацию.
Большое значение при разработке институциональной и структурной реформы в лесном хозяйстве России имеет изучение опыта реформ в бывших союзных республиках, где лесной сектор традиционно выполняет важную роль в экономике.
Лесная площадь Латвии на 01.01.2001 г. составляла 2887,8 тыс. га, в том числе по-
крытая лесом площадь - 2803,7 тыс. га. Лесное хозяйство Латвии динамично развивающаяся отрасль материального производства. Лесистость территории с 24 % (1930 г.) увеличилась до 45 % (2000 г.). Общий запас древесины увеличился со 176 млн. м3 (1930 г.) до 432 млн. м3 (1988 г.) и 546 млн. м3 (2000 г.). Текущий прирост составляет 16,5 млн. м3. В 1974 г. рубками главного пользования, лесовосстановительными рубками и рубками ухода заготовлено 3399 тыс. м3, в том числе рубками главного пользования и лесовосстановительными рубками 1355 тыс. м3 (40 %). За период с 1992 г. по 2000 г. объем заготовки древесины увеличился с 4 млн. м3 до 11 млн. м3, производство пиломатериалов - с 1300 тыс. м3 (1995 г.) до 3850 тыс. м3 (2000 г.) [6].
Латвия, провозгласившая политическую и экономическую независимость в 1990 г., реформировала систему управления лесами. Государство осуществило бесплатный возврат лесных земель в собственность наследникам тех владельцев, которые имели лес в частной собственности по состоянию на 1940 г. Структура собственности на леса по состоянию на 01.01.2001 г.: государственные леса - 49,9 %, частные леса - 42,9 %, иные формы собственности - 7,2 %. Основными направлениями реформ являются [3]:
- уменьшение роли государства и его уход из сферы предпринимательства;
- создание благоприятной среды для привлечения и осуществления инвестиций;
- поддержка развивающегося частного сектора;
- разработка новых стратегий, законов, планов и политик.
Дискуссия по формированию лесной политики в Латвии началась в 1996 г. при широком участии всех групп интересов: ле-совладельцев, лесопользователей, общественности, населения, неправительственных организаций. Лесная политика, утвержденная Кабинетом Министров Латвии в апреле 1998 г., направлена на сбалансирование интересов общества путем создания благоприятных условий для экономического развития, сохранения экологических ценностей лесов Лат-
вии, обеспечения социальных функций леса и оптимизации законодательства.
Лесная политика Латвии содержит решение следующих вопросов:
1. Леса и лесные земли.
2. Принадлежность леса.
3. Экономические вопросы.
4. Леса и окружающая среда.
5. Социальные вопросы.
6. Роль государства в обеспечении долгосрочного и оптимального ухода за лесом.
7. Лесное образование, лесная наука и информатизация.
Лесной политикой сформулирован главный принцип лесоуправления, согласно которому нормативные и надзорные функции должны выполнять государственные учреждения, а функции владельца - хозяйственные организации [2]. Лес признается национальным богатством, не зависимо от формы принадлежности, и свободно доступен всем; гарантируются одинаковые права владельцам и одинаковые их обязанности. Экономическая цель лесной политики -обеспечивать долгосрочное и оптимальное развитие и рентабельность лесного сектора, учитывая экологические и социальные требования, создать условия для наиболее возможного прироста добавленной стоимости. Экономические вопросы лесной политики рассматривают государственный лес как государственный капитал с учетом выполнения лесом специфических общественных функций. Государство как владелец капитала имеет интересы: ценность капитала (леса) не должна уменьшаться, а увеличиваться; владелец (государство) желает иметь доход от своего капитала (леса). Лесная политика оставляет за государством четыре основные функции: нормативную, контроля, владения и поддержки.
До принятия лесной политики все четыре функции выполнялись Государственной службой леса, имеющей статус Министерства, т. е. сами писали законы, исполняли и контролировали их выполнение. В ходе реорганизации Государственная служба леса и Лесной департамент вошли в состав Министерства сельского хозяйства. Норматив-
ная функция была закреплена за Лесным департаментом, имеющим штат 15 человек. Остальные функции: владение, поддержка и контроль - закреплены за Государственной службой леса (ГСЛ). Центральный аппарат Государственной службы леса имел штат 34 человека. В подведомственном подчинении ГСЛ имела 32 лесхоза, 300 лесничеств, 2000 обходов. Финансирование Государственной службы леса осуществлялось за счет бюджета. Лесохозяйственный сектор экономики Латвии оставался убыточным. Цены на лесные ресурсы были фиксированными и не зависели от рыночных цен на древесину и возмещения затрат на лесное хозяйство. Часть древесины на корню продавалась на лесных аукционах.
Дальнейшее реформирование государственного управления лесами Латвии произошло в начале 2000 г. Институциональная основа лесной политики закреплена в лесном законодательстве («Закон леса», «Закон государственной лесной службы», «Закон охоты»), законодательстве защиты природы и окружающей природной среды («Закон защиты пород и биотопов», «Закон защитных полос», «Закон о природных территориях особенной защиты»). Разработку политики и стратегии в отношении леса, и на их базе составление нормативных актов, осуществляет Лесной сектор Министерства земледелия. Контроль и надзор за эксплуатацией леса, не зависимо от формы собственности, поручен ГЛС. В структуре ГЛС находятся 26 надлесничеств, 197 лесничеств, 833 обхода, лесная опытная станция.
Для ведения лесного хозяйства в государственных лесах создана новая структура (доходное предприятие) - государственное акционерное общество «Государственные леса Латвии» (ГАО «ШМ»), Держатель акций - Министерство земледелия Латвии. ГАО «ШМ» не является собственником государственных лесов, а выполняет хозяйственное управление ими. Во владении ГАО находится 1,37 млн.га покрытой лесом площади или 47 % всех лесов Латвии. Структура управления имеет три уровня: центральная администрация, 8 лесных хозяйств, 97 лесных
участков. Главные виды деятельности: эксплуатация лесов, охотничье хозяйство, производство и реализация сертифицированного посадочного материала, предоставление услуг в сфере отдыха, эксплуатация недвижимой собственности. Выполнение лесохозяйственных, лесокультурных работ осуществляется подрядным способом по контрактам. Продажа леса на корню производится по условиям долгосрочных договоров (в 2000 г. -2,5 млн.м3 или 67 % от общего отпуска древесины по главному пользованию) и аукционов (1,26 млн.м3 или 33 %). Рубками ухода и санитарными рубками дополнительно заготовлено 1 млн.м3 древесины. Текущий прирост в лесах эксплуатируемых ГАО «ШМ» составляет 7,04 млн.м3 в год (100 %), в том числе в
л
сосновых лесах - 2,99 млн.м (42,5 %), еловых - 2,02 млн.м3 (28,7 %), березовых - 1,55 млн.м3 (22 %).
Важным вопросом в организации лесопользования является отвод лесосечного фонда. Некачественный отвод приводит к занижению объемов отпуска древесины, выхода ценных сортиментов и, в конечном итоге, к снижению доходности лесного хозяйства и поступлений в бюджет государства. В полевых условиях нашей группе продемонстрировали учет древесины на лесосеке, отводимой под рубки главного пользования. Отвод производится сплошным перечетом. Прибор оснащен компьютерной программой для фиксирования данных. Результатом обработки полученных данных является сортиментный план. Цена за древесину, отпускаемую на корню, определяется от рыночной цены продажи сортиментов (франко лесосека) за минусом затрат на лесосечные работы и подвозку к дороге. Конкретная цена в долгосрочных договорах устанавливается методом переговоров, аукционная цена
- на конкурсной основе. Средний уровень цены за 1м3 древесины, отпускаемой на корню, в 2000 г. на аукционах сложился 9,52 доллара и в долгосрочных договорах 7,02 доллара. Критериями аукционной продажи являются цена и отсутствие у претендентов задолженности в бюджет.
Доходы от продажи леса на корню являются основным источником доходов предприятия: в 2000 г. они составили 15.7 млн.латов или 93,1 % от общей суммы доходов. Доходы от прочей деятельности: арендная плата за охотничьи угодья - 0,41 млн.латов, услуги по восстановлению леса -0,33 млн.латов, продажа семян и саженцев -0,23 млн.латов. В структуре расходов ГАО «ШМ» фиксированный платеж в бюджет составил 7,7 млн.латов (46,2 %). В 2000 г. предприятие получило прибыль, при этом сектора рекреации и «Семена и саженцы» были убыточными. Учреждая ГАО «Государственные леса Латвии», государство определило цель его деятельности - реализовать интересы государства по сохранению, восстановлению и эффективной долгосрочной эксплуатации государственных лесов. ГАО «ШМ», берет на себя «ответственность эксплуатировать самую большую ценность Латвии - лес - так, чтобы лесное хозяйство было растущей и прибыльной для государства отраслью» [5].
В условиях России адаптация лесного хозяйства к рыночным условиям происходит болезненно и для работников отрасли, и для природы. Лесное хозяйство, как отрасль материального производства, занятое лесовы-ращиванием, сохранением и использованием лесов, получит эффективное развитие на основе единства экономических, социальных и экологических интересов только при разработке экономического механизма адекватного рыночным условиям. В рыночных условиях лесное хозяйство не будет эффективно функционировать, находясь на сметнобюджетном финансировании по остаточному принципу. Природные лесные богатства России при рациональном управлении способны обеспечить получение доходов, необходимых для своего воспроизводства и пополнить бюджет государства.
Правительство Российской Федерации в «Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» определило следующие базовые принципы структурной политики государства:
- конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
- минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
- открытость экономики;
- либерализация экономической деятельности на микроуровне.
Реформе управления лесным хозяйством в России должна предшествовать выработка и принятие лесной политики, формулирование целей и стратегических задач; реформирование экономики лесных отношений, формирование экономической доктрины лесного хозяйства, предусматривающей реальное финансовое обеспечение полномочий, возложенных на управленческие структуры разного уровня.
Литература
1. Лесная служба Латвии реформируется // Лесной бюллетень. - 1998. - №8-9
2. Национальная лесная политика России / Труды междун. науч.-практ. конф., 11-12 октября 2001. -М.: МГУЛ, 2002.-217 с.
3. Петров А.П., Мелниш А., Талиярв А., Наслунд Б-А., Густафсон М. Управление лесами в переходной экономике (onbit реформ в России и странах Балтии). - Пушкино: МПР РФ, ВИПКЛХ, 2001.-159 с.
4. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. - М.: Юриспруденция, 2001. - 160 с.
5. Отчет Государственного акционерного общества «LUM» за 2000 год.
6. LATVIA'S FOREST SEKTOR. - Ministry of Agriculture of Republic of Latvia, 2000. - 30 c.
7. Чернякевич Л.М. Сравнительные экономические характеристики лесозаготовительного производства по условиям лесопользования (на примере Латвийской ССР, Ленинградской области, Марийской АССР): Дис. канд. эконом, наук. - Ленинград, 1976. - 235 с.