Научная статья на тему 'Реализация стратегии реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством в Латвии'

Реализация стратегии реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством в Латвии Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
228
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Клейнхоф И. А.

Клейнхоф И.А. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ И ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В ЛАТВИИ. Дана критическая оценка опыта Латвии по реформированию системы управления лесами и лесным хозяйством. Разработаны предложения по творческому использованию опыта Латвии в условиях России в целях ускорения процессов институциональных и экономических преобразований в лесном хозяйстве и повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhof I.A. REALIZATION OF THE STRATEGY OF INSTITUTIONAL REFORMS AS APPLIED TO THE FORESTRY IN LATVIA. This paper describes the Latvian experience of the implementation of the long-term strategy of institutional reforms as applied to the forestry. Recommendations for the creative use of Latvian experience in the field of institutional reforms in Russian conditions elaborated.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством в Латвии»

ЭКОНОМИКА

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ И ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В ЛАТВИИ

И.А. КЛЕИНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук

В соответствии с новым Лесным кодексом, введенным 01.01.2007 г., в России проводится очередной этап реформирования системы управления лесами и лесным хозяйством. Суть его заключается в разделении функций государственного управления лесами и хозяйственных функций, что связано с решением целого ряда экономических, социальных и экологических вопросов. Для оптимального их решения целесообразно творчески использовать опыт зарубежных стран, в которых реформирование системы управления лесами уже дало положительные результаты. Особый интерес представляют страны переходной экономики, в которых реформы системы управления лесами проводятся в условиях перехода от директивно-плановой к рыночной экономике. Одним из примеров успешного проведения институциональных реформ в лесном хозяйстве является Латвия.

Лесной сектор Латвии является одной из ведущих отраслей народного хозяйства республики. Объем реализации продукции лесного сектора экономики в 2006 г превысил 50 млрд руб. Лесной сектор ориентирован на экспорт. В 2006 г. на экспорт отправлено 76 % произведенной лесопромышленной продукции. Доля лесной отрасли в суммарном объеме экспорта республики в 2006 г. составила 27 %.

Площадь лесов Латвии составляет 2,95 млн га, из которых на долю государственных лесов приходится 1,48 млн га (50,2 %), частных - 1,39 млн га (47,1 %), муниципальных - 0,08 млн га (2,7 %). Следует отметить, что частные леса здесь образовались в результате восстановления прав бывших собственников, которые владели лесами в досоветский период. Права владельцев частных лесов ограничены. В соответствии с действующим лесным законодательством рубку леса, строительство и реконструкцию мелиоративных и иных сооружений, строительство лесных дорог, применение минеральных удобрений и пестицидов и приобретение лесного репродуктивного материала владельцы частных ле-

сов имеют право осуществлять с разрешения Государственной лесной службы. Прежде чем выдать соответствующее разрешение, чиновники Государственной лесной службы обязаны выяснить соответствие каждого заявленного вида деятельности требованиям лесного законодательства. Ежегодно в срок до 1 февраля собственники частных лесов обязаны представить в Государственную лесную службу информацию в письменном виде о деятельности за предыдущий год. Получение разрешения на рубку леса в порядке главного пользования увязано с восстановлением вырубок.

В общей площади лесов на долю сосны приходится 43,2 %, ели - 15,2 %, березы-

27,8 %, ясеня - 4,3 %, осины - 4,3 %. Породный состав государственных и частных лесов существенно различается. В государственных лесах доля хвойных лесов в общей их площади составляет 69 %, тогда как в частных значительно меньше - 42 %. В 2006 г., по сравнению с государственными лесами, доля сосны в общей площади лесовосстановления составила 39 %, ели - 34 %, березы - 20 %.Следует отметить, что березовая древесина является основным источником сырья для производства клееной фанеры. Латвия занимает третье место в мире по производству клееной фанеры из березовой древесины. В этих условиях значительное внимание уделяется проблемам селекции березы. Для выращивания сеянцев березы используют семена, собранные с плюсовых деревьев. Растут объемы посадок сеянцев березы с закрытой корневой системой. Несмотря на существенный рост объемов рубок главного пользования - с 6,76 млн м3 в 1996 г. до 11,29 млн м3 в 2005 г., общий запас древесины за этот период вырос с 546 млн м3 до 669 млн м3. Рост объемов лесозаготовок достигнут в основном за счет вовлечения в хозяйственный оборот древесных ресурсов мягколиственных пород [1].

Действующая в лесном секторе экономики Латвийской Республики институциональная система формировалась поэтапно на

98

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

основе одобренной большинством населения и утвержденной правительствами лесной политики и долгосрочной программы ее реализации. Реформирование системы управления государственными лесами происходило по мере формирования конкурентных рынков лесных товаров и лесных ресурсов, роста эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. На первом этапе лесопользование в государственных лесах осуществлялось на основе лицензирования прав на заготовку определенного объема лесоматериалов в рамках размера устойчивого лесопользования. Держатели лицензий проводили в основном лесовосстановительные мероприятия, а другие работы по воспроизводству лесных ресурсов, их противопожарной охране и защите лесов от вредителей и болезней осуществляли преимущественно государственные лесничества. Для реализации новой концепции управления лесами разработаны и вступили в силу в 2000 г. два новых закона, регулирующих лесные отношения: «Закон о лесе» и «Закон о Государственной лесной службе». Эти законы явились основанием для выработки норм и правил, регулирующих лесные отношения [3].

В настоящее время функции государственного управления лесами применительно ко всем формам собственности осуществляют два департамента Министерства сельского хозяйства республики, а также Государственная лесная служба. Соответствующие структурные подразделения Министерства сельского хозяйства осуществляют разработку лесной политики и необходимых для ее реализации правовых норм. Государственная лесная служба осуществляет контроль за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности, а также оказывает услуги (в основном платные) частным лесовладельцам.

Задачами Государственной лесной службы Латвии являются:

- надзор за соблюдением действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесопользование и ведение лесного хозяйства на всей территории Латвии;

- оценка действенности нормативных правовых актов в сфере лесопользования и ведения лесного хозяйства;

- разработка предложений по повышению эффективности нормативных правовых актов;

- участие в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих лесопользование и ведение лесного хозяйства;

- выдача лицензий, удостоверений и других документов в рамках полномочий, установленных лесным законодательством;

- сертификация лесных репродуктивных материалов;

- ведение лесного мониторинга и контроля за санитарным состоянием лесов;

- контроль качества материалов лесной инвентаризации;

- ведение лесного регистра;

- организация контроля за состоянием противопожарной охраны лесов;

- администрирование реализации национальных и международных программ поддержки в лесном хозяйстве;

- информирование общественности о состоянии лесных ресурсов и их использовании;

- консультирование и информирование владельцев частных лесов по вопросам лесопользования и ведения лесного хозяйства;

- управление лесами, предназначенными для проведения стационарных научных исследований [3].

В целях использования частной инициативы хозяйственные функции в государственных лесах Латвии осуществляет государственное акционерное общество «Latvijas valsts mehi» (ГАО), которое состоит из центрального бюро и 10 региональных подразделений - 8 лесхозов, лесной питомник и лесозаготовительное предприятие. Следует отметить, что ГАО не подлежит приватизации. Главными задачами ГАО является уход за государственными лесами, под которым подразумевается полный цикл хозяйственного оборота (восстановление леса, уход, охрана и реализация леса), инвентаризация лесных ресурсов, планирование, развитие и содержание лесной инфраструктуры.

Стратегические цели развития лесного хозяйства и отраслей лесной промышленности тесно взаимосвязаны. Долгосрочной целью развития лесного хозяйства является повыше-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

99

ЭКОНОМИКА

ние стоимости лесного капитала. Генеральная цель включает следующие частные цели: повышение продуктивности и улучшение качественного состава лесов, рост устойчивого лесопользования, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической устойчивости лесов. Достижение вышеназванных целей призвано обеспечить сырьевую базу для роста эффективности переработки древесины, увеличения объемов производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

Успешное выполнение задач, намеченных в долгосрочной стратегии, позволяет ставить новые, более высокие задачи. В январе 2007 г. на конференции ведущих лесных специалистов были приняты основные направления развития лесного сектора экономики на период до 2011 г Вступление Латвии в ЕС обострило вопросы повышения конкурентоспособности латвийских лесопромышленных предприятий. Несмотря на то, что стоимость продукции лесопромышленного производства за 1996-2005 гг. выросла в 15 раз, деревообрабатывающей промышленности в 5 раз, в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья добавленная стоимость в 2006 г. составила 140 евро, что значительно ниже в сравнении с ведущими лесными державами мира. Применительно к Швеции соответствующая цифра составила 364 евро, Австрии - 436 евро, Германии - 601 евро. С учетом вышеотмеченного удвоение к 2011 г. добавленной стоимости лесопромышленной продукции в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья становится вопросом выживания лесного сектора экономики. В качестве основных путей достижения подобной цели предусматривают: внедрение инновационных технологий; выпуск новых товаров; повышение производительности труда. Инновационный путь развития обеспечит значительный рост стоимости продукции при незначительном увеличении потребления древесного сырья - всего лишь на 10 % - и даст возможность выдержать растущую конкуренцию на рынках труда ЕС [2]. После вступления в ЕС многие лесопромышленные предприятия республики уже столкнулись с проблемой оттока специалистов и рабочих в наиболее развитые страны.

Эффективность проведенных институциональных реформ можно оценить на ос-

нове динамики экономических, социальных и экологических показателей развития лесного сектора экономики.

Практически завершен переход лесного сектора экономики на принципы рыночной экономики. Сформированы конкурентные рынки лесных товаров и лесных ресурсов. Цены на круглые лесоматериалы и на изделия из древесины находятся на уровне цен мирового рынка. Формированию конкурентной среды способствует значительная доля частных лесов.

Создана правовая и экономическая база устойчивого лесопользования в лесах всех форм собственности. Платежи за право пользования лесными ресурсами не только покрывают затраты на воспроизводство лесных ресурсов, но и обеспечивают поступление части лесного дохода в государственный бюджет.

Лесная политика, утвержденная Правительством Латвии, и разработанное на ее базе лесное законодательство при наличии эффективной системы контроля обеспечивает соблюдение всеми собственниками лесов расчетного размера устойчивого лесопользования, а также качественное воспроизводство вырубок. Сформирован рыночный механизм, обеспечивающий рост эффективности воспроизводства лесных ресурсов. Следует отметить также высокую заинтересованность работников лесного хозяйства в результатах своей деятельности.

Вступление Латвии в ЕС и расширение торгово-экономических отношений с развитыми странами мира ускорили выравнивание внутренних цен на круглые лесоматериалы и изделия из древесины с уровнем цен на мировых рынках. Рост жилищного строительства в начале 2007 г. (дополнительным фактором, ускоряющим рост цен, явилась необычайно теплая зима, что ограничило доступ к части лесосек) цены на сосновый пиловочник первого сорта на внутренних рынках превысили 4 000 руб./м3, а на осиновый пиловочник достигли 1750 руб./м3. В 2007 г. в сравнении с предыдущим годом значительно выросли также цены на балансы. Цены на балансы хвойных пород в течение года выросли почти в два раза, достигнув 1500 руб./м3, а на осиновые балансы - 800 руб./м3.

100

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.