Научная статья на тему 'Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе'

Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ / FEDERAL UNIVERSITIES / PARTNERSHIP / REGIONAL DEVELOPMENT / TERRITORIES DEVELOPMENT / ENGAGEMENT WITH BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing Partnership with Business: Federal Universities' Achievements and Challenges

The author analyses current forms and models of cooperation between universities and business established in Russia based on the results of complex analysis of the universities' role in regional development. Main barriers for developing mutually beneficial partnerships have been identified and reasons for their emerging have been analysed. The paper also discusses possible ways of tackling this problem in future. The problem of trust-based relationships between business and academy is examined in the context of the role of business in increasing contribution of federal universities in economic, social and innovation development of regions.

Текст научной работы на тему «Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе»

Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе*

О.В. Перфильева

Перфильева Ольга Владимировна — к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: Perfilieva@hse.ru

На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты.

Ключевые слова: федеральные университеты, партнерство, региональное развитие, развитие территорий, взаимодействие с бизнесом.

Key words: federal universities, partnership, regional development, territories development, engagement with business.

введение

Недавние изменения в политике в сфере высшего образования открывают новые перспективы развития современных университетов на основе взаимодействия и формирования новых партнерств с различными участниками социально-экономического развития в России. В ряду важных направлений модернизации высшей школы особое место занимают новые практики взаимодействия российских университетов с частным (и частно-государственным) сектором, с бизнес-сообществом, для достижения взаимных преимуществ на основе обоюдовыгодного сотрудничества. Взаимодействие российских университетов с бизнесом — явление далеко не новое, существует давно, принимая различные формы — от спонсорской поддержки и трудоустройства выпускников университетов до разработки специальных программ дополнительной профессиональной подготовки для бизнеса. Сегодня складываются новые формы взаимодействия высшей школы с бизнесом, ориентированные на поиск новых механизмов сотрудничества для обеспечения конкурентоспособности и тех, и других. Создание малых инновационных предприятий, встраивание университетов в программы инвестиционного

* Материал подготовлен в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта "Образование" по мероприятию "Развитие сети федеральных университетов"», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров в 2010 г.

развития, создание венчурных фондов для поддержки университетских исследований и стартапов внутри университетов и по инициативе региональных стейкхолдеров — постепенно завоевывают свое место в повседневных практиках современных университетов в России, но требуют новой инфраструктуры.

Большой интерес представляет опыт федеральных университетов, призванных выступить локомотивом «новой истории» российского высшего образования. На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов (ЮФУ, СФУ, ДВФУ1) в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты2.

Формы взаимодействия федеральных университетов с бизнесом: новое или хорошо забытое старое?

Анализируя пространство взаимодействия федеральных университетов с региональными государственными и частными предприятиями с точки зрения их вклада в инновационное развитие регионов, возникает вопрос: являются ли современные практики университетов чем-то новым или же, наоборот, результатом адаптации вузов к современным экономическим и политическим условиям?

Результаты проведенного осенью 2010 г. комплексного социологического исследования по оценке роли федеральных университетов в развитии своих регионов дают возможность понять, каким может быть ответ на этот вопрос.

Инновационная активность федеральных университетов характеризуется сложностью и реализуется в разнообразных условиях. Во-первых, курс на развитие инновационной экономики и модернизацию в стране поставил федеральные университеты в новые, не всегда равные условия дальнейшего развития. Во-вторых, конкурентные преимущества того или иного региона не всегда полностью совпадают с приоритетами модернизации или с приоритетными направлениями развития науки. В-третьих, если рассматриваемый регион относится к дотационным, возможности для поддержки инноваций на региональном уровне сужаются, что, в свою очередь, ограничивает возмож-

1 В исследование 2010 г. ДВФУ как объект исследования не входил. Проведенное исследование было направлено на комплексное всестороннее изучение двух пилотных университетов — ЮФУ и СФУ. Тем не менее в ходе последующей работы с федеральными университетами был изучен опыт и других вузов, в частности Дальневосточного федерального университета. Опыт ДВФУ представляется интересным для освещения некоторых наиболее ярких практик университета в отдельных сферах. Однако провести параллели или сформулировать обобщающие выводы в рамках настоящей статьи не представляется возможным.

2 В рамках настоящего исследования под регионом понимается социально-территориальная общность с набором характеристик (таких как численность и этнический состав населения, потенциал человеческого капитала, социальная инфраструктура, политические аспекты и культурные факторы развития региона). Предметом исследования выступают процессы взаимодействия, складывающиеся между вузами и региональным окружением Ростовской области и Красноярского края. Таким образом, фокус исследования ограничен географическими границами данных территориальных объединений, находящихся в составе федеральных округов РФ. Более подробно о методологии исследования см. [3]. Более подробно о результатах исследования см. [2, 4].

ности для финансирования исследований и разработок университетов на региональном уровне. Если же регион является ресурсным, то действующие на его территории предприятия и компании не ориентированы на долгосрочное финансирование вузовских инноваций. В-четвертых, наблюдается ситуация, при которой как университеты, так и региональные компании и предприятия ориентированы на потребности страны в целом, а не конкретного региона, и располагают уже сложившейся сетью партнеров и контрагентов. В-пятых, ориентация университетов по большей части на развитие прикладных исследований не встречает необходимого спроса на разработки со стороны региональных стейкхолдеров. Рынок и инфраструктура сбыта инновационной продукции в регионах еще только формируются.

С другой стороны, государство ведет достаточно интенсивную работу по стимулированию развития научных исследований на основе исследовательского потенциала национальных вузов [10], создает условия для развития необходимой инфраструктуры [6] и формирования партнерств в кооперации с компаниями и предприятиями [5] для реализации высокотехнологичных проектов. На федеральные университеты возлагаются серьезные надежды по развитию научных исследований с учетом потребностей именно регионального развития. И, надо сказать, в течение последних полутора лет изучаемые федеральные университеты активно включились в освоение новых возможностей.

Государство — гарант инновационного развития вузов и регионов. Государственная поддержка научных исследований и инноваций составляет основу инновационной деятельности федеральных университетов. Так, ЮФУ стал победителем Открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры (Постановление N 219), включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате университет получил финансовую поддержку на разработку и реализацию Программы развития инновационной инфраструктуры Южного федерального университета на 2010—2013 гг. В рамках этого же конкурса СФУ была поддержана предложенная университетом программа «Рациональное природопользование: комплексная переработка углеродсодер-жащего сырья с получением энергии и высокотехнологичной продукции».

В соответствии с Постановлением N 219, ЮФУ и СФУ создают малые инновационные предприятия, постепенно формируя вокруг себя пояс инновационных предприятий и необходимой инфраструктуры. В федеральных университетах прошли учреждение и были введены объекты необходимой инновационной инфраструктуры: центры коллективного пользования уникальным оборудованием, центры коммерциализации результатов научных исследований, центры интеллектуальной собственности, лицензирования и патентования, бизнес-инкубаторы, научно-образовательные центры молодых ученых, центры грантовой поддержки и фонды поддержки научных исследований.

Количество создаваемых на базе федеральных университетов малых инновационных предприятий постепенно увеличивается. ЮФУ информирует о создании 44 предприятий3, в СФУ работа в этом направлении также ведется на постоянной основе4. СФУ ставит перед собой цель сформировать вокруг себя «внешний инновационный пояс», который заключается в возникновении инжиниринговых центров, технопарка

3 Инновационные предприятия ЮФУ // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/node/14 (дата обращения: 13.09.2011).

4 Создание малых инновационных предприятий в СФУ // Официальный сайт Сибирского федерального университета. URL: http://research.sfu-kras.ru/smaU_enterprises (дата обращения: 13.09.2011).

и бизнес-инкубатора5. Кроме того, принимает активное участие в конкурсах госкорпорации РОСНАНО, как, например, участие в конкурсе на создание в Красноярске Сибирского нанотехнологического центра6.

Создание венчурных фондов для поддержки университетских исследований и малых инновационных предприятий (МИПов) внутри университетов и/или по инициативе региональных стейкхолдеров — одна из новейших практик взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом. Сегодня практика постепенно входит в повседневную жизнь федеральных университетов. В основе создания МИПов лежит идея, для реализации которой от инициатора или инициативной группы требуется не только наличие высоких интеллектуальных способностей и соответствующих навыков инновационного предпринимательства, но и инвестор, готовый вложить средства в то, что потенциально способно принести прибыль. Помимо этого, необходима и инфраструктура, которая бы обеспечила процесс реализации идеи (от офисного помещения и техники до должным образом простимулированного спроса на инновационную продукцию или услугу). То есть формула известна, известна необходимая комбинация элементов, взаимосвязь которых может обеспечить продвижение идеи в жизнь. Но как обстоят дела на практике? Достаточны ли сегодня условия для того, чтобы идея претворилась в жизнь? И, что самое важное, как с этим справляются рассматриваемые нами университеты?

Федеральные университеты — ЮФУ, СФУ и ДВФУ — участвуют в процессе создания МИПов с момента принятия 217-ФЗ в 2009 г. Руководство страны внесло необходимые изменения в национальное законодательство для того, чтобы положить начало процессу создания хозяйствующих объектов в структурах учреждений высшего профессионального образования. Как в любой другой сфере жизнедеятельности российского общества, будь то бюджет или политика международного сотрудничества, начинается все со Слова, или слова, внесенного в Закон. И это важный шаг на пути взращивания инновационной экономики в стране. Другой вопрос, насколько быстро внесенные в законодательство изменения внедряются и адаптируются на практике, в частности в практике федеральных университетов.

Анализ деятельности федеральных университетов в этом направлении показал, что университеты стойко справляются с новыми задачами и вызовами. Навыки инновационного предпринимательства у студентов, преподавателей и научных сотрудников развиваются через новые образовательные программы, курсы повышения квалификации, мастер-классы, изучение историй успеха, регулярные обсуждения в рамках научно-практических и тематических семинаров, конференций, транслирование лучшего российского и зарубежного опыта.

Осуществляется поддержка новых идей и разработанных на их основе проектов через внутриуниверситетские фонды и фонды поддержки научных исследований, российские (РГНФ, РФФИ, Фонд Бортника) и зарубежные (7FP и др.).

Несмотря на заметные сдвиги, работа по созданию МИПов сопряжена с рядом трудностей, на которые указывают как сами университеты, так и более широкое экспертное сообщество [7]. Так, существует мнение, что только треть учрежденных в университетах МИПов жизнеспособны [9]. Также поднимается вопрос и о конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в результате деятельности МИПов. Проблемы с поиском инвестора, отсутствие умения заинтересовать последнего в выгодности

5 Российская газета. 30.03.2010. Нескромная стратегия // РОСНАНО. Департамент внешних коммуникаций. Обзор российских СМИ за 30 марта 2010 г. URL: http://www.rusnano.com/Document. aspx/Download/25666 (дата обращения: 14.09.2011).

6 Дан старт созданию Сибирского нанотехнологического центра // Официальный сайт Сибирского федерального университета. 27.01.2010. URL: http://wwwsfu-kras.ru/staff/5150 (дата обращения: 14.09.2011).

вложений в развитие новой идеи, недостаток управленческих навыков, правовая некомпетентность участников создания малых предприятий, боязнь конкуренции и неразвитость рынка сбыта инновационной продукции в целом характеризуют текущее состояние развития инновационных предприятий в вузах.

Тем не менее можно говорить и о продвижении университетов по этому сложному пути вперед. С этой точки зрения примечательным является опыт Дальневосточного федерального университета7, поставившего перед собой цель создать университет предпринимательского типа. Настойчивость руководства в движении вперед к намеченным целям уже принесла результат: сегодня университет ведет речь о создании венчурного фонда, поддерживающего здравые начинания своих учащихся и сотрудников. Не без препятствий университет продвигается в направлении формирования партнерств с региональным бизнес-сообществом, не только для поиска финансирования университетских исследований и других начинаний, но и предлагая взамен конкурентные преимущества и возможности. То есть выступает как бизнес-партнер, игрок на рынке с четким пониманием своих потребностей и потребностей тех компаний, с которыми налаживает отношения.

Механизм ГЧП, запущенный Постановлением N218, также демонстрирует положительные результаты в рассматриваемый исследовательский период, но пока не приобрел для федеральных университетов масштабного характера. Тем не менее университеты активно включены в обсуждение проблем и преимуществ ГЧП на региональном уровне. В 2010 г. ЮФУ в партнерстве с ОАО «Научно-производственное предприятие космического приборостроения «Квант»8 в рамках выигранного открытого конкурса был предложен комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства в области приборостроения и оптико-волоконного оборудования. В мае 2011 г. ЮФУ выступил в качестве одного из инициаторов Третьего инновационного форума Юга России «Зоны ускоренного инновационного развития в регионе: проблемы создания и управления», который объединил на одной площадке представителей региональных инновационных и наукоемких компаний, региональной администрации и законодательного собрания, университетов региона и широкий круг региональных экспертов для обсуждения стратегических направлений инновационного развития экономики ЮФО и практических вопросов частно-государственного партнерства при реализации инновационных проектов9.

СФУ выступает одним из основных участников ежегодного Красноярского экономического форума, в рамках которого руководители и видные деятели страны встречаются с представителями университета, студентами и молодыми учены-ми10. Представители СФУ входят в состав правления Красноярского городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора наряду с представителями городской администрации, регионального союза промышленников и предпринимателей, крупных региональных компаний и предприятий11.

7 Наука и инновации в ДВФУ // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://nauka.dvfu.ru/ (дата обращения: 15.09.2011).

8 НПП КП «Квант». URL: http://nppkpkvant.ru/ (дата обращения: 13.09.2011).

9 Инновационная деятельность Южного федерального университета // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/ (дата обращения: 14.09.2011).

10 VIII Красноярский экономический форум // Официальный портал Красноярского края. URL: http://www.krskstate.ru/press/news/krasnoforum (дата обращения: 14.09.2011).

11 Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор. URL: http:// krskbi.ru/ (дата обращения: 14.09.2011).

Способствуя реализации научно-технической политики в стране, федеральные университеты подключаются к масштабной работе по созданию технологических платформ и образцов инновационной продукции в соответствии с приоритетами развития науки и технологий в стране. Как эффективный механизм развития взаимодействия между основными субъектами национальной инновационной системы технологические платформы широко используются Европейской комиссией для реализации научно-технической и инновационной политики12. Внедряется этот опыт и в России. В ходе выполнения плана модернизации российской экономики в стране утвержден перечень технологических платформ для обозначения тематических направлений, определяющих национальные приоритеты13. Федеральные университеты включены в технологические платформы как акторы инновационного развития своих регионов, поддерживая развитие одновременно сразу несколько приоритетных направлений (табл. 1).

Созданный в СФУ Институт нефти и газа принял участие в формировании трех технологических платформ для развития нефтегазовой отрасли. (Первая ориентирована на разработку катализаторов для нефтепереработки, вторая — на создание сервисов для нефтегазовой отрасли, третья — на повышение, оптимизацию нефтедобычи). Для создания этих технологических платформ институт укрепил связи с ведущими российскими компаниями, а также ведет работу по выработке соглашения о партнерстве с французской компанией «Тоталь» и привлечению партнеров из числа ведущих нефтегазовых университетов мира [1].

Активную позицию в отношении включенности федерального университета в создание и развитие технологических платформ в России занимает и ДВФУ. Дальневосточным федеральным университетом была произведена оценка направлений, в наибольшей степени отвечающих интересам развития научного потенциала университета, и выделены одиннадцать технологических платформ, в которых университет уже принимает участие, и три — вхождение в которые ожидается в будущем14.

ЮФУ также активно подключился к работе по формированию технологических платформ. В августе 2011 г. приказом ректора ЮФУ В.Г. Захаревича были учреждены рабочие группы по участию ЮФУ в технологических платформах15. Общую координацию деятельности рабочих групп осуществляет Управление инновационной деятельности ЮФУ. Из 28 утвержденных решением Правительственной комиссии по высоким

12 Подробнее о европейском опыте создания технологических платформ см. на Официальном сайте Европейской комиссии. URL: http://cordis.europa.eu/technology-platforms/ (дата обращения: 14.09.2011); о возможностях его адаптации к российскому контексту для инновационного развития см. [8]; о российском опыте создания технологических платформ см.: Информационно-коммуникационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.innoedu.ru/projects/tp/about/ (дата обращения: 14.09.2011).

13 Перечень технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2 см. на Официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://wwweconomy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/formation/ (дата обращения: 14.09.2011).

14 О перспективах участия Дальневосточного федерального университета в технологических платформах // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://nauka. dvfu.ru/pir_tp/tehnologi/ (дата обращения: 14.09.2011).

15 Приказ № 4250 от 09.08.2011 о создании рабочих групп по участию ЮФУ в технологических платформах / Инновационная деятельность Южного федерального университета // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/node/283 (дата обращения: 14.09.2011).

Таблица 1. Участие федеральных университетов (СФУ, ДВФУ и ЮФУ) в технологических платформах РФ

СФУ ДВФУ ЮФУ

Медицина будущего Медицина будущего Медицина будущего

Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030 Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030

Национальная программная платформа Национальная программная платформа

Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа

Освоение океана Освоение океана

Новые полимерные композиционные материалы и технологии Новые полимерные композиционные материалы и технологии

Авиационная мобильность и авиационные технологии Авиационная мобильность и авиационные технологии

Перспективные технологии возобновляемой энергетики Перспективные технологии возобновляемой энергетики

Интеллектуальная электроэнергетическая система России Интеллектуальная энергетическая система России

Материалы и технологии металлургии Материалы и технологии металлургии

Технологическая платформа твердых полезных ископаемых Технологическая платформа твердых полезных ископаемых

Технологии добычи и использования углеводородов Технологии добычи и использования углеводородов

Машиностроение Малая распределенная энергетика Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах

Национальная космическая технологическая платформа Технологии экологического развития Управляемый термоядерный синтез

Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства содержания и безопасности автомобильных и железных дорог

Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт

Глубокая переработка углеводородных ресурсов Технологии мехатроники встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение

СВЧ-технологии

технологиям и инновациям технологических платформ в Перечне технологических платформ16, ЮФУ принимает участие в 18.

СФУ, ДВФУ и ЮФУ — участники Программ инновационного развития. Программа инновационного развития — это комплекс мероприятий на среднесрочный период (до семи лет), направленный на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг. В целях создания внутреннего спроса на результаты исследований и разработок, осуществляемых в секторе высшего образования, в программах инновационного развития компаний предусматриваются меры по обеспечению эффективного взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями.

Все три изучаемых университета являются участниками Программ инновационного развития по приоритетным направлениям, утвержденным президентом РФ. В число компаний, с которыми устанавливается взаимодействие, входят крупнейшие госкорпорации, АО и госпредприятия, такие, например, как «Автоваз», «Транснефть», «Алроса», Концерн ПВО «Алмаз-Антей», Корпорация «Росхимзащита», «Аэрофлот» и многие другие. Всего 100 компаний.

О направлениях выполняемых работ и о том, с какими именно компаниями работают университеты в рамках участия в Программах инновационного развития, информация в открытом доступе не предоставляется, но как специфическая форма взаимодействия может составить предмет отдельного анализа или исследования.

Инновационная деятельность ЮФУ, СФУ, ДВФУ также поддерживается в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Министерства образования и науки РФ по направлению создания и внедрения инновационных образовательных программ.

основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств федеральных университетов и бизнеса

Проведенное исследование показывает, что в современных условиях федеральные университеты, так же как и в своей образовательной деятельности, при развитии науки и инноваций, как правило, исходят из сложившихся и наработанных на момент объединения связей и контактов с региональными стейкхолдерами, стараясь работать с уже имеющимися ресурсами, но при этом адаптируя их к конкретному контексту.

У любого вуза есть 2—3 предприятия, с которыми он довольно плотно сотрудничает, и масса остальных, чьими услугами он пользуется, когда студентов нужно отправить на практику. Те технологии, которые есть у тех, с кем вуз и так плотно работает, они уже есть. А дальше разработка нового — по финансам. Может, и раскрутится, а, может быть, и нет.

Из интервью с представителем регионального предприятия, Ростов-на-Дону (октябрь 2010 г.)

Но есть место и новым формам взаимодействия, как, например, работа с бизнесом по поддержке в федеральных университетах прорывных исследований и малых инновационных предприятий; или участие в Технологических платформах и Программах

16 Перечень технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2 см. на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economygov.ru/ mmec/activity/sections/mnovations/formation/ (дата обращения: 14.09.2011).

инновационного развития в рамках приоритетных направлений научно-технической политики во взаимодействии с крупнейшими российскими предприятиями и компаниями; сотрудничество в рамках конкурсов по Постановлениям N 218 и 219 Правительства РФ.

Эти формы взаимодействия отличаются друг от друга как по целям и задачам, которые ставят перед собой университеты, так и, соответственно, объемам привлекаемого университетами внешнего финансирования. Влияние экономического кризиса, по словам ректора СФУ Е. Ваганова, ощущалось «не столько в экономической области, сколько в социально-психологическом аспекте. Ожидание последствий было едва ли не более тяжелым, чем его реальные проявления. В 2009 г. несколько сократились заказы предприятий на проведение НИОКР, поэтому мы делали ставку на другие источники финансовых поступлений: развитие малых инновационных предприятий при вузе, работу по научным грантам и федеральным целевым программам, проектам Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. <...> Основным приоритетом СФУ остается работа с крупнейшими компаниями России, реализующими крупные долгосрочные инвестиционные проекты на территории края и Сибири»17. В своем обращении ректор Дальневосточного федерального университета отметил, что «Дальневосточный федеральный университет нацелен на развитие инновационного характера образовательного и исследовательского процессов; гибкую организацию учебного процесса, внедрение новых стандартов и образовательных программ на уровне ведущих мировых университетов; на обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; создание малых инновационных предприятий (start-up); сотрудничество с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными структурами стран Азиатско-Тихоокеанского региона»18. Стратегической целью Южного федерального университета является развитие исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа, современного и конкурентоспособного на мировых рынках труда, знаний и технологий, способного отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе его интеграции с академической и прикладной наукой, активного участия в решении социально-экономических проблем региона и страны19. В апреле 2011 г. по инициативе выпускников и студентов ЮФУ была создана открытая инвестиционная площадка, призванная сформировать среду, в которой молодому предпринимателю будет комфортно реализовывать свои идеи и проекты20.

О барьерах, ограничивающих взаимодействие между региональным бизнес-сообществом и федеральными университетами, высказываются обе стороны. Однако проведенное исследование показало, что даже при наличии барьеров взаимодействие между обеими сторонами в широком смысле происходило, происходит и будет происхо-

17 Российская газета. 30.03.2010. Нескромная стратегия // РОСНАНО. Департамент внешних коммуникаций. Обзор российских СМИ за 30 марта 2010 г. URL: http://www.rusnano.com/Document. aspx/Download/25666 (дата обращения: 14.09.2011).

18 Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://dvfu.ru/ obraschenie/ (дата обращения: 15.09.2011).

19 Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://sfedu.ru/00_main_2010/ main_context.shtml?about/ab (дата обращения: 15.09.2010).

20 Комфорт для бизнесменов // Официальный сайт Южного федерального университета. 15.04.2011. URL: http://mmedia0.cc.rsu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_news=1&p_nws_id=36391 (дата обращения: 15.09.2011).

дить в будущем. Тем не менее одним из основных барьеров для формирования партнерств между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями является финансирование, а именно его недостаток и необходимость поиска дополнительных источников поддержки совместных проектов или совместной деятельности.

О барьерах, препятствующих сотрудничеству

При планировании совместных проектов...

<...> Зачастую нужно оборудование. Люди на поверку есть, но на самом деле нужно приобретение материальной части. Финансовый барьер, пожалуй, наиболее существенный. По части организации мы преграды преодолели. А вот финансовый барьер самый существенный. Никуда от этого не денешься.

Из интервью с представителем регионального предприятия, Ростов-на-Дону (октябрь 2010 г.)

При целевой подготовке кадров для предприятий...

<...> Единственный положительный опыт по линии подготовки бакалавр — магистр — это с НПО «Информационные спутниковые системы», где у нас состоялся первый выпуск-эксперимент. Они взяли у нас трех бакалавров. Два года они работали и учились в магистратуре. Предприятие высокотехнологичное, преподавали в основном сотрудники этого предприятия, кандидаты, доктора наук. Выпустили — все прекрасно. Сейчас на первом курсе учатся 10 человек и на втором порядка 8 человек по этой же схеме. Предприятие решило, что это им удобно. Учащихся обеспечивают общежитием, они получают зарплату за неполный день. Предприятие может взять кого-то из них к себе на работу на конкурсной основе, сделать профотбор. <...> Это одна из прижившихся форм взаимодействия <...> Не прижились разовые: там, где предприятие не может планировать свою деятельность на довольно длительный срок; там, где оно экономит и не ощущает перспектив своего финансового положения.

Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г.)

Другой существенный барьер на пути формирования партнерства федеральных университетов с бизнес-сообществом в регионах возникает исходя из того, к какому типу — ресурсному или дотационному — относится регион, на территории которого функционирует федеральный университет. Если рассматриваемый регион относится к дотационным, возможности для поддержки инноваций на региональном уровне сужаются, что, в свою очередь, ограничивает возможности для финансирования исследований и разработок университетов на региональном уровне. Если же регион является ресурсным, то действующие на его территории предприятия и компании не ориентированы на долгосрочное финансирование вузовских инноваций, им проще купить уже готовую разработку или оборудование.

Кадровая проблема также вносит свои сложности в развитие инноваций в регионах и, соответственно, в формирование эффективных партнерств между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями. Прежде всего, существует потребность в более тесном сотрудничестве и диалоге университетов с работодателями в отношении подготовки выпускников. Представители университета ссылаются на слабую активность бизнеса в формулировании требований к выпускникам. Особенную актуальность это приобретает в контексте поставленных задач инновационного развития и модернизации экономики.

<...> От них <предприятий> хотелось бы большей реакции <...>. В этом смысле они должны сделать заказы на какие-то компетенции, которые мы должны здесь им помогать получить. <Какой> выпускник им нужен, что он должен знать и что он должен уметь? Пока они нам говорят — «вы нам дали кого-то не того, нужно переучивать». То есть такие «общие брюзжания». <...> Образовательные стандарты убежали вперед профессиональных стандартов. Как только бизнес осознает эту ответственность, что он еще должен как-то воспитывать и влиять на этом уровне, тогда процесс пойдет быстрее. Мы пока можем только предполагать, какие выпускники нужны предприятиям.

Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г.)

Кроме того, существует барьер, связанный с отсутствием ясного понимания на уровне субъектов инновационной деятельности того, что такое инновации и как их развивать:

<...> Проблема, по-моему, у самих субъектов. Это они не понимают, что им надо. Во всей стране не понимают, что такое модернизация и что такое инновация <...>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г. )

А также с переводом инноваций в практическую плоскость:

<...> Явных сторон, принимающих инновации, которые разрабатываются в стенах вузов или исследовательских институтов, — нет; источников, которые поддерживали бы продвижение, тоже особенно нет. Прецедент, который был создан на базе госкорпораций на конкурсной основе, дает возможность не всем участвовать в распределении ресурсов. Было создано <...> шесть центров инноваций. На 80 субъектов — это капля в море. Опорных точек роста <нет>. Есть проблемы и внутри региона — уровень разработок и уровень их продвижения. В этой ситуации, если не будет укоренившихся центров, которые будут ориентированы на продвижение и инновации, это будет вялотекущий процесс. Это с учетом того, что производители в Красноярском крае не заинтересованы <в инновациях>. <...> Закон о малых предприятиях 217 благополучно может вылиться в массовое создание предприятий и массовое отсутствие результатов <...>

Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г. )

Предприятия, с которыми у федеральных университетов уже налажено взаимодействие, отмечают, что важным фактором, препятствующим становлению, развитию сотрудничества предприятий с федеральным университетом как со стороны вуза, так и со стороны сектора, является «отсутствие жизненных механизмов» и что «217 федеральный закон только мешает взаимоотношению товар — деньги — товар».

С точки зрения предприятий, для внедрения механизмов коммерциализации результатов совместных с вузами НИОКР в широкую практику на уровне региона необходимы налоговые льготы, земельные участки, производственные площади, оборудование, финансирование и более ясные правила взаимоотношений.

При определении ключевых игроков, которые должны принимать участие в развитии механизмов коммерциализации результатов НИОКР, получаемых федеральными университетами, предприятия отметили региональную администрацию наряду с другими вузами региона и институтами системы РАН.

возможные пути преодоления барьеров

на пути взаимодействия федеральных университетов

с бизнесом в будущем

Итак, есть понимание того, что на пути к более эффективному взаимодействию между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями существуют препятствия, и осознаются эти преграды не только в университетской среде, но и в бизнес-сообществе. Важно, что вслед за осознанием приходит и понимание возможных путей преодоления существующих преград и барьеров.

Нельзя сказать, что между университетами и региональным бизнес-сообществом существует разобщенность интересов. Напротив, можно наблюдать хорошо выраженную заинтересованность предприятий в возможностях, которые предоставляют университеты, и, наоборот, университеты прекрасно понимают тесную связь с регионами, прежде всего, через своих контрагентов в лице предприятий и компаний. Часто эта связь складывается на протяжении многих лет и носит уже исторический характер. С течением времени на региональной площадке возникают новые игроки, и университеты, меняясь под воздействием новых условий, как истинные представители регионального сообщества, налаживают связи и с ними. Это естественный процесс.

Как всегда, основной проблемой является финансовый вопрос. Но, как показывает опыт изучаемых университетов, даже в самые смутные времена университеты, еще до объединения в федеральные, поддерживали связи с предприятиями. Те, в свою очередь, изыскивали возможности поддерживать вузы через передачу заказов на выполнение небольших проектов или хозрасчетных работ, подготовку специалистов. Часто взаимодействие носило характер «натурального обмена». Времена меняются, и сохранившиеся связи университетов с предприятиями также входят в период трансформации, и, хочется верить, в ее долгосрочную позитивную фазу.

С точки зрения представителей региональных предприятий, принявших участие в исследовании, сотрудничество федеральных университетов с бизнес-средой (в широком смысле слова) имеет первостепенное значение для регионального развития.

<...> в последнее время стали говорить, что вроде и предприятия есть сильные, и вузы, которые готовят специалистов для далеко не маленькой России. Но если посмотреть, а что готовится из совместного, то оказывается совсем немного. Наши покупатели под Москвой, «Пьезоприбор» тоже сотрудничает с другими регионами, вузы наши заключают договора по всей стране, а живем вроде бы здесь. Каждый идет своим путем. Вначале руководители вузов и предприятий об этом задумались, потом администрация области. Вот и получается, что работаем везде, а здесь, как спальный район, только ночуем. Если не будем тут же разрабатывать и внедрять, экономика области подкосится. Сельскохозяйственные придатки не бывают богатыми <...>

Важным шагом на пути выстраивания более эффективного сотрудничества, по мнению представителей региональных предприятий, станет инициатива объединения

в различные ассоциации и другие виды общественных объединений и некоммерческих организаций. Например, позитивным примером объединения региональных предприятий и компаний в Ростовской области является Ассоциация высоких технологий, ведущая диалог с федеральным университетом, другими вузами региона и областной администрацией на постоянной основе.

Положительным изменениям во взаимодействии университетов с региональными предприятиями может способствовать организация регулярных встреч по вопросам трудоустройства выпускников и потребностей предприятий в научных исследованиях и разработках. Этот механизм уже оправдывает себя как эффективный в рассматриваемых университетах. Инициатива по организации встреч часто принадлежит университетским центрам развития карьеры. Привлечение ведущих фирм, предприятий и компаний в регионе происходит и для реализации отдельных направлений программ развития федеральных университетов. Подключение федеральных университетов к развитию технологических платформ также открывает широкие возможности для выстраивания взаимодействия и кооперации вузов с ведущими предприятиями страны и своих регионов, предложения своих проектов и подключения к проектам других.

<...> лавировать не нужно. Нужно друг друга больше заинтересовывать, больше знать друг

о друге, чтобы понимать, кто что может <...>

Все более глубокая интеграция федеральных университетов в реализацию приоритетных направлений модернизации национальной экономики в целом обеспечивает продвижение, а также является одним из механизмов повышения осведомленности бизнеса о возможностях и конкурентных преимуществах университетов в научных исследованиях и инновационных разработках. Так происходит в рамках участия федеральных университетов в Программах инновационного развития и Технологических платформах, когда университеты кооперируются с ведущими государственными корпорациями для совместной работы, имеют возможность заявить о себе напрямую. Например, в рамках круглых столов, организуемых Министерством образования и науки РФ с представителями компаний с государственным участием, разрабатывающих программы инновационного развития, и ведущих российских вузов.

Участие в крупных проектах в партнерстве с госкорпорациями может создать условия для прорыва в области вузовских инноваций малых предприятий, поскольку вопрос доверия бизнеса важен для их финансирования. Развитие венчурного финансирования инноваций, конечно, имеет место быть в России, в связи с курсом на модернизацию и развитие инновационной экономики. Однако поиск инвесторов для развития вузовских МИПов по разработке, производству и внедрению продукта или услуги, не ориентированных на массового потребителя, сегодня является одной из основных проблем, требующих решения. С точки зрения инвесторов, вложение в развитие малых инновационных предприятий является наиболее рисковым, несмотря на то, что в поиске инновационных идей сегодня находятся если не все, то большинство фирм, компаний и предприятий в России.

Решение этих проблем позволит углублять анализ вклада федеральных университетов в экономическое и инновационное развитие регионов.

Литература

1. Довженко Н.Н. Новое дело — это допинг. Интервью с проректором СФУ, директором Института нефти и газа // Новая университетская жизнь. № 22 (84). 23.12.2010. URL: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/2573 (дата обращения: 14.09.2011).

2. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4 (30). С. 60—87.

3. Перфильева О.В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3 (29). С. 11—21.

4. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1 (31). С. 133-144.

5. Постановление Правительства РФ N 218 от 9 апреля 2010 г. о мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. URL: http://www.pnzgu.ru/dep/o_niid/node/48 (дата обращения: 13.09.2011).

6. Постановление Правительства РФ N 219 от 9 апреля 2010 г. о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://www.pnzgu.ru/ dep/o_niid/node/49 (дата обращения: 13.09.2011).

7. Рискните создать стартап // Наука и технологии РФ. 15.09.2011. URL: http://www.strf. ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=42294 (дата обращения: 15.09.2011).

8. Рудник П.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики // Форсайт. 2011. Т. 5. № 1. С. 16-25.

9. Треть малых предприятий при вузах существуют лишь на бумаге // Наука и технологии РФ. 02.08.2011. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450 (дата обращения: 15.09.2011).

10. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности N 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. URL: http:// www.pnzgu.ru/dep/o_niid/node/47 (дата обращения: 13.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.