Научная статья на тему 'Перспективы региональной системы высшего образования в реализации инновационного сценария развития экономики региона'

Перспективы региональной системы высшего образования в реализации инновационного сценария развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS / REGIONALIZATION IN ADMINISTRATION / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгина Е. Ю.

Автор анализирует роль высшей школы в социально-экономической системе региона. Рассматриваются механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование региональной системы высшего образования и ее ориентацию на решение задач научного, экономического, социально культурного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION SYSTEM AND ITS ROLE IN INNOVATIVE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The author analyzes the role of higher education in regional social economy. Certain means that provide effective functioning of a regional higher education system for the welfare of economic, scientific and cultural development of the region are also viewed in the article.

Текст научной работы на тему «Перспективы региональной системы высшего образования в реализации инновационного сценария развития экономики региона»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46

Малыгина Е. Ю.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Автор анализирует роль высшей школы в социально-экономической системе региона. Рассматриваются механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование региональной системы высшего образования и ее ориентацию на решение задач научного, экономического, социальнокультурного развития региона.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики, региональные системы образования, регионализация управления, стейкхолдеры.

Становление инновационной экономики государства, как и каждого отдельного региона, предполагает опережающее обеспечение всех отраслей хозяйства квалифицированными кадрами. Поэтому состояние и перспективы образовательной сферы следует рассматривать как один из важнейших факторов экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Концепция развития образования конкретного региона должна основываться на понимании единства всех звеньев образовательной системы. Поэтому вопросы управления сферой высшего профессионального образования невозможно рассматривать в отрыве от остальных элементов системы. На данном же этапе вопросы управления вузовской сферой находятся в ведении федерального центра, а остальных уровней образовательной системы переданы на уровень регионов.

При этом заметим, что высшее образование является особой подсистемой в сфере непрерывного образования, поскольку служит основанием воспроизводства всей системы через подготовку кадров для образовательных учреждений, а также обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации для всех сфер народного хозяйства и культуры. Поэтому становится очевидной необходимость включения системы высшей школы в общую программу региональной образовательной политики, которая подразумевает формирование единого образовательного пространства с органичным включением вузов в общую

систему управления образованием на региональном уровне.

В связи с этим закономерной является потребность обеспечения большего вовлечения субъектов РФ в управление высшими учебными заведениями. Новый подход к управлению данной сферой предполагает, прежде всего, усиление вектора региональной политики в системе высшего образования, что выражается в переходе от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению вузами, расположенными на территории субъектов РФ.

Регионализация управления высшим образованием является объективной необходимостью, но с учетом особенностей и значимости высшего образования требуется выдержать разумный паритет между централизацией и децентрализацией как наивысшим проявлением регионализации. [1, с. 97]. Особенно важным является соблюдение баланса между сохранением единого образовательного пространства и обеспечением учета интересов и потребностей регионов.

Речь идет о повышении степени децентрализации управления системой высшего образования путем передачи части полномочий по управлению высшей школой на региональный уровень, а также корректировки образовательной политики с учетом рыночных, экономических и культурно-исторических особенностей территории.

Необходимость пересмотра полномочий регионов в осуществлении управления вузами свя-

52

© Малыгина Е. Ю., 2011

зана с возросшей ролью субъектов Федерации во всех сферах жизни общества, а также тем фактом, что регион становится основным заказчиком, потребителем и производителем профессиональных кадров для своей экономики. Поэтому можно с уверенностью сказать, что решение разнообразных проблем региона во многом зависит от эффективной работы системы высшего образования, от полноты ее вклада в кадровое и научно-техническое обеспечение различных секторов экономики.

Развитие профессионального образования в регионе перестает быть исключительно делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных структур управления образованием с органами местного самоуправления, профессиональным педагогическим сообществом, бизнес-структурами и общественными объединениями региона.

В связи с этим при определении основ управленческой деятельности в сфере высшего образования региона, необходимо принимать во внимание интересы всех заинтересованных сторон, или стейкхолдеров (англ. stakeholders). Применительно к системе высшего образования региона такими заинтересованными сторонами можно считать:

- Региональные власти, включая органы управления образованием;

- Бизнес-сообщество (юридические лица всех форм собственности, являющиеся работодателями для выходящих из стен вузов специалистов);

- Гражданское общество;

- Образовательные структуры региона.

Подобное партнерство разных общественных

институтов создается в интересах как отдельных его участников, так и региона в целом (развития, роста его потенциала, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и т. д.). Основной целью такого партнерства является вовлечение образовательных структур (в рассматриваемом нами случае - вузов региона) в решение задач регионального развития.

Внедрение идеи частно-государственного партнерства в процесс управления системой высшего профессионального образования региона требует четкого определения вклада каждой стороны в совместную деятельность по обеспечению модернизации данной сферы.

Так, например, участие власти в данном партнерстве является обязательным и принципиальным. Административный ресурс, которым обладает данный субъект, делает легитимным само партнерство и позволяет делегировать часть своих полномочий другим партнерам в соответствии с имеющимися у них ресурсами. Это особенно важно для населения (гражданского общества), которое обладает такими ресурсами как активность, профессиональные знания и опыт, но чаще всего не имеет институциональных средств для их актуализации [2, с. 121].

Основной ресурс бизнеса - финансовый, но его вклад не должен ограничиваться только финансовой помощью, поскольку бизнес-структуры непосредственно заинтересованы в результатах такого взаимодействия, являясь потенциальным работодателем для выходящих из стен вузов молодых специалистов.

В установлении партнерства между государством, бизнесом и гражданским обществом интегрирующим звеном могут и должны выступать институты образования. Их влиятельность обусловлена самой природой и социальными функциями образования, которое является движущей силой и результатом развития общества. В сочетании с продуманными мерами экономической политики образование составляет основу построения демократического общества и формирования конкурентоспособной экономической системы. Причем говоря об участии вузов в данном партнерстве, мы имеем в виду координацию их усилий и создание системы коллегиальных экспертно-аналитических органов при участии ведущих ученых вузов региона.

Для управления коллективными действиями представителей всех заинтересованных сторон необходим специальный координирующий орган, призванный осуществлять целостное управление: от создания инновационной среды и обмена опытом, до разработки рекомендательных методик, нормативных актов, проведения инспекторских проверок. Деятельность этого органа не противопоставляется традиционному государственному регулированию, а должна, напротив, осуществляться в тесном контакте с уже имеющейся административной вертикалью.

За реализацию подобного взаимодействия должно отвечать Региональное партнерство по профессиональному образованию, включающее представителей всех стейкхолдерских структур.

Управление может осуществляться посредством регулярных конференций - съездов представителей всех заинтересованных сторон (в т.ч. и в интерактивной форме, например посредством интернет-форума) и через постоянно действующий Координационный Совет, в состав которого должны войти ректоры ведущих вузов, начальник отдела по профессиональному образованию Департамента образования, руководители предприятий региона / Торгово-промышленной палаты. Совет должен разрабатывать и претворять в жизнь целостную образовательную политику в регионе, но в отличие от государственных структур основой его существования мог бы служить, например, договор о социальном партнерстве, как одна из форм, принятых в развитом гражданском обществе.

Деятельность Регионального партнерства должна способствовать сбалансированности в работе вузов, преодолению межведомственных барьеров. Результатом его работы должны стать региональные мероприятия поддержки вузов, в том числе за счет средств областного бюджета: именные стипендии студентам, аспирантам и докторантам; ремонт общежитий и учебных корпусов; организация межвузовских научных конференций и т.д.

Одной из острейших проблем, в решение которой могут внести свой вклад региональные вузы, является ситуация на рынке рабочей силы. В качестве причин, усложняющих имеющийся дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда, можно назвать:

- Демографический спад, уже отразившийся на работе вузов, и свидетельствующий о перспективе дефицита трудовых ресурсов в регионе;

- Дисбаланс в подготовке кадров различной квалификации (перепроизводство специалистов с высшим образованием при явном недоборе в учреждения начального и среднего профессионального образования) и несоответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов с высшим образованием потребностям экономики региона;

- Значительный объем затрат бюджетных средств на систему профессионального образования, затраченных «впустую», учитывая, что многие специалисты работают не по полученной специальности.

Вовлечение региональных управленческих структур в решение вопросов развития высшего

образования позволит организовать более эффективное взаимодействие вузов региона с локальными рынками труда и региональными сообществами. Поэтому их участие в управлении системой высшего образования должно стать основой работы по управлению человеческими ресурсами региона, основными целями которой являются воспроизводство трудовых ресурсов и трудового потенциала общества, а также создание условий для развития общей трудоспособности граждан.

Эффективное функционирование самой региональной системы высшего образования может быть достигнуто посредством ориентации вузов на решение задач научного, экономического, социально-культурного развития региона. Вузам необходимо активно реагировать на происходящие изменения в направлении усиления регионального вектора своей деятельности. При этом новые условия политической, экономической и социальной жизни региона все сильнее способствуют развитию у местных органов власти интереса к совершенствованию высшей школы как активного элемента жизнедеятельности местного сообщества.

Система высшего образования должна рассматриваться не только как совокупность вузов, их филиалов и отделений, но и как важнейший элемент социального ландшафта, экономической, социальной и политической ситуации региона. При этом полноценное включение институтов высшей школы в решение вопросов регионального развития невозможно без формирования единого образовательного пространства.

В связи с вышесказанным систему непрерывного образования региона можно представить как комплекс государственных и негосударственных учреждений и учебных заведений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи общеобразовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных потребностей региональной экономики.

В основе системы непрерывного образования лежит принцип преемственности, который предполагает постепенный переход от одной ступени образовательной лестницы к другим, последовательность смены требований к объему знаний, умений и навыков, глубине их усвоения, а также

органическую взаимосвязь содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса [3]. Учитывая, что именно вузовская среда служит основанием воспроизводства всей системы через подготовку кадров для образовательных учреждений, вопросы обеспечения преемственности образовательных программ должны решаться в тесном контакте с ведущими специалистами и научными группами региональных вузов при координационной поддержке Регионального Образовательного Партнерства.

Успешной подготовке к обучению в вузе способствует продуманная профориентационная работа, которая должна носить системный и долгосрочный характер. Вузы имеют значительный опыт в данной сфере, включающий проведение ярмарок учебных мест, организацию преемственной подготовки с колледжами и профильными классами школ, довузовскую подготовку и т. д. При этом вузы привлекают абитуриентов на уже открытые специальности, стремясь «заполнить» все имеющиеся в их распоряжении бюджетные и внебюджетные места.

Принципиально важным отличием предлагаемого подхода является набор студентов в соответствии с потенциальными требованиями рынка труда региона, а не уже имеющимися возможностями вузов. Поэтому такая работа должна вестись на основе результатов мониторинга существующих и перспективных потребностей экономики. Необходимым условием также является координация и согласованность этих действий на уровне региона, что также должно входить в компетенцию Регионального Образовательного Партнерства.

Для внедрения принципа ранней профориентации и преемственности образовательных программ необходимо формирование регионального образовательного кластера, основной целью которого явилось бы создание условий для концентрации интеллектуальных, материально-технических и финансовых средств в сфере непрерывного профессионального образования для обеспечения качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с требованиями рынка.

Если ведущая роль вузов в создании образовательного кластера достаточно очевидна, то возможный вклад системы высшего образования в формирование инновационной сферы региона явно недооценивается. Между тем,

мировой опыт, а также практика передовых регионов РФ свидетельствует о том, что ведущие вузы благодаря своему мощному когнитивному потенциалу, имеют все основания стать центрами формирования инновационных кластеров, которые могут служить точками роста и рычагами формирования экономики инновационного типа.

Наиболее развитой формой интеграции науки, образования и производственного сектора являются гибкие структуры - инновационные кластеры, создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы. Заметим, что важную роль в инновационной сфере играют не только сами субъекты, но и отношения между ними. В связи с этим необходимо становление институтов, стимулирующих связи между научными, учебными организациями, инновационными фирмами и компаниями, заинтересованными в их разработках.

Создание такого инновационного комплекса возможно на базе действующих в регионе вузов. При этом Региональное Образовательное Партнерство будет выступать в роли посредника со всеми заинтересованными сторонами и координировать совместные действия разных структур. Вузы региона способны играть ключевую роль в таких кластерных структурах поскольку:

1. Являются производителем кадров для всех организаций, включенных в инновационный кластер;

2. Обладают мощным научно-исследовательским потенциалом, материально-технической базой для осуществления разработок;

3. Имеют возможность осуществлять переподготовку и повышение квалификации кадров всех задействованных структур.

Таким образом, вузы могут и должны стать центром развития кооперационных связей научного и реального секторов экономики, в том числе за счет модернизации системы подготовки кадров для экономики инновационного типа.

В заключение отметим, что в качестве приоритетного направления модернизации региональной образовательной системы можно обозначить создание необходимых условий для сохранения и развития региональной системы подготовки профессиональных кадров, а также превращение профессионального образования в средство развития

региональных социальных систем в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития региона.

Библиографический список

1. Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 2004. - 360 с.

2. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования : учебное пособие. - М. : ФИРО, 2006. - 184 с.

3. Ягофаров Д. А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании / Д. А. Ягофаров, Н. Н. Хри-дина, Е. А. Васильченко. - URL: http://www.lexed.ru/ pravo/theory/normotvorchestvo/?231.html - Загол. с экрана.

Malygina E. Yu.

HIGHER EDUCATION SYSTEM AND ITS ROLE IN INNOVATIVE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The author analyzes the role of higher education in regional social economy. Certain means that provide effective functioning of a regional higher education system for the welfare of economic, scientific and cultural development of the region are also viewed in the article.

Keywords: innovative economic development, regional educational systems, regionalization in administration, stakeholders.

УДК 331 Пшеничникова С. Н.

ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматриваются концептуальные подходы различных школ и направлений по проблеме воспроизводства рабочей силы. Также обсуждается механизм создания стоимости рабочей силы. Автор подчёркивает роль таких важнейших фаз воспроизводства как производство рабочей силы и её потребление. Автором сделано предположение о существовании двойственности в формировании стоимости рабочей силы. Процесс производства рабочей силы на внутреннем рынке исследуется в сравнении с современной стадией развития других стран. Демографическая ситуация, изменения экономической активности в структуре населения, изменения половозрастного состава, появление безработицы, существующий уровень образования и состояние фундаментальной науки оказывают влияние на данный процесс.

Ключевые слова: воспроизводство рабочей силы, стоимость рабочей силы, интеллектуально-инновационная составляющая экономического роста.

Главное богатство любого общества составляют люди, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека. В связи с этим интерес экономической науки к производительным силам человека не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Одной из ее главных задач является преодоление разрыва между современной экономической действительностью и ее адекватным теоретическим осмыслением. С точки зрения экономической теории это предполагает постановку человека как главного субъекта в процессы об-

щественного развития, а также как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует анализа всех сфер процесса воспроизводства человека.

Рабочую силу, как нам представляется, необходимо исследовать во взаимосвязи экономической и социальной составляющих, то есть с точки зрения воспроизводственного подхода, акцентируя внимание на ее производстве и потреблении. Именно во взаимодействии производства и потребления открывается, на наш взгляд, одна

56

© Пшеничникова С. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.