К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Л.М. ЧЕРНЯКЕВИЧ, проф. каф. экономики и финансов МарГТУ, канд. экон. наук
Совершенствование экономического механизма в лесном хозяйстве в соответствии с Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года должно быть направлено на обеспечение его бюджетной самоокупаемости и увеличение лесного дохода. Поставленная задача стано-
вится актуальной также в свете проводимой бюджетной реформы с учетом одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.». Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать
146
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2005
широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования», а основным направлением реформы - поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. В рамках бюджетного и управленческого учета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств будут учитываться не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий бюджет.
В настоящее время большая часть доходов лесного хозяйства в бюджетах формируется за счет платежей от отпуска древесины на корню. Законодательное признание этих платежей неналоговыми поступлениями восстановило рыночный характер цен на древесину, отпускаемую на корню.
Рыночным механизмом установления платежей являются лесные аукционы (торги). В 2003 году из 112,7 млн. м заготовленной древесины по рубкам главного пользования 23,0 млн. м3 (25,9 %) продано на лесных аукционах. Цена обезличенного 1 м3 древесины на аукционах составила 62,2 руб. при 25,1 руб. по минимальным ставкам платежей за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Правительством РФ, то есть выше в 2,48 раза [1]. Проектом Лесного кодекса предусмотрено предоставление права аренды участков лесного фонда для заготовки древесины на срок до 1 года, а единственным критерием определения арендатора - максимальная сумма арендной платы, предложенная участниками аукциона.
Уровень ставок лесных податей зависит от породного состава и товарной структуры лесосечного фонда; расстояния до пункта потребления, определяемого разрядом. Основными факторами, влияющими на превышение аукционных цен над минимальными ставками, являются [1, 5, 6]:
1. Мотивация организаторов лесных аукционов - лесхозов. Самый высокий уровень превышения наблюдался в 2000-2001 гг.,
когда часть средств поступала непосредственно лесхозам. В настоящее время лесные подати и арендная плата полностью поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ и перераспределяются на финансирование лесного хозяйства через механизм бюджетно-сметного финансирования.
2. Превышение предложения над спросом: соотношение выставляемых на продажу лесосек от проданных составило в 2003 году 3:1. Соответственно низкий уровень конкуренции потенциальных покупателей при проведении аукционов.
3. При низких ценах на мелкую и дровяную древесину, отпускаемую на корню, и низком уровне капитализации лесопользователи, приобретающие право на заготовку древесины на аукционах, специализируются преимущественно на заготовке и реализации ценных сортиментов.
4. Транспортная доступность лесосек, продаваемых на аукционе.
5. Существенное влияние на уровень аукционных цен оказывает институциональный фактор - налоговый режим, выбранный лесопользователем для начисления и оплаты налогов и сборов.
Проведенный нами анализ сегментации рынка лесопользования позволил выявить основные категории покупателей права заготовки древесины на аукционе [5]:
- индивидуальные предприниматели и организации, имеющие право на освобождение от налога на добавленную стоимость, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;
- организации - налогоплательщики по обычному режиму налогообложения;
- индивидуальные предприниматели и организации, применяемые упрощенную систему налогообложения;
- физические лица.
Влияние режимов налогообложения на экономические возможности лесопользователей покупателей при определении аукционной цены изучены методом имитацион-
ного моделирования. Сопоставимость сравниваемых вариантов обеспечена по породному и товарному составу древесины, отпускаемой на корню, транспортным условиям, технологии лесозаготовительного производства. Алгоритм расчетов включает [7]:
1. Формирование производственной программы лесозаготовительного производства исходя из маркетингового анализа конъюнктуры рынка и сортиментной структуры лесосечного фонда.
2. Расчет средней цены реализации обезличенного 1 м3 древесины в круглом виде. С учетом взаимозаменяемости сортиментов средний уровень цены колеблется в пределах от 300 р. до 360 р.
3. Расчет нормативных переменных затрат на лесозаготовительное производство (без платежей за древесину, отпускаемую на корню), включающих оплату труда производственных рабочих, расходы на социальные нужды производственных рабочих (единый социальный налог), услуги лесовозного транспорта на вывозке, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
4. Условно-постоянные расходы приняты в размере 30 % от переменных затрат для организации налогоплательщика по обычному режиму налогообложения.
5. Нормативная прибыль определена в размере 15 % выручки от реализации продукции.
6. Определение предельного (порогового) значения цены обезличенного 1 м3 древесины, отпускаемой на корню.
Обработка информации осуществлялась с применением программного продукта «АРМ Лесопользование» и информационных технологий на базе Mikrosoft Excel.
Предельное значение цены за древесину, отпускаемую на корню, зависит от ценовой среды на рынке лесопродукции: с увеличением цен на круглые лесоматериалы лесопользователи имеют значительные резервы для повышения цены за древесину, отпускаемую на корню, на лесных аукционах. Индивидуальные предприниматели и организации, имеющие право на освобождение от налога на добавленную стоимость
или перешедшие на упрощенную систему налогообложения имеют значительные резервы для увеличения аукционной цены по сравнению с организациями налогоплательщиками по обычному режиму налогообложения.
Переход индивидуальных предпринимателей и организаций на упрощенную систему налогообложения осуществляется добровольно, если выполнены ограничения по объему выручки (не более 11 млн. руб. без налога на добавленную стоимость), численности работающих (до 100 человек), доле участия других юридических лиц в уставном капитале (не более 25 %), стоимости амортизируемого имущества (не более 100 млн. руб.) [3]. При переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик освобождается от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество предприятия и единого социального налога, уплачивая отчисления в пенсионный фонд. Объектом налогообложения по упрощенной системе в 2004 г. могут быть выбраны: сумма выручки от продаж и внереализационные доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Физические и юридические лица могут на подрядной основе выполнять лесохо-зяйственные, лесовосстановительные и другие работы. В настоящее время на участках лесного фонда, не переданных в долгосрочную аренду, эти виды работ выполняют лесхозы. До принятия закона РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ лесхозы являлись территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и выполняли хозяйственные функции. В условиях недостаточного бюджетного финансирования на подрядную форму организации передавались частично только рубки ухода. Введение контрактной (договорной) формы выполнения лесохозяйственных работ, предусмотренной в проекте Лесного кодекса, будет определяться налоговыми режимами физических и юридических лиц, которые определяют, наряду с прочими факторами, условия эффективной деятельности исполнителей.
Таблица 1
Влияние налогового режима на предельное (пороговое) значение цены за древесину, отпускаемую на корню
Средняя цена 1 м3 древесины в круглом виде, руб. Объем, м3 Выручка от реализации, тыс. руб. Переменные затраты на лесозаготовки, тыс. руб. Условно-постоянные расходы, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Предельное значение платежей за древесину, отпускаемую на корню
всего, тыс. руб. на 1 м3, руб.
Индивидуальные предприниматели и организации, имеющие право на освобождение от налога на добавленную стоимость
300 13320 3996,0 2380,28 689,3 599,4 327,0 24,5
320 12480 3993,6 2230,18 689,3 599,0 475,1 38,1
340 11760 3998,4 2101,5 689,3 599,7 607,8 51,7
360 11080 3988,8 1980,0 689,3 598,3 721,2 65,1
Организации - налогоплательщики по обычному режиму налогообложения
300 13320 3386,4 2297,6 689,3 508,0 -108,4 -8,1
320 12480 3384,4 2152,7 689,3 507,7 34,7 2,8
340 11760 3388,5 2028,5 689,3 508,3 162,4 13,8
360 11080 3380,3 1911,2 689,3 507,0 272,8 24,6
Индивидуальные предприниматели и организации, применяемые упрощенную систему налогообложения
300 13320 3996,0 2223,1 689,3 599,4 484,2 36,3
320 12480 3993,6 2082,9 689,3 599,0 622,4 49,8
340 11760 3998,4 1962,7 689,3 599,7 746,6 63,5
360 11080 3988,8 1849,2 689,3 598,3 851,9 76,8
Лесозаготовки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в России (Постановление Правительства РФ от 17. 02. 2003), как и в мировой практике, наряду с лесоводством объединены понятием «лесное хозяйство» и включены в группу «Сельское хозяйство. Лесное хозяйство». Стимулирование предприятий к проведению лесозаготовок, работ и услуг в области лесоводства, полному освоению лесосечного фонда и развитию рыночных отношений в лесном хозяйстве может быть реализовано через налоговый режим, подобный единому сельскохозяйственному налогу. Переход на уплату единого лесохо-зяйственного налога организациями аналогично с единым сельскохозяйственным налогом должен предусматривать замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого лесохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйствен-
ной деятельности организаций за налоговый период. Организации, перешедшие на уплату данного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Переход на единый лесохо-зяйственный налог позволит увеличить прибыль организаций, соответственно увеличить платежи за древесину, отпускаемую на корню, через процедуру аукционов, обеспечит равные конкурентные условия потенциальным участникам.
Лесохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию, работы, услуги по лесному хозяйству, осуществляющие переработку древесины и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) по лесному хозяйству составляет не менее 70
процентов. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Ставка единого лесохозяйственного налога может быть принята аналогично единому сельскохозяйственному налогу.
Переход на единый лесохозяйствен-ный налог обеспечит условия для капитальных вложений, так как в соответствии с единым сельскохозяйственным налогом расходы на приобретение основных средств принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Механизм влияния введения единого лесохозяйственного налога рассмотрен в работе [7]. Выполненные расчеты показали, что общая сумма доходов бюджета может быть увеличена, так как увеличится налогооблагаемая база за счет перевода лесохозяй-ственных, лесовосстановительных и других работ в лесном хозяйстве на контрактный (подрядный) метод.
Реформирование экономической организации лесного хозяйства в направлении формирования рыночных условий является насущной задачей, требующей системного подхода к специфическому объекту управ-
ления - лесному фонду, составляющему национальное богатство и обеспечивающему решение экологических, социальных и экономических задач развития.
Библиографический список
1. Васин И. А. Лесные торги сегодня. Будут ли они уместны завтра / И. А. Васин // Лесное хозяйство.
- №4. - 2004. - С. 9-11.
2. Моисеев Н.А. Экономический механизм организации устойчивого пользования и управления лесами / Н.А.Моисеев // Стратегия развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации в XXI веке: Материалы междунар. науч. конф. - М.: МГУЛ, 2000. - С. 46-51.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с посл. допол. и изменен.) [Электронный ресурс].
4. Институциональные реформы в лесном хозяйстве: Учебное пособие / А.П. Петров, Н.В. Ловцова, Н.М. Ельчев, И.Б. Хазинов. - М.: МГУЛ, 2001. -153 с.
5. Смоленникова Л.В. Состояние использования и воспроизводства лесных ресурсов с позиции устойчивого управления лесами (на примере Республики Марий Эл) / Л. В. Смоленникова, Л.М. Чернякевич. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001.
- 168 с. - Деп. В ВИНИТИ 07.06.01 №1414 -В2001.
6. Трансформация системы управления лесным хозяйством и ее экономическое обоснование: Отчет по НИР / Л.М. Чернякевич и др. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 279 с.
7. Чернякевич Л. М. Структурные и экономические реформы системы государственного лесоуправ-ления и ведения лесного хозяйства / Черняке-вич Л.М.: Научное издание. - Йошкар-Ола: Мар-ГТУ, 2004. - 260 с.