Научная статья на тему 'Кластерная Стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси'

Кластерная Стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕРАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунин Владимир Александрович, Яшева Галина Артемовна

Рассмотрены показатели экономического развития экономик России и Беларуси, выявлены проблемы инновационного развития экономик. Проведен анализ кластеров и институциональных мер по кластеризации в России и Республике Беларусь. Разработанаметодология формирования кластерной политики в России и Беларуси, включая принципы формирования, цель и задачи кластерной политики, субъекты проведения политики. Разработанымерыпообеспечениюкластерныхинициативисотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная Стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси»

Кластерная стратегия инновационного развития экономик

России и Беларуси Cluster strategy of innovative development of the economies of

Russia and Belarus

Кунин Владимир Александрович, д.э.н., доцент, профессор кафедры

«Финансы и бухгалтерский учёт», Санкт - Петербургский университет

управления и экономики, Тел: +7 (812) 314 - 13 - 19; E-mail: v.kunin@inbox.ru Vladimir Kunin, Doctor of economics, Assocate Professor, Professor of «Finance and

Financifal Acounting» department St. Petersburg university of management and

economics

Phone: +7 (812) 314 - 13 - 19; E-mail: v.kunin@inbox.ru

Яшева Галина Артемовна, д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория и маркетинг», Витебский государственный

технологический университет, Тел.: +375 (212) 48-10-33; E-mail: gala-ya@list.ru Galina Yasheva, Doctor of economics, Head of «Economic Theory and Marketing

department» Vitebsk State Technological University Phone: +375 (212) 48-10-33; E-mail: gala-ya@list.ru

Аннотация.

Рассмотрены показатели экономического развития экономик России и Беларуси, выявлены проблемы инновационного развития экономик. Проведен анализ кластеров и институциональных мер по кластеризации в России и Республике Беларусь. Разработана методология формирования кластерной политики в России и Беларуси, включая принципы формирования, цель и задачи кластерной политики, субъекты проведения политики. Разработаны меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества.

Аbstract.

The paper deals with the economic development indicators of the economies of Russia and Belarus, the problems of innovative development of the economies are identified. The cluster analysis and institutional measures to clustering in Russia and the Republic of Belarus are conducted. The formation methodology of cluster policy in Russia and Belarus, including the principles of formation, the aim and tasks of cluster policy, the subjects of the policy are developed. Measures of cluster initiatives and cooperation are developed.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновации, конкурентоспособность, кластер, кластерная политика

Keywords: innovative development, innovation, competitiveness, cluster, cluster policy.

Введение

Экономики России и Беларуси демонстрировали устойчиво высокие темпы роста на протяжении нескольких лет, кроме последнего периода, связанного с влиянием мирового экономического кризиса. Однако этот рост был обусловлен главным образом благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов и, поэтому, не может быть гарантом устойчивого развития. Прошедший 2013 год наглядно высветил проблемы экономик России и Беларуси. Наблюдавшееся в 2013 году перераспределение товарных потоков газа, связанное с ростом поставок на мировой рынок сланцевого газа из США и перенацеленностью товарных потоков газа, добываемого в Катаре, с США на Европу, ухудшило конкурентные позиции российского Газпрома и явилось одной из причин более чем двукратного снижения темпов роста ВВП России в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Следует отметить, что такое сильное снижение темпов роста ВВП наблюдалось на фоне благоприятной для России ценовой конъюнктуры на рынке нефти. В 2013 году цена нефти марки Brent на мировом рынке стабильно находилась на высоком уровне в диапазоне от 105 до 115 долларов за баррель. При более низкой цене нефти экономическая ситуация в России была бы ещё сложнее. Ситуация на нефтегазовом рынке усложняется для России ещё и тем, что США, традиционно являвшиеся одним из крупнейших импортёров нефти последние годы наращивают собственную добычу нефти и могут после 2015 года выйти по добыче нефти на первое место в мире.

Накопившиеся из - за сырьевой ориентации российского экспорта экономические проблемы носят системный характер и являются мощным тормозом на пути её дальнейшего развития. Так во второй половине 2013 года и министерство экономического развития России, и МФВФ, и Всемирный Банк неоднократно понижали прогноз темпов роста ВВП России на 2014 год. В частности в середине декабря 2013 года Всемирный Банк снизил этот прогноз с 3,1% до 2,2 %, отметив при этом замедление темпов роста потребления и откладывание восстановление объёма инвестиций [1].

Производительность труда и эффективность производства в России и Беларуси остаются на низком уровне, наблюдается отток высококвалифицированных кадров, увеличивается уровень расслоения населения. В этой связи весьма актуальными являются задачи обеспечения конкурентоспособности экономики страны, повышения эффективности национального хозяйства и формирования социальных, экологических и иных условий, способствующих устойчивому развитию наших стран.

Интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, создание Таможенного Союза и Единого Экономического пространства, а в 2015 году и Евразийского союза, развитие внешнеэкономических связей, международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода к

инновационному развитию и повышению конкурентоспособности экономических систем и в наших странах с учетом национальных особенностей и специфики экономических моделей развития.

В Беларуси и России кластерный подход к инновационному развитию экономики нашел отражение в Государственных программных документах, а также в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 года.

Такие задачи требуют теоретического осмысления кластеров и разработки механизма реализации кластерного подхода к устойчивому экономическому развитию Беларуси на инновационной основе. Роль кластеров в экономическом развитии и активизации инновационной деятельности отмечалась многими исследователями - зарубежными (М. Бест, Роланд и Ден Хертхог, Де Брессон, Хагендум и Шакенрад, Сакари Луукэнен, М. Портер, М. Энрайт и др.), российскими (С. Лозинский, А. А. Мигранян, Л.С. Марков, А. Праздничных, Т. В. Цихан, М.А. Ягольницер и др.), белорусскими (Л.Н. Нехорошева, Н.И. Богдан, П.Г. Никитенко, А.В. Марков, В.В. Валетко, Н.Г. Синяк, С. Ф. Пятинкин и др.).

В мировой науке пока не сложилась единая теория кластеров. Существует множество определений понятия кластер, отсутствует общепринятая классификация кластеров и единый подход к исследованию и формированию кластерных структур. Таким образом, положительный зарубежный опыт кластеризации наряду с недостаточной разработанность кластерного механизма инновационного социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики предопределили цель и задачи исследования.

Цель исследования - обосновать направления формирования кластерной стратегии инновационного развития национальных экономик Беларуси и России.

Задачи исследования:

• выявить и проанализировать проблемы инновационного развития экономик России и Беларуси;

• обосновать роль кластеров в инновационном развитии национальных экономик;

• провести анализ кластеров и институциональных мер по кластеризации в Республике Беларусь;

• обосновать методологию формирования кластерной политики в России и Беларуси.

Проблемы инновационного развития экономик России и Беларуси

Важным показателем, отражающим социально-экономическое развитие страны, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В состав ИРЧП входят индексы, характеризующие уровень образования,

ожидаемую продолжительность жизни (ИОПЖ), ВВП на душу населения. По данным ПРООН в 2012 г. по показателю ИРЧП Россия заняла 55 место среди 187 стран и территорий вместо прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций. Белоруссия заняла 50 место, поднявшись на 15 позиций. Если по индексу образования Беларусь и Россия занимают 27 и 28 место в мире соответственно, опережая такие развитые страны, как Японию - 35 место, Израиль - 36 место, то по индексу ожидаемой продолжительности жизни между развитыми странами и двумя славянскими государствами существует значительный разрыв. По данным ПРООН по индексу ожидаемой продолжительности жизни Беларусь и Россия занимают 103 и 114 место в мире, уступая таким государствам, как Белиз, Уругвай и Вьетнам [14] .

В рейтинге конкурентоспособности по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2010-2013гг. по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь ухудшила свои позиции на 5 мест с 93 места в 2011/12 гг. до 98 места в 2013/14 гг., Россия наоборот поднялась с 66 места в 2011/12 гг. до 64 места (таблица 1).

Таблица 1 - Страны мира по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК), 2010-2013гг._

Страна Место по Индексу глобальной конкурентоспособности ИГК* Место по подиндексам ИГК

2011/12 2012/13 2013/2014 Базовые требования Усилители эффективности Факторы инновационности

2011/12 2012/13 2013/2014 2011/12 2012/13 2013/2014 2011/12 2012/13 2013/2014

Швейцария 1 1 1 3 2 3 2 5 5 1 1 1

Сингапур 2 2 2 1 1 1 1 1 2 11 11 13

Финляндия 4 3 3 5 4 7 10 9 9 4 3 2

Германия 6 6 4 11 11 9 13 10 8 5 4 4

США 5 7 5 36 33 36 3 2 1 6 7 6

Швеция 3 4 6 4 6 8 7 8 7 2 5 5

Гонконг 11 9 7 2 3 2 4 3 3 25 22 19

Голландия 7 5 8 7 10 10 8 7 11 9 6 7

Япония 9 10 9 28 29 28 11 11 10 3 2 3

Британия 10 8 10 21 24 24 5 4 4 12 9 10

Китай 26 29 29 30 31 31 26 30 31 31 34 34

Эстония 33 34 32 27 26 26 36 31 30 37 33 35

Польша 41 41 42 56 61 59 30 28 32 57 61 65

Чехия 38 39 46 45 44 55 29 34 37 32 32 36

Литва 44 45 48 49 49 43 48 46 47 50 47 44

Казахстан 72 51 50 62 47 48 76 56 53 114 104 87

Латвия 64 55 52 66 54 40 54 48 41 64 68 68

Россия 66 67 64 63 53 47 55 54 51 97 108 99

Грузия 88 77 72 86 64 57 89 87 86 117 120 122

Словакия 69 71 78 60 62 67 54 51 56 64 74 77

Украина 82 73 84 98 79 91 74 65 71 93 79 95

Греция 90 96 91 80 98 88 65 69 67 81 85 81

Беларусь* 93 92 98 95 112 117 91 94 99 96 90 104

*В Индексе 2013-2014 148 стран, 2012-2013 - 144 страны, 2011-2012 - 142 страны. *по Беларуси оценка НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Источник: [8, 15]

Расчёт рейтинга ИГК проводится по следующим ключевым показателям: базовые требования (институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование); усилители эффективности (высшее образование, эффективность товарных рынков и рынка труда, развитость финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка); факторы инновационности (опыт бизнеса, инновационность).

Экономический рост России и Беларуси пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности в Беларуси и России примерно одинаковы и находятся по оценке 2013/14 гг. в Беларуси - на 104 месте из 148 стран, а в России - на 99 месте, выше на 6 позиций (таблица 1).

Источником экономического роста в наших странах по-прежнему являются не высокие технологии, а минеральные полезные ископаемые, экспортируемые в развитые страны мира. Так, в 2012 году на минеральные продукты приходилось 71,4% всего российского и 36,0% белорусского экспорта [10, 11]. О сохранении экспортно-сырьевой направленности экономики говорят и низкие расходы на НИОКР. Так наукоемкость ВВП в 2011 г. составила 0,76 [4, с. 63]. По сравнению с зарубежными странами - это очень низкое значение (рисунок 1). Для поддержания экономической и научно-технической безопасности этот показатель не должен быть ниже 2%.

Рисунок 1 - Доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП*

Источник: [4, с. 63].

Результативность инновационной деятельности в наших странах довольно низкая. Так в Беларуси в 2011 г. доля новой продукции в общем объеме производства составила 14,0% (Рисунок 2) [4, с. 155], в России - 6,1% [10]. По сравнению с Швейцарией (24,9%), Германией (17,4%) - это невысокий уровень.

Рисунок 2 - Доля новой продукции в общем объеме производства , 2011г. - % (фрагмент)

Источник: [4, с. 155]

Таким образом, анализ выявил общие проблемы в социально-экономическом развитии России и Беларуси: низкий уровень конкурентоспособности экономик; низкая инновационная активность и результативность инновационной деятельности; асимметрии между уровнем

развития человеческого капитала и результативностью инноваций.

Одними из признанных в мире инструментов инновационного развития и повышения конкурентоспособности являются кластеры.

Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая структура комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в т.ч. услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Использование кластеров в качестве метода преодоления кризисных явлений в сфере науки и технологии, а также устойчивого развития отмечено в межгосударственных документах - в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 года, а также в Стратегиях устойчивого развития наших стран на долгосрочную перспективу.

Роль кластеров в инновационном развитии национальной

экономики

Кластеры, благодаря своим специфическим особенностям, способствуют инновационному развитию экономики по следующим направлениям. Кластеры способствуют активизации инновационной деятельности. Это происходит за счет следующих факторов:

1. Знания - основа инноваций. В кластерах происходит накопление знаний коммерческого и производственного характера и их быстрая диффузия, обеспечивающая информационный обмен.

Как отмечается в [6], «информационный обмен участников кластера, создание информационного обеспечения всех его процессов является важным механизмом обеспечения эффективного взаимодействия всех участников кластера в процессе достижения его экономических целей.

2. Конкуренция - стимул к инновациям. В кластере благодаря внутренней конкуренции между производителями создаются инновации

3. Сотрудничество - способ генерирования новых идей и возможностей. Ускорение внедрения инноваций в результате сотрудничества между поставщиками и производителями, а также между конкурентами в области общих целей

4. Кластерные связи позволят идентифицировать слабые звенья цепей добавленной стоимости кластера и привлекать инвесторов и бизнес для заполнения этих ниш

5. Технологическое сотрудничество - метод привлечения инвестиций. В кластере новшества могут приобретаться в рамках международного технологического сотрудничества кластеров (СП, франчайзинговые предприятия, транснациональные корпорации), а также государственно-частного партнерства. Инвестиционная активность в регионе зависит от

степени зрелости кластерной структуры, которая вс свою очередь определяется уровнем развития кластера[9]. Следует отметить, что эффективность процессов кластеризации определяется совокупностью внешних и внутренних факторов, систематизированных и исследованных в

[5].

Источником экономического эффекта кластеризации является сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство. Под сетевым сотрудничеством понимается процесс установления длительных формальных и неформальных отношений между субъектами кластера, объединенными в технологической цепи вертикальными и горизонтальными связями, основанных на доверии и общих для кластера, являющегося деловым сообществом, целях, нормах, традициях, правилах, обычаях.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс между органами государственного, регионального управления и бизнесом, основанный на совместном финансировании проектов.

Направления ГЧП в организации и развитии кластеров: формирование кластерных инициатив; организация кластеров; содействие в техническом развитии поставщиков, создание субъектов кластерной инфраструктуры; софинансирование научных исследований и разработок кластеров; организация приграничного сотрудничества кластеров; привлечение иностранных инвестиций в кластеры; содействие в международном технологическом сотрудничестве и расширении экспорта кластеров. Формой реализации этих направлений являются совместные государственно-частные программы. Примеры государственно-частных кластерных программ в зарубежных странах:

научно-исследовательские проекты по производству: □оборудования для переработки промышленных отходов (проект «Каталонская кожа»); □самолетов (проект «Голландские цветы»).

образовательные программы в рамках ГЧП: ипо материаловедению (г. Сассуоло); ипо изготовлению вина (долина Напа в Испании); ипо программному обеспечению (г. Бангалор) [5, с. 214-222].

Институциональной формой обеспечения сетевого сотрудничества и ГЧП является некоммерческая организация, объединяющая субъектов кластера, которая создает условия для самоорганизации кластеров и формирования синергетического эффекта, в результате чего факторы конкурентных преимуществ получают большее развитие в кластере, чем у не ассоциированных в кластер предприятий.

Анализ кластеров и институциональных мер по кластеризации в России

и Республике Беларусь

В Государственных программах Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено создание 7 -ми кластеров:

1. химический кластер в г. Гродно (ядро - ОАО "Гродно Азот", ОАО "ГродноХимволокно", УО "Гродненский государственный университет", БГУ, УО "Белорусский государственный технологический университет");

2. нефтехимический кластер в г. Новополоцке (ядро - ОАО "Нафтан" и УО "Полоцкий государственный университет", Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ);

3. агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро - РУП "Гомсельмаш" и УО "Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого");

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро - РУП "Минский тракторный завод", РУП "Минский автомобильный завод", РУП "Минский моторный завод", БНТУ, ГУВПО "Белорусско-Российский университет", УО "Белорусский государственный технологический университет");

5. химико-текстильный кластер в г. Могилеве (ядро - ОАО "Могилевхимволокно", ОАО "Моготекс", УО "Могилевский государственный университет продовольствия", УО "Белорусский государственный технологический университет");

6. 1Т-кластер в г. Минске (ядро - резиденты ПВТ, ГНУ "Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси", БГУ, УО "БГУИР", БНТУ);

7. кластер льна в г. Орше (ядро- РУПТП «Оршанский льнокомбинат») На основе методологии определения значимых кластерных групп картографированы регионы Республики Беларусь (рисунок 4).

Рисунок 4 - Карта региональных кластеров Беларуси

Источник: [12]

Анализ, проведенный на основе глубинного интервью руководителей предприятий (всего обследовано 57 организаций и предприятий Витебского региона) показал, что кластеры в Беларуси являются потенциальными, а не реальными, что подтверждается следующими аргументами: ^ во-первых, субъекты кластера не объединены в некоммерческие

организации для формирования кластерных связей и сотрудничества; ^ во-вторых, слабые отношения сотрудничества с субъектами кластерной инфраструктуры - образовательными, научно-исследовательскими, маркетинговыми организациями; ^ в-третьих, не развиты партнерские отношения с местными органами

государственного управления; ^ в-четвертых, нет отношений сотрудничества с конкурентами в области общих целей (технического развития поставщиков, образования, научных и маркетинговых исследований и освоения внешних рынков); ^ в-пятых, неинтенсивные информационные и кооперационные связи в технологической цепи кластера.

В целях использования преимуществ кластеров для инновационного развития Беларуси на государственном уровне приняты следующие меры: ^ в Государственных программах Беларуси на 2011-2015 годы

предусмотрено создание 7 -ми кластеров; ^ Министерством экономики проведен семинар по кластерам для

субъектов бизнеса и властей; ^ создается сайт: cluster.by;

^ разработан проект концепции формирования и развития инновационно-

промышленных кластеров в Республике Беларусь; ^ ведутся исследования кластеров в научной среде;

^ готовится к принятию Закон Республики Беларусь «О государственно-

частном партнерстве».

В России насчитывается 407 территориальных кластеров. Следует отметить, что кластеры распределены по российской территории весьма неравномерно. Наиболее развиты кластерные структуры в Приволжском, Центральном и Сибирском Федеральных округах, где соответственно функционируют 122, 119 и 101 кластер. В Северо - Западном округе создано 49 кластеров, в то время как на территории Дальневосточного и Уральского округов функционируют соответственно 6 и 10 кластеров [3].

Наиболее важными для обеспечения модернизации экономики и обеспечения её конкурентоспособного развития являются инновационные территориальные кластеры. Под инновационным территориальным кластером понимается [2] совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Инновационный территориальный кластер характеризуется сформированной инновационной инфраструктурой, включающей взаимодействие между собой участников кластера, которыми могут быть промышленные предприятия, образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес -инкубаторы, технопарки, общественные организации, финансовых институтов и пр. В августе 2012 года Правительством России был утверждён перечень 25 инновационных территориальных кластеров в отношении которых Министерству экономического развития поручено сформировать меры государственной поддержки. В состав участников инновационных территориальных кластеров вошли ведущие российские научные институты РАН (в частности, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), ведущие национальные исследовательские университеты (в частности, МФТИ, МИЭТ и МИСИС и др.), ведущие машиностроительные компании (в частности, Государственная Корпорация «Росатом», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ОАО «Камаз» и др.) и компании информационно - коммуникационного сектора (в частности, ОАО «Ростелеком», ОАО «Яндекс», ОАО «Ростелеком» и др.), а также ведущие компании сектора биотехнологий (в частности, ОАО «Валента Фариацевтика», ОАО «Химико - Фармацевтический комбинат «Акрихин» и др.), крупнейшие предприятия топливно - энергетического комплекса (в частности, ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО « Нижнекамскнефтехим» и др.).

Общей особенностью отобранных 25 инновационных территориальных кластеров является сравнительно высокий уровень расходов на НИОКР. Так за период с 2007 по 2011 год расходы на НИОКР по отобранным кластерам составили 1,11триллиона рублей, что составило 43% от соответствующих расходов по всей российской экономике. На развитие отобранных 25 инновационно - территориальных кластеров предусматривается в период с 2012 по 2014 увеличить расходы на НИОКР в среднем на 145% по

сравнению с соответствующими расходами в период с 2007 по 2011 год. При этом наибольшее увеличение затрат на НИОКР (свыше 200%) предусматривается по двум группам кластеров: «Ядерные и радиоационные технологии» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» [3].

В настоящее время ведётся реализация следующих основных направлений поддержки инновационных кластеров[3]:

- предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров;

- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;

- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

- распространение на территории базирования инновационных территориальных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

Безусловно, все эти меры актуальны, справедливы, логичны. В тоже время в концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в России и Республике Беларусь кластерная политика сформулирована недостаточно четко.

Методология формирования кластерной политики в России и Беларуси

Учитывая значимость кластеров в устойчивом развитии национальной экономики, в государственных программах России и Беларуси определены задачи по организации кластеров. Так, в Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено создание 7 -ми кластеров: химический кластер в г. Гродно; нефтехимический кластер в г. Новополоцке; агромашиностроительный кластер; автотракторостроительный кластер в г. Минске; химико-текстильный кластер в г. Могилеве; 1Т-кластер в г. Минске; кластер льна в г. Орше. Выполнять такие масштабные программы по созданию кластеров без четкой кластерной стратегии невозможно. Зарубежный опыт стран, успешно

реализующих кластерные проекты, показывает, что все они имеют разработанную кластерную политику.

Существует 2 подхода (модели) формирования кластерной политики: кластерная политика «сверху», кластерная политика «снизу-вверх» (рисунок

5).

Рисунок 5 - Модели формирования кластерной политики

Источник: разработка авторов на основе [7, с. 253-262]

На основе разработанной Г.А.Яшевой кластерной концепции и с учетом специфики социально-экономического состояния экономики Беларуси и России, степени развития гражданского общества, определены следующие принципы формирования кластерной политики в России и Беларуси:

• многоуровневость формирования политики (кластерная политика должна разрабатываться на различных уровнях управления -наднациональном, национальном, региональном, межрегиональном);

• экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах (политика правительства должна быть ориентирована на косвенные методы поддержки сетевого сотрудничества, а не прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности и предприятий);

• организационное стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах и ГЧП (правительство должно не прямо вмешиваться в процессы кластеризации, а создавать организационные условия для развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства во всех отраслях);

• поддержка конкурентоспособных кластеров (целесообразно использовать экономические стимулы - льготы, кредиты, гранты и др. для поддержки конкурентоспособных кластеров, в соответствии с принципом реализации партнерских отношений в условиях конкурентной среды).

Основной целью кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и ГЧП. На основе

сформулированной цели определяются задачи кластерной политики (таблица 5).

Субъектами проведения политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Наднациональными органами управления выступают различные международные организации - ОСЭР, Европейский Союз, ЮНИДО, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др., которые финансируют донорские кластерные проекты.

Таблица 5 - Задачи кластерной политики в Беларуси и России

Факторы конкурентных преимуществ кластеров Задачи кластерной политики

1 Задача - организация и развитие кластеров

Политико-правовые • Разработка законодательства по кластерам • Государственные программы создания кластеров

Экономические • Экономическое стимулирование субъектов кластера и сетевого сотрудничества • Финансирование кластерных проектов в рамках совместных и государственно-частных программ

2 Задача - развитие кластерных связей и сетевого сотрудничества

Ресурсы • Привлечение иностранных инвестиций в перспективные кластеры • Формирование и продвижение кластерных инициатив • Развитие человеческого капитала • Экономическое образование субъектов кластера и специалистов государственных учреждений • Финансирование совместных научных исследований • Создание информационного поля для субъектов кластера

Спрос • Разработка программ развития поставщиков • Размещение государственных заказов на предприятиях кластера • Контроль качества продукции и услуг, поставляемых производителями кластера в рамках программы государственных закупок • Спонсирование сертификации продукции, поставляемой кластером

Конкуренция • Программы развития конкурентной среды • Привлечение иностранных инвестиций в кластеры

Взаимосвязи • Создание инфраструктурного обеспечения кластерных связей (некоммерческие организации, центры кластерного развития и др.) • Взаимодействие местных органов с субъектами кластера • Лоббирование интересов субъектов кластера • Организация совместного (с субъектами кластера) маркетинга • Организация совместного сбыта на внешних рынках • Неформальные соглашения членов кластера о позиционировании продуктов в сегментах рынка • Трансферт технологий в кластере • Формирование сотрудничества в научных исследованиях внутри кластеров

Источник: разработка авторов на основе [13, с. 81]

Для реализации кластерной политики необходимы меры государственной поддержки кластеризации (рисунок 6).

Рисунок 6 - Рекомендуемые меры государственной поддержки кластеризации

Источник: собственная разработка авторов

В России создана рабочая группа по развитию кластеров при Минэкономразвития РФ, Общественный Совет по национальной конкурентоспособности (СНК), Национальный институт

конкурентоспособности.

Основываясь на зарубежном опыте, с учетом специфики государственного управления в Республике Беларусь в качестве субъектов кластерной политики национального уровня предлагаются следующие: министерство экономики Республики Беларусь; министерство торговли Республики Беларусь; государственные отраслевые концерны; специальный государственный орган поддержки кластеров. Субъекты региональной кластерной политики: комитеты по экономике местных администраций; специальные государственные органы поддержки кластеров; коллегиальные органы управления кластерным процессом в форме некоммерческих организаций (ассоциации, союзы, центры кластерного развития).

Значительная роль в кластеризации зарубежных экономик принадлежит промышленным ассоциациям. Они выступают инициаторами создания кластеров в регионе, оказывают помощь в разработке

национальной/региональной стратегии конкурентоспособности посредством предоставления информации об уровне конкуренции, требованиях покупателей, новых рыночных возможностях и др. Ассоциации способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет учреждения связей между субъектами кластера, а также взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства.

Центры кластерного развития (ЦКР) - ключевой элемент инфраструктуры поддержки кластерных инициатив и проектов. Основные функции ЦКР:

• информационно-правовое и организационно-методическое сопровождение процесса формирования и развития кластера;

• организация производственной кооперации (субконтрактации) участников кластера между собой и другими организациями реального сектора;

• организация трансфера и коммерциализации технологий.

В целях формирования кластерных инициатив и сотрудничества необходимы меры организационной, коммуникационной поддержки и экономического стимулирования (рисунок 7).

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ И СОТРУДНИЧЕСТВА

1. Организационная поддержка кластерных инициатив:

■ П - ■ : с и = I ■.■ = г г й и =!: = рурр " н = ссшяктом

дсятелиюс-я у*®етпи-ле-5 Щ5вс"ггра

- ¡Г'~ н ки,к.= гкн-ллодс йстж* г рсдп р№Т1>к тлеете рас сеубьЕлтллк иляюи ппшн тк(>рв-ттрустуры^ у- рс-ждв НИ£ Ч.Н о6р4за-К1*н-= и-_

"7== о ->

2. Коммуникационное обеспечение

сотрудничества

Создан и б &азы дзин-ых. п о :у бе-ктэ иг з стер э-Е в р 2 мэм р ети о н зг ь н о-го статистического офиса

О

Скдднне И нт-эрнет-пс-ртизоБ: l-EBni.ii п»г-1в-и1гт; п ^гйвп — сгд^

ЛИРОЕ

3. Эко н с м чч ее кое сти г I у л ирс ва ни е и фи изжова-я поддержка спгр^ дн.ич Е-ства ^ййа суб^ысгов кмтрм ииюващшх. обрззоеэнии- иаргеттге

Фмнаифиам'совдЛЯгч ......"' ""

«лжЛпнрй нн

Н1 уСТОБКЛ* Г^

и

рчи»

сЬочя^: те-г-огл-пкг, чр-пгри кпг-эте-зжио ннпт: рдэ I

уТ^ДРЛ^! МИЧЧ.] Н1 МД^М^Ц-6)ОТ>5. «ЩВКЛЯ^ЕМЩЕ

г П р-ЭЩ,-КТ£БП9Н НЩ ЛЬГОТ при к' ССТруДННЧКТБЭ Е БЕ Н К Н К

? Рида рОТБЭН Н Ь!Э "■= р = ^Т.-' Г

СЕНПУ пдяиимстнцшнмы* п рнгтъг е^йъегтоБ кластера

Рисунок 7 - Рекомендуемые меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества

Источник: собственная разработка авторов

Для обеспечения инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономик России и Беларуси надо:

1. Разработать кластерную стратегию

2. Разработать меры государственной поддержки кластеризации

3. Разработать меры по обеспечению кластерных инициатив и сотрудничества

4. Реализовать намеченные меры по кластеризации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Использовать потенциал международного сотрудничества в создании трансграничных и международных кластеров.

Заключение

В настоящее время нет альтернативы инновационному развитию экономик России и Беларуси. Важнейшим элементом инновационного экономического развития является реализация кластерного подхода, предусматривающего организацию и государственную поддержку деятельности кластеров товаропроизводителей и, прежде всего, инновационных территориальных кластеров.

Для использования преимуществ кластеров необходима четкая кластерная политика. Представленные теоретико-методологические основы формирования и реализации кластерной политики в Беларуси и Росси позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать кластерные стратегии, направленные на использование фактора инноваций в устойчивом развитии и повышении конкурентоспособности наших экономик.

Список литературы

1. Доклад об экономике России : структурные проблемы становятся основным фактором, ограничивающим экономический рост. Сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru.

2. Инновационные территориальные кластеры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: innovation.gov.ru/taxonomy/term545- Дата доступа: 09.01.2013.

3. Мировой опыт развития инновационных регионов и инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikepedia/wiki/Инновационный территориальный кластер - Дата доступа: 06.01.2013.

4. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник. - 2012. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [электронный ресурс]. - 2012. - Источник доступа: http://www. belstat.gov.by.

5. Батищева Е.А., Ващенко А.А. Анализ факторов процессов кластеризации в региональной экономике /Управление экономическими системами №2, 2012.

6. Нигмедзянова Е.С. Алгоритм информационного моделирования производственных процессов промышленного кластера /Управление экономическими системами №8, 2011.

7. Портер, М. Конкуренция / М. Портер: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.- 495 с.

8.Романчук Я. Беларусь теряет конкурентоспособность // НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liberty-belams.info/Tendentsii/Belams-teryaet-konkurentosposobnost.html

9. Федоренко О. С. Активизация инвестиционной деятельности на основе кластерного подхода /Управление экономическими системами №4, 2010.

10. Российский статистический ежегодник. - 2012. - Росстат. [Электронный ресурс]. - 2013. - Источник доступа: http:// www.gks.ruy.

11. Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. - Дата доступа: 10.01.2012.

12. Синяк, Н., Валетко, В. Эффективная кластерная политика и развитие отраслевых кластеров / Н. Синяк, В. Валетко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cluster.by/.

13. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография / Г. А. Яшева. - Витебск: УО «ВГТУ», 2010. - 373с.

14.Human Development Report 2013 "The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World" [Electronic resource]. - 2013. - Mode of access: http://hdr.undp.org/en/media/HDR 2013 EN complete.pdf.

15.The Global Competitiveness Index 2012-2013 rankings. 2012. The Global Competitiveness Index 2013-2014 rankings. 2013. World Economic Forum [Electronic resource]. - 2013. - Mode of access: http://www3.weforum.org/ .

Reference list

1. Report on economy of Russia: structural problems are becoming the major factor limiting economic growth. Site of the World bank [Electronic resource]. -Access:http;//www.worldbank.org/ru

2. Innovative regional clusters [ Electronic resourse]. Access:innovation.gov.ru/taxonomy/term545-Date of access: 09.01.2013

3. World experience of innovative regions and innovative regional clusters development. [Electronic resourse]. Access : ru.wikipedia/wiki/Innovative regional cluster. Date of access 06.01.2013

4. Science and innovative activity in the Republic of Belarus: statistic collection.- 2012.- National statistic committee of the Republic of Belarus. [Electronic resourse] - 2012.- Source of access: http: // www.belstat.gov.by

5. Batischeva E.A., Vaschenko A.A. Analysis of process factors of clusterization in the regional economy/ Management of economic systems N2,

2012

6. Nigmedzyanova E.C. Algorithm of information modeling of production processes of an industrial cluster/ Management of economic systems N8, 2011

7. Porter, M. Competitiveness / M. Porter: transl. from English M. Publishing house «Williams», 2002.- 495p.

8. Romanchuk J. Belarus is losing competitiveness // NITS after Mezes ATS " Strategy" [Electronic resourse] Access : http://liberty-belarus.info/Tendentsii/Belarus-teryaet-konkurentosposobnost.html

9. Fedorenko O.C. Activization of investment activities on the basis of the cluster approach/ Management of economic systems N4, 2010

10. Russian statistic yearbook. -2012- Rosstat. [Electronic resourse].-2013-Acces:http://www.gks.ruy

11. Site of Statistics and Analysis Department of the Republic of Belarus [ Electronic resourse]- Minsk, 2011,- Access: http:// www.belstat.gov.by. Date of access:10.01.2012

12. Sinyak, H., Valetko, V. Effective cluster policy and development of industry clusters / H. Sinyak, V. Valetko [ Electronic resiurse]. Access:http://www.cluster.by/.

13. Jasheva G.A. Cluster concept of enterprises competitiveness increase in the context of network cooperation and state-private partnership: monograph / G.A. Jasheva. - Vitebsk: YO " VGTU", 2010.-373p.

14.Human Development Report 2013 "The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World" [Electronic resource]. - 2013. - Mode of access: http://hdr.undp.org/en/media/HDR 2013 EN complete.pdf.

15.The Global Competitiveness Index 2012-2013 rankings. 2012. The Global Competitiveness Index 2013-2014 rankings. 2013. World Economic Forum [Electronic resource]. - 2013. - Mode of access: http://www3.weforum.org/ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.