Научная статья на тему 'Реформирование системы образования в условиях перехода к инновационной экономике'

Реформирование системы образования в условиях перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EMPLOYMENT / MANPOWER / LABOUR MARKET / FORMATION / HIGHER EDUCATION SYSTEM / HIGHER EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикчантаева А. И.

Становление экономики инновационного типа накладывает специфические требования к реформированию всех производственно-социальных сфер и секторов, в том числе и рынка труда. Ориентация народного хозяйства на преимущественное использование работников высокой квалификации выдвигает на первый план необходимость пересмотра базовых принципов функционирования систем высшего и профессионального образования, их адаптации к специфике современных производств. Традиционная фундаментальность российской системы образования должна сочетаться с воспитанием у будущих специалистов навыков практического использования приобретаемых теоретических знаний, что предполагает активное сотрудничество высших учебных заведений с передовыми научно-производственными и исследовательскими центрами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational economy formation applies specific demands to the reforming of all industrial and social areas and sectors, including labor market. Orientation of national economy to the high qualification workers preferential usage adduces to the foreground necessity of higher and professional education systems basic doctrines revision and their adaptation to the peculiarity of modern enterprises. Russian education system traditional fundamental nature must correspond with training future specialists theoretical knowledge practical usage acquirements, what means active institutions of higher education and leading research-and-production and investigative centers cooperation

Текст научной работы на тему «Реформирование системы образования в условиях перехода к инновационной экономике»

УДК 330 А. И. Бикчантаева

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: занятость, трудовые ресурсы, рынок труда, образование, система высшего образования, высшее образование, система образования, система профессионального образования. employment, manpower, labour market, formation, higher education system, higher education, education system, vocational training system

Становление экономики инновационного типа накладывает специфические требования к реформированию всех производственносоциальных сфер и секторов, в том числе и рынка труда. Ориентация народного хозяйства на преимущественное использование работников высокой квалификации выдвигает на первый план необходимость пересмотра базовых принципов функционирования систем высшего и профессионального образования, их адаптации к специфике современных производств. Традиционная фундаментальность российской системы образования должна сочетаться с воспитанием у будущих специалистов навыков практического использования приобретаемых теоретических знаний, что предполагает активное сотрудничество высших учебных заведений с передовыми научнопроизводственными и исследовательскими центрами страны.

Innovational economy formation applies specific demands to the reforming of all industrial and social areas and sectors, including labor market. Orientation of national economy to the high qualification workers preferential usage adduces to the foreground necessity of higher and professional education systems basic doctrines revision and their adaptation to the peculiarity of modern enterprises. Russian education system traditional fundamental nature must correspond with training future specialists theoretical knowledge practical usage acquirements, what means active institutions of higher education and leading research-and-production and investigative centers cooperation

Реформирование структуры занятости вне зависимости от сформировавшихся социально-экономических условий - сложный и длительный процесс. Успешность его реализации во многом зависит от наличия стратегического плана координации рынка труда, контролируемого государством. Осуществление единой государственной политики в сфере регулирования количественных и качественных показателей рынка трудовых ресурсов и корректировки генеральной линии его развития в значительной степени обуславливает основные тенденции изменения отраслевой и социально-экономической структуры общественного производства в длительной перспективе.

Наша страна все еще обладает значительным человеческим потенциалом в лице временно незадействованной и неоптимально используемой квалифицированной рабочей силы, рациональное применение и наращивание внутренних резервов которой является определяющим фактором структурной перестройки. В России сосредоточено около 12% ученых мира, в то время как доля страны в общемировом объеме инновационного рынка составляет 0,3% [1], что свидетельствует об отсутствии механизма преобразования идей и технических решений в рыночные продукты.

К числу основных конкурентных преимуществ отечественной экономики можно также отнести: богатые природные ресурсы (35% мировых запасов сырья); высокий уровень образования населения; квалифицированные кадры, способные к

высокопроизводительному труду; развитый научно-промышленный потенциал с перспективными технологическими разработками по ряду направлений современного и новейшего технического уклада; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий. Сохранение и преумножение перечисленных преимуществ, в том числе связанных с высоким квалификационным и образовательным уровнем трудовых ресурсов, важно не только с точки зрения улучшения показателей производительности труда и конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, но и с позиции институциональной составляющей экономической структуры, охватывающей системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и строительства жилья. Страны, характеризующиеся более высоким культурным, образовательным и жизненным уровнем населения в меньшей степени подвержены разрастанию коррупционных механизмов и прочих неформальных и нелегитимных экономических институтов по сравнению с экономиками, основанными на использовании низкоквалифицированной рабочей силы.

Перспективная ориентация на высококвалифицированный труд в условиях российской экономики обуславливается его относительной дороговизной по сравнению со многими динамично развивающимися странами, например государствами Восточной Азии, и тенденцией сокращения ее численного состава в ближайшем будущем (к 2030 году прогнозируется сокращение численности занятых в экономике до 20%). Учитывая постоянное отставание темпов прироста заработной платы по сравнению с индексом потребительских цен, подобные потери будет невозможно устранить за счет иммиграционных процессов ни в качественной, ни в количественной составляющей. Следовательно, одной из ключевых проблем российского рынка труда в ближайшей перспективе будет оставаться неуклонное сокращение совокупного предложения национальной рабочей силы. В подобной ситуации приоритетными направлениями использования труда должны стать те, которые обеспечивают высокие показатели его производительности на основании перераспределения трудовых ресурсов между основными сегментами народного хозяйства. В этом случае правомерно ожидать сокращения деловой активности в отраслях экономики, основанных на использовании слабо механизированного и ручного труда и постепенного их вытеснения системой взаимосвязанных инновационных производственных комплексов.

Подобный сценарий развития возможен лишь при условии перехода российской экономики с господствовавшего до настоящего времени инерционного на прорывной интенсивный путь макроэкономической трансформации при осуществлении комплекса мер по улучшению качественного состава рабочей силы. В этом случае будут созданы необходимые предпосылки для модификации структуры предложения рабочих мест. Перестройка отраслевой организации народнохозяйственного комплекса позволит сформировать производственно-технологический каркас инновационной экономики. Ее конкурентные преимущества заключаются не столько в наличии разнообразных материальных факторов хозяйственно-экономической деятельности, сколько в воспроизводстве интеллектуального капитала общества, развитие которого ускоряется по мере увеличения инвестиций в него и расширения доли наукоемких и использующих передовые технологии отраслей и производств.

Фактически необходимость модернизации и качественного совершенствования структуры человеческого капитала обуславливается особенностями современного состояния социальной сферы. Индустриальная модель развития, как отмечает Е.Гайдар[2], обладает значимым потенциалом преимущественно в условиях растущей численности населения, преобладании молодежи и существенной доли занятости в сельской местности, что не соответствует реалиям российской действительности. Укоренение четвертого технологического уклада и последовательный переход к пятому, характеризуемому

неоиндустриальным производством, основанным на использовании новейших конструкционных материалов, развитой системе выработки, переработки и

распространения информации и на совершенствовании структуры факторов производства, позволяет повысить эффективность использования трудовых ресурсов в сложившейся тяжелой ситуации демографического кризиса.

Данные мероприятия, в первую очередь, должны базироваться на совершенствовании отечественной системы подготовки квалифицированных кадров для традиционных отраслей и производств, а также на распространении ее механизмов на новые сферы хозяйствования. На наш взгляд, образование, носящее большей частью непрерывный характер, будет являться основой поддержки и развития человеческого потенциала общества. При условии его ориентации на инновационную активность и действенное участие во всех стадиях развития инновационной системы возможно усиление восприимчивости труда к новейшим тенденциям экономического развития. Как отмечал Дж.Гелбрейт [3]: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений». При этом, чем раньше осуществляются инвестиции в человека, тем к большему суммарному и более долговременному эффекту они приводят, поскольку трудоспособным период носителя интеллектуального капитала является решающим фактором при определении отдачи от его инвестирования.

Российская система высшего образования еще с советских времен ориентировалась на преимущественное развитие теоретических исследований и фундаментальных наук, что находило свое отражение в структуре российских специалистов и более приоритетном положении абстрактных теорий по отношению к прикладным исследованиям и их конкретно хозяйственному применению. В то же время в экономике инновационного типа на первый план выходят «думающие практики», поскольку именно от эффективности их деятельности зависит превращение пусть даже гениальной идеи в собственно инновацию. Даже при условии целенаправленной генерации в рамках системы высшего образования творческих перспективных молодых кадров, способных предлагать все новые и новые технические решения, модернизация экономики будет невозможна без параллельного обучения специалистов прикладных наук и сфер деятельности, способных использовать нестандартные идеи на практике. Все это требует модификации не столько профиля основных специальностей, на которые должна ориентироваться система вузовской подготовки, сколько видоизменения существующих до сих пор форм научно-технического творчества студентов и организации их профессиональной деятельности.

В современных условиях крайне важно разработать научно-обоснованные концепции обучения специалистов в финансовой, экономической, коммерческой и прочих областях знаний, имеющих практическую значимость в среде развитых рыночных отношений, при участии ведущих образовательных центров и Министерства образования РФ, которым уже сейчас разработан комплекс федеральных целевых программ в сфере развития российской науки и подготовки кадров. Обучение теоретическим основам управления социальными и экономическими процессами должно синтезироваться с практическими аспектами коммерциализации наукоемких нововведений и использования трудовых ресурсов в практике инновационных разработок.

В соответствие с программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», разработанной на период с 2009 по 2013 год, основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе должны составлять технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными

кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации. Для их формирования и развития предлагается создавать условия для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, сформировать эффективную систему мотивации научного труда, урегулировать механизмы обновления научных кадров и пр. [4] Таким образом, существует явственная необходимость реализации программы поддержки российской высшей школы и привлечения к образовательному процессу молодых перспективных ученых с целью обеспечения максимальной преемственности аккумулированных знаний. При сохранении тенденции старения возрастной структуры трудовых ресурсов отечественной науки, когда средний возраст ученого в России составляет 48 лет, кандидата наук - 52 года, а доктора наук - 60 лет, неизбежно ухудшение качества образования и его деградация в ближайшем будущем.

Стремление изменить создавшееся положение отражается, в частности, в национальном проекте «Образование». В его рамках предлагается реализовывать мероприятия по поддержке наиболее успешных образовательных практик, лучших учителей и молодых талантливых ученых, а также внедрять новые управленческие механизмы в системе образования с целью ее адаптации к запросам общества, расширить использование информационных технологий в образовательном процессе. Реализация национального проекта будет способствовать повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам общества, модернизации материальнотехнической базы учреждений, повышению качества профессионального образования, его взаимосвязанности с экономикой страны и отдельных регионов. Также в рамках данного проекта планируется создание новых федеральных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах, оказание государственной поддержки подготовке кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и прочие мероприятия. [5]

Заметим, что помимо разработки программ по развитию системы образования в соответствии с текущими потребностями национальной экономики, необходима ее ориентация на перспективные народно-хозяйственные цели. Переход к так называемому «опережающему» образованию соответствует критериям инновационного развития экономических систем и позволит готовить специалистов для высокотехнологичных производственных комплексов. Государственная поддержка талантливых ученых, аспирантов и студентов позволит поднять российскую высшую школу на качественно более высокий уровень развития и сформировать благоприятную среду для усиления инновационного потенциала страны.

На наш взгляд, система профессионального образования должна приобрести более четкую направленность на обеспечение потребностей в квалифицированной рабочей силе, предъявляемых основными народнохозяйственными секторами экономики. Сотрудничество высших учебных заведений с крупными промышленными предприятиями и научно-исследовательскими центрами необходимо как с точки зрении придания целевого характера образовательному процессу, трудоустройства и стажировки перспективных студентов в рамках инновационных производственных комплексов, так и для внесения корректив в сам учебный процесс, учебные программы, рекомендуемые перечни специальной литературы и т. д.

Массовый характер высшего образования, сложившийся к настоящему моменту, лишь обесценивает его статус, в то время как еще менее двух десятилетий назад оно позиционировалось в качестве основного конкурентного преимущества отечественного рынка труда. Как отмечает А.Фурсенко [6], в России на 2005 год функционировало около 3200 вузов и их филиалов, что в 5 раз больше, чем в 1992 году. По оценкам социологов, [7]

по полученной специальности трудоустраиваются не более 40% выпускников высших учебных заведений, что свидетельствует об отсутствии спроса национальной экономической системы на работников в соответствующих сферах деятельности. В большей степени это характерно для выпускников популярных в настоящее время экономических, социологических и юридических институтов, численность которых за последние годы возросла в десятки раз.

Утилитарное отношение населения к высшему образованию, рассматриваемому в большинстве случаев в качестве необходимого условия повышения социального статуса и карьерного роста, а не способа получения знаний, объясняет постепенное сокращение конкурентоспособности отечественных специалистов на мировом рынке труда, даже в таких сферах деятельности, как молекулярная физика, прикладная математика, разработка оборонно-охранных систем, в которых до недавнего времени Россия занимала устойчивое лидирующее положение. Между тем знания в ходе становления инновационной экономики приобретают статус основного капитала, без активного вовлечения которого в хозяйственные процессы невозможно достичь существенно более высоких качественных результатов.

Помимо неоднократно подчеркиваемой выше необходимости повышения качества образования специалистов в инновационных секторах общественного производства, следует расширить и усовершенствовать систему подготовки кадров для отечественного сельского хозяйства. Уже сейчас преимущественное право на поступление в соответствующие высшие учебные заведения страны имеют жители сельских населенных пунктов, однако большинство из них по окончании вуза предпочитают трудоустраиваться в промышленно развитых городах без учета специфики полученного образования, что обуславливает неэффективность и крайне затратный характер данной системы. Разумеется, полностью исключить подобную тенденцию невозможно, однако ее можно сократить путем более тесной привязки существующих сельскохозяйственных институтов и академий к предприятиям аграрного сектора экономики, то есть посредством придания системе образования ярко выраженного целевого характера.

Особое внимание также необходимо уделить общеобразовательным учреждениям среднего звена, которые подготавливают базис для последующей диверсификации структуры трудовых ресурсов. Необходимо повысить требования к качеству образования в российских школах, обеспечить их современным компьютерным оборудованием, уделять больше внимания подготовке и переподготовке учителей и профессуры. Попытки ввести единые государственные стандарты в общеобразовательные учреждения пока не дали значительных положительных результатов, а, напротив, вызывают опасения в усилении формального подхода в обучении, направленного лишь на подготовку будущих специалистов к единому государственному экзамену, что негативно отразиться на глубине и качестве получаемых знаний.

Особое внимание в рамках российской средней школы, на наш взгляд, следует уделить адресной поддержке одаренных детей в независимости от социальной среды их происхождения, созданию оптимальных условий для реализации потенциала и закреплению механизмов льготного зачисления талантливых абитуриентов в лучшие вузы страны. Значительный эффект может дать разработка специальной программы поддержки способных учащихся из малообеспеченных семей, которым по причине финансовой несостоятельности родителей не доступно ни платное образование, ни даже возможность обеспечения прожиточного минимума при зачислении на бюджетное отделение. Существующие в настоящее время правительственные инициативы, связанные с нормативно-подушевым финансированием образования, затрагивают лишь

незначительный спектр перечисленных проблем и должны приобрести более массовый и открытый характер.

Реформирование системы образования также должно осуществляться с учетом требований, предъявляемых особенностями инновационного развития общественного производства. Ее институциональный каркас, основанный на предоставлении образовательных услуг в рамках системы начальной, средней, среднеспециальной и

высшей ступеней, должен дополняться комплексными программами переподготовки и обучения без отрыва от производственного процесса, а также различными формами нетрадиционного профессионального образования, придающими ему ярко выраженную практическую направленность в противовес традиционной академичности.

В 2003 году Россией было провозглашено обязательство присоединения к Болонскому процессу к 2010 году, в соответствии с которым должен произойти переход к двухступенчатой системе образования, введен комплекс зачетных единиц, принятый в Европе, и обеспечена организация и аккредитация учебных заведений. Принятие Россией базовых принципов болонской декларации предполагает увеличение самостоятельности учащихся высших учебных заведений в выборе изучаемых дисциплин, а, следовательно, усиление индивидуализации высшего образования и встречных мер по сохранению его качества в соответствии с системой разработанных стандартов.

Присоединение к Болонской конвенции по высшему образованию будет способствовать взаимному признанию российских и европейских дипломов, что позволит интегрироваться отечественному рынку труда в мировую хозяйственную систему и повысит конкурентоспособность нашей рабочей силы. Однако, данный процесс может иметь некоторые негативные последствия, связанные с утратой самобытности национальной системы высшего образования и неприменимости укороченных сроков обучения по отношению к определенным специальностям. Следовательно, необходима адаптация базовых принципов болонской декларации к реалиям и традициям российской научной школы и разработка уникальной схемы ее перспективного развития в условиях усиливающихся интеграционных процессов.

Литература

1. Рубанов, В. Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения / В. Рубанов // http://vorona.hse.ru/sites/infospase/podrazd/

2. Гайдар, Е. Долгое время / Е. Гайдар. - М.: Дело, 2005г. Гл.12-13.

3. Гелбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества Дж. Гелбрейт; под ред. акад. Н.Н.Иноземцева. - М.: Прогресс, 1979. - 49 с.

4. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.

http://www/ed.gov.ru/files/materials/8519/FTSP_nauchnye_i_nauchno_pedagogicheskie_kadry_innovat sionnoy_rossii.pdf

5. Приоритетный национальный проект «Образование» / http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/

6. Выступление министра А.Фурсенко на V съезде профсоюза работников народного образования и науки РФ 4 апреля 2005г. - http://mon.gov.ru/news/report//ministr/1150/

7. Шалаева, О. Ненужные специалисты / О. Шалаева / / http:/www.vz.ru/society/2005/9/6/6031.html/

© А. И. Бикчантаева - канд. экон. наук, доц. каф. промышленной коммерции и маркетинга КГТУ-КАИ, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.