Научная статья на тему 'Кластерный подход в инновационном развитии экономики: концептуальные основы и направления реализации'

Кластерный подход в инновационном развитии экономики: концептуальные основы и направления реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1213
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CLUSTERING / CLUSTER POLICY / INNOVATION / INNOVATION-INDUSTRIAL CLUSTER / STRATEGIC DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / INNOVATION ACTIVITY / КЛАСТЕРНИЙ ПіДХіД / КЛАСТЕРИЗАЦіЯ / КЛАСТЕРНА ПОЛіТИКА / іННОВАЦії / ІННОВАЦіЙНО-ПРОМИСЛОВИЙ КЛАСТЕР / СТРАТЕГіЧНИЙ РОЗВИТОК / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / іННОВАЦіЙНА АКТИВНіСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Г.А.

Предмет исследования методы формирования кластерного подхода к инновационному развитию экономики. Цель исследования обосновать направления инновационного развития экономики Беларуси на основе реализации кластерного подхода. Задачи исследования: · провести анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь ; · обосновать роль кластеров в инновационном развитии национальной экономики; · определить направления организации инновационно-промышленных кластеров в экономике Республики Беларусь. Методология и методы исследования. В исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистического анализа, системного подхода, метода экспертных оценок; в качестве методологии исследования использовался кластерный подход к развитию национальной экономики. Идентифицированы проблемы инновационной деятельности в Республики Беларусь, включая: слабые позиции страны в оценке институциональной среды; сокращение количества инновационно-активных организаций; снижение удельного веса отгруженной инновационной продукции; низкое значение удельного веса отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) новой для мирового рынка; недостаток собственных денежных средств для нововведений. Определена сущность кластера с точки зрения самоорганизации экономических систем на основе сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства; обоснована роль кластеров в инновационном развитии и повышении конкурентоспособности национальной экономики. На основе разработанной автором настоящей статьи кластерной концепции и с учетом специфики социально-экономического состояния экономики Беларуси, степени развития гражданского общества, определены принципы формирования кластерной политики в Беларуси, цели кластерной политики и субъекты проведения политики. Разработаны меры государственной поддержки кластеризации, а также меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества, включая организационную поддержку кластерных инициатив, коммуникативное обеспечение сотрудничества и экономическое стимулирование сотрудничества субъектов кластера в инновациях, образовании, маркетинге. Научную ценность представляют сформулированное понятие кластера с точки зрения самоорганизации экономических систем на основе сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства; факторы активизации инноваций в кластере, принципы и цели кластерной политики. Практическую значимость имеют разработанные меры государственной поддержки кластеризации, а также меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества. Предложенные механизмы реализации кластерного подхода в инновационном развитии экономики могут быть использованы органами государственного и регионального управления при разработке инновационных стратегий и кластерных проектов. Представленные направления формирования кластерной политики позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора инноваций в устойчивом развитии и повышении конкурентоспособности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of research methods of forming the cluster approach to innovative development of economy. Research purpose to prove the directions in innovative development of economy in Belarus on the basis realization of cluster approach. Research problems: • to carry out the analysis on innovative activities in the Republic of Belarus; • to prove a role the clusters in innovative development of national economy; • to determine the directions in the organization the innovationindustrial clusters in economy the Republic of Belarus. Methodology and methods of research. In research general scientific and special methods of knowledge were applied: analysis and synthesis, induction and deduction, statistical analysis, system approach, method of expert evaluations; as methodology of research cluster approach to development of national economy was used. Problems of innovative activities in Republic of Belarus are identified, including: weak line items of the country in an assessment of the institutional environment; reducing number of the innovation-active organizations; decrease in specific weight of the shipped innovative production; low value of specific weight in the shipped innovative production (works, services) new to the world market; a lack of own money for innovations. The cluster’s essence from the point of view self-organization of economic systems on the basis of network cooperation and public-private partnership is determined; the role of clusters in innovative development and increase the competitiveness of national economy is proved. On a basis the author developed in this article of the cluster concept and taking into account specifics of social and economic state of the economy of Belarus, extent of development of civil society, the principles forming of cluster has determined policy in Belarus, the purposes of cluster policy and subjects of carrying out policy. Measures of the state support of clusterization, and also a measure for providing cluster initiatives and cooperation, including organizational support of cluster initiatives, communicative ensuring cooperation and economic incentives on cooperation subjects of a cluster in innovations, education, marketing are developed. The scientific value are the formulated concept a cluster from the point of view in self-organization of economic systems on the basis of network cooperation and public-private partnership; factors of activization innovations in a cluster, the principles and the purposes of cluster policy. Developed measures on the state support of clusterization, and also a measure for providing cluster initiatives and cooperation have the practical importance. The offered mechanisms in implementation of cluster approach in innovative development of economy can be used by bodies of the public and regional government in case of development in innovative strategy and cluster projects. The provided directions in forming of cluster policy will allow management’s subjects to develop and realize the cluster strategy directed to use on a factor of innovations in a sustainable development and increase competitiveness of economy at all levels.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в инновационном развитии экономики: концептуальные основы и направления реализации»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яровенко Татьяна Сергеевна, кандидат экономических наук, докторант, доцент кафедры статистики, учета и экономической информатики

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара пр. К. Маркса 35, г. Днепропетровск, 49044, Украина e-mail: tsyarovenko@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yarovenko Tetiane S., Ph.D. in Economical Science, Associate Professor,

doctoral student, Assistant Professor, Department of statistics, accounting and economic informatics

Oles Honchar Dnipropetrovsk national university

35, Karla Marksa prt., Dnepropetrovsk, 49044, Ukraine

e-mail: tsyarovenko@mail.ru

УДК 334.764.47

КЛАСТЕРНИЙ П1ДХ1Д В 1ННОВАЦ1ЙНОМУ РОЗВИТКУ ЕКОНОМ1КИ: КОНЦЕПТУАЛЬН1 ОСНОВИ I НАПРЯМКИ РЕАЛ1ЗАЦП

Яшева Г.А.

Ключов'1 слова: кластер, кластерний пдхд, кластеризация, кластерна полтика, нновацн, нновацйно-промисловий кластер, стратег'чний розвиток, конкурентоспроможнсть, нновацйна активнсть.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Яшева Г.А.

Предмет исследования - методы формирования кластерного подхода к инновационному развитию экономики.

Цель исследования - обосновать направления инновационного развития экономики Беларуси на основе реализации кластерного подхода.

Задачи исследования:

провести анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь;

обосновать роль кластеров в инновационном развитии национальной экономики;

определить направления организации инновационно-промышленных кластеров в экономике Республики Беларусь.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистического анализа, системного подхода, метода экспертных оценок; в качестве методологии исследования использовался кластерный подход к развитию национальной экономики.

Идентифицированы проблемы инновационной деятельности в Республики Беларусь, включая: слабые позиции страны в оценке институциональной среды; сокращение количества инновационно-активных организаций; снижение удельного веса отгруженной инновационной продукции; низкое значение удельного веса отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) новой для мирового рынка; недостаток собственных денежных средств для нововведений.

Определена сущность кластера с точки зрения самоорганизации экономических систем на основе сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства; обоснована роль кластеров в инновационном развитии и повышении конкурентоспособности национальной экономики.

На основе разработанной автором настоящей статьи кластерной концепции и с учетом специфики социально-экономического состояния экономики Беларуси, степени развития гражданского общества, определены принципы формирования кластерной политики в Беларуси, цели кластерной политики и субъекты проведения политики. Разработаны меры государственной поддержки кластеризации, а также меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества, включая организационную поддержку кластерных инициатив, коммуникативное обеспечение сотрудничества и экономическое стимулирование сотрудничества субъектов кластера в инновациях, образовании, маркетинге.

Научную ценность представляют сформулированное понятие кластера с точки зрения самоорганизации экономических систем на основе сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства; факторы активизации инноваций в кластере, принципы и цели кластерной политики. Практическую значимость имеют разработанные меры государственной поддержки кластеризации, а также меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества. Предложенные механизмы реализации кластерного подхода в инновационном развитии экономики

могут быть использованы органами государственного и регионального управления при разработке инновационных стратегий и кластерных проектов. Представленные направления формирования кластерной политики позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора инноваций в устойчивом развитии и повышении конкурентоспособности экономики.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, кластеризация, кластерная политика, инновации, инновационно-промышленный кластер, стратегическое развитие, конкурентоспособность, инновационная активность.

CLUSTER APPROACH IN INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMIC: CONCEPTUAL BASES AND DIRECTIONS OF REALIZATION

Yasheva G.A.

Subject of research - methods of forming the cluster approach to innovative development of economy.

Research purpose - to prove the directions in innovative development of economy in Belarus on the basis realization of cluster approach.

Research problems:

• to carry out the analysis on innovative activities in the Republic of Belarus;

• to prove a role the clusters in innovative development of national economy;

• to determine the directions in the organization the innovation- industrial clusters in economy the Republic of Belarus.

Methodology and methods of research. In research general scientific and special methods of knowledge were

applied: analysis and synthesis, induction and deduction, statistical analysis, system approach, method ofexpert evaluations; as methodology of research cluster approach to development of national economy was used.

Problems of innovative activities in Republic of Belarus are identified, including: weak line items of the country in an assessment of the institutional environment; reducing number of the innovation-active organizations; decrease in specific weight of the shipped innovative production; low value of specific weight in the shipped innovative production (works, services) new to the world market; a lack of own money for innovations.

The clusters essence from the point of view self-organization of economic systems on the basis of network cooperation and public-private partnership is determined; the role of clusters in innovative development and increase the competitiveness of national economy is proved.

On a basis the author developed in this article of the cluster concept and taking into account specifics of social and economic state of the economy of Belarus, extent of development of civil society, the principles forming of cluster has determined policy in Belarus, the purposes of cluster policy and subjects of carrying out policy. Measures of the state support of clusterization, and also a measure for providing cluster initiatives and cooperation, including organizational support of cluster initiatives, communicative ensuring cooperation and economic incentives on cooperation subjects of a cluster in innovations, education, marketing are developed.

The scientific value are the formulated concept a cluster from the point of view in self-organization of economic systems on the basis of network cooperation and public-private partnership; factors of activization innovations in a cluster, the principles and the purposes of cluster policy. Developed measures on the state support of clusterization, and also a measure for providing cluster initiatives and cooperation have the practical importance. The offered mechanisms in implementation of cluster approach in innovative development of economy can be used by bodies of the public and regional government in case of development in innovative strategy and cluster projects. The provided directions in forming of cluster policy will allow management's subjects to develop and realize the cluster strategy directed to use on a factor of innovations in a sustainable development and increase competitiveness of economy at all levels.

Keywords: cluster, cluster approach, clustering, cluster policy, innovation,, innovation-industrial cluster, strategic development, competitiveness, innovation activity.

Введение. Процессы глобализации, усиления конкуренции, развитие информационно-компьютерных технологий, растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации последних, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг, обусловили возникновение кластеров как институциональной основы инновационного развития регионов и страны в целом. Проблема формирования кластеров для целей инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономических систем является актуальной для многих стран догоняющего развития. В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», по форме представляющий собой сетевую организацию географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного и регионального управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Концепция кластерного подхода состоит в том, что сетевые структуры (кластеры) рассматриваются в качестве важнейшего фактора повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и отраслей. В ЕС насчитывается около 3 тыс кластеров, в которых занято примерно 40 % рабочей силы. [7]

Как показывает опыт наиболее передовых стран, достигших успехов в повышении своей конкурентоспособности, конкурентные преимущества достигаются в постоянно усложняющейся борьбе за

инновационность в производстве. Страны, достигшие высокого уровня инновационности, как правило, делали акцент на создание инновационных сетей, формировавшихся в экономически обоснованных, актуальных для производства областях знаний. В этих странах концепция создания эффективных инновационных сетей практически трансформировалась в программу формирования конкурентоспособных промышленных кластеров.

Вопросы, связанные с экономическими кластерами, активно рассматриваются западными учеными-экономистами. Среди них, в первую очередь, нужно отметить М. Портера, основоположника кластерного подхода. Вклад в разработку данной проблемы внесли также зарубежные экономисты: М. Бест (Best, M. H.), Роланд и Ден Хертхог (Theo J. A. Roelandt, Pim den Hertog.), Сакари Луукэнен (Luukkainen, S.), М. Портер (Porter, М.), К. Надви (Nadvi, K.) и др., российские ученые - С. Лозинский, А. А. Мигранян, Л.С. Марков,

A. Праздничных, Т. В. Цихан, М.А. Ягольницер и др., белорусские исследователи - Н.И. Богдан,

B.В. Валетко, Л.Н. Нехорошева, И.В. Новикова, П.Г. Никитенко, С. Ф. Пятинкин, Д.Ф. Рутко, Н.Г. Синяк и др. Исследователи, рассматривая кластеры, отмечают различные аспекты их влияния на экономический рост, повышение конкурентоспособности и инновационности экономики. В Беларуси кластерный подход к инновационному развитию экономики нашел отражение в Государственных программных документах, а также в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 года. Так, В Республике Беларусь кластерный подход к экономическому развитию экономики нашел отражение в программных документах -Национальной программе поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Всеми программами предусмотрено создание кластеров, выступающих в качестве точек роста региональной и национальной экономики.

Поставленные задачи требуют разработки теоретико-методологических основ кластерного подхода к инновационному развитию национальных экономик.

Таким образом, положительный зарубежный опыт кластеризации, процессы глобализации и усиление международной конкуренции, недостаточная разработанность кластерного механизма инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики предопределили цель и задачи исследования.

Цель исследования - обосновать направления инновационного развития экономики Беларуси на основе реализации кластерного подхода.

Задачи исследования:

• провести анализ инновационной деятельности в Республике Беларусь ;

• обосновать роль кластеров в инновационном развитии национальной экономики;

• определить направления организации инновационно-промышленных кластеров в экономике Республики Беларусь.

Предмет исследования - методы формирования кластерного подхода к инновационному развитию экономики.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистического анализа, системного подхода, метода экспертных оценок; в качестве методологии исследования использовался кластерный подход к развитию национальной экономики.

Анализ инновационной составляющей конкурентоспособности экономики Беларуси.

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) (The Global Competitiveness Index - GCI). В рейтинге конкурентоспособности по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2012-2015 гг. [3; 4; 5].

Беларусь улучшила свои позиции на 2 места (с 92 места в 2012/13 гг. до 90 места в 2014/15 гг.). Экономический рост Республики Беларусь пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности в Беларуси находятся по оценке 2014/15 гг. на 97 месте из 144 стран (табл. 1). Положительным является улучшение позиции Республики Беларусь по фактору инновационности 2014/15 гг. - по сравнению с предыдущим периодом она поднялась в рейтинге на 7 мест. Наиболее подробный анализ инновационного развития представлен в Глобальном индексе инноваций.

Наиболее популярными оценками инновационной деятельности стран являются Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index - GII) и Индекс Инновaционного Европейского тaбло - Innovation Union Scoreboard (IUS). По оценке международной бизнес-школы INSEAD, Республика Беларусь по Глобальному индексу инноваций в 2015 г. заняла 53 место (рис. 1).

В 2013 г. Беларусь была на 77 месте со значением GII - 34.62, в 2014 году произошло перемещение на 19 позиций вверх, а в 2015 г. ещё на 5 позиций. Это хорошее достижение. Тем не менее, нельзя не заметить и того, что впереди находятся такие «схожие» с нами страны как Россия (48 место, GII - 39,32); Польша (46 место, GII - 40,16); Молдова (44 место, GII - 40,53); Хорватия (40 место, GII - 41,70); Болгария (39 место, GII - 42.16); Литва (38 место, GII - 42,26); Словакия (36 место, GII - 42,99); Венгрия (35 место, GII - 43,00; Латвия (33 место, GII - 45,51); Словения (28 место, GII - 48,49); Чехия (24 место, GII - 51,32) и Эстония (23 место, GII - 52,81).

43,0 42,3 но., 40.3

40,5 40,3 40,2 39.3 38 2

36.5 36,5

&

Я

«

<и «

«

И

Л

Ё а

ю §

т

а

1-4

12

«

я и

л

а ©

21

Ч «

Л

а

22

а

и

53

27

и

<и «

о

ч О

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

« «

ей н

н Л

К ч

31 33

36

л «

38

ю £

о

<и рц

44

45

46

33,8

48

53

63

64

«

со а

1-4

73

28,0 27,5 25,9

Ш

и

л н о

X Л со л

82

И

Л

н о

со

и &

А

109

И

Н

114

<и ю

со

122

1

2

Рисунок 1. Глобальный инновационный индекс стран Европы и бывшего СССР в 2015 г. (фрагмент)

Источник: составлено по данным [2]

Анализ факторов инноваций в контексте Глобального индекса инноваций 2014 г. показал, что наиболее слабые позиции страны в оценке институциональной среды. Общая оценка институтов инновационного развития - 105 ранг из 143. Некоторые показатели, такие как «Сотрудничество: университет-промышленность»; «Государство и кластерное развитие» получены на основе опроса экспертов. В обследовании СИ 2014 г. для Беларуси ответы на эти вопросы не получены. Это свидетельствует о низком уровне сотрудничества и кластерного развития в Республике Беларусь [6, с. 151].

В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования экономических систем (организаций, объединений, региональной и национальной экономики). Анализ показателей инновационной активности экономики Республики Беларусь представлен на рисунке 2.

о"

<и «

« и

<и £

25

20

15

10

22,7

22,8

0

437

21,7

383 13,9

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

ч

« «

СП

Я Я

2 а о

о «

н о

ч о

2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Доля инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций промышленности, %

I I Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности, %

"•"Число инновационно-активных организаций промышленности, ед.

5

Рисунок 2. Показатели инновационной активности экономики Республики Беларусь за 2005-2014 гг.

Источник: составлено по данным [8, с. 56; 9, с. 76].

В целом показатели инновационной активности Беларуси за период 2005-2014 гг. имеют неоднозначную динамику. В частности, в период с 2009 г. по 2012 г. наблюдалась положительная динамика по всем показателям инновационной активности Беларуси. При этом с 2013 г. наметился некоторый спад, который продолжился и в 2014 г. Так, в 2014 г. по сравнению с предшествующим годом наблюдалось сокращение количества инновационно-активных организаций (на 28 единиц) и достаточно резкое снижение удельного веса отгруженной инновационной продукции (на 3,9 п.п.); доля инновационно-активных организаций снизилась на 0,8 п.п. В 2014 г. по сравнению с 2005 г. число инновационно-активных организаций промышленности возросло на 65 единицы, доля инновационно-активных организаций - на 6,8 процентных пункта; при этом стоит отметить снижение удельного веса отгруженной инновационной продукции на 1,3 процентных пункта.

Интеграция в мировую экономику ставит задачу сравнительного анализа инноваций для разработки конкурентных стратегий и выработки механизмов повышения инновационности и конкурентоспособности белорусской экономики.

Важнейшим показателем, характеризующим инновационное развитие, является уровень инновационности (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленности). Этот показатель в Беларуси в 2014 г. составил 20,9 % (рис. 2), что соответствует нижнему порогу уровня инноваций по данному параметру в группе так называемых «догоняющих стран» и сопоставимо с аналогичными показателями в Словакии (19,7 %), Латвии (19,5 %), Литве (18,9 %), Венгрии (16,4 %) и Польше (16,1 %), которые отражены на рисунке 3.

о

<и «

«

И Л

ч

<и £

60

50

40

30

20

10

55

45,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Л

8 & Г

3 3 3

я я я я я я

я я я а

ч и

а а В В Я _ - _ йиЙЙЩ^ВЙев

N й Й § га Ч 3 в £

И ® и В *

и в

ч

и М

Я Л и ев

г - — -

3 н ^ л

н В «о §

и 2 Ч

я з л

¡5 з э

Й в л

и 2 ч

а Ч о

© а О

Я 8

яяяяяяяяяя

§ в я »© а в я

н^ чч ял©

& * и в

И ©

я н Я ев

©О

X

ев Я

I 3

I© а

о и еь я

ев И и

В

и р

Рисунок 3. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций промышленности, 2014 г. (фрагмент)

Источник: составлено по данным [9, с. 131].

Сравнительный анализ результатов инновационного развития европейских государств представлен в следующих диаграммах (рис. 4, 5).

По сравнению с другими странами, в Беларуси доля новых для рынка и новых для фирмы инноваций имеет высокое значение - 17,28 % (рис. 2.4). В тоже время удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) новой для мирового рынка, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций составил в 2013 г. 0,6 % и уменьшился по сравнению с прошлым годом на 0,1 проц. пункт, а по сравнению с 2011 г. - на 0,5 проц. пункта [9, с. 10].

Более реалистичными выглядят данные по показателям, связанным с экспортом инновационной продукции. Так, по индикатору «доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции» Беларусь (36,95 %) имеет средний статус среди таких «догоняющих стран», как Болгария (26,12 %), Латвия (30,46 %), Литва (31,50 %), Хорватия (41,63 %), Польша (51,06 %), Венгрия (66,43 %), Мальта (71,35 %). В развитых странах этот показатель значительно выше - в Германии - 62,13 %, Великобритании - 51,85 %, Финляндии - 52,31 %, Швейцарии - 64,43 % [9, с. 155-156].

По доле экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг (рис. 5) Беларусь (25,73 %) находится в лидерах среди таких «догоняющих стран», как Литва (13,69 %), Хорватия (14,99 %), Турция (18,76 %), Словакия (19,63 %), Мальта (13,63 %), Латвия (35,32 %) [9, с. 119-120].

0

25

20

15

10

17,28

19,2

19,23

19,23

15,5

11,92

12,36

13,68

7,58

96

9,32

18,97

14,86

14,7

14,3

10,45

7,41

14,

28

11,2

15,29 14,73

15,25

10,65

12,31

%

,е? ^ ^ л- л- ^ ^ л о<. 4> ¿ь л л- л- ^ л- ^ л- ж' л- .

8

5

0

Рисунок 4. Удельный вес новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте*

*Источник: [9, с. 119-120].

Результативность инновационной деятельности проявляется в показателе «доля новой продукции в общем объеме производства», которая в Беларуси имеет невысокое значение по сравнению с другими странами - 17,8%, тогда как доля новой продукции для мирового рынка продукции в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) организаций очень незначительна - 0,6% [9, с. 10]. Доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции в Беларуси составила 36,95% и имеет средний статус среди таких «догоняющих стран», как Болгария (26,12%), Латвия (30,46%), Литва (31,50%), Хорватия (41,63%), Польша (51,06%), Венгрия (66,43%). В развитых странах этот показатель значительно выше: в Германии - 62,13%, Великобритании - 51,85%, Финляндии - 52,31%, Швейцарии - 64,43% [9, с. 155-156].

80 70 60 50 40 30 20 10 0

67,43

57,59

56,7

63,33

41,32

5,73

26,55

50,32

48,48

21,61

27,19

35,32

13,69

1

I I I

49,4

13,63 ±

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43,03 45,2

28,99 26,14

9,6

I

35,93

38,7

37,4

%

£ ^

>

ю

ш

и ^

Я

Е ^

ф X

со го

& 5.

1 £

о

ю ¡^

ш

и

X

ш со

о ^

и

X

ск ^

X

ш ей

и ^

X ^

ГО Ю

о. >

в 15

и

Ск

ск

го ^

и

Э

и

■3-

и со

X

о

I-

и

т

Рисунок 5. Доля экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг, %*

*Источник: [9, с. 119-120].

Анализ инновационной деятельности в Республики Беларусь показал ее невысокие результаты. Методология исследования ставит задачу идентификации причин. Оценка значимости факторов, препятствующих инновационной деятельности проводилась Национальным статистическим комитетом

Республики Беларусь на основе экспертного метода (в опросе участвовали 12479 руководителей промышленных предприятий). Анализ показал, что основными факторами являются, среди экономических: недостаток собственных денежных средств (81,4 %), высокая стоимость нововведений (82,1 %), длительные сроки окупаемости нововведений (72,5 %), высокий экономический риск (71,1 %). Из производственных факторов: низкий инновационный потенциал предприятия (52,6 %), недостаток квалифицированного персонала (46,4 %), слабая возможность для кооперирования с другими организациями (28,4 %). Среди прочих факторов респонденты отметили неразвитость инновационной инфраструктуры (43,5 %), а также неразвитость рынка технологий (48,7 %) [8, с. 101-102].

Роль кластеров в инновационном развитии национальной экономики

Кластеры, благодаря своим специфическим особенностям, способствуют инновационному развитию экономики по следующим направлениям.

Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в т.ч. услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Предлагаемый кластерный подход, в отличие от отраслевого, основан на использовании следующих преимуществ регионального подхода в управлении конкурентоспособностью предприятий: агломерации, сетевых структур в активизации инновационного развития, как основы конкурентоспособности предприятий, а также использовании потенциала местных институций и бизнес-структур.

Кластеры способствуют активизации инновационной деятельности. Это происходит за счет следующих факторов:

1. Знания - основа инноваций. В кластерах происходит накопление знаний коммерческого и производственного характера и быстрая их диффузия [14].

2. Конкуренция - стимул к инновациям. В кластере благодаря внутренней конкуренции между производителями создаются инновации.

3. Сотрудничество - способ генерирования новых идей и возможностей. Ускорение внедрения инноваций в результате сотрудничества между поставщиками и производителями, а также между конкурентами в области общих целей.

4. Кластерные связи позволят идентифицировать слабые звенья цепей добавленной стоимости кластера и привлекать инвесторов и бизнес для заполнения этих ниш. Кластеры стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах за счет: формирования отношений субконтрактинга (аутсорсинга), когда малые и средние предприятия выполняют продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера; открытия новых зон предпринимательства в производственной цепи кластера (цепочке ценностей).

5. Технологическое сотрудничество - метод привлечения инвестиций. В кластере новшества могут приобретаться в рамках международного технологического сотрудничества кластеров (СП, франчайзинговые предприятия, танснациональные корпорации), а также государственно-частного партнерства [14].

Источником экономического эффекта кластеризации является сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство. Под сетевым сотрудничеством понимается процесс установления длительных формальных и неформальных отношений между субъектами кластера, объединенными в технологической цепи вертикальными и горизонтальными связями, основанных на доверии и общих для кластера, являющегося деловым сообществом, целях, нормах, традициях, правилах, обычаях.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс между органами государственного, регионального управления и бизнесом, основанный на совместном финансировании проектов.

Направления ГЧП в организации и развитии кластеров: формирование кластерных инициатив; организация кластеров; содействие в техническом развитии поставщиков, создание субъектов кластерной инфраструктуры; софинансирование научных исследований и разработок кластеров; организация приграничного сотрудничества кластеров; привлечение иностранных инвестиций в кластеры; содействие в международном технологическом сотрудничестве и расширении экспорта кластеров. Формой реализации этих направлений являются совместные государственно-частные программы.

Направления организации инновационно-промышленных кластеров в экономике республики беларусь

Учитывая значимость кластеров в устойчивом развитии национальной экономики, в государственных программах России и Беларуси определены задачи по организации кластеров. Так, в Беларуси на 20112015 годы предусмотрено создание 7-ми кластеров: химический кластер в г. Гродно; нефтехимический кластер в г. Новополоцке; агромашиностроительный кластер; автотракторостроительный кластер в г. Минске; химико-текстильный кластер в г. Могилеве; 1Т-кластер в г.Минске; кластер льна в г.Орше. Выполнять такие масштабные программы по созданию кластеров без четкой кластерной стратегии не возможно. Зарубежный опыт стран, успешно реализующих кластерные проекты, показывает, что все они имеют разработанную кластерную политику.

Существует 2 подхода (модели) формирования кластерной политики: кластерная политика «сверху», кластерная политика «снизу-вверх» (рисунок 6).

Рисунок 6. Модели формирования кластерной политики

Источник: разработка автора на основе [11, с. 253-262]

На основе разработанной автором настоящей статьи кластерной концепции и с учетом специфики социально-экономического состояния экономики Беларуси, степени развития гражданского общества, определены следующие принципы формирования кластерной политики в Беларуси:

• многоуровневость формирования политики (кластерная политика должна разрабатываться на различных уровнях управления - наднациональном, национальном, региональном, межрегиональном);

• экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах (политика правительства должна быть ориентирована на косвенные методы поддержки сетевого сотрудничества, а не прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности и предприятий);

• организационное стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах и ГЧП (правительство должно не прямо вмешиваться в процессы кластеризации, а создавать организационные условия для развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства во всех отраслях);

• поддержка конкурентоспособных кластеров (целесообразно использовать экономические стимулы -льготы, кредиты, гранты и др. для поддержки конкурентоспособных кластеров, в соответствии с принципом реализации партнерских отношений в условиях конкурентной среды).

Основной целью кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и ГЧП. На основе сформулированной цели определяются задачи кластерной политики (таблица 5).

Субъектами проведения политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Наднациональными органами управления выступают различные международные организации - ОСЭР, Европейский Союз, ЮНИДО, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др., которые финансируют донорские кластерные проекты.

Для реализации кластерной политики необходимы меры государственной поддержки кластеризации (рисунок 7).

Основываясь на зарубежном опыте кластеризации, с учетом специфики государственного управления в Республике Беларусь в качестве субъектов кластерной политики национального уровня предлагаются следующие: министерство экономики Республики Беларусь; министерство торговли Республики Беларусь; государственные отраслевые концерны; специальный государственный орган поддержки кластеров. Субъекты региональной кластерной политики: комитеты по экономике местных администраций; специальные государственные органы поддержки кластеров; коллегиальные органы управления кластерным процессом в форме некоммерческих организаций (ассоциации, союзы, центры кластерного развития).

Значительная роль в кластеризации зарубежных экономик принадлежит промышленным ассоциациям. Они выступают инициаторами создания кластеров в регионе, оказывают помощь в разработке национальной/региональной стратегии конкурентоспособности посредством предоставления информации об уровне конкуренции, требованиях покупателей, новых рыночных возможностях и др. Ассоциации способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет учреждения связей между субъектами кластера, а также взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ

1. Идентификация кластеров в экономике. Анализ кластеров (составление карты кластеров)

2. Просвещение и подготовка представителей государственного сектора и деловых кругов путем:

> проведения семинаров и тренингов;

> разработки методических материалов для предпринимателей и чиновников;

> подбора и обучения специалистов, призваны распространять идеи кластеров.

3. Создание неэкономических организаций и комиссий по кластерам для управления процессом кластеризации

■ Ассоциации;

■ Центры кластерного развития;

■ Некоммерческие партнерства.

■ Агентство по проблемам кластерной политики при Правительстве РБ;

■ Агентства регионального развития;

■ Комиссии по кластерам при комитетах экономики

Рисунок 7. Рекомендуемые меры государственной поддержки кластеризации

Источник: [18].

Центры кластерного развития (ЦКР) - ключевой элемент инфраструктуры поддержки кластерных инициатив и проектов. Основные функции ЦКР:

• информационно-правовое и организационно-методическое сопровождение процесса формирования и развития кластера;

• организация производственной кооперации (субконтрактации) участников кластера между собой и другими организациями реального сектора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация трансфера и коммерциализации технологий.

В целях формирования кластерных инициатив и сотрудничества необходимы меры организационной, коммуникационной поддержки и экономического стимулирования (рисунок 8).

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ И СОТРУДНИЧЕСТВА

1. Организационная поддержка кластерных инициатив:

> предоставление помещений и оборудования для совместной деятельности участников кластера;

> организация взаимодействия предприятий кластера с субъектами инновационной инфраструктуры, учреждениями образования и науки.

2. Коммуникативное обеспечение сотрудничества

Создание Интернет-порталов: Создание базы данных по субъектам кластеров в - Ьизтезз-Ь-Ьизтезэ - В2В;

рамках регионального статистического офиса - Ьизтезз-Ь-аСтнтэ^айоп - В2А;

- сопзитегз-1:о-аСт1п1з1:га1:юп - С2А.

3. Экономическое стимулирование и финансовая поддержка сотрудничества субъектов кластера в инновациях, образовании, маркетинге

Финансирование создания кластерной инфраструктуры на условиях ГЧП (венчурные фонды, техно-парки, центры кластерного развития и т.д.)

- Конкурсное финансирование инвестиционных проектов;

- Предоставление льготных кредитов для инвестиционных проектов, направленных на развитие кластеров

> Предоставление льгот при сотрудничестве в образовании и научных исследованиях;

> Государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера

Рисунок 8. Рекомендуемые меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества

Источник: [18].

Заключение. В условиях формирования «экономики знаний» традиционные подходы к повышению конкурентоспособности, основанные на прямой государственной поддержке субъектов хозяйствования, не могут соответствовать происходящим изменениям (глобализации, усилении конкуренции, развитии сетевых структур), а должны дополняться новым кластерным подходом, основанным на стимулировании развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства в формировании факторов конкурентных преимуществ. Кластеры являются самоорганизующимися системами, в которых создаются стратегические конкурентные преимущества благодаря синергетическому эффекту от сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. Кластеры способствуют росту ВВП/ВРП и налоговых поступлений в бюджеты, экспорта, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах, тем самым способствуя росту уровня занятости. Для использования преимуществ кластеров необходима четкая кластерная политика. Для обеспечения устойчивого развития и роста конкурентоспособности экономики в рамках реализации кластерного подхода в Республике Беларусь необходимо:

- разработать кластерную стратегию;

- разработать меры государственной поддержки кластеризации;

- разработать меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества;

- реализовать намеченные меры по кластеризации;

- использовать потенциал международного сотрудничества в создании трансграничных и международных кластеров.

Представленные направления формирования кластерной политики позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора инноваций в устойчивом развитии и повышении конкурентоспособности экономики.

Список использованных источников

1. Глобальный индекс инноваций: Рейтинг стран мира по Индексу инноваций (2014), режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (дата доступа: 18 Февраля 2016).

2. The Global Innovation Index 2015: Effective Innovation Policies for Development (2015), available at: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/gii-full-report-2015/#pdfopener (дата доступа: 1 марта 2016).

3. The Global Competitiveness Report 2012-2013 (2013), available at: http://www3.weforum. org /docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-2013.p (дата доступа: 14 Февраля 2016).

4. The Global Competitiveness Report 2013-2014 (2014), available at: http://www3.weforum. org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.p (дата доступа: 14 Февраля 2016).

5. Global Competitiveness Report 2014-2015 (2015), available at: http://www3.weforum.org /docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.p (дата доступа: 14 Февраля 2016).

6. The Global Innovation Index 2014 (2014), available at: http://www.global innovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2014 (дата доступа: 14 Февраля 2016).

7. Кластерная обсерватория в ЕС. Сайт ЕС, режим доступа:: www.clusterobservatory.eu(дата доступа: 20 Февраля 2016).

8. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник (2014), Минск, 121 с.

9. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник (2015), Минск, 138 с.

10.Вашкевич, Ю. Б. (2007), Кластерные инициативы в национальной экономике: механизм формирования и особенности развития, Вестник Белорусского государственного экономического университета, 2007, № 6, С. 19-26.

11. Портер, М. (2005), Конкуренция, Москва, Издательский дом «Вильямс», 608с.

12. Костюченко, Е.А. (2012), Теоретические основы кластеров и их роль в повышении конкурентоспособности организаций нефтехимического комплекса Витебского региона, Вестник Полоцкого государственного университета, Серия D, Экономические и юридические науки, 2012, Выпуск 5, С. 55-62.

13.Яшева, Г.А., Кунин, В.А. (2014), Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик, Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2014, №1 (37), режим доступа: http://region.mcnip.ru.

14.Блинов, А.О., Яшева, Г.А. (2010), Формирование институциональных структур развития человеческого капитала в обеспечении инновационного развития национальной экономики, Вестн. Витебск. гос. технол. ун-та, 2010, № 18, С. 142-147.

15.Rud, N. T., Marchuk, O. I., Yasheva, G. A. (2014), duster interaction mechanism in the formation of innovative model of region's economy, Актуальн проблеми економки: науковий економ'чний журнал, 2014, №12 (162), С. 281-289, available at: http://eco-science.net/ archive2014/print:page,1,339--12162.html. (accessed 14 February 2016).

16.Винокурова, М.В. (2006), Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей Иркутскойобласти, Эко, 2006, № 12, С. 73-91.

17.Костюченко, Е.А. (2015), Оценка потенциала кластеризации нефтехимического комплекса Витебской области, Потребительская кооперация, 2015, № 1(48), С. 80-84.

18.Яшева, Г.А., Кунин, В.А. (2014), Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси, Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014, № (62) УЭкС, 2/2014, режим доступа.: http://http://uecs.ru/index.

References

1. Globalnyj indeks innovacij Rejting stran mira po Indeksu innovacij (2014): http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (accessed 18 February 2016).

2. The Global Innovation Index 2015: Effective Innovation Policies for Development (2015): https://www.globalinnovationindex.org/content/page/gii-full-report-2015/#pdfopener (accessed 1 March 2016).

3. The Global Competitiveness Report 2012-2013 (2013): http://www3.weforum. org /docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-2013.p (accessed 14 February 2016).

4. The Global Competitiveness Report 2013-2014 (2014): http://www3.weforum. org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.p (accessed 14 February 2016).

5. Global Competitiveness Report 2014-2015 (2015): http://www3.weforum.org /docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.p (accessed 14 February 2016).

6. The Global Innovation Index 2014 (2014): http://www.global innovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2014 (accessed 14 February 2016).

7. Klasternaja observatorija v ЕС. Sajt ЕС: www.clusterobservatory.eu (accessed 14 February 2016).

8. Nauka i innovacionnaya deyatelnost v Respublike Belarus: statisticheskij sbornik (2014), Minsk, 121 р.

9. Nauka i innovacionnaya deyatelnost v Respublike Belarus: statisticheskij sbornik (2015), Minsk, 138 р.

10. Vashkevich, U. B. (2007), Klasternye iniciativy v nacionalnoj ehkonomike mekhanizm formirovaniya i osobennosti razvitiya, Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta, 2007, № 6, Р. 19-26.

11.Porter, M. (2005), Konkurenciya, Moskva, Izdatelskij dom Vilyams, 608 р.

12.Kostyuchenko, E. A. (2012), Teoreticheskie osnovy klasterov i ih rol v povyshenii konkurentosposobnosti organizacij neftekhimicheskogo kompleksa Vitebskogo regiona, Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya D, EHkonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2012, Vypusk 5, Р. 55-62.

13.Yаsheva, G.A., Kunin, V.A. (2014), Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasterov i ih rol v povyshenii ustojchivosti nacionalnyh ehkonomik, Regionalnaya ehkonomika i upravlenie ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014, № 1 (37): http://region.mcnip.ru.

14.Blinov, A.O., Yаsheva, G.A. (2010), Formirovanie institucionalnyh struktur razvitiya chelovecheskogo kapitala v obespechenii innovacionnogo razvitiya nacionalnoj ehkonomiki, Vestn. Vitebsk. Gos. Tekhnol. un-ta, 2010, № 18, Р. 142-147.

15.Rud, N.T., Marchuk, O. I., Yasheva, G.A. (2014), Kluster interaction mechanism in the formation of innovative model of region s economy, Aktualni problemi ekonomiki naukovij ekonomichnij zhurnal, 2014, № 12 (162), Р. 281-289: http://eco-science.net/archive2014/print:page,1,339--12162.html. (accessed 14 February 2016).

16.Vinokurova, M.V. (2006), Konkurentosposobnost i potencial klasterizacii otraslej Irkutskojoblasti, Eko, 2006, № 12, Р. 73-91.

17.Kostyuchenko, E. A. (2015), Ocenka potenciala klasterizacii neftekhimicheskogo kompleksa Vitebskoj oblasti, Potrebitelskaya kooperaciya, 2015, № 1 (48). Р. 80-84.

18.Yаsheva. G.A., Kunin, V.A. (2014), Klasternaya strategiya innovacionnogo razvitiya ehkonomik Rossii i Belarusi, Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014, № 62 UEHkS, 2/2014: http:// http://uecs.ru/index.

ДАН! ПРО АВТОРА

Яшева Галина ApTeMiBHa, доктор eK0H0Mi4HMx наук, професор, завщуюча кафедрою «EKOHOMi4Ha теорiя i маркетинг»

В^ебський державний технолопчний ушверситет

210035, Бторусь, м В^ебськ, Московський пр., 72-Б

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яшева Галина Артемовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория и маркетинг»

Витебский государственный технологический университет

210035, Беларусь, г. Витебск, Московский пр., 72-Б

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yasheva Galyna, Doctor of Economics, Professor, the Head of the Chair of Economics and Marketing,

Vitebsk State Technological University

210035, the Republic of Belarus, Vitebsk, Moskovski Ave., 72-Б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.