УДК 334.012
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАСТЕРЫ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
© 2017
Яшева Галина Артемовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой
экономической теории и маркетинга Витебский государственный технологический университет (210035, Республика Беларусь, Витебск, Московский пр., 72, e-mail: [email protected])
Плахин Андрей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, заместитель директора института менеджмента и информационных технологий Уральский государственный экономический университет (620144, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62, e-mail: [email protected]) Завиваев Николай Сергеевич, старший преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обоснованы методологические аспекты повышения конкурентоспособности России и Беларуси на основе формирования международных инновационно-промышленных кластеров в условиях создания союзного государства. Анализ мировых трендов применения кластерного подхода позволил сформулировать выводы, которые легли в основу разработки направлений формирования международных кластеров в промышленности России и Беларуси в рамках промышленного сотрудничества в условиях союзного государства России и Беларуси. Предложен алгоритм и авторская модель процесса организации стратегического взаимодействия промышленных кластеров Беларуси и России. Представленные в статье направления формирования кластерного подхода позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора сотрудничества в инновационном развитии и повышении конкурентоспособности экономик. Правильно выстроенная стратегия взаимодействия кластеров Беларуси и России ускорит диверсификацию экономик этих стран, позволит сократить ее зависимость от природных ресурсов, будет способствовать становлению развивающихся секторов экономики, а также развитию ранее мощных направлений, которым в течение переходного периода уделялось сравнительно мало внимания. Опыт кластерного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях становления Союзного государства может быть использован в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а в дальнейшем и в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, кластер, международный кластер, инновационно-промышленный кластер, кластерная политика, взаимодействие кластеров, повышение конкурентоспособности экономики, стратегическое взаимодействие, единое экономическое пространство.
INTERNATIONAL CLUSTERS IN ENHANCING COMPETITIVENESS ECONOMIES OF RUSSIA AND BELARUS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UNION STATE
© 2017
Yasheva Galina Artemovna, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Marketing Vitebsk State Technological University (210035, Republic of Belarus, Vitebsk, Moskovskij avenue, 72, e-mail: [email protected])
Plakhin Andrey Evgenyevich, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management, deputy director of the Institute of Management and Information Technologies Ural State University of Economics (620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8thMarch st., 62, e-mail: [email protected]) Zavivaev Nikolay Sergeevich, senior teacher of «Economy and Automation of Business Processes» department Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the methodological aspects of enhancing the competitiveness of Russia and Belarus on the basis of the formation of international innovation-industrial clusters in the conditions of the creation of a union state. Analysis of world trends in the application of the cluster approach allowed to formulate the conclusions that formed the basis for the development of directions for the formation of international clusters in the industry of Russia and Belarus within the framework of industrial cooperation in the conditions of the union state of Russia and Belarus. The algorithm and author's model of the process of organizing the strategic interaction of industrial clusters of Belarus and Russia is proposed. The directions of forming the cluster approach presented in the article will allow the subjects of management at all levels to develop and implement cluster strategies aimed at using the factor of cooperation in innovative development and increasing the competitiveness of economies. A properly structured strategy of interaction between the clusters of Belarus and Russia will accelerate the diversification of the economies of these countries, will reduce its dependence on natural resources, will contribute to the emergence of developing sectors of the economy, as well as the development of previously powerful sectors that received relatively little attention during the transition period. The experience of cluster cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the conditions of the formation of the Union State can be used within the framework of the Customs Union and the Single Economic Space, and later in the Eurasian Economic Union.
Keywords: innovative development, competitiveness, cluster, international cluster, innovation and industrial cluster, cluster policy, cluster interaction, increasing the competitiveness of the economy, strategic interaction, common economic space.
Задача повышения конкурентоспособности эконо- курентоспособности региональных/национальных эко-мики является перманентной для национальных прави- номик посредством активизации инноваций и образова-тельств и международных организаций. Значимость ее ния, является кластерная концепция, которая получает возрастает в условиях поляризации социально-экономи- все большее развитие в зарубежных странах. ческого пространства и усиления международной кон- Кластерный подход получил широкое распростране-куренции. ние с 90-х годов двадцатого века и связан с работами
Одной из современных концепций повышения кон- Майкла Портера. Вопросы теории и методологии раз-
вития кластеров различных отраслей рассматривались в работах таких российских исследователей как Воробьев В.П., Губайдуллина Ф.С., Древинг С.Р., Иваненко Л.В., Карлик А.Е., Миролюбова Т.В., Носов А.Н., Пилипенко И.В., Печаткин В.В., Сахно Т.В., Соловейчик К.А.
В Республике Беларусь кластерную проблематику изучали Алёхин Д.И., Крупский Д.М., Рыбалко Ю.А., Сафонова О.А., Синяк Н.Г.
Традиционная кластерная теория развития экономики определяет кластер как моноотраслевое образование, локализованное в рамках определенной территории. Сетевой характер экономики и развитие информационно-компьютерных технологий оказали влияние на формирование и развитие кластеров: происходит процесс эволюции межфирменных связей от территориально-производственных комплексов к формированию международных промышленных кластеров. Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество, создание в 2015 году Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС), развитие внешнеэкономических связей, промышленного сотрудничества и кооперации международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода к повышению эффективности и конкурентоспособности экономических систем и в Беларуси и России.
В Беларуси и России институциональные условия к кластерному развитию экономики нашли отражение в государственных программных документах, а также в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 г. [1-10].
Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество, создание в 2015 году Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС), развитие внешнеэкономических связей, промышленного сотрудничества и кооперации международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода к повышению эффективности и конкурентоспособности экономических систем и в Беларуси и России.
В Республике Беларусь кластерный подход к модернизации экономики в направлении инновационного развития нашел отражение в таких государственных программных документах, как: Национальной программе поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Всеми программами предусмотрено создание кластеров, выступающих в качестве точек роста региональной и национальной экономики [3, 6].
В России реализация цели создания кластеров осуществляется при поддержке государства в рамках соответствующих законов и государственных программ: Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» [7], Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [8], Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 №2 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» [9].
Цель исследования - обосновать методологические аспекты повышения конкурентоспособности экономик России и Беларуси на основе формирования международных инновационно-промышленных кластеров в контексте сотрудничества в рамках союзного государства.
Задачи исследования:
- дать оценку конкурентоспособности экономики России и Беларуси;_
- исследовать зарубежный опыт кластеризации;
- определить сущность инновационно-промышленного кластера, разработать классификацию кластеров;
- выявить мировые тренды применения кластерного подхода;
- уточнить понятие и значение международного инновационно-промышленного кластера;
- определить основные направления организации международных инновационно-промышленных кластеров в промышленности России и Беларуси.
Положительным результатом, по нашему мнению, реализации кластерной политики в Беларуси и России (табл. 1) [13, 14].
Таблица 1 - Страны мира по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК), 2014-2017 гг.
Страна Место по конкур ен! Яндексу гд ста ИГК* Место по подиндексам ИГК
Базовы Усилители Факторы
2014/ 2015,'" 2016/ требования*** эффективно ст и**** инновационности*****
2015 2016 2017 2014/ 2015/ 2016/ 2014/ 2015/ 2016/ 2014/ 2015/ 2016/
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
Швейцария 1 1 1 4 2 2 5 4 3 1 1 1
Сингапур 2 2 2 1 1 1 2 2 2 11 11 12
США 3 3 3 33 30 27 1 1 1 5 4 2
Нидерланды 5 4 10 7 4 8 9 9 6 6 6
Германия 5 4 5 11 S 10 9 10 7 4 3 3
Швеция 10 9 6 12 13 7 12 12 12 7 7 5
Британия 9 10 7 24 25 23 4 5 5 S 9 9
Япония 6 6 S 25 24 22 7 8 10 2 2 4
Гонконг 7 7 9 3 3 3 3 3 4 23 23 23
Финляндия 4 8 10 S 11 12 10 13 14 3 5 7
Китай 28 28 28 28 28 30 30 32 30 33 34 29
Эстония 29 30 30 21 21 20 27 28 28 34 31 33
Чехия 37 31 31 39 31 31 34 26 27 36 32 35
Литва 41 36 35 37 35 35 38 3 6 36 44 37 43
Польша 43 41 36 55 44 45 32 34 34 63 57 55
Россия 53 45 43 44 47 59 41 40 3S 75 76 66
Латвия 42 44 49 34 37 41 36 39 42 61 58 58
Казахстан 50 42 53 51 46 62 48 45 50 89 78 76
Грузия 69 66 59 48 51 46 79 77 69 118 118 ИЗ
Словакия 75 67 65 70 56 54 51 47 47 73 59 57
Украина 76 79 85 87 101 102 67 65 74 92 72 73
Греция 81 81 S6 76 74 so 65 62 67 74 77 70
Молдова 82 84 100 90 89 101 SS 94 102 129 128 131
Беларусь** 90 87 84 104 100 92 93 91 90 97 94 91
* В Индексе 2014/2015гг. - 144 страны, в 20152016гг. -140 стран, в 2016-2017гг. - 138 стран
** по Беларуси оценка НИЦМизеса АЦ «Стратегия» *** Базовые требования: институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование.
**** Усилители эффективности: высшее образование, эффективность товарных рынков и рынка труда, развитость финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка.
***** факторы инновационности: опыт бизнеса, инновационность.
Положительная динамика относительно невысокого уровня конкурентоспособности национальных экономик России и Беларуси актуализирует проблему дальнейшего инновационного развития посредством организации на следующем этапе международных кластеров и, что на наш взгляд, особенно важно, разработки соответствующей стратегии взаимодействия промышленных кластерных образований Беларуси и России.
Лидерами в кластеризации являются: США (380 кластеров); Италия (206 кластеров); Великобритания (168 кластеров); Индия (106 кластеров); Франция (96 кластеров); Дания (34 кластеров); Германия (32 кластеров); Нидерланды (20 кластеров).
Понятие «кластер - англ.», означающее «сгусток», «гроздь (винограда)», «скопление (звезд)», по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером еще в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности [11, 12, 15, 16, 17].
В мировой практике пока не сложилась единая теория кластеров, существует множество определений
понятия кластер, отсутствует общепринятая классификация кластеров и единый подход к исследованию кластерных структур. Поэтому особую актуальность, в этих условиях, приобретает продолжение проведения системных исследований в области формирования понятийного аппарата и основных концептуальных положений кластерной концепции.
В целях развития теоретических основ кластера для разработки и реализации эффективных кластерных стратегий с учетом накопленной теоретической базы исследования кластеров уточнен понятийный аппарат.
Под кластером, на наш взгляд, следует понимать сетевую организацию комплементарных, взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг одного или нескольких научно-образовательных центров, которые связаны отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного и регионального управления с целью достижения синергетического эффекта, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики [23].
Можно выделить следующие признаки промышленного кластера: локализация и агломерация предприятий, организаций и общественных институтов, объединенных горизонтальными и вертикальными связями; комплементарность субъектов; производство «ключевого» товара; присутствие отношений конкуренции и кооперации; достижение системного экономического эффекта (доходность выше среднеотраслевого уровня); развитие неформальных связей и сотрудничества между субъектами кластера, а также партнерства между ними и органами регионального управления; единая инфраструктура и институциональная среда; объединение предприятий вокруг одного или нескольких научно-образовательных центров.
При этом, на наш взгляд, выделяемый многими исследованиями признак географической или территориальной локализации предприятий на современном этапе может быть исключен или не быть основным, в силу интенсивного развития дистанционных информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из сформулированных признаков кластера, предложена типология кластеров, которая включает следующие направления классификации и типы кластеров:
1. По степени локализации: локальные, национальные, интернациональные кластеры. Локальные кластеры объединяют субъектов локального рынка (город, область), национальные - субъектов страны, международные объединяют производственными, кооперационными, маркетинговыми связями и отношениями сотрудничества субъектов из различных стран.
2. По уровню развития кластерных отношений: потенциальные и реальные кластеры.
3. По охвату участников: широкие и узкие. Дифференциация кластеров по этому признаку производится по критерию «количество производителей ключевого продукта». Широкие кластеры включают большое количество производителей ключевого продукта, а узкие кластеры, соответственно - ограниченное количество производителей.
4. По степени переработки ключевого продукта: глубокие, мелкие. Критерием классификации кластеров по этому признаку является количество стадий переработки ключевого продукта по технологической цепи. В глубоких кластерах создается большое количество разнообразных продуктов, в мелких - ограниченное количество.
5. По стадиям жизненного цикла кластера: возникающий кластер, кластер в стадии развития и кластер, находящийся в стадии упадка. Разделение кластеров по стадиям жизненного цикла осуществляется по динамике следующих показателей: количество участников, рост
производительности труда и объемы инвестиций в кластер.
6. По количеству подкластеров в составе кластера: монокластер, мегакластер. Критерием классификации является количество отраслевых кластеров, входящих в состав общего кластера. Мегакластер объединяет несколько разноотраслевых подкластеров.
7. По уровню инновационности: инновационный, инновационно-промышленный. Инновационный кластер - географически сконцентрированная группа взаимосвязанных организаций, специализирующихся на генерации и коммерциализации взаимосвязанных инноваций, включающая поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инновационных компаний-разработчиков и производителей, базирующихся на последнем технологическом укладе, действующая вокруг центров идей и научных знаний (научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов); Признаки инновационного кластера: технологической базой компаний является последний технологический уклад (6 уклад в настоящее время); включение в состав кластера инновационной инфраструктуры; цель объединения в кластер - генерация и коммерциализация инноваций. Инновационно-промышленный кластер -кластер, участники которого обеспечивают и осуществляют на систематической и регулярной основе инновационную деятельность, направленную на разработку и производство инновационной и высокотехнологичной (наукоемкой) промышленной продукции.
Межстрановое кластерное взаимодействие, на наш взгляд, заслуживает особого повышенного внимания. Усиление глобализации и информатизации общества, растущая роль знаний и потребность в генерации инноваций привели к смещению акцентов с географического расположения участников кластера к их, в большей степени, организационной и информационно-коммуникационной близости. Формирование межстрановых кластерных взаимодействий в рамках международных кластеров является тем не менее еще слабо изученным и достаточно сложным процессом, поскольку сопряжено с вовлечением в кластер участников, принадлежащих к различным институциональным системам.
Изучение внешней и внутренней среды функционирования кластеров позволило выявить следующие тенденции в развитии кластеров [18-24]:
1. Интернационализация кластеров, т.е. создание новых связей, реструктуризация сети предприятий поставщиков товаров и услуг с субъектами хозяйствования из-за рубежа для продления цепочек ценностей и создания новых международных цепей ценностей (аутсорсинг, инсорсинг). Фирмы и кластеры пошли по пути интернационализации в поисках новых источников знания, новых рынков и более низких затрат на рабочую силу.
2. Ослабление позиций локальных субъектов хозяйствования и перераспределение ролей в кластерах в результате связей.
3. Создание стратегических сетей.
4. Виртуализация кластеров на основе развития информационно-компьютерных технологий и быстрого распространения сетевых форм взаимодействия.
5. Развитие международных связей и создание международных кластеров.
Кластеры подвергаются интернационализации на двух уровнях:
- микроуровень, или уровень фирм, являющихся участниками кластерных образований;
- мезоуровень или уровень кластера в целом - посредством осуществления координирующими субъектами кластера действий, ориентированных на установление сотрудничества на международном уровне.
Существуют достаточные эмпирические доказательства того, что компании в рамках сетевых и кластерных образований быстрее устанавливают партнерские взаимоотношения с зарубежными участниками [25-28].
Таким образом, значение международных кластеров можно определить в следующем:
1. Формирование и развитие международных кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции стран. Кластеры способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона, поскольку они оказывают позитивное воздействие на инновационность предприятий. Сами кластеры рассматриваются инвесторами как точки регионального роста, что является основным стимулом для иностранных инвесторов при размещении ими инвестиций на заданной инвестиционной площадке. Кластеры способны привлекать прямые иностранные инвестиции посредством развития капитала взаимоотношений, который в определенном регионе трансформируется в создание устойчивых рамочных условий для сотрудничества во многих сферах между компаниями, партнерами, субподрядчиками и заказчиками. [29, 30].
2. Включение кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
- получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;
- получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.
3. Развитие кластеров обеспечивает оптимизацию положения предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также -повышению уровня неценовой конкурентоспособности товаров и услуг.
4. При реализации межгосударственной кооперации, используя преимущества общего рынка, предприятия отрасли могут получить новые возможности для развития. На данный момент перспективными направлениями сотрудничества являются развитие интеграции в тех секторах отрасли, где есть возможность импортозаме-щения, а также в сфере совместного освоения новых технологий для создания конкурентоспособной продукции.
Кластерная политика признана платформой роста конкурентоспособности бизнеса и обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономик стран-участниц ЕАЭС. Вместе с тем, методической поддержки реализации кластерной политики на отраслевом уровне и организационного обеспечения создания международных кластеров в легкой промышленности России и Беларуси недостаточно. В документе «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» сказано, что «для координации работы по формированию и развитию евразийских инновационных промышленных кластеров Евразийская экономическая комиссия совместно с национальными уполномоченными органами осуществляет подготовку предложений для принятия государствами-членами решений по формированию ИПК и мерам их поддержки» [31]. Государства-члены ЕАЭС реализуют комплекс мер по поддержке евразийских инновационных промышленных кластеров, инструментами государственных закупок, налогово-бюджетной, торговой, таможенно-тарифной и иных политик. Это актуализирует задачи по разработке мер государственной поддержки кластеризации.
Для реализации кластерной политики в России и Беларуси предлагаются следующие меры:
Экономическое стимулирование и финансовая под-
держка сотрудничества субъектов кластера [32]:
- финансирование на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) создания кластерной инфраструктуры (центров кластерного развития, интернет-платформ и др.);
- конкурсное финансирование инвестиционных кластерных проектов;
- предоставление грантов на разработку новых технологий в кластере;
- предоставление льгот при сотрудничестве в образовании и научных исследованиях;
- государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера;
- льготный налоговый режим для малого бизнеса в рамках кластера с дополнительными преференциями для инновационных малых организаций, а также малых организаций, производящих импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию;
- льготное кредитование малого бизнеса в рамках кластера, производящих импортозамещающую и экс-портоориентированную продукцию (ставку по кредиту для микро- и малых организаций установить на уровне 50 % от ставки рефинансирования);
- осуществлять субсидирование части затрат: на создание малой организации в кластере (бесплатная регистрация малых организаций); на сертификацию продукции и системы менеджмента качества малых организаций и т.д.).
Формы сетевого сотрудничества в активизации инноваций:
- проведение совместных научных исследований в области производства «ключевого» товара в кластере (поставщик, производитель, исследовательская организация) - примеры: итальянский кластер плиточников, оборудование для переработки промышленных отходов (проект «Каталонская кожа»);
- совместные программы технического перевооружения (поставщиков и производителей) - производители обуви - финансируют производителя кожи;
- предоставление ассоциацией субъектов кластера грантов на научно-исследовательские работы, проводимые студенческими творческими группами - например, ассоциация льна - грант на разработку новых тканей.
Примеры успешно реализуемых союзных проектов:
- «СКИФ-ГРИД» (разработка и использование суперкомпьютерных систем и программно-аппаратных средств);
- «БелРосТрансген-2» (получение высокоэффективных и биологически безопасных лекарств нового поколения на основе лактоферрина человека);
- «Космос-НТ» (технологии создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы);
- «Основа» (освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов) и многие другие;
- «Коваль» (наноконструированию изделий и различных материалов с помощью лазерно-информационных технологий).
Создание международных кластеров, включающих белорусских и российских производителей и организаций будет способствовать встраиванию их в глобальные цепочки ценностей, а также созданию новых цепей ценностей, что в целом будет способствовать росту наших экономик.
Примером международного кластера может быть белорусско-российский кластер нефтехимии и нефтепереработки. Ключевыми предприятиями этого кластера будут ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Нафтан». Формирование подобной наднациональной кластерной структуры, как одно из перспективных направлений развития кластера нефтехимии и нефтепереработки Беларуси, является закономерным как с точки зрения тенденций развития кластерных структур на мировом уровне, так и с точки зрения евразийской интеграции.
Источники эффекта от подобной интеграции прежде всего находятся в активизации совместных исследований и разработок в области создания новой высокотехнологичной и инновационной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, а также в проведении совместной политики выхода на зарубежные рынки.
В целом, создания транснационального белорусско-российского кластера нефтехимии и нефтепереработки позволит:
- включить в состав кластера крупных поставщиков сырья, расположенных в Российской Федерации;
- включить в состав кластера производителей («ключевого продукта», а также вспомогательной и сопутствующей продукции), находящихся на территории Российской Федерации, что будет способствовать развитию конкурентной среды;
- усилить степень интеграции экономики России и Белоруссии в рамках Таможенного Союза, Единого экономического пространства и Евразийского союза.
С учетом разработанной кластерной концепции в России и в Беларуси [3, 8], зарубежного опыта кластеризации и особенностей экономических и социальных отношений в промышленности, предлагается следующая развернутая модель организации и стратегического взаимодействия промышленных кластеров в наших странах (рис. 1).
Разработка и утверждение кластерной концепции развития н уровне Правительств Республики Беларусь и России
1. Подготовка
Просвещенней подготовка представителей государственного сектора и деловых кругов путем проведения семинаров и тренингов
Создание некоммерческих организаций - ассоциаций, центров кластерного развития, не комм е рческих п артн е рств
2. Развитие сетевого сотрудничества и ГЧП
Механизмы сетевого сотрудничества и ГЧП в формированиия факторов конкурентосопосбности кластеров
Методы экономического стимулирования и финансового обеспечения сотрудничества
3. Формирование целей
Объединение ключевых участников будущего кластера
Заклюечние соглашений по Определение направлений стратегического с „ взаимодействия между кластерами
общей стратегии и целям кластера г „
Беларуси и России
4. Планирование взаимодействия кластеров
и координаторами -проекта организации взаимодеиствия кластеров
5. Организация кластерного сотрудничества
6. Оценка международного взаимодействия кластеров
П роведен ие регул я рно го мон итори нга деятел ьности кластеров, международного взаимодействия, оценка конкурентоспособности кластеров
Оценка достижения поставленных целевых показател ролей участников, результатов взаимодействия
Рисунок 1 - Модель процесса организации и стратегического взаимодействия промышленных кластеров Беларуси и России
Представленный алгоритм состоит из 6 этапов, для осуществления которых предложены соответствующие меры.
На этапе подготовки целесообразно проводить следующие мероприятия: семинары и тренинги для представителей бизнеса и чиновников с целью пропаганды идеи кластеров, разработать методические материалы для предпринимателей и чиновников; осуществлять подбор и обучение специалистов, которые призваны распространять идеи кластеров.
Для коммуникационного обеспечения кластерных инициатив и международного сотрудничества необходимо:_
- предоставление помещений и оборудования для совместной деятельности участников кластера;
- создание и поддержка кластерной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) - центров кластерного развития, бизнес-инкубаторов, центров развития предпринимательства;
- создание интернет-порталов (интернет-платформы обучения, нетворкинга и сотрудничества; бизнес-школы дистанционного образования для субъектов кластера; социальной бизнес-сети «Кластер»);
- организация взаимодействия предприятий кластера с субъектами инновационной инфраструктуры, учреждениями образования и науки;
- организация международных деловых мероприятий по обеспечению коммуникаций между потенциальными участниками международной кластерной кооперации (выставки, конференции, бизнес-встречи и пр.);
- создание базы данных по субъектам кластеров в рамках международного проектного офиса.
Заключительный этап организации и развития международных кластеров - оценка международного взаимодействия кластеров. На этом этапе важно провести анализ достигнутых целей и задач, выявить проблемы.
В условиях актуализации задачи роста конкурентоспособности национальных экономик России и Белоруссии, вопросы организации и взаимодействия международных инновационно-промышленных кластеров являются основополагающими в промышленной политике наших стран. Разработка методологических и организационных основ такого взаимодействия позволила бы реализовать кластерную и инновационную политику наших стран на новом качественном уровне.
Представленные в статье направления формирования кластерного подхода позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора сотрудничества в инновационном развитии и повышении конкурентоспособности экономик. Правильно выстроенная стратегия взаимодействия кластеров Беларуси и России ускорит диверсификацию экономик этих стран, позволит сократить ее зависимость от природных ресурсов, будет способствовать становлению развивающихся секторов экономики, а также развитию ранее мощных направлений, которым в течение переходного периода уделялось сравнительно мало внимания.
В то же время, для обеспечения мер по стратегической конкурентоспособности экономик Беларуси и России необходимо укреплять позиции технологически связанных отраслей промышленности, в том числе повышение технического уровня интегрированных в кластерные сети производств за счет привлечения научных знаний, интеллектуального капитала и инновационной деятельности обеих стран, а также выстраивания кооперационных связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сойя Э.У. Как писать о городе с точки зрения пространства? Логос, 2008, № 3, С. 130-140.
2. Мальцев А.Н. Кластеры в современном мире: рейтинг самых развитых стран [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://ppt.ru/news/134649 (дата обращения 01.03.2017).
3. Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь. КонсультантПлюс. Беларусь, 16.01.2014, № 27.
4. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Принята решением Совета глав правительств СНГ в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 стран [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=53103#0 (Дата обращения 01.03.2017).
5. Модельный инновационный кодекс для госу-
дарств-участников СНГ (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-23 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=INT&n=32143&md=242660.468815883&dst=10003 2&fld=134#0 (Дата обращения 01.03.2017)
6. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Минск, 2011. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http:// www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/ (Дата обращения 01.03.2017).
7. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAw_173119/ (accessed 01.03.2017).
8. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_183798/ (Дата обращения 01.03.2017).
9. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 41 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях им-портозамещения [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://government.ru/media/files/7QTlRH58taCDhn Zj2AtMKj4kI5Zd0y2X.pdf (Дата обращения 01.03.2017).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года» [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (Дата обращения 01.03.2017).
11. ПлахинА.Е.,ОгородниковаЕ.С.Институциональные условия создания кластеров в экономике России и республики Беларусь. Труды Уральского государственного экономического университета, 2016, С 187-190.
12. Романчук Я. Как сделать экономику роста и развития [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http:// liberty-belarus.info/ekonomika-belarusi/ mezhdunarodnye-organizatsii-v-rb/item/3669-konkurentosposobnost-2017 (Дата обращения 01.03.2017).
13. Global Competitiveness Report 2014-2015, [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.p (Дата обращения 01.03.2017).
14. The Global Competitiveness Report 20162017. September 2016, [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www3.weforum.org/docs/ GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitiveness Report2016-2017_FINAL.pdf (Дата обращения 01.03.2017).
15. Власкен Г.А., Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. Проблемы современной экономики, 2012, № 1-2, С. 73-75.
16. Porter M.E. Competition. Moscow: Williams Publishing House, 2005. 608 с.
17. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. 2nd ed. New York: Free Press, 1998. 268 с.
18. Плахин А.Е., Огородникова Е.С. Факторы конкурентоспособности промышленных парковых структур кластерного типа. Материалы международной научно-практической конференции «Новая индустриализация: мировое, национальное, региональное измерение». Екатеринбург, УрГЭУ, 2016, С. 71-76.
19. Cluster Observatory in the EU. The site of the EU, 2016, , [Электронный ресурс] режим доступа: URL:www. clusterobservatory.eu (Дата обращения 01.03.2017).
20. Яшева Г.А. Кластеры в белорусской экономике. 284
Наука и инновации, 2012, № 8 (114), С. 34-36., № 9 (115), С. 4-20.
21. Яшева Г.А. Формирование кластерного механизма активизации инновационной деятельности в Республике Беларусь. Белорусский экономический. журнал, 2008, № 4, С. 75-88.
22. Яшева Г.А., Кунин В.А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014, № (62). [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http: // http://uecs.ru/uecs62-622014/item/2786-2014-02-27-08-31-16 (Дата обращения 01.03.2017).
23. Яшева Г.А. Обоснование кластерного подхода к повышению эффективности регионального производства. Вестник Витебского государственного технологического университета, 2012, № 2 (23), С. 171-181.
24. Костюченко Е.А. Оценка потенциала кластеризации нефтехимического комплекса Витебской области. Потребительская кооперация, 2015, № 1(48), С. 80-84.
25. Luukkainen S. Industrial Cluster in the Finnish Economy. VTT Group for Technology Studies. P.O. BOX 1002, 2002, [Электронный ресурс] режим доступа: URL:http://www.oecd.org/daf/corporate (Дата обращения 01.03.2017).
26. Gulati M. Improving efficiency of service provision relevance of the cluster approach. UNIDO-NEW DELHI, 2003, 3 December, [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://www.oecd.org/daf/corporate (Дата обращения 01.03.2017).
27. Konstantynova A., Wilson J. Comparing Cluster Policies: An Analytical Framework. Orkestra Working Paper Series in Territorial Competitiveness Number 2014-R01 (ENG). [Электронный ресурс] режим доступа: URL http:// www.orkestra.deusto.es/images/ investigacion/publicaciones/ papers/2014-r01wps.pdf (Дата обращения 01.03.2017).
28. Fundeanu D.D., Badele C.S. The Impact of Regional Innovative Clusters on Competitiveness. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 124, 20 March 2014, С. 405414. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www. sciencedirect.com/science/ article/pii/S1877042814020503 (Дата обращения 01.03.2017).
29. Яшева Г.А. Методологические основы кластерного подхода в повышении конкурентоспособности предприятий. Белорусский экономический журнал, 2006, № 2, С. 90-96.
30. Яшева Г.А. Кластерная стратегия развития экономик союзных государств в условиях евразийской интеграции. Динамика систем, механизмов и машин, 2014, № 5, С. 160-163.
31. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу С. Сидорский. Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2015 [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://www.eurasiancom-mission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/%D0%B 1%D1%80%D0%BE%D1 % 88% D1% 8E% D1% 80% D0% B0% 20% D1% 80% D1% 83% D1% 81% 200K% 20NEW.pdf (Дата обращения 01.03.2017).
32. Меры государственной поддержки промышленных кластеров. Ассоциация кластеров и технопарков. [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://www. bronadmin.ru/business/presentation0316.pdf (01.03.2017).
Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках гранта «Разработка стратегии взаимодействия промышленных кластерных формирований Свердловской области и Республики Беларусь в рамках Союзного государства» (проект № 16-07-00018)
Статья поступила в редакцию 13.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.