Научная статья на тему 'Система образования как одна из основ формирования саморазвивающихся регионов'

Система образования как одна из основ формирования саморазвивающихся регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯМИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / REGIONAL SELF-DEVELOPMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT SUPPLY BY KNOWLEDGE / INSTITUTIONAL ROLE OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Евгений Анатольевич

Рассмотрены вопросы саморазвития региональных социально-экономических систем и роль профессионального образования в данном процессе. Среди качественных показателей саморазвития выделен такой комплексный показатель, как «обеспеченность экономического развития знаниями». С этих позиций рассмотрено повышение институциональной роли высшей школы и науки в региональном саморазвитии. Предложены принципы новой концепции подготовки кадров. Выделены характерные роли, которые вузы играют в регионах, специфика этих ролей рассмотрена на примере Забайкальского государственного университета. В заключение раскрыто место университетов в процессе взаимодействия образования, науки и бизнеса, проведен сравнительный анализ новых институциональных форм межсекторного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a Basis of Forming Self-Developing Regions

The questions of self-development of regional socialeconomical systems and the role of professional education are observed in the article. Among quality indicators of self-development such complex indicator as «economic development supply by knowledge» is pointed out. From this point of view the increase of institutional role of higher school and science in regional selfdevelopment is viewed and principles of new concept of staff education are presented. Characteristic roles, which regional institutions play are pointed out, the specification of these roles is suggested on the example of Zabaikalsky State University. In the conclusion the place of universities in the process of interaction of education, science and business is shown, comparative analysis of new institutional forms of intersectional cooperation is given

Текст научной работы на тему «Система образования как одна из основ формирования саморазвивающихся регионов»

УДК 378

Малышев Евгений Анатольевич Eugene Malyshev

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ РЕГИОНОВ

EDUCATION AS A BASIS OF FORMING SELF-DEVELOPING REGIONS

Рассмотрены вопросы саморазвития региональных социально-экономических систем и роль профессионального образования в данном процессе. Среди качественных показателей саморазвития выделен такой комплексный показатель, как «обеспеченность экономического развития знаниями». С этих позиций рассмотрено повышение институциональной роли высшей школы и науки в региональном саморазвитии. Предложены принципы новой концепции подготовки кадров. Выделены характерные роли, которые вузы играют в регионах, специфика этих ролей рассмотрена на примере Забайкальского государственного университета. В заключение раскрыто место университетов в процессе взаимодействия образования, науки и бизнеса, проведен сравнительный анализ новых институциональных форм межсекторного взаимодействия

Ключевые слова: саморазвитие регионов, обеспеченность экономического развития знаниями, институциональная роль высшей школы

The questions of self-development of regional social-economical systems and the role of professional education are observed in the article. Among quality indicators of self-development such complex indicator as «economic development supply by knowledge» is pointed out. From this point of view the increase of institutional role of higher school and science in regional self-development is viewed and principles of new concept of staff education are presented. Characteristic roles, which regional institutions play are pointed out, the specification of these roles is suggested on the example of Zabaikalsky State University. In the conclusion the place of universities in the process of interaction of education, science and business is shown, comparative analysis of new institutional forms of intersectional cooperation is given

Key words: regional self-development, economic development supply by knowledge, institutional role of higher school

~Г)оль высшего профессионального об--¡Г разования в саморазвитии регионов

Под саморазвитием социально-экономической системы любого масштаба понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внешнего воздействия.

Будем исходить из того, что саморазвитие — это, прежде всего, стратегически устойчивая способность региона в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта (ВРП)

за счет собственных доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и приоритетов, так и внутрирегиональных макроэкономических целевых установок системного характера [9; С. 59-66]. В этой связи будем выделять уровень саморазвития региона, с одной стороны, и качество саморазвития, с другой стороны.

Под уровнем саморазвития будем понимать определенное состояние региона, обусловленное совокупностью внутренних закономерностей саморазвития и выражаемое количественными показателями. В свою очередь, качество саморазвития реги-

она — это набор характеристик, отражающих специфику и целевую направленность процесса саморазвития. Качество саморазвития характеризуется качеством жизни населения, качеством финансовой обеспеченности. Среди качественных показателей саморазвития выделяется такой комплексный показатель, как «обеспеченность экономического развития знаниями».

В конце XX — нач. XXI вв. в научном диспуте по проблемам обозначившихся к этому времени фундаментальных сдвигов в самих основах экономик развитых стран особую актуальность приобрела проблема новой экономики. Новая экономика рассматривается как непосредственная основа информационной эпохи, в которую вступила современная цивилизация. Структурно «новая экономика» включает отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие, как информационно-коммуникационные технологии, образование, наука и интеллектуальные услуги (консалтинг). Новая экономика — это экономика знаний и информационных технологий, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность любой социально-экономической системы (национальная экономика, регион, предприятие).

Ключевым проявлением процесса саморазвития социально-экономической системы в условиях нового типа экономики является ускорение темпов инвестирования в нематериальные активы и создание условий для постоянного воспроизводства знаний и их воплощения в новые высокотехнологичные продукты и услуги. Тем самым наука и образование приобретают совершенно новую роль и значимость.

Так, экономика США обеспечивает на 60...70 % прирост национального дохода за счет темпов прироста знаний и образования. На трансформацию современного общества в «общество знаний» и, соответственно, на повышающуюся роль высшей школы в «обществе знаний» обращается внимание в Болонской Декларации (1999). Подчеркивается «ключевая роль образования в подготовке профессионалов и в экономическом развитии общества знаний» [2; С. 269-274].

Уже в ходе появления этих новых возможностей и задач большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжают бороться с трудностями, связанными с тем, что высшая школа этих стран не смогла предложить адекватные решения для ряда старых нерешенных проблем. К их числу относятся необходимость поиска сбалансированных и устойчивых способов расширения охвата населения высшим образованием, неравенство в доступе к образованию и результатов обучения, проблемы качества и соответствия образования современным потребностям, а также отсутствие гибкости в структурах и методах управления.

Анализ данных тенденций в изменении роли знаний и образования в социально-экономическом развитии позволил сделать вывод о фундаментальном изменении функции социального института образования в материальном и духовном воспроизводстве условий жизни общества и человека: образование «перемещается» из «сферы услуг», обслуживающую производство, хозяйственную деятельность, жизнь граждан, в «базисный слой» экономики, оно становится «базисом базиса экономики и бытия общества» в условиях роста их наукоемкости, интеллектоемкости, образованиеемкости и темпов изменений [14].

Высшее образование оказывает непосредственное влияние на производительность национальной экономики, что во многом определяет уровень жизни в стране и ее способность участвовать в глобальной экономической конкуренции. Высшие учебные заведения вносят вклад в реализацию стратегии экономического развития на основе знаний и в борьбу с бедностью за счет:

а) подготовки квалифицированной и гибкой рабочей силы, включая высококвалифицированных ученых, специалистов, технических работников, учителей системы базового и среднего образования, а также будущих руководителей государственных органов, государственной гражданской службы и предприятий;

б) формирования новых знаний;

в) создания возможностей для получения доступа к имеющейся базе глобальной информации и ее адаптации к применению внутри страны.

Высшие учебные заведения обладают уникальной способностью интегрировать эти три функции и обеспечивать их синергизм. Устойчивое преобразование и развитие экономики в целом невозможны без инновационной системы высшего образования, способствующей формированию потенциала страны.

Доказав значимость образования и, прежде всего, высшего для саморазвития социально-экономических систем, выберем показатель, который будет свидетельствовать о наличии указанного условия саморазвития в регионе. Таким показателем может выступить доля занятых с высшим образованием в общей структуре занятых в экономике. Данный показатель характеризует результативность высшего

образования, его вовлеченность в процессы промышленного производства, интеллектуализации сферы услуг и в целом в механизм экономического развития.

Высокая доля занятых с высшим образованием говорит о высокой производительности занятого населения. В настоящее время в России каждый третий занятый имеет высшее образование, тем не менее, среднегодовой показатель за период 2000...2010 гг. составляет 24,1 %. Размах значений показателя по регионам России составляет 12,5...44,3. В этой связи нормой обеспеченности экономического развития знаниями было выбрано значение 20 %, т.е. каждый пятый занятый в экономике имеет высшее образование. Значение показателя более 20 % имеет 56 регионов, значение более 25 % — только 11 регионов.

Роль высококвалифицированных специалистов в саморазвитии регионов очень велика и постоянно будет расти (см. рисунок).

I

Достижение заданного уровня саморазвития

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

ПРИОРИТЕТЫ

САМОРАЗВИТИЯ

ТЕРРИТОРИИ

1

Обеспечение качества саморазвития

Устойчивый экономический рост (расширенное воспроизводство)

Инновационность развития

Обеспечение качества жизни населения

Финансовая обеспеченность территории

Обеспеченность развития знаниями

Обеспеченность инвестиций собственными финансовыми ресурсами

Схема стратегических приоритетов саморазвития территории

В связи с этим следует подчеркнуть, что саморазвитие объективно требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должны быть положены следующие принципы:

— становление, развитие и самореализация творческой личности;

— постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

— ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менедже-

ров инновационной деятельности;

— рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров — не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

— обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

— создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

— сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Однако в настоящее время отечественная система высшего профессионального образования переживает кризис, что, в частности, проявляется в нехватке востребованной квалифицированной рабочей силы при одновременном росте безработицы. В силу своей инертности система образования не успевает оперативно реагировать на изменения рынка труда и его потребности, часто осуществляет подготовку по уже неактуальным специальностям, заранее обрекая выпускников учебных заведений на вынужденную безработицу или работу не по специальности. Несогласованность профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов с потребностями рынка труда становится важнейшей проблемой, оказывающей негативное воздействие на возможности саморазвития регионов. Периодическое перенасыщение

рынка труда специалистами определенных направлений и недостаточная подготовка по отдельным, ставшим по этой причине дефицитными профессиями и специальностями, приводят к разбалансировке спроса и предложения на рынке труда, а в результате проигрывают и работодатели, и потенциальные работники.

Россия занимает одно из лидирующих мест по удельному весу людей с высшим образованием в численности экономически активного населения, величина которого составляет 23 %. Лишь в США, Норвегии и Нидерландах этот показатель выше; в Японии, Канаде, Испании и Великобритании он несколько уступает российскому. В Германии данный показатель составляет 16 %, в Португалии и Австрии — 8 %. По формальным признакам российская рабочая сила представляется одной из наиболее образованных. Тем не менее, обладая высоким образовательным потенциалом, наша страна существенно отстает от большинства стран по уровню экономического развития [11; С. 38-42].

В условиях становления саморазвивающихся систем необходимо использовать все возможные направления развития человеческого капитала. В связи с этим необходимо поэтапно осуществлять модернизацию системы профессионального образования, которое должно быть ориентировано на удовлетворение социально-экономических потребностей региона. При этом важно осознавать, что создание, использование и развитие высоких технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового, творческого типа. Поэтому решение проблем воспроизводства кадрового потенциала целесообразно рассматривать в контексте совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям развития общества, науки, техники, технологий.

На микроуровне необходимо формирование эффективной системы внутрифирменного обучения, отвечающей перспективным целям и задачам компании.

В рамках разработанной системы следует сформировать двухуровневые программы: образовательные, основывающиеся на обучении отдельных категорий персонала, и инновационные, ориентированные на решение актуальных проблем совершенствования производства, управления знаниями и их применение при разработке новых видов продукции.

В заключение подчеркнем, что проблема развития человеческого капитала носит системный характер. Следовательно, ее решение возможно лишь при наличии эффективного взаимодействия всех элементов региональной социально-экономической системы, регулирующей воспроизводство человеческого капитала: потенциальных работников, работодателей, образовательных учреждений, профсоюзов, региональных и муниципальных органов.

Тем не менее, подход органической увязки стратегии развития территории со стратегией развития системы профессионального образования во многих документах государственного, федерального и муниципального уровней пока отсутствует.

Изменение институциональной роли высшей школы и науки в региональном саморазвитии

Становление рыночных отношений инициировало процессы регионализации системы образования. Значительное влияние на формирование нового облика европейского университета оказывает политика государств и европейского сообщества, направленная на выравнивание уровней экономического развития регионов. На университеты государством возлагается социальная ответственность за свой регион и стимулируется активное взаимодействие с местными властями, общественными организациями и промышленностью. Возможности университета по развитию региона рассматриваются в трех направлениях:

1) вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие;

2) технологическое развитие промышленности региона через трансфер техноло-

гий ( технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность);

3) профессиональное образование и переподготовка, повышение квалификации и т.п. [16].

Региональные системы образования осуществляют подготовку кадров исходя непосредственно из потребности регионов; именно на региональном уровне происходит взаимодействие рынка образования и рынка труда. Вузы, выполняя свои образовательные задачи, формируют образовательный потенциал региона и оказывают влияние на социальную структуру населения, увеличивая контингент с более высоким уровнем образования.

Вовлечение регионов в управление высшим образованием позволяет организовывать более эффективное взаимодействие университетов с локальными рынками труда и региональными сообществами. В регионах (в штатах в США, в землях Германии, в сообществах Бельгии, в провинциях Канады и Австралии) создаются специализированные органы (Министерство, Совет, Комитет, Комиссия), отвечающие за политику региона в сфере высшего образования. В одних случаях за такими структурами закрепляются функции координирования, а в других — функции управления высшими учебными заведениями (конечно, с учетом определенной законодательством автономии вузов).

Одним из серьезных опасений, высказываемых по поводу регионализации высшего образования в России, является разный уровень финансового положения субъектов Российской Федерации. Надо отметить, что и в развитых странах мира разница расходов на высшее образование может различаться между регионами в 2...3 раза (например, в США разброс государственных субсидий на высшее образование в разных штатах колеблется 100.300 долл. в пересчете на душу населения) [17].

Однако разница расходов на высшее образование для субъектов РФ с учетом их доходов в настоящее время может достигать существенных различий — в 7.10 раз. Поэтому очевидно, что на данном этапе со-

циально-экономического развития страны возможно большее вовлечение субъектов РФ в управление высшими учебными заведениями, но при сохранении решающей доли финансирования вузов из федерального бюджета [1].

Все российские университеты связывают в той или иной степени свою миссию с региональными задачами, проблемами и перспективами социально-экономического, культурного развития регионов. Можно выделить следующие характерные роли, которые вузы играют в своем регионе и рассмотреть их на примере Забайкальского государственного университета.

1. Университет как организационная и методическая основа интеграции и оптимизации региональной системы образования.

Забайкальский государственный университет является крупнейшим научно-исследовательским и образовательным комплексом, доминирующим в рамках читинской урбанизированной зоны и в Забайкалье в целом. Процесс присоединения к нему второго по значимости вуза региона (ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского) определяет концентрацию финансовых и административных ресурсов, что в рамках Программы развития ЗабГУ позволит осуществлять эффективную координацию в системе «федеральный центр — регионы Забайкалья», сформировать уникальный научно-образовательный центр мирового уровня, способный обеспечить подъем экономики и решение проблем в социальной сфере, в том числе, учитывая традиционную, исторически сложившуюся роль вузов, вошедших в ЗабГУ, создать эффективную площадку межконфессионального, межэтнического диалога, обеспечить подготовку региональных элит для приграничного взаимодействия.

2. Университет — основа региональной системы непрерывного образования. Годы реформ отбросили далеко назад, если не сказать, разрушили производство во многих отраслях народного хозяйства. И в этих процессах регионов-исключений просто нет. Одновременно ушла в прошлое

и прежняя отраслевая система повышения квалификации и переподготовки кадров. Возрождение экономики, техническое и технологическое перевооружение, глобализация рынков и конкуренция поставили перед обществом задачу создания системы непрерывного, продолженного пожизненно (LLL — Life Long Learning) образования. В регионах России университеты играют центральную роль в решении этой задачи.

ггч о ° __°

Так, Забайкальский государственный университет реализует самый широкий спектр необходимых для региона специальностей и направлений подготовки технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей. Созданы и реализуются программы сквозной профессиональной подготовки, увязывающие программы высшего профессионального образования в университете с программами среднего профессионального образования в Забайкальском горном колледже, Лесотехническом колледже и Читинском техникуме отраслевых технологий и бизнеса, а также лицее университета. Для обеспечения качественной подготовки абитуриентов работает центр довузовского образования, включающий лицей ЗабГУ, гуманитарно-технический колледж, лицейские классы города и края, подготовительные курсы. Выпускники университета имеют возможность продолжить обучение по 35 специальностям аспирантуры и 7 специальностям докторантуры. Университет осуществляет повышение квалификации и переподготовку специалистов. На базе вуза действует Региональный учебный центр, который реализует около 20 программ повышения квалификации и 14 программ профессиональной переподготовки. Программами дополнительного профессионального образования охвачены и студенты. Реализуются программы получения дополнительных квалификаций, дающие больше возможностей для трудоустройства выпускников. В университете ведется подготовка по 26 программам дополнительного образования.

3. Университет — важный фактор стабилизации экономики. Университеты во многих регионах выступают инициато-

рами сближения и взаимодействия с академической и отраслевой наукой, производственными предприятиями. Объединяя интеллектуальные усилия над решением актуальных технических, технологических проблем, участвуя в выработке научно-технической политики региона, университеты способствуют стабилизации экономики.

В Забайкальском государственном университете накоплен опыт такого сотрудничества. С первых лет существования вуза в университете выполняются научно-исследовательские работы по научно-техническим и инновационным программам федеральных министерств России, межотраслевым и региональным программам, по договорам на создание научно-технической продукции. По научному потенциалу Забайкальский государственный университет считается одним из крупнейших вузов Восточной Сибири и Забайкалья. На основе научных исследований, проводимых по 16 отраслям науки, в университете сформировано 31 научное направление, возглавляемые ведущими учеными университета. В университете сформировались и действуют известные в России и за рубежом научные школы.

К элементам научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры университета относятся 47 профильных научных лабораторий, центров и научно-производственных подразделений, прошедших в установленном порядке государственно-общественную аккредитацию. На базе университета сформировано несколько академических центров. С целью создания в ЗабГУ среды, благоприятной для разработки и коммерческого освоения научных знаний, изобретений, наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции, в 2007 г. в университете был открыт технико-внедренческий парк (Технопарк). В структуру Технопарка вошли следующие подразделения: центр трансфера технологий, включающий отдел коммерциализации научных разработок; центр энергосбережения Технопарка; инкубатор малого бизнеса; научно-образовательный центр Технопарка; студенческое конструк-

торское бюро центра энергосбережения Технопарка; малые и средние предприятия, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории Технопарка; предприятия, подписавшие с Технопарком договоры о сотрудничестве и находящиеся на его территории.

4. Университет — инициатор информатизации регионов. Стремительное развитие сети Интернет и новых информационных технологий, благотворно и стимулирующе сказавшееся на развитии экономики, науки и образования в индустриально развитых странах, совпало по времени с острыми социальными и экономическими преобразованиями на постсоветском пространстве. В этих условиях именно университетам выпала роль стать — при поддержке международных благотворительных организаций — локомотивом в развитии Интернета в России, в приобщении общества к новым информационным технологиям. В целом ряде регионов именно университеты стали источником инновационных подходов к организации деятельности библиотек, интегрируя разрозненные ресурсы на основе новых телекоммуникаций, органично встраивая их в учебный процесс и управление. В университетах создаются центры дистанционного образования и информатизации различных сфер собственной деятельности, что значительно расширяет спектр информационных услуг обществу.

5. Университет — реальная сила гуманитаризации общественной жизни регионов. Новые социально-экономические и политические реалии потребовали от университетов значительной мобилизации внутренних ресурсов и концентрации усилий для развития широкого спектра исследований и образовательных программ в областях, не востребованных ранее. Внутриполитические процессы и межнациональные отношения стали играть важнейшую роль в процессах реформирования федерации, заметно обострились, потребовали изучения и осмысления. Оказалось, что многие гуманитарные аспекты жизни российского общества недостаточно прора-

ботаны для новых условий. Роль российских университетов в регионах в этом плане трудно переоценить.

ЗабГУ является единственным вузом в регионе, где научная, исследовательская, образовательная деятельность реализуется и через систему музейных выставочных экспозиций. К примеру, такой, как «История и культура народов Забайкалья», т.к. Забайкалье — край поликультурный, поликонфессиональный, представлен более ста народностями и всеми религиозными объединениями и конфессиями.

6. Университет — инициатор международного сотрудничества регионов и катализатор открытости.

С начала 90-х гг. XX в. минувшего века международное сотрудничество стало для университетов не только определенным способом привлечения дополнительных средств, но важным инструментом для развития новых направлений. Международный опыт развития крупных образовательных систем, а также анализ процессов в сфере образования в России свидетельствуют о стремительном нарастании интеграционных процессов и создании новых организационных форм образовательной деятельности.

Основным принципом международной деятельности университета является принцип сотрудничества, на котором строятся отношения с вузами стран СНГ, соседних региону стран и стран дальнего зарубежья. Приоритетными направлениями сотрудничества ЗабГУ с вузами зарубежных стран являются участие в совместных образовательных и научных программах; ежегодные студенческие обмены; стажировки преподавателей и аспирантов в зарубежных вузах.

Университет имеет прямые договоры и соглашения, а также поддерживает профессиональные контакты с Цицикарским университетом (КНР); Шаньдунским институтом технологий и бизнеса (КНР) ; Цзилиньским педагогическим университетом (КНР); Национальным университетом

Кёнсан (Республика Корея); Монгольским государственным университетом (Республика Монголия); Европейским центром изучения английского языка (Мальта); языковым центром «SOL» (Великобритания); «SMILE Society» (Индия) и др. С 2005 г. университет является членом NA-FUP — форума ректоров университетов Северо-Восточной Азии.

Новые институциональные формы взаимодействия образования, науки и бизнеса

В настоящее время отечественные образование, наука и бизнес находятся на стадии поиска жизнеспособных форм интеграции. Интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют положительное явление, поскольку наращивают учебный и научный потенциал и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов, а также реализации основных направлений модернизации образования. Интеграция вузов, научных институтов и бизнеса обеспечивает большую устойчивость вуза-участника на рынке образовательных услуг, увеличивает его ассортиментный портфель, усиливает социальную значимость предлагаемых проектов [2, С. 269-274; 10; С. 205-213].

На уровне регионов интеграция позволяет осуществлять целенаправленные совместные усилия нескольких регионов по целесообразному использованию выпускников, централизованно решать вопросы повышения квалификации и переподготовки специалистов и т.д. На территории региона формируется единое образовательное и научное пространство, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования, создаются университетские комплексы, организуется совместная деятельность учреждений профессионального образования разного уровня по учету региональных потребностей.

Таблица 1

Страновые отличия механизмов обеспечения производства перспективными идеями и технологиями

Страна Особенности механизма Возможности использования в России

США Развитая инфраструктура передачи технологий в масштабах государства. Нормативно-правовая база определяет не только механизмы технологического трансферта, но, по сути, и основу инфраструктуры для их реализации. 1. Закон Бая-Доула 1980 г. (Bayh-Dole Act), предоставляющий университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке правительства, промышленным компаниям. 2. Закон Стивенсона-Уайдлера о технологических инновациях 1980 г. (Stevenson-Wydler Act), направленный на активизацию участия федеральных лабораторий в процессах научно-технической кооперации с промышленностью, главным образом, за счет распространения информации о полученных в них научных результатах. 3. Закон об инновационных исследованиях малого бизнеса 1982 г. (Small Business Innovation Research Act), инициировавший специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн долл. не менее 1,25 % этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Устанавливалась только обязательная нижняя граница ассигнований, верхняя не регламентировалась. 4. Закон о кооперативных исследованиях 1984 г. (Cooperative Research Act), который вывел за рамки действия антитрестовского законодательства создание на доконкурентных стадиях НИОКР научно-исследовательских консорциумов с участием промышленных компаний и университетов. 5. Закон о передаче технологий 1986 г. (Federal Technology Transfer Act), касающийся в основном федеральных лабораторий, находящихся в оперативном управлении правительства. 6. Закон о национальной конкурентоспособности 1989 г. (National Competitiveness Act), касающийся государственных лабораторий под управлением неправительственных контракгоров (университетов и промышленных фирм). Этот закон совместно с законом о передаче технологий 1986 г. определил, в частности, порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти, обеспечил промышленным компаниям правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений. 7. Закон о трансфере технологий в сферу малого бизнеса 1992 г. (Small Business Technology Transfer Act), усиливший эффективность механизмов передачи технологий малому бизнесу. Таким образом, в США сформирована национальная инфраструктура актуализации технологий во всех сферах деятельности. Важнейшую роль среди институтов технологического трансферта играет Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий (1986 г.) Консорциум является общенациональной сетью федеральных лабораторий и обеспечивает форум по разработке и развитию стратегии и возможностей, которые связывают технологию с предназначением лабораторий и рынком. Консорциум включает свыше 100 организаций-членов, отличающихся от федеральных лабораторий, которые продвигают принципы и практику технологического трансферта от лица федерального правительства. Эти организации охватывают промышленность, академическую науку, профсоюзы, организации по экономическому развитию, организации штатов, региональные и местные организации Принятие ряда норма-тивно-правовых актов по аналогии с американскими законами Стивенсо-на-Уайдлера о технологических инновациях, об инновационных исследованиях малого бизнеса, о кооперативных исследованиях, о трансфере технологий в сферу малого бизнеса. Создание национальной сети по передаче технологий и консорциума отраслевых и академических институтов по передаче технологий

г:

о -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 -1 X X CD Г> Л X CD

1 О

Л X

Продолжение табл. 1

Страна Особенности механизма Возможности использования в России

В начале 90-х гг. сформирована Национальная сеть передачи технологий, состоящая из головного национального и шести региональных центров, расположенных в разных частях страны. Созданная сеть имеет общефедеральное значение и оказывает необходимую помощь в передаче технологий всем другим заинтересованным ведомствам. В задачи Национального центра передачи технологий входит обеспечение доступа промышленных фирм к федеральным научно-техническим и технологическим ресурсам. С этой целью открыт бесплатный доступ к существующим базам данных, организована система поиска необходимой информации, издаются специальные справочники. Параллельно происходит ознакомление с механизмами передачи технологий и обучение их практическому применению. В дополнение к осуществлению общефедеральных функций региональные центры имеют собственные программы аналогичной направленности. Также существенная роль отведена программе «Партнерство по освоению передовых технологий в обрабатывающей промышленности», которая включает семь технологических центров, созданных в конце 80-х гг. Национальным институтом стандартов и технологий, аналогичную программу для штатов (State Technology Extention Program) и ряд центров содействия предприятиям обрабатывающей промышленности (Manufacturing Outreach Centers). Система включает около 100 различных центров, соединенных между собой электронными каналами передачи информации. Общее руководство ее развитием осуществляет Национальный институт стандартов и технологий

Великобритания Важнейшую роль в процессе обеспечения предприятий новыми технологиями играют следующие институты: 1. Консорциумы (клубы) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных лабораторий для проведения совместных исследований на доконкурентных стадиях НИОКР. Поскольку проводимые в клубах исследования не преследуют конкретных рыночных целей, проблем с правом интеллектуальной собственности на результаты НИОКР не возникает. Основные задачи подобных организационных структур - установление связей между университетами, научными лабораториями и заинтересованными промышленными компаниями, а также распространение информации о новых перспективных технологиях. 2. Важную роль в обеспечении процесса передачи технологий играют технологические брокеры, выступающие посредниками между продавцами и покупателями новых технологических разработок. Крупнейшей структурой такого рода является «Британская технологическая группа» (British Technology Groupe - BTG), созданная в 1981 г. как самоокупаемая государственная организация и приватизированная по особой схеме в 1992 г. Основная сфера ее деятельности - содействие передаче новых перспективных идей и разработок из университетов, политехникумов и различных исследовательских учреждений госсектора в промышленность на основе продажи лицензий. BTG проводит экспертизу экономической значимости предложений ученых, финансирует на коммерческой основе некоторые наиболее перспективные инновационные проекты, осуществляет патентование за границей изобретений английских специалистов и защиту в Великобритании зарубежной интеллектуальной собственности. 3. Передачей в промышленность новых разработок, сделанных в рамках осуществления программ министерства обороны, занимается специальная компания «Предприятия оборонных технологий» (Defence Technology Enterprises - DTE). Она создана совместными усилиями министерства обороны и консорциума фирм, в который вошли инвесторы венчурного капитала и технологические брокеры. Работа DTE строится по принципу ассоциации или клуба промышленных компаний (более 200), заинтересованных в получении доступа к разработкам ученых и инженеров министерства обороны. Помимо установления контактов и продажи лицензий DTE проводит консультации, экспертизу новых коммерческих проектов и предоставляет малым фирмам венчурное финансирование Консорциумы (клубы) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных лабораторий для проведения совместных исследований на доконкурентных стадиях НИОКР, а также развитие национальной и региональных сетей технологических брокеров

Продолжение табл. 1

Страна Особенности механизма Возможности использования в России

Германия Функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Ведущая организационная роль принадлежит Фраун-гоферовскому обществу Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения. Для облегчения малым фирмам доступа к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40 % полной стоимости заказываемых НИОКР. Большое участие в организации передачи технологий принимают местные органы власти, в первую очередь правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития Ассоциативные формы интеграции науки и бизнеса с целью передачи технологий

Франция С 1983 г. в Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique - CNRS - аналог Академии наук) создано подразделение, отвечающее за практическое использование полученных результатов. Оно применяет широкий спектр мер и стимулов для обеспечения более тесного сотрудничества ученых и промышленных предприятий. В каждом регионе существуют специальные представители CNRS, ответственные за выявление перспективных прикладных разработок и установление контактов с заинтересованными фирмами. Основой деятельности выступает подход, особенностью которого является создание совместных лабораторий с промышленными компаниями на принципах равноправного партнерства, где ученые проводят исследования, а представители промышленности отвечают за разработки и их внедрение. Финансирование таких исследований осуществлялось совместно CNRS и фирмами. Контрактная форма технологического сотрудничества сохраняется до настоящего времени, хотя акцент постепенно смещается в сторону крупных долгосрочных совместных проектов3. С середины 80-х гг. в стране существует разветвленная сеть специализированных региональных центров инноваций и передачи технологий (Centres Régionaux d'Innovations et de Transfert de Technologies - CRITT), организующих совместную работу всех участников данного процесса на региональном уровне. В 1967 г. во Франции создана особая юридическая форма для определения взаимоотношений между компаниями - Объединение экономических интересов (ОЭИ) (Groupement d'Intérêt Economigue - GIE). Эта форма позволяет образовывать юридические единицы без внесения взноса в капитал образующейся компании, имеет право заключать договоры, однако при этом партнеры в полной мере несут солидарную ответственность за принятые обязательства. Деятельность ОЭИ прозрачна для налоговых органов: все прибыли и убытки, полученные от деятельности ОЭИ, проходят по балансам основных компаний-партнеров. Пример французских ОЭИ оказался заразительным, и в середине 80-х гг. появляются первые Европейские объединения экономических интересов (ЕОЭИ) Государственное стимулирование совместных лабораторий с промышленными компаниями на принципах равноправного партнерства (объединение экономических интересов), а также объединение разрозненных в настоящее время центров инноваций и передачи технологий в Национальную сеть передачи технологий

г:

о -1

0 -1 s

X CD Г> Л S CD

1 Q

Л S

л б

%

е и н а

о к О

О .а О Е

« о и

л Е

и

л ф

Е

о о

ф

ю о о О

л а

Л со са

& о х ^ ^

Е2 ЁЕ '1 и 5 Е

Е? ^ о й ^

й со о ==

р^ & «§¡1

ш

,1 *I I 11

® ^ Е

И й

^ У § ^

о са £ га

2 . ? У

Ф

° 9 та ^ ^

° У —

с* Р ф х ^ со ¡2

Я! Т ^ - ГГ СЗ ^ ^

аз

аз

ИЛ

с о 00

.—. о X ю ■ 3 о т ^ о

са£НЕЕ н-^гао 2

^ 1= ск

8 I л и § 5 ИИ

^ У :

I— Ф I

£5 8

&!

. о- Ч

ф ^ I— о

<Б о Е ф

3

Б ^ ф -

Р

¿3 £

=1 5

ш о.

.а си со

О 3

1— X

* *

т -О

Ф О

^ X

■ у 2

^ X

- Ф X

т са

3 СО

СО

ф

ф

ф

■ о

— Ш ■ 1_

оо 3 <0 О сп >-4

са

ф .х УО

аз т о ^ зга с <Б

о ^

|И I

, с Ф га

ф о

х н- ^

л о т х Э

т са Ф

I- О И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

са с е

ф о

X о ^ Ф

х «Й И 1

^ © Т5 !

со -я

ш ^ о

- Сй

со _а

1° -

ф

са £ ™ о

са

3 £ о

х 2 х

° « й

. с ф

■ СС £9

х са

^ * &

гаоо

-

с

0 са

Б

§

1

ф

о са га

!= <= 2 о о ее са

о 00

Ффф ^ <

о 3 £ -а 3

5 Ш ¡5

_ £ £± са ,_:

з <— ск 5

гь ■ со о.

я в 2 о ч

« 2 о , ■

X о со со О

т £ 2

£

, 00

с х 3 х ^

х х Ф га

6 ^ ^ ш и 5 ^ ф о 55

^ со ^

^ со

5 га .га

со :

сЕ-1

.■

^^ Я га ^ со ф

о га

-

ф

-

с5 Ф 1 Ф 5 ^

32 ^ о ^

.

& со , 3 Ф -к

с

сс

о га

Я ф ■

12

И и"

ф X

ф.

Р т

о

^ о 8 ф

ш = 2 СО о

£ ЕЕ

О °

а

ф у

II

о Сй

2 О

о_

г

X

■ ф ^

^ иО о

са

со ф

с

сс

В этой связи заслуживает внимания и изучения сложившаяся в большинстве развитых стран система интеграции усилий по получению и использованию новых знаний между государством, крупными промышленными компаниями и малыми инновационными фирмами частного сектора, высшими учебными заведениями ( университетами) и бесприбыльными организациями ( табл. 1) . Один из ее центральных элементов — постоянно совершенствующийся механизм обеспечения производства новыми перспективными идеями и технологиями [7]. Проведенный анализ опыта зарубежных стран позволил выявить перспективные инструменты интеграции образования, науки и инновационного бизнеса (табл. 1) [4].

В российских регионах уже сформировались десятки научно-образовательных, учебно-научно-производственных комплексов, развивающих инновационные подходы к организации деятельности и социальном строительстве. Данное направление соответствует международной тенденции повышения интегративности системы образования в целях оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечения внутренней преемственности между сегментами и уровнями системы, формирования новых типов многоуровневых учебных заведений — образовательных комплексов, которые могут максимально полно удовлетворить потребности в обучении с учетом специфики регионального рынка труда. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование в образовательных комплексах реализуется посредством разработки сопряженных учебных планов по родственным специальностям различных уровней профессионального образования и преемственных рабочих программ учебных дисциплин.

В структуре управления программой развития университета для непосредственного руководства ходом реализации отдельной задачи создан кластер дирекции развития технико-внедренческого парка Забайкальского государственного университета (табл. 2).

сч ей

Я -

п

\о £

>5

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

Ц

Ф а

И Н та н

та ф

а Ой п та а н

Ч о с О а

X 5 Ф

5 т

и 5

I * I

■й Ф >

та а 5 о

Ё ££

* § 5 2 3 >

Ш

я 5 о

ь ^ 0

О о 2 а а о с с .а

«= ф 5

— 5 ™ ^

« ® я

с о 5

О СМ й 2 л

ф Ей *

5 та т К « я

р *

"Зфу осаЕс

5 £ а та т Ч

Птф

сар^х

ЯОШ

1Фо

ФЦ* ХФ5 О 4 1

я та Ф

ХйН

та

н

ф

Центр энер-госбе-реже-ния Разработка и реализация целевых программ

оон а. 5о 2 « Технологическая поддержка малых инновационных предприятий высокотехнологическим оборудованием

х Ь 2 Организация работы Центра коллективного пользования

ш 1- о ю (б & >8 О X X о Коллективный центр защиты ИС и лицензирования Организация защиты интеллектуальной собственности и лицензирования

(б са о X X к р а п Студен-ческий БИ Создание и поддержка развития студенческих хозяйственных обществ

£ ю (б со о >8 О X £ (б о н 1- Бизнес-инкубатор Поддержка развития хозяйственных обществ

X о с о. о Ё ф & о а р Участие в разработке и реализации программ крупных компаний

оа из 1_ О о. О Ё Создание хозяйственных обществ

& 1 § £ £ Работа группы прогнозирования научно-технического развития

Ё ш и е Ц Работа в рамках инновационной платформы «Малая комплексная энергетика»

Научно-образовательный центр Подача заявок созданными хозяйственными обществами проектов в фонд развития малых форм предприятий в научно-технической сфере

Подача заявок на поддержку инновационных проектов ЗабГУ в программах Старт, Пуск и ФЦП

Проректор по учебной работе Учебный отдел совместно с профильными кафедрами Формирование и реализация образовательных программ инновационной направленности

ректор по инно-юнному образованию Центр инновационного образования

<Ь й, * ® Привлечение иностранных специалистов

о р и ^ а в я ® ^оо ; Организация стажировок за рубежом

Создание таких систем стало самостоятельным направлением образовательной практики в Забайкальском государственном университете. Основной инновационный потенциал ЗабГУ связан с формированием пяти научно-технологических кластеров на основе развития инновационной инфраструктуры университета по таким направлениям, как энергетика и энергосбережение; рациональное природопользование; биотехнологии, технологии живых систем, экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала [9; С. 59-66].

В заключение необходимо отметить, что обеспеченность экономического развития знаниями в виде профессионального образования, в том числе высшего образования, является главным механизмом

Литература

воспроизводства инноваций и науки, становится базисным условием экономической конкурентоспособности и саморазвития как национальной экономики, так и ее регионов.

Действительно, высшее образование имеет решающее значение для формирования интеллектуального потенциала, от которого зависят производство и применение знаний, а также для развития практики непрерывного обучения, необходимого для совершенствования знаний и навыков отдельных людей. Другим значимым результатом является создание вузов нового типа и появление новых форм конкуренции, что заставляет традиционные учебные заведения менять методы работы и предоставления услуг и использовать возможности, создаваемые новыми информационно-коммуникационными технологиями.

1. Акбердина В.В. Тенденции гуманизации технологического развития // Экономика знаний: институты регионального развития: колл. монография. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2011.

2. Акбердина В.В., Малышев Е.А. Возможности взаимодействия государства, бизнеса и сферы образования в рамках модели «тройной спирали» // Экономика региона: научный информационно-аналитический журнал. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2011. № 4 (28).

3. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования: пер. с фр. А.П. Ефремова, 1999. С. 7.

4. Гребенкин А.В., Акбердина В.В. Развитие инновационно-технологического бизнеса с использованием механизма Я2В «ваепсе^о-Ьшшевв» // Экономика знаний: институты регионального развития: колл. монография. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2011.

5. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 2.

6. Клюев А.К. Структуры развития вузов: научно-образовательные центры // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург, 2009. № 5. С. 64-70.

7. Краюхин Г.А., Шайбаков Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. СПб.: Изд-во СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 1997.

8. Лаврикова Ю.Г., Акбердина В.В., Душин А.В., Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А. Регионы России: классификация по признаку саморазвития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 19. С. 2-15.

9. Малышев Е.А., Макарова Т.Б. Государственная образовательная политика в контексте мирового образовательного пространства // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧитГУ). Чита: ЗабГУ, 2011. № 2 (81).

10. Малышев Е.А., Эрдынеева К.Г., Макарова Т.Б. Бизнес-образование как основной ресурс обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: науч. журнал. Т. 6. Экономика. 2012. № 1.

11. Орлов С.Н., Кучина Е.В. Проблемы развития человеческого капитала в условиях перехода к инновационной экономике // Регион в условиях формирования экономики знаний: Всероссийская науч.-практ. конф. Сборник науч. трудов. Курган: Курганский филиал ИЭ УрО РАН, 2008.

12. Попов Е.В., Власов М.В., Симахина М.О. Институты регионального развития экономики знаний // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С. 2-7.

13. Смирнова В. Процессы и функции управления знаниями // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 100-109.

14. Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития (Философия качества образования). Повторное издание. СПб. — М. — Красноярск: Изд-во Красноярского краевого центра развития образования. Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1999. 87 с.

15. Типовая методика оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения // Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2009 г. № 406.

16. Cohen, W.M., Florida, R., Randazzese, L.P., and Walsh, J.: «Industry and the Academy: Uneasy Partners in the Cause of Technological Advance». In: R. Noll, ed., Challenges to Research Universities. Washington, DC: Brookings Institution Press, 1998.

17. National Science Foundation (NSF): Science and Engineering Indicators, 2002.

Коротко об авторе_

Малышев Е.А., канд. техн. наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе, зав. кафедрой экономики и управления на энергетических предприятиях, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) eamalyshev@mail.ru

_ Briefly about the author

E. Malyshev, candidate of technical sciences, associate professor, prorector on science and inno-vative work, Zabaikalsky State University

Научные интересы: менеджмент, экономика энергетической отрасли, бизнес-планирование, бизнес-образование

Scientific interests: management, economics of power engineering, business-planning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.