Научная статья на тему 'Основы экономического механизма управления землями лесного фонда'

Основы экономического механизма управления землями лесного фонда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ФОНД / УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ / ПЛАТНОСТЬ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЛЕСНАЯ РЕНТА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE WOOD FUND / STEADY MANAGEMENT OF WOODS / PAYMENT FOR USING WOODS / A WOOD RENT / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенина О. Б.

В данной статье рассмотрены проблемы формирования взаимовыгодных экономических отношений между государством, собственником лесного фонда и бизнесом в сфере лесопользования, где новым и важным элементом управления лесными ресурсами должна стать система государственно-частного партнерства. Также в статье проанализированы: способы повышения эффективности деятельности лесного комплекса в условиях перехода на систему определения величины платы за древесину, отпускаемую на корню, на основе «лесной ренты»; элементы системы получения лесного дохода и системы распределения рентных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF FOREST FUND LANDS

This paper dwells problems of formation of mutually beneficial economic relations between the state, the proprietor of forest fund, and business in sphere of forest exploitation where the system of state-private partnership should become a new and important element of management of forest resources. Also the article analyses ways of increase of efficiency of activity of a forest complex in the conditions of transition to system of definition of size of a payment for the forest which is released on a root, on a basis of “a forest rent”; elements of system of reception of the forest income and system of distribution of rent payments

Текст научной работы на тему «Основы экономического механизма управления землями лесного фонда»

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА

О. Б. МЕЗЕНИНА,

кандидат экономических наук, доцент,

Уральский государственный лесотехнический университет

620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 37; тел. 89222010895

Положительная рецензия представлена В. В. Беловым, доктором экономических наук, профессором, руководителем территориального управления Росимущества ХМАО-Югры.

Ключевые слова: лесной фонд, устойчивое управление лесами, платность лесопользования, лесная рента, государственно-частное партнерство.

Keywords: the wood fund, steady management of woods, payment for using woods, a wood rent, state-private partnership.

Лесное хозяйство на современном этапе развития экономики трудно адаптируется к рыночным условиям хозяйствования. В системе лесоуправления возникают проблемы формирования взаимовыгодных экономических отношений между государством, собственником лесного фонда, и бизнесом в сфере лесопользования.

Основными экономическими принципами стратегии устойчивого управления лесами являются [1]:

— равновесие экологических, экономических и социальных целей;

— экономическая ответственность субъектов лесных отношений в соответствии с предоставленными им полномочиями и правами;

— соответствие полномочий по уровням субъектов собственности финансовым возможностям их реализации;

— экономическая заинтересованность всех субъектов лесных отношений в реализации стратегии устойчивого управления лесами;

— платность лесопользования — право собственника лесного фонда получать платежи за пользование лесными ресурсами в соответствии с их экономической оценкой, базирующейся на рентном подходе;

— эффективность, доходность лесного хозяйства.

Доходами бюджетов всех уровней: федерального,

регионального, местного — является чистый лесной доход (лесная рента), налоговые платежи и сборы в соответствии с налоговым законодательством. Часть лесного дохода в размере возмещения затрат на простое воспроизводство должна оставаться у организаций, осуществляющих организацию работ в соответствии с региональной системой лесохозяйственных мероприятий, что обеспечит сохранение лесного капитала — нижний уровень требования устойчивого управления лесами.

Эффективность лесопользования в значительной степени определяется структурой налогов, которые служат основой экономического механизма лесного хозяйства.

Отечественными лесными экономистами признано, что одним из основных способов повышения эффективности деятельности лесного комплекса является переход на систему определения величины платы за древесину, отпускаемую на корню, на основе «лесной ренты», широко применяемой в современной международной практике [3]. Рентные платежи должны, с одной стороны, стимулировать деловую активность и рациональное использование лесосырьевых ресурсов, а с другой — обеспечивать в

интересах всего общества изъятие лесного дохода в полном объеме [2].

Лесная рента — выраженное в деньгах свойство природного объекта генерировать чистый доход (прибыль) при вовлечении его в процесс общественного производства через приложение к этому объекту капитала и труда. Цена на древесину, отпускаемую на корню, должна быть рассчитана на основе рентабельности затрат продавцов и покупателей.

Государство как монопольный продавец лесных ресурсов в России имеет возможность установить любую цену на древесину, отпускаемую на корню. Нижняя граница диапазона цены может быть установлена, если доходы государства от продажи древесины на корню равны расходам на их восстановление и охрану. При этом рентабельность государства как продавца ресурса будет равна нулю. Верхняя граница диапазона цены — когда доходы предпринимателей в лесопромышленном комплексе равны их затратам на производство конечных товаров, получаемых из древесины (бумага, мебель, стройматериалы и пр.). При этом рентабельность предпринимателей как покупателей древесины на корню будет также равна нулю [3].

Для определения оптимальной цены государство должно поставить перед собой конкретную цель, например, увеличение валового внутреннего продукта. В лесном секторе это возможно путем увеличения объема заготовки древесины и увеличения стоимости продукции, получаемой из каждого кубометра заготовленного сырья. Для этого предпринимателям необходимо осуществлять инвестиции, а инвестиционные возможности предпринимателей прямо зависят от рентабельности производства.

Таким образом, ставя перед собой цель социально-экономического развития, государство должно обеспечить условия для рентабельного производства в отраслях экономики. Это достигается обоснованной величиной взимаемых с предпринимателей налогов и платежей (в т. ч. за древесину на корню).

На практике основой расчета лесной ренты должна стать технико-экономическая оценка проекта разработки лесосеки. При этом следует учитывать, что лесная рента:

1) устанавливается в расчете на 1 м3 заготавливаемой древесины;

2) возникает только на рентабельных лесосеках;

3) изымается из прибыли и близка к сверхнормативной прибыли;

4) устанавливается при оформлении аренды, вносится в договор аренды и подлежит ежегодному

Экономика

уточнению лесопользователем, представляющим арендодателю плановые технико-экономические расчеты [2].

Платежи при лесопользовании должны быть разными на каждом этапе разработки лесосеки и дифференцированными для конкретных лесосек. Законодательные акты по налогообложению в лесопользовании должны носить общий рекомендательный характер по методологии и порядку исчисления платежей. Расчет лесной ренты должен быть увязан с проектом освоения лесов и лесным планом, разрабатываемыми на уровне субъекта РФ.

Действующие в настоящее время методики расчета объемов пользования и составления планов рубок не имеют экономического обоснования. В расчет объема пользования включаются все эксплуатационные леса, независимо от их рентной стоимости. Применяемая методика составления планов рубок слабо учитывает требования сохранения биоразнообразия лесов, социальное значение лесов для местного населения. Это приводит к низкой эффективности и даже убыточности рубок леса, экологической и социальной нестабильности лесопользования.

Экономические интересы органов государственной власти субъектов Российской Федерации в развитии лесного сектора экономики должны быть реализованы через следующие направления:

1) поступление налогов, установленных налоговым законодательством, в бюджеты территорий, для чего должны быть созданы соответствующие условия для их собираемости. Собираемость налогов во многом определяется той бухгалтерской и статистической информацией, которая закладывается в расчеты налогооблагаемых доходов. Расчеты такой базы вызывают особые трудности в лесозаготовительном производстве, где многие затраты могут быть отнесены либо к категории инвестиций (финансируемых за счет прибыли), либо к текущим производственным расходам (финансируемым за счет себестоимости).

2) привлечение федеральных и зарубежных инвестиций в развитие лесного сектора экономики, в первую очередь, в структурную перестройку лесопромышленного комплекса в целях адаптации последнего к рыночным требованиям, выражающимся не в выпуске валовой и товарной продукции, как это было в плановой экономике, а в производстве конечной продукции, обеспеченной соответствующим спросом.

Для достижения целей по привлечению внешних инвестиций (федеральных и зарубежных) органы государственной власти субъектов Федерации должны создать благоприятные законодательные и иные условия и механизмы, защищающие права и доходы инвесторов.

3) обеспечение занятости населения в лесном секторе экономики.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что устойчивое развитие лесного комплекса региона — это сбалансированное социально-экономическое, экологическое развитие в целом. При этом необходимо отметить, что для дальнейшего развития управления потребуется внесение изменений, без осуществления которых не имеется экономической целесообразности проведения ранее выполненных мероприятий в данной отрасли [4, 5].

В первую очередь это относится к выделению территорий лесного фонда, на которых целесообразно развивать промышленное лесопользование

шшш.т-ауи. пагоб. ги

(т. е. наличие коммерчески привлекательных участков лесного фонда), и, напротив, к выделению участков лесного фонда, на которых промышленное лесопользование не будет осуществляться по самым разным причинам.

Система получения лесного дохода должна состоять из следующих подсистем:

— взаимодействия с частным сектором (аренда. аукционы, фьючерсная продажа прав пользования) — подсистема разрешительного и уведомительного отпуска древесины на корню;

— дифференцированного лесопользования силами лесничеств и/или путем найма частных предпринимателей;

— исчисления дифференцированных рентных платежей за пользование лесом;

— кадастровой оценки лесов;

— подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для лесного хозяйства, включая подготовку частных предпринимателей по договорам;

— создания, хранения научных знаний о лесах, а также рекомендаций по их использованию, включая новые разработки в области лесоводства, экологически безопасных лесозаготовок, техники и технологий в области учета, охраны, зашиты и воспроизводства лесов, а также в области контроля над лесопользованием;

— охраны и защиты лесов от пожаров, вредителей, болезней, незаконного использования. Подсистема создается на условиях государственно-частного партнерства (в малолесной зоне) и частного предпринимательства по договорам с лесничествами [6].

Новым и важным элементом управления лесными ресурсами должна стать система государственно-частного партнерства. Так, эта система включает вспомогательные частные предприятия, которые работают по долгосрочным соглашениям с лесничествами, выполняя следующие виды лесохозяйственных работ: охрана леса от пожаров и борьба с ними; строительство и поддержание в рабочем состоянии лесных дорог; выращивание посадочного материала и осуществление лесокультурных работ; осуществление технических мероприятий по охране леса от незаконного пользования и др.

Система распределения рентных платежей должна содержать законодательное регулирование финансовых движений средств, состоящих из минимальных ставок платы за древесину на корню, которые гарантируют поступление платежей, осуществляемых объектами управления при воспроизводстве лесов. Движение рентных платежей должно осуществляться лесопользователями территориальным органам управления лесами в регионах для осуществления финансирования лесохозяйственных мероприятий. В этом случае, если лесопользователи получат права на участие в деятельности всего процесса через проведение обязательных конкурсов, тогда финансовые средства возвратятся к лесопользователям обратно, а финансовое передвижение средств становится прозрачным и понятным сторонам договорных обязательств по предоставлению участков лесного фонда в аренду. Также представляется перспективным осуществлять постепенную трансформацию налогообложения лесозаготовительных предприятий на основе учета лесной ренты по каждому объекту лесопользования (например, по лесничеству, лесным участкам или даже лесосечному фонду) [6, 7].

95

Основой арендных отношений является достижение баланса интересов двух сторон: владельца лесов (государства в лице уполномоченных им органов управления лесами) и лесопользователя (частных предприятий и лиц, пользующихся лесами).

Конкурентоспособность продукции лесного сектора не должна создаваться за счет дешевых природных ресурсов и низкого уровня оплаты труда работников этих отраслей, а обеспечиваться внедрением новых технологий, рациональным использованием природных ресурсов, научно обоснованными системами ведения лесного хозяйства.

Литература

1. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии. 2-е изд., доп. М. : ВНИИЛМ, 2007.

2. Родионов А. В. Лесная рента как инструмент повышения эффективности лесопользования // ЛесПромИнформ. 2006. № 6. С. 72-75.

3. Гагарин Ю. Н. Государственное управление лесами России: состояние и пути повышения эффективности // Кадровое и научное сопровождение устойчивого управления лесами: состояние и перспективы : материалы междун. конф. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2005. С. 7-10.

4. Ивлев В. А. Экономический механизм управления лесными ресурсами региона. Екатеринбург, 2003.

5. Петров А. П. Государственное управление лесным хозяйством : учеб. пособие. М. : ВНИИЛМ, 2004.

6. Филипчук А. Н., Чадин Г. Н., Страхов В. В. К вопросу оценки состояния и эффективности использования лесных ресурсов на арендованных лесных участках // Лесное хозяйство. 2008. № 4.

7. Чернякевич Л. М. Структурные и экономические реформы системы государственного лесоуправления и ведения лесного хозяйства : науч. издание. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2004.

Регулируемая рыночная система, создаваемая Правительством в последние годы в сфере управления лесными ресурсами как объектом государственной собственности, опирается в первую очередь на внедрение арендных отношений и лесных аукционов (при предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование). Аренда лесных участков предусматривается с учетом установления договорных отношений, их равноправия и обязанностей, срочности договора и платежеспособности пользователей.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСЕВНОЙ ПЛОЩАДИ И УРОЖАЙНОСТИ РОССИЙСКОГО ЗЕРНА НА ФОНЕ ОСНОВНЫХ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

С. О. ПАНТЕЛЕЕВ,

ассистент, Институт государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета

620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 21; тел. 89502071769

Положительная рецензия представлена И. В. Разорвиным, доктором экономических наук, профессором (Уральская государственная сельскохозяйственная академия).

Ключевые слова: посевная площадь, урожайность, производство зерна. Keywords: sowing area, crop yield and production of grain market.

Цель и методика исследований.

Цель данной научной статьи — анализ основных показателей, косвенно влияющих на формирование предложения на рынке российского зерна: посевная площадь, урожайность. Методика исследований — сбор и анализ статистических данных с помощью программы «StatgrapЫcs».

Результаты исследований.

Российская Федерация традиционно является одной из крупных зернопроизводящих стран мира. Из следующего рисунка видно, что в период с 1990 по 2009 гг. размеры мировой посевной площади уменьшались в численном выражении с 774,80 млн га до 629,83 га. Динамика посевных площадей Российской Федерации также отрицательная.

Что касается сравнения с другими странами, то, как видно из следующих рисунков, доля посевной

площади России в сравнении с ними достаточно высока, в 1990 г. она составила 8,14 %, а в 2009 г. — 6,27 %. В частности, в этом же году по указанному показателю Россия лучше всех стран, за исключением Китая (98 млн га против 63,1 у России), США (66,8 млн га), Индии (126,5 млн га). Для удобства диаграммы отражены в процентном соотношении.

Минимальное значение посевной площади зерновых культур Российской Федерации в структуре площадей основных стран — производителей зерна составило 6,1 %, что в абсолютном выражении равно 46 млн га. Максимальное же значение было в 1990 г. и составило 8,1 %.

Анализируя данные гистограммы, можно выделить несколько стран-лидеров по максимальной посевной площади. Это Индия, Китай, Россия и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.