Научная статья на тему 'Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий'

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL AND LABOR POTENTIAL / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / DEPRESSIVE REGION / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / TECHNOLOGIES OF SOCIAL PARTNERSHIP / ИНФОРМАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INFORMATION AND ORGANIZATIONAL INSTRUMENTARIY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИ-КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агузарова Лариса Асланбековна

В статье показана необходимость совершенствования технологий социального партнерства для наращивания потенциала трудовых ресурсов депрессивных регионов в новых экономических условиях. Обоснована в данном контексте важность встраивания информационно-организационного инструментария в процесс воспроизводства, развития и целевого использования трудовых ресурсов. Автор исследует изменившиеся условия функционирования трудового потенциала российских территорий, определяемые существенной коррекцией государственной политики, проецируемой на мезоуровень, в связи с новой геополитической ситуацией. Кроме того, рассматривается роль различного рода технологий социального партнерства, информационно-организационной поддержкой которых могут стать региональные логистические центры по управлению социально-трудовым потенциалом региона. Дается оценка технологий социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий. В результате проведенного исследования выявлены актуальные проблемы социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий. Исследователем выявлено, что регионы имеют значительный потенциал повышения уровня информатизации общественной жизни. Предложенные рекомендации по развитию механизмов социального партнерства в процессе воспроизводства социально-трудового потенциала отсталых территорий направлены на задействование латентных возможностей, имеющихся в этих регионах, но недостаточно используемых и нуждающихся в более совершенной институциональной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агузарова Лариса Асланбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF LABOR POTENTIAL OF BACKWARD AREAS

Need of improvement of technologies of social partnership for capacity-building of a manpower of depressive regions for new economic conditions is convincingly shown in article. Importance of embedding of information and organizational tools in process of reproduction, development and target use of a manpower is proved in this context. The article clearly shows the need to improve the technology of social partnership to build the capacity of labor depressed regions in the new economy. Justified in this context the importance of integrating information and organizational tools in the process of reproduction, development and targeted use of labor resources. The author of a scientific publication examines the changing conditions of functioning of the labor potential of Russian territories defined substantial correction of public policy, projected on the meso level, due to the new geopolitical situation. In addition, examines the role of various types of technologies of social partnership, information and organizational support which can become regional logistics center to manage the social and labor potential of the region. In this paper, using a search, science, research methods assesses the technologies of social partnership in the development of labor potential of backward areas. The analysis in the South Russian regions, which indicates the lack of development of information and organizational support for the reproduction of social and labor potential. The study identified current problems of social partnership in the development of labor potential of backward areas. The researcher found that the regions have considerable potential to improve the informatization level of public life. Noted that the North Ossetia-Alania is a leader in the North Caucasian Federal District in terms of the implementation of “electronic government”, and ranks fifth among the other subjects of the Russian Federation. The proposed recommendations for the development of mechanisms of social partnership in the process of reproduction of social and labor potential of backward areas aimed at harnessing the latent opportunities available in these regions, but not enough to be used and in need of more advanced institutional support.

Текст научной работы на тему «Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

УДК 332.1

Л.А. Агузарова

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий

В статье показана необходимость совершенствования технологий социального партнерства для наращивания потенциала трудовых ресурсов депрессивных регионов в новых экономических условиях. Обоснована в данном контексте важность встраивания информационно-организационного инструментария в процесс воспроизводства, развития и целевого использования трудовых ресурсов.

Автор исследует изменившиеся условия функционирования трудового потенциала российских территорий, определяемые существенной коррекцией государственной политики, проецируемой на мезоуровень, в связи с новой геополитической ситуацией. Кроме того, рассматривается роль различного рода технологий социального партнерства, информационно-организационной поддержкой которых могут стать региональные логистические центры по управлению социально-трудовым потенциалом региона.

Дается оценка технологий социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий. В результате проведенного исследования выявлены актуальные проблемы социального партнерства в развитии трудового потенциала отсталых территорий.

Исследователем выявлено, что регионы имеют значительный потенциал повышения уровня информатизации общественной жизни. Предложенные рекомендации по развитию механизмов социального партнерства в процессе воспроизводства социально-трудового потенциала отсталых территорий направлены на задействование латентных возможностей, имеющихся в этих регионах, но недостаточно используемых и нуждающихся в более совершенной институциональной поддержке.

Ключевые слова: социально-трудовой потенциал, депрессивный регион, технологии социального партнерства, информационно-организационный инструментарий, региональный образовательный мини-кластер.

Принципиально изменившиеся условия функционирования трудового потенциала российских территорий, определяемые существенной коррекцией государственной политики, проецируемой на ме-зоуровень в связи с новой геополитической ситуацией, объясняют важность поиска адаптирующихся к ним механизмов использования наличной рабочей силы. Специфика регионов естественным обра-

© Агузарова Л.А., 2015

130

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

зом определяет и особенности таких механизмов. Например, сложившаяся в последние годы некоторая трудоизбыточность отсталых территорий может рассматриваться как позитивный фактор в развитии межрегиональных взаимодействий, в частности, с точки зрения вовлечения их трудового потенциала в проекты, ориентированные на производство продукции импортозамещения.

При этом немаловажная роль принадлежит разного рода технологиям социального партнерства, информационно-организационной поддержкой которых могут стать региональные логистические центры по управлению социально-трудовым потенциалом региона. Такого рода логистические центры будут представлять собой структуры, реализующие функции информационно-аналитического ядра, координирующего и распределяющего трудовые и учебные потоки в регионе. Центр может успешно связывать основных субъектов регионального образовательного мини-кластера, обеспечивая согласование частных интересов развития бизнеса и стратегических интересов регионального развития, а также создавая условия для повышения сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда в контексте задач стабилизации экономик отсталых территорий.

Роль органов государственного управления в обеспечении функционирования регионального образовательного мини-кластера выражается в формировании нормативно-правовой основы, установлении государственных стандартов, требований к системе качества, а также выделении бюджетных средств на финансирование целевых программ подготовки специалистов, развитие образовательной инфраструктуры и инфраструктуры рынка труда. Кроме того, региональные органы государственной власти, используя организационно-управленческие инструменты, могут включать формы поддержки партнерских отношений в стратегии регионального развития, региональные целевые программы. Как отмечает Л.Г. Матвеева, в функции государства также входит формирование соответствующего блока региональной экономической политики — раздела, связанного с регулированием и стимулированием появления на территории субъекта Российской Федерации новой или поддержкой функционирования уже существующей структуры [9], в котором, в частности, и может находиться информация о создании такого типа логистических центров, методах и технологиях их поддержки.

Схема информационно-организационного взаимодействия субъектов регионального образовательного мини-кластера представлена на рисунке 1.

Для разработки эффективного механизма информационно-организационной поддержки процесса воспроизводства социально-трудового потенциала региона необходимо выделить и четко сформулировать содержание взаимодействий, возникающих между субъектами регионального образовательного мини-кластера. Проблемы информационного обеспечения взаимодействия субъектов регионального образовательного мини-кластера

131

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Рисунок 1. Схема информационно-организационного взаимодействия субъектов регионального образовательного мини-кластера

можно рассматривать в разрезе организационно-функционального предназначения информации, необходимой для обеспечения эффективности принятия управленческих решений, обеспечивающих это взаимодействие [5], что показано в таблице 1.

Таблица 1

Содержание взаимодействий субъектов регионального образовательного мини-кластера

Субъекты взаимодействия Формат взаимодействия

Государство ^ вуз - выделение бюджетных мест для целевой подготовки специалистов; - разработка и внедрение ГОСТов, системы менеджмента качества; - финансирование развития образовательной инфраструктуры

Координационный совет ^ вуз - внедрение системы независимой сертификации профессиональных квалификаций выпускников; - участие в разработке ГОСТов, содержания образовательных программ

Служба занятости населения ^ вуз - анализ трудоустройства выпускников по профилю подготовки и мониторинг их профессионального роста; - прогнозно-аналитическая деятельность; - профориентационная работа, профконсультирование, ярмарки вакансий

132

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Продолжение таблицы

Субъекты взаимодействия Формат взаимодействия

Государство ^ работодатель - реализация экономических механизмов стимулирования предприятий инвестировать средства в подготовку специалистов; - исследование состояния регионального рынка труда, потребности в специалистах определенной квалификации для последующего определения количества выделяемых бюджетных мест в образовательных учреждениях

Работодатель ^ вуз - разработка программ обучения, их экспертиза и рецензирование; - согласование перспективного спроса на подготовку специалистов; - определение требований к профессиональным компетенциям выпускников; - организация производственных практик с назначением наставников из числа высококвалифицированных работников предприятий; - участие в проведении конференций по завершению производственных практик, конкурсах профессионального мастерства в качестве членов жюри; - организации стажировок преподавателей вуза на предприятиях; - разработка тем курсового и дипломного проектирования; - руководство и рецензирование дипломных и курсовых проектов; - участие в государственной итоговой аттестации выпускников; - трудоустройство выпускников; - предоставление помещений для проведения занятий на базе предприятий; - выполнение вузом НИР по заказу предприятия и совместных проектов

Образовательные учреждения ^ логистический центр ^ работодатели - мониторинг состояния регионального рынка труда; - оценка социально-трудового потенциала региона; - аккумулирование данных о потребности кадров определенной квалификации по предприятиям, организациям и учреждениям региона в соответствии с планируемыми к реализации в регионе инвестиционными проектами и заявками работодателей; - формирование заявки на выделение мест в образовательных учреждениях региона для целевой контрактной подготовки по специальностям

Служба занятости населения ^ работодатель - аккумулирование заявок работодателей на подготовку специалистов определенной квалификации; - подбор кадров в соответствии с заявленными вакансиями из числа безработного населения; - анализ потребностей регионального рынка труда, прогнозирование изменений; - организация проведения повышения квалификации и переподготовки сотрудников по заявке работодателей

133

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Окончание таблицы

Субъекты взаимодействия Формат взаимодействия

Служба занятости населения ^ домашние хозяйства - аккумулирование заявлений населения о желании обучаться на условиях целевой контрактной подготовки; - профориентационная работа; - профконсультирование; - проведение ярмарок вакансий; - трудоустройство в соответствии с заявками работодателей; - размещение информации в СМИ и на интернет-портале об имеющихся вакансиях, реализуемых программах занятости населения и т.д.

Для формализации указанных в таблице 1 взаимоотношений необходимо:

— встраивание информационно-организационной системы обеспечения механизма социального партнерства субъектов образовательных мини-кластеров в систему управления социально-экономическим развитием региона;

— разработка и реализация целевых программ федерального и регионального уровня, направленных на повышение престижности определенных профессий и уровней образования;

— создание, развитие и поддержка информационно-коммуникационной инфраструктуры по всей территории региона;

— методическая и организационная поддержка заключения договоров, обеспечивающих взаимодействие субъектов регионального образовательного мини-кластера.

Проведенный в регионах Юга России анализ свидетельствует о неразвитости системы информационно-организационной поддержки процесса воспроизводства социально-трудового потенциала. Существующие информационно-коммуникационные каналы освещают отдельные аспекты территориального управления: реализуемые программы занятости населения, вакантные рабочие места, программы повышения квалификации и переподготовки, нормативно-правовую базу, регулирующую трудовые отношения, результаты деятельности служб занятости населения и т.д.

В связи с этим представляется необходимым формирование единого информационного портала, позволяющего получать комплексную развернутую информацию по широкому спектру вопросов, касающихся ситуации на региональных рынках труда и образовательных услуг и стратегических направлениях их развития, а также предоставляемых возможностях развития (включая реализуемые федеральные и региональные целевые программы подготовки кадров). Создание такой информационной системы позволит повысить информационную доступность, что будет существенно способствовать развитию механизма социального партнерства в отношении формирования и развития кадрового потенциала территории.

134

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Одним из способов формирования единого информационного пространства регионального образовательного мини-кластера является разработка информационного портала на базе веб-сайта Комитета республики по занятости населения [11]. Портал представляет собой тип сетевого ресурса и предполагает формирование интегрированной среды кластера на основе использования технологий Интернета. Структура информационного портала должна включать в себя следующие элементы:

— законодательная база и информация нормативно-правового характера в сфере регулирования трудовых отношений, в сфере образовательных услуг, в сфере регулирования отношений социального партнерства (в том числе по вопросам целевой контрактной подготовки специалистов);

— реализуемые федеральные и региональные целевые программы развития социально-трудового потенциала региона;

— базы данных о наличии вакантных мест в регионе с возможностями выхода на веб-сайты предприятий-работодателей;

— данные статистической отчетности о состоянии рынков труда и образовательных услуг (уровень безработицы, отраслевая структура занятости населения, сведения о численности обучающихся и о выпуске специалистов профессиональных образовательных учреждений региона и др.);

— перечень профессиональных образовательных учреждений региона (начального, среднего и высшего образования) с возможностью выхода на их сайты;

— сведения о количестве выделенных бюджетных мест (по специальностям и направлениям подготовки) в профессиональных образовательных учреждениях для целевой подготовки специалистов в соответствии с заявками работодателей;

— информация о планируемых к проведению мероприятиях в сфере обеспечения занятости населения: ярмарки вакансий, обучающие семинары, тренинги, встречи с работодателями и т.д.;

— реализуемые программы занятости населения, включая временную занятость, общественные работы, занятость несовершеннолетних;

— данные статистической отчетности о результатах работы служб занятости населения региона;

— результаты мониторинга состояния и динамики развития социально-трудового потенциала региона (включая как объективные, так и субъективные показатели оценивания);

— система обратной связи (консультации специалистов, форум).

Одним из преимуществ разработки единого информационного портала является обеспечение пользовательского доступа к информационным ресурсам всех субъектов, заинтересованных в развитии кадрового потенциала региона (органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества, населения, работников образовательных учреждений и т.д.). Это позволяет ликвидировать несогласованность при получении и использо-

135

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

вании информации, необходимой для принятия решений субъектами регионального образовательного мини-кластера (в том числе в оперативном режиме) [18]. Формирование единого информационного пространства образовательного мини-кластера позволит контролировать эффективность реализации программ развития социально-трудового потенциала, эффективность механизма целевой контрактной подготовки специалистов, рациональность использования бюджетных средств, направляемых на развитие регионального рынка труда. Кроме того, использование информационного портала позволит формировать и реализовывать государственную региональную политику в отношении воспроизводства социально-трудового потенциала территории.

Модельная версия информационного портала регионального образовательного мини-кластера представлена на рисунке 2.

Для повышения удобства получения информации необходимо предусмотреть возможность поиска по сайту. При этом необходимо, чтобы модуль поиска поддерживал различные методы: с использованием классификации по предметной области, по географическому признаку, по специальностям (профессиям), свободный поиск по ключевым словам и т.д. Это позволит осуществлять эффективную реализацию основных функций аналитического обеспечения на всех этапах функционирования кластера, сделает возможным получение информации с учетом особенностей и потребностей конкретного пользователя [22].

Таким образом, учитывая достаточно большое количество субъектов, участвующих в развитии социально-трудового потенциала региона, и одновременно отсутствие единой информационной базы, поддерживающей механизм социального партнерства данных субъектов, одной из первоочередных проблем является формирование информационно-организационной среды функционирования регионального образовательного миникластера. Для этого необходимо решение следующих задач:

— формирование информационного интернет-портала регионального образовательного мини-кластера;

— организация информационного взаимодействия субъектов образовательного кластера;

— управление размещением информации в СМИ и оценка эффективности данных источников информации в отдельных муниципальных образованиях.

Однако несмотря на вышеперечисленный комплекс преимуществ от использования единой информационной среды поддержки формирования социально-трудового потенциала, одной из существенных проблем ее функционирования в депрессивных территориях, например в Северо-Кавказском федеральном округе, является недостаточный уровень информатизации общественной жизни, что наглядно демонстрируют данные, приведенные в таблице 2.

136

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Рисунок 2. Модельная схема информационного портала регионального образовательного мини-кластера

137

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

Таблица 2

Показатели уровня информатизации общества Республики Северная Осетия—Алания

Наименование Значение показателя в регионе Среднее значение показателя в РФ

Выпуск газет на 1000 человек населения 322 1479

Охват населения телевизионным вещанием, % 96,4 96,3

Удельный вес организаций, имеющих локальные вычислительные сети, % 37,3 60,5

Удельный вес организаций, имеющих сеть Интернет, % 79,5 78,3

Удельный вес организаций, имеющих веб-сайт, % 22,3 24,1

Число персональных компьютеров, приходящихся на 100 работников 24 35

— в том числе с доступом к сети Интернет 8 15

Доля организаций, использовавших специальные программные средства, % 5,6 —

Многие предприятия и организации региона не имеют собственных сайтов, а большая часть населения либо не имеет доступа к сети Интернет, либо не до конца понимает возможности использования современных информационных технологий как мощной информационно-справочной системы при поиске работы. Также для региона являются низкими показатели охвата населения печатными изданиями. Например, по выпуску газет на 100 человек населения Республики Северная Осетия—Алания занимает 68-е место в Российской Федерации [11]. Можно сказать, что большая часть населения республики не обладает в достаточном объеме объективной и достоверной информацией о возможностях развития и реализации своего трудового потенциала.

Тем не менее республика имеет значительный потенциал повышения уровня информатизации общественной жизни. По официальным данным департамента Министерства связи и массовых коммуникации Российской Федерации, Республика Северная Осетия—Алания является лидером в Северо-Кавказском федеральном округе по уровню внедрения «электронного правительства», а также занимает пятое место среди остальных субъектов Российской Федерации. В настоящее время на рынке связи в республике присутствуют четыре оператора мобильной связи и три основных операто-

138

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

ра, предоставляющих услуги широкополосного доступа к сети Интернет и фиксированной связи [9].

Таким образом, предложенные рекомендации по развитию механизмов социального партнерства в процессе воспроизводства социально-трудового потенциала отсталых территорий направлены на задействование латентных возможностей, имеющихся в этих регионах, но недостаточно используемых и нуждающихся в более совершенной институциональной поддержке.

Литература

1. Агузарова Л.А. Региональная проекция индикативно-целевого подхода к воспроизводству трудовых ресурсов в условиях внешних угроз//Ре-гиональная экономика: теория и практика. 2015. № 5 (380). С. 51—60.

2. Агузарова Л.А., Агузарова Ф.С. Особенности управления развитием трудового потенциала депрессивного региона. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2015. 182 с.

3. Дзагоева М.Р, Хекилаев С.Т. Интеграция как фактор реструктуризации и повышения конкурентоспособности национальной экономики//Устой-чивое развитие горных территорий. 2012. № 1—2. С. 88—96.

4. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безо-пасности//Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 4—9.

5. Информационный портал OSSETIA.ru. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: http://www.ossetia.ra/opmions/mterview/detail.php?ro=34870. (дата обращения: 29 ноября 2014 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ксенофонтов В.И. Управление сбалансированным развитием региона на основе методов индикативно-регулятивного планирования//Экономи-ка и управление. 2010. № 12 (73). С. 106—111.

7. Кудрявцева О.В. Теоретические подходы к определениям «трудовой потенциал человека», «трудовые ресурсы», «рабочая сила» // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Т. 1. № 1. С 31—38.

8. Макарова М.Н. Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной и региональной социально-экономической политики//Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 10. С. 28—36.

9. Матвеева Л.Г. Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности//Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). 2012. № 2. С. 3—6.

10. Михель Е.А. Интенсификация социально-трудовой мобильности населения приграничных регионов//Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 45. С. 16—21.

11. Официальный сайт Комитета Республики Северная Осетия—Алания по занятости населения. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: www.trud15.ru/employment. (дата обращения: 19 ноября 2014 года).

139

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

12. Официальный сайт Комитета РСО-А по связи и информационным технологиям. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: http://komsit-rso.ru/ru/news/39-inlinecisco. (дата обращения: 21 ноября 2014 года).

13. Поздеева Н.Р., Хакимова Д.В. Повышение эффективности работы предприятия на основе совершенствования управления трудовым потенци-алом//Науковедение. 2014. № 2. С. 68.

14. Суворова В.В., Тимарсуев М.В. Региональный аспект анализа производительности труда // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 46 (373). С. 56-65.

15. Третьякова Л.А., Бессонова М.А., Трофименко Е.Н. Сущность категории «трудовой потенциал»: социально-экономический аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 34. С. 2-10.

16. Тюличева Л.Д. Понятийное пространство категории «трудовой потен-циал»//Дискуссия. 2012. № 10. С. 59-62.

17. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения: 4 декабря 2014 года).

18. Цветкова И.В, Иванова Т.Н., Желнина Е.В., Филиогло Л.Д. Социально-трудовой потенциал молодежи региона как основа инновационной активности и модернизации российского общества // Регионология. 2013. № 3 (84). С. 97-103.

19. Чернова О.А. Методология и инструментарий формирования инновационно ориентированной стратегии сбалансированного регионального развития. Таганрог, 2010. С. 63.

20. Шабанов В.Л. Влияние миграции на демографический и трудовой потенциал российского села//Региональные агросистемы: экономика и социология. 2014. № 2. С. 11.

21. Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнерства в российской модели социально-трудовых отношений//Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 (33). С. 34.

22. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Regional peculiarities of formation of new economic content of the labor potential as factor of modernization//The Internation Conferwnce on Social Science and Humanity ISPC 2013 («Наука и человечество»), 2013. Т. 1. № 2. С. 216-226.

References

1. Aguzarova L.A. Regional’naja proekcija indikativno-celevogo podhoda k vosproizvodstvu trudovyh resursov v uslovijah vneshnih ugroz [Regional indicative projection-target approach to the reproduction of labor in terms of external threats], Regional’naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2015, no. 5 (380), pp. 51-60. (in Russian).

2. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Osobennosti upravlenija razvitiem trudovogo potenciala depressivnogo regiona [Features of management of development of

140

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

labor potential of depressive region], Nalchik: KBRC RAS Publ., 2015. 182 p. (in Russian).

3. Dzagoev M.R., Hekilaev S.T. Integracija kak faktor restrukturizacii i povyshenija konkurentosposobnosti nacional’noj jekonomiki [Integration as a factor in restructuring and improving the competitiveness of the national economy], Ustojchivoe razvitie gornyh territorij [Sustainable development of mountain areas]. 2012. no. 1—2. p. 88—96 (in Russian).

4. Ivanova S.V. O grazhdanstvennosti, nacional’noj identichnosti, bezopasnosti [About civic consciousness, national identity, safety], Cennosti i smysly [Value and Meanings]. 2012. no. 5. pp. 4—9 (in Russian).

5. Information Portal OSSETIA.ru. Available at: http://www.ossetia.ru/opinions/ interview/detail.php?ID=34870 (accessed 29 November 2014).

6. Ksenofontov V.I. Upravlenie sbalansirovannym razvitiem regiona na osnove metodov indikativno-reguljativnogo planirovanija [Managing a balanced development of the region based on the indicative methods, regulatory planning], Jekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2010. no. 12 (73). pp. 106—111 (in Russian).

7. Kudryavtseva O.V. Teoreticheskie podhody k opredelenijam «trudovoj potencial cheloveka», «trudovye resursy», «rabochaja sila» [Theoretical approaches to the definitions of “labor potential human”, “human resources” “labor”]. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Vol. 1. no. 1. pp. 31— 38 (in Russian).

8. Makarova M.N. Monitoring lokal’nyh social’no-trudovyh sistem kak instrument municipal’noj i regional’noj social’no-jekonomicheskoj politiki [Monitoring of local social and labor systems as a tool for municipal and regional socioeconomic policy], Regional’naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2013. no. 10. pp. 28—36 (in Russian).

9. Matveeva L.G. Gosudarstvennaja komponenta innovacionnogo potenciala regional’noj promyshlennosti [The state component of the innovation potential of the regional industry], Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie (Uchenye zapiski SKAGS) [State and municipal management (Scientific notes SKAGS)]. no. 2. 2012. p. 36 (in Russian).

10. Michael E. Intensifikacija social’no-trudovoj mobil’nosti naselenija prigranichnyh regionov [The Intensification of Social and Labor Mobility Frontier Regions], Regional’naja jekonomika: teorija i praktika [Regional Economy: theory and practice], 2011. no. 45. pp. 16—21. (in Russian).

11. The Official Site of Committee of the Republic Northern Ossetia-Alania on employment of the population: (accessed 19 November 2014).

12. The official site of Committee of the Republic Northern Ossetia-Alania on communication and information technologies: Available at: http://komsit-rso.ru/ ru/news/39-inlinecisco (accessed 21 November 2014).

13. Pozdeyeva N.R., Hakimova D.V. Povyshenie jeffektivnosti raboty predprijatija na osnove sovershenstvovanija upravlenija trudovym potencialom [Improving

141

Новые технологии социального партнерства в развитии трудового потенциала...

the efficiency of enterprises through improved management of labor potential], Naukovedenie [Naukovedenie], 2014. no. 2. p. 68 (in Russian).

14. Suvorov V., Timarsuev M.V. Regional’nyj aspekt analiza proizvoditel’nosti truda [Regional aspect of the analysis of labor productivity], Regional’naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2014. no. 46 (373). p. 56—65. (in Russian).

15. Tretyakov L.A., Bessonova M.A., Trofimtnko E.N. Sushhnost’ kategorii «Trudovoj potencial»: social’no-jekonomicheskij aspekt [The essence of the category of “labor potential”: socio economic aspect], Regional’naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2014. no. 34. pp. 2—10. (in Russian).

16. Tyulicheva L.D. Ponjatijnoe prostranstvo kategorii «trudovoj potencial» [Conceptual space category “labor potential”]. Diskussija [Discussion], 2012. no. 10. pp. 59—62 (in Russian).

17. Federal State Statistics service: Available at: http: //www.gks.ru. (accessed 4 December 2014).

18. Tsvetkov I.V., Ivanova T.N., Zhelnina E.V. Filioglo L.D. Social’no-trudovoj potencial molodezhi regiona kak osnova innovacionnoj aktivnosti i modernizacii rossijskogo obshhestva [Social and labor potential of young people in the region as a basis for innovation activity and modernization of Russian society], Regionologija [Regional Studies], 2013. no. 3 (84). pp. 97— 103 (in Russian).

19. Chernova O.A. Metodologija i instrumentarij formirovanija innovacionno-orientirovannoj strategii sbalansirovannogo regional’nogo razvitija [Methodology and tools forming an innovation-oriented strategy of balanced regional development], Taganrog, 2010. 63 p. (in Russian).

20. Shabanov V.L. Vlijanie migracii na demograficheskij i trudovoj potencial rossijskogo sela [Impact of migration on demographic and employment potential of the Russian countryside], Regional’nye agrosistemy: jekonomika i sociologija [Regional agro-ecosystems: Economics and Sociology], 2014. no. 2 (in Russian).

21. Yakovlev A.E., Galimov A.S. Rol’ social’nogo partnerstva v rossijskoj modeli social’no-trudovyh otnoshenij [The role of social partnership in the Russian model of labor relations], Gumanitarnye nauchnye issledovanija [Humanities research], 2014. no. 5 (33) (in Russian).

22. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Regional peculiarities of formation of new economic content of the labor potential as factor of modernization. Science and Humanity. 2013. Vol. 1, no. 2. pp. 216—226 (in London).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.