ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В ШВЕЦИИ, ФРАНЦИИ И ЛАТВИИ
М.В. ЛОСЕВ, проф. каф. экономики и организации на предприятиях деревообрабатывающей и лесохимической пром-сти, д-р экон. наук
В качестве примера полного разграничения функции управления лесами и производственной функции являются такие страны, как Швеция, Франция, Латвия.
В Латвийской Республике в результате реприватизации лесов на долю государственной собственности приходится примерно половина общей площади лесных земель. Заготовку лесоматериалов, переработку древесины и экспорт лесных товаров осуществляют частные фирмы. В настоящее время функции государственного управления лесами всех форм собственности осуществляют два департамента Министерства сельского хозяйства Республики, а также Государственная служба лесного хозяйства. Соответствующие структурные подразделения Министерства сельского хозяйства осуществляют разработку лесной политики и необходимых для ее реализации правовых норм. Государственная лесная служба осуществляет контроль за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности, а также оказывает услуги (в основном платные) частным лесовладельцам. В целях использования частной инициативы весь комплекс мероприятий по заготовке лесоматериалов, воспроизводство лесных ресурсов, охрану лесов и их защиту от вредителей и болезней осуществляют коммерческие структуры. Причем акционерному обществу, которое выполняет весь комплекс мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, передано такое важное право собственности на леса, как продажа древесного запаса на корню частным структурам. Согласно действующему экономическому и лесному законодательству органы государственного управления лесами не имеют надлежащие права на получение от частных структур информации не только об издержках на заготовку лесоматериалов, но и на мероприятия по воспроизводству лесных ресурсов. Таким
образом, органы государственного управления лесами не располагают необходимой информацией для определения лесной ренты, управления финансовыми потоками в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов применительно к государственным лесам. Более того, даже ни одна из частных структур не имеет всю необходимую информацию для расчета издержек целостного процесса лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, или по объему хозяйственной деятельности. В соответствии с современной теорией менеджмента исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности объединяет в ядро целое несколько прежде самостоятельных видов анализа.
В Латвии сформировался развитый, конкретный рынок лесных товаров, а соответственно и лесных ресурсов. Цены на древесный запас на корню, хотя еще значительно отстают от их уровня в США, Финляндии и других развитых странах, но они существенно выше в сравнении с Россией. Применительно к государственным лесам арендная плата составила в среднем 6,42 долл./м3, а на торгах попенная плата достигла 10,36 долл./м3. Под влиянием растущих объемов экспорта древесины и ее изделий цены на древесный запас на корню имеют тенденцию к росту. Так, только за первый квартал 2001 г. арендная плата в среднем по государственным лесам повысилась на 4,5 %, а цены на аукционах - на 18 % в сравнении с 2000 г. Причем, доля продаж древесного запаса на корню с торгов в общем объеме лесопользования неуклонно растет. Формированию конкурентной среды способствует значительная доля (около 50 %) частных лесовладений. Однако Государственная лесная служба Латвии в настоящее время даже не располагает всей необходимой информацией для оценки производительности всех факторов лесохозяйственного произ-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
197
ЭКОНОМИКА
водства. Вся информация, характеризующая издержки на заготовку лесоматериалов и воспроизводство лесных ресурсов, находится в распоряжении частных фирм. В соответствии с действующим экономическим и лесным законодательством вышеназванная информация может быть объявлена коммерческой тайной. Таким образом Государственная Лесная Служба Латвии не может получить исходные данные, необходимые для расчета лесной ренты и определения эффективности всей хозяйственной деятельности применительно к государственным лесам.
Следует однако иметь в виду, что действующая в Латвийской Республике система экономических отношений между собственником лесов - государством и лесопользователями формировалась поэтапно. На первом этапе лесопользование в государственных лесах осуществлялось на основе лицензирования прав на заготовку определенного объема лесоматериалов в рамках неистощительного размера лесопользования. Держатели лицензий проводили в основном лесовосстановительные мероприятия, а другие работы по воспроизводству лесных ресурсов, их противопожарной охране и защите лесов от вредителей и болезней, осуществляли преимущественно государственные лесничества. Подобная система управления лесами и лесным хозяйством вполне себя оправдывает в странах с абсолютным преобладанием частных лесовладений, в таких как Швеция. В качестве примера полного разграничения функции управления лесами и производственной функции являются такие страны, как Швеция, Латвия.
В настоящее время функции государственного управления лесами всех форм собственности осуществляют два департамента Министерства сельского хозяйства Республики, а также Государственная служба лесного хозяйства. Соответствующие структурные подразделения Министерства сельского хозяйства осуществляют разработку лесной политики и необходимых для ее реализации правовых норм. Государственная лесная служба осуществляет контроль за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм
собственности, а также оказывает услуги (в основном платные) частным лесовладельцам. В целях использования частной инициативы весь комплекс мероприятий по заготовке лесоматериалов, воспроизводство лесных ресурсов, охрану лесов и их защиту от вредителей и болезней осуществляют коммерческие структуры. Причем акционерному обществу, которое выполняет весь комплекс мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, передано такое важное право собственности на леса, как продажа древесного запаса на корню частным структурам. Согласно действующему экономическому и лесному законодательству органы государственного управления лесами не имеют надлежащих прав на получение от частных структур информации не только об издержках на заготовку лесоматериалов, но и на мероприятия по воспроизводству лесных ресурсов. Таким образом органы государственного управления лесами не располагают необходимой информацией для определения лесной ренты, управления финансовыми потоками в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов применительно к государственным лесам. Более того, даже ни одна из частных структур не имеет всей необходимой информации для расчета издержек целостного процесса лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, или по объему хозяйственной деятельности. В соответствии с современной теорией менеджмента исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности объединяет в ядро целое несколько прежде самостоятельных видов анализа.
В Латвии сформировался развитый, конкретный рынок лесных товаров, а соответственно и лесных ресурсов. Цены на древесный запас на корню, хотя еще значительно отстают от их уровня в США, Финляндии и других развитых странах, но они существенно выше в сравнении с Россией. Применительно к государственным лесам арендная плата составила в среднем 6,42 долл./м3, а на торгах попенная плата достигла 10,36 долл./м3. Под влиянием растущих объемов экспорта древесины и ее изделий цены на древесный запас на корню имеют тенден-
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
цию к росту. Так, только за первый квартал 2001 г. арендная плата в среднем по государственным лесам повысилась на 4,5 %, а цены на аукционах - на 18 % в сравнении с 2000 г. Причем доля продаж древесного запаса на корню с торгов в общем объеме лесопользования неуклонно растет. Формированию конкурентной среды способствует значительная доля (около 50 %) частных лесовладений. Однако Государственная лесная служба Латвии в настоящее время даже не располагает всей необходимой информацией для оценки производительности всех факторов лесохозяйственного производства. Вся информация, характеризующая издержки на заготовку лесоматериалов и воспроизводство лесных ресурсов, находится в распоряжении частных фирм. В соответствии с действующим экономическим и лесным законодательством вышеназванная информация может быть объявлена коммерческой тайной. Таким образом Государственная лесная служба Латвии не может получить исходных данных, необходимых для расчета лесной ренты и определения эффективности всей хозяйственной деятельности применительно к государственным лесам.
Следует однако иметь в виду, что действующая в Латвийской Республике система экономических отношений между собственником лесов - государством и лесопользователями формировалась поэтапно. На первом этапе лесопользование в государственных лесах осуществлялось на основе лицензирования прав на заготовку определенного объема лесоматериалов в рамках неистощительного размера лесопользования. Держатели лицензий проводили в основном лесовосстановительные мероприятия, а другие работы по воспроизводству лесных ресурсов, их противопожарной охране и защите лесов от вредителей и болезней, осуществляли преимущественно государственные лесничества. Подобная система управления лесами и лесным хозяйством вполне себя оправдывает в странах с абсолютным преобладанием частных лесовладений, в таких как Швеция.
В условиях преобладания государственных лесов важнейшей функцией госу-
дарственных органов управления лесами и лесным хозяйством является реализация прав собственности, таких как изъятие и распределение лесной ренты.
Анализ экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями в зарубежных странах позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Система экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями носит динамический характер. Основной тенденцией в начале ХХ1 века является стремление к максимально возможному использованию частной инициативы с тем, чтобы повысить эффективность лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Однако реализация подобной задачи требует обязательного учета прав собственности на лесные ресурсы.
2. В большинстве зарубежных стран абсолютно преобладающей формой собственности на лесные ресурсы является частная. В этих условиях вполне оправданным является ограничение функций государственного управления лесами законодательной инициативой и надзором за соблюдением лесного законодательства применительно к лесам всех форм собственности. Подобная система управления лесами характерна для Швеции, Австрии, Франции, Латвии.
Применительно к государственным лесам это означает не что иное, как безвозмездную передачу важнейших прав собственности частным лесопользователям. При этом имеется в виду: право на получение собственником лесной ренты; управление воспроизводством лесных ресурсов с целью повышения его эффективности; право на получение информации, характеризующей эффективность лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Нельзя не обратить внимание на отсутствие у частных фирм, осуществляющих заготовку и воспроизводство лесных ресурсов, заинтересованности в решении перспективных задач, связанных с приумножением лесного капитала, долговременным сбалансированием спроса и предложения лесных товаров и услуг.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
199
ЭКОНОМИКА
Применительно к развитым странам мира вышеотмеченные недостатки смягчаются наличием конкурентных рынков лесных товаров, что обусловливает достаточно высокие цены на древесный запас на корню, позволяющие возмещать затраты на уровне простого воспроизводства лесных ресурсов и получить часть лесной ренты.
3. Применение в условиях России канадской модели, как показал опыт российских реформ, создает дополнительные проблемы, связанные с отсутствием гарантированных прав собственности, механизмов их реализации, отсутствием эффективно функционирующей рыночной экономики в лесном хозяйстве.
В Канаде, где абсолютно преобладающая доля лесов является государственной собственностью, экономические отношения между лесным, хозяйством и лесопользователями строятся на основе лицензирования (а не аренды лесов как нередко пишут в специальной литературе) прав пользования лесными ресурсами, главным образом, древесными. Нельзя не отметить, что все ведущие лесные экономисты Канады единодушно отмечают существенные недостатки канадской модели, основные из которых по их мнению практически не могут быть устранены. При этом имеется в виду прежде всего не заинтересованность держателей лицензий в улучшении качественного состава и повышении продуктивности лесов. Второй серьезной проблемой является формирование конкурентных рынков лесных ресурсов. В Канаде крупные лесопромышленные фирмы, как правило, имеют право пользования лесосырьевыми ресурсами на огромной территории лесных земель, измеряемой сотнями и даже тысячами квадратных километров. В этих условиях неизбежно административное регулирование попенной платы.
Нельзя не обратить внимание на существенные различия в системах экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями в Канаде и в Российской Федерации, которые усиливают недостатки канадской модели. В Канаде основная часть лесов является собственностью провинций и в целом обеспечивается баланс их
прав и ответственности за лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов. Важное значение имеет моральная и материальная мотивация канадских специалистов результатами своей деятельности, что является одним из наиболее слабых звеньев российской модели управления лесами. В Канаде нет такой существенной разницы в уровнях оплаты труда между лесным хозяйством и частными предприятиями, являющимися держателями лицензий (арендаторами). В России лесхозы практически не в состоянии возместить арендатору затраты на мероприятия по воспроизводству лесных ресурсов, как это требуют арендные договора. В этих условиях весьма проблематично требовать от арендаторов качественного выполнения лесохозяйственных мероприятий.
Необходимо отметить, что лицензирование прав пользования лесными ресурсами (аренда лесов) не получило развития ни в одной стране, кроме Канады. Более того, экономисты лесного и сельского хозяйства зарубежных стран единодушно считают, что аренда лесных и сельскохозяйственных земель не обеспечивает эффективное их использование и воспроизводство. Экономисты Западной Европы считают, что аренда лесных земель несовместима с неистощительным многоцелевым лесопользованием.
4. Применительно к условиям России значительный интерес представляет опыт Германии. Немецкая система обеспечивает максимально возможное изъятие лесной ренты в пользу собственника - государства, что имеет исключительно важное значение на современном этапе перехода российского лесного сектора к рыночным отношениям.
С учетом вышеотмеченного необходимо подробно исследовать альтернативные формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями. При этом следует иметь в виду, что разграничение функции управления лесами и производственной функции не следует понимать в буквальном смысле. Производственные функции, связанные с планированием и организацией мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, являются неотъемлемой
200
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012