Научная статья на тему 'Основные задачи модернизации российской системы образования в контексте интеграции в мировое образовательное пространство'

Основные задачи модернизации российской системы образования в контексте интеграции в мировое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1857
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / НАУКА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старыгина Арина Михайловна

В настоящей статье рассматривается крайне актуальная для современного российского общества проблема модернизации отечественной системы высшего профессионального образования. Акцентируется внимание на негативных и позитивных сторонах происходящей модернизации системы высшего профессионального образования в Российской Федерации, оценивается степень реальной потребности российской системы образования в интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. В общем контексте модернизации образования в России автор намечает ее основные задачи, укладывающиеся в рамки оптимизации образовательного процесса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старыгина Арина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи модернизации российской системы образования в контексте интеграции в мировое образовательное пространство»

УДК 316.7

Старыгина Арина Михайловна

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Ростовского социально-экономического института [email protected]

Основные задачи

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Arina M. Starygina

candidate of sociology sciences associate professor of Management Rostov Social and Economic Institute [email protected]

The main objectives of

THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE WORLD EDUCATIONAL SPACE

Аннотация. В настоящей статье рассматривается крайне актуальная для современного российского общества проблема модернизации отечественной системы высшего профессионального образования. Акцентируется внимание на негативных и позитивных сторонах происходящей модернизации системы высшего профессионального образования в Российской Федерации, оценивается степень реальной потребности российской системы образования в интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. В общем контексте модернизации образования в России автор намечает ее основные задачи, укладывающиеся в рамки оптимизации образовательного процесса в стране.

Ключевые слова: образование, университеты, наука, бакалавриат, магистратура.

Annotation. In the present article the problem of modernization of domestic system of higher education, extremely actual for modern Russian society, is considered. The attention is focused on negative and positive sides of the happening modernization of system of higher education in the Russian Federation, degree of real need of the Russian education system for integration into the European and world educational space is estimated. In the general context of modernization of education in Russia the author plans its main objectives which are keeping within a framework of optimization of educational process in the country.

Keywords: education,

Bachelor's, Master.

universities, Science,

В контексте экономической и культурной глобализации актуализировалась потребность в модернизации российской системы высшего образования. Включение Российской Федерации в полноценном объеме в мировые интеграционные процессы подразумевало и необходимость приведения системы образования в состояние, адекватное вызовам современности, во-первых, и мировым образовательным стандартам, во-вторых. В противном случае серьезно бы затруднялась интеграция Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что стало бы чревато полным фиаско страны на международном рынке образовательных услуг.

Переход к рыночной экономике изменил, в свою очередь, запросы рынка труда. Экономическая глобализация, повышение мобильности трудовых ресурсов, способствовали, в свою очередь, укреплению международных связей российской образовательной системы. Человеческий капитал все более повышается в цене, что требует увеличения инвестиций в его совершенствование и, соответственно, актуализирует потребность в модернизации образовательной систе-

мы. Соответственно, растет необходимость и в научно-теоретическом осмыслении проблем модернизации образования, в том числе в контексте социологической науки.

Существует достаточно обширный пласт научнотеоретической литературы, отражающий различные аспекты и проблемы модернизации образования в Российской Федерации. Следует отметить работы С.Д. Еникеевой, Е.Н. Жильцова, А .Ж. Кусжановой, К.Н. Кислицына [4, 5, 6, 7]. В частности, А .Ж. Кусжанова рассматривает специфику интеграции России в европейское образовательное пространство. С.Д. Еникеева обращает внимание на сильные и слабые стороны модернизационной политики в сфере образования, подмечая, что последняя не всегда адекватно учитывает российскую специфику. Т.В. Горбунова указывает на недостаточную проработанность научно-теоретической базы, которая бы могла обеспечить эффективную реализацию модернизационной стратегии в сфере реформирования системы образования и ее интеграции в мировое и европейское образовательное пространство.

259

Масштабность проблематики модернизации образования и стремительные изменения в образовательной системе обусловливают потребность в дальнейшей разработке данной темы, в особенности в контексте соотношения модернизации российского образования и интеграции России в мировое образовательное пространство. Целью настоящей работы является выявление основных задач модернизации российского образования в контексте интеграции в мировое и европейское образовательное пространство.

Отметим, что в 2012 г. Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный Закон «Об образовании», вступивший в действие с 1 сентября 2013 г. [8]. Принятие этого закона закрепило интеграцию России в европейское образовательное пространство, основанное на Болонском процессе. Напомним, что Болонский процесс был инициирован ведущими европейскими государствами именно с целью интеграции национальных систем образования и формирования единого образовательного пространства в границах Европы. А .Ж. Кусжанова подчеркивает, что «две главные причины и две цели лежат в основании объединения усилий европейских стран в создании единой системы образования: обеспечение целостности Единой Европы и конкурентности ее стратегических потенциалов в борьбе за мировое лидерство с США и восточноазиатскими странами» [7].

Таким образом, в основе Болонского процесса лежали соображения не только по модернизации самой системы образования в европейских странах, но и по достижению политической, экономической и культурной конкурентоспособности Европы на мировом рынке, в том числе - в процессе соперничества с другими мировыми центрами - Соединенными Штатами Америки и «азиатскими тиграми», к которым на современном этапе развития можно отнести не только Японию, Южную Корею или Тайвань, но и Китайскую Народную Республику.

Внедрение стандартов, заложенных Болонским процессом, в европейскую, а затем и российскую образовательную практику было связано с необходимостью решения следующего перечня проблем: повышения качества образования, практической ориентации образования, расширения мобильности студенческого и преподавательского контингента, формирования системы образовательных кредитов, приведения ученых степеней и квалификаций к унифицированному стандарту [6]. С целью решения поставленных задач началась реорганизация российской системы высшего профессионального образования с повышением его практической востребованности на мировом рынке труда.

В первую очередь, в условиях глобализации экономики и культуры была поставлена задача совершенствования мобильности студентов, преподавателей, выпускников и сотрудников учреждений высшего профессионального образования. Глобализация предусматривает возможность работы в транснациональных компаниях, перемещения по

всему миру в поиске оптимальных условий для трудоустройства, заключения контрактов на проведение определенных видов работ или научных изысканий с иностранными и международными организациями. Соответственно, формирование мобильности будущих выпускников вузов необходимо начинать уже в процессе обучения студентов, задавая последним вектор будущего профессионального развития, в том числе и на международном уровне.

С интеграцией России в международное образовательное пространство связываются следующие позитивные результаты: повышение доступности высшего образования в стране, улучшение качества российского образования и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, укрепление открытости российской системы образования. Ключевые нововведения, изменившие лицо отечественной системы высшего образования, связаны, в первую очередь, с переходом на двухуровневую модель высшего образования - бакалавриат и магистратуру, вместо прежней системы специалитета.

Вступивший в действие с 2013 г. ФЗ «Об образовании» закрепил следующую модель образования:

1) бакалавриат;

2) специалитет, магистратура;

3) подготовка кадров высшей квалификации [8].

Система послевузовского образования пока не затрагивается преобразованиями в рамках перехода к Болонской модели и ученые степени кандидата и доктора наук сохраняются в Российской Федерации, несмотря на возможные сложности с признанием данных степеней за рубежом.

Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования для Российской Федерации был обусловлен необходимостью обеспечения сопоставимости дипломов о высшем образовании на международном уровне. Поскольку в большинстве европейских государств действует Болонская модель организации образовательного процесса, российские дипломы о высшем образовании, присваивавшие квалификацию «специалист» вызывали серьезные затруднения для образовательных учреждений и кадровых служб в европейских странах. Иными словами, европейские кадровые службы не могли определить, к какой категории следует относить специалистов, выпускаемых российскими учреждениями высшего профессионального образования, - к бакалаврам или магистрам.

Однако, стремительный отказ от прежней модели организации образовательного процесса, применявшейся в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий, был не менее катастрофичен для российского образования, чем невозможность интеграции в мировое образовательное пространство. Ведь полный отказ от советской модели образовательного процесса

260

вызвал бы разрушение существующих институтов образования, в первую очередь в квалификационных аспектах - возникли бы сложности с присуждением ученых степеней, расстановкой кадров в соответствии с дипломами о высшем образовании и т.д.

В конечном итоге, российское высшее образование в большинстве своем перешло на двухуровневую систему организации учебного процесса. Однако, несмотря на то, что современные российские выпускники получают дипломы бакалавров и магистров, не следует забывать и о том, что значительное количество российских граждан, заканчивавших учреждения высшего профессионального образования до окончательного перехода на двухуровневую систему образования, имеют дипломы специалистов и в данном случае возникает вопрос, как быть с их интеграцией в обновленное образовательное пространство? Тем более, за пределами Российской Федерации, где существует потребность в подтверждении дипломов о высшем образовании на соответствие европейским стандартам образовательного процесса.

Интеграция России в европейское образовательное пространство подразумевает и направленность на повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. В первую очередь, речь идет о повышении качества российского образования с одной стороны, и повышении востребованности образования на рынке трудовых ресурсов - с другой стороны. Получаемые в высших учебных заведениях профессии, системы подготовки по данным профессиям должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются работодателями к соискателям трудовых вакансий. Соответственно, модернизация системы образования предполагает и определенную практическую переориентирован-ность учебных заведений, которая может быть достигнута за счет расширения взаимодействия учебных заведений с государственными и коммерческими структурами, выступающими в качестве работодателей для выпускников вузов.

Важным моментом является также развитие самостоятельности и инициативности студентов и преподавателей. Одной из задач модернизации системы образования является совершенствование креативного начала в процессе подготовки обучающихся, приучение их к самостоятельному принятию решений, позволяющему отойти от традиционной модели «учитель - ученик», предполагающей определенную авторитарность и схематичность образовательного процесса.

Однако. модернизация российского образования по европейским стандартам включает в себя и ряд рисков. В первую очередь, это - риск утраты отечественных образовательных традиций, складывавшихся на протяжении столетий существования российской системы высшего образования, что играет немаловажную роль в перечне аргументов критиков и противников Болонской модели организации образовательного процесса. Во-вторых, с интеграцией Российской Феде-

рации в Болонский процесс связывается усугубившаяся коммерциализация образования и приспособление его к нуждам и запросам рынка, что может негативно сказаться на качестве образования, в первую очередь - по фундаментальным теоретическим дисциплинам.

Отечественные исследователи отмечают двойственность последствий перехода российской системы высшего профессионального образования к Болонской модели. В первую очередь, подчеркивается, что переход к Болонской модели в Российской Федерации осуществлялся по инициативе правительства и не был поддержан основной частью научной общественности и работников сферы образования. При этом показательно, что сторонники перехода на Болонскую модель организации образовательного процесса присутствовали, в первую очередь, среди руководителей и профессорско-преподавательского состава естественнонаучных, технических и медицинских вузов, тогда как представители социально-гуманитарного сегмента высшего образования, как правило, высказывались с критикой реформирования российской образовательной системы по общеевропейскому образцу [1, с. 85].

В конечном итоге, можно сделать вывод, что переход к Болонской системе носил, в большей степени, характер реформы «сверху», то есть -представлял собой исключительно модерниза-ционное нововведение административных структур российского государства. Это позволяет исследователям говорить о том, что внедрение Болонской модели для российского образования в большей степени искусственно. Тем более, что изначальные цели Болонского процесса - углубление интеграционных процессов в европейских странах и формирование единого европейского образовательного пространства - не имеют прямого отношения к России и ее системе образования [7].

С другой стороны, нельзя не отметить и позитивного значения модернизации российской системы образования. Прежде всего, переход на Болонскую модель организации образовательного процесса препятствует окостенению российской системы образования, улучшает ее динамичность, что также способствует развитию, повышению креативности и инновационности отечественного образования. Во-вторых, переход на Болонскую модель все же способствует действительному повышению адаптированное™ российской системы образования к мировым и европейским образовательным стандартам, укрепляет конкурентоспособность получаемого в Российской Федерации образования на мировом рынке.

Консерватизм российской научной элиты во многом связан с административно-бюрократическими порядками, установившимися в учреждениях высшего профессионального образования. В первую очередь, речь идет о бюрократизированное™ системы образования, привилегиях административного аппарата образовательных учреждений, существующих злоупотреблениях в сфере присуждения ученых степеней, коррупции

261

на самых разных уровнях системы высшего профессионального образования.

По мнению Р. Вахитова, для российской системы высшего образования в силу специфики историко-культурного и политического развития российского общества характерны следующие черты: государственная монополия на образовательную деятельность, иерархизм в отношениях профессорско-преподавательского состава и студенчества, организация учебного процесса на принудительной плановой основе [2]. В России система высшего образования всегда была частью общей системы государственного управления, что и обусловливало не только характер деятельности министерств и ведомств, но и общую направленность учебного процесса на воспитание будущих государственных служащих. Однако, в современных условиях требуется отказ от иерархической, авторитарной и негибкой модели организации учебного процесса в сторону развития принципиально иных качеств у обучающихся - креативности и динамичности мышления, инициативности, способности к самостоятельному принятию решений [2].

Немалую значимость имеет для модернизации российского образования финансовая сторона. Государство стремится минимизировать бюджетные затраты на высшее образование, однако исследователи обращают внимание на возможные риски этой стратегии в 2020-2030-е гг. [5, с.730]. С.Д. Еникеева делает вывод, что «ярко выраженная рыночная направленность реформ высшего образования, на наш взгляд, серьезно ограничивает возможности дальнейшего инновационного развития российской образовательной системы» [4].

Модернизация российской системы образования подразумевает повышение компетенций преподавательского состава российских высших учебных заведений, который должен будет соответствовать европейским стандартам и, соответственно, повышать свою научную и педагогическую квалификацию. В свою очередь, развитие компетентности профессорско-преподаватель-ского состава повлечет за собой реальное повышение качества предоставляемых образовательных услуг, что повысит востребованность российского высшего образования, в том числе и в транснациональных масштабах.

По мнению Т.В. Горбуновой, для современного периода развития российского образования характерна слабость системных научных подходов, на которые могла бы опираться стратегия модернизации образовательной системы [3, с. 76].

Литература:

1. Арефьев АЛ. Что думают о Болонском процессе преподаватели и руководители российских вузов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 1(85).

2. Вахитов Р. Болонский процесс в России //

Отечественные записки. № 4 (55), 2013. [Электронный ресурс]. URL : magazines.russ.ru/oz/

2013/4/11v.html

Мы можем выделить следующие основные задачи модернизации российской системы высшего профессионального образования в контексте его интеграции в мировое и европейское образовательное пространство:

1. Повышение конкурентоспособности российского высшего образования на мировом рынке образовательных услуг по всем направлениям -как обоих уровней базового высшего образования, так и послевузовского образования.

2. Укрепление и развитие научных школ в естественнонаучной, технической, социально-^мани-тарной сферах, их постоянное усиление новыми научными кадрами, выпускаемыми в высших учебных заведениях по программам подготовки магистров и послевузовского образования.

3. Формирование базового слоя специалистов с высшим профессиональным образованием для выполнения функциональных обязанностей в системах народного хозяйства, управленческой и правоохранительной деятельности, школьного и дошкольного образования, здравоохранения. Данная подготовка должна осуществляться по программам бакалавриата в высших учебных заведениях и удовлетворять потребности экономики страны в квалифицированных специалистах.

4. Повышение мобильности, динамичности и креативности российской системы высшего профессионального образования, в первую очередь за счет дебюрократизации и демократизации учреждений высшего профессионального образования, трансформации моделей взаимоотношений между преподавательским составом и учащимися, расширения международных связей российских учреждений высшего профессионального образования.

5. Удовлетворение системы высшего профессионального образования потребностям мирового рынка труда, в первую очередь в направлении подготовки специалистов по профессиям, наиболее востребованным в современной экономике на международном уровне.

Однако, в контексте модернизации российской системы образования, не следует забывать о необходимости сохранения лучших отечественных образовательных традиций, на протяжении веков являвшихся отличительной и сильной стороной российской системы высшего профессионального образования.

Literature:

1. Arefiev A.L. What do they think about the Bologna Process teachers and heads of Russian universities // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2008. № 1 (85).

2. Vahitov R. Bologna process in Russia // Notes of the Fatherland. Number 4 (55), 2013. [electronic resource]. URL : magazines.russ.ru/oz/2013/4/

11v.html

262

3. Горбунова ТВ. Проблемы модернизации российской системы профессионального образования: критический взгляд // Креативная экономика. 2011. № 4 (52). С. 72-76.

4. Еникеева С.Д. Особенности нового этапа модернизации высшего образования в Российской Федерации // Credo: теоретический журнал. 2013. [Электронный ресурс]. URL : credonew.ru/ content/view/1270/68/

5. Жильцов Е.Н. Об институциональных преобразованиях в российском высшем профессиональной образовании//Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие: Сб. статей. Том 1 / Под ред. А. А. Аузана,

B. П. Колесова, Л.А. Тутова. М. : РТ- Пресс, 2013.

C. 727-732.

6. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2014, № 11. [Электронный ресурс]. URL : zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/

7. Кусжанова АЖ. Болонский процесс возвращает в вузы приоритет науки - Credo: теоретический журнал - 2012. [Электронный ресурс]. URL : credonew.ru/content/view/1094/67/

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. C. 160.

3. Gorbunov T.V. Problems of modernization of the Russian system of vocational education: a critical view // Creative Economy. 2011. № 4 (52). P. 72-76.

4. Yenikeyeva S.D. Features new stage of

modernization of higher education in the Russian Federation // Credo: theoretical journal. 2013. [electronic resource]. URL : credonew.ru/content/

view/1270/68/

5. Tenants E.N. The institutional reforms in the

Russian higher professional education // Innovative Development of Russia's Economy: regional

diversity: Sat. articles. Volume 1 / Ed. A.A. Auzan, V.P. Kolesov, L.A. Tutova. M. : RT-Press, 2013. P. 727-732.

6. Kislitysn K.N. The Bologna process as a project for Europe and Russia // Information Portal Humanities «Knowledge. Understanding. Ability «/ № November 2010 [electronic resource]. URL : zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/

7. Kuszhanova AZ Bologna process returns to higher education priority science - Credo: theoretical magazine - 2012. [electronic resource]. URL : credonew.ru/content/view/1094/67/

8. Federal Law «On Education in the Russian Federation». M., 2013. P. 160.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.