Научная статья на тему 'Организационные аспекты построения систем управления качеством в высшем фармацевтическом образовании'

Организационные аспекты построения систем управления качеством в высшем фармацевтическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система высшего образования / управление качеством / фармацевтика.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты построения систем управления качеством в высшем фармацевтическом образовании»

Посылкина О.В.

д.фарм.н., к.э.н., профессор, зав. кафедрой Национального фармацевтического университета (НФаУ), г. Харьков

Кайдалова А.В.

к.фарм.н., доцент НФаУ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ВЫСШЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: система высшего образования, управление качеством, фармацевтика.

Проблему обеспечения качества образования в системе высшего фармацевтического образования решить традиционными методами, то есть только путем контроля качества подготовки специалистов, практически невозможно. Необходим комплексный, системный подход к решению данной проблемы, реализация которого возможна только в рамках создания и развития системы управления качеством. Это в свою очередь предполагает: определение понятия качества образования, определение процедур и критериев оценки качества образования и непосредственно проведение мониторинга.

Как показывает мировая практика, одним из результативных методов обеспечения качества является создание системы управления качеством в соответствии с требованиям стандарта ISO серии 9000. На данный момент в вузах Украины, а их более 800, внедрено и сертифицировано лишь около 30 систем управления качеством. В целом же во всем мире более 20 тысяч вузов, которые имеют сертифицированные СМК.

Одной из наиболее сложных проблем, связанных с внедрением СМК, является отсутствие единой концепции и организационно-методических подходов разработки и внедрении СМК в высшем образовании. Поэтому проблема создания теоретических, методических, нормативных и информационных основ разработки СМК в высшем фармацевтическом образовании является актуальной с научной и практической точек зрения.

Анализируя опыт разработки и внедрения СМК в различных организациях, в том числе и в отечественных вузах, можно выделить два основных пути решения подобной проблемы:

- первый путь - это разработка формального комплекса документов в соответствии с требованиями стандартов ISO с целью дальнейшей сертификации. Такой вариант, как правило, выбирают небольшие организации, и наличие СМК является для них всего лишь маркетинговым инструментом. Эти организации, как правило, не экспортируют свою продукцию или услуги;

- второй путь - это переосмысление существующих подходов и методов управления вузом и приведение их в соответствие с требованиями международных стандартов ISO серии 9000. При выборе этого варианта внедрение СМК предусматривает не только формальную разработку соответствующей документации.

СМК в вузе охватывает не только процессы предоставления образовательных услуг. На основе процессного подхода в системе четко регламентируются процедуры анализа и исследования рынка образовательных услуг и рабочей силы, оценка удовлетворенности работодателей и управление жалобами, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты, воспитательная работа, управление персоналом как профессорско-преподавательским, так и вспомогательным, инфраструктурой [4-6].

На качество образования, как правило, влияют уровень компетентности преподавателей, система обучения и повышения их квалификации; организация учебного процесса, внедрение новых технологий и результатов научных исследований в учебный процесс; учебно-методическое обеспечение учебного процесса; материально-техническая база вуза; использование современный технологий; организация и обеспечение самостоятельной работы студентов; эффективность воспитательной работы и прочее.

Принципы качества, которые положены в основу международных стандартов ISO серии 9000, позволяют использовать их в разработке СМК в высшем фармацевтическом образовании:

- принцип 1 - ориентация на потребителя. Для вузов, в частности фармацевтического профиля, потребителями образовательных услуг выступают студенты и их родственники, работодатели, аспиранты и докторанты, органы исполнительной власти, общество и государство. Уровень удовлетворенности потребителя измеряется путем сопоставления целей и показателей деятельности вуза с ожиданиями потребителя.

Обратная связь с потребителями, оценка степени их удовлетворенности является важным аспектом результативности внедряемой СМК;

- принцип 2 - Роль высшего руководства. Высшее руководство вуза должно добиваются поставленных целей путем создания внутренней рабочей среды, в которой сотрудники полностью вовлечены в решение задач СМК;

- принцип 3 - Привлечения персонала. Вовлечение педагогического состава и сотрудников различных уровней и категорий в деятельность вуза в рамках СМК. Принцип вовлечения персонала предусматривает стремление персо-

нала к участию в постоянном обеспечении и повышение качества образовательных услуг; повышение ответственности за результаты своей деятельности; рост заинтересованности и мотивации сотрудников;

- принцип 4 - Процессный подход. Процессный подход позволяет выявить приоритетные направления деятельности вуза; прогнозировать результаты и оценивать возможности их улучшения; более эффективно использовать ресурсы;

- принцип 5 - Системный подход. Деятельность вуза необходимо рассматривать как единую систему с четко определенными процессами, установленными между ними связями и ответственными;

- принцип 6 - Постоянное улучшение. Предусматривает реагирование на изменения, уменьшение рисков и затрат, рост качества образовательных услуг путем повышения эффективности деятельности вуза;

- принцип 7 - принятие решений, основанных на фактах. Принятие решений, основанных на анализе фактических данных и полученной информации.

Система управления качеством в вузе, в том числе фармацевтического профиля, предусматривает: планирование показателей качества образования; контроль плановых показателей; возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий; возможность адаптации к внешней среде и др. [1, 2, 7].

На наш взгляд, обеспечение качества образовательных услуг предусматривает реализацию поставленных целей вуза и удовлетворение требований потребителя. Обеспечения качества образовательных услуг обеспечивается благодаря:

- созданию и внедрением стандартов для подготовки специалистов;

- разработке учебных планов и рабочих программ;

- созданию необходимого учебно-методического обеспечения;

- формированию современной материально-технической базы;

- компетентности преподавателей;

- проведению воспитательной работы со студентами;

- обеспечению базами для прохождения практик;

- систематическому проведению научной деятельности.

Проведенный теоретический и практический анализ показал, что управление качеством образовательных услуг в системе высшего фармацевтического образования предусматривает разработку и реализацию системы оценки качества образовательных услуг путем проведения:

- текущего контроля успеваемости студентов;

- оценки качественной успеваемости студентов по дисциплинам (модульный контроль);

- лицензионных интегрированных экзаменов «Крок-1» и «Крок-2»;

- защиты курсовых и дипломных работ;

- организации конференций и олимпиад для студентов;

- введения рейтинговых показателей для преподавателей и кафедр.

В контексте исследования можно аргументировать, что улучшению качества образовательных услуг также способствуют мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности вуза, среди них:

- обучение и аттестация кадрового состава;

- мотивация преподавателей;

- разработка и реализация системы обратной связи о степени удовлетворенности потребителей;

- постоянный маркетинг абитуриентов и рынка труда;

- совершенствование учебных программ с учетом полученной обратной связи от работодателей;

- внутренние аудиты;

- реинжиниринг бизнес-процессов.

Таким образом, внедряемая система управления качеством в вузе фармацевтического профиля необходима для установления четких понятий компонентов системы и взаимосвязей между процессами обеспечения, управления и улучшения качества образовательных услуг.

Анализ практики внедрения стандартов ISO 9000 в высшей школе дает возможность выделить основные организационные аспекты в разработке СМК в вузах фармацевтического профиля:

- принятие решения относительно разработки и внедрения СМК в вузе входит в компетенцию высшего руководства и требует четкого определения целей или ожидаемых результатов, а также планирования реальных программ для достижения поставленных целей при внедрении СМК. Принятие решения о внедрение СМК должно обусловливаться пониманием высшего руководства необходимости изменений традиционных подходов готовности к внедрению инноваций, изменениям подходов в управлении и деятельности вуза. Стандарты ISO 9000 содержат общеметодологические подходы и рекомендации к созданию СМК и поэтому при разработке СМК в вузах именно эти методологические подходы и принципы должны быть взяты за основу. При этом при построении СМК в каждом вузе целесообразно учитывать отраслевую специфику, особенности учебного процесса и т.д.;

- переход от обеспечения качества к управлению качеством. Стандарт ISO 9000 предусматривает не только взаимосвязь между организацией и потребителями, но и взаимосвязь между сотрудниками организации. Внедрение СМК направлено на развитие горизонтальных связей и повышение ответственности каждого сотрудника. СМК в вузе требует четкой организации в разработке системы, в которой должны быть задействованы все без исключения сотрудники, не зависимо от их обязанностей;

- формирование плана (этапов) разработки и внедрения СМК в вузе. Как правило, разработку и внедрение СМК условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап включает ознакомление и обучение сотрудников, формирование рабочей группы по разработке СМК. Основной этап предусматривает формирование политики, целей и стратегии в сфере управления качеством в вузе; усовершенствование организационной структуры и создание отдела обеспечения качеством; определение процессов и их взаимосвязей; определение критериев результативности. На завершающем этапе проводится внутренний аудит и сертификация СМК;

- необходимость документирования внедряемой СМК в вузе. Четкое определение процессов и уровней документации позволит грамотно разработать пакет документов с учетом требований стандарта. Для разработки системы документации СМК предварительно необходимо провести анализ существующей документации вуза. После полного согласования документированных процедур с руководством вуза осуществляется внедрение необходимой системы документации.

Таким образом, основными организационными аспектами разработки и построения системы управления качеством в высшем фармацевтическом образовании является четкое понимание руководством и сотрудниками сущности и необходимости внедрения СМК в деятельность вуза; повышение мотивации всех участников; кадровый потенциал; учебно-методическое обеспечение; материально-техническая база; соответствие системы мониторинга качества образования мировым стандартам; информированность о системе качества в вузе и др.

Список литературы

1. Боброва Л.В., Писарев А.Ю. Проблемы управления качеством образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: Центр стратегических исследований, 2013. - № 2 (49). - С. 271-274.

2. Липская В.В. Менеджмент системы качества в высших учебных заведениях Украины: состояние и перспективы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 337-339.

3. Лисенко В.П. Передумови впровадження системи управлшня яюстю у вищому навчальному заклад1 / В.П. Лисенко, 1.П. Тав-луй // Стандартизащя, сертифжащя, яюсть. 2011. - № 4 (71). - С. 65-69.

4. Системи управлшня яюстю. Вимоги: (ISO 9001: 2008, IDT): ДСТУ ISO 9001: 2009. - [На замшу ДСТУ ISO 9001:2001; чинний вщ 2009-09-01]. - К.: Держспоживстандарт Украши, 2009. - 33 с.

5. Системи управлшня яюстю. Настанови щодо застосування ISO 9001: 2000 у сфер1 освгти: (IWA 2: 2003, IDT): ДСТУ IWA-П 2: 2007. - [Уведено вперше; чинний ввд 2008-01-01]. - К.: Держспоживстандарт Украши, 2008. - 62 с.

6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.

7. Управление качеством профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов. Клочко А.О. / Тематический выпуск «Высшее образование Украины в контексте интеграции в европейское образовательное пространство». - К.: Гнозис, 2014. -С.85-92.

8. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Система менеджмента качества образования в медицинском вузе // Успехи современного естествознания. 2008. - № 9 - С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.