Научная статья на тему 'Анализ опыта федеральных университетов для определения перспективных направлений взаимодействия вузов с российскими регионами1'

Анализ опыта федеральных университетов для определения перспективных направлений взаимодействия вузов с российскими регионами1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна, Перфильева Ольга Владимировна

В статье представлен анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами. На примере опыта двух федеральных университетов, существующих в настоящее время в России, рассматривается вклад вузов в региональное развитие. Через анализ практик взаимодействия как минимум в четырех возможных сферах экономической, социальной, политической и технологической последовательно раскрываются механизмы интеграции вузов в жизнь регионов, на территории которых происходит их функционирование. Раскрывается инновационный потенциал многостороннего взаимодействия различных участников для социально-экономического развития городов и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSING ESTABLISHED AND PROSPECTIVE AREAS OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN HEIS AND DIFFERENT REGIONAL STAKEHOLDERS FROM THE FEDERAL UNIVERSITIES POINT OF VIEW

The paper presents key findings from the analysis of the established as well as prospective areas for the Russian HEIs regional engagement. It highlights the impact made by the Siberian Federal University and South Federal University to the regional development. The paper discloses mechanisms of integration of the Russian HEIs to the regional life based on four areas of cooperation such as economic, social, political and technological areas. It also demonstrates innovative capabilities for regions and city regions from the multilateral cooperation between HEIs and other regional stakeholders.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта федеральных университетов для определения перспективных направлений взаимодействия вузов с российскими регионами1»

Литература

1. Бочков В. Е. Территориально распределенные образовательные учреждения на основе научно-образовательных сетей как стратегия инновационного развития инфраструктуры отечественного образования / В. Е. Бочков, Е. В. Буслов, М. С. Антропов // Тез. докл. на XV Всерос. науч.-метод. конф. «ТЕЛЕМАТИКА-2008».

2. Жиганов А. Н. Корпоративная система подготовки и переподготовки кадров в условиях реорганизации атомной отрасли / А. Н. Жиганов, Б. М. Кербель, С. А. Карпов. Северск, 2008.

3. Майер Г. В., Демкин В. П. Принципы и механизмы управления межрегиональным университетским комплексом / Г. В. Майер, В. П. Демкин // Открытое дистанционное образование (Томск). 2002. № 2(6).

4. [Electronic resource]. Http://www.energyland.info/ analitic/analitic_reviews/branches/2008/05/07/analitic_135

5. Management of Nuclear Knowledge carried out under IAEA Contract No. BC 5380 170 1010 C3020213 as summary of the IAEA Technical Meeting on the «Role of Universities in Preserving and Managing Nuclear Knowledge». Vienna, 2000. Dec. 10-14.

6. Managing Nuclear Knowledge: Strategies and Human Resources Development // Summary of an international conference. Saclay, 2004. 7-10 Sept.

7. Moons F. European Master of Science in Nuclear Engineering / F. Moons, J. Saphier et al. / / Nuclear Engineering and Design. 2005. № 235. P. 165-172.

8. Nuclear Engineering Enrollments and Degrees Survey, 2006 Data. Prepared by: Analysis and Evaluation Group, Science Education Programs, Oak Ridge Institute for Science and Education. 2007. March.

Т. А. Мешкова, О. В. Перфильева

АНАЛИЗ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ1

Т. A. Meshkova, О. V Perfilieva

Learning from the Federal Universities experience for the improvement of the Russian HEIs regional engagement

The paper presents key findings from the analysis of the established as well as prospective areas for the Russian HEIs regional engagement. It highlights the impact made by the Siberian Federal University and South Federal University to the regional development. The paper discloses mechanisms of integration of the Russian HEIs to the regional life based on four areas of cooperation such as economic, social, political and technological areas. It also demonstrates innovative capabilities for regions and city regions from the multilateral cooperation between HEIs and other regional stakeholders.

Ключевые слова: федеральный университет, университет, вуз, региональный вуз, регион, региональное развитие, развитие, кластер, взаимодействие, многостороннее партнерство.

а последние несколько лет страны предприняли ряд политических мер по мобилизации возможностей и потенциала институтов высшего образования для более эффективного содействия экономическому, социальному и

© Мешкова Т. А., Перфильева О. В., 2008

культурному развитию. Все чаще результаты осмысления необходимости коренных изменений и модернизации в сфере высшего образования становятся предметом конкретных, ориентированных на практическую реализацию полити-

ческих реформ как в России, так и за рубежом.

Опыт разных стран показывает, что в своем стремлении поддержать конкурентоспособность в условиях экономики, основанной на знании, на уровне отдельных стран происходит усиление инвестиционной поддержки национальных инновационных систем, прежде всего на региональном уровне. Переход стран на производство наукоемких технологий и услуг, способных приносить немалую экономическую прибыль, приводит к усилению процессов внутристрановой и межстрановой дифференциации по уровню обладания новыми знаниями и технологиями, степени равномерности распространения знания как такового и концентрации мест его производства. Также наряду с необходимостью противостоять вызовам глобализации возникает потребность удовлетворять социально-экономические потребности регионов за счет создания уникальных условий для каждого из них. Например: за счет развития наукоемких производств, индустрий и кластеров, ориентированных на производство научного знания для потребностей регионов; усиления интеграции инновационной сферы со сферой НИОКР и образовательным и исследовательским потенциалом институтов высшего образования.

Основными источниками производства и диссеминации знания и инноваций в современном мире становятся вузы, ориентированные на выработку инновационных решений по сохранению конкурентоспособности регионов в условиях глобальной экономики знаний с учетом специфики национального и, прежде всего, регионального и местного развития.

Интеграция вузов в общественное развитие, по мнению зарубежных исследователей, возможна по нескольким основным направлениям:

— производство нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий;

— передача знания через образование и развитие человеческих ресурсов;

— вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов и страны в целом;

— содействие развитию инноваций на региональном и общенациональном уровне.

Своей деятельностью по реализации традиционных и созвучных времени новых социальных функций вузы способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом.

Эти и другие вопросы социальной интегра-

ции вузов в региональное развитие составляют одну из актуальных исследовательских областей в западной общественной мысли. В России данное направление только начинает формироваться. Отставание, во многом незначительное, продиктовано национальными особенностями взаимодействия вузов с региональными и местными органами власти, объективными условиями развития взаимоотношений институтов власти с институтами высшего образования, складывающимися на протяжении последнего десятилетия, историческим наследием.

По оценкам российских экспертов [1], современные проблемы, с которыми сталкивается отечественное высшее образование (ВО) в регионах, носят противоречивый характер. Помимо поиска ответов на современные вызовы социального и экономического развития, поиска наиболее эффективных способов удовлетворения массового спроса на образовательные услуги в регионе, региональные вузы также вынуждены учитывать разнородность направлений социальноэкономического развития регионов, обусловленную их историческими, демографическими и географическими особенностями. Решение этих задач со стороны региональных вузов предполагает расширение и повышение разнообразия образовательных и учебных программ, либерализацию управления вузом и активное развитие связей с местным сообществом. Однако по мере усиления влияния региональных факторов на развитие высшего образования возникает угроза разрушения целостности всей системы ВО в России, снижения качества и эффективности результатов ее функционирования.

Факторами, определяющими современную роль ВО в России в региональном развитии, выступают:

— глобальные тенденции, связанные с повышением требований к образовательному уровню населения и соответствующим ростом потребностей в образовательных услугах;

— централизованная система управления высшим образованием;

— недостаточно гибкая система финансирования и налоговая политика, ограничивающие возможности и стимулы для развития связей вузов с регионами;

— слабое развитие гражданского общества и местного самоуправления, не позволяющее в полной мере использовать потенциал вузов для решения социальных проблем регионов.

Несмотря на существующие ограничения, расширению сотрудничества вузов с региональ-

ным сообществом сегодня в целом способствуют несколько перспективных тенденций, прежде всего:

— развитие университетских комплексов и округов, ядром которых уже сейчас выступают региональные вузы, претендующие на звание исследовательских или фактически являющиеся исследовательскими;

— перевод вузов в статус автономных учреждений;

— движение к расширению сети федеральных университетов (ФУ).

В прошлом государственная политика в сфере высшего образования и сами вузы редко обращались к оценке прямого или опосредованного влияния и уровня вклада вузов в общественное развитие, например, отдельных регионов. За исключением опыта отдельных вузов, изначально создаваемых для целей развития передовых отраслей отечественного производства, взаимодействие вузов с региональным сообществом не носило системного характера и представляло собой индивидуальные инициативы отдельных вузов.

Сегодня складывается новая картина, требующая специального изучения. Современные условия предъявляют новые требования к вузам для их успешного, долгосрочного и эффективного функционирования. Для того чтобы быть в центре жизни своего города, региона и страны в целом, играть во всеобщем развитии значимую роль, вузам недостаточно выполнять обычные, традиционные функции просвещения и развития научных исследований. От современных вузов также требуется участие, активная социальная позиция, интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь своего города, региона и страны в целом, которые обеспечиваются за счет установления связей и объединения усилий с партнерскими вузами и другими заинтересованными партнерами; предоставления возможностей непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) широким слоям населения; содействия развитию рынка труда не только через подготовку и профессиональную переподготовку специалистов, но и через создание новых рабочих мест а также за счет создания стимулов и условий, позволяющих выпускникам трудоустраиваться по месту получения высшего образования.

Недавние преобразования сферы ВО в стране определяют актуальность исследований по изучению роли вузов в региональном развитии. В этой связи представляется целесообразным

рассмотреть опыт создания федеральных университетов в России — Южного федерального университета (ЮФУ) и Сибирского федерального университета (СФУ) — и оценить, насколько сложен и в то же время целеориентирован процесс участия вузов в региональном развитии; насколько перспективным является выбор стратегии комплексного общественного развития исходя из возможностей региональных институтов высшего образования.

Фактически перед уже созданными ФУ стоит задача постоянного мониторинга, «диагностирования» потребностей регионов и поиска более эффективных механизмов взаимодействия с региональными акторами.

Опыт этих вузов также важен для регионов, которые только планируют создание ФУ и в которых сохраняется поле для маневра и общественной дискуссии, для того чтобы максимизировать возможности и минимизировать риски от объединения университетов и регионов. Это означает, прежде всего, максимальное и эффективное использование имеющегося инновационного, образовательного, научно-технического потенциала системы ВО в регионе для повышения эффективности, доступности, качества регионального ВО и для решения социально-экономических задач региона. В условиях, когда политическое решение о создании ФУ в регионе уже принято, но продолжается поиск различных вариантов и форм объединения региональных вузов и научных центров, необходимо, чтобы разработка концепции, стратегии развития ФУ в регионе, определение приоритетных направлений взаимодействия ФУ и региона были основаны на широкой общественной и экспертной дискуссии, являлись результатом консенсуса между различными заинтересованными сторонами (властями, гражданским обществом, академической общественностью, региональным бизнесом, наукой и промышленностью и т. д.).

Методология исследования

Основу анализа сфер взаимодействия российских федеральных университетов с соответствующими регионами и оценки их влияния на общие процессы регионального развития составили специализированные исследовательские методики, направленные на анализ взаимодействия вузов с регионами. Прежде всего, к ним относится методика, разработанная и используемая в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» [23], реализуемого про-

граммой «Институциональное управление в высшем образовании» (1МНЕ) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Оригинальная методика комплексной оценки участия вузов в развитии региона была также предложена экспертами Всемирного банка и ОЭСР для проведения диагностического исследования системы высшего образования города Казань и Республики Татарстан в 2007 г.

В определенной степени к числу этих методик может быть также отнесена методика оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ [11], предложенная российскими исследователями.

Для анализа опыта взаимодействия действующих в России федеральных университетов с соответствующими регионами была разработана отдельная методика, позволяющая оценить степень взаимодействия уже существующих федеральных университетов с регионами, а также осуществить сравнительный анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, планирующих инициативы по созданию федеральных университетов, и соответствующих возможностей системы ВО в отдельных регионах (см. рис.).

Согласно используемой методике, анализ опыта взаимодействия вузов с регионами включает несколько основных этапов:

I. Анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, на территории которых уже существуют федеральные университеты, либо планирующих инициативы по созданию федеральных университетов, в проведении передовых научных исследований и реализации образовательных программ. Проведение анализа включает:

1. Анализ социально-экономических показателей развития. Анализ проводится на основе стандартных статистических показателей, предоставляемых Росстатом, Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ. Также используются реализующиеся или разрабатываемые стратегии социально-экономического развития регионов, стратегии и концепции социально-экономического, научнотехнического развития, развития образования.

2. Анализ внешнесистемных факторов взаимодействия ФУ и региона. Внешнесистемные факторы - внешние по отношению к образовательной системе региона, определяющие потребности региона в реализации научных исследований и образовательных программ и наиболее приори-

тетные сферы взаимодействия ФУ и региона. Эти факторы достаточно условно для целей анализа были объединены в четыре группы:

— политические;

— экономические;

— социальные;

— технологические.

При этом необходимо учитывать, что в реальности все эти группы факторов тесно взаимосвязаны и могут быть как позитивными (преимущества регионального развития), так и негативными (недостатки, проблемы регионального развития).

В свою очередь, эти группы факторов подразделяются на три уровня:

— глобальные;

— национальные;

— региональные.

Несмотря на общность глобальных и национальных факторов, их влияние на конкретный регион может иметь свою специфику в зависимости от особенностей региона. По сути, глобальные и национальные факторы формируют соответственно глобальный и национальный контекст формирования моделей взаимодействия вуза и региона, и учет этого контекста необходим при разработке и реализации моделей взаимодействия ФУ и региона.

К числу общих глобальных факторов, определяющих взаимодействие создаваемых ФУ и регионов, относится, например, тенденция формирования глобального рынка образовательных услуг, усиление конкуренции университетов на этом рынке и соответственно необходимость для региональных вузов повышения своих конкурентных преимуществ, в том числе за счет более эффективного взаимодействия с различными региональными акторами.

К числу общенациональных факторов, влияющих на создание ФУ и их взаимодействие с регионами, относится общая тенденция к укрупнению и слиянию вузов, повышению их инновационного потенциала и их участия в научно-техническом развитии, повышению эффективности деятельности системы высшего образования в регионах и качества предоставляемых образовательных услуг в контексте перехода от ресурсоориентированной к инновационной экономике.

Но, безусловно, непосредственное и наибольшее влияние на характер и специфику взаимодействия ФУ и региона оказывают региональные факторы (региональный контекст).

II. Анализ возможностей, предоставляемых существующей системой ВО, для решения сто-

Внутрисистемные факторы

Сферы взаимодействии вузов и региона

ВНЁШНЁСИСТеМНЫЁ

факторы

Участие в решении политических задач

- формирование политической элиты

- формирование гражданского общества

- формирование имиджа и политического веса региона

Участие в развитии экономики

- содействие развитию малого и среднего бизнеса

- развитие рынка труда (вуз как работодатель, кузница кадров, центр профессиональной подготовки и т. д.)

- комплексное развитие территорий (экология, инфраструктура, транспортное сообщение и т. д.)

Участие в решении социальных проблем

- решение проблем миграции

- улучшение социального климата (сохранение национальной культуры, молодежная политика, спорт и т. д.)

- снижение социальной дифференциации и поляризации

Участие в научно-техническом и инновационном развитии

- создание научно-технических разработок, содействие их коммерциализации и внедрению

- формирование высококвалифицированных научных кадров

- формирование инфраструктуры высокотехнологичных производств

Структура взаимодействия вузов с регионами

Т. А. Мешкова, О. В. Перфильева. Направления взаимодействия вузов с регионами

ящих перед регионом задач. Данное направление анализа включает:

3. Анализ внутрисистемных факторов взаимодействия ФУ и региона.

Внутрисистемные факторы - факторы, связанные с особенностями и характеристиками развития системы высшего образования в регионе, определяющие возможности и ограничения существующей системы ВО по решению стоящих перед регионами задач и возможный вклад (value-added) создаваемых ФУ в решение этих задач.

К числу внутрисистемных факторов относятся:

— количество вузов, в том числе вузов-ли-деров;

— степень развития связей между вузами, а также вузов с образовательными учреждениями другого уровня (текущее состояние межвузовских связей, имеющийся опыт и задел, потенциал межвузовской интеграции - сетевые проекты, объединяющие ряд учреждений образования, региональные консорциумы вузов, университетские комплексы, учебно-научно-инновационные комплексы, научно-образовательные центры (НОЦ) и т. д.);

— численность студентов и темпы роста студенческого контингента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— численность различных категорий работников сферы высшего образования, в том числе ППС;

— наличие региональных стратегий и концепций развития образования;

— уровень поддержки происходящих в регионе образовательных реформ академической общественностью и студентами;

— другие факторы.

Необходимо также отметить, что субъекты взаимодействия вуза и региона, в число которых входят в том числе потребители и заказчики образовательных и научно-исследовательских услуг и разработок, несмотря на то, что являются в строгом смысле внешними по отношению к образовательной системе, вполне обоснованно могут быть включены во внутрисистемные факторы, поскольку формирование и наличие у вузов системы взаимодействия с внешними (для системы образования) акторами (крупными промышленными, малыми и средними предприятиями, НИИ, региональными и муниципальными органами власти, НКО, международными институтами и т. д.), а также с другими участниками образовательного процесса (общеообразователь-ными и профессионально-техническими учебными заведениями, национальными и международ-

ными экспертными сетями и т. д.) является результатом целенаправленных действий со стороны вузов, следствием реализации стратегий их развития и отражением их растущей самостоятельности и автономии.

4. Анализ существующих и перспективные сфер взаимодействия ФУ и региона.

Для целей анализа было выделено четыре больших направления (сферы) взаимодействия, а именно:

— участие в решении политических задач региона;

— участие в развитии экономики региона;

— участие в решение социальных проблем региона;

— участие в научно-техническом и инновационном развитии региона.

Укрупнение направлений взаимодействий оправдано, поскольку позволяет систематизировать и сравнивать возможности взаимодействия ФУ с регионами, учитывая при этом специфику социально-экономических показателей развития региона и особенности образовательной системы и стоящих перед регионом образовательных и инновационных задач.

На практике выделенные направления (сферы) взаимодействия пересекаются и взаимодо-полняют друг друга. Каждое из этих направлений включает целый спектр задач политического, экономического, социального, технологического и инновационного характера, которые могут решаться более эффективно при участии ФУ. Определение наиболее актуальных задач, требующих совместных усилий ФУ и региональных акторов, должно осуществляться в каждом конкретном случае с учетом региональной специфики. Расширение решаемых совместными усилиями задач неизбежно, но должно происходить постепенно. Для этапа становления ФУ как участника регионального развития представляется более целесообразным определение ограниченного конкретного круга задач, решение которых в соответствии с разработанными программами развития ФУ (предполагающими наличие индикаторов и механизмов мониторинга и оценки эффективности) позволит апробировать наиболее эффективные механизмы взаимодействия, создать необходимые структуры, координирующие такое взаимодействие, и т. д.

Приводимый ниже перечень задач нельзя считать исчерпывающим, но в то же время в силу актуальности он является общим для большинства регионов, реализующих или планирующих создание ФУ.

Участие в решении политических задач:

— формирование политической элиты,

— формирование гражданского общества,

— формирование имиджа и политического веса региона.

Участие в развитии экономики:

— содействие развитию малого и среднего бизнеса,

— развитие рынка труда (вуз как работодатель, кузница кадров, центр профессиональной подготовки и т. д.),

— комплексное развитие территорий (экология, инфраструктура, транспортное сообщение и т. д.).

Участие в решении социальные проблем:

— снижение социальной дифференциации и поляризации,

— улучшение социального климата (сохранение национальной культуры, молодежная политика, спорт и т. д.),

— решение проблем миграции.

Участие в научно-техническом и инновационном развитии:

— создание научно-технологических разработок, содействие их коммерциализации и внедрению,

— формирование высококвалифицированных научных кадров,

— формирование инфраструктры высокотехнологичных производств.

Анализ внешнесистемных и внутрисистемных факторов регионального уровня был реализован при разработке концепций СФУ и ЮФУ. В рамках данного исследования мы уделим большее внимание именно сферам (направлениям) взаимодействия с регионами уже работающих ФУ, рассмотрев вначале кратко национальные внешнесистемные факторы, связанные с концептуальными основами и процессом создания федеральных университетов в России.

Концептуальные основы и процесс создания федеральных университетов в России: трудности и перспективы создания федеральных университетов в России

В 2006 г. специальными распоряжениями Правительства РФ были созданы Южный федеральный2 и Сибирский федеральный3 университеты. Это принципиально новые для российской

системы высшего образования структуры, основанные на объединении крупнейших вузов различного профиля соответствующих регионов, призванные содействовать их социально-экономическому и инновационному развитию через использование разнообразных механизмов многоуровневого и многостороннего сотрудничества и взаимодействия различных заинтересованных сторон и участников.

В структуру каждого из федеральных университетов путем слияния вошли вузы различного профиля, чтобы участвовать в общем процессе подготовки специалистов для приоритетных областей развития каждого из регионов. Изначально главной целью создания университетов явилось, прежде всего, решение региональных задач исходя из прогнозов развития и потребностей регионов. В 2006 г., находясь в должности премьер-министра страны, Дмитрий Медведев отмечал, что реализация проекта по созданию сети федеральных университетов есть «исключительно важная вещь. <...> Нам необходимо отказываться от бессмысленной миграции рабочей силы в стране. <...> Проблема баланса рабочих рук в регионах стоит очень остро, причем в самых интересных с экономической точки зрения регионах сложился крайне некачественный баланс рабочей силы». Определяя функцию финансирования подготовки кадров в целях оказания поддержки регионам как несвойственную правительству, Медведев подчеркнул, что «в ближайшее время финансирование на федеральном уровне продолжится, но с расчетом на то, что в дальнейшем регионы совместно с бизнесом будут самостоятельно решать эти проблемы» [13]. В отношении обеспечения университетов «высококлассным современным оборудованием» он также выразил надежду на поддержку со стороны работодателей. Таким образом, была заложена основа формирования тесной линии взаимодействия университетов с региональными работодателями и бизнес-структурами в целях повышения эффективности результатов деятельности институтов высшего образования уже на этапе обсуждения концепций двух создаваемых федеральных университетов.

Процесс реализации проекта по созданию сети федеральных университетов на практике сопряжен с различными трудностями, такими как: несочетаемость культур и норм, принятых в каждом из входящих в «альянс» вузов; необязательное улучшение положения и среднего уровня результативности вуза после слияния сильных вузов с менее сильными; необратимость на-

рушения гибкости системы управления вузом после слияния [3].

Несмотря на неизбежные проблемы, тем не менее механизм создания принципиально новой системы институтов высшего образования в стране был запущен.

В 2007 г. Правительство РФ начало масштабную работу по увеличению системы финансирования национальной системы образования с целью создать благоприятные условия для приведения финансового состояния отрасли в соответствие с современными требованиями. В планы правительства тогда вошла апробация новой модели финансирования в нескольких пилотных регионах, смысл которой заключался в том, «чтобы предоставить большую финансовую самостоятельность учреждениям при одновременном увеличении финансирования», опираясь на средства консолидированного бюджета, где определенная часть средств будет зарезервирована на федеральном уровне, а часть - должна поступать из бюджетов субъектов Федерации. В 2007 г. из средств федерального бюджета на модернизацию сферы образования было запланировано выделить 3,5 млрд. руб., при этом предполагалось обязательное обеспечение субъектами РФ режима софи-нансирования. Так в нарождающуюся модель взаимоотношений федеральных университетов с регионами были интегрированы и новые принципы финансово-экономических отношений.

В связи с изменениями в Бюджетном кодексе, предусматривающими введение ограничений на использование внебюджетных средств для бюджетных организаций, а также в соответствии с принятым в 2006 г. Законом «Об автономных учреждениях» в среде федеральных университетов началась работа по переходу в статус автономных учреждений. Соответствующее реформирование ЮФУ запланировано на 2009 г. Точные сроки перехода в автономный режим СФУ не уточняются. Тем не менее в университете налажена специальная консультационная линия для сотрудников, преподавателей и студентов, а обеспечением процесса перехода университета в новый статус занимается административно-правовой департамент и созданная приказом ректора в мае 2008 г. специальная рабочая группа.

Процедура перехода в новый правовой статус для учреждений высшего образования, включая федеральные университеты, представляет определенные трудности. Так, например, специалисты отдела планирования и оптимизации сети образовательных учреждений Рособразо-

вания отмечают, что для ЮФУ смена правового статуса является непростой во многом из-за не до конца сформированной нормативно-правовой базы [17].

Дискуссии вокруг процессов слияния, объединения и укрупнения вузов сегодня получают новое развитие в связи с усилением курса правительства по созданию федеральных университетов на Дальнем Востоке, в Якутии, других приоритетных регионах и стартующей реформой системы образования, направленной в том числе на сокращение общей численности вузов [12].

Общее представление о том, каким должен быть федеральный университет, было сформулировано В. Путиным в ходе встречи с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государстен-ного совета 5 сентября 2005 г. Обсуждая вопросы повышения качества отечественного образования, В. Путин отметил: «.мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности», опираясь на особые меры государственной поддержки, включая адресную поддержку вузам. Одной из таких мер президент назвал инициативу по созданию в 2006-2007 гг. на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов в Южном (ЮФО) и Сибирском (СФО) федеральных округах. «Мы рассчитываем, - обратил внимание собравшихся В. Путин, - что региональные власти и частные инвесторы также проявят интерес к участию в подобных проектах. это должны быть совершенно новые, качественно новые учебные заведения и центры подготовки, на самом современном уровне. Надо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфрастуктуры» [2].

Идея федеральных университетов получает дальнейшее развитие и конкретизацию в ходе разработки соответствующих концепций с учетом особенностей выбранных регионов. Суть создания федеральных университетов раскрывается через анализ концепций и может быть представлена тезисно:

• В целом, согласно концепциям, ФУ создаются прежде всего для решения задач развития конкретных регионов, потребности и возможности которых естественным образом различаются. : -

• Несмотря на заметный экономический потенциал, значительную долю промышленного производства, высокий уровень квалификации

трудовых ресурсов, и в ЮФО и СФО на момент создания ФУ, к 2006 г., наблюдались проблемы социально-экономического развития, существенно влияющие на уровень конкурентоспособности регионов [9, 18].

• Концепции ФУ направлены на решение задач социально-экономического развития тех регионов (включая города), на территории которых они сосредоточены. Использование потенциала ФУ для целей развития и повышения конкурентоспособности регионов, таким образом, превращает вузы в одни из главных участников инновационных изменений и положительных сдвигов.

• Одним из основных направлений деятельности ФУ наряду с решением задач социальноэкономического развития является содействие инновационным процессам и повышению конкурентоспособности соответствующих регионов через взаимодействие с предприятиями промышленного производства.

• Содействие региональному развитию осуществляется ФУ в соответствии с перечнем стратегических задач.

Согласно стратегии позиционирования СФУ, университет «готовит высококвалифицированные кадры, способные к практической деятельности, создает инновационные технологии и содействует росту социально-экономического потенциала регионов, расположенных в сложных географических и климатических условиях и богатых природными ресурсами». Наряду с этим стратегией позиционирования университета предусматривается решение ряда других стратегических задач, таких как:

— соответствие стратегии развития СФУ задачам стратегического развития Российской Федерации;

— соответствие стратегии развития СФУ задачам стратегического развития Красноярского края и Сибирского федерального округа;

— создание и повышение привлекательности СФУ для крупнейших российских предприятий, ППС и студентов (уже обучающихся в вузе и будущих);

— выявление сильных преимуществ СФУ в сравнении с другими российскими вузами;

— выявление сильных преимуществ СФУ в сравнении с зарубежными вузами.

Учитывая региональную специфику, ЮФУ предполагает принять участие в жизни своего региона через выполнение следующих стратегических задач:

— поддержка процессов социального и куль-

турного развития региона через подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих актуальным перечнем ключевых и профессиональных компетенций, созвучных требованиям современного рынка труда;

— поддержка конкурентоспособности основных отраслей экономики региона через производство новых знаний и технологий, значимых в масштабах глобализации, а также реализацию программ практико-ориентированного образования, учитывающих потребности представленных в регионе инновационно-производственных структур и промышленных предприятий;

— расширение сетевых, в том числе корпоративных, форм организации учебного процесса с целью реализации образовательных программ по подготовке специалистов в междисциплинарных областях;

— создание условий для расширения возможностей академической мобильности студентов, преподавателей и ученых и успешной интеграции университета в мировое образовательное пространство;

— развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники и с учетом специфики развития регионов ЮФО;

— модернизация региональной системы ВО, прежде всего на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности;

— развитие университета как крупной инновационной корпорации, интегрирующей воспроизводство товаров и услуг в научно-образовательной, производственной, информационной и социальной сферах;

— внедрение новой модели управления вузом;

— развитие социальных функций системы ВО за счет внесения предложений по изменению действующей нормативно-правовой базы.

Сферы стратегического взаимодействия вузов с регионами: опыт СФУ и ЮФУ

Согласно основным положениям концепций рассматриваемых ФУ, оба вуза создаются с целью содействия развитию своих регионов. Прежде всего, вузы должны решить проблемы экономической и социально-культурной сферы, которых за время переходного периода и трансформаций в российском обществе накопилось немало, а также повысить свое благополучие и кон-

курентоспособность через реализацию традиционных функций и опираясь на использование новых моделей взаимодействия с регионами.

Анализ практик взаимодействия СФУ и ЮФУ с регионами показывает, что вузам свойственны, по крайней мере, четыре формы интеграции в ключевые сферы жизнедеятельности региона. Рассмотрим каждую из форм по отдельности, опираясь там, где это возможно, на конкретные примеры.

Одной из форм интеграции ФУ в жизнь региона выступает его участие в решении политических задач через формирование имиджа и политического веса региона, через имеющиеся возможности взращивания политической элиты, нового поколения интеллектуалов, а также через практически ничем не опосредованное влияние на процессы формирования гражданского общества. Перечень возможностей ФУ не ограничивается перечисленными и может быть расширен. Важен политический эффект, возникающий от деятельности вузов в долгосрочной перспективе. Назовем его «отложенным» эффектом, в перспективе способным не только оказать значительное влияние на политический профиль региона, но и внести существенный вклад в становление и гармоничное развитие гражданского общества в стране в целом. Имеющиеся возможности вузов, например концентрация разнообразных ресурсов для творчества молодежи, создают благоприятные условия для развития гражданского общества в стенах вуза и за его пределами, в период обучения и после него. Для того чтобы эффект от участия вуза в политической жизни был положительным, необходима систематическая и всесторонняя поддержка со стороны руководства вуза, его заинтересованность. Сосредоточение интеллектуальных ресурсов превращает процесс передачи знаний в ФУ в источник развития интеллектуальной, в том числе и политической, элиты страны. Несмотря на то что сам процесс формирования элиты не является для общества исключительно положительным процессом и сопряжен с проблемами социальной дифференциации, тем не менее по законам общественного развития без наличия соответствующего слоя элиты в обществе его дальнейшее совершенствование и прогресс крайне затруднительны. Задача вузов в этом случае должна заключаться в формировании соответствующей системы ценностей в целях избежания негативных последствий от процесса взращивания элиты.

Участие ФУ в решении политических задач

неразрывно связано с необходимостью одновременного и оперативного реагирования со стороны университетов на имеющиеся проблемы социального развития в регионе. Из рефлексии вузов на проблемы социального развития складывается еще одна форма их участия в жизни региона, а именно участие в решении социальных проблем. Спектр проблем социального развития регионов широк и разнообразен, и федеральные университеты прямо или косвенно оказывают содействие регионам в их разрешении. Так, наиболее заметен вклад ФУ в решение задач по преодолению проблем миграции, улучшению социального климата (через сохранение национальной культуры, формирование основ молодежной политики, развитие спорта и т. д.), снижению показателей социальной дифференциации в обществе, недопущению его поляризации, раскола на бедных и необразованных и на богатых и образованных. Наиболее важной задачей ФУ, таким образом, становится обеспечение равенства образовательных возможностей, повышение шансов на получение высшего образования у всех категорий граждан, недопущение его эли-тизации. Задача не из простых, но от ее решения будет зависеть социальный профиль региона и страны в целом.

Содействие в решении проблем социального развития регионов оказывают отдельные структурные подразделения федеральных университетов.

Так, в структуре ЮФУ действует СевероКавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем [19], решающий проблемы развития входящих в ЮФО субъектов РФ через реализацию инновационных проектов, разработку специальных программ, стратегий стабилизации и гармоничного развития.

На решение комплекса проблем регионального развития, в том числе и социального развития, ориентирована создаваемая в СФУ территориальная образовательная сеть [20], стремящаяся повысить уровень представленности вуза на всей территории округа, включая отдаленные районы, за счет создания филиальной сети и развития эффективной «системы связи» как с территориями, так и с передовыми социальными и экономическими институтами региона.

Включение ФУ в развитие социальной сферы регионов также осуществляется на уровне участия студентов в различных проектах и конкурсах по содействию социальному развитию. Так, например, в текущем году сразу несколько

студентов факультета информатизации соци- селения регионов, и при благоприятных усло-альных систем Института градостроительства, виях этот потенциал в будущем может быть

управления и региональной экономики СФУ стали победителями Всероссийского открытого конкурса «Будущее регионов России-2008», который проводился Институтом демографии, миграции и регионального развития при поддержке Федеральной миграционной службы [22].

Следующей формой интеграции ФУ в жизнедеятельность регионов является их участие в развитии экономики. Важно, что сегодня вклад вузов в экономику города и/или региона постепенно выходит за рамки привычного понимания и заключается не только в подготовке конкурентоспособных на рынке труда специалистов с высшим образованием, объем выпуска которых соответствует имеющимся потребностям в развитии приоритетных отраслей экономики региона, но и в трансформации университетами результатов технологических разработок, а также своей научно-исследовательской и образовательной деятельности в новые возможности, выгодные с точки зрения бизнеса, направленные на инновационное развитие регионов и имеющие практическую значимость для развития их территорий. Положения концепций обоих ФУ и недавние изменения условий функционирования вузов свидетельствуют об их постепенном переходе к практике коммерциализации результатов научных исследований и усилении их практической значимости, возможности применения для повышения качества и уровня жизни населения соответствующих регионов.

Участие ФУ в экономике регионов наиболее заметно в решении таких задач, как развитие рынка труда (при этом вуз выступает одновременно в нескольких для себя ролях: как работодатель, как кузница кадров и как центр профессиональной переподготовки кадров); комплексное развитие территорий, включая, например, преодоление экологических проблем, развитие необходимой инфраструктуры и транспортного сообщения, а также содействие развитию предприятий малого и среднего бизнеса.

Общее число работников ЮФУ составляет 8 тыс. 258 человек, при общей численности студентов 40 тыс. 741 человек [9]. Научно-образовательный кадровый потенциал СФУ представлен более чем 8 тыс. сотрудников и преподавателей, 3300 из которых относятся к профессорско-преподавательскому составу. Только на очной форме обучаются более 30 тыс. студентов [18]. Как видно, в структуре ФУ заложен потенциал создания рабочих мест для на-

усилен, что в долгосрочной перспективе создаст предпосылки для становления и развития СФО и ЮФО в качестве ключевых инновационных регионов страны.

Имеющиеся данные по численности студентов, обучающихся в ФУ, подтверждают необходимость более эффективной реализации заложенного в вузах потенциала по производству высококвалифицированных кадров, прежде всего для регионального рынка труда, удовлетворения потребностей региональных работодателей. В будущем, по оценкам экспертов, ФУ данный потенциал будут только наращивать, оправдывая статус кузницы кадров.

Также широки возможности ФУ в направлении профессиональной переподготовки кадров. Для реализации этой функции в ФУ действуют отделения и целые институты дополнительного образования, основными потребителями услуг которых являются сотрудники крупных, средних и мелких региональных предприятий. Работа подразделений дополнительного образования обеспечивается и поддерживается из средств бюджета ФУ, местных предприятий, а также за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, выделяемых на реализацию целевых (федеральных или областных) программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В ЮФУ действует Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров4 [14]. На факультете переподготовки кадров МРЦПКиПК ЮФУ реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и др.) в соответствии с лицензиями университета по специальностям: «Юриспруденция», «Экономика и управление предприятием», а также по отдельным краткосрочным программам повышения квалификации.

Дополнительное образование в СФУ представлено деятельностью Института профессиональной подготовки и рядом программ профессиональной подготовки, в том числе программой дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administrator, MBA); президентской программой подготовки управленческих кадров. В вузе действует факультет повышения квалификации преподавателей, проводящий набор слушателей из числа преподавателей

высших учебных заведений г. Красноярска, в том числе по программам «Информатика. Эффективное использование автоматизированных рабочих мест (АРМ) в образовательном процессе», «Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основы успешного профессионального и межкультурного общения».

В рамках решения задач экономического развития, наряду с задачами подготовки и профессиональной переподготовки кадров для потребностей регионального рынка труда, ФУ выступают также источником комплексного развития тех городов и регионов, на территории которых они расположены, содействуя улучшению экологии города и региона, повышению качества их инфраструктуры и/или транспортного сообщения на основе использования научно-исследовательского потенциала и других имеющихся ресурсов.

На решение задач развития территорий соответствующих регионов направлена деятельность структурных подразделений, функционирующих в рамках федеральных университетов.

Например, НИИ «Ботанический сад» ЮФУ в рамках научно-исследовательских работ осуществляет оценку состояния и мониторинг проблем сохранения биологического разнообразия в степной зоне [15]. Одним из основных направлений его научных разработок являются поиски рационального использования и воспроизводства биологических ресурсов в условиях антропогенного воздействия. Институт геоэкологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ЮФУ (ГУ РГУ ИГЭП) разрабатывает такие научные направления, как комплексное экологическое районирование территорий с целью выявления проблемных ситуаций и предупреждения экологических кризисов регионального масштаба; оценка воздействия на окружающую среду при проектировании строительства и перепрофилировании объектов энергетики и др. [6]. В 2000-2002 гг. Институтом проведены комплексные геоэкологические исследования в Северном Прикас-пии, которые дали возможность разработать проект концепции Региональной программы действий по оздоровлению окружающей среды, прогнозированию и предотвращению негативных последствий колебания уровня Каспийского моря в пределах республик Калмыкия, Дагестан и Астраханской области.

Существенный вклад в комплексное развитие Красноярского края и СФО вносит Институт градостроительства, управления и региональной экономики СФУ5, в состав которого вошли

все факультеты бывшей КрасГАСА, а также факультет управления и бизнес-технологий, факультет информатизации социальных систем Политехнического института, факультет социального управления и межкультурных коммуникаций, факультет прикладной экономики и управления экономическими системами Института цветных металлов и золота [7]. На сегодняшний день в институте осуществляется подготовка кадров по 40 специальностям на 8 факультетах и 40 кафедрах, ведутся фундаментальные и прикладные исследования. Учебный процесс, научные исследования строятся с учетом потребности в кадрах, прежде всего ведущих строительных и проектных организаций, таких как «Монолит Холдинг», Культбытстрой, Красноярскгражданпро-ект, Красноярский промстройНИИ-проект и др.

Важное значение для комплексного территориального развития имеют также планы ФУ в отношении строительства новых корпусов, университетских комплексов и городков. Хорошим примером является проект строительства университетского городка СФУ, который планируется реализовать в самое ближайшее время. Согласно проекту, будущая площадь университетского кампуса и учебных корпусов 18 институтов СФУ должна составить 650 га, здесь предусмотрены школы, детские сады, спортивные и торговые комплексы. При этом принципиальная позиция проектировщиков заключается в сохранении лесопарка и ботанического сада, расположенных в зоне университета [21]. Проект получает всестороннюю поддержку со стороны губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, весь комплекс проектных работ контролируется губернатором лично. Проект согласуется с программой внутрирегионального, национального и международного позиционирования Красноярска как города инноваций, партнерства и согласия. И крайне важно, что, позиционируя себя подобным образом, город связывает представление о себе внутри страны и за рубежом с имеющимися и потенциальными возможностями СФУ и других вузов региона, рассматривая их как неотъемлемую часть своей жизнедеятельности.

Федеральные университеты располагают широкими возможностями содействия предпринимательской сфере региона, развивая качественно новые направления партнерства и взаимодействия с предприятиями, которые формируются на стыке двух форм интеграции ФУ в жизнь региона: в рамках практик, возникающих в процессе участия вузов в развитии экономики реги-

онов, и участия в их научно-техническом и инновационном развитии. Участие ФУ в научно-техническом и инновационном развитии соответствующих регионов создает условия для формирования новых направлений сотрудничества с предприятиями региона, содействует повышению конкурентоспособности предприятий, влияя на экономику региона в целом, и, таким образом, должно рассматриваться как форма взаимодействия вуза с регионом, направленная на решение комплекса задач регионального развития. Это утверждение справедливо также для всех описанных выше форм участия ФУ в региональном развитии.

Рассматриваемая форма участия опирается на интеграцию вузов в инновационное развитие регионов через деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных или создаваемых на базе ФУ, а также деятельность других структурных подразделений ФУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные практики в том или ином виде представлены в деятельности обоих ФУ. Так, технопарк ЮФУ был создан на основе технопарков Ростовского государственного университета (РГУ) и Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). К 2007 г. технопарк ЮФУ объединил более 50 малых инновационных предприятий, или значительную часть инновационно-внедренческого потенциала Ростовской области. Основу деятельности технопарка составляют совместные инновационные проекты университета с малыми инновационными региональными предприятиями, финансируемые в том числе и из средств федерального бюджета. Деятельность технопарка ориентирована на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других производственных работ по созданию научнотехнической продукции; территориальную интеграцию науки, образования и производства информационных баз данных; внедрение конструкторских разработок и новых технологий; концентрацию квалифицированных кадров. По словам проректора по научно-исследовательской работе ЮФУ Евгения Айдаркина, наличие технопарка, наряду с 12 НИИ и 7 КБ, действующими в структуре ЮФУ, создает мощный фундамент не только для развития научных исследований, но и последующей коммерциализации их результатов. Ежегодный доход технопарка ТРТУ составляет до миллиарда рублей, технопарк РГУ способен зарабатывать до 350 млн. руб. в год [4]. Дополняют так называемый ин-

новационный пояс ЮФУ Центр коллективного пользования по нанотехнологиям, Центр трансферта технологий, а также патентно-лицензионная служба ЮФУ, составляющие инфраструктуру для развития научных (фундаментально-прикладных) и инновационных разработок, способных приносить вузу дополнительный доход.

Технопарк СФУ был создан в результате процесса объединения вошедших в его структуру университетов. Однако, по мнению региональных властей, технопарк представляет собой серьезную структуру, и таких структур в регионе не должно быть много. В настоящее время идет работа по созданию технопарка на базе Красноярского машиностроительного завода («Крас-маш»), что позволит получить не только научную базу, но и производственную площадку для выпуска экспериментальной продукции. В рабочую группу по созданию технопарка входят представители городской и краевой администрации, Сибирского федерального и аэрокосмического университетов, СКТБ «Наука» [10].

Постепенно в систему интеграции университетской науки и бизнеса входит практика создания бизнес-инкубаторов, ориентированных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса инновационного профиля. Так, в августе 2007 г. начал работу Красноярский инновационно-технический бизнес-инкубатор, размещенный в новом корпусе Политехнического института СФУ. Для участников бизнес-инкубатора оборудованы оргтехникой, связью и мебелью 46 рабочих мест [16].

Концепция бизнес-инкубатора включает в себя предоставление офисных помещений, оказание бухгалтерских услуг, юридических, финансовых и маркетинговых консультаций. Кроме того, на базе промышленных помещений крупных красноярских предприятий будут созданы технопарки для производства инновационной продукции участников инкубатора.

Интеграция федеральных университетов в инновационное развитие регионов происходит также через деятельность их других структурных подразделений. Данное направление может быть представлено в виде сводной таблицы инновационных проектов, находящихся в разработке соответствующих подразделений СФУ и ЮФУ6 [5, 8].

1 /

/

Выводы

Анализ опыта становления федеральных

Структурное подразделение

Инновационная лаборатория психофизиологических исследований при НТЦ ТРТУ «Техноцентр»

Научно-исследовательский институт многопроцессорных вычислительных систем Таганрогского технического института

Научно-исследовательский институт нейрокибернетики

Научно-исследовательский институт физики

Научно-исследовательский институт физической и органической химии

Научно-конструкторское бюро «МИУС» Таганрогского технического института

Научно-конструкторное технологическое бюро «Пьезоприбор»

Особое конструкторское бюро «РИТМ» Таганрогского технического института

Таганрогский технический институт

КрасГАСА

Название проекта Южный федеральный университет

• Система «Электронное здоровье»

• Изготовление и поставка системы удаленного анализа ЭКГ «Кармин-GPRS»

Направленность проекта

Инновационные разработки в области психофизиологии человека

Высоконадежный многопроцессорный управляю- Инновационные разработки

щий вычислительный комплекс перегрузочной атомного реактора типа ВВЭР-1000

• Разработка устройства тензометрического контроля величины деформации зданий и сооружений

• Создание переносного комплекса сбора данных (ПКСД)

• Разработка комплексов контрольно-аналитической аппаратуры

• Разработка и изготовление мессбауэровского спектрометра МС-1104Ем

в области ИТ для сектора атомной промышленности и строительства

Инновационные разработки в области нейрокибернетики

Инновационные разработки в области физики, создание новых контрольно-аналитических и измерительных приборов

Технологии экстракции биологически активных со- Инновационные разработки в единений из растительного сырья в среде субкрити- области органической химии ческой воды и технологии получения биоизделия с прикладного характера использованием суперкритического метанола

Обезболиватель электронный «МИУС» (ОЭМ)

Инновационные разработки для сферы здравоохранения и хирургии

Инновационные и технологические разработки в области пьезоэлектрического приборостроения

Параметрический гидроакустический комплекс Инновационные и технологи-«Трасса-сектор» ческие разработки в области

радиотехники и микропроцессорных систем

• Автоматизированная система управления уличным Инновационные разработки в

освещением области АСУ различными

• Автоматизированная система мониторинга и уп- объектами равления энергоресурсами

Сибирский федеральный университет

• Инновационный проект «Численное моделирование теплогидравлических режимов трубопроводных систем»

• Технология очистки промывных вод фильтровальных, очистных сооружений

• Разработка технологии и производство гранулированного пеностекла

• Разработка надземных регулируемых опор магистральных трубопроводов

• НИОКР по строительству жилья на землях, не предназначенных для жилищного строительства, и в сейс-

Инновационные и технологические разработки в области строительства, эксплуатации и управления трубопроводных и гидравлических систем

Структурное подразделение

Красноярский государственный технический университет

Государственный университет цветных металлов и золота

Красноярский государственный университет

Название проекта

мических зонах, укрепление старого ветхого жилья

• Интенсификация методов локальной очистки сточных вод

• Инновационный проект «Установка для очистки жидкостных смазочных материалов»

• Система идентификации и контроля жидких смазочных материалов

• Разработка мобильных телемедицинских комплексов контроля состояния здоровья человека

• Передвижная камерная углевыжигательная печь ПКП-2

• Машина для сбора порубочных остатков на лесосеке

• Камерная углевыжигательная печь (УВП) типа КП.1

• Способ и устройство переработки литейных шлаков и овализации дисперсных материалов

• Создание производства вольфрамовой проволоки для источников света

• Разработка экологически чистого заменителя ядовитой ртути для извлечения золота и платиноидов

• Капиллярно-пленочные сепараторы

• Гравитационный гидравлический сепаратор

Разработка технологий оперативного слежения за очисткой сточных вод на очистных сооружениях

Направленность проекта

Инновационные и технологические разработки для сферы здравоохранения, лесного хозяйства и природных ре сурсов

Инновационные разработки в области технологического использования золота и цветных металлов

Инновационные разработки в области управления трубопроводных, гидравлических и очистных систем

университетов в России показал наличие определенных направлений взаимодействия вузов с регионами, реализуемых через участие в решении политических, социальных, экономических и научно-технических задач региона.

Представляется, что при планировании расширения числа федеральных университетов в России должны учитываться имеющийся опыт и успешные практики взаимодействия с регионами уже работающих университетов, а также весь комплекс внешнесистемных и внутрисистемных факторов, определяющих специфику взаимодействия вуз — регион в конкретных субъектах РФ. Основой для построения моделей взаимодействия вуз — регион должны служить имеющиеся ресурсы и потенциал вузов, уже сложившиеся отношения с региональным бизнес-сообществом, поддержка научных исследований как из федерального, так и регионального (например, областного) бюджетов. Успешность данных моделей взаимодействия позволит создавать и развивать благоприятные условия для включения вузов в решение задач социального, политического и культурного развития регионов, а

также даст вузам возможность решать задачи, связанные с предоставлением доступного для различных категорий населения и качественного (сопоставимого с лучшими мировыми образцами и востребованного региональным и общероссийским рынком труда) высшего образования.

Примечания

1 Статья подготовлена на основе материалов проекта «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов», реализованного негосударственным образовательным учреждением «Учебный центр “Сетевая академия”» в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации.

2 Южный федеральный университет образован распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.06 № 1616-р, в его структуру входят: Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусства

3 Сибирский федеральный университет был создан в соответствии с распоряжением Правительства Россий-

ской Федерации от 4.11.06 № 1518-р, объединив такие вузы, как Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия и Государственный университет цвет-ых металлов и золота.

4 Создан приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 23.05.94 № 503 на правах института повышения квалификации для реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов, координации образовательной деятельности и научно-методического руководства учебных заведений дополнительного профессионального образования г. Таганрога и региона.

5 Образован в структуре СФУ приказом от 25.10.07 № 583.

6 Оценку уровня интеграции ЮФУ и СФУ в инновационное развитие региона возможно осуществить на основе данных реестра инновационных предприятий Ростовской области и Каталога инновационных и инвестиционных проектов администрации Красноярского края.

I

Литература

1. Аналитический доклад о развитии высшего образования в Российской Федерации. М., 2006.

2. Выступление В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сент. 2005 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type 63378type82634_93296.shtml.

3. Дежина И. Север и Юг федеральных университетов: амбициозные планы правительства плохо соотносятся с реальной практикой / И. Дежина // Независимая газета: Еженед. прил. «Наука». 2008. 28 мая.

4. Из интервью проректора по научно-исследовательской работе ЮФУ Евгения Айдаркина телеканалу «Вести-Дон». 2007. 8 февр.

5. Инновационный портал Ростовской области [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.novadon.ru/ru/

6. Институт геоэкологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ЮФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sfedu.ra/stract.shtml?igpchs_

7. Институт градостроительства, управления и региональной экономики СФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://grado.institute.sfu-kras.ru/

8. Каталог инновационных и инвестиционных проектов администрации Красноярского края [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/ doc.asp?id=23235

9. Концепция Южного федерального университета [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sfedu.ru/about-docs.shtml

10. Красноярск претендует на технопарк. 2008. 28 июля [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// com.sibpress.ru/27.06.2008/macroeconomics/89014/

11. Лоханина И. М. Рейтинг регионов в системе мониторинга развития высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации / И. М. Лоха-нина // Вопр. образования. 2007. № 4.

12. Материалы к выступлению А. Фурсенко на пра-

вительственном часе в Государственной думе РФ «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы». 2008. 3 сент. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/press/news/4881/; Экзамен для вузов // Ведомости. 2008. 4 сент.; «Нам столько творцов не нужно!»: Министр Андрей Фурсенко считает, что модель образования нужно срочно менять // Независимая газета. 2008. 4 сент.; От перемены названий проблемы не меняются // РИА «Новости». 2008. 3 сент.; Сокращение вузов снизит рождаемость // Страна^ш 2008. 4 сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Медведев: создание федеральных университе-

тов должно привести не к сложению потенциалов вузов, а к их умножению // Общерос. обществ. организация «Лига здоровья нации». 2006. 14 дек. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ligazn.ru/media/news/

3762.html

14. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров ТРТУ ЮФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.tsure.ru/University/Faculties/Mrcpk/index.htm

15. НИИ «Ботанический сад» ЮФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mmedia0.rnd.runnet.ru/pls/ rsuweb/rsu$elements$.info?p_es_id=109000000000000

16. Начал работу Красноярский бизнес-инкубатор. 2007. 6 авг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// dkvartal24.ru/news/79604. Также см.: Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата о бизнес-инкубаторе СФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.cstpp.ru/consulting/2007/200407/200407.htm; Красноярский край: бизнес-инкубатор до сих пор не заполнен. 2008. 11 апр. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_ aId_446408.html

17. Правительство готово с 2007 г. увеличить финансирование системы здравоохранения и образования // Общерос. обществ. организация «Лига здоровья нации». 2006. 18 дек. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// ligazn.ru/media/news/3775.html

18. Программа развития Сибирского федерального университета на 2008 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/development/programme.

19. Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем ЮФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mmedia0. rnd.runnet.ru/pls/rsuweb/rsu$elements$. info?p_es_id=-55

20. Территориальная образовательная сеть СФУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://region.sfu-kras.ru/node/tos

21. «Университетский городок СФУ займет 650 га»: Лаборатория новостей — Newslab.ru. 2008. 13 авг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.newslab.ru/ news/269694.

22. «Успех студентов СФУ на престижном конкурсе» в новостях сайта Сибирского федерального университета. 2008. 22 мая [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/node/3819.

23. Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. OECD, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.