УДК 378:371.27
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
С.И. Шерстобитов, доцент, ХНАДУ
Аннотация. Обсуждаются проблемы в сфере образования в связи с переходом на европейскую систему.
Ключевые слова: информационный взрыв, глобализация, модульная система, Болонский процесс, духовно-нравственные ценности.
Введение
19 мая 2009 года исполнится четыре года, как Украина присоединилась к Болонскому процессу. Все это время идет поток приказов, указаний, распоряжений, рекомендаций. Появилось много публикаций в печати. Попытаемся некоторые из них проанализировать, классифицировать и выразить свое отношение к происходящему.
В 70-х годах прошлого столетия международная организация труда, обобщая опыт подготовки рабочих в экономически развитых странах, разработала модульную систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. В 1988 году появляются международные стандарты качества продукции [1]. В 1997 году модульная методика начала внедряться в Украине. В 1999 году страны Европейского сообщества подписали Болонское соглашение с целью построения единой Экономической Европейской зоны образования. В 2001 году международные стандарты качества продукции становятся государственными стандартами Украины [2 - 6]. 19 мая 2005 года Украина присоединяется к Болонской декларации.
Результаты реформирования сферы образования
Отметим, что все перечисленные события происходят на фоне информационного взрыва, затронувшего все стороны жизни человеческого сообщества. Начало информационной революции относится к 70-м годам прошлого столетия и обусловлено появлением ЭВМ нового поколения - персональных
компьютеров, доступных уже тогда относительно широкому кругу потребителей. Все слои человеческого сообщества оценили появление нового, виртуального носителя информации. Его возможности по сравнению с печатным (жестким) носителем информации очаровывали, восторгали, пугали своими открывающимися и до конца не осознанными возможностями. Информационный взрыв явился началом глобализации процессов, затронувших торговлю, обмен информацией, движение капиталов, миграцию, межгосударственные отношения, деятельность международных организаций, транснациональные корпорации и т. п. [7].
Международная организация труда первая отреагировала на начало глобализации путем введения модульной системы подготовки рабочих кадров. Отличительная особенность модульной системы заключается в её ориентации на занятость путём тщательного изучения рынка труда и направления своих усилий на удовлетворение требований потребителя. К моменту появления Болонского соглашения модульная технология имела более чем 20-летний опыт применения. Стало очевидным, что модульное обучение основано на системном подходе к профессиональному обучению. Не удивительно, что модульная технология была воспринята высшей школой [8] и стала затем инструментарием по подготовке специалистов с высшим образованием, способных обеспечить качественное выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с международными стандартами.
Воздействие глобализации на систему образования коснулось прежде всего стратегий развития международных отношений между учебными заведениями, проблем транснационального образования, международных гарантий качества образования, региональной и межрегиональной коопераций, информационных и коммуникационных технологий образования, виртуальных университетов, обеспечения равенства и доступа к образованию [7]. Доступ к знаниям расширился. В результате чего ВУЗ перестал обладать монополией на знания [9, 10]. Сдвинулись акценты в обучении. Меняется парадигма образования, поскольку задача теперь заключается не столько в передаче информации, сколько в научении, как применять полученную информацию.
Спрашивается - поставленные жизнью задачи посильны отечественной системе образования? Ответ, безусловно, положительный. И доказательством тому служит неослабевающая потребность в «наших мозгах». Так, «ко-жен сьомий електронщик у США сьогодш -випускник Харювських ВНЗ» [9]. Более того, в [11] приводится следующая статистика: «среди 145 стран мира Украина имеет рейтинг конкурентности - 73-е место. Однако показатели развития образования выше:
- качество начального образования -49-е место;
- доступ к высшему образованию - 17-е место;
- качество математической подготовки -44-е место;
- качество образовательной системы -47-е место.
Но, тем не менее, в последние годы звучит: «Не сподобились до Европы, до Болонского процесса!». Сей глас - громкий, не позволяющий сомневаться, повергающий в шок те педагогические кадры, которые готовили и готовят как раз те самые «мозги», «утекающие» в экономически развитые страны и с радостью там принимаемые.
Сложившаяся ситуация, характерная не только для Украины, но и для России, проанализирована Сухомлиным В.А., профессором МГУ [12]. Мы полностью разделяем взгляды автора. Суть их в следующем.
В свете глобализации для Европы возникает опасность оказаться в полнейшей экономической и политической зависимости от мо-
гущественной Северной Америки. Европа находит выход в интеграционном проекте, выстраивая единое образовательное пространство и единый рынок труда с тем, чтобы в результате обеспечить конкурентоспособность своей, европейской, экономики в противовес Америке. Декларативный уровень Болонского соглашения - это ни к чему не обязывающее соглашение о намерениях стремиться к сопоставимости европейских дипломов о высшем образовании. Механизм достижения цели:
- уровневая подготовка;
- кредитная система оценки учебной нагрузки;
- совместимая система оценки качества образования;
- единое Европейское приложение к диплому (то есть некий вкладыш с перечнем дисциплин, часов).
Получается, что чтобы дружить с Европой в сфере образования, совсем не обязательно крушить собственную систему, а достаточно обойтись одним типовым аналогом вкладыша в диплом. [12]
В Украине, как и в России, действовала модель монолитной подготовки специалиста. В противовес этому выдвигается положение о том, что дотянуться до Европы возможно лишь при введении двухуровневой системы высшего образования: «Бакалаврат - Магистратура». Однако Бакалаврат - это принципиально другой вид образования с акцентированным прагматическим уклоном. Магистратура - тоже существенно отличается от подготовки специалиста, да и магистров должно быть в несколько раз меньше, чем их готовит высшая школа Украины сегодня.
К чему ведет перестройка системы высшего образования? С одной стороны, только к снижению уровня массового профессионального образования. С другой, одна из основных задач Болонского процесса - привлечь студентов России, Украины в европейские университеты. Мы, выходит, обеспечиваем рабочие места западным профессорам. Там уже отбираются талантливые студенты для продолжения учебы, а «некондиция» возвращается обратно. Стареющая Европа задыхается без притока талантливой молодежи. «Школьное образование Франции,
Англии, Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века»... «Умение пользоваться калькуляторами привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач»... «Уровень математической подготовки в развитых странах вызывает тревогу». «Сплошная зубрежка, думать они совершенно не умеют, не знают дробей» [13, 14]. И это при условии, что в странах Запада имеет место достаточное финансирование программ, реализуемых в рамках национальных стратегий построения общества знаний. И в России, и у нас финансирование сферы образования осуществляется по остаточному принципу [12, 15 ], то есть катастрофически не хватает средств на образование. А тут еще реформы, проводимые госчиновниками, которым в политических целях нужен сиюминутный эффект. Следует сказать, что система образования относится к унаследованным системам [12], в которых не бывает сиюминутных результатов. Безусловно, в новых условиях глобализации необходимо обновление образовательной системы. И обновлением унаследованной системы должны заниматься специалисты-системщики (а не госчиновники) с тем, чтобы накопленный багаж максимально полно был использован в новых условиях [12].
Необдуманные реформы нанесли ощутимый удар по педагогическим кадрам, вызывая вымывание ценностей, разрушение субкультуры, обусловили психологический пессимизм молодежи («не в той стране родились», «не та история», «не те руководители», «не те ценности»). И как результат - неуважение ко всему: к государству, к власти, истории, законам, к старшим, к родителям, к учителю [16 - 19].
Выводы
Какой же выход? Противостоять разрушению традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранять кадры высшей квалификации с привлечением талантливой молодежи, не потерять опыт, накопленный десятилетиями. С учетом глобализации готовить специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в мультикуль-турной среде, быть конкурентоспособными, не чувствовать себя белой вороной.
Высшая школа в целом, отдельные учебные заведения, адаптируясь к новым условиям, стремятся искать ответы самостоятельно, не очень надеясь на поддержку государства. Нам говорят: «Для Украины много ВУЗов». (Вот банков - тьма-тьмущая - немного). Другие страны стремятся к расширению своей системы образования, поскольку - это престиж государства, его конкурентоспособность.
Мы далеки от ксенофобии. Одно четко знаем: без твердых моральных устоев невозможна качественная система образования.
Мы полагаем, что имеет право на жизнь как система подготовки специалистов по прежней «монолитной» схеме, так и по схеме «Бакалавр - Магистр». Кстати, в Китае (и не только) применяют различные схемы подготовки специалистов даже в одном учебном заведении. Принимают решение ректор, деканы [12].
Литература
1. Управление качеством продукции. ISO
9000 - ISO 9004, ISO 8402 // Международные стандарты, 1988. - 324 с.
2. ДСТУ ISO 9000-2001. Системи управлшня
яюстю. Основш положення та словник (ISO 9000:2000, IDT). - K.: Держстан-дарт Украши, 2001. - 26 с.
3. ДСТУ ISO 9001-2001. Системи управлшня
яюстю. Вимоги. (ISO 9000: 2000, IDT). -К.: Держстандарт Украши, 2001. - 23 с.
4. ДСТУ ISO 9004-2001. Системи управлшня
яюстю. Настанови полшшення дiяль-нютю (ISO 9004:2000, IDT). - К.: Держстандарт Украши, 2001. - 44 с.
5. Проблеми розробки та упровадження мо-
дульно! системи професшного навчан-ня: Зб. наук. прац. (Модуль 2001). - К.: Наук. свгг, 2001. - 324 с.
6. Комплекс нормативних документ для
розробки складових системи стандарт вищо! осв^и / Додаток до Наказу Мшосвгги № 285 ид 31.07.1998 р. - К., 1998.
7. Астахова В. Глобализация и новые нап-
равления образовательных стратегий // Новш Колепум. - 2007. - № 1. - С. 6 - 8.
8. Анищенко В., Михайличенко А. Подго-
товка специалистов в соответствии с требованиями системы качества ISO 9000 на основе модульной методики
МОТ // Новий Колепум. - 2006. - № 5. -С. 18 - 23.
9. Белова Л. Формування громадянських по-
зицш Украшсько! штел^енцп // Новий Колепум. - 2008. - № 2. - С. 21 - 23.
10. Зернов В. Взгляд на проблемы образова-
ния и способы их решения // Новий Колепум. - 2007. - № 1. - С. 23 - 27.
11. Ншолаенко С.М. Про стан науки i освгги
Укра1ни та посилення ролi громад-ськосп в 1х розвитку // Ршення розши-реного засщання Президи Громадсько! ради освган i науковцiв Укра1ни вщ 22.03.08.
12. Сухомлин В. А. Пустое множество // Га-
зета «Сов. Россия» от 06.03.08.
13. Арнольд В.И. Путешествие в хаос // Нау-
ка и жизнь. - 2001. - № 12.
14. Доценко В. С. Пятое правило арифметики
// Наука и жизнь. - 2005. - № 12. -С. 20-26.
15. Косухин М.М. и др. Инновационные под-
ходы в системе педагогического знания.
- Белгород : Изд-во БГТУ, 2008. - 23 с.
16. Астахова В. Углубление интеллектуаль-
ного кризиса в Украине : причины, последствия пути преодоления / Новий Ко-лепум. - 2008. - № 2. - С. 16 - 20.
17. Астахова Е. Удержать в человеке челове-
ческое // Новий Колепум. - 2008. - №1.
- С. 3 - 6.
18. Алексеенко А. Современная цивилизация
и духовная основа образования // Новий Колепум. - 2008. - № 1. - С. 7 - 10.
19. Белова Л. Новые воспитательные техно-
логии в образовании : задачи разработки и пути внедрения // Новий Колепум. -2007. - № 1. - С. 12 - 15.
Рецензент: А.К. Чаплыгин, профессор, д.филос.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 6 апреля 2009 г.