Научная статья на тему 'Экономическая политика сотрудничества образования и бизнеса'

Экономическая политика сотрудничества образования и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаревич Владислав Георгиевич, Боровская Марина Александровна

Данная статья посвящена современным проблемам экономического взаимодействия и сотрудничества вузов и предприятий, поиску реальной, действующей, отвечающей современным требованиям «модели» (взаимодействия сотрудничества партнерства). Учитывая долгосрочный характер формирования качественных трудовых ресурсов востребованных на рынке труда, учреждение высшей школы уже сегодня ставят эту задачу и пытаются сформировать механизм сотрудничества с бизнес-сообществом, для решения поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаревич Владислав Георгиевич, Боровская Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLITIC OF COLLABORATION BETWEEN BUSINESS AND EDUCATION

This article is devoted to contemporary problems of economic interaction and cooperation between universities and enterprises. We need real active model, answering contemporary demands (interaction cooperation partnership). The institutions of higher education trying to form mechanism of cooperation with business community for solution these tasks.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика сотрудничества образования и бизнеса»

В. Г. Захаревич, М. А. Боровская

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

Данная статья посвящена современным проблемам экономического взаимодействия и сотрудничества вузов и предприятий, поиску реальной, действующей, отвечающей современным требованиям «модели» (взаимодействия — сотрудничества — партнерства). Учитывая долгосрочный характер формирования качественных трудовых ресурсов востребованных на рынке труда, учреждение высшей школы уже сегодня ставят эту задачу и пытаются сформировать механизм сотрудничества с бизнес-сообществом, для решения поставленных задач.

Ключевые слова: экономическое взаимодействие, сотрудничество вузов и предприятий, модель: взаимодействие — сотрудничество — партнерство, подготовка профессиональных кадров, сотрудничество с бизнес-сообществом.

V. G. Zakharevich, M. A. Borovskaya Economic politic of collaboration between business and education

This article is devoted to contemporary problems of economic interaction and cooperation between universities and enterprises. We need real active model, answering contemporary demands (interaction — cooperation - partnership). The institutions of higher education trying to form mechanism of cooperation with business community for solution these tasks.

Key words: economic interaction, cooperation between universities and enterprises, model «interaction — cooperation — partnership», training of personnel, cooperation with business community

ерспективные социально-экономические тенденции и современные развивающиеся технологии обусловливают процессы трансформации в сфере потребностей на специалистов. В современном обществе объем информации увеличивается в геометрической прогрессии, и в соответствии с этим список профессий на рынке труда за последние десять лет обновился более чем на половину. Статистикой доказано, чтобы быть успешным, человеку в среднем примерно 3-5 раз в жизни приходится менять место и направление работы. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников становятся только основой капитала знаний. Рынок труда требует от специалистов профессиональных и прикладных знаний, компетенций, мобильности, навыков в освоении новых технологий, умения ориентироваться в информационных потоках, самообучаться, искать недостающие знания, умело использовать другие ресурсы.

Современная и перспективная идея образования, и в особенности высшей школы, заключается в формировании компетентностно-ориен-

© Захаревич В. Г., Боровская М. А., 2009

тированной модели подготовки специалистов, и основные направления модернизации Южного федерального университета ориентированны именно на эту опережающую модель потребностей бизнес-сообщества и государства в целом.

Современные проблемы ресурсного обеспечения предприятий пока еще недостаточно зримо, но уже достаточно осознанно смещаются в сферу кадрового потенциала. В связи с этим предприятия реального сектора экономики заинтересованы в поиске реальной модели взаимодействия с системой высшей школы, да и с системой образования в целом. Реализация национального проекта по созданию и перспективному развитию Южного федерального университета (ЮФУ) ориентирована на инновационное, комплексное развитие фундаментальной и прикладной науки, а также качественное технологическое обновление и преобразование системы подготовки специалистов в меняющихся социально-экономических условиях народно-хозяйственного развития страны и тенденций мирового экономического развития.

Формируя основы взаимодействия бизнес-

сообщества и учреждений высшей школы, необходимо учитывать, что технология подготовки специалистов, создание качественных трудовых ресурсов — это один из самых длительных циклов качественного преобразования ресурсов, который только возможно представить. Как минимум пять лет учреждениям высшей школы необходимо затратить на качественную подготовку востребованных специалистов: набор студентов осуществляется в одних социально-экономических условиях, а выпуск, через 5 лет, — в совсем иной социально-экономической среде. Следовательно, процесс подготовки специалистов должен учитывать долгосрочный характер формирования качественных трудовых ресурсов, востребованных на рынке труда. Поэтому в целях совершенствования процесса подготовки специалистов в ЮФУ необходимо развивать формы взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики. Надо отчетливо понимать, что от качественных трудовых ресурсов зависят основные определяющие успехи предприятий, успехи развития всех отраслей и сфер промышленности.

К сожалению, использование некачественных трудовых ресурсов, в сравнении с остальными видами ресурсов предприятия, менее видимо на первый взгляд, не сразу отражается на эффективности его деятельности и может проявиться лишь в отсроченном периоде. Поиск высококачественных и квалифицированных специалистов, а также новых технологий и достижений научно-технического прогресса заставляет бизнес-сообщества обратиться к созданию моделей взаимовыгодного и долгосрочного взаимодействия с учреждениями высшей школы, решение о кон-

солидации усилий по реализации нового качества высшего образования на данном этапе достаточно своевременно и актуально. Здесь важно понять, что речь должна идти не о благотворительных акциях бизнеса в отношении вузов — эта форма поддержки носит разовый, краткосрочный характер, — а о долгосрочном, перспективном сотрудничестве на основе рыночных механизмов, которые должны определяться методами экономически оправданного, полноценного, осознанного взаимодействия. Развивать эти модели в сегодняшних условиях возможно разными способами, и особенно своевременной формой является фонд целевого капитала. Принятый 22 декабря Государственной думой Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» определяет порядок формирования этого целевого капитала и дает возможность укрепить позиции ЮФУ в отношении бизнес-сообщества, и наоборот.

В соответствии с уставом организационная структура Южного федерального университета включает Ростовский государственный университет, на основе которого состоялось это объединение, и три вуза-участника, плюс девять НИИ, десять институтов и центров, а также девять ОКБ, следовательно, и образовательный и научно-исследовательский процесс в ЮФУ представлен достаточно мощно (рис. 1).

Модель взаимодействия бизнес-сообщества и ЮФУ выражается в формировании фонда целевого капитала, который, в соответствии с принятым Федеральным законом, становится важным звеном, обеспечивающим механизм взаимодействия (рис. 2).

Южный федеральный университет

Технологический институт в г. Таганроге

НИИ — 9

Центры и институты — 10

Институт архитектуры и искусства

ОКБ — 9

Социально-культурные учреждения — 8

Рис. 1. Организационная структура Южного федерального университета

Рис. 2. Модель формирования фонда целевого капитала

Южный федеральный университет

Изначально разработчики законопроекта выдвигали идею создания фондов целевого капитала при каждом крупном предприятии, каждой крупной сфере или отрасли, но предприятия малого и среднего бизнеса самостоятельно создавать подобный целевой специализированный фонд будут не в состоянии, так как, в соответствии с законом, требования по формированию целевого капитала достаточно высокие (минимальная сумма целевого капитала должна составлять 3 млн. руб., суммы эти отчисляются в фонд, где находятся в доверительном управлении, минимальный срок отвлечения составляет 10 лет). Сформировать этот фонд в Ростовской области (РО) возможно путем консолидации усилий бизнес-сообщества. Подобное объединение финансовых ресурсов достаточно оправдано, так как на начальном этапе представители предприятий должны осознать необходимость и целесообразность отвлечения этих финансовых средств в подобный фонд целевого капитала для поддержки научно-исследовательских разработок и заявок на подготовку специалистов.

Создавая фонд целевого капитала, можно привлечь Союз работодателей Ростовской области, объединивший около 3 тыс. предприятий области, и Торгово-промышленную палату, которая насчитывает порядка 650 членов, во главе с администрацией области и министерствами,

которые способны активизировать процесс координации и регулирования механизма взаимодействия. Осуществляя эндаумент (англ. — дар, пожертвования), бизнес-сообщество Ростовской области обеспечит поддержку ЮФУ (рис. 3), при этом оно будет четко представлять, какие цели и задачи можно поставить перед университетом в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов (включая качество подготовки и компетенции), научно-прикладных исследований (НИР, НИОКР и ОКР) и инновационных разработок, готовых к коммерциализации.

Все предложенные формы взаимодействия направлены на инновационное развитие Ростовской области. Именно такая модель регионального модуля национальной инновационной системы (НИС) позволит нашему региону (рис. 4) войти к 2008-2010 гг. в число 6 опорных регионов, которые были выделены Президентом России В. В. Путиным для перспективного народно-хозяйственного развития.

Взаимодействие предприятий реального сектора экономики Ростовской области с ЮФУ осуществляется по трем основным направлениям деятельности. Развитие первого направления предусматривает подготовку специалистов на базе выработанных квалификационных требований и компетенций, сформированных в заказах работодателей (при этом заказ на специалистов

и

к

и

м

о

н

о

к

т

а

а

о

т

к

е

с

о

г

о

н

л

л

а

е

а

и

т

и

а

п

«

е

а

С

Инновации

Заказы на инновационные разработку

ФОНД целевого капитала

Фундаментальные и прикладные исследования

Подготовка бакалавров, специалистов, магистров

Формирование системы непрерывного образования

Учебно-научно-инновационный комплекс

ЮФУ

Специалисты

Квалификационные требования

Рис. 3. Система взаимодействия бизнес-сообщества и ЮФУ

Региональная поддержка инновационной деятельности (ИД) (Администрация РО)

ф инансдъое^обеспечение

Производство новых знаний (академическая, отраслевая,

вузовская, производственная наука)

ч Производство Образование (подготовка кадров для инновационного бизнеса)

инноваций

(инновационная

деятельность)

И

Инновационная инфраструктура (наукограды,технопарки, инновационные центры и др.)

результ аты

Продукт инновации

Новые технологии

Новые услуги

Патенты, лицензии

Рынок инновационной продукции и услуг

Рис. 4. Региональный модуль национальной инновационной системы

может формироваться как на целевой основе, так и на студентов, которые уже обучаются в вузе). В основе этих отношений должен быть трехсто-

ронний договор, определяющий взаимоотношения участников. Второе направление предусматривает развитие инновационно ориентированных

прикладных исследований (с учетом конкретных заказов НИР, НИОКР, ОКР). Развитие этого направления возможно на основе продвижения фундаментальных исследований, на которые предприятия бизнеса не готовы тратить средства. Поэтому их необходимо развивать за счет государственных средств выделяемых ЮФУ до 2010 г. (например, в 2007 г. на развитие научных направлений выделялось 264 млн. руб.), и в качестве экспертов для освоения этих средств привлекать работодателей, предоставляя им возможности оценивать результаты. Третье направление сотрудничества заключается в развитии системы встроенного обучения специалистов на всех этапах их последующей деятельности. ЮФУ на реализацию всех образовательных направлений в 2007 г. выделялось 252 млн. руб. и в освоении этих средств тоже необходима была экспертиза работодателей.

Безусловно, сложно рассчитывать на то, что механизм взаимодействия ЮФУ и бизнеса сразу окажется эффективным. Так, проведенный нашим научным аналитическим центром мониторинг предприятий Ростовской области выявил, что из 300 предприятий только 45 имеют долгосрочную стратегию. Следовательно, сложно фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мировать кадровую стратегию в отсутствие общей концепции развития, но развивая предложенное сотрудничество, можно будет реализовать проект региональной инновационной системы Ростовской области (рис. 5), направленный на решение общих перспективных задач регионального развития.

Определяя экономические перспективы развития Ростовской области, и выделяя приоритеты социально-экономического совершенствования, можно отметить, что созданная система ЮФУ готова к сотрудничеству с бизнесом, способна выполнить все перспективные заказы предприятий реального сектора экономики и обеспечить тем самым дальнейшее развитие нашего региона.

Список рекомендуемых источников

1. Андреев А. Ф. Основы менеджмента / А. Ф. Андреев, Н. В. Гришина. М., 2005.

2. Арутюнова Д. В. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка : дис. ... канд. экон. наук / Д. В. Арутюнова Таганрог, 2005. [Электронный ресурс]. URL: (http://www.cfin.ru)

3. Зотов В. Б. Муниципальное управление / В. Б. Зотов, 3. М. Макашева. М. : Юнити-Дана, 2007. С. 83.

Государственный сектор

Частнопредпринимательский сектор

Органы государственного управления наукой и инновациями

Система институтов, влияющих на формирование инновационной среды: законы, нормы, правила, стандарты

Федеральное бюджетное финансирование ИР

Другие

ЮФУ учебные

заведения

Региональное бюджетное финансирование

Региональный модуль национальной инновационной системы

Научные лаборатории

Инновационные инкубаторы

Технопарки, х инновационные центры

Система частного финансирования науки и инноваций

Рис. 5. Проект региональной инновационной системы Ростовской области

4. Инновационная экономика. 2-е издание, исправленное и дополненное / под ред. чл.-корр. РАН А. А. Дынкина, д. э. н. Н. И. Ивановой М. : Наука, 2006.

5. Князев Е. А. От рутинного администрирования к стратегическому управлению / Е. А. Князев // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах : сб. ст. / под ред. Е. А. Князева. Казань : Унипресс, 2006. URL: http://www.studiorum.ru

6. Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления / Н. Г. Рак // Управление персоналом. 2001. № 10. С. 14.

7. Седлов П. Определение эффективности труда руководителей и специалистов / П. Седлов // Человек и труд. 2007. № 6.

8. Яшева Г. А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты / Г. А. Яшева //Практический маркетинг. 2001. № 5. С. 9.

Г. И. Мальцева, И. П. Черная

РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ВУЗА (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)

В статье исследуются особенности создания антикризисной стратегии университета на основе использования принципов корпоративной социальной ответственности. Анализируя изменения, вызванные глобальным кризисом в регионе, авторы показывают новую социальную функцию вуза, реализация которой требует учета потребностей всех его стейкхолдеров - групп заинтересованных сторон организации. Особое внимание уделено проблемам формирования социально ответственной культуры университета и региона.

Ключевые слова: социальная ответственность, социально ответственный вуз, стратегическое управление, антикризисная стратегия,

G. I. Mal'tseva, I. P. Chyornaya

Development of socially responsible University anti-crisis program (by the example of Vladivostok State University of Economics and Service)

The article covers peculiarities of university crisis management strategy development based on corporate social responsibility principles. Analyzing regional changes caused by global crisis, authors show new social function of the university. Implementation of this function requires accounting needs of all stakeholders of organization. Special attention is given to the problems of forming socially responsible culture of university and region.

Key words: social responsibility, socially responsible university, strategic management, anti-crisis strategy.

Социально ответственный вуз

СГ) условиях развивающегося кризиса Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) разработал ос-

новные направления антикризисной программы, соответствующей приоритетным направлениям Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. с позиций социально ответственного вуза.

© Мальцева Г. И., Черная И. П., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.