Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / организация / атрибуты / качество изготовления продукции / подпроцесс управления / шкалы состояния атрибутов / проблемы / предложения / management / organization / attributes / product manufacturing quality / management subprocess / attribute status scales / problems / suggestions

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Б.Н. Герасимов

Комплекс компонентов в экономических системах обеспечивает функционирование деятельности процесса управления качеством производства для достижения и реализации их целей и стратегии. Определение атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления качеством изготовления продукции организаций на основе 10бальных шкал позволило выявить проблемы в рамках выбранной организации. Для устранения проблем разработаны инновационные предложения, повышающие эффективность организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE QUALITY MANAGEMENT PROCESS PRODUCTION OF ORGANIZATIONS' PRODUCTS

The complex of components in economic systems provides the functions of the activity of the production quality management process in order to achieve and implement their goals and strategies. The definition of the attributes of the normative state of the subprocess of manufacturing quality management of organizations based on 10-point scales made it possible to identify problems within the selected organization. To eliminate problems, innovative proposals have been developed that increase the efficiency of the organization.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-86-93

Аннотация. Комплекс компонентов в экономических системах обеспечивает функционирование деятельности процесса управления качеством производства для достижения и реализации их целей и стратегии. Определение атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления качеством изготовления продукции организаций на основе 10-бальных шкал позволило выявить проблемы в рамках выбранной организации. Для устранения проблем разработаны инновационные предложения, повышающие эффективность организации.

Ключевые слова: управление, организация, атрибуты, качество изготовления продукции, подпроцесс управления, шкалы состояния атрибутов, проблемы, предложения.

Управление качеством является ключевой функцией в деятельности любой экономической системы типа «организация». Качество продукции и услуг организаций всегда является окончательным результатом на каждой стадии жизненного цикла всех видов их деятельности. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования организаций в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции [1, 7].

Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности изготовления в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Без обеспечения стабильного качества продукции, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.

По современным стандартам качество -это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [2, 5]. Исходя из понятия основных потребительских свойств продукции или услуг, различаются и поня-

тия управления качеством, которые реализуются несколькими подпроцессами управления в организациях. Выберем ключевые подпроцессы процесса управления качеством производства организаций: управления качеством изготовления продукции, управление качеством технологий изготовления продукции и управление качеством ресурсов [8]. Рассмотрим подробнее нормативное состояние ключевых атрибутов подпроцесса управления качеством изготовления продукции организации.

Управление качеством изготовления продукции определяет действия, которые можно предпринять для создания, эксплуатации или потребления продукции и включает все функции управления, полномочий и ответственности, с помощью которых происходит реализация функциональных задач для достижения заданных целей и поставленных задач.

Ключевые атрибуты нормативного состояния подпроцессов управления в экономических системах включают вход, выход, преобразования, различные виды ресурсов, критерии эффективности и качества. Содержание ключевых атрибутов подпроцесса управления качеством изготовления продукции организации представлено на основе работ [6, 9] на табл. 1.

Таблица 1. Содержание ключевых атрибутов нормативного состояния подпроцесса

управления качеством изготовления продукции организации

Наименование атрибута Содержание (характеристика)

Вход Потребности в производстве качественной продукции на основе изучения их стандартов и характеристик для последующего изготовления и продвижения её на рынок для потребления

Основные этапы преобразования входа в выход Определение критериев качества изготовления продукции, определение поставщиков для процесса поставки качественных ресурсов, качественное заполнение документации при выборе оборудования, контроль качества изготовления продукции по стандартам, ГОСТ, оформление производственной документации в подразделениях, контроль сроков годности изготовления продукции, проведение мероприятий по повышению уровня качества изготовления продукции

Выход Удовлетворение потребностей рынка в поставляемой продукции для последующего возобновления производственного цикла, в т.ч. изготовления продукции высокого качества без ущерба для экономики организации

Материальные ресурсы Качественные ресурсы и сырье, расходные материалы для поставки качественных изготовления продукции в организацию

Информационные ресурсы Сертификаты на качество продукции, сертификация соответствию ГОСТ, ТУ, СТП, сметы временных поставок изготовления продукции и сроков хранения и доставки, справки от потребителей о качестве поставленной продукции

Методические ресурсы База данных сотрудников отдела качества продукции, технологии изготовления продукции, должностные инструкции соответствия стандартам качества производства, нормативы, стандарты, образцы

Трудовые ресурсы Менеджеры отдела контроля качества продукции, начальник отдела производства, менеджер отдела комплектации и управления качеством, экономист, технологи, нормировщик, регистратор, мастера, бригадиры, контроллеры, аналитики, дефектолог

Технические ресурсы Компьютерное оборудование, механизмы и приборы для измерения срока годности изготовления продукции, оптическое оборудование (линзы, лупы), инструменты измерения качества продукции

Правовые ресурсы Договора с потребителями продукции, регламент нормативов качества хранения продукции, стандарты ГОСТ о качестве изготовления продукции, технологии оценки качества, положения о контроле качестве сырья и готовой продукции, инструкции, регламенты, акты приема изготовления продукции, отчеты о дефектах, браке

Периодичность выполнения Ежедневная/ ежесуточная проверка и текущий контроль качества и сроков годности изготовления продукции

Критерии качества Стандарты качества по ГОСТу, параметры оценки и контроля качества изготовления продукции, достойный внешний вид, гарантийный срок, время хранения, наличие скидок, скорость выполнения заказа

Критерии эффективности Автоматизация операций улучшения качества изготовления продукции, повышение безопасности их хранения и доставки, производительности труда по контролю качества продукции, сокращение затрат на устранения дефектов и брака

Показатели качества продукции и эффективности являются наиболее важными составляющими подпроцесса управления качеством изготовления продукции организации и включают оценки уровня автоматизации внутренних процессов по улучшению качества изготовления продукции, повышение безопасности изготовления продукции, высокий уровень производительности труда отдела по контролю качества, эффективное хранение и складирование изготовления продукции для сохранения их качества и целостности.

Подпроцесс управления качеством изготовления продукции - это целенаправленная деятельность по изготовлению продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Рассмотрим 4 организации, производителей кондитерских изделий, находящихся в одном регионе Поволжья: ООО «Орешкин», ООО «Услада»,

ООО «Белка» и ООО «Сладков». Это необходимо для дальнейшего исследова-

ния, сопоставления и оценки состояния процесса управления качества производства продукции экспертами. Проведение экспертизы специалистами процессной деятельности данных организаций одной отрасли является важным фактором исследования их производственной деятельности и поможет этим организациям в дальнейшем реформировании их профессионального потенциала [4, 10].

Для четкого и точного определения оценки фактических состояний подпро-

цесса управления качеством изготовления продукции организаций используется метод оценки с помощью шкал. Учитывается низкое, среднее и высокое состояние атрибутов и проводится анализ формирования 10-бальной шкалы подпроцесса управления качеством изготовления продукции организаций [3, 11]. Фрагмент шкалы фактических состояний атрибутов подпроцесса управления качеством изготовления продукции выбранных организаций представлен в таблице 2.

Таблица 2. Шкалы оценки фактических состояний атрибутов подпроцесса управления качеством изготовления продукции организаций (фрагмент)_

Наименование атрибутов подпроцесса управления Состояние

низкое нормальное (среднее) высокое

Основные этапы преобразования входа в выход Отсутствие четких критериев качества изготовления продукции Некачественное заполнение документации и отчетности о сроках годности и качестве изготовления продукции Наличие некоторых критериев качества изготовления продукции Более качественное ведение документации Подбор наилучших специалистов для проверки качества изготовления продукции Самые свежие ресурсы и сырье, которые полностью соответствуют стандартам ГОСТ

Информационные ресурсы Нет сертификатов на сырье и его качество Нескорректированные сметы временных поставок изготовления продукции и сроков хранения Частично собранные сертификаты на сырье и его качество Заполненные сметы контроля качества изготовления продукции Полный состав сертификатов на качество производственного процесса Полное наличие смет, справок о соответствия изготовления ГОСТ, ТУ, СТП

Трудовые ресурсы Менеджеры отдела технического контроля качества изготовления продукции низкой квалификации Нет начальника отдела контроля качества изготовления продукции Повышенная квалификация менеджеров отдела технического контроля качества изготовления продукции Новый начальник отдела контроля качества изготовления продукции Менеджеры высокой квалификации отдела технического контроля качества изготовления продукции Постоянны начальник отдела качества изготовления продукции

Критерии эффективности Отсутствие автоматизации процессов по улучшению качества изготовления продукции Пониженный уровень безопасности изготовления продукции Улучшенная автоматизация процессов по улучшению качества изготовления продукции Средний уровень безопасности изготовления продукции Прекрасная автоматизация процессов по улучшению качества изготовления продукции Высокий уровень и доверие к безопасности изготовления продукции

Нормальное состояние конкретного атрибута подпроцессов процесса управления качеством изготовления продукции организаций относительно низкого его состояния или высокое состояние относительно нормального является инновационным и может претендовать на выработку специалистами нововведений и предложений для улучшения состояния любого атрибута

подпроцесса управления качеством изготовления продукции организаций.

Инновационные предложения что могут повысить уровень реализации подпроцесса управления качеством изготовления продукции и возможно повлияет в будущем на развитие производственной деятельности выбранных организаций в целом [12, 14]. Фрагмент формирования 10-бальной шкалы подпроцесса управления качеством

изготовления продукции организаций по работам [6] приведен в таблице 3.

Таблица 3. Шкала подпроцесса управления качеством изготовления продукции органи-

заций (фрагмент)

Значение шкалы Атрибуты

Основные преобразования Информационные ресурсы Трудовые ресурсы Критерии эффективности

2 Выделение некоторых критериев качества изготовления продукции Появление стандартов ГОСТ, которым будет придерживаться организация для контроля качества изготовления продукции Менеджер по контролю качества изготовления продукции Неполный контроль поставщиков на качество изготовления продукции

5 Установление показа-гелей качества по контролю изготовления продукции Сертификация о проведенных мероприятиях по повышению качества изготовления продукции Отдел обеспечения качества, группа по самоинспекции и аудиту качества изготовления продукции Полнота предоставления в соответствии с требованиями (стандартами) качества изготовления продукции

9 Проведение мероприятий по повышению качества изготовления продукции, их контроля и анализ данных Формированные справки о качестве изготовления продукции и ГОСТ Сметы все операции изготовления продукции Группа самоинспекции и аудита контроля качества изготовления продукции Высокий уровень производительности труда отдела контроля качества изготовления продукции

Рассмотрим состояние подпроцессов реализации политики в рамках процесса управления качеством производства организаций на основе экспертных оценок. Экспертиза специалистов позволяет рассмотреть фактическое состояние подпроцессов процесса управления качеством производства продукции более детально, чтобы увидеть потенциальное решение;

Данный экспертный лист оценки состояния выбранных подпроцессов управления показывает уровень выбранных подпроцессов управления и оценки по каждой из четырех организаций, которые в дальнейшем помогут выявить среднюю оценку и оценить каждую организацию экспертами.

получить исчерпывающую информации по выбранным организациям, исследовать и определить надежность предлагаемых оценок и последующих управленческих решений [13]. Экспертный лист оценки фактического состояния подпроцессов процесса управления качеством производства продукции организаций приведен в таблице 4.

Оценочный лист экспертных значений фактического состояния отдельных подпроцессов процесса управления качеством производства продукции ООО «Сладков» представлен в таблице 5.

Таблица 4. Экспертный лист оценки фактического состояния процессов управления ка-

чеством производства продукции организаций Эксперт 1

№ п/п Наименование подпроцессов управления Организации

ООО «Сладков» ООО «Услада» ООО «Орешкин» ООО «Белка»

1 Управление качеством изготовления продукции 8,7 6,3 5,8 7,2

2 Управление качеством технологий изготовления продукции 7,2 6,8 7,1 8,4

3 Управление качеством ресурсов 7,5 7,3 6,5 5,6

Таблица 5. Оценочный лист оценки значений фактического состояния подпроцессов процесса управления качеством производства изготовления ООО «Сладков» _

№ п/п Наименование подпроцессов управления Эксперты Средняя оценка

1 2 3 4 5

1 Управление качеством изготовления продукции 8,7 9,7 7,2 4,9 8,1 7,7

2 Управление качеством технологий изготовления продукции 7,2 8,0 7,3 5,0 7,4 6,9

3 Управление качеством ресурсов 7,5 8,1 7,1 4,8 8,5 7,2

В таблице 5 была предоставлена средняя оценка пяти экспертов отдельных подпроцессов процесса управления качеством производства продукции ООО «Сладков».

Итоговые данные экспертной оценки фактического состояния атрибутов подпроцессов управления качеством изготовления всех выбранных организаций представлен в таблице 6.

Таблица 6. Итоговые данные экспертной оценки фактического состояния атрибутов

№ п/п Наименование подпроцессов управления Организации Средняя оценка

ООО «Сладков» ООО «Услада» ООО «Орешкин» ООО «Белка»

1 Управление качеством изготовления продукции 7,7 6,8 5,7 7,2 6,8

2 Управление качеством технологий изготовления продукции 6,9 6,9 6,3 7,5 6,9

3 Управление качеством ресурсов 7,2 6,7 6,3 6,8 6,7

Проведение экспертного исследования атрибутов подпроцессов управления процесса управления качеством производства продукции нескольких организаций с помощью специалистов позволяет сделать вывод, что средняя оценка является ориентиром для формирования инновационных предложений и последующего их внедрения для повышения качества продукции.

Предложения по улучшению состояния подпроцессов управления качеством продукции организаций - это совокупность

методологических инструментов, которые дают возможность повысить эффективность отдельных атрибутов процессного управления и устранения существующих проблем [15].

Фрагмент определения отклонений от нормативного состояния и характеристики фактического состояния подпроцесса управления качеством изготовления продукции ООО «Сладков» представлены в таблице 7.

Таблица 7. Отклонения и характеристики фактического состояния подпроцесса управ-

ления качеством изготовления продукции ООО «Сладков» (фрагмент)

Оценки

количественные

средняя факт отклонение качественная Причина отклонения значения оценки от средней

6,8 7,7 - 0,9 Установленный контроль качества изготовления продукции по стандартам ГОСТ, а также контроль сроков годности изготовления продукции и свежести сырья Регистрационное удостоверение о свежести и сроков годности изготовления продукции. Декларация о соответствии качества. Сертификат соответствия стандартам качества изготовления продукции. Аналитический отдел, отдел по работе с претензиями, отдел оформления сделок с поставщиками для поставки качественной продукции Увеличение роста прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества и изготовления продукции по наилучшим стандартам Несоблюдение контроля качества и соответствия ГОСТ Нет сертификации качества сырья Ненадежные поставщики для поставки качественного сырья Работники отдела качества невысокой квалификации

Фрагмент инновационных предложений товления продукции ООО «Сладков» по улучшению фактического состояния представлены в таблице 8. подпроцесса управления качеством изго-

Таблица 8. Предложения по улучшению состояния подпроцесса управления качеством

изготовления продукции ООО «Сладков» (фрагмент)

Причина отклонения значения состояния подпроцесса управления Предложения по улучшению состояния подпроцесса Средства реализации Ожидаемые результатов

Неточное определение стандартов качества изготовления продукции Четкое установление стандартов качества продукции по ГОСТ и следованиям им Контроль качества изготовления продукции на каждом этапе производства Соотнесение критериев ГОСТ и качество имеющихся изготовления продукции Найм сотрудника, отвечающего за стандарты качества производственного процесса Высококачественные инструменты измерения качества продукции, соответствующие всем стандартам ГОСТ Выявленный постоянный контроль качества изготовления на всех стадиях производства

Пробы и образцы готовой продукции не отслеживаются четко и своевременно Контроль готовой продукции на каждом этапе Исследования каждой пробы готовой продукции Закупка оборудования для ежедневного контроля готовых изделий Проведение проверки готовой продукции и выявление брака Готовая продукция соответствует нормативом ГОСТ Проверка готовой продукции проводится тщательно на всех этапах

Устранение отклонений от фактического состояния подпроцесса управления качеством изготовления продукции ООО «Сладков» является важным этапом исследования и реформирования его производственной деятельности, чтобы в дальнейшем предотвратить отрицательные отклонения и избежать проблемы в рамках процессного управления. Выявление при-

чин отклонения помогло определить предложения и рассмотреть ожидаемые результаты.

Процесс управления качеством изготовления продукции организации является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации пищевой промышленности. Качество выпускаемых продуктов, включая услуги, всегда являет-

ся значимым результатом на каждой ста- и поддерживает приоритет предупрежда-дии его жизненного цикла и производ- ющих действий и мероприятий в противо-ственного процесса. положность методам обнаружения и

Эффективное управление качеством устранения уже имеющих место несоот-продукции в настоящее время определяет ветствий на стадии потребления.

Библиографический список

1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 368 с.

2. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: СЕТ, 1995. - 272 с.

3. Герасимов Б.Н. Методология управления в экономических системах. - Саратов: Амирит, 2023. - 500 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3.

- С. 6-19.

5. Герасимов Б.Н. Построение экономических систем типа «организация» на основе научной и практической целесообразности // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2022. - №4. - С. 18-30.

6. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты процессного управления в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023.

- №1. - С. 4-16.

7. Герасимов Б.Н. Исследование и оценка сложности задач управления в рамках процессной деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. -№ 2. - С. 12-26.

8. Герасимов К.Б. Методология управления операциями организации: подпроцессы, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №24 (278). -С. 96-101.

9. Герасимов К.Б. Развитие подпроцесса управления инновационным проектированием в организации // Методология развития управления, экономики и образования. - Пенза: ПДЗ, 2023. - С. 41-59.

10. Герасимов К.Б. Исследование и результаты деятельности экономических систем // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2023. -С. 299-306.

11. Гостева П.П., Колчина И.В. Роль стандартов организации в обеспечении качества // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-4. - С. 40-42.

12. Зайцев Г.Н. Управление качеством в процессе изготовления. - М.: Риор, 2015. -63 с.

13. Кириллов В.И. Метрологическое обеспечение технических систем. - Минск: Новое знание, 2021. - 424 с.

14. Огвоздин В.Ю. Управлением качеством: Основы теории и практики. - М.: Дело и сервис, 2019. - 160 с.

15. Сафиуллин М.Р. Стандартизация системы управления организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/management_standart.shtml.

REFORMING THE QUALITY MANAGEMENT PROCESS PRODUCTION OF ORGANIZATIONS' PRODUCTS

B.N. Gerasimov, Doctor Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. The complex of components in economic systems provides the functions of the activity of the production quality management process in order to achieve and implement their goals and strategies. The definition of the attributes of the normative state of the subprocess of manufacturing quality management of organizations based on 10-point scales made it possible to identify problems within the selected organization. To eliminate problems, innovative proposals have been developed that increase the efficiency of the organization.

Keywords: management, organization, attributes, product manufacturing quality, management subprocess, attribute status scales, problems, suggestions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.