Оценка лесного дохода
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОЦЕДУР СБОРА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ НА УРОВЕНЬ ЛЕСНОГО ДОХОДА
Л.А. ЧАЙКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, профессор Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Лесной доход представляет собой платеж в государственный бюджет за лесопользование, установленный в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов (лесного фонда).
Лесной доход в 2005 г. составил 10,3 млрд руб. [1]. По прогнозным расчетам, лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, в 2006 г. должны принести в федеральный бюджет около 8 млрд руб. Лесной доход по итогам 2003 г. составил 6,3 млрд руб. без учета таможенных пошлин за вывоз древесины, из них 4,8 млрд руб. было получено за счет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню. В 2004 г. — соответственно 9,9 млрд руб. и 7,2 млрд руб., в 2005 г. — 10,3 млрд руб. и 7,5 млрд руб.
Лесной доход планируется увеличить за счет поднятия минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. В соответствии с федеральным бюджетом на 2006 г. они высчитываются с коэффициентом 1,6 к базовым минимальным ставкам, установленным постановлением Правительства РФ в феврале 2001 г. В 2005 г. этот коэффициент составлял 1,5.
В состав лесного дохода входят следующие виды платежей:
— попенная плата, получаемая от реализации древесины на корню, буреломной, ветровальной и валежной древесины, а также второстепенных лесных материалов (живицы, пней, луба и т. д.) по установленным таксам или посредством торгов;
— прочие поступления лесного дохода: платежи за отдельные виды побочных лесных пользований в лесах государственного значения по установленным таксам; суммы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушителями; суммы неустоек и штрафных санкций за несоблюдение правил отпуска леса в лесах государственного значения.
При переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки изымаемого участка лесного фонда. Указанная плата не входит в состав лесного дохода, направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства.
Распределение платежей за пользование лесным фондом между бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ представлено в таблице.
Часть платежей в виде разницы между минимальными ставками и размерами ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, с учетом повышающих коэффициентов приравнивается к бюджетным средствам, поступает на счета лесхозов и используется для нужд лесного хозяйства. Однако в ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации
Распределение платежей за пользование лесным фондом между бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ [2]
Показатель До 2002 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ
Минимальные ставки 40 % 60 % 100 % 100 % 100 %
Сверх минимальные ставки Лесхозам Лесхозам 100 % 50 % 50 % 100 %
Перевод лесных земель в нелесные Лесхозам Лесхозам 100 % 50 % 50 % 100 %
не указано, к средствам бюджета какого уровня приравниваются указанные денежные средства, не определен порядок их расходования. Налоговый и Лесной кодексы Российской Федерации не указывают, относятся ли к лесному доходу или лесному налогу средства, поступающие на счета лесхозов.
Готовой продукцией лесного хозяйства признается продукция лесозаготовок, получаемая в порядке главного лесопользования, востребованная рынком и реализованная по свободно складывающимся рыночным ценам. Ежегодный объем этой продукции регулируется научно обоснованной расчетной лесосекой, гарантирующей постоянство и неистощимость лесопользования во времени. Состав лесов и возраст их рубки определяются не только условиями произрастания, но и требованиями рынка. При этом в лесном хозяйстве капиталом является только тот лес, который используется, эксплуатируется, находится в хозяйственном обороте, в результате чего приносит определенный доход.
В настоящее время посредством лесных такс проводится оценка лесосечного фонда, поступающего в рубку, и экономическими методами контролируются затраты на лесовыращивание, формируется фонд средств для восстановления леса на вырубках и ухода за созданными насаждениями. Ожидается, что структурная перестройка лесопромышленного комплекса, конечной целью которой является более полная и глубокая переработка древесного сырья, будет способствовать установлению экономически обоснованных цен на всех этапах технологической цепочки движения древесины. При соблюдении справедливого распределения доходов лесного хозяйства оно может и должно стать высокорентабельной отраслью народного хозяйства.
Доходы предприятий лесопромышленного комплекса России в 2006 г., по прогнозам Федерального агентства лесного хозяйства, составят 32
млрд руб. [3].
Согласно новому Лесному кодексу плата за аренду земельных участков устанавливается на основе ставок платы за 1 га участков лесного фонда, которые определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Анализ платежей за пользование лесным фондом. Нормативное регулирование начисления и взимания лесных платежей:
1) Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 01.1997 № 122-ФЗ);
2) Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 (в ред. от 22.12.2005 №176-ФЗ);
3) постановление Правительства РФ от 19.12.1997 № 1601 «Об утверждении положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» (в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2003 № 229);
4) постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №224 «Об утверждении положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование (в ред. от 29.10.2005 № 650);
5) постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 № 345 «Об утверждении положения об аренде участков лесного фонда» (в ред. от 18.11.2006 № 698);
6) постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (в ред. от 18.11.2006 № 698);
7) постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (в ред. от 29.04.2006 № 263);
8) постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 № 647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» (в ред. от 18.11.2006 № 698);
9) инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 19.04.1994 №25 «О порядках и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню (в ред. изменений и дополнений Госналогслужбы РФ от 08.05.1996 №1);
10) приказ Минюста России от 23.01.2002 № 18 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса) (в ред. от 24.12.2004 №199);
11) приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.04.2005 № 97 «Об утверждении порядка организации и проведения лесных аукционов».
В соответствии с новым Лесным кодексом с 01.01.2007 субъектам РФ передаются все полномочия по оперативному лесоуправлению, за исключением полномочий по организации лесного семеноводства, фитопатологическому мониторингу, отраслевой науке и образованию, а также разработке и утверждению нормативно-правовых актов.
Новый Лесной кодекс содержит множество нововведений, которые приведут к изменению системы управления и ведения лесного хозяйства, взвешенная оценка содержания которых возможна только после периода применения их на практике.
На переходный период действия прежних договоров аренды, лесорубочных и лесных билетов предполагается пролонгировать. Разрешается также новая выдача таких документов на период до принятия соответствующих новых нормативно-правовых актов. Кроме того, с 01.01.2007 в собственность регионов передаются лесхозы и имущественные комплексы. Новый Лесной кодекс является законом непрямого действия. Для его реализации необходимо принять не менее 78 нормативных актов с учетом региональных нормативов. 20 из этих нормативов — совершенно новые и не имеют аналогов в существующей нормативной базе лесного хозяйства. На данный момент ни один из них не подготовлен даже на уровне проекта. Правительству и Министерству природных ресурсов
просто не под силу их подготовить. Так, подготовка нормативов для передачи сельских лесов регионам правительством осуществляется в течение уже двух лет. Соответственно, региональные власти, к которым с 01.01.2007 переходит ответственность за управление лесами, работники лесного хозяйства и лесопромышленники пока не имеют возможность подготовиться к вступлению в силу нового Лесного кодекса, поскольку неизвестно, как именно будет применяться большинство его статей.
Новый Лесной кодекс коренным образом меняет всю систему распределения полномочий и прав в области лесопользования, а также систему планирования и отчетности. Новый кодекс предписывает субъектам Российской Федерации создать новую систему, для которой никакой нормативной основы пока нет — ее предстоит создавать «с чистого листа». На это точно уйдут годы — причем как раз те самые годы, когда быстрая либерализация лесопользования может привести к росту воровства леса и других нарушений законодательства.
Лесной фонд будет закреплен за государством. Длительность срока аренды лесных участков составит от 10 до 49 лет. Без проведения торгов арендатор сможет получить участок в собственность на срок от одного года до 49 лет.
Новая редакция лесного кодекса — основополагающий акт в области лесного хозяйства, устанавливающий федеральную собственность на землю лесного фонда. Вводится новая классификация лесов: защитные, эксплуатационные и резервные леса. Управление лесами возлагается на администрации субъектов РФ, а за федеральным центром сохраняется ограниченный объем полномочий по лесоуправлению, контролю и надзору. Увеличивается перечень видов лесопользования. Кроме традиционных семи видов использования леса, вводятся также ведение сельского хозяйства на лесных участках, создание и эксплуатация лесных плантаций, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины.
Основываясь на конституционном принципе совместного ведения Лесным кодексом РФ (далее по тексту — ЛК РФ) 1, лесной фонд рассматривается
1 Статьей 72 Конституции РФ определено, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами
находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
как природный объект, находящийся в совместном управлении РФ и субъектов РФ.
Управление лесным фондом от имени государства в соответствии с ЛК РФ осуществляет федеральный орган управления лесным хозяйством. Основным звеном управления, непосредственно обеспечивающим охрану, воспроизводство и рациональное использование лесного фонда, являются лесхозы.
Согласно ст. 52 ЛК РФ государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территориях субъектов Российской Федерации в части полномочий субъектов Российской Федерации осуществляют соответственно органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Виды лесных платежей: 1) лесные подати при краткосрочном пользовании участками лесного фонда; 2) арендная плата при аренде участков лесного фонда; 3) платежи за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда; 4) неустойки при нарушении правил пользования лесными ресурсами.
В настоящее время действует двухступенчатая система определения ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. На первом этапе Правительство РФ определяет минимальные ставки платы за лес на корню. На втором этапе ставки лесных податей за древесину и другие виды лесопользования дифференцируются с учетом региональных особенностей.
Право установления ставок за все виды пользования предоставлено Рослесхозу. На основе конкретной ставки формируется конкурсная цена — по результатам конкурса (при предоставлении в аренду участка лесного фонда на срок от 1 года до 49 лет), и аукционная цена — соответственно по результатам аукциона (при предоставлении в краткосрочное пользование участка лесного фонда на срок до 1 года).
Платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100 % направляются в федеральный бюджет. Платежи в части, превышающей минимальные ставки, идут в бюджеты субъектов Федерации. Полномочия по установлению ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ2 с 01.01.2007 переданы регионам.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий от 31.12.2005 №199-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2006 № 258-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 2005 г. платежи за пользование лесным фондом выведены из системы налогов.
Основными плательщиками за пользование лесным фондом являются предприятия ЛПК, которые при формировании себестоимости продукции, работ и услуг должны руководствоваться отраслевыми особенностями состава затрат [4]3. В частности, согласно п. 13 Отраслевых особенностей затрат, затраты, образующие себестоимость продукции, должны группироваться в соответствии с их экономическим содержанием.
При этом рекомендуется использовать следующую группировку затрат основных производств лесоэксплуатации, сплавных и лесоперевалочных работ по калькуляционным статьям: плата за древесину, отпускаемую на корню, — на лесозаготовках; сырье и материалы за минусом возвратных отходов — по перерабатывающим производствам; стоимость покупной древесины — на лесозаготовках; оплата труда производственных рабочих — на всех видах производств; отчисления на социальные нужды производственных рабочих — на всех видах производств; расходы на подготовку и освоение производства — на всех видах производств; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — на всех видах производств; услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог — на лесозаготовках; цеховые расходы — на всех видах производств; общехозяйственные расходы — на всех видах производств; прочие производственные расходы — на всех видах производств; коммерческие расходы (расходы на продажу) — на всех видах производств [4, 5].
3 Действует в части, не противоречащей принятым в более позднее время законодательным и иным нормативным правовым актам, регулирующим бухгалтерский учет и налогообложение. До завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Списание произведенных расходов на себестоимость лесозаготовок на сумму арендной платы за аренду участков лесного фонда допускается по дебету сч. 20 «Основное производство» и кредиту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму лесного дохода; дебету сч. 20 и кредиту сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Лесоматериалы круглые и дрова собственной заготовки, отпущенные своим цехам для выработки шпалопродукции, технологической щепы, пиломатериалов и других видов продукции, представляют собой готовую продукцию лесозаготовительного производства, поэтому правомерным представляется предварительное оприходование таких материально-производственных запасов в составе готовой продукции (при этом формируется их производственная себестоимость в соответствии с технологией производства и принятой в организации методикой расчета). После этого стоимость сырья и материалов списывается на соответствующий счет материалов и в дальнейшем — на счет учета производственных затрат по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту счета 43» Готовая продукция»; дебету сч. 23 «Вспомогательные производства» и кредиту сч. 10 — на сумму фактической себестоимости лесоматериалов или дров, отпущенных в цеха переработки.
Себестоимость сырья дифференцируется по сортиментам.
Стоимость отходов, используемых для производства технологической щепы, другие производственные нужды предприятия, а также реализуемых на сторону, в калькуляции товарной продукции лесозаготовок отражается по статье «Возвратные отходы» (вычитаются).
В бухгалтерском учете учет возвратных отходов на сумму стоимости материалов по фактической себестоимости их приобретения или заготовления отражается по дебету сч. 23 и кредиту сч. 10, субсчет «Сырье и материалы»; на сумму стоимости отходов — по дебету сч. 10, субсчет «Прочие материалы» кредит сч. 20; на сумму стоимости отходов, переданных для дальнейшей переработки, — по дебету сч. 23 и кредиту сч. 10, субсчет «Прочие материалы».
Горючее и смазочные материалы и иные аналогичные материалы, используемые при эксплуатации лесовозного транспорта и иных машин и механизмов, учитываются в составе общехозяйственных расходов.
По статье «Стоимость покупной древесины» учитывается плата, взимаемая органами лесного
хозяйства за древесину, заготовленную в порядке рубок ухода и т. п. и переданную в лесу для дальнейшей ее транспортировки и обработки (раскряжевки и пр.) лесозаготовительному предприятию, либо плата за древесину, купленную в лесу у других лесозаготовителей.
Стоимость приобретенной древесины должна включаться на сумму договорной стоимости приобретенной древесины в состав затрат основного производства и отражаться по дебету сч. 20 и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
После осуществления необходимых расходов приобретенная древесина отражается по сч. 43, откуда впоследствии списывается на счет учета продаж (сч. 90 «Продажи») или, если предполагается ее использование для переработки, на счет учета материалов (на сч. 10).
В бухгалтерском учете расходы на оплату труда производственных рабочих на сумму начисленной заработной платы отражаются по дебету сч. 20 и кредиту сч. 70.
Расходы по оплате труда других категорий работников отражаются по прочим счетам учета производственных затрат: управленческого и обслуживающего персонала, осуществляющего функции в интересах всей организации, — на сч. 26 «Общехозяйственные расходы»; управленческого и обслуживающего персонала, занятого в цехах и иных структурных подразделениях организации, а также на работах по обслуживанию машин и механизмов, — на сч. 25 «Общепроизводственные расходы»; рабочих вспомогательных производств — на сч 23 и т. д.
По статье «Отчисления на социальные нужды производственных рабочих» отражаются отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, на обязательное медицинское страхование производственных рабочих (единый социальный налог и суммы, перечисляемые в фонд соцстраха РФ в виде взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
В бухгалтерском учете начисление единого социального налога и страховых взносов отражается по дебету сч. 20 и кредиту сч. 69.
Начисления налога и взносов по заработной плате работников прочих категорий (управленческого и цехового персонала, работников вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств и т. п.) отражаются по дебету соответствующих счетов.
К затратам, включаемым в статью «Расходы на подготовку и освоение производства» по продукции лесоэксплуатации, сплавным и лесоперевалочным работам, относятся, в частности, следующие виды затрат: 1) затраты, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов и оборудования; 2) подготовительные работы; 3) строительство обогреваемых домиков, котлопунктов, пилоточных мастерских, бензозаправок, лесоспусков и других объектов; 4) устройство временных сооружений на нижних складах.
Затраты, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов и оборудования, включаются в себестоимость продукции лесоэксплуатации, сплавных и лесоперевалочных работ в течение двух лет.
Расходы на подготовительные работы к лесозаготовкам включаются в себестоимость продукции пропорционально календарному времени в течение не более 2 лет с учетом объемов заготовки древесины.
Расходы на подготовительные работы к сплаву относятся на себестоимость пропорционально объему приплава древесины в пункты назначения.
Расходы на подготовительные работы к лесо-перевалке относятся на себестоимость пропорционально объемам выкатки (выгрузки), раскряжевки, погрузки и т. д.
Перечисленные виды затрат рекомендуется списывать в течение ряда отчетных периодов, соответствующие расходы должны списываться по дебету сч. 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов учета производственных затрат [4, 5].
В течение указанного периода затраты, учтенные на сч. 97, равными долями списываются на себестоимость продукции по дебету сч. 20 и кредиту сч. 97.
В налоговом учете подобные расходы должны учитываться аналогичным порядком, так как общий принцип признания расходов для целей налогообложения предполагает учет расходов в том налоговом и отчетном периоде, к которому они относятся.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования учитываются в составе общепроизводственных расходов на сч. 25 по каждому структурному подразделению отдельно и ежемесячно списываются на соответствующие счета производства и виды продукции. Затраты, связанные с обслуживанием производства и управлением цехами и другими аналогичными подразделениями, содержанием и эксплуатацией машин и оборудования,
включая ремонт, учитываются на сч. 25, к которому рекомендуется открывать следующие субсчета: 25.1 «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования»; 25.2 «Услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог»; 25.3 «Цеховые расходы» [4, 5].
По дебету этих субсчетов отражается весь комплекс названных расходов с подразделением в аналитическом учете по цехам и другим местам возникновения затрат по статьям, предусмотренным сметой.
К статье «Общехозяйственные расходы» относятся затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом, например: амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); эксплуатация оборудования; все виды ремонта; внутрихозяйственное перемещение грузов (включая стоимость транспортных услуг вспомогательных производств и стоимость транспортных услуг, оказанных сторонними организациями и хозяйствами); прочие расходы (вознаграждение за выслугу лет с отчислениями на социальные нужды, расходы на изготовление технической документации, лизинговые платежи и т. п.).
Общехозяйственные расходы включаются в себестоимость продукции основного производства и в себестоимость той части продукции (работ, услуг) вспомогательного производства, которая выполняется на сторону либо для нужд капитального строительства и других непромышленных хозяйств предприятия. Общехозяйственные расходы распределяются между калькулируемыми видами продукции лесоэксплуатации, лесосплавными и лесоперевалочными работами пропорционально цеховой себестоимости продукции.
Общехозяйственные расходы отражаются по дебету сч. 26 и кредиту счетов учета производственных затрат и списываются порядком, установленным в учетной политике организации.
По статье «Коммерческие расходы (расходы на продажу)» учитываются расходы на сбыт готовой продукции.
Расходы на упаковку, транспортировку и погрузку, входящие в состав расходов на продажу, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем.
Остальные коммерческие расходы могут распределяться между отдельными видами продукции исходя из объема, веса или пропорционально их производственной себестоимости. Кроме того, документами системы нормативного регулирова-
ния бухгалтерского учета допускается списание расходов на продажу непосредственно на счет учета продаж. Следует подчеркнуть, что схема списания расходов на продажу должна быть определена в учетной политике организации.
При организации учета расходов на продажу следует учитывать, что налоговым законодательством введены ограничения по некоторым из таких расходов (например, некоторых расходов на рекламу и представительских расходов). Для целей финансового и управленческого учета произведенные расходы могут приниматься в полной сумме фактически осуществленных затрат.
В бухгалтерском учете расходы на продажу на сумму фактически произведенных расходов отражаются по дебету сч. 44 «Расходы на продажу» и кредиту счетов учета расчетов (60, 76, 71 и т. п.) и производственных затрат (10, 70, 69 и т. д.).
Списание таких расходов рекомендуется производить по дебету сч. 90 и кредиту сч. 44. Кроме того, в себестоимость продукции лесозаготовительных организаций включаются затраты, связанные с содержанием: 1) котлопунктов для обеспечения горячим питанием работников, находящихся на лесосеках, включая оплату труда поваров, входящих в штат лесозаготовительных участков и 2) здравпунктов, находящихся на балансе леспромхозов, расположенных в поселках лесозаготовителей временного типа [4, 5].
Указанные виды затрат в общем случае аккумулируются на сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с последующим распределением между производствами, в интересах которых соответствующие расходы осуществлены.
Общая сумма затрат на производство продукции в каждом периоде складывается из текущих расходов и части единовременных расходов, относимых на продукцию, изготовляемую в данном периоде, в размерах, определяемых с помощью специального расчета.
Расходы по содержанию котлопунктов и здравпунктов учитываются в составе цеховых расходов по следующей схеме: 1) на сумму расходов по устройству (созданию, строительству) котлопунктов и здравпунктов — по дебету сч. 97 и кредиту счетов учета производственных затрат; 2) на сумму расходов, относящихся к данному отчетному периоду, — по дебету сч. 20 и кредиту сч. 97.
По предприятиям, занятым сплавом и перевалкой леса, в себестоимость продукции включаются следующие специфические затраты, связанные с: 1) расчисткой русел рек, обустройством сплавных
магистралей и запаней; 2) потерями древесины при сплаве и перевалке леса в пределах фактического утопа, но не свыше норм, утвержденных предприятием и зафиксированных в учетной политике организации.
Указанные виды расходов относятся к расходам будущих периодов и, соответственно, на себестоимость готовой продукции и должны списываться через сч. 97 «Расходы будущих периодов».
Для правильной группировки расходов и распределения их между прямыми и косвенными в учетной политике организации для целей налогообложения следует указать перечень расходов, относимых к косвенным, и порядок распределения прямых расходов.
Исчисление и уплата платежей за пользование лесным фондом. При краткосрочном пользовании лесными ресурсами исчисление платежей производится лесхозами, выдающими лесопользователю лесорубочные билеты, лесорубочные ордера и лесные билеты.
В этих документах указываются суммы причитающихся к уплате платежей.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью направляется в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам.
При отпуске древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м3 плата за древесину по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью до выписки лесорубочного билета. В таком же порядке вносится в бюджет плата за древесину по лесорубочным билетам, выданным в счет лесосечного фонда будущего года.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, по ордерам вносится в доход бюджета всеми лесопользователями полностью при получении ордеров.
В целях исчисления налога на прибыль организаций лесные платежи включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Лесные подати — это плата за пользование лесными ресурсами.
1. Порядок и сроки внесения лесных податей. Они взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов, а также физических и юридических лиц, которым предоставлены льготы по уплате лесных податей лесным законодательством.
Ставки лесных податей при отпуске древесины на корню определяются на основе Методических
рекомендаций, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России 01.02.1994.
Конкретные ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ или определяются по результатам лесных торгов (аукционов).
Объектом обложения лесными податями является объем древесины на корню, отпускаемый лесопользователям.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, исчисляется владельцами лесного фонда на основании ставок лесных податей.
Лесорубочные билеты (ордера) должны быть получены лесопользователями до начала работ по заготовке древесины.
2. Ставки лесных податей. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, так, при лесозаготовках ставки установлены за кубический метр древесины и устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.
Размеры лесных податей рассчитываются: исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом; по отдельным видам пользования — исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе.
Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесопользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов) по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом.
Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции минимальные ставки лесных податей должны регулярно пересматриваться. Установленные минимальные ставки используются при организации лесных торгов, аукционов, конкурсов.
Статьей 103 ЛК РФ установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации и такие ставки установлены поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее — постановление № 127).
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Минимальные ставки дифференцированы следующим образом: по основным и неосновным лесным породам; по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам; по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам); в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам, на которые распределена территория Российской Федерации).
Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных м3 и крутизне склона до 20°. В других случаях к минимальным ставкам применяются корректирующие коэффициенты.
Допускается перевод леса из одного лесотак-сового района или пояса в другой, и производится такой перевод по представлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Порядок предоставления отчетности за пользование лесным фондом. В целях определения количества фактически заготовленной древесины лесозаготовители направляют в органы Федеральной службы лесного хозяйства сведения о фактически заготовленной древесине за год. При взимании лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в форме части объема добытых лесных ресурсов или иной продукции лесопользователи ежемесячно не позднее 20-го числа представляют налоговым органам по месту лесопользования справки о стоимости переданных лесных ресурсов в счет уплаты лесных податей. В свою очередь владельцы лесного фонда ежемесячно представляют налоговым органам по своему местонахождению отчет о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, платежах за древесину, о суммах неустоек и ущерба за лесонарушения.
Ежегодно лесопользователи представляют налоговым органам по месту лесопользования перерасчет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду истекшего года. Причитающиеся платежи перечисляются в бюджет.
Плата за аренду участков лесного фонда. Основной формой организации лесопользования в
настоящее время является аренда участков лесного фонда. Так, в 2005 г. из 115,8 млн м3 древесины, заготовленной от рубок главного пользования, 80,2 млн м3, или 69 %, приходилось на арендуемые участки. В экономической организации долгосрочного лесопользования большое значение имеет система ценообразования на древесину на корню.
Значение разработки экономической организации лесохозяйственного производства в условиях долгосрочного лесопользования неизмеримо возросло в последние годы, в период подготовки нового варианта Лесного кодекса РФ, согласно которому комплекс лесохозяйственных работ возлагается на лесопользователя. При этом процедуры, порядок финансирования, приемки этих работ, обеспечение гарантий их выполнения качественно и в срок не разработаны. До сих пор не существует единого общепринятого подхода к ценообразованию на древесину на корню, к финансированию лесохозяйственных работ, выполняемых лесопользователями, оценке эффективности арендного лесопользования.
Ежегодный средний прирост древесины в лесах России — 932 млн м3. Одним из показателей интенсивности лесопользования является использование годичного прироста древесины. Его анализ свидетельствует о низкой интенсивности лесопользования по всем регионам страны. При ежегодном среднем приросте древесины основных лесообра-зующих пород 1,27 м3/га вырубается 0,12 м3 /га, т. е. в 10 раз меньше.
Основной формой лесопользования в России является аренда лесного фонда. По состоянию на начало 2006 г. в аренду для заготовки древесины передано 4 024 участка лесного фонда общей площадью 97,1 млн га с ежегодным отпуском 128,2 млн м3 100
«О
80 60 40 20 0
П
§Р
«в
с*»«*0'
ф*1
й?'
¡.Я-61
С*
□ Удельный вес земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного
■ Удельный вес лесного фонда, находящегося в долгосрочной аренде (сроком свыше 10 лег), в
общей площади арендованных земель □ Удельный вес рубок главного пользования на участках, переданных в аренду, в их общем объеме
Показатели аренды участков лесного фонда по федеральным округам в 2005 г.
древесины.
За 1994 — 2005 гг. наблюдается тенденция роста объемов заготовок на участках лесного фонда, переданных в аренду, при общей тенденции снижения объемов заготовок древесины от рубок главного пользования. В целом за исследуемый период объем заготовок в условиях аренды увеличился в 4,2 раза.
В целом по России 7,7 % лесного фонда передано в аренду. Наибольший удельный вес земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда федерального округа приходится на Северо-Западный, Центральный и Приволжский ФО (см. рисунок), что объясняется высокой экономической доступностью ресурсов древесины этих регионов в целом.
По всем федеральным округам РФ преобладает долгосрочное лесопользование, что позволяет сделать вывод о его стабильности и возможности возложения на частный лесной бизнес ведения лесного хозяйства.
Удельный вес рубок главного пользования на участках, переданных в аренду, в их общем объеме характеризует место аренды в формах организации лесопользования. Для передачи лесохозяйственной деятельности частному лесному бизнесу большое значение имеет наличие у последних знаний, навыков, практики выполнения лесохозяйственных работ, квалифицированных кадров, техники. Лесопользователи практически всех регионов вовлечены в выполнение лесохозяйственных работ на участках, переданных в аренду.
Лесопользование в России характеризуется низкой доходностью, о чем свидетельствует соотношение лесного дохода и расходов на ведение лесного хозяйства, которое составило в 2005 г.
41 %. Одной из причин низкой доходности лесопользования является несовершенство лесного законодательства и системы ценообразования на древесину на корню.
Лесопользование как объект экономических отношений существенно отличается от других видов предпринимательской деятельности. Его отличительными особенностями являются:
— совместное ведение Федерации и субъектов Федерации;
I
гЧ
.е*
— влияние природных и растительных условий;
— необходимость воспроизводства ресурсов;
— многовариантность использования древесины с разным экономическим эффектом;
— необходимость инвестиций в развитие инфраструктуры (строительство дорог);
— наличие большого числа малых предприятий в лесозаготовительном и лесопильном производствах;
— необходимость учета интересов коренных народов, проживающих в районах проведения лесозаготовок;
— обязательность соблюдения экологического законодательства, ограничение деятельности в лесу жесткими правилами.
Определение размера арендных платежей. Размер арендной платы и порядок ее внесения определяются договорами аренды участка лесного фонда. Арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные подати при краткосрочном пользовании лесным фондом.
Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом: 1) вида лесопользования; 2) размера участка; годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда; действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования.
Ставки арендной платы подлежат периодическому пересмотру. Расчет суммы арендной платы для конкретного арендатора участка лесного фонда с указанием сроков уплаты производится территориальным органом Министерства природных ресурсов России и оформляется обеими сторонами в виде протокола (соглашения, уточненного расчета и т. п.) к договору аренды участков лесного фонда.
На каждый год аренды в договоре устанавливается размер отпуска древесины на арендованном участке. При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, установлены в п. 22 Инструкции №25. Ставки лесных податей при отпуске древесины на корню определяются на основании Методических рекомендаций по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России 01.02.1994.
В лесорубочном билете, который выписывает на очередной год лесхоз на основании договора аренды, по каждой лесосеке указывается стоимость древесины по минимальным ставкам. Эти суммы являются частью арендной платы.
Порядок зачисления платы за пользование лесным фондом. Лесопользователи вносят лесные подати в виде разовых (при малых объемах вырубки) или регулярных платежей в течение всего срока действия документа, разрешающего пользоваться лесом. Плата полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки: 15 февраля, 15 сентября, 15 ноября, 15 декабря — по 15 %; 15 марта, 15 апреля, 15 июня, 15 июля — по 10 %.
При отпуске древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м3 сумма платы за древесину по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета.
В таком же порядке вносится в бюджет плата за древесину по лесорубочным билетам, выданным в счет лесосечного фонда будущего года.
При досрочном окончании заготовки древесины по всем лесорубочным билетам лесопользователи вносят в доход бюджета плату за древесину по предстоящим срокам платежа в пятидневный срок после окончания заготовки древесины.
Отражение платы за пользование лесным фондом в бухгалтерском и налоговом учете. В соответствии с ПБУ 10/99 сумма платежей за пользование лесным фондом будет являться расходом по обычным видам деятельности, поскольку понесенный расход считается расходом, осуществление которого связано с выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», сумма исчисленного платежа отражается организацией по дебету сч. 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» на соответствующем субсчете.
В целях исчисления налога на прибыль согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ платеж за пользование лесным фондом относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Если организацией при признании расходов применяется метод начисления, то в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления
расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления.
В себестоимость продукции (работ, услуг) включается, в частности, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за право заготовки живицы в древос-тоях и других ресурсов. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с законодательством, относятся к элементу «Прочие затраты». Таким образом, лесные подати или арендная плата относятся на лесозаготовительное производство по элементу «Прочие затраты» и должны учитываться по статье «Платежи за пользование лесным фондом». Отраслевые особенности допускают списание указанных расходов на себестоимость лесозаготовок непосредственно без их отнесения на счет расходов будущих периодов с последующим отнесением на себестоимость древесины, к которой эти расходы относятся.
Порядок проведения лесных аукционов. При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесных аукционов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, согласно которым участки лесного фонда предоставляются для удовлетворения потребностей бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения. Организатором лесного аукциона на уровне субъекта РФ является орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ, а на уровне района — лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. Для проведения лесного аукциона создается аукционная комиссия, состав которой утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Торги (аукционы) древесины на корню — продажа древесины на корню, при которой ее организаторы путем соответствующих объявлений привлекают покупателей древесины к участию в конкретном споре, с тем чтобы покупку могло совершить юридическое или физическое лицо, предложившее наибольшую цену.
Для продажи на торгах древесину на корню могут выставлять лесхозы и другие владельцы лесного фонда системы государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Дифференциация платежей за пользование лесным фондом. Платежи за пользование лесным фондом с 01.01.2005 получили статус неналоговых платежей, и ответственным за их установление и взимание является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Принципиальное отличие механизма неналоговых платежей от налоговых состоит в том, что неналоговые платежи представляют собой цену древесины на корню, как и любого другого товара, которая формируется под влиянием спроса (готовность лесопользователей платить определенную сумму) и предложения (готовность государства предоставить древесину по определенной цене). При этом неналоговые платежи, построенные на рыночных принципах ценообразования в сфере природопользования, в частности в использовании и воспроизводстве лесных ресурсов, призваны, прежде всего, учитывать экономические выгоды субъектов лесных отношений. С изменением статуса не последовало каких-либо изменений сущности платежей, ориентированной на рыночные условия организации лесопользования, а также не было предпринято каких-либо усилий по разработке методики их установления.
Базой для установления неналоговых платежей в условиях долгосрочного лесопользования, на взгляд автора, должна стать лесная рента (остаточная стоимость).
В качестве примера можно использовать канадскую практику установления цен на древесину на корню в лесах с государственной собственностью, которая заключается в двух основных подходах:
— на базе остаточной стоимости, образующейся в отраслях по заготовке и переработке древесины;
— через анализ и моделирование фактических цен при аукционной продаже древесины на корню.
В Канаде используют рыночно ориентированную систему для расчета платежей за пользование древесиной на корню. Цель разработки этой системы — повысить лесной доход отдельных регионов. Система чувствительна к изменению рыночных цен на продукцию из древесины и отражает колебания в уровне попенной платы в соответствии с изменением рыночных цен на продукцию из древесины. В периоды высоких цен на древесную продукцию система обеспечивает существенный уровень лес-
ного дохода для провинции. Платежи за древесину на корню состоят из следующихх частей: 1) минимальные, поступающие в общие доходы провинции; их величина не зависит от цены продукции из древесины; 2) платежи на лесовосстановление, их величина не зависит от цены продукции из древесины; 3) остаточная стоимость.
Остаточная стоимость вычисляется для семи видов продукции перерабатывающих производств: целлюлоза, фанера, пиломатериалы, комбинированные древесные плиты, бумага, коммерческие топливные дрова, прочие. Имеются также подкатегории для каждого вида продукции, их разделение основано на заготавливаемой породе древесины, если цены продаж разнятся по породам.
Следует отметить, что в новом варианте Лесного кодекса ничего не сказано о периодичности пересмотра ставок платы за пользование древесиной. По-видимому, принимая во внимание зарубежный опыт и уровень инфляции в нашей стране, наиболее оптимально корректировать ставки платежей ежеквартально.
Минимальное значение платежей за пользование лесным фондом определяется стоимостью работ по воспроизводству, охране и защите лесов на участке лесного фонда, передаваемом в долгосрочное лесопользование, и обеспечивает гарантию выполнения этих работ. В новом варианте Лесного кодекса дается лишь общая отсылка к бюджетному законодательству как механизму перераспределения финансовых средств между уровнями и ветвями государственного управления лесами.
Модель финансирования лесохозяйственных работ, предлагаемая новым вариантом Лесного кодекса, возможна лишь для очень ограниченного круга лесопользователей, имеющих высокий уровень развития перерабатывающих производств, при значительном усилении государственного регулирования этой деятельности. Поэтому можно предложить следующую альтернативную модель налогообложения лесохозяйственного производства в условиях долгосрочного лесопользования, а также обязательства сторон по ее реализации.
1. Разработка плана лесопользования и ведения лесного хозяйства. Согласно Положению об аренде участков лесного фонда в лесхоз предоставляется проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках.
2. Разработанный лесопользователем план лесопользования и ведения лесного хозяйства представляется в региональный орган управления лесным хозяйством на утверждение.
3. Стоимость лесохозяйственных работ, услуг определяется по методике формирования контрактных (договорных) цен на лесохозяйственную продукцию.
4. Лесопользователь осуществляет выполнение лесохозяйственных работ согласно разработанному и утвержденному плану ведения лесного хозяйства.
5. Текущая и окончательная приемка лесо-хозяйственных работ, выполненных лесопользователем, осуществляется представителем органа управления лесным хозяйством на региональном уровне.
6. Оплата выполненных лесопользователем работ, услуг может производиться двумя путями:
1) уменьшением размера платежа на сумму целевых средств на воспроизводство лесов, что по своей сути станет авансированием выполнения лесохозяйственных работ со стороны государства;
2) оплатой выполненных пользователем лесохозяйственных работ по факту их приемки.
Выводы. 1. Причиной низкого дохода, полученного государством от эксплуатации лесных ресурсов, является заниженная плата за отпуск древесины на корню, устанавливаемая Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации сложилось явное отставание среднего роста платы за древесину, отпускаемую на корню, от роста цен лесопромышленной продукции. Упущенная выгода от использования заниженных по сравнению с аукционной ценой ставок лесных податей может повлечь дальнейшие потери лесного дохода, поступающего в бюджетную систему Российской Федерации.
2. Существующий механизм установления и распределения платежей за древесину, отпускаемую на корню, нельзя признать эффективным, необходимо его изменение в законодательном порядке.
3. Имеет место превышение расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов над лесными доходами, рост задолженности лесопользователей по внесению платежей за пользование лесным фондом.
4. В нарушение ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» формы государственной бухгалтерской отчетности, предусматривающие аналитический учет плановых и фактических платежей за пользование лесным фондом, не установлены, что исключает возможность осуществления контроля и анализа плановых и фактических платежей за пользование лесным фондом в бюджетную систему Российской Федерации;
5. Не в полной мере обеспечена достоверность фактического отпуска леса при передаче его ком-
мерческим структурам, что приводит к потерям неучтенного лесного ресурса, являющегося объектом федеральной собственности, и, соответственно, снижению размера поступления лесного дохода в бюджетную систему Российской Федерации.
6. Не обеспечено целевое финансирование лесоустроительных работ за счет средств федерального бюджета с учетом обоснованной стоимости конкретных видов выполняемых работ.
В связи с ранее изложенным целесообразна разработка следующих механизмов и принятие следующих мер для совершенствования сбора платежей за пользование лесными ресурсами и лесных податей для повышения уровня лесного дохода.
1. Разработать механизм получения лесного дохода и дополнительных средств от использования лесного фонда, обеспечивающий самоокупаемость расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов
2. Не допускать отставания минимальных и конкретных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, от роста цен на круглые лесные материалы, обеспечить их повышение до уровня не менее 20 % от цены круглых лесоматериалов,
3. В целях более рационального использования лесного фонда и увеличения доходной части краевых бюджетов повышающие коэффициенты на древесину, отпускаемую на корню, необходимо устанавливать с дифференциацией: по породному составу лесов; по уровню переработки древесины; по отдельным категориям лесопользователей (сельхозпроизводителям; бюджетным организациям,
Литература
обеспечивающим социальные нужды муниципальных образований) и т. д.
4. Установить единый порядок учета лесного дохода и внебюджетных средств от использования лесного фонда, порядок финансирования и учет затрат на охрану и воспроизводство лесов.
5. Принять необходимые меры по повышению доходности лесов за счет совершенствования организации лесопользования и улучшения использования лесных ресурсов при качественном выполнении лесохозяйственных мероприятий, своевременной и достоверной оценки лесосек, назначенных в рубку, учета и контроля за отпуском древесины на корню коммерческим структурам, своевременностью внесения платежей в бюджетную систему Российской Федерации и на счета лесхозов.
6. Необходимо разработать механизмы, которые позволят адаптировать условия лесных платежей к разным лесным участкам: с лучших участков леса, с более приспособленных для разработки можно брать больше платежей и фиксировать их в соглашениях, а с леса худшего качества платежи могут быть меньше. Это позволит распределить нагрузку по платежам применительно к разным лесным участкам.
Разработка и принятие указанных мер будут способствовать повышению эффективности использования лесного фонда Российской Федерации, позволят получать дополнительный доход к средствам федерального бюджета, обеспечат самоокупаемость затрат на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.
1. Лесной доход России http://www. newslab. ru/article. aspx?id=182452.
2. Рожкова Э. С. http://www. ach-fci. ru/Krasnoyarsk/activity/bulleteni/b3/4/print_html
3. Доходы бюджета РФ от лесного хозяйства в 2006 г. http://www. businessproekt. ru/NewsAMShow. asp?ID=780419.
4. Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса. Утверждены государственной лесопромышленной компанией «Рослеспром» 19.10.1994.
5. Воинов В. Р. Особенности бухгалтерского и налогового учета производственных затрат в организациях лесопромышленного комплекса // Консультант бухгалтера. — 2002. — № 6.