Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе*
О.В. Перфильева
Перфильева Ольга Владимировна — к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: Perfilieva@hse.ru
На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты.
Ключевые слова: федеральные университеты, партнерство, региональное развитие, развитие территорий, взаимодействие с бизнесом.
Key words: federal universities, partnership, regional development, territories development, engagement with business.
введение
Недавние изменения в политике в сфере высшего образования открывают новые перспективы развития современных университетов на основе взаимодействия и формирования новых партнерств с различными участниками социально-экономического развития в России. В ряду важных направлений модернизации высшей школы особое место занимают новые практики взаимодействия российских университетов с частным (и частно-государственным) сектором, с бизнес-сообществом, для достижения взаимных преимуществ на основе обоюдовыгодного сотрудничества. Взаимодействие российских университетов с бизнесом — явление далеко не новое, существует давно, принимая различные формы — от спонсорской поддержки и трудоустройства выпускников университетов до разработки специальных программ дополнительной профессиональной подготовки для бизнеса. Сегодня складываются новые формы взаимодействия высшей школы с бизнесом, ориентированные на поиск новых механизмов сотрудничества для обеспечения конкурентоспособности и тех, и других. Создание малых инновационных предприятий, встраивание университетов в программы инвестиционного
* Материал подготовлен в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта "Образование" по мероприятию "Развитие сети федеральных университетов"», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров в 2010 г.
развития, создание венчурных фондов для поддержки университетских исследований и стартапов внутри университетов и по инициативе региональных стейкхолдеров — постепенно завоевывают свое место в повседневных практиках современных университетов в России, но требуют новой инфраструктуры.
Большой интерес представляет опыт федеральных университетов, призванных выступить локомотивом «новой истории» российского высшего образования. На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов (ЮФУ, СФУ, ДВФУ1) в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты2.
Формы взаимодействия федеральных университетов с бизнесом: новое или хорошо забытое старое?
Анализируя пространство взаимодействия федеральных университетов с региональными государственными и частными предприятиями с точки зрения их вклада в инновационное развитие регионов, возникает вопрос: являются ли современные практики университетов чем-то новым или же, наоборот, результатом адаптации вузов к современным экономическим и политическим условиям?
Результаты проведенного осенью 2010 г. комплексного социологического исследования по оценке роли федеральных университетов в развитии своих регионов дают возможность понять, каким может быть ответ на этот вопрос.
Инновационная активность федеральных университетов характеризуется сложностью и реализуется в разнообразных условиях. Во-первых, курс на развитие инновационной экономики и модернизацию в стране поставил федеральные университеты в новые, не всегда равные условия дальнейшего развития. Во-вторых, конкурентные преимущества того или иного региона не всегда полностью совпадают с приоритетами модернизации или с приоритетными направлениями развития науки. В-третьих, если рассматриваемый регион относится к дотационным, возможности для поддержки инноваций на региональном уровне сужаются, что, в свою очередь, ограничивает возмож-
1 В исследование 2010 г. ДВФУ как объект исследования не входил. Проведенное исследование было направлено на комплексное всестороннее изучение двух пилотных университетов — ЮФУ и СФУ. Тем не менее в ходе последующей работы с федеральными университетами был изучен опыт и других вузов, в частности Дальневосточного федерального университета. Опыт ДВФУ представляется интересным для освещения некоторых наиболее ярких практик университета в отдельных сферах. Однако провести параллели или сформулировать обобщающие выводы в рамках настоящей статьи не представляется возможным.
2 В рамках настоящего исследования под регионом понимается социально-территориальная общность с набором характеристик (таких как численность и этнический состав населения, потенциал человеческого капитала, социальная инфраструктура, политические аспекты и культурные факторы развития региона). Предметом исследования выступают процессы взаимодействия, складывающиеся между вузами и региональным окружением Ростовской области и Красноярского края. Таким образом, фокус исследования ограничен географическими границами данных территориальных объединений, находящихся в составе федеральных округов РФ. Более подробно о методологии исследования см. [3]. Более подробно о результатах исследования см. [2, 4].
ности для финансирования исследований и разработок университетов на региональном уровне. Если же регион является ресурсным, то действующие на его территории предприятия и компании не ориентированы на долгосрочное финансирование вузовских инноваций. В-четвертых, наблюдается ситуация, при которой как университеты, так и региональные компании и предприятия ориентированы на потребности страны в целом, а не конкретного региона, и располагают уже сложившейся сетью партнеров и контрагентов. В-пятых, ориентация университетов по большей части на развитие прикладных исследований не встречает необходимого спроса на разработки со стороны региональных стейкхолдеров. Рынок и инфраструктура сбыта инновационной продукции в регионах еще только формируются.
С другой стороны, государство ведет достаточно интенсивную работу по стимулированию развития научных исследований на основе исследовательского потенциала национальных вузов [10], создает условия для развития необходимой инфраструктуры [6] и формирования партнерств в кооперации с компаниями и предприятиями [5] для реализации высокотехнологичных проектов. На федеральные университеты возлагаются серьезные надежды по развитию научных исследований с учетом потребностей именно регионального развития. И, надо сказать, в течение последних полутора лет изучаемые федеральные университеты активно включились в освоение новых возможностей.
Государство — гарант инновационного развития вузов и регионов. Государственная поддержка научных исследований и инноваций составляет основу инновационной деятельности федеральных университетов. Так, ЮФУ стал победителем Открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры (Постановление N 219), включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате университет получил финансовую поддержку на разработку и реализацию Программы развития инновационной инфраструктуры Южного федерального университета на 2010—2013 гг. В рамках этого же конкурса СФУ была поддержана предложенная университетом программа «Рациональное природопользование: комплексная переработка углеродсодер-жащего сырья с получением энергии и высокотехнологичной продукции».
В соответствии с Постановлением N 219, ЮФУ и СФУ создают малые инновационные предприятия, постепенно формируя вокруг себя пояс инновационных предприятий и необходимой инфраструктуры. В федеральных университетах прошли учреждение и были введены объекты необходимой инновационной инфраструктуры: центры коллективного пользования уникальным оборудованием, центры коммерциализации результатов научных исследований, центры интеллектуальной собственности, лицензирования и патентования, бизнес-инкубаторы, научно-образовательные центры молодых ученых, центры грантовой поддержки и фонды поддержки научных исследований.
Количество создаваемых на базе федеральных университетов малых инновационных предприятий постепенно увеличивается. ЮФУ информирует о создании 44 предприятий3, в СФУ работа в этом направлении также ведется на постоянной основе4. СФУ ставит перед собой цель сформировать вокруг себя «внешний инновационный пояс», который заключается в возникновении инжиниринговых центров, технопарка
3 Инновационные предприятия ЮФУ // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/node/14 (дата обращения: 13.09.2011).
4 Создание малых инновационных предприятий в СФУ // Официальный сайт Сибирского федерального университета. URL: http://research.sfu-kras.ru/smaU_enterprises (дата обращения: 13.09.2011).
и бизнес-инкубатора5. Кроме того, принимает активное участие в конкурсах госкорпорации РОСНАНО, как, например, участие в конкурсе на создание в Красноярске Сибирского нанотехнологического центра6.
Создание венчурных фондов для поддержки университетских исследований и малых инновационных предприятий (МИПов) внутри университетов и/или по инициативе региональных стейкхолдеров — одна из новейших практик взаимодействия федеральных университетов с бизнес-сообществом. Сегодня практика постепенно входит в повседневную жизнь федеральных университетов. В основе создания МИПов лежит идея, для реализации которой от инициатора или инициативной группы требуется не только наличие высоких интеллектуальных способностей и соответствующих навыков инновационного предпринимательства, но и инвестор, готовый вложить средства в то, что потенциально способно принести прибыль. Помимо этого, необходима и инфраструктура, которая бы обеспечила процесс реализации идеи (от офисного помещения и техники до должным образом простимулированного спроса на инновационную продукцию или услугу). То есть формула известна, известна необходимая комбинация элементов, взаимосвязь которых может обеспечить продвижение идеи в жизнь. Но как обстоят дела на практике? Достаточны ли сегодня условия для того, чтобы идея претворилась в жизнь? И, что самое важное, как с этим справляются рассматриваемые нами университеты?
Федеральные университеты — ЮФУ, СФУ и ДВФУ — участвуют в процессе создания МИПов с момента принятия 217-ФЗ в 2009 г. Руководство страны внесло необходимые изменения в национальное законодательство для того, чтобы положить начало процессу создания хозяйствующих объектов в структурах учреждений высшего профессионального образования. Как в любой другой сфере жизнедеятельности российского общества, будь то бюджет или политика международного сотрудничества, начинается все со Слова, или слова, внесенного в Закон. И это важный шаг на пути взращивания инновационной экономики в стране. Другой вопрос, насколько быстро внесенные в законодательство изменения внедряются и адаптируются на практике, в частности в практике федеральных университетов.
Анализ деятельности федеральных университетов в этом направлении показал, что университеты стойко справляются с новыми задачами и вызовами. Навыки инновационного предпринимательства у студентов, преподавателей и научных сотрудников развиваются через новые образовательные программы, курсы повышения квалификации, мастер-классы, изучение историй успеха, регулярные обсуждения в рамках научно-практических и тематических семинаров, конференций, транслирование лучшего российского и зарубежного опыта.
Осуществляется поддержка новых идей и разработанных на их основе проектов через внутриуниверситетские фонды и фонды поддержки научных исследований, российские (РГНФ, РФФИ, Фонд Бортника) и зарубежные (7FP и др.).
Несмотря на заметные сдвиги, работа по созданию МИПов сопряжена с рядом трудностей, на которые указывают как сами университеты, так и более широкое экспертное сообщество [7]. Так, существует мнение, что только треть учрежденных в университетах МИПов жизнеспособны [9]. Также поднимается вопрос и о конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в результате деятельности МИПов. Проблемы с поиском инвестора, отсутствие умения заинтересовать последнего в выгодности
5 Российская газета. 30.03.2010. Нескромная стратегия // РОСНАНО. Департамент внешних коммуникаций. Обзор российских СМИ за 30 марта 2010 г. URL: http://www.rusnano.com/Document. aspx/Download/25666 (дата обращения: 14.09.2011).
6 Дан старт созданию Сибирского нанотехнологического центра // Официальный сайт Сибирского федерального университета. 27.01.2010. URL: http://wwwsfu-kras.ru/staff/5150 (дата обращения: 14.09.2011).
вложений в развитие новой идеи, недостаток управленческих навыков, правовая некомпетентность участников создания малых предприятий, боязнь конкуренции и неразвитость рынка сбыта инновационной продукции в целом характеризуют текущее состояние развития инновационных предприятий в вузах.
Тем не менее можно говорить и о продвижении университетов по этому сложному пути вперед. С этой точки зрения примечательным является опыт Дальневосточного федерального университета7, поставившего перед собой цель создать университет предпринимательского типа. Настойчивость руководства в движении вперед к намеченным целям уже принесла результат: сегодня университет ведет речь о создании венчурного фонда, поддерживающего здравые начинания своих учащихся и сотрудников. Не без препятствий университет продвигается в направлении формирования партнерств с региональным бизнес-сообществом, не только для поиска финансирования университетских исследований и других начинаний, но и предлагая взамен конкурентные преимущества и возможности. То есть выступает как бизнес-партнер, игрок на рынке с четким пониманием своих потребностей и потребностей тех компаний, с которыми налаживает отношения.
Механизм ГЧП, запущенный Постановлением N218, также демонстрирует положительные результаты в рассматриваемый исследовательский период, но пока не приобрел для федеральных университетов масштабного характера. Тем не менее университеты активно включены в обсуждение проблем и преимуществ ГЧП на региональном уровне. В 2010 г. ЮФУ в партнерстве с ОАО «Научно-производственное предприятие космического приборостроения «Квант»8 в рамках выигранного открытого конкурса был предложен комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства в области приборостроения и оптико-волоконного оборудования. В мае 2011 г. ЮФУ выступил в качестве одного из инициаторов Третьего инновационного форума Юга России «Зоны ускоренного инновационного развития в регионе: проблемы создания и управления», который объединил на одной площадке представителей региональных инновационных и наукоемких компаний, региональной администрации и законодательного собрания, университетов региона и широкий круг региональных экспертов для обсуждения стратегических направлений инновационного развития экономики ЮФО и практических вопросов частно-государственного партнерства при реализации инновационных проектов9.
СФУ выступает одним из основных участников ежегодного Красноярского экономического форума, в рамках которого руководители и видные деятели страны встречаются с представителями университета, студентами и молодыми учены-ми10. Представители СФУ входят в состав правления Красноярского городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора наряду с представителями городской администрации, регионального союза промышленников и предпринимателей, крупных региональных компаний и предприятий11.
7 Наука и инновации в ДВФУ // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://nauka.dvfu.ru/ (дата обращения: 15.09.2011).
8 НПП КП «Квант». URL: http://nppkpkvant.ru/ (дата обращения: 13.09.2011).
9 Инновационная деятельность Южного федерального университета // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/ (дата обращения: 14.09.2011).
10 VIII Красноярский экономический форум // Официальный портал Красноярского края. URL: http://www.krskstate.ru/press/news/krasnoforum (дата обращения: 14.09.2011).
11 Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор. URL: http:// krskbi.ru/ (дата обращения: 14.09.2011).
Способствуя реализации научно-технической политики в стране, федеральные университеты подключаются к масштабной работе по созданию технологических платформ и образцов инновационной продукции в соответствии с приоритетами развития науки и технологий в стране. Как эффективный механизм развития взаимодействия между основными субъектами национальной инновационной системы технологические платформы широко используются Европейской комиссией для реализации научно-технической и инновационной политики12. Внедряется этот опыт и в России. В ходе выполнения плана модернизации российской экономики в стране утвержден перечень технологических платформ для обозначения тематических направлений, определяющих национальные приоритеты13. Федеральные университеты включены в технологические платформы как акторы инновационного развития своих регионов, поддерживая развитие одновременно сразу несколько приоритетных направлений (табл. 1).
Созданный в СФУ Институт нефти и газа принял участие в формировании трех технологических платформ для развития нефтегазовой отрасли. (Первая ориентирована на разработку катализаторов для нефтепереработки, вторая — на создание сервисов для нефтегазовой отрасли, третья — на повышение, оптимизацию нефтедобычи). Для создания этих технологических платформ институт укрепил связи с ведущими российскими компаниями, а также ведет работу по выработке соглашения о партнерстве с французской компанией «Тоталь» и привлечению партнеров из числа ведущих нефтегазовых университетов мира [1].
Активную позицию в отношении включенности федерального университета в создание и развитие технологических платформ в России занимает и ДВФУ. Дальневосточным федеральным университетом была произведена оценка направлений, в наибольшей степени отвечающих интересам развития научного потенциала университета, и выделены одиннадцать технологических платформ, в которых университет уже принимает участие, и три — вхождение в которые ожидается в будущем14.
ЮФУ также активно подключился к работе по формированию технологических платформ. В августе 2011 г. приказом ректора ЮФУ В.Г. Захаревича были учреждены рабочие группы по участию ЮФУ в технологических платформах15. Общую координацию деятельности рабочих групп осуществляет Управление инновационной деятельности ЮФУ. Из 28 утвержденных решением Правительственной комиссии по высоким
12 Подробнее о европейском опыте создания технологических платформ см. на Официальном сайте Европейской комиссии. URL: http://cordis.europa.eu/technology-platforms/ (дата обращения: 14.09.2011); о возможностях его адаптации к российскому контексту для инновационного развития см. [8]; о российском опыте создания технологических платформ см.: Информационно-коммуникационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.innoedu.ru/projects/tp/about/ (дата обращения: 14.09.2011).
13 Перечень технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2 см. на Официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://wwweconomy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/formation/ (дата обращения: 14.09.2011).
14 О перспективах участия Дальневосточного федерального университета в технологических платформах // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://nauka. dvfu.ru/pir_tp/tehnologi/ (дата обращения: 14.09.2011).
15 Приказ № 4250 от 09.08.2011 о создании рабочих групп по участию ЮФУ в технологических платформах / Инновационная деятельность Южного федерального университета // Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://inno.sfedu.ru/node/283 (дата обращения: 14.09.2011).
Таблица 1. Участие федеральных университетов (СФУ, ДВФУ и ЮФУ) в технологических платформах РФ
СФУ ДВФУ ЮФУ
Медицина будущего Медицина будущего Медицина будущего
Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030 Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030
Национальная программная платформа Национальная программная платформа
Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа
Освоение океана Освоение океана
Новые полимерные композиционные материалы и технологии Новые полимерные композиционные материалы и технологии
Авиационная мобильность и авиационные технологии Авиационная мобильность и авиационные технологии
Перспективные технологии возобновляемой энергетики Перспективные технологии возобновляемой энергетики
Интеллектуальная электроэнергетическая система России Интеллектуальная энергетическая система России
Материалы и технологии металлургии Материалы и технологии металлургии
Технологическая платформа твердых полезных ископаемых Технологическая платформа твердых полезных ископаемых
Технологии добычи и использования углеводородов Технологии добычи и использования углеводородов
Машиностроение Малая распределенная энергетика Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах
Национальная космическая технологическая платформа Технологии экологического развития Управляемый термоядерный синтез
Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства содержания и безопасности автомобильных и железных дорог
Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт
Глубокая переработка углеводородных ресурсов Технологии мехатроники встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение
СВЧ-технологии
технологиям и инновациям технологических платформ в Перечне технологических платформ16, ЮФУ принимает участие в 18.
СФУ, ДВФУ и ЮФУ — участники Программ инновационного развития. Программа инновационного развития — это комплекс мероприятий на среднесрочный период (до семи лет), направленный на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг. В целях создания внутреннего спроса на результаты исследований и разработок, осуществляемых в секторе высшего образования, в программах инновационного развития компаний предусматриваются меры по обеспечению эффективного взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями.
Все три изучаемых университета являются участниками Программ инновационного развития по приоритетным направлениям, утвержденным президентом РФ. В число компаний, с которыми устанавливается взаимодействие, входят крупнейшие госкорпорации, АО и госпредприятия, такие, например, как «Автоваз», «Транснефть», «Алроса», Концерн ПВО «Алмаз-Антей», Корпорация «Росхимзащита», «Аэрофлот» и многие другие. Всего 100 компаний.
О направлениях выполняемых работ и о том, с какими именно компаниями работают университеты в рамках участия в Программах инновационного развития, информация в открытом доступе не предоставляется, но как специфическая форма взаимодействия может составить предмет отдельного анализа или исследования.
Инновационная деятельность ЮФУ, СФУ, ДВФУ также поддерживается в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Министерства образования и науки РФ по направлению создания и внедрения инновационных образовательных программ.
основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств федеральных университетов и бизнеса
Проведенное исследование показывает, что в современных условиях федеральные университеты, так же как и в своей образовательной деятельности, при развитии науки и инноваций, как правило, исходят из сложившихся и наработанных на момент объединения связей и контактов с региональными стейкхолдерами, стараясь работать с уже имеющимися ресурсами, но при этом адаптируя их к конкретному контексту.
У любого вуза есть 2—3 предприятия, с которыми он довольно плотно сотрудничает, и масса остальных, чьими услугами он пользуется, когда студентов нужно отправить на практику. Те технологии, которые есть у тех, с кем вуз и так плотно работает, они уже есть. А дальше разработка нового — по финансам. Может, и раскрутится, а, может быть, и нет.
Из интервью с представителем регионального предприятия, Ростов-на-Дону (октябрь 2010 г.)
Но есть место и новым формам взаимодействия, как, например, работа с бизнесом по поддержке в федеральных университетах прорывных исследований и малых инновационных предприятий; или участие в Технологических платформах и Программах
16 Перечень технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2 см. на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economygov.ru/ mmec/activity/sections/mnovations/formation/ (дата обращения: 14.09.2011).
инновационного развития в рамках приоритетных направлений научно-технической политики во взаимодействии с крупнейшими российскими предприятиями и компаниями; сотрудничество в рамках конкурсов по Постановлениям N 218 и 219 Правительства РФ.
Эти формы взаимодействия отличаются друг от друга как по целям и задачам, которые ставят перед собой университеты, так и, соответственно, объемам привлекаемого университетами внешнего финансирования. Влияние экономического кризиса, по словам ректора СФУ Е. Ваганова, ощущалось «не столько в экономической области, сколько в социально-психологическом аспекте. Ожидание последствий было едва ли не более тяжелым, чем его реальные проявления. В 2009 г. несколько сократились заказы предприятий на проведение НИОКР, поэтому мы делали ставку на другие источники финансовых поступлений: развитие малых инновационных предприятий при вузе, работу по научным грантам и федеральным целевым программам, проектам Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. <...> Основным приоритетом СФУ остается работа с крупнейшими компаниями России, реализующими крупные долгосрочные инвестиционные проекты на территории края и Сибири»17. В своем обращении ректор Дальневосточного федерального университета отметил, что «Дальневосточный федеральный университет нацелен на развитие инновационного характера образовательного и исследовательского процессов; гибкую организацию учебного процесса, внедрение новых стандартов и образовательных программ на уровне ведущих мировых университетов; на обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; создание малых инновационных предприятий (start-up); сотрудничество с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными структурами стран Азиатско-Тихоокеанского региона»18. Стратегической целью Южного федерального университета является развитие исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа, современного и конкурентоспособного на мировых рынках труда, знаний и технологий, способного отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе его интеграции с академической и прикладной наукой, активного участия в решении социально-экономических проблем региона и страны19. В апреле 2011 г. по инициативе выпускников и студентов ЮФУ была создана открытая инвестиционная площадка, призванная сформировать среду, в которой молодому предпринимателю будет комфортно реализовывать свои идеи и проекты20.
О барьерах, ограничивающих взаимодействие между региональным бизнес-сообществом и федеральными университетами, высказываются обе стороны. Однако проведенное исследование показало, что даже при наличии барьеров взаимодействие между обеими сторонами в широком смысле происходило, происходит и будет происхо-
17 Российская газета. 30.03.2010. Нескромная стратегия // РОСНАНО. Департамент внешних коммуникаций. Обзор российских СМИ за 30 марта 2010 г. URL: http://www.rusnano.com/Document. aspx/Download/25666 (дата обращения: 14.09.2011).
18 Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://dvfu.ru/ obraschenie/ (дата обращения: 15.09.2011).
19 Официальный сайт Южного федерального университета. URL: http://sfedu.ru/00_main_2010/ main_context.shtml?about/ab (дата обращения: 15.09.2010).
20 Комфорт для бизнесменов // Официальный сайт Южного федерального университета. 15.04.2011. URL: http://mmedia0.cc.rsu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_news=1&p_nws_id=36391 (дата обращения: 15.09.2011).
дить в будущем. Тем не менее одним из основных барьеров для формирования партнерств между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями является финансирование, а именно его недостаток и необходимость поиска дополнительных источников поддержки совместных проектов или совместной деятельности.
О барьерах, препятствующих сотрудничеству
При планировании совместных проектов...
<...> Зачастую нужно оборудование. Люди на поверку есть, но на самом деле нужно приобретение материальной части. Финансовый барьер, пожалуй, наиболее существенный. По части организации мы преграды преодолели. А вот финансовый барьер самый существенный. Никуда от этого не денешься.
Из интервью с представителем регионального предприятия, Ростов-на-Дону (октябрь 2010 г.)
При целевой подготовке кадров для предприятий...
<...> Единственный положительный опыт по линии подготовки бакалавр — магистр — это с НПО «Информационные спутниковые системы», где у нас состоялся первый выпуск-эксперимент. Они взяли у нас трех бакалавров. Два года они работали и учились в магистратуре. Предприятие высокотехнологичное, преподавали в основном сотрудники этого предприятия, кандидаты, доктора наук. Выпустили — все прекрасно. Сейчас на первом курсе учатся 10 человек и на втором порядка 8 человек по этой же схеме. Предприятие решило, что это им удобно. Учащихся обеспечивают общежитием, они получают зарплату за неполный день. Предприятие может взять кого-то из них к себе на работу на конкурсной основе, сделать профотбор. <...> Это одна из прижившихся форм взаимодействия <...> Не прижились разовые: там, где предприятие не может планировать свою деятельность на довольно длительный срок; там, где оно экономит и не ощущает перспектив своего финансового положения.
Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г.)
Другой существенный барьер на пути формирования партнерства федеральных университетов с бизнес-сообществом в регионах возникает исходя из того, к какому типу — ресурсному или дотационному — относится регион, на территории которого функционирует федеральный университет. Если рассматриваемый регион относится к дотационным, возможности для поддержки инноваций на региональном уровне сужаются, что, в свою очередь, ограничивает возможности для финансирования исследований и разработок университетов на региональном уровне. Если же регион является ресурсным, то действующие на его территории предприятия и компании не ориентированы на долгосрочное финансирование вузовских инноваций, им проще купить уже готовую разработку или оборудование.
Кадровая проблема также вносит свои сложности в развитие инноваций в регионах и, соответственно, в формирование эффективных партнерств между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями. Прежде всего, существует потребность в более тесном сотрудничестве и диалоге университетов с работодателями в отношении подготовки выпускников. Представители университета ссылаются на слабую активность бизнеса в формулировании требований к выпускникам. Особенную актуальность это приобретает в контексте поставленных задач инновационного развития и модернизации экономики.
<...> От них <предприятий> хотелось бы большей реакции <...>. В этом смысле они должны сделать заказы на какие-то компетенции, которые мы должны здесь им помогать получить. <Какой> выпускник им нужен, что он должен знать и что он должен уметь? Пока они нам говорят — «вы нам дали кого-то не того, нужно переучивать». То есть такие «общие брюзжания». <...> Образовательные стандарты убежали вперед профессиональных стандартов. Как только бизнес осознает эту ответственность, что он еще должен как-то воспитывать и влиять на этом уровне, тогда процесс пойдет быстрее. Мы пока можем только предполагать, какие выпускники нужны предприятиям.
Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г.)
Кроме того, существует барьер, связанный с отсутствием ясного понимания на уровне субъектов инновационной деятельности того, что такое инновации и как их развивать:
<...> Проблема, по-моему, у самих субъектов. Это они не понимают, что им надо. Во всей стране не понимают, что такое модернизация и что такое инновация <...>
Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г. )
А также с переводом инноваций в практическую плоскость:
<...> Явных сторон, принимающих инновации, которые разрабатываются в стенах вузов или исследовательских институтов, — нет; источников, которые поддерживали бы продвижение, тоже особенно нет. Прецедент, который был создан на базе госкорпораций на конкурсной основе, дает возможность не всем участвовать в распределении ресурсов. Было создано <...> шесть центров инноваций. На 80 субъектов — это капля в море. Опорных точек роста <нет>. Есть проблемы и внутри региона — уровень разработок и уровень их продвижения. В этой ситуации, если не будет укоренившихся центров, которые будут ориентированы на продвижение и инновации, это будет вялотекущий процесс. Это с учетом того, что производители в Красноярском крае не заинтересованы <в инновациях>. <...> Закон о малых предприятиях 217 благополучно может вылиться в массовое создание предприятий и массовое отсутствие результатов <...>
Из фокус-группы с руководителями научных институтов Сибирского федерального университета, Красноярск (октябрь 2010 г. )
Предприятия, с которыми у федеральных университетов уже налажено взаимодействие, отмечают, что важным фактором, препятствующим становлению, развитию сотрудничества предприятий с федеральным университетом как со стороны вуза, так и со стороны сектора, является «отсутствие жизненных механизмов» и что «217 федеральный закон только мешает взаимоотношению товар — деньги — товар».
С точки зрения предприятий, для внедрения механизмов коммерциализации результатов совместных с вузами НИОКР в широкую практику на уровне региона необходимы налоговые льготы, земельные участки, производственные площади, оборудование, финансирование и более ясные правила взаимоотношений.
При определении ключевых игроков, которые должны принимать участие в развитии механизмов коммерциализации результатов НИОКР, получаемых федеральными университетами, предприятия отметили региональную администрацию наряду с другими вузами региона и институтами системы РАН.
возможные пути преодоления барьеров
на пути взаимодействия федеральных университетов
с бизнесом в будущем
Итак, есть понимание того, что на пути к более эффективному взаимодействию между федеральными университетами и региональными предприятиями и компаниями существуют препятствия, и осознаются эти преграды не только в университетской среде, но и в бизнес-сообществе. Важно, что вслед за осознанием приходит и понимание возможных путей преодоления существующих преград и барьеров.
Нельзя сказать, что между университетами и региональным бизнес-сообществом существует разобщенность интересов. Напротив, можно наблюдать хорошо выраженную заинтересованность предприятий в возможностях, которые предоставляют университеты, и, наоборот, университеты прекрасно понимают тесную связь с регионами, прежде всего, через своих контрагентов в лице предприятий и компаний. Часто эта связь складывается на протяжении многих лет и носит уже исторический характер. С течением времени на региональной площадке возникают новые игроки, и университеты, меняясь под воздействием новых условий, как истинные представители регионального сообщества, налаживают связи и с ними. Это естественный процесс.
Как всегда, основной проблемой является финансовый вопрос. Но, как показывает опыт изучаемых университетов, даже в самые смутные времена университеты, еще до объединения в федеральные, поддерживали связи с предприятиями. Те, в свою очередь, изыскивали возможности поддерживать вузы через передачу заказов на выполнение небольших проектов или хозрасчетных работ, подготовку специалистов. Часто взаимодействие носило характер «натурального обмена». Времена меняются, и сохранившиеся связи университетов с предприятиями также входят в период трансформации, и, хочется верить, в ее долгосрочную позитивную фазу.
С точки зрения представителей региональных предприятий, принявших участие в исследовании, сотрудничество федеральных университетов с бизнес-средой (в широком смысле слова) имеет первостепенное значение для регионального развития.
<...> в последнее время стали говорить, что вроде и предприятия есть сильные, и вузы, которые готовят специалистов для далеко не маленькой России. Но если посмотреть, а что готовится из совместного, то оказывается совсем немного. Наши покупатели под Москвой, «Пьезоприбор» тоже сотрудничает с другими регионами, вузы наши заключают договора по всей стране, а живем вроде бы здесь. Каждый идет своим путем. Вначале руководители вузов и предприятий об этом задумались, потом администрация области. Вот и получается, что работаем везде, а здесь, как спальный район, только ночуем. Если не будем тут же разрабатывать и внедрять, экономика области подкосится. Сельскохозяйственные придатки не бывают богатыми <...>
Важным шагом на пути выстраивания более эффективного сотрудничества, по мнению представителей региональных предприятий, станет инициатива объединения
в различные ассоциации и другие виды общественных объединений и некоммерческих организаций. Например, позитивным примером объединения региональных предприятий и компаний в Ростовской области является Ассоциация высоких технологий, ведущая диалог с федеральным университетом, другими вузами региона и областной администрацией на постоянной основе.
Положительным изменениям во взаимодействии университетов с региональными предприятиями может способствовать организация регулярных встреч по вопросам трудоустройства выпускников и потребностей предприятий в научных исследованиях и разработках. Этот механизм уже оправдывает себя как эффективный в рассматриваемых университетах. Инициатива по организации встреч часто принадлежит университетским центрам развития карьеры. Привлечение ведущих фирм, предприятий и компаний в регионе происходит и для реализации отдельных направлений программ развития федеральных университетов. Подключение федеральных университетов к развитию технологических платформ также открывает широкие возможности для выстраивания взаимодействия и кооперации вузов с ведущими предприятиями страны и своих регионов, предложения своих проектов и подключения к проектам других.
<...> лавировать не нужно. Нужно друг друга больше заинтересовывать, больше знать друг
о друге, чтобы понимать, кто что может <...>
Все более глубокая интеграция федеральных университетов в реализацию приоритетных направлений модернизации национальной экономики в целом обеспечивает продвижение, а также является одним из механизмов повышения осведомленности бизнеса о возможностях и конкурентных преимуществах университетов в научных исследованиях и инновационных разработках. Так происходит в рамках участия федеральных университетов в Программах инновационного развития и Технологических платформах, когда университеты кооперируются с ведущими государственными корпорациями для совместной работы, имеют возможность заявить о себе напрямую. Например, в рамках круглых столов, организуемых Министерством образования и науки РФ с представителями компаний с государственным участием, разрабатывающих программы инновационного развития, и ведущих российских вузов.
Участие в крупных проектах в партнерстве с госкорпорациями может создать условия для прорыва в области вузовских инноваций малых предприятий, поскольку вопрос доверия бизнеса важен для их финансирования. Развитие венчурного финансирования инноваций, конечно, имеет место быть в России, в связи с курсом на модернизацию и развитие инновационной экономики. Однако поиск инвесторов для развития вузовских МИПов по разработке, производству и внедрению продукта или услуги, не ориентированных на массового потребителя, сегодня является одной из основных проблем, требующих решения. С точки зрения инвесторов, вложение в развитие малых инновационных предприятий является наиболее рисковым, несмотря на то, что в поиске инновационных идей сегодня находятся если не все, то большинство фирм, компаний и предприятий в России.
Решение этих проблем позволит углублять анализ вклада федеральных университетов в экономическое и инновационное развитие регионов.
Литература
1. Довженко Н.Н. Новое дело — это допинг. Интервью с проректором СФУ, директором Института нефти и газа // Новая университетская жизнь. № 22 (84). 23.12.2010. URL: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/2573 (дата обращения: 14.09.2011).
2. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4 (30). С. 60—87.
3. Перфильева О.В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3 (29). С. 11—21.
4. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1 (31). С. 133-144.
5. Постановление Правительства РФ N 218 от 9 апреля 2010 г. о мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. URL: http://www.pnzgu.ru/dep/o_niid/node/48 (дата обращения: 13.09.2011).
6. Постановление Правительства РФ N 219 от 9 апреля 2010 г. о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://www.pnzgu.ru/ dep/o_niid/node/49 (дата обращения: 13.09.2011).
7. Рискните создать стартап // Наука и технологии РФ. 15.09.2011. URL: http://www.strf. ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=42294 (дата обращения: 15.09.2011).
8. Рудник П.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики // Форсайт. 2011. Т. 5. № 1. С. 16-25.
9. Треть малых предприятий при вузах существуют лишь на бумаге // Наука и технологии РФ. 02.08.2011. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450 (дата обращения: 15.09.2011).
10. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности N 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. URL: http:// www.pnzgu.ru/dep/o_niid/node/47 (дата обращения: 13.09.2011).