на деле постигать основы предпринимательства, реализовывать свой предпринимательский потенциал.
• Настала пора разработать меры по поддержке инновационных парков вузов, причем вне зависимости от форм учредительства высших учебных заведений (это было сформулировано в решении рабочей группы Госсовета по образованию).
• В настоящее время стипендии получает примерно пятая часть обучающихся. Необходимо передать стипендиальный фонд в ведение социальных органов и сохранить только социальные стипендии, одновременно увеличив их как минимум на порядок, а вопрос о назначении академических оставить наусмотрение вузов.
На этапе внедрения информационных технологий, формирования и развития международного рынка труда, растущего несоответствия между спросом и предложением рабочей силы, ставшего в последнее время существенным фактором, сдерживающим экономический рост государства, общество заинтересовано в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инноваци-
онными методами развития экономики, способных самостоятельно пополнять профессиональные знания.
В заключение еще раз подчеркнем: в современных условиях государство должно не только увеличивать вложение бюджетных ресурсов в образование,но и направлять их в те сектора, где будет наибольшая отдача. При определении образовательной политики, видимо, нужно считаться с мировыми трендами развития образования, четко представлять преимущества частногосударственного партнерства в этой сфере. Тогда и влияние образования на развитие экономики будет оправдывать наши ожидания.
Литература
1. Деловой рейтинг российских вузов // Плат-
ное образование. - 2007. - № 9. - С. 9.
2. Образование в Российской Федерации:
2006: Статистический ежегодник. - М., 2006.
3. Набойченко С, Соболев А., Богатова Т. К
реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.
4. Болотин И., Михайлов А. Негосудар-
ственное высшее образование в России: состояние и перспективы // Высшее образование в России. - 2007. - № 6.
Формирование процесса взаимодействия Южного федерального университета с бизнес-сообществом
В. ЗАХАРЕВИЧ, профессор, ректор
М. БОРОВСКАЯ, профессор, проректор
Южный федеральный университет
Перспективные социально-экономические тенденции и развивающиеся технологии обусловливают существенные трансформации в сфере потребностей рынка труда на специалистов. В современном обществе объем информации увеличивается в геометрической прогрессии; в соответствии с этим список профессий за послед-
ние десять лет обновился более чем наполовину. Статистикой доказано: чтобы быть успешным, человеку приходится менять место и направление работы в среднем примерно 3-5 раз в жизни. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников становятся только основой интеллектуального капита-
ла. Рынок труда требует от специалистов профессиональных и прикладных знаний, компетенций, мобильности, навыков в освоении новых технологий, умения ориентироваться в информационных потоках, са-мообучаться, искать и умело использовать информацию и иные ресурсы.
Основные направления модернизации Южного федерального университета ориентированы на формирование компе-тентностной модели подготовки специалистов, нацеленной на опережение потребностей бизнес-сообщества и государства в целом.
Сегодня проблемы ресурсного обеспечения предприятий пока еще недостаточно зримо, но уже достаточно осознанно смещаются в сферу кадрового потенциала. В этой связи предприятия реального сектора экономики заинтересованы в поиске эффективно действующей модели взаимодействия с системой высшей школы, да и с системой образования в целом. Реализация национального проекта по созданию Южного федерального университета (ЮФУ) предполагает инновационное, комплексное развитие фундаментальной и прикладной науки, а также качественное технологическое обновление и преобразование системы подготовки специалистов в меняющихся социально-экономическихусловияхнарод-нохозяйственного комплекса страны и тенденций мирового экономического порядка.
Формируя основы взаимодействия бизнес-сообщества и учреждений высшей школы, необходимо учитывать, что технология подготовки специалистов, создание качественных трудовых ресурсов - это один из самых длительных циклов качественного преобразования ресурсов, который только возможно представить. На качественную подготовку востребованных специалистов вузу необходимо затратить как минимум пять лет: набор студентов осуществляется в одних социально-экономических условиях, а выпуск состоится только через пять лет, когда социально-экономическая среда станет совсем иная. Следо-
вательно, учебный процесс должен учитывать долгосрочный характер формирования качественных трудовых ресурсов, востребованных на рынке труда.
К сожалению, в сравнении с остальными видами ресурсов предприятия использование некачественных трудовых ресурсов менее видимо на первый взгляд; оно не сразу отражается на эффективности его деятельности и может проявиться лишь в отсроченном периоде. Имеются в виду отставание в освоении технологий, неумение эффективно применять и грамотно использовать современные инструменты и методы работы на всех уровнях и во всех направлениях деятельности как во внутренней, так и во внешней среде интересов предприятия.
Поиск высококачественных и квалифицированных специалистов, а также новых технологий обращает бизнес-сообщества к созданию моделей взаимовыгодного и долгосрочного взаимодействия с учреждениями высшей школы. Поэтому решение о консолидации усилий по реализации нового качества высшего образования посредством ЮФУ на данном этапе достаточно своевременно и актуально. Здесь важно понять, что речь не идет о благотворительных акциях бизнеса в отношении вузов: эта форма поддержки может носить лишь разовый, краткосрочный характер. Идея долгосрочного, перспективного сотрудничества должна реализовываться на основе рыночных механизмов и определяться инструментами экономически оправданного, полноценного, осознанного взаимодействия. Развивать такие модели в сегодняшних условиях возможно разными методами, но особенно плодотворной формой в этом смысле является фонд целевого капитала. Принятый Государственной думой Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» определяет порядок его формирования и дает возможность укрепить позиции ЮФУ в отношении бизнес-сообщества, и наоборот.
В соответствии с уставом организаци- вательно, образовательный и научно-иссле-
онная структура Южного федерального довательский процесс в ЮФУ представлен
университета(рис. 1) включает Ростовский достаточно мощно.
Рис. 1. Организационная структура Южного федерального университета
государственный университет, три вуза- Модель взаимодействия «бизнес-сооб-
участника, девять НИИ, десять институ- щество и ЮФУ » выражается в формирова-
тов и центров, а также девять ОКБ. Следо- нии фонда целевого капитала (рис. 2), ко-
Рис. 2. Модель формирования фонда целевого капитала
торыи, в соответствии с принятым законом, становится необходимым звеном, обеспечивающим механизм взаимодействия.
Изначально разработчики законопроекта выдвигали идею создания фондов целевого капитала при каждом крупном предприятии, крупной сфере или отрасли. Однако предприятия малого и среднего бизнеса самостоятельно создать подобный специализированный фонд не в состоянии, так как, в соответствии с законом, требования по формированию целевого капитала достаточно высоки (минимальная сумма должна составить 3 млн. рублей; эти деньги находятся в доверительном управлении, минимальный срок отвлечения составляет 10 лет). Таким образом, сформировать этот фонд в Ростовской области возможно только путем консолидации усилий бизнес-сообщества, и подобное объединение финансовых ресурсов достаточно оправданно. На начальном этапе руководители предприятий должны осознать необходимость и целесообразность отвлечения этих финансо-
вых средств в подобный фонд для поддержки научно-исследовательских разработок и заявок на подготовку специалистов.
Создавая фонд целевого капитала, нужно привлечь Союз работодателей Ростовской области, объединивший около 3 тыс. предприятий области, и Торгово-промышленную палату, насчитывающую порядка 650 членов во главе с администрацией области и министерствами, которые способны активизировать процесс координации и регулирования механизма взаимодействия. Осуществляя эндаумент, бизнес-сообщество Ростовской области обеспечит поддержку ЮФУ (рис. 3), при этом четко представляя цели и задачи, которые можно поставить перед университетом в сферах подготовки высококвалифицированных специалистов с заданным заказчиком набором компетенций, научно-прикладных исследований (НИР, НИОКР и ОКР) и инновационных разработок, готовых к коммерциализации.
Все предложенные формы взаимодей-
8
»
В
§
О
=
о
»
п
я
&
<и
и
о
-
о
=
■а
и
а
к
В
н
№
8
а
8
Ч
и
а
В
инновации
ФОНД
целевого
капитала
Подготовка бакалавров, специалистов, магистров
Формирование системы непрерывного образования
Заказы на инновационные разработ
Фундаментальные и прикладные исследования
специалисты
Квалификационные требования
Учебно-
научно-
иннова-
ционный
комплекс
ЮФУ
Рис. 3. Схема взаимодействия бизнес-сообщества и ЮФУ.
ствия направлены на инновационное развитие Ростовской области. Именно такая модель регионального модуля Национальной инновационной системы (НИС) позволит нашему региону (рис. 4) в среднесрочной перспективе войти к 2008-2010 гг. в число шести опорных регионов, выделенных Президентом России для перспективного народнохозяйственного развития.
тальных исследований (на них предприятия не готовы тратить средства, поэтому их необходимо вести за счет государственных средств, выделяемых ЮФУ до 2010 г.). В 2007 г. на научное направление выделено 264 млн. рублей, а в качестве экспертов для освоения этих средств предполагается привлекать работодателей, предоставляя им возможность оценивать результаты;
Рис. 4. Региональный модуль Национальной инновационной системы
Выделенные формы взаимодействия предприятий реального сектора экономики Ростовской области с ЮФУ формируются по трем основным направлениям деятельности:
1) подготовка специалистов на основе выработанных квалификационных требований и компетенций, сформированных в заказах работодателей (при этом заказ на специалистов может формироваться как на целевой основе, так и на студентов, которые уже обучаются в вузе): в основе этих отношений должен быть трехсторонний договор, определяющий взаимоотношения участников;
2) развитие инновационно ориентированных прикладных исследований (с учетом конкретных заказов НИР, НИОКР, ОКР) на основе продвижения фундамен-
3) формирование системы встроенного обучения специалистов на всех этапах их последующей деятельности; на реализацию всех образовательных направлений в 2007 г. выделено 252 млн. рублей, и при освоении этих средств тоже необходима экспертиза работодателей.
Конечно, сложно рассчитывать на то, что этот механизм взаимодействия ЮФУ и бизнеса сразу окажется эффективным. Проведенный нашим научным аналитическим центром мониторинг по предприятиям Ростовской области выявил, что из 300 предприятий только 45 имеют долгосрочную стратегию, а при отсутствии общей концепции развития сложно формировать кадровую стратегию. Через развитие партнерства возможна реализация проекта (рис. 5), направленного на решение общих перспектив-
Частнопредпринимательский Государственный сектор сектор
Рис. 5. Проект региональной инновационной системы Ростовской области
ных задач регионального развития Ростовской области.
Созданная система ЮФУ готова к сотрудничеству с бизнесом, способна выполнить все перспективные заказы предприятий реального сектора экономики и обеспечить тем самым развитие нашего региона в самом позитивном смысле.
Формируя систему стратегически ориентированного развития высшей школы, образовательный процесс нужно связывать с будущим России. Необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня их содержательный потенциал в стране может оказаться не полностью востребованным. Национальные проекты в
сфере образования призваны внести принципиальные изменения в образовательную политику и, как следствие, оказать влияние на экономическое и инновационное развитие рынка высокотехнологичных предприятий. Подготовленные в системе национальных университетов специалисты должны быть способны создавать новую, перспективную инновационно-ориентированную экономику России, повышая тем самым уровень развития высшей школы в целом. Инновационная предпринимательская модель, закрепленная в качестве миссии за национальными университетами, связана именно с этим выбором пути стратегического развития системы образования.