ЭКОНОМИКА
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ И ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В ЛАТВИИ
И.А. КЛЕИНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук
В соответствии с новым Лесным кодексом, введенным 01.01.2007 г., в России проводится очередной этап реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством. Суть его заключается в разделении функций государственного управления лесами и хозяйственных функций, что связано с решением целого ряда экономических, социальных и экологических вопросов. Для оптимального их решения целесообразно творчески использовать опыт зарубежных стран, в которых реформирование системы управления лесами уже дало положительные результаты. Особый интерес представляют страны переходной экономики, в которых реформы системы управления лесами проводятся в условиях перехода от директивно-плановой к рыночной экономике. Одним из примеров успешного проведения институциональных реформ в лесном хозяйстве является Латвия.
Лесной сектор Латвии является одной из ведущих отраслей народного хозяйства республики. Объем реализации продукции лесного сектора экономики в 2006 г превысил 50 млрд руб. Лесной сектор ориентирован на экспорт. В 2006 г. на экспорт отправлено 76 % произведенной лесопромышленной продукции. Доля лесной отрасли в суммарном объеме экспорта республики в 2006 г. составила 27 %.
Площадь лесов Латвии составляет 2,95 млн га, из которых на долю государственных лесов приходится 1,48 млн га (50,2 %), частных - 1,39 млн га (47,1 %), муниципальных - 0,08 млн га (2,7 %). Следует отметить, что частные леса здесь образовались в результате восстановления прав бывших собственников, которые владели лесами в досоветский период. Права владельцев частных лесов ограничены. В соответствии с действующим лесным законодательством рубку леса, строительство и реконструкцию мелиоративных и иных сооружений, строительство лесных дорог, применение минеральных удобрений и пестицидов и приобретение лесного репродуктивного материала владельцы частных ле-
сов имеют право осуществлять с разрешения Государственной лесной службы. Прежде чем выдать соответствующее разрешение, чиновники Государственной лесной службы обязаны выяснить соответствие каждого заявленного вида деятельности требованиям лесного законодательства. Ежегодно в срок до 1 февраля собственники частных лесов обязаны представить в Государственную лесную службу информацию в письменном виде о деятельности за предыдущий год. Получение разрешения на рубку леса в порядке главного пользования увязано с восстановлением вырубок.
В общей площади лесов на долю сосны приходится 43,2 %, ели - 15,2 %, березы-
27,8 %, ясеня - 4,3 %, осины - 4,3 %. Породный состав государственных и частных лесов существенно различается. В государственных лесах доля хвойных лесов в общей их площади составляет 69 %, тогда как в частных значительно меньше - 42 %. В 2006 г., по сравнению с государственными лесами, доля сосны в общей площади лесовосстановления составила 39 %, ели - 34 %, березы - 20 %.Следует отметить, что березовая древесина является основным источником сырья для производства клееной фанеры. Латвия занимает третье место в мире по производству клееной фанеры из березовой древесины. В этих условиях значительное внимание уделяется проблемам селекции березы. Для выращивания сеянцев березы используют семена, собранные с плюсовых деревьев. Растут объемы посадок сеянцев березы с закрытой корневой системой. Несмотря на существенный рост объемов рубок главного пользования - с 6,76 млн м3 в 1996 г. до 11,29 млн м3 в 2005 г., общий запас древесины за этот период вырос с 546 млн м3 до 669 млн м3. Рост объемов лесозаготовок достигнут в основном за счет вовлечения в хозяйственный оборот древесных ресурсов мягколиственных пород [1].
Действующая в лесном секторе экономики Латвийской Республики институциональная система формировалась поэтапно на
98
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
основе одобренной большинством населения и утвержденной правительствами лесной политики и долгосрочной программы ее реализации. Реформирование системы управления государственными лесами происходило по мере формирования конкурентных рынков лесных товаров и лесных ресурсов, роста эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. На первом этапе лесопользование в государственных лесах осуществлялось на основе лицензирования прав на заготовку определенного объема лесоматериалов в рамках размера устойчивого лесопользования. Держатели лицензий проводили в основном лесовосстановительные мероприятия, а другие работы по воспроизводству лесных ресурсов, их противопожарной охране и защите лесов от вредителей и болезней осуществляли преимущественно государственные лесничества. Для реализации новой концепции управления лесами разработаны и вступили в силу в 2000 г. два новых закона, регулирующих лесные отношения: «Закон о лесе» и «Закон о Государственной лесной службе». Эти законы явились основанием для выработки норм и правил, регулирующих лесные отношения [3].
В настоящее время функции государственного управления лесами применительно ко всем формам собственности осуществляют два департамента Министерства сельского хозяйства республики, а также Государственная лесная служба. Соответствующие структурные подразделения Министерства сельского хозяйства осуществляют разработку лесной политики и необходимых для ее реализации правовых норм. Государственная лесная служба осуществляет контроль за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности, а также оказывает услуги (в основном платные) частным лесовладельцам.
Задачами Государственной лесной службы Латвии являются:
- надзор за соблюдением действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесопользование и ведение лесного хозяйства на всей территории Латвии;
- оценка действенности нормативных правовых актов в сфере лесопользования и ведения лесного хозяйства;
- разработка предложений по повышению эффективности нормативных правовых актов;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих лесопользование и ведение лесного хозяйства;
- выдача лицензий, удостоверений и других документов в рамках полномочий, установленных лесным законодательством;
- сертификация лесных репродуктивных материалов;
- ведение лесного мониторинга и контроля за санитарным состоянием лесов;
- контроль качества материалов лесной инвентаризации;
- ведение лесного регистра;
- организация контроля за состоянием противопожарной охраны лесов;
- администрирование реализации национальных и международных программ поддержки в лесном хозяйстве;
- информирование общественности о состоянии лесных ресурсов и их использовании;
- консультирование и информирование владельцев частных лесов по вопросам лесопользования и ведения лесного хозяйства;
- управление лесами, предназначенными для проведения стационарных научных исследований [3].
В целях использования частной инициативы хозяйственные функции в государственных лесах Латвии осуществляет государственное акционерное общество «Latvijas valsts mehi» (ГАО), которое состоит из центрального бюро и 10 региональных подразделений - 8 лесхозов, лесной питомник и лесозаготовительное предприятие. Следует отметить, что ГАО не подлежит приватизации. Главными задачами ГАО является уход за государственными лесами, под которым подразумевается полный цикл хозяйственного оборота (восстановление леса, уход, охрана и реализация леса), инвентаризация лесных ресурсов, планирование, развитие и содержание лесной инфраструктуры.
Стратегические цели развития лесного хозяйства и отраслей лесной промышленности тесно взаимосвязаны. Долгосрочной целью развития лесного хозяйства является повыше-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
99
ЭКОНОМИКА
ние стоимости лесного капитала. Генеральная цель включает следующие частные цели: повышение продуктивности и улучшение качественного состава лесов, рост устойчивого лесопользования, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической устойчивости лесов. Достижение вышеназванных целей призвано обеспечить сырьевую базу для роста эффективности переработки древесины, увеличения объемов производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Успешное выполнение задач, намеченных в долгосрочной стратегии, позволяет ставить новые, более высокие задачи. В январе 2007 г. на конференции ведущих лесных специалистов были приняты основные направления развития лесного сектора экономики на период до 2011 г Вступление Латвии в ЕС обострило вопросы повышения конкурентоспособности латвийских лесопромышленных предприятий. Несмотря на то, что стоимость продукции лесопромышленного производства за 1996-2005 гг. выросла в 15 раз, деревообрабатывающей промышленности в 5 раз, в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья добавленная стоимость в 2006 г. составила 140 евро, что значительно ниже в сравнении с ведущими лесными державами мира. Применительно к Швеции соответствующая цифра составила 364 евро, Австрии - 436 евро, Германии - 601 евро. С учетом вышеотмеченного удвоение к 2011 г. добавленной стоимости лесопромышленной продукции в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья становится вопросом выживания лесного сектора экономики. В качестве основных путей достижения подобной цели предусматривают: внедрение инновационных технологий; выпуск новых товаров; повышение производительности труда. Инновационный путь развития обеспечит значительный рост стоимости продукции при незначительном увеличении потребления древесного сырья - всего лишь на 10 % - и даст возможность выдержать растущую конкуренцию на рынках труда ЕС [2]. После вступления в ЕС многие лесопромышленные предприятия республики уже столкнулись с проблемой оттока специалистов и рабочих в наиболее развитые страны.
Эффективность проведенных институциональных реформ можно оценить на ос-
нове динамики экономических, социальных и экологических показателей развития лесного сектора экономики.
Практически завершен переход лесного сектора экономики на принципы рыночной экономики. Сформированы конкурентные рынки лесных товаров и лесных ресурсов. Цены на круглые лесоматериалы и на изделия из древесины находятся на уровне цен мирового рынка. Формированию конкурентной среды способствует значительная доля частных лесов.
Создана правовая и экономическая база устойчивого лесопользования в лесах всех форм собственности. Платежи за право пользования лесными ресурсами не только покрывают затраты на воспроизводство лесных ресурсов, но и обеспечивают поступление части лесного дохода в государственный бюджет.
Лесная политика, утвержденная Правительством Латвии, и разработанное на ее базе лесное законодательство при наличии эффективной системы контроля обеспечивает соблюдение всеми собственниками лесов расчетного размера устойчивого лесопользования, а также качественное воспроизводство вырубок. Сформирован рыночный механизм, обеспечивающий рост эффективности воспроизводства лесных ресурсов. Следует отметить также высокую заинтересованность работников лесного хозяйства в результатах своей деятельности.
Вступление Латвии в ЕС и расширение торгово-экономических отношений с развитыми странами мира ускорили выравнивание внутренних цен на круглые лесоматериалы и изделия из древесины с уровнем цен на мировых рынках. Рост жилищного строительства в начале 2007 г. (дополнительным фактором, ускоряющим рост цен, явилась необычайно теплая зима, что ограничило доступ к части лесосек) цены на сосновый пиловочник первого сорта на внутренних рынках превысили 4 000 руб./м3, а на осиновый пиловочник достигли 1750 руб./м3. В 2007 г. в сравнении с предыдущим годом значительно выросли также цены на балансы. Цены на балансы хвойных пород в течение года выросли почти в два раза, достигнув 1500 руб./м3, а на осиновые балансы - 800 руб./м3.
100
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007