Экономическая теория Theory of economics
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 338.46:378(470.41) Бикчантаева А. И.
URL: http://hdl.handle.net/11435/2093 С. 5-9.
А. И. БИКЧАНТАЕВА, доктор экономических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ ТАТАРСТАНА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Цель: определить необходимость и перспективы дальнейшего развития сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями реального сектора экономики.
Методы: в работе были применены методы научного исследования эмпирического и теоретического уровней, которые позволили: 1) выявить проблему недостаточной обеспеченности национальной экономической системы квалифицированными трудовыми ресурсами и конкретизировать пути ее разрешения, 2) используя метод отбора источников информации, обобщить имеющиеся данные по накопленному опыту сотрудничества вузов Республики Татарстан с предприятиями различных сфер деятельности, 3) определить дальнейшие мероприятия по формированию системы высшего профессионального образования направленности на приоритеты инновационного развития экономической системы.
Результаты: определен комплекс дальнейших мероприятий по усилению интеграции сферы образования и экономической системы, к числу которых были отнесены: необходимость скоординированной деятельности национальных вузов и предприятий реального сектора экономики, реализуемая в виде создания и осуществления совместных проектов; активное участие вузов в деятельности инновационных бизнес-структур; расширенное привлечение в процессы трудоустройства выпускников высших учебных заведений заинтересованных экономических субъектов.
Научная новизна: в статье раскрывается практическая значимость сотрудничества вузов с предприятиями различных отраслей и сфер деятельности, предлагается углублять подобное сотрудничество по направлениям, способствующим актуализации новейших знаний, получаемых в процессе обучения, посредством их использования при практической деятельности выпускников и студентов вузов на предприятиях-партнерах.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в разработке концепций перспективного развития научно-педагогических кадров и основных направлений сотрудничества национальных вузов с предприятиями реального сектора экономики.
Ключевые слова: система высшего образования; научно-педагогические кадры; инновационное развитие экономики; реальный сектор экономики; вуз; предприятие; молодые специалисты; конкурентоспособность.
Введение
В настоящее время вопросы сотрудничества национальных учреждений высшего образования с предприятиями большинства отраслей и экономических сфер деятельности являются одними из наиболее актуальных. Повышенное внимание к ним обуславливается как усилением вовлеченности российской экономики в мировое экономическое пространство и принятием базовых принципов Болонской декларации, так и возросшими требованиями к постоянному
совершенствованию трудовых ресурсов и их внутренней структуризации в соответствии со спросом, формируемым предприятиями производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Сосредоточение в рамках российских вузов значительного числа специалистов высокой квалификации в различных предметных областях позволяет рассчитывать на высшие образовательные учреждения как на движущую силу в создании и развитии значительного числа инновационных технологий, способных найти
5
Экономическая теория Theory of economics
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
применение в хозяйственной практике предприятий и производственных комплексов, стремящихся к повышению конкурентоспособности и укреплению своих позиций на национальном и мировом рынках высокотехнологичных продуктов и услуг, а также товаров массового потребления. Как отмечается в работах многих отечественных экономистов [1, с. 17], инновационный фактор является наиболее значимым в трансформации существующей сырьевой ориентации национальной хозяйственной системы, ее реструктуризации на основании внедрения перспективных экономических комплексов, оперирующих технологиями генерации и практического применения новых знаний, и усиления ее конкурентоспособности на основании использования собственного внутреннего потенциала развития.
Специфика деятельности высших учебных заведений позволяет определить их в качестве системообразующего элемента в процессах обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами нового поколения. Как отмечает ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Д. Ливанов [2], университеты должны взять на себя ответственность за формирование нового технологического уклада с точки зрения оснащения экономики квалифицированными кадрами и технологического развития. Должно быть уделено внимание как повышению качества работы вузов в сфере исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в область реальной экономики.
Результаты исследований
В последнее десятилетие в Татарстане процессы взаимовыгодного сотрудничества системы образования и предприятий производственной сферы приобрели вид устойчивого тренда [3]. Причем, формы и виды их кооперации крайне многообразны. Так, к одним из нестандартных примеров подстраивания образовательных учреждений к потребностям производственной сферы является создание в 2006 г. филиала Казанского государственного технологического университета им. С. М. Кирова на базе Казанского государственного казенного порохового завода, что поспособствовало разрешению проблемы обеспеченности республиканского предприятия молодыми специалистами, имеющими не только теоретические навыки по выбранным направлениям специализации, но и опыт работы с реальными технико-технологическими системами.
Интересным представляется опыт сотрудничества технопарка «Идея», располагающегося на территории г. Казани, с такими вузами, как Казанский националь-
ный исследовательский технического университета им. А. Н. Туполева [4], Академия народного хозяйства при правительстве РФ [5] и др. На основе этого сотрудничества необходимо создавать новые рабочие места с привлечением выпускников вузов-партне-ров, проводить совместные научно-практические конференции, содействовать процессу внедрения результатов научно-исследовательской деятельности студентов и сотрудников высших учебных заведений с использованием технологической базы технопарка. В настоящее время, данные мероприятия реализуются лишь эпизодически, большей частью по инициативе инновационных предприятий, арендующих помещения технопарка и привлекающих студентов, желающих приобрести опыт работы в соответствующих сферах деятельности. По состоянию на 2012 г., как сообщал генеральный директор Технопарка «Идея»
С. Юшко [6], Центр нанотехнологий РТ, располагающийся в двух специально оборудованных под него зданиях технопарка, принял специализированное экспериментальное, диагностическое, метрологическое, научно-технологическое и производственное оборудование на общую сумму 477,8 млн рублей. Первые пуско-наладочные работы были начаты в конце апреля 2012 г. Данное оборудование закупалось для нужд промышленных предприятий (ОАО «Нижнекамскши-на», ОАО «КАМАЗ-Металлургия» и др.), Казанских национальных исследовательских технологического и технического университетов и т. д. Помимо этого, 7 апреля 2012 г. на совещании с участием Президента Республики Татарстан Р. Минниханова по вопросам текущего состояния проекта создания Центра нанотехнологий РТ на базе Технопарка «Идея» и Технополиса «Химград» [7] был представлен проект создания нового инновационно-технологического межвузовского центра (ИТЦ) на площадях технопарка «Идея», укомплектованного высокотехнологичным оборудованием, приобретаемым на федеральные средства, которое поступит в коллективное пользование сотрудников вузов, осуществляющих научные исследования и разработки по профилю развиваемых технологических направлений.
С практической точки зрения сотрудничество вузов с предприятиями различных отраслей и сфер деятельности может находить свое выражение как в осуществлении проектов с их совместным участием, так и в создании небольших инновационных учреждений, базовый контингент которых состоит из научных работников высшей школы, финансируемых из средств федеральных и местных бюджетов и средств заинтересованных в нововведениях субъектов
6
Экономическая теория Theory of economics
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
хозяйствования. Если первый из приведенных вариантов имеет некоторое распространение в российской практике [8], то второй - не получил развития даже в самой малой степени. Налаживание эффективных связей вузов с бизнес-сообществом позволит повысить адаптивность системы образования к требованиям перспективного инновационного развития рынка труда и экономической системы в целом и привести структуру рабочей силы в соответствие с общемировыми стандартами современных развитых и стремительно развивающихся государств.
В данной связи показательным является опыт сотрудничества высших учебных заведений развитых стран мира с различными бизнес-структурами [9, с. 261]. Так, в США данный процесс, активизировавшийся с середины 1970-х годов и достигший пика к концу ХХ в., непосредственно связан с усилением вмешательства государства в образовательные процессы и сокращением автономии университетов с целью внесения изменений в систему подготовки специалистов, соответствующих требованиям постиндустриального типа экономического развития [10, с. 114]. Примеры аналогичных процессов можно проследить и в практике Норвегии, Великобритании, Швеции, Франции и пр. [11].
В настоящее время сотрудничество учреждений высшего образовательного звена с промышленными предприятиями является приоритетным в практике значительного числа казанских вузов. Так, Казанский государственный энергетический университет сформировал устойчивые связи с ICL, ТЭЦ-2 и ОАО «Сетевая компания Казанские электрические сети» [12]; КНИТУ-КАИ - с Казанским заводом компрессорного машиностроения, ГП «Радиоприбор», ОАО «Казаньоргсинтез», КНИТУ-КХТИ - с ОАО «Газпром», ОАО « Татнефть», ОАО «Лукойл» и пр. Студенты вузов имеют возможность проходить производственную практику на предприятиях-партнерах и трудоустраиваться по специальности по окончании обучения.
Показательным, на наш взгляд, является также пример сотрудничества татарстанских вузов с ведущими российскими и зарубежными ИТ-компаниями, технопарковыми структурами, лидирующими предприятиями в различных отраслях экономики. Так, Казанский (Приволжский) федеральный университет (К(П)ФУ) является участником программы Sun Academic Initiative, разработанной для формирования партнерских отношений между корпорацией Sun Microsystems и образовательными учреждениями [13]. В рамках проекта КФУ работает клуб эн-
тузиастов, разработчиков и пользователей свободного программного обеспечения (Free and Open Source Software), который получил официальную поддержку Sun Microsystems.
Также на базе Казанского федерального университета функционирует региональный Центр международного сотрудничества вузов (создан в 1995 г.) [14]. Его основными задачами являются оказание содействия вузам региона в организации и расширении международной деятельности, информационное обеспечение международной деятельности вузов, а также содействие академической мобильности преподавателей, студентов, аспирантов, научных сотрудников. В данном центре собирается, систематизируется и распространяется информация о международных программах, проектах и фондах, проводятся научные исследования, а также специализированные курсы немецкого и английского языков.
Повышение значимости высшего образования в системе социально-экономических приоритетов населения и усиление интеграции сферы образования и экономической системы позволяют сделать вывод, что российские вузы способны стать основообразующим элементом современной инновационной инфраструктуры, способствующей генерации и расширенному распространению инноваций в соответствии со спросом, предъявляемым субъектами хозяйствования. Они обладают необходимыми сущностными характеристиками для формирования и поддержания стабильных информационных каналов, передающих управляющие импульсы между экономическими агентами различных уровней национальной системы общественного производства, и создания условий для оперативного воплощения инновационных проектов.
В соответствии с программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», разработанной на период с 2014 по 2020 гг., основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе должны составлять технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации. Для их формирования и развития предлагается создавать условия для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, формировать эффективную систему мотивации научного труда, регулировать механизмы обновления научных кадров и пр. [15]. Таким образом, существует явственная необходимость реализации программы поддержки российской высшей школы и
7
Экономическая теория Theory of economics
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
привлечения к образовательному процессу молодых перспективных ученых с целью обеспечения максимальной преемственности аккумулированных знаний.
Выводы
Система профессионального образования должна приобрести более четкую направленность на обеспечение потребностей в квалифицированной рабочей силе, предъявляемых основными народнохозяйственными секторами экономики. Сотрудничество высших учебных заведений с крупными промышленными предприятиями и научно-исследовательскими центрами необходимо как с точки зрении придания целевого характера образовательному процессу, трудоустройства и стажировки перспективных студентов в рамках инновационных производственных комплексов, так и для внесения корректив в сам учебный процесс, учебные программы, рекомендуемые перечни специальной литературы.
Возрастание значимости знаний и информации в экономике нового типа и расширение спроса на них со стороны предприятий всех секторов хозяйственной системы позволяет рассматривать учреждения образовательного комплекса как активный элемент в структуре современного общественного производства. Установление устойчивых взаимосвязей между ними и экономическими субъектами, стремящимися к постоянной генерации и масштабному использованию инноваций, позволит задействовать скрытые резервы национальной экономики и активизировать процессы построения новой экономической системы постиндустриального типа.
Список литературы
1. Пыхтеев Ю.Н. Влияние конъюнктурных факторов на тип экономического роста в современной России: дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2010. 201 с.
2. Опыт взаимодействия вузов и бизнеса // Аккредитация в образовании. 2014. № 75. URL: http://www.akvobr.ru/ (дата обращения: 21.05.2015).
3. Мат-лы Междун. науч.-практ. конф. «Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования». Казань, 25 апреля 2013 г. URL: http://www.kgasu.ru/ images/material-images/trud_2013_publ_sbornik_materialov. pdf (дата обращения: 21.05.2015).
4. URL: http://www.kai.ru/news/nano_center.phtml (дата обращения: 21.05.2015).
5. Полетаев В.Э. Бизнес-инновационные центры в России: становление и деятельность // Дискуссия. 2013. № 1 (31). URL: http://wwwjournal-discussion.ru/publication.php?id=198 (дата обращения: 21.05.2015).
6. URL: www.tpidea.ru (дата обращения: 21.05.2015).
7. URL: http://tpidea.ru/news/403 (дата обращения:
21.05.2015) .
8. Нефедов О. Вузы и бизнес готовы к сотрудничеству // Санкт-Петербургский вестник высшей школы. URL: http:// www.bcc.ru/press/publishing/pub13/0418_Cpneges-BCC (дата обращения: 21.05.2015).
9. Dasgupta M., Gupta R., Sahay A. Linking Technological Innovation, Technology Strategy and Organizational Factors // Global Business Review. 2011. No. 12.
10. Trow M. The public and private lives of higher education // Daedalus. 1975. № 2.
11. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций. URL: http://www.ruzh.org (дата обращения:
21.05.2015) .
12. ICL и КГЭУ будут совместно готовить специалистов в области ИТ и энергетики. URL: http://www.cnews.ru/ news/line/index.shtml?2014/06/06/575043 (дата обращения:
21.05.2015) .
13. URL: http://old.kpfu.ru/inf/sun/index.php (дата обращения: 21.05.2015).
14. URL: http://www.rciabc.vsu.ru/mnfop/rcictu.htm (дата обращения: 21.05.2015).
15. URL: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=3707 (дата обращения: 21.05.2015).
В редакцию материал поступил 24.02.15 © Бикчантаева А.И., 24.02.15
Информация об авторе
Бикчантаева Алсу Ильдаровна, доктор экономических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: 420111, г Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: [email protected]
( Л
Как цитировать статью: Бикчантаева А.И. Перспективы сотрудничества вузов Татарстана с предприятиями реального сектора экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2.
С. 5-9.
V_____________________________________________________________________________________________)
8
Экономическая теория Theory of economics
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
A. I BIKCHANTAYEVA,
Doctor of Economics, Associate Professor
Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia
PROSPECTS OF COOPERATION OF TATARSTAN UNIVERSITIES WITH THE ENTERPRISES
OF REAL SECTOR OF ECONOMY
Objective: to determine the need for and prospects of further development of cooperation of higher educational institutions with the enterprises of real sector of the economy.
Methods: the methods applied were scientific research at empirical and theoretical levels that allowed: 1) to identify the problem of insufficient provision of the national economic system with qualified human resources and to specify ways of solving it, 2) basing on the method of selecting information sources, to summarize the available experience of cooperation of Tatarstan universities with enterprises of various spheres of activity, 3) analyzing the collected information, to determine further actions for transforming the higher education system to focus it on the priorities of economic systems innovative development.
Results: basing on the analysis of the proposed issues, a set of further measures was identified aimed at strengthening of the integration between educational and economic systems, which include: the need for coordinated activities of the national universities and enterprises of the real economy sector, implemented in the form of the joint projects creation and implementation; active participation of universities in the innovative activities of business structures; enhanced involvement of the interested economic entities into the employment of higher educational institutions graduates.
Scientific novelty: the article reveals the practical importance of cooperation between universities and enterprises of different branches and spheres of activity, and proposes to deepen this cooperation in the areas, which enhance updating of knowledge obtained in the educational process through their implementation in practical activity of graduates and students at the enterprises-partners.
Practical value: the main provisions and conclusions of the article can be used in the development of concepts of perspective development of the teaching staff and the main directions of cooperation of national universities with enterprises of the real economy sector.
Key words: higher education; scientific-pedagogical staff; innovative development of the economy; real economy; university; enterprise; young professionals; competitiveness.
References
1. Pykhteev, Yu.N. Vliyanie kon"yunkturnykhfaktorovna tip ekonomicheskogo rostavsovremennoiRossii: dis. ... kand ekon. nauk(Influence of conjuncture factors on the type of economic growth in modern Russia: PhD (Economics) thesis). Nizhnii Novgorod, 2010, 201 p.
2. Opyt vzaimodeistviya vuzov i biznesa (Experience of interaction between universities and business). Akkreditatsiya v obrazovanii, 2014, no. 75, available at: http://www.akvobr.ru/ (accessed: 21.05.2015).
3. Mat-ly Mezhdun. nauch.-prakt. konf. «Vzaimodeistvie gosudarstvennykh i korporativnykh uchebnykh zavedenii kak resurs povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya» (Materialsof International scietifc-practical conference “Interaction of state and corporate educational establishments as a resource for increasing the quality of professional education”). Kazan', 25 aprelya 2013 g., available at: http://www.kgasu.ru/ images/material-images/trud_2013_publ_sbornik_materialov.pdf (accessed: 21.05.2015).
4. http://www.kai.ru/news/nano_center.phtml (accessed: 21.05.2015).
5. Poletaev, V.E. Biznes-innovatsionnye tsentry v Rossii: stanovlenie i deyatel'nost' (Business-innovative centers in Russia: formation and activity). Diskussiya, 2013, no. 1 (31), available at: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=198 (accessed: 21.05.2015).
6. http:// www.tpidea.ru (accessed: 21.05.2015).
7. http://tpidea.ru/news/403 (accessed: 21.05.2015).
8. Nefedov, O. Vuzy i biznes gotovy k sotrudnichestvu (Universities and business are ready for cooperation). Sankt-Peterburgskii vestnik vysshei shkoly, available at: http://www.bcc.ru/press/publishing/pub13/0418_Cplleges-BCC (accessed: 21.05.2015).
9. Dasgupta, M., Gupta, R., Sahay, A. Linking Technological Innovation, Technology Strategy and Organizational Factors. Global Business Review, 2011, no. 12.
10. Trow, M. The public and private lives of higher education. Daedalus, 1975, no. 2.
11. Kalyatin, V.O., Naumov, V.B., Nikiforova, T.S. OpytEvropy SShA i Indii v sfere gosudarstvennoi podderzhki innovatsii (Experience of Europe, USA and India in the sphere of state support of innovations), available at: http://www.ruzh.org (accessed: 21.05.2015).
12. ICL i KGEU budut sovmestno gotovit' spetsialistov v oblasti IT i energetiki (ICL and KSEU will train IT and energy sector specialists together), available at: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtmU2014/06/06/575043 (accessed: 21.05.2015).
13. http://old.kpfu.ru/inf/sun/index.php (accessed: 21.05.2015).
14. http://www.rciabc.vsu.ru/mnfop/rcictu.htm (accessed: 21.05.2015).
15. http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=3707 (accessed: 21.05.2015).
Received 24.02.15
Information about the author
Bikchantayeva Alsu Ildarovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Kazan (Volga) Federal University Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420111, Kazan E-mail: [email protected]
For citation: Bikchantayeva A.I. Prospects of cooperation of Tatarstan universities with the enterprises of real sector of economy. Aktual’niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 2, pp. 5-9.
© Bikchantayeva A. I., 2015
9